Статья посвящена обзору изменений в среднем духовном образовании России в период действия Уставов семинарий 1814 и 1867 гг. Содержание духовного образования направленно было в идеале к постижению Священного Писания и святоотеческих трудов, к освоению исторического пути Православия. Но программы менялись в духе времени, делая акцент то на богословских, то на общеобразовательных предметах, то вводя специальные дисциплины прикладного характера. Рассмотрение воспитания на материале положений первого и второго уставов показывает противоречивость семинарии: она представляет собой учебное заведение для детей духовенства, а с другой стороны —школу для профессиональной подготовки пастырей, с высокими требованиями к образовательным результатам, вследствие чего далеко не все воспитанники могут получить документ о ее окончании. Требования к поведению суровы, воспитание мыслится как приучение к повиновению. Спартанские условия быта в бурсе, обусловленные скудостью финансирования, считались в XIX в. воспитательными мерами сродни аскетическим упражнениям.
история образования, воспитание, духовные семинарии, бурса, дисциплина, XIX век, уставы.