/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :62

ПЕДАГОГИКА

Иванова Юлия Владимировна; Соколов Павел Валерьевич

Публичный мир города Старого режима и рождение школы: что говорят об этом школьные уставы и учебники по «гражданскому вежеству»?

Иванова Ю. В., Соколов П. В. Публичный мир города Старого режима и рождение школы: что говорят об этом школьные уставы и учебники по «гражданскому вежеству»? // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 11-28

DOI: 10.15382/sturIV202162.11-28
Предметом анализа в статье стало отражение дисциплинарных практик ранненововременного французского города в школьных уставах и пособиях по «гражданскому вежеству» (civilité). Были рассмотрены пособия, разработанные для иезуитских школ, «малых школ», созданных Жаном-Батистом де ла Салем, и «братских школ» Шарля Демиа. Таким образом, нас интересовали прежде всего образовательные учреждения, принимавшие для обучения детей «третьего сословия» и деклассированных элементов. Изучение разных типов школ позволило выделить три альтернативных модели предписанного поведения ученика, как в школе, так и за ее пределами. Во всех трех случаях действия учеников, их перемещения в пространстве, режим говорения и молчания, взаимодействие друг с другом, с учителями и школьным руководством подвергались подробнейшей регламентации, однако смысл этой регламентации был различен. В иезуитских школах дисциплинирование сопровождалось поощрением самостоятельности и активности учеников, находившим выражение в изобилии интерактивных форм обучения, организации диспутов и инициативных кружков («академий») и т. д. Просветительская активность иезуитской школы распространялась и за пределы учебного заведения в форме публичных диспутов (actus), школьных драм и дискуссий об учебных предметах и способах стяжания благочестия, вести которые студенты призывались прямо на городских улицах. Задача «малых школ» была иной: не столько воспитать апостолов просвещения и христианской морали, сколько держать под контролем низшие слои общества. С этим был связан примат процесса над результатом и учебника над учителем в образовательной практике, особое внимание к усвоению учениками правил поведения (заучивание наизусть учебника по «гражданскому вежеству»), значительные ограничения, налагаемые на свободу говорения в классе, и широкое использование невербальных средств коммуникации. Наконец, третья модель, представленная «братскими школами» Демиа, была ориентирована в первую очередь на социализацию учеников, а также на ликвидацию городской преступности и пополнение рабочей силы для мануфактур, однако достигались эти цели посредством разного рода ролевых игр (создание из школьников «рыцарских орденов», миссионеров и т. д.), распространения контроля со стороны школы на родителей учеников и принятия на себя школой медицинских функций (организуемый школой врачебный уход за неимущими учениками).
«малые школы», «гражданское вежество», Шарль Демиа, Жан-Батист де ла Саль, ratio studiorum, социология города, Ричард Сеннет
  1. Визгин В. П. Мишель Фуко — теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. 1995. № 4. C. 116–126.
  2. Вишневский Ю. Р., Вишневский С. Ю. Идеи М. Фуко об образовании как социальном институте // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (35). С. 25–32.
  3. Сеннет Р. Падение публичного человека. М., 2002.
  4. Aureli P. V. The Possibility of an Absolute Architecture. Cambridge, MA, 2011.
  5. Botero G. Delle cause della grandezza delle città // Id. Della ragione di Stato libri dieci… Milano, 1598.
  6. De la Salle J.-B. Conduite des écoles chrétiennes. Paris, 1838.
  7. De la Salle J.-B. Les règles de la bienséance chrétienne. Nancy, 1788.
  8. Embodiments of Power. Building Baroque Cities in Europe / G. B. Cohen and F. A. J. Szabo (eds.). N. Y.; Oxford, 2008.
  9. Faillon E.-M. Vie de M. Démia, instituteur des Soeurs de S. Charles. Lyon, 1829.
  10. Foucault and Education: Disciplines and Knowledge / S. J. Ball, ed. London, 1990.
  11. Franklin J. The Science of Conjecture: Evidence and Probability Before Pascal. Johns Hopkins University Press, 2001.
  12. Gay J.-P. Jesuit Probabilism and González’s Probabilism // Id. Jesuit Civil Wars. Theology, Politics and Government under Tirso González (1687–1705). N. Y., 2016. P. 56–80.
  13. Grendler P. F. Jesuit Schools and Universities in Europe 1548–1773. Leiden; Boston, 2019.
  14. Harms W. Wörter, Sachen und emblematische ‘Res’ im Orbis sensualium pictus des Comenius // Gedenkschrift für William Foerste / D. Hofmann, hrsg. Köln, 1970. S. 531–542.
  15. Hersley G. L. Architecture and Geometry in the Age of the Baroque. Chicago; L., 2000.
  16. Levy E. Propaganda and the Jesuit Baroque. Berkeley; Los Angeles, 2004.
  17. Performativity and Performance in Baroque Rome / P. Gillgren and M. Snickare (eds.). Burlington, 2012.
  18. Ratio atque institutio studiorum Societatis Iesu. Romae, 1606.
  19. Sale J. Pauperismo architettonico e architettura gesuitica. Dalla casa ad aula al Gesù di Roma. Milano, 2001.
  20. Salomoni D. Scuole, maestri e scolari nelle communità degli stati Gonzagheschi ed Estensi tra il tardo mediovo e la prima età moderna. Avignon, 2017.
  21. Théry A.-F. Histoire de l'éducation en France, depuis le cinquième siècle jusqu'à nos jours. P., 1861. Vol. II.
  22. Vincent G. L’École primaire française. Étude sociologique. Lyon, 1980.
  23. Wanner R. Claude Fleury (1640–1723) as an Educational Historiographer and Thinker. The Hague, 1975.

Иванова Юлия Владимировна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Кельнский университет; 50931, Германия, г. Кельн, ул. Вайерталь, 137; Независимый московский университет; Российская Федерация, 119034, г. Москва, Б. Левшинский пер., д. 17;
Должность: преподаватель Института славистики; координатор проектов в Лаборатории ненужных вещей;
ORCID: 0000-0002-6847-2595;
Электронный адрес: juliaivanova@list.ru.

Соколов Павел Валерьевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: НИУ «Высшая школа экономики»; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-5817-2671;
Электронный адрес: alharizi12@gmail.com.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00535 «Образ города в учебно-назидательной литературе XVI–XVIII вв.: от средневековых традиций к практикам Нового времени».
Левинсон Кирилл Алексеевич

О характере репрезентации городов в книге для чтения «Немецкий друг детей»

Левинсон К. А. О характере репрезентации городов в книге для чтения «Немецкий друг детей» // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 29-43

DOI: 10.15382/sturIV202162.29-43
В статье ставится вопрос о том, как города вообще и столичные в особенности были репрезентированы в книге для чтения «Немецкий друг детей», предназначенной для учеников начальных и средних городских школ. Эта книга была написана около 1800 г. Фридрихом Филиппом Вильмсеном и затем переиздавалась им и его преемниками более 250 раз на протяжении всего XIX и начала ХХ веков, что свидетельствует о ее большой популярности в Германии. Анализ различных изданий «Немецкого друга детей» показывает, что Вильмсен и его преемники предъявляли юным немецким читателям все более и более устаревавшую, не адекватную меняющейся реальности картину города и городской жизни. В текстах почти полностью игнорировались такие важные для эпохи модерна явления, как возникновение, рост и распространение промышленных городов, изменение характера городской жизни в крупных капиталистических городах и появление новых социопрофессиональных групп городского населения – промышленных рабочих, инженеров и работников транспорта. Такое игнорирование важных сегментов реальности в школьном учебнике могло способствовать тому, что в картине мира многих немцев конца XIX века, сталкивавшихся с новыми, недостаточно освоенными в ходе вторичной социализации явлениями, которыми богат современный большой город, зачастую ему не отводилось легитимного и позитивного места. Это, в свою очередь, проявлялось в их антимодернизме и симпатиях к «консервативной революции».
книги для чтения, история Германии, история учебников, индустриализация, урбанизация
  1. Белинский В. Г. Рецензии и заметки. Январь-март 1844 г. // Полное собрание сочинений. Т. 8. Статьи и рецензии. 1843–1845. М., 1955.
  2. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь. М., 2018.
  3. Максимович П. П. Друг детей: книга для первоначального чтения. 10-е изд., исправ. и доп. СПб., 1858.
  4. Düwell К., Köllmann W. (Hg.) Rheinland-Westfalen im Industriezeitalter. 2 Bde. Wuppertal, 1983.
  5. F. P. Wilmsen’s deutscher Kinderfreund für Schule und Haus. Nach der 146sten Original-Ausgabe besonders für den Gebrauch deutscher Volkschulen Nordаmerika’s zum ersten Male durchgesehen und eingerichtet von einem hier lebenden praktischen Schulmanne. Nebst einem verbesserten Anhange, enthaltend: eine kurzgefasste Geographie von Amerika und insbesondere von den Ver. Staaten, so wie eine kurze Geschichte der Ver. Staaten, nach den besten Quellen bearbeitet. Zweite Ausgabe. Philadelphia, 1841.
  6. Friedrich Philipp Wilmsen’s deutscher Kinderfreund für Schule und Haus: Nach der 146sten Original-Ausgabe besonders für den Gebrauch deutscher Volkschulen Nordamerika’s durchgesehen und eingerichtet von einem hier lebenden praktischen Schulmanne. Nebst einem verbesserten Anhange, enthaltend: eine kurzgefasste Geographie von Amerika und insbesondere von dem Ver. Staaten, so wie eine kurze Geschichte der Ver. Staaten und kurze Geographie von Asia, Afrika und Australien, nach den besten Quellen bearbeitet. Neueste vermehrte und verbesserte Ausgabe. N. Y.; New Orleans; St. Louis, 1857.
  7. Köllmann W., Korte H., Petzina D. u. a. Das Ruhrgebiet im Industriezeitalter. Geschichte und Entwicklung. Düsseldorf, 1990.
  8. Osterhammel J. Die Verwandlung der Welt. Eine Geschichte des 19. Jahrhunderts. München, 2009.
  9. Sydow M. Wilmsen, Friedrich Philipp // Historische Kommission bei der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Allgemeine Deutsche Biographie. Bd. 43. München, 1898. S. 309–311.
  10. Vorsteher D. Borsig. Eisengießerei und Maschinenbauanstalt zu Berlin. Berlin, 1983.
  11. Wilmsen F. P. Der deutsche Kinderfreund, ein Lesebuch für Volksschulen. Berlin, 1801.
  12. Wilmsen F. P. Der deutsche Kinderfreund, ein Lesebuch für Volksschulen. 166ste verbesserte Auflage oder Vier und Vierzigste Berliner Stereotyp-Ausgabe. Berlin, 1842.
  13. Wilmsen F. P. Der deutsche Kinderfreund, ein Lesebuch für Volksschulen. Eilfte Aufl age. Berlin, 1810.
  14. Wilmsen F. P. Neuer Brandenburgischer Kinderfreund. Ein Lesebuch für Volksschulen. 24., völlig umgearb. oder 3. ... Stereotyp-Ausgabe. Berlin, 1858.
  15. Wilmsen F. P. Der deutsche Kinderfreund, ein Lesebuch für Volksschulen. 79ste Aufl age oder Siebzehnte Braunschweiger Stereotyp-Ausgabe. Berlin, 1824.
  16. Wilmsen F. P. Der deutsche Kinderfreund, ein Lesebuch für Volksschulen. Berlin, 1810.
  17. Wilmsen F. P., Pischon F. A. Der deutsche Kinderfreund: ein Lesebuch für Volksschulen. 226. verbesserte Auflage. Berlin, 1888.

Левинсон Кирилл Алексеевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"; Российская Федерация, 101000, г. Москва, Мясницкая ул., д. 20;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3106-5574;
Электронный адрес: klevinson@hse.ru.
Познанская Анна Владимировна

Тема города и столицы в иллюстрациях русских азбук 1860-х – 1910-х годов

Познанская А. В. Тема города и столицы в иллюстрациях русских азбук 1860-х – 1910-х годов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 44-59

DOI: 10.15382/sturIV202162.44-59
Статья является частью масштабного исследовательского проекта, посвященного изучению образа города в учебной литературе Нового и Новейшего времени. В отличие от большинства исследований, связанных с данной темой, эта работа представляет собой не исторический, а прежде всего искусствоведческий анализ художественного оформления русских букварей. Хронологические рамки обусловлены тем фактом, что вплоть до середины XIX в. русские буквари редко содержали иллюстративный материал, а тема городов приобретает актуальность в оформлении книги лишь на рубеже столетий. Изучение многочисленных источников, в первую очередь букварей, азбук и первых книг для чтения, позволяет сделать выводы не только о художественном разнообразии иллюстраций, но и о различных методологических подходах, выбираемых оформителями и издателями учебников в зависимости от поставленной перед ними задачи.
образование в России, буквари, город, репрезентация города, иллюстрация
  1. Борин Я. В. Читай по картинкам: букварь для обучения детей и взрослых нач. грамоте. М., 1916.
  2. Букварь новой народной школы: для классного и домашнего обучения по чтению и письму / Сост. кружком учителей; под ред. Ф. Борисова, Н. Лаврова, А. Сольдина. 1-е изд. М., 1910; 9-е изд. М., 1917.
  3. Бунаков Н. Ф. Азбука и уроки чтения русского и церковно-славянского с постепенно возрастающим числом букв. [Кн. 1–3]. 26-е изд. СПб., 1883.
  4. Водовозов В. И. Русская азбука для детей. СПб., 1875.
  5. Вольпер М. И. Русская речь: учеб. рук., применен. к обучению рус. яз. в тех шк., в которых дети при поступлении не умеют говорить по-русски. 21-е изд. СПб., 1897.
  6. Дараган А. М. Ёлка: Подарок на Рождество [Ч. 1]. Азбука с примерами постепенного чтения. 10-е изд. СПб., 1874.
  7. Дараган А. М. Ёлка: Подарок на Рождество [Ч. 2]. Азбука с примерами постепенного чтения. 6-е изд. СПб., 1874.
  8. Деркачев И. П. После азбуки. М., 1884.
  9. Друг детей. Русская азбука для обучения чтению и письму юношества. М., 1874.
  10. «Картинки в моем букваре»: педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, М. А. Козлова, ред. // Труды семи- нара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 15. М., 2013.
  11. Криж В. О. Азбука для сельских школ, русская и церковно-славянская с разнообразным материалом для самостоятельных письменных работ и многими рисунками в тексте. 4-е изд. М., 1905.
  12. Ромашина Е. Ю. «Ёлка» А. М. Дараган: опыт монографического исследования азбуки середины XIX века // Тульский краеведческий альманах. 2018. Вып. 15. С. 194–209.
  13. Ромашина Е. Ю. Методологические проблемы исследований визуального ряда школьных учебников (по материалам российских азбук и букварей второй половины XIX века) // Методологические проблемы междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании / А. А. Орлов, науч. ред. Тула, 2016. С. 253–259.
  14. Ромашина Е. Ю., Тетерин И. И. «Ученики к картине так все и тянутся»: руководство к наглядному обучению грамоте Н. А. Корфа // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 73–81.
  15. Ушинский К. Д. Родное слово: Год второй. Вторая после азбуки книга для чтения: для детей мл. возраста. СПб., 1869.

Познанская Анна Владимировна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: ГМИИ им. А. С. Пушкина; Российская Федерация, 119019, г. Москва, ул. Волхонка, д. 12;
Должность: заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.;
Электронный адрес: poznanskaya.anna@yandex.ru.
Ромашина Екатерина Юрьевна

Город Солнца или город на Неве? Урбанистический дискурс в букваре И. Сверчкова

Ромашина Е. Ю. Город Солнца или город на Неве? Урбанистический дискурс в букваре И. Сверчкова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 60-71

DOI: 10.15382/sturIV202162.60-71
В статье рассмотрен букварь «Пионер» И. Сверчкова с рисунками И. В. Симакова (издания 1924, 1925 г.). Выделены и проанализированы городские локации, присутствовавшие в данном учебнике. Продемонстрировано, что город в букваре Сверчкова обладал чертами и реального Ленинграда, с узнаваемыми домами, заводами и улицами; и мифическими локусами, не имевшими ничего общего с городом на Неве. Подчеркнуто, что все подобные «фантастические объекты» были ориентированы на идеологическую составляющую учебного пособия и представляли собой своеобразные «послания будущего» - чаемого, но еще не наступившего. Таким образом, урбанистический дискурс учебника совмещал настоящее и «идеальное» городское пространство, создавал эффект понимания Города как метафоры новой жизни, а не как социально-экономического явления или географического места. Такой город оказывался, скорее, сосредоточением смыслов, определенного рода мировоззренческой позицией, транслируемой взрослыми детям.Подробно проанализирован раздел «Улица», а также городские сюжеты в других главах пособия («Завод», «Школа», «Рабочая семья», «Детская организация»). Описана методика обучения грамоте, предложенная автором букваря: рассматривание рисунка, краткая беседа учителя с учениками; индивидуальное и хоровое чтение вслух; разбивка предложений на слова и слов на слоги; составление новых слов из букв подвижной азбуки; рисование предметов и списывание текста в тетрадь. В рекомендациях учителю автор провозглашал главной особенностью Букваря «идейную объединенность всего материала», помогающую ребенку «осознать окружающую его общественно-трудовую жизнь». Учебник был выстроен в соответствии с программами ГУСа, город в нем — одна из «комплексных тем».
учебник, букварь, история образования, город, урбанистический дискурс
  1. Безрогов В. Г. City images as presented in elementary schoolbooks in the mid-19th century // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 1. С. 193–213.
  2. Безрогов В. Г. Диалоги о школьном учебнике // The Times of Sсience — Время науки. 2020. № 2. С. 5–68.
  3. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: fi gura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
  4. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Корф и Город: fi gura urbis capitis в учебной литературе для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 96–117.
  5. Биллер Ф. С. За коллективный труд: Рабочая книга для деревенских общеобразовательных школ взрослых. Ростов-на-Дону, 1929.
  6. Дараган А. М. Азбука «Ёлка». СПб., 1845.
  7. И. В. Симаков: сб. ст. / Э. Голлербах, В. Сварог, М. Солоионов. Л., 1926.
  8. Макаревич Г. В., Безрогов В. Г. Идея модернизации в детских визуальных образах: буквари 1930-х годов // Букварь — это молот! Учебники для начальной школы на заре советской власти, 1917–1932 гг. М., 2011. С. 125–132.
  9. Мельникова Л. Один из первых // Художник. 1980. № 9. С. 42–64.
  10. Ромашина Е. Ю. Образ столицы как метафора национальной идентичности: российские азбуки и буквари 1900-1925 гг. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 3. С. 135–153.
  11. Сверчков И. Букварь «Пионер». Л., 1924, 1925.

Ромашина Екатерина Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.
Егорова Анастасия Юрьевна

«Начинается земля, как известно, от Кремля»: город в азбуках и букварях национальных школ СССР 1940-1991 гг.

Егорова А. Ю. «Начинается земля, как известно, от Кремля»: город в азбуках и букварях национальных школ СССР 1940-1991 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 72-81

DOI: 10.15382/sturIV202162.72-81
Статья посвящена анализу азбук и букварей для национальных школ СССР с 1940 по 1991 г. Предварительно были сформулированы следующие исследовательские вопросы: представлено ли городское пространство в учебниках данного типа? если да, то какой(ие) это город(а)? какие характеристики понятия «город» и какие функции городского образа жизни презентуются ребенку авторами учебников? отличаются ли учебники национальных школ от общесоюзных в данном аспекте?В большинстве учебников для национальных школ представлен только один город — Москва; в единичных случаях — столица союзной или автономной республики, либо края (Мордовия, Белоруссия). Прежде всего город демонстрируется как символ государственной или местной власти — через изображения Кремля и правительственных зданий. Стоит отметить, что, презентируя ребенку городское пространство, составители азбук и букварей выбирали и подчеркивали только одну — политическую характеристику города. Москва в этом случае — символ единой страны, точка «притяжения» и «собирания» национальных окраин. В букварях, изданных для центральных областей СССР, городское пространство было представлено шире, чем в национальных. Реже встречается вариант города как площадки, «сцены» для повседневных событий жизни ребенка. Таким образом, на протяжении рассматриваемого периода сохраняется тенденция презентации города как исключительно столичного, отмеченная в дореволюционных азбуках и букварях В. Г. Безроговым и М. В. Тендряковой, а в пособиях первых лет советской власти — Е. Ю. Ромашиной. И в национальных, и во всесоюзных учебниках прослеживается общая государственная политика идеологизации первой учебной книги для детей.
азбука, букварь, национальная школа, национальный учебник, городское пространство, столица, Москва, Кремль, идеология, младшие школьники
  1. Афтений М. К., Доценко П. С. Абечедар. Кишинев, 1954.
  2. Байбуртян Н. А. Букварь: Для II кл. арм. школы. Ереван, 1981.
  3. Бедняков А. С. Букварь: учебник русского языка для 1 класса горно-алтайских школ. Горно-Алтайск, 1954.
  4. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: fi gura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
  5. Гериева Е. Я. Букварь. Орджоникидзе, 1955.
  6. Гревс И. М. Монументальный город и исторические экскурсии. Пг., 1921.
  7. Деполович Л. П. Букварь. Киев, 1955.
  8. Жукова А. Н., Икавав М. Ф., Агинь И. С. Букварь. Л., 1986.
  9. Заборова Е. Н. Городское управление. Екатеринбург, 2014.
  10. Курилов Г. Н. Букварь. Якутск, 1987.
  11. Кутовой А. А. Букварь. Абакан, 1942.
  12. Морозова П. П., Носова М. С., Радаев В. К. Букварь. Саранск, 1981.
  13. Ромашина Е. Ю. «Мы с тобой родные братья»: смычка города и деревни в букварях и азбуках Советской России 1925–1927 гг. // История. Историки. Источники. 2020. № 4. С. 80–89.
  14. Сивко Н. И. Букварь. Минск, 1954.

Егорова Анастасия Юрьевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, д. 125;
ORCID: 0000-0002-6036-1233;
Электронный адрес: anasego1994@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.
Куровская Юлия Геннадьевна; Щетинская Вера Алексеевна

«Так цвети, счастливая Отчизна, солнечная Родина моя»: концептуализация понятия «город» в советских учебниках по родной речи

Куровская Ю. Г., Щетинская В. А. «Так цвети, счастливая Отчизна, солнечная Родина моя»: концептуализация понятия «город» в советских учебниках по родной речи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 82-96

DOI: 10.15382/sturIV202162.82-96
В статье рассматривается образ советского города, содержащийся в книгах для чтения «Родная речь» для 1–3-х классов начальной школы, утвержденных Министерством просвещения РСФСР (авторский коллектив: М. С. Васильева, Л. А. Горбушина, Е. И. Никитина, М. И. Оморокова). В ходе изучения образа города в книгах для чтения «Родная речь» показано, как выглядит в содержательном и структурном отношениях концептуальное городское пространство, а именно какие лексикографические значения понятия «город» находят отражение в анализируемых учебниках, какие когнитивные признаки формируют концепт «Город» в учебном материале и как они характеризуют городской ландшафт, а также какие средства языковой выразительности используются в «Родной речи» для эмоционально-оценочного описания города. Городское пространство, представленное в рассматриваемых книгах для чтения по родной речи, имеет несколько измерений. Его хронотоп четко обозначен: по горизонтали советский город изображен в трех проекциях времени: героическое прошлое — счастливое настоящее — светлое будущее; по вертикали — в трех проекциях места: вид сверху — наземный вид — подземный вид. Советский город выступает местом, которое связывает важнейшие для России события и имена и определяет тем самым принадлежность и причастность ученика к стране, культуре, нации, эпохе. Через город ученик приобщается к самоотверженным подвигам советского народа, учится любить, беречь свою великую страну и жить для ее процветания. Город — хранитель памяти о доблестных страницах жизни отечества, памяти, которая дает возможность счастливо жить в настоящем и вселяет безграничную веру в прекрасное будущее.
история педагогики, урбанистический дискурс, концептуализация, образ города, учебная литература, советский учебник, родная речь
  1. Афонасина А. С., Безрогов В. Г., Ведешкин М. А., Лурье З. А., Каргальцев А. В., Корецкая М. А., Можайский А. Ю., Перфилова Т. Б., Пичугина В. К., Светлов Р. В., Смирнов С. А., Степанова А. С., Суриков И. Е., Щеглов А. Д. Образовательные пространства и антропопрактики города: коллективная монография / В. К. Пичугина, общ. ред. М., 2021.
  2. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: fi gura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
  3. Иванова С. В. Несколько рассуждений о современной педагогической науке // Ценности и смыслы. 2018. № 3 (55). С. 6–15.
  4. Куровская Ю. Г., Щетинская В. А. «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть»: образ города в «Мире в рассказах для детей» В. и Э. Вахтеровых // Ценности и смыслы. 2020. № 6 (70). С. 141–152.
  5. Левинсон К. А. «Представь рост числа больших городов графически!» Об исследовании репрезентаций города в учебной литературе Нового и Новейшего времени // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 108–122.
  6. Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры. Петербург. Ученые записки Тартуского государственного университета. 644. Труды по знаковым системам. Вып. XVIII. Тарту, 1984. С. 30–45.
  7. Лукацкий М. А. Методология исторического познания // Историко-педагогический журнал. 2019. № 1. С. 101–122.
  8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. URL: http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=ГОРОД (дата обращения: 05.02.2021).
  9. Родная речь: книга для чтения в 1-м классе / М. С. Васильева, Л. А. Горбушина, Е. И. Никитина, М. И. Оморокова, сост. М., 1972.
  10. Родная речь: книга для чтения во 2-м классе / М. С. Васильева, Л. А. Горбушина, Е. И. Никитина, М. И. Оморокова, сост. М., 1980.
  11. Родная речь: книга для чтения в 3-м классе / М. С. Васильева, Л. А. Горбушина, Е. И. Никитина, М. И. Оморокова, сост. М., 1980.
  12. Ромашина Е. Ю. Образ столицы как метафора национальной идентичности: российские азбуки и буквари 1900–1925 гг. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 3 (35). С. 135–154.
  13. Степанов Б. Е. Конструирование образа города в учебниках по родиноведению (1870-е — 1910-е годы) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 2 (75). С. 112–129.
  14. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Корф и город: fi gura urbis capitis в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 84–105.
  15. Eremia M., Toma L., Sanduleac M. The Smart City Concept in the 21st Century // Procedia Engineering. 2017. Vol. 181. P. 12–19. URL: https://doi.org/10.1016/j.proeng.2017.02.357.
  16. Hennings W., Horst U., Kramer J. Die Stadt als Bühne. Macht und Herrschaft im öffentlichen Raum von Rom, Paris und London im 17. Jahrhundert. Edition Kulturwissenschaft. Vol. 63. Bielefeld, 2016. URL: https://doi.org/10.14361/9783839429518.
  17. Lampugnani V. M. Die Stadt im 20. Jahrhundert. Visionen, Entwürfe, Gebautes. 2 Bände. Berlin, 2011.
  18. Mumford L. The City in History: Its Origins, Its Transformations, and Its Prospects. Harcourt. N. Y., 1961.
  19. Siebel W. Die Kultur der Stadt. Berlin, 2015.

Куровская Юлия Геннадьевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16;
Должность: заместитель заведующего кафедрой по глобальному образованию;
ORCID: 0000-0001-7832-9402;
Электронный адрес: kurovskaja@mail.ru.

Щетинская Вера Алексеевна


Место работы: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16;
Должность: помощник директора;
ORCID: 0000-0001-7788-9950;
Электронный адрес: verash17@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.

ПСИХОЛОГИЯ

Литвинова Светлана Николаевна; Челышева Юлия Вячеславовна

Цифровая трансформация образовательной среды дошкольной образовательной организации

Литвинова С. Н., Челышева Ю. В. Цифровая трансформация образовательной среды дошкольной образовательной организации // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 99-112

DOI: 10.15382/sturIV202162.99-112
Современным трендом системы образования в мире является персонализация и цифровизация, требующая от человека постоянного развития, следования инновациям, совершенствования своих компетенций. При этом деятельность специалиста любой сферы, в том числе и образования, сопровождается цифровыми технологиями, которые призваны помочь решать сложные задачи, перераспределить часть рутинных функций в работе, а в некоторых случаях и заменить человека. Современные цифровые технологии и цифровая среда становятся средством, которое соответствует качественно новому содержанию развития и обучения ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса в детском саду.Цель статьи: описание результатов исследования представлений педагогов дошкольного образования о цифровой трансформации образовательной среды. Основой методологии исследования выступает сочетание экосистемного подхода на основе концепции Smart City в образовании, онтологического подхода и принципов системного анализа и интеграции. Под «цифровой трансформацией» дошкольной образовательной среды мы понимаем экосистемные изменения с позиции технологий, содержания деятельности, информационных ресурсов и коммуникативных образовательных моделей, а также структуры цифровой грамотности педагога дошкольного образования. В статье цифровая трансформация в дошкольном образовании рассматривается с учетом особенностей детей дошкольного возраста, развивающихся в новой социокультурной ситуации цифрового мира. На основе анализа различных научных подходов к понятиям исследования в работе определены сущностные характеристики цифровой грамотности педагогов дошкольного образования. К компонентам цифровой грамотности педагога дошкольного образования отнесены: компьютерная грамотность, информационно-коммуникационная грамотность, грамотность в области визуализации образовательного контента и грамотность в создании образовательных медиапродуктов.Представленное исследование отражает результаты самооценки педагогов дошкольного образования в применении цифровых инструментов и технологий проектирования современной образовательной среды детского сада. Выявлены дефициты в области цифровой грамотности педагогов дошкольного образования в контексте теории поколений. Представлена модель цифрового детского сада и структурные компоненты цифровой образовательной среды дошкольной образовательной организации.
цифровизация, цифровая трансформация дошкольного образования, цифровая грамотность воспитателя, цифровой детский сад, Smart City, экосистема, цифровые инструменты
  1. Байбородова Л. В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации образования // Педагогика. 2020. № 7. С. 22–30.
  2. Бондарчук О. А. Особенности формирования мировоззрения дошкольника под влиянием информационных технологий // Научный альманах. 2019. № 5–3 (55). С. 136–138.
  3. Веракса Н. Е. Проблема средств в цифровом обучении // Педагогика. 2020. № 4. С. 19–26, 136–138.
  4. Солдатова Г. У. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 4. № 4 (36). С. 12–27.
  5. Шабас С. Г. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов дистанционного дошкольного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/53PSMN320.pdf (дата обращения: 21.06.2021).

Литвинова Светлана Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт делового администрирования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4;
Должность: директор;
ORCID: 0000-0002-4589-3688;
Электронный адрес: _litsveta_@mail.ru.

Челышева Юлия Вячеславовна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7533-5938;
Электронный адрес: cherishevauv@mgpu.ru.
Шнейдер Лидия Бернгардовна; Дятлова Екатерина Владимировна

Психолого-педагогическая фасилитация развития личностно-профессионального потенциала обучающихся в высшей школе

Шнейдер Л. Б., Дятлова Е. В. Психолого-педагогическая фасилитация развития личностно-профессионального потенциала обучающихся в высшей школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 113-126

DOI: 10.15382/sturIV202162.113-126
В настоящее время от каждого молодого специалиста ждут креативных проявлений личностно-профессионального потенциала. Предполагается, что его становление должно осуществляться в процессе высшего образования. Под «личностно-профессиональным потенциалом» в данной статье понимается целостное интегративное образование, основанное на согласованности личностных характеристик студентов и их учебно-профессиональной деятельности, при выраженном целеполагании обеспечивающее получение эффективного высшего образования. К его условиям и индикаторам могут быть отнесены содержательная учебно-профессиональная информированность и персональная осведомленность, желательный образ обучения и его осознание, оценка учебно-профессиональных достижений и самомониторинг, включенность в учебно-профессиональную реальность и самоорганизация, предвосхищение будущего и профессионально-ориентированные намерения, удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью и эмоциональный настрой. По данным блокам составлена единая анкета, состоящая из пятидесяти вопросов, использованная для проведения эмпирического исследования. Всего в исследовании приняли участие 133 респондента, все — студенты московских вузов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что профессиональное самоопределение обучающихся слабо детерминировано установками на развитие личностно-профессионального потенциала и нуждается в психолого-педагогической фасилитации. Адресной мишенью личностно-профессионального потенциала может стать креативная установка при условии учебно-профессиональной включенности обучающегося в учебный процесс и образовательную среду вуза, а также — при наличии его самоорганизации — ориентации на саморазвитие и профессиональную самореализацию. При этом образовательная политика вуза должна быть направлена на оказание необходимой помощи студенту в раскрытии и реализации его личностно-профессионального потенциала, возможности его приложения и использования с высоким коэффициентом полезного действия.
обучающийся, преподаватель, личностно-профессиональное развитие, потенциал, креативная установка, фасилитация, профессиональное самоопределение
  1. Астапенко Е. В. Мотивационные ресурсы личности для успешного обучения и самосовершенствования // Вестник Оренбургского государственного университета [Электронный ресурс]. 2016. № 3. URL: https://vestnik. osu.ru/doc/1226/article/8869/lang/0 (дата обращения: 11.09.2020).
  2. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения доклада Международной комиссии по образованию XXI века. М., 1996.
  3. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология мотивации и эмоций / Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман, ред. М., 2009.
  4. Максименко Н. В. Проблемы актуализации мотивации академических достижений студентов как факторы повышения качества обучения в университете // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 6 (218). С. 40–45.
  5. Слепцова А. Е., Баишева М. В. О сущности и содержании понятий «компетенция» и «компетентность» // Современные тенденции развития системы образования. Чебоксары, 2018. С. 72–75.
  6. Ульянина О. А. Компетентностный подход в научной парадигме российского образования // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 2. С. 135–147.
  7. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2019.
  8. Шнейдер Л. Б., Акбиева З. С., Цариценцева О. П. Психология карьеры: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М., 2018.
  9. Шнейдер Л. Б., Якимович А. А. Личностно-профессиональные предпочтения и намерения обучающихся на этапе завершения бакалавриата // Человек. Общество. Инклюзия. 2018. № 2 (34). С. 78–95.

Шнейдер Лидия Бернгардовна


Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; Российская Федерация, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0001-7015-3828;
Электронный адрес: lid-der@yandex.ru.

Дятлова Екатерина Владимировна


Место работы: ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России» (Сеченовский Университет); Российская Федерация, 119602, г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 22, корп. 1, этаж 5–7;
Должность: ассистент кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы;
ORCID: 0000-0001-7682-2359;
Электронный адрес: DyatlovaEkat@yandex.ru.
Павленко Татьяна Андреевна; Кирсанова Вероника Геннадиевна

Особенности ценностно-смысловой сферы студентов педагогических специальностей с различной структурой индивидуальной религиозности

Павленко Т. А., Кирсанова В. Г. Особенности ценностно-смысловой сферы студентов педагогических специальностей с различной структурой индивидуальной религиозности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 127-141

DOI: 10.15382/sturIV202162.127-141
Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью изучения ценностно-смысловой сферы личности будущих педагогов. Цель исследования — определение особенностей ценностно-смысловой сферы студентов с различной структурой религиозности, а также взаимосвязи составляющих структуры индивидуальной религиозности с базовыми убеждениями. Исследование проведено в ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» с применением следующих методик: тест структуры индивидуальной религиозности Ю. В. Щербатых, методика «Определение сформированности ценностных ориентаций» (Б. С. Круглов), шкала базовых убеждений (Р. Янофф-Бульман, адаптация О. Кравцовой). Выявлено, что наиболее сильные, значимые положительные связи компонентов индивидуальной религиозности обнаружены с терминальными ценностями — равенство, счастливая семья, с инструментальными ценностями — воспитанность, честность, терпимость. Чем больше выражены различные компоненты религиозности, тем в меньшей степени в качестве жизненной перспективы (терминальные ценности) выступают цели обеспечения себе материального достатка и реализации активной и деятельной жизни, тем в меньшей степени в качестве средств достижения этих целей и значимых личностных характеристик выступают смелость в отстаивании своих взглядов, мнений, а также чувство долга и умение держать слово. Такой компонент индивидуальной религиозности, как вера в творца и высшие силы, связан с формированием базового убеждения об осмысленности жизни. Базовое убеждение о благосклонности мира и убеждение в собственной ценности, способности управлять событиями проявляются тем сильнее, чем меньше человек религиозен. Особую значимость приобретает дальнейшее исследование ценностно-смысловой сферы будущих педагогов с различным отношением к религиозным конфессиям с целью определения степени влияния взглядов и верований педагогов на учащихся.
структура индивидуальной религиозности, терминальные ценности, инструментальные ценности, студенты педагогических специальностей, студенческая молодежь, базовые убеждения личности, убеждение в благосклонности и осмысленности мира
  1. Артеменко О. М. Религиозная идентичность личности как психологический феномен // Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: сб. материалов Третьего конгр. рос. исследователей религии: в 6 т. Т. 3. Владимир, 2016.
  2. Афанасенко И. В. Специфика индивидуальной религиозности и выраженности самоактуализации у представителей различных конфессий (на примере православных христиан и иудаистов) // Северо-Кавказский психологический вестник. 2014. Вып. 1. С. 10–11.
  3. Афанасенко И. В., Спивак Д. Л. Религиозно психологические установки молодежи: гендерный аспект (на примере мусульман) // Психотехники и измененные состояния сознания: сб. материалов Второй научной конференции (12–14 декабря 2013). СПб., 2015. C. 244–253.
  4. Балич Н. Л. Религиозная идентичность в культуре современного общества // Социологический альманах. 2015. № 6. С. 234–243.
  5. Буланова И. С. Религиозное обращение как повторная нарративизация жизни // Психология религии: между теорией и эмпирикой: сб. научных статей / К. М. Антонов, Т. В. Малевич, Т. В. Фолиева, ред.-сост. М., 2015. С. 107–120.
  6. Груздев Н. В., Спивак Д. Л. Религиозно-психологические ориентации современных россиян и американцев: новые данные // Точки/Puncta. 2004. Т. 4. С. 274–284.
  7. Густова Л. В. Исследование взаимосвязи индивидуального уровня религиозности и личностных качеств // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 3. С. 62–67.
  8. Егоров И. В. Идеалы как динамическая основа аттитюдов и их связь личностными характеристиками студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 57–72.
  9. Егоров И. В., Наумова Д. В., Павленко Т. А., Рассказова И. Н. Система ценностей девушек-студенток педагогических вузов с разным уровнем антисоциальной креативности // Перспективы науки и образования. 2021. № 3. С. 375–389. doi: 10.32744/pse.2021.3.26.
  10. Круглов Б. С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшеклассника / И. В. Дубровина, ред. М., 1989. С. 12–14.
  11. Лазуткина М. А. Теоретический анализ структуры религиозной идентичности и способов ее измерения // Грамота. 2012. Вып. 67. № 12. Ч. I. C. 79–82.
  12. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. M., 1992.
  13. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.
  14. Маслоу А. Психология бытия. М.; Киев, 1997.
  15. Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 120–122.
  16. Павленко Т. А. Физический перфекционизм. Особенности проявления у студенческой молодежи // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 5–6 апреля 2018 г. «Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса». Известия Института педагогики и психологии образования МГПУ. URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/pavlenko-t-a-fi zicheskiy-perfekcioniz/ (дата обращения: 28.06.2021).
  17. Понимание и ценности (норма и патология). Монография. Екатеринбург, 2018.
  18. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. М.; Киев, 1997.
  19. Фрейд З. Я и ОНО: труды разных лет: в 2 т. Т. 2. Тбилиси, 1991.
  20. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  21. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
  22. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43–70.
  23. Шорохова В. А. Религиозная идентичность в зарубежных психологических исследованиях: теоретические модели и способы изучения // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 4. С. 44–61.
  24. Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications on the schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7. № 2. P. 113–136.

Павленко Татьяна Андреевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-6313-5576;
Электронный адрес: tatiana_pavlenco@mail.ru.

Кирсанова Вероника Геннадиевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ГБОУ ВО МО Академия социального управления; Российская Федерация, 129281, г. Москва, 2-й Староватутинский проезд, д. 8;
Должность: заведующий кафедрой методики воспитания и дополнительного образования;
ORCID: 0000-0001-5104-0641;
Электронный адрес: kirsanova.v@bk.ru.
Наумова Диана Викторовна

Личностные характеристики молодых людей, толерантных и интолерантных к неопределенности

Наумова Д. В. Личностные характеристики молодых людей, толерантных и интолерантных к неопределенности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 62. С. 142-156

DOI: 10.15382/sturIV202162.142-156
В статье анализируются данные исследования, проведенного в 2019 г., до эпохи пандемии. Сделан обзор отечественных и зарубежных научных работ, посвященных проблеме глобальных угроз, трудных жизненных ситуаций, неопределенности. Отмечено, что в ожидании кризиса и глобальных угроз личность противоречива: с одной стороны, наблюдается рост недоверия социальным и государственным институтам, с другой — вместе с усилением приверженности нормам, традициям, социальным установкам возрастает чувство одиночества, происходит утрата личностной идентичности, увеличивается интолерантность к неопределенности. Интолерантность/толерантность в статье рассматриваются как показатели активности, уровня зрелости, способности к сотрудничеству. В исследовании участвовали молодые люди, преимущественно студенты. Автор по результатам методики С. Баднера разделил выборку на три группы: по высоким показателям новизны в неопределенной ситуации, сложности и неразрешимости. Были проанализированы шкалы по методике Т. Адорно, нацеленной на выявление авторитарного синдрома, и по методике FPI, направленной на исследование личностных характеристик: невротичности, общительности, замкнутости, уравновешенности, экстраверсии/интроверсии. Были применены методы математической статистики (сравнение средних, корреляционный анализ Пирсона), на основе чего проводилось сравнение показателей в трех группах. Также выборка была поделена на две группы: люди с высоким показателем интолерантности и низким показателем интолерантности. Вторая группа условно названа «толерантность». Сравнение данных двух групп осуществлялось по тем же шкалам методик Т. Адорно и FPI. В результате сделаны выводы о том, что люди, субъективно оценивающие ситуацию как новую, либо сложную, либо неразрешимую, имеют отличия в таких характеристиках, как замкнутость, открытость, общительность, а также отличия в таких социальных установках, как консерватизм, комплекс власти, проективность, авторитарное подчинение и авторитарная агрессия. Автор пришел к заключению, что в целом уровень интолерантности связан с уровнем авторитарного синдрома. В группах «интолерантные» и «толерантные» также выявлены различия как в социальных установках, так и в личных характеристиках.
трудная жизненная ситуация, интолерантность к неопределенности, толерантность, авторитарный синдром, профиль личности
  1. Бойко О. М., Медведева Т. И., Ениколопов С. Н., Воронцова О. Ю., Казмина О. Ю. Психологическое состояние людей в период пандемии COVID-19 и мишени психологической работы // Психологические исследования. 2020. Т. 13. № 70. C. 1. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n70/1731-boyko70.html (дата обращения: 14.05.2020).
  2. Егоров И. В., Наумова Д. В., Шнейдер Л. Б., Фомин А. А. Гражданское мировосприятие молодежи: феноменология, диагностика и психолого-педагогические условия формирования: монография / И. В. Егоров, общ. ред. М., 2017.
  3. Журавлева Н. А. Актуальные тенденции в ценностных ориентациях молодежи в современном российском обществе // Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества / А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. В. Галкина, ред. М., 2014. С. 171–191.
  4. Зобов Р. А., Матвеев А. М., Сугакова Л. И. Проблема здоровья человека в современном обществе // Российское общество: проблемы социального согласия и развития / В. Е. Семенов, ред. СПб., 2014. С. 233–240.
  5. Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 1. С. 92–110.
  6. Леонтьев Д. А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 3–16.
  7. Мартьянова Г. Ю. Особенности регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации // Актуальные проблемы психологического знания. 2013. № 3 (28). С. 27–38.
  8. Мартьянова Г. Ю. Самодетерминация субъекта напряженной ситуации: антропопсихологический подход // Психология и психотехника. 2016. № 10. С. 829–833. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=22070 (дата обращения: 22.06.2021). doi: 10.7256/2454-0722.2016.10.22070.
  9. Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. М., 2001.
  10. Нестик Т. А. Влияние пандемии COVID-19 на общество: социально-психологический анализ // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 2. С. 47–83.
  11. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Психология глобальных рисков. М., 2018.
  12. Юревич А. В. Опыт эмпирической оценки психологического состояния современного российского общества (анализ данных статистики) // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 5. С. 84–96.
  13. Kerr N. L., Tindale R. S. Group performance and decision making // Annual Review of Psychology. 2004. Vol. 55. P. 623–655.
  14. Thomson R., Yuki M., Talhelm T., Schug J., Kito M., Ayanian A. H., Becker J. C. et al. Relational mobility predicts social behaviors in 39 countries and is tied to historical farming and threat // Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS). 2018. № 115 (29). P. 7521–7526. doi: 10.1073/pnas.1713191115.
  15. Van Zomeren M., Spears R., Leach C. W. Exploring psychological mechanisms of collective action: Does relevance of group identity infl uence how people cope with collective disadvantage? // British Journal of Social Psychology. 2008. Vol. 47. P. 353–372.

Наумова Диана Викторовна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7427-0079;
Электронный адрес: seroglazka3@yandex.ru.