Одной из традиций, заложенных в отечественных университетах, является развитие у будущих специалистов навыков самостоятельной работы, приобщение их к научному поиску. Задача развития критического мышления на основе включения студентов в самостоятельную работу с источниками информации до сих пор остается первоочередной в университетском образовании, утверждает автор статьи. На современном этапе развития общества, характеризующемся стремительным возрастанием объема научной информации, необходим человек, способный к активному и творческому овладению знаниями, критическому анализу получаемой информации. В профессиональной педагогической деятельности это умение анализировать, объяснять получаемую информацию с позиции освоения подходов к решению какой-то определенной педагогической проблемы. На страницах педагогической печати в конце XIX в. нередко возникали дискуссии на тему применения лекционных занятий в учебном процессе университета. Одни считали, что основой обучения в высшей школе должно быть самообразование. Зачем студента обязывать слушать изложение наук из уст преподавателя, заявляли они, когда он может самостоятельно читать подлинники и получать из них не менее, а более знаний. Оппоненты возражали: «Почему выписать из книги — самостоятельно, а прослушать внимательно лекцию и составить ее конспект — несамостоятельно? Почему принято говорить о восприятии научных сведений как об акте пассивном, а не самостоятельном? Но что такое самостоятельность в обучении?»