/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :4 (23)

ПЕДАГОГИКА

Метлик Игорь Витальевич; Склярова Татьяна Владимировна

Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе

Склярова Т. В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 7-23
PDF
В статье рассматривается проблема стандартизации религиозного образования Русской Православной Церкви в средней школе в контексте процессов возрастания влияния Церкви на общественную жизнь, развития государственно-конфессиональных отношений, институционализации религиозного образования в Российской Федерации в постсоветский период. Анализируются подходы к решению данной проблемы, предлагается формат разработки стандарта православного компонента общего образования в православных школах и в иных общеобразовательных учреждениях (учебные предметы, курсы, модули православной культуры).
образование, религиозное образование, система образования, религиозное образование Русской Православной Церкви, православное образование, общеобразовательная школа, православный компонент общего образования, стандартизация общего образования

Метлик Игорь Витальевич


Склярова Татьяна Владимировна

Розина Ольга Владимировна

Организация и педагогическое сопровождение процесса самообразования преподавателей «православной культуры»

Розина О. В. Организация и педагогическое сопровождение процесса самообразования преподавателей «православной культуры» // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 24-36
PDF
В современных условиях, когда основная подготовка педагогических кадров к преподаванию предмета «Основы православной культуры» и духовно-нравственному воспитанию учащихся проходит в последипломный период, возрастает роль самообразования учителя. Но, в отличие от традиционных подходов к этому виду познавательной деятельности, данная подготовка имеет особенности, обусловленные как характером самого предмета и половозрастным составом учительского корпуса, так и исходным уровнем профессионально-педагогической компетентности преподавателей, что требует педагогического сопровождения данного процесса. При организации самостоятельной работы по изучению предмета «Основы православной культуры» большую помощь могут оказать андрагогический подход и общие принципы непрерывного образования. Наиболее перспективным и эффективным представляется путь интеграции самообразования и модульных курсов повышения квалификации.
учителя «православной культуры» и духовно-нравственного воспитания, профессионально-педагогическая компетентность, непрерывное образование, самообразование, андрагогический подход, педагогическое сопровождение

Розина Ольга Владимировна

Меньшиков Владимир Михайлович

Зачем изучать религию в общеобразовательной школе

Меньшиков В. М. Зачем изучать религию в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 37-45
PDF
В статье рассматриваются вопросы необходимости изучения религиозной культуры в современной российской школе с позиций духовно-нравственного развития человека и доказывается, что религиозная культура столь же необходима для полноценного духовно-нравственного развития человека, как наука — для интеллектуального, а искусство — для эстетического.
духовно-нравственное развитие человека, духовно-нравственное воспитание человека, содержание воспитания, содержание духовно-нравственного воспитания, православная культура как основа содержания духовно-нравственного воспитания, социально-педагогические а

Меньшиков Владимир Михайлович

Факторович Алла Аркадьевна

Ценностные приоритеты современных преподавателей ВУЗа

Факторович А. А. Ценностные приоритеты современных преподавателей ВУЗа // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 46-52
PDF
В статье вопрос о качестве современного высшего образования рассматривается в контексте качества отношений преподавателей и студентов, качества духовно-нравственного развития и профессионального воспитания обучающихся. Проанализированы доминантные ценности-цели современных вузовских преподавателей и показана необходимость обновления в современных условиях ценностных приоритетов вузовского педагогического сообщества. Доказывается важность единого ценностного фундамента, превращающего вуз в пространство личностно-профессионального и личностно-смыслового самоопределения студентов.
качество образования, педагогическое взаимодействие, духовно-нравственное развитие, система ценностей, профессиональное воспитание, педагогическая культура преподавателя вуза

Факторович Алла Аркадьевна

Лифинцева Нина Ивановна

Духовно-нравственное воспитание как основа формирования целостного образа мира развивающегося человека

Лифинцева Н. И. Духовно-нравственное воспитание как основа формирования целостного образа мира развивающегося человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 53-61
PDF
В статье актуализируется проблема психологического содержания и механизмов духовно-нравственного воспитания личности; проблематизируется содержание понятий «целостный образ мира», «образ развития», «психологический механизм духовного воспитания»; обозначаются источники и психологическое содержание духовно-нравственного воспитания развивающегося человека в контексте педагогического учения К. Д. Ушинского.
целостный образ мира, психологический механизм воспитания, образ развития, психологическое содержание духовно-нравственного развития

Лифинцева Нина Ивановна

Никитченков Алексей Юрьевич

Анализ образного мира произведений устного народного творчества в системе филологической и методической подготовки учителя начальных классов

Никитченков А. Ю. Анализ образного мира произведений устного народного творчества в системе филологической и методической подготовки учителя начальных классов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 62-72
PDF
Статья посвящена одному из актуальных вопросов профессиональной подготовки учителя начальных классов, поскольку в центре внимания младшего школьника как читателя оказывается именно образный мир устно-поэтического произведения. Автором изложено основное содержание филологической и методической подготовки учителя в обозначенном аспекте, уточнен понятийный аппарат, методические условия и профессиональные компетенции, необходимые будущему учителю для успешной организации литературного чтения произведений устного народного творчества и анализа их образного мира в современной начальной школе.
устное народное творчество, художественный образ, образный мир произведения, методика литературного чтения, профессиональная подготовка учителя начальных классов

Никитченков Алексей Юрьевич

Никулина Елена Николаевна

Понятие личности в педагогическом наследии К. Д. Ушинского

Никулина Е. Н. Понятие личности в педагогическом наследии К. Д. Ушинского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 73-103
PDF
Статья посвящена одному из базовых понятий педагогики К. Д. Ушинского — категории личности. В статье предпринята попытка анализа и систематизации всех рассуждений о личности, встречающихся в обширном педагогическом наследии Ушинского. Особое внимание уделено определению личности, ее существенным свойствам, соотношению понятий «личность» и «природа человека». В статье изложены взгляды Ушинского на понятие «личность» в антропологическом, правовом, социальном и педагогическом аспектах, а также рассматриваются взгляды педагога на народ как коллективную историческую личность.
личность, свойства личности, природа человека, дух, душа, сознание, чувство, свобода воли, историческая личность

Никулина Елена Николаевна

Басов Николай Федорович

Зарождение и развитие системы подготовки кадров социальных работников в России

Басов Н. Ф. Зарождение и развитие системы подготовки кадров социальных работников в России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 104-111
PDF
В статье раскрывается процесс зарождения и развития подготовки профессиональных кадров социальных работников как в дореволюционной, так и в современной России. Определенное внимание уделено характеристике развития социального образования в зарубежных странах, опыт которых оказал влияние на возрождение системы подготовки социальных работников в России в 90-е гг. XX столетия.
система подготовки социальных работников, социальное образование, работники социального обеспечения, социальная сфера, социальное образование в зарубежных странах, профессиональная социальная работа

Басов Николай Федорович

Налётова Наталья Юрьевна

Православное образование в условиях западного прозелетизма Речи Посполитой (XVI В.)

Налётова Н. Ю. Православное образование в условиях западного прозелетизма Речи Посполитой (XVI В.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 112-117
PDF
Юго-западная Русь, оказавшаяся перед лицом религиозного и культурного западного прозелитизма Речи Посполитой, реализовала новую модель православной образованности, которая носила более модернизированный характер, чем та, которая существовала в традиционной Руси. Антитезой иезуитским коллегиям становятся церковно-общественные братские школы, в которых был осуществлен синтез светского образования и религиозно-нравственного воспитания.
история образования, православные образовательные традиции, братские школы Юго-Западной Руси

Налётова Наталья Юрьевна

Беленчук Лариса Николаевна

Ранние славянофилы и западники о просвещении в России в свете крестьянской реформы (к 150-летию освобождения крестьянства)

Беленчук Л. Н. Ранние славянофилы и западники о просвещении в России в свете крестьянской реформы (к 150-летию освобождения крестьянства) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 118-132
PDF
Статья раскрывает основные направления идейных разногласий в освещении проблемы просвещения русского крестьянства в период реформы 1861 г.
просвещение народа, крестьянская реформа 1861 г., славянофилы, западники

Беленчук Лариса Николаевна

ПСИХОЛОГИЯ

Воля Елена Сергеевна

Образовательная биография в свете психологических рефлексий

Воля Е. С. Образовательная биография в свете психологических рефлексий // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 135-141
PDF
В статье выделен и охарактеризован аспект образовательной биографии для возможного психолого-педагогического анализа биографических (автобиографических) текстов, позволяющий исследовать личностный рост в учительстве и ученичестве.
образовательная биография, личностный рост в образовании

Воля Елена Сергеевна

Кузьменкова Ольга Валентиновна

Феноменологический концепт возможностей разрешения внутриличностных противоречий у учителей

Кузьменкова О. В. Феноменологический концепт возможностей разрешения внутриличностных противоречий у учителей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 142-149
PDF
В статье предлагаются результаты феноменологического исследования возможностей разрешения внутриличностных противоречий у учителя как совокупного субъекта. Исследование представляет собой анализ субъективных ассоциаций, определяющих субъективное пространство существования внутриличностных противоречий и оснований их разрешения в профессиональном сознании учителей.
внутриличностные противоречия, возможности разрешения внутриличностных противоречий, семантические цепочки, естественные категории, совокупный субъект, поля связанности

Кузьменкова Ольга Валентиновна

Мишина Галина Александровна; Черничкина Юлия Дмитриевна

Генезис вокализаций в дословесном периоде

Черничкина Ю. Д. Генезис вокализаций в дословесном периоде // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 150-155
PDF
В статье рассматривается понятие «вокализация» с точки зрения разных научных подходов; анализируются имеющиеся научные данные относительно природы вокализаций и условий их формирования; представлены различные подходы к классификации речевого развития. Также в статье раскрывается содержание понятия функций вокализаций и их направленность, рассматриваются различные подходы к классификации функций. Авторы статьи подчеркивают, что определение в процессе диагностики уровня развития функций вокализаций позволяет дать объективную и более полную оценку дословесному и словесному периоду развития речи ребенка младенческого и раннего возраста.
вокализация, онтогенез, речь, периодизация, крик, гуление, лепет, функция

Мишина Галина Александровна


Черничкина Юлия Дмитриевна