В статье прослеживается связь воспитания и обучения в истории духовного образования на примере ситуации с преподаванием древних языков. Классическое образование состоит не в заучивании грамматики, а в системном развитии самостоятельного и глубокого мышления, в привитии учащимся дисциплины ума, представления о духовной ответственности за свою интеллектуальную деятельность, что и было заложено в уставе семинарии. Семинария родственна классической гимназии как тип средней общеобразовательной школы XIX в., направленный на формальное обучение. Критика недостатков учебного процесса и убогости бурсы в журналах того времени зачастую выливалась во вражду к духу классицизма в средней школе и в борьбу за реализм, победа которого в XX в. дала обществу единую политехническую школу.
классицизм, реализм, древние языки, греческий язык, латинский язык, семинария, формальное обучение, воспитательные принципы, духовное образование, XIX век