/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :68

ПЕДАГОГИКА

Филиппов Александр Николаевич, протоиерей

Программы воспитания в православных духовных учебных заведениях России

Филиппов А. Н. Программы воспитания в православных духовных учебных заведениях России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 68. С. 9-15

DOI: 10.15382/sturIV202368.9-15
Целью статьи является сопоставительный анализ программ воспитания в духовных учебных заведениях. В статье показано, что воспитательная работа в духовном учебном заведении является важнейшей составляющей образовательного процесса. Отмечено, что православные семинарии как образовательные организации Церкви ориентированы на подготовку специалистов в области богословия, для которых соответствие высоким нормам христианской морали, духовных традиций является личностно, профессионально и общественно значимо.Материалы и методы. Методами исследования являются анализ научных статей в периодических изданиях, материалов конференций, сопоставление различных подходов к организации воспитательного процесса в духовных учебных заведениях, изучение сайтов образовательных организаций. Ключевым методом исследования стал проведенный анализ рабочих программ воспитания бакалавров по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» в различных семинариях России. Выбор семинарий обусловлен критериями географического разнообразия, численности контингента обучающихся, реализуемыми образовательными программами, местом в рейтинге высших духовных учебных заведений.Результаты. Показано, что несмотря на разные характеристики семинарий, программы их воспитательной работы близки, поскольку содержание воспитательного процесса обусловлено ценностями Православной религии. Отмечена спецификация целей воспитательной работы. Высказано предположение, что разные акценты в формулировке целей являются свидетельством ведущего подхода в организации воспитательной работы: аксиологического, средового или деятельностного, что не ставит под сомнение их комплексную реализацию.Сделан вывод, что различия в программах воспитания потенциально являются направлениями вариатизации воспитательной работы, ее усовершенствования и модернизации.
православная семинария, воспитательный процесс, программа воспитания, подход к организации воспитательной работы, духовное учебной заведение, Русская Православная Церковь, Учебный комитет РПЦ
  1. Александрова Е. А. Тьюторство как культурная профессиональная практика, совмещающая психологическое и педагогическое сопровождение обучающегося в современной образовательной системе // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013. № 2 (28). С. 59–63.
  2. Вологодская духовная семинария Вологодской епархии РПЦ. Официальный сайт. URL: http://vologda-seminaria.ru/ (дата обращения: 10.11.2022).
  3. Назарова А. И. Организация воспитательной работы в средних духовных учебных заведениях России во второй половине XIX — начале XX века: на материале Смоленской губернии: дис. … канд. пед. наук. Смоленск, 2012.
  4. Пензенская духовная семинария Пензенской епархии РПЦ. Официальный сайт. URL: https://seminariapenza.ru/ (дата обращения: 10.11.2022).
  5. Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2021/04/ (дата обращения: 17.11.2022).
  6. Рейтинг высших духовных учебных заведений РПЦ (по данным за 2021 год). URL: https://uchkom.info/novosti/8628/ (дата обращения: 10.11.2022).
  7. Склярова Т. В. Развитие субъектной позиции учащихся в процессе изучения религиозных ценностей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. № 4 (39). С. 22–28.
  8. Хабаровская духовная семинария Хабаровской епархии РПЦ. Официальный сайт. URL: https://dvseminary.ru/ (дата обращения: 10.11.2022).

Филиппов Александр Николаевич, протоиерей


Место работы: Пензенская духовная семинария; Российская Федерация, Пенза, 440023, ул.Перекоп, д.4;
Должность: проректор по воспитательной работе;
ORCID: 0000-0002-7300-3005;
Электронный адрес: penza260578@yandex.ru.
Грошев Николай Борисович, протоиерей

Развитие организационной самостоятельности студентов в образовательной среде высшей духовной школы

Грошев Н. Б. Развитие организационной самостоятельности студентов в образовательной среде высшей духовной школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 68. С. 16-25

DOI: 10.15382/sturIV202368.16-25
В статье поднимается актуальная проблема формирования образовательной среды духовной школы, которая выходит за исторически сложившиеся рамки догматической среды и осмысливается как догматико-творческий вектор формирования среды, обеспечивающий развитие качеств личности студентов семинарии, к которым относится организационная самостоятельность как проявление их активности. В статье указано, что данный вектор позволяет понимать духовное образование как интегрированное полифункциональное понятие, в которой качество обеспечивается синтезом догматического и творческого векторов развития (по В. А. Ясвину). Материалы и методы. На опыте качественно-содержательной экспертизы образовательной среды Пензенской православной духовной семинарии раскрываются условия и возможности развития способности к самоорганизации, росту самостоятельности и ответственности в процессе обучения в высшей духовной образовательной организации. Описаны особенности адаптации студентов нулевого и первого курсов обучения к догматико-творческой образовательной среде. Приведены результаты оценки способности к самоорганизации студентов духовной семинарии, обучающихся по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» (уровень бакалавриата), полученные с помощью опросника Е. Ю. Мандриковой. Результаты. В статье представлен опыт формирования образовательной среды духовной школы и описаны организационно-педагогические условия, способствующие самоорганизации на этапе профессиональной подготовки теологов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что организационная самостоятельность обучающихся формируется при ином взгляде на личность, а, значит, позволяет выстраивать иные стратегии обучения в разумном сочетании строгих правил догматической среды и элементов творческой среды с возможностью построения индивидуальной траектории развития. Выводы. Делается вывод о том, что образовательная среда духовной школы должна быть направлена на оказание помощи студентам в развитии высокого коэффициента организационной самостоятельности в условиях сбалансированного сочетании догматической и творческой образовательных сред.
образовательная среда, духовная православная семинария, профессиональная подготовка, организационная самостоятельность, теолог, средовый подход, индивидуальная траектория развития участников образования.
  1. Александрова Е. А. Социокультурные возможности образовательного пространства и детско-взрослых сообществ в контексте формирования у ребенка духовно-нравственной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. № 4 (35). С. 52–59.
  2. Грошев Н. Б. Образовательная среда высшей духовной школы: от проблематики к реализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11. № 1 (41). С. 72–79.
  3. Духовная школа как пространство для выстраивания индивидуальных образовательных стратегий / С. В. Домнин, Н. Б. Грошев, Л. В. Шварева, М. А. Антипов // Глобальный научный потенциал. 2022. № 2 (131). С. 116–125.
  4. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 59–83.
  5. Приказ Минобрнауки России от 25.08.2020 № 1110 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 № 59833). URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 12.11.2022).
  6. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата. Теология. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/98 (дата обращения: 08.12.2022).
  7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.

Грошев Николай Борисович, протоиерей


Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: Пензенская Духовная Семинария;
Должность: первый проректор Пензенской Духовной Семинарии;
ORCID: 0000-0002-5207-0241;
Электронный адрес: gr.n8@yandex.ru.
Шустова Инна Юрьевна; Попова Ирина Николаевна

Условия эффективного применения исследовательских методов в практике воспитания

Шустова И. Ю., Попова И. Н. Условия эффективного применения исследовательских методов в практике воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 68. С. 26-35

DOI: 10.15382/sturIV202368.26-35
В статье анализируется тенденции теоретического и методического переосмысления практики воспитания в меняющемся социуме и потребности ее развития как среды, стимулирующей инновационные процессы. Развитие практики воспитания в деятельности современного педагога требует от него постоянной готовности к решению исследовательских задач, вызванных потребностью проникновения в суть особенностей формирования личности ребенка в стремительно меняющихся условиях, характером выстраивания отношений с ним, вовлечения его в деятельность и общение. Анализируется опыт работы авторов экспертами инновационных проектов в практике воспитания, анализ проведенных в 2021 году в одно время (февраль-май) двух исследований, посвященных изучению разных аспектов деятельности педагогов-воспитателей, их пониманию исследовательской деятельности. Подробно раскрыта рефлексивная компетентность педагога в профессиональной деятельности. Обозначены возможные условия эффективного применения исследовательских методов в практике воспитания: опора на методологические основания воспитания; опора на теоретические основы организации исследовательской деятельности; сформированность компетенции профессиональной рефлексии, рефлексивной компетенции как умение перевести проблему профессиональной деятельности в задачу исследования; постоянное обращение к опыту коллег и его изучению, необходимость педагога-практика быть в курсе новаторских идей, которые рождаются в практике российских педагогов и зарубежных коллег.
воспитание, методология педагогики, методы теоретического и эмпирического познания, методы исследования, результат, исследовательская деятельность, рефлексия, рефлексивная компетентность педагога
  1. Басова В. М. Исследование современной практики воспитания // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2008. Т. 14. № 4. С. 86–90.
  2. Вульфов Б. З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995.
  3. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога в условиях парадигмального сдвига: методологический аспект // Образование и саморазвитие. 2013. Т. 38. С. 22–30.
  4. Демакова И. Д., Попова И. Н. Гуманитарная экспертиза как метод научного познания в педагогике // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 60. С. 37–48.
  5. Демакова И. Д., Шустова И. Ю., Попова И. Н. О методах исследования в сфере воспитания: взгляд на проблему с позиции науки и практики // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 478. С. 154–161.
  6. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития: монография / под ред. Н. Л. Селивановой, П. В. Степанова. М., 2017.
  7. Исследовательские методы в теории воспитания: сборник научных трудов / под ред. И. Д. Демаковой, И. Ю. Шустовой. М., 2021.
  8. Разумовская Т. В. Анализ и систематизация инновационных практик воспитания // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31295 (дата обращения: 08.11.2022).
  9. Рефлексия в инновационной практике школы: монография. / под ред. И. Ю. Шустовой. М., 2015.
  10. Селиванова Н. Л. Научный поиск в теории воспитания: приоритеты, достижения и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011. № 1. С. 103–116.
  11. Шустова И. Ю. Технологии воспитания школьников с ориентацией на рефлексивный подход. М., 2016.

Шустова Инна Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ФГБНУ ;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-4418-9218;
Электронный адрес: innashustova@yandex.ru.

Попова Ирина Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ФИРО РАНХиГС;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6523-4498;
Электронный адрес: popovain@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00184.
Дивногорцева Светлана Юрьевна; Ивлянова Екатерина Александровна; Становская Татьяна Алексеевна

Педагогический аспект изучения агиографической литературы

Дивногорцева С. Ю., Ивлянова Е. А., Становская Т. А. Педагогический аспект изучения агиографической литературы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 68. С. 36-49

DOI: 10.15382/sturIV202368.36-49
В статье актуализируется проблема оформления в отдельную научную область методики преподавания основ православного вероучения и как ее составной части – методики работы с агиографической литературой. Целью предложенной статьи является обоснование педагогического аспекта работы с житийной литературой с его акцентом на смысловой, мировоззренческой канве жития для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся на уроках основ православного вероучения. Материалы и методы. Ведущими методами исследования стали анализ и синтез информации из современных научных статей, историко-педагогической литературы, нормативных документов в области образования, школьных учебников; сопоставление научных идей и концепций, педагогического опыта прошлого и современности. Результаты. В статье обосновано значение агиографической литературы для решения задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Авторы статьи исходят из того, что поставленная задача требует на первом этапе своего решения формирования ценностных представлений обучающихся, которые обладают высокой степенью абстрактности, неопределенностью в формулировках соответствующих понятий. Эти проблемы способна решить агиографическая литература, в наглядно-словесной форме иллюстрирующая духовно-нравственные качества личности, ценности, которые трудно точно определить, но проявления которых можно наблюдать через вдумчивое чтение и анализ житийной литературы. Авторы статьи предлагают вниманию читателей анализ дореволюционных изданий житийной литературы для детей, делают акцент на многообразии современных книг о житиях святых, а также особенностях современного изложения агиографического текста, что усложняет работу педагога и требует от него внимательного отбора книг в соответствии с поставленными задачами, возрастом, индивидуальными особенностями детей. Также авторами предложена последовательность и содержание этапов работы с житийной литературы на уроке с целью реализации знаниевого компонента, сделан акцент на актуальности и одновременно сложности работы по выведению нравственного вывода из прочитанного жития. Выводы. Предложенные идеи о значении житийной литературы для формирования представлений о духовно-нравственных качествах личности и ценностных оснований христианства может быть положена в разработку отдельной темы научного исследования, связанного с изучением агиографической литературы в педагогическом аспекте. Для этого необходимо, во-первых, исследовать нравственные смыслы, мировоззренческую канву житий святых, во-вторых, разработать методику работы с этими смыслами и мировоззренческими установками сообразно возрасту, социальному опыту детей и опыту их церковной жизни, установив межпредметные связи и рационально связав изучение житий с другими предметами школьной программы
агиографическая литература, методика преподавания основ православного вероучения, духовно-нравственное воспитание, идеал воспитания, святость, ценности,
  1. Богданова А. А. Методика преподавания Закона Божия: в помощь учителю церковной школы. Екатеринбург, 2014.
  2. Дивногорцева С. Ю. Агиографическая литература и христианское искусство в современном педагогическом пространстве // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2021. №1 (53). С. 28–36.
  3. Дивногорцева С. Ю. Агиографический текст как сценарий идентичности, или о педагогике житийной литературы // Феномен творческой личности в культуре: Фатющенковские чтения. Сборник статей и материалов VIII Международной научной конференции. М., 2019. С. 109–116.
  4. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания религии как наука и учебная дисциплина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 50–63.
  5. Дивногорцева С. Ю. Совершенная личность для совершенствующегося человека, или о проблеме нравственного примера на уроках православной культуры // Девятые Пюхтицкие чтения. Аксиологический подход к совершенствованию личности на основе взаимодополняемости православной и светской культуры: Материалы Международной научно-практической конференции. Куремяэ, 2020. С. 156–161.
  6. Дорофеев Виктор, прот., Янушкявичене О. Л. Основы православной культуры: учеб. пособие для 2-го класса. М., 2018.
  7. Дорофеева Л. Г. Проблемы изучения русской агиографии // Слово.ру: балтийский акцент. 2017. Т. 8. № 1. С. 11–23.
  8. Живов В. М. Святость: краткий словарь агиографических терминов. М., 1994.
  9. Кравченко С. М., Болотова Е. А. Значение образа святых в формировании духовно-нравственного облика ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Психология. Педагогика. 2016. Вып. 3 (43). С. 36–37.
  10. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник. ФГОС. М., 2022.
  11. Лихоманов Н. И. (Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин), Макеева С. Г. Смысловые барьеры как причина трудностей младших школьников в чтении житийной литературы // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 102–105.
  12. Нечаев В. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849.
  13. Островский К., Вальдина Т. Жития святых, изложенные в сокращении по святителю Димитрию Ростовскому: Православное семейное чтение. М., 1999.
  14. Петрушевский П. Г. О религиозно-нравственной книге для народного и детского чтения. Киев, 1907.
  15. Погожев Е. Н. Святые дети русские и детские годы русских святых / Е. Поселянин (псевд.). СПб., 1909.
  16. Примерное тематическое планирование по примерной программе Основ православной веры для начальной и средней ступени // Перечень примерных рабочих программ
  17. Стандарта православного компонента общего образования. URL: https://pravobraz.ru/perechen-primernyx-rabochix-programm-standarta-pravoslavnogo-komponenta-obshhegoobrazovaniya/ (дата обращения: 05.12.2022).
  18. Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской
  19. Православной Церкви на территории Российской Федерации. URL: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-v-voskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkojpravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossij skoj-federacii/ (дата обращения: 05.12.2022).
  20. Становская Т. А. Преподавание житий святых в школах России // История и актуальные проблемы религиозного (христианского) образования в России и за рубежом: коллективная монография / науч. ред. С. Ю. Дивногорцева. М., 2022. С. 57–78.
  21. Указатель книг для детского и народного чтения с обозначением одобренных из них Святейшим Синодом, Министерством Народного Просвещения, детскими журналами и частными специально для рассмотрения народных и детских книг составлявшимися комиссиями: Полезное пособие родителям, воспитателям и заведующим народными школами всех ведомств и наименований. М., 1892.
  22. Федеральный перечень учебников. URL: https://fpu.edu.ru/ (дата обращения: 04.12.2022).
  23. Янушкявичене О. Л. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник. ФГОС / О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, прот. Виктор Дорофеев, О. Н. Яшина. М., 2022.
  24. Яхонтов А. Жития святых как образовательно-воспитательное средство и их значение для русской школы с древних времен. Симбирск, 1898.

Дивногорцева Светлана Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.

Ивлянова Екатерина Александровна


Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Кафедра педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ;
Должность: Старший преподаватель;
ORCID: 0000-0001-7360-0187;
Электронный адрес: katenela@mail.ru.

Становская Татьяна Алексеевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: Преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0001-9667-6125;
Электронный адрес: taaldu@gmail.com.
Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ и Фонда развития науки, образования и семьи «Живая традиция» «Научно-методические основы построения курса “Методика изучения православного вероучения в школе”».
Теплова Наталья Валерьевна

Формирование мотивационно-ценностного компонента профессиональной культуры личности будущего учителя музыки

Теплова Н. В. Формирование мотивационно-ценностного компонента профессиональной культуры личности будущего учителя музыки // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 68. С. 50-62

DOI: 10.15382/sturIV202368.50-62
В статье рассматривается компонентная структура профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. Автором проанализирован большой объем исследований в области компонентной структуры профессиональной культуры личности, мотивационной сферы педагогической деятельности, профессиональной подготовки учителя музыки. Формирование мотивационно-ценностного компонента занимает важное место в развитии профессиональной культуры личности будущего педагога. Автор выделяет мотивационно-ценностный компонент как один из приоритетных в структуре профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. Русская духовная музыка выбрана в качестве средства влияния на мотивационную сферу студентов и профессиональную культуру будущего педагога в целом. В работе определена важность выбранного средства, подчеркивается особый образовательный потенциал русской духовной музыки и недостаточность его использования в профессиональной подготовке будущего учителя музыки.Мотивационно-ценностный компонент профессиональной культуры личности будущего учителя музыки реализуется в процессе анализа, исполнения и слушания русской духовной музыки, причем музыка представляется как ценность мировой музыкальной культуры. В статье представлены результаты исследования уровней мотивационно-ценностного компонента профессиональной культуры будущего учителя музыки. Автор раскрывает особенности изучения русской духовной музыки, представляет формы и методы работы со студентами, демонстрирует результаты своей работы по повышению уровня мотивационно-ценностного компонента профессиональной культуры личности студентов.Результативность работы проявляется в позитивном интересе к образцам русской духовной музыки и формирует мотивацию к самостоятельной внеучебной деятельности студентов.
учитель музыки, педагогический вуз, профессиональная культура, профессиональная подготовка, мотивация, ценности, русская духовная музыка.
  1. Абрамова Н. Н. Формирование профессиональной направленности студентов педагогического вуза при изучении курса педагогики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 9 (152). С. 35–41.
  2. Бянкина Л. В. Гармоничное личностное саморазвитие как цель становления субъектности физической культуры личности // Культура физическая и здоровье. 2019. № 4 (72). С. 3–5.
  3. Горелова Е. С., Костенко А. А. Коммуникативная культура в системе базовой культуры личности // Экономика и социум. 2019. № 4 (59). С. 276–280.
  4. Гусева О. В. Мировоззренческая культура как фактор инновационной деятельности современного учителя // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 79–83.
  5. Жаркова А. А. Развитие профессиональной направленности личности студента вуза культуры и искусств // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 4. С. 182–185.
  6. Зенченков И. П. Культура как база формирования физической культуры личности будущего учителя // Вестник Академии гражданской защиты. 2019. № 1 (17). С. 8–12.
  7. Камбарова К. У. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры личности будущего педагога // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 4–5 (48). С. 120–124.
  8. Кропотова М. Ю. Мотивация к профессиональной деятельности у будущих педагогов // Молодой ученый. 2021. № 46 (388). С. 276–278.
  9. Кучмуруков В. В. Информационная культура личности: анализ документального потока // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2021. № 1 (17). С. 41–48.
  10. Маслинская Н. Г. Роль педагога в формировании мотивации к активной исполнительской деятельности учащихся // Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. 2021. № 16. С. 84–86.
  11. Муртазаева Э. М. Коммуникативная культура как предмет педагогического анализа // Январские педагогические чтения. 2020. № 6 (18). С. 33–37.
  12. Нартова И. В. Практико-центрический подход как стимул повышения мотивации будущих музыкантов-педагогов к проектной деятельности // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7. № 4. С. 145–157.
  13. Нусупова Ш. М., Cапаргалиева А. Ж. Формирование мотивации будущих педагогов в процессе проектного обучения // Заметки ученого. 2021. № 6–1. C. 181–185.
  14. Саидова З. З. Мировоззренческая культура личности и ее сущность // Вестник Таджикского национального университета. 2021. № 2. С. 78–87.
  15. Самигулина А. В. Слушательская деятельность на уроке музыки как основа формирования мотивации обучающихся к слушанию музыки // Аллея науки. 2019. Т. 5. № 1 (28). С. 801–805.
  16. Сержанова З. Р., Пушкаева Н. А., Шипиева З. И., Бембетова Б. С., Бейшембиева А. Д. Роль мотивации педагогов в адаптации к профессиональной деятельности // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 1–8 (69). С. 94–96.
  17. Смирнов Я. Ю. Исполнительская практика как стимул профессионального роста студентов, обучающихся по специальностям музыкальной направленности // Культура и образование. 2020. № 2 (37). С. 136–143.
  18. Смирнова А. А. Изучение мотивации будущих педагогов к профессиональной деятельности // Студенческая наука и XXI век. 2021. Т. 18. № 1–2 (21). С. 281–283.
  19. Суворова В. А. Информационная культура как компонент общей культуры личности обучающегося // Инновационная наука. 2020. № 12. С. 180–182.
  20. Уварова М. Н. Мотивация как одно из условий профессионально-личностного развития педагогов // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2019. № 10. С. 47–51.
  21. Фирсова С. Ю. Экологическая культура учащихся как один из факторов становления конкурентоспособной личности // Образование и наука в России и за рубежом. 2021. № 1 (77). С. 167–170.
  22. Хазиева Э. К. Мотивация — основа успеха и успешности педагога // Актуальные исследования. 2020. № 22 (25). С. 187–189.
  23. Черникова Е. В. Экологическая культура как аспект социализации личности // Современные здоровьесберегающие технологии. 2019. № 1. С. 73–88.
  24. Шарипова С. Б. Педагогические ориентиры формирования мировоззренческой культуры студенческой молодежи в высших образовательных учреждениях // Проблемы современной науки и образования. 2018. № 11 (131). С. 75–77.
  25. Якимова Е. Н. Экологическая культура личности: принципы взаимодействия человека и окружающей среды // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 2. С. 112–116.

Теплова Наталья Валерьевна


Место работы: Ярославский государственный педагогически университет им. К.Д. Ушинского;
Должность: ассистент;
ORCID: 0000-0002-2678-6609;
Электронный адрес: natalyat@mail.ru.
Кипреев Сергей Сергей Кипреев

О роли православия в формировании патриотизма у курсантов силовых структур

Кипреев С. С. О роли православия в формировании патриотизма у курсантов силовых структур // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 68. С. 63-75

DOI: 10.15382/sturIV202368.63-75
Данная статья посвящена анализу роли православия в формировании патриотизма у сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, объединенных нами в понятии сотрудников силовых структур. Во все периоды отечественной истории православие являлось важнейшей силой нашего народа, которая позволяла формировать мировоззрение граждан в выгодном для государства формате. И сегодня оно продолжает играть важнейшую роль в жизни российского общества, транслируя традиционные ценности – патриотизм, веру в добро, честь, стремление к исполнению нравственного долга перед Родиной и семьей, личное достоинство, справедливость, и т.д. Православие является духовной основой русской культуры, обеспечивает национальную и культурную идентичность нашей цивилизации, определяя поведение и мышление русского народа. Особенно важна роль православной церкви в деле формирования чувства патриотизма. Воспитательный потенциал традиционных духовно-нравственных ценностей, которые формируются в религиозной среде, необходимо использовать в деле формирования чувства патриотизма у курсантов силовых структур. Этот процесс особенно важен потому, что курсанты являются основой командного состава силовых структур, и основным транслирующим звеном по передаче духовно-нравственных ценностей своим подчиненным. Именно из курсантов силовых структур формируются в будущем субъекты воспитания патриотизма в системе работы с личным составом. В статье анализируются причины успехов и неудач патриотического воспитания, раскрыты особенности взаимодействия православной церкви и силовых структур в воспитании патриотизма. Автором показано взаимодействие православной церкви и силовых структур в ходе формирования патриотизма у курсантов на примере Рязанского высшего воздушно десантного командного училища, и описана система взаимодействия РПЦ и Краснодарского университета МВД России по воспитанию патриотизма у курсантов.
православие, курсанты, патриотизм, государственность, национальная идея, менталитет, традиционные ценности
  1. Антипенко Ю. Т. Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. URL: http://dommil.com/articles/129/ (дата обращения: 21.07.2021).
  2. Балабушевич В. Ю., Гурский А. И. Религиоведческая подготовка офицера: проблемы и перспективы. Новосибирск, 2014.
  3. Булычев Ю. Православие, национальная идея и социальная идея — основополагающие компоненты нашего цивилизационного проекта // Русская линия. URL: http://rusk.ru/st.php?idar=7378 (дата обращения: 21.07.2021).
  4. Гавриленко М. В. Религиозная составляющая в военно-патриотическом воспитании // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2018. № 1 (7). С. 56–58.
  5. Елисеев А. Влияние православия на русское общество // БГ — Знание.ру. URL: http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=858 (дата обращения: 21.07.2021).
  6. Елишев С. О. Молодежная политика Русской Православной Церкви в Российской Федерации // Пространство и время. 2013. № 1 (11). С. 117–124.
  7. Кашаева М. В., Пирогова О. В. Религиозные ориентации студенческой молодежи провинциального центра (на примере Барнаула): от теории к практике // Народы и религии Евразии. Барнаул, 2019. С. 112–126.
  8. Мазур М. А. Программа патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности. Ханты-Мансийск, 2009.
  9. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. 2012. № 9. С. 3–12.
  10. Сегеда А. Путин: православие и Россия неразделимы // Православие.фм. URL: https://pra-voslavie.fm/novosti/putin-pravoslavie-i-rossiya-nerazdelimi/ (дата обращения: 21.07.2021).
  11. Тихомиров Д. А. Особенности религиозности московских студентов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 3. С. 177–191.
  12. Торопова Л. Ф. Формирование нравственно-профессиональной ориентации у курсантов в процессе обучения в вузе МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001. С. 96–98.

Кипреев Сергей Сергей Кипреев


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: Краснодарский университет МВД России; Краснодар, 390005, Ярославская 128; Екатеринодарская православная духовная семинария; Краснодар 350000, Фрунзе 67;
Должность: Адъюнкт кафедры социально-гуманитарных дисциплин Краснодарского университета МВД России;
ORCID: 0000-0002-3948-8360;
Электронный адрес: komissar.1917@mail.ru.
Муллер Ольга Юрьевна

Модель индивидуальной образовательной траектории студента с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях модульного обучения

Муллер О. Ю. Модель индивидуальной образовательной траектории студента с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях модульного обучения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 68. С. 76-85

DOI: 10.15382/sturIV202368.76-85
В вузах созданы условия для организации целостной системы, обеспечивающей качественную профессиональную подготовку и социальную интеграцию лиц, чьи возможности здоровья ограничены. Однако, развитие инклюзивного профессионального образования требует системного решения целого ряда проблем, к которым можно отнести проблему существующего в вузах дефицита инновационных образовательных программ и форм обучения, ориентированных на инклюзивное профессиональное образование. Цель исследования — разработка структуры модели индивидуальной образовательной траектории студента с ограничениями здоровья и проверка ее эффективности опытно-экспериментальным путем. Индивидуальная траектория обучения позволяет каждому студенту, в том числе с ограничениями здоровья, развивать творческую индивидуальность, личностные и профессиональные качества. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение, педагогический эксперимент. Для эксперимента было проведено сравнение успеваемости двух групп студентов, разделенных по критерию наличия или отсутствия ограничения здоровья. Автором разработана модель индивидуальной траектории студента с ограничениями здоровья, в основе которой лежат модули, представляющие собой профессионально значимые действия (учебные элементы). Теоретическая и практическая значимость работы представлена разработанной моделью индивидуальной образовательной траектории для обучения студентов по модульной технологии, которая может быть применена в практике обучения вузов с целью повышения качества подготовки студентов с ограничениями здоровья.
инклюзивное образование, модуль, технология, студенты, ограниченные возможности здоровья, модель, индивидуальная образовательная траектория
  1. Абдуллина О. А. Новые технологии образования. Личностно-ориентированная технология обучения: Проблемы и поиски / О. А. Абдуллина, А. А. Плигин // Наука и школа. 1998. № 4. С. 34–36.
  2. Баулина М. В. Использование модульной системы при реализации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 4–2. С. 202–208.
  3. Вдовина С. А. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории / С. А. Вдовина, И. М. Кунгурова // Вестник евразийской науки. 2013. Вып. 6. С. 1–8.
  4. Гершунский Б. С. Философия образования. М., 1998.
  5. Заир-Бек Е. С. Педагогические ориентиры успеха: методические материалы к обучающим семинарам / Е. С. Заир-Бек, Е. И. Казакова. СПб., 1995.
  6. Косенок С. М. Современные образовательные технологии / С. М. Косенок, Ф. Д. Рассказов. Сургут, 2012.
  7. Лопухина А. С. Модульная технология в процессе физкультурного образования школьников // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 3 (23). С. 7.
  8. Насырова Э. Ф. Методическая система интегративно-модульного обучения в профессиональной подготовке учителей технологии: монография. Сургут, 2015.
  9. Образовательная программа — маршрут ученика: Ч. 1 / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 2000.
  10. Рассказов Ф. Д., Муллер О. Ю. Создание инклюзивной среды в вузе: проблемы и перспективы // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 13 декабря 2015 г.). Чебоксары, 2015. С. 130–134.
  11. Сундукова Э. И. Проектирование образовательных программ как способ индивидуализации обучения учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1997.
  12. Суртаева Н. Н. Педагогические технологии естественного обучения // Химия в школе. 1998. № 7. С. 13–17.
  13. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М., 2005.
  14. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64–67.

Муллер Ольга Юрьевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Сургутский государственный университет;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-8938-5386;
Электронный адрес: olga_megion@mail.ru.

ПСИХОЛОГИЯ

Семенов Игорь Никитович; Ковалева Наталья Борисовна

Логика развития московской научной школы С. Л. Рубинштейна и ее вклад в общую и педагогическую психологию (к 50-летнему юбилею ИП РАН)

Семенов И. Н., Ковалева Н. Б. Логика развития московской научной школы С. Л. Рубинштейна и ее вклад в общую и педагогическую психологию (к 50-летнему юбилею ИП РАН) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 68. С. 89-117

DOI: 10.15382/sturIV202368.89-117
В связи с 50-летием Института психологии РАН анализируется роль в его зарождении лидера советского человекознания середины ХХ в. С. Л. Рубинштейна и вклад в становление этого научно-исследовательского центра его научной школы. Актуальность статьи определяется необходимостью изучения воздействия данной школы на современное человекознание. Ибо она до сих пор является одной из крупнейших в отечественной психологии: семь ее основных участников избраны действительными членами или почетными академиками РАО, а трое из них были директорами НИИОПП АПН СССР и ИПАН / ИПРАН. Новизна статьи в том, что в ней впервые системно обобщается персонология жизнетворчества С.Л. Рубинштейна и ряда участников его школы в институциональных условиях развития психологии советского/постсоветского времени. Охарактеризованы культуро-созидающие достижения основателя и участников школы в изучении общей и педагогической психологии способностей, одаренности, мышления, личности, социальных взаимодействий и образования в ряде ведущих научных и вузовских институций (ЛГПУ, МГУ, ПИ РАО, ИФАН, ИИЕиТ, ИП РАН). Показана конструктивная роль познавательной и организационной деятельности учеников С. Л. Рубинштейна в становлении ИПАН и современном развитии ИП РАН как центра фундаментальных психологических исследований, в т. ч. в социокультурном контексте модернизации педагогики и образования.
научная школа С. Л. Рубинштейна, педагогическая психология, персонология, личность, сознание, рефлексия, мышление, социальные отношения, отечественное образование.
  1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности (Избранные психологические труды). М.; Воронеж, 1999.
  2. Абульханова-Славская К. А., Семенов И. Н. Акмеологическое понимание субъекта управления // Менеджеру о менеджменте: наука и искусство управления. М., 1997.
  3. Анцыферова Л. И. Психика и сознание как функция мозга. М., 1985.
  4. Анцыферова Л. И. Роль анализа в процессе решения творческих задач // Тезисы докладов на Совещании по вопросам психологии познания / под ред. С. Л. Рубинштейна. М., 1957. С. 95–111.
  5. Анцыферова Л. И. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах / Л. И. Анцыферова, Е. А. Будилова, О. К. Тихомиров / под ред. Е. В. Шороховой. М., 1966.
  6. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М., 2004.
  7. Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъекта и грани субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. М., 2000. С. 27–42.
  8. Богоявленская Д. Б. Об эвристической функции модели проблемной ситуации // Проблемы эвристики / под ред. В. Н. Пушкина, В. Н. Садовского. М., 1968.
  9. Брушлинский А. В. Психология творчества: некоторые итоги и перспективы // Коммунист. 1967. № 5. С. 54–56.
  10. Брушлинский А. В. Школа С. Л. Рубинштейна: концепция деятельности и психического как процесса // Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / под ред. А. Н. Ждан. М., 1988. С. 92–100.
  11. Брушлинский А. В. Психология субъекта. М., 2003.
  12. Будилова Е. А. Методология, теория и эксперимент в научном творчестве С. Л. Рубинштейна // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 106–114.
  13. Будилова Е. А. Труды по истории психологии. М., 2009.
  14. Гришин И. С., Семенов И. Н. Развитие пространственного мышления одаренных детей как интеллектуально-креативного ресурса их человеческого капитала // Психология одаренности и творчества: сб. науч. трудов II Международной научно-практической онлайн-конференции (Москва, 27 ноября 2020 г.) / отв. ред. А. И. Савенков. М., 2020. С. 91–95.
  15. К 130-летнему юбилею С. Л. Рубинштейна. Материалы общемосковского методологического семинара / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М., 2020.
  16. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. C. 29–33.
  17. Матюшкин А. М. Основные направления исследований мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 1. С. 9–17.
  18. Матюшкин А. М., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1988. № 4. C. 88–97.
  19. Носуленко В. Н. Антология «Рубинштейн сегодня» — результат совместных исследований российских и французских ученых // Психологический журнал. 2009. Т. 29. № 2. С. 130–133.
  20. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие / под ред. А. М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
  21. Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997.
  22. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Экспериментальные исследования: коллективная монография / авт. вступ. статьи и отв. ред. С. Л. Рубинштейн. М., 1960.
  23. Психология мышления: сб. пер. с нем. и англ. / под ред. и с вступ. статьей А. М. Матюшкина. М., 1965.
  24. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Ученые записки высшей школы Одессы. 1922. Т. 2. С. 148–154.
  25. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / под ред. Е. В. Шороховой; сост. и авт. коммент. К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский. М., 1973.
  26. Рубинштейн С. Л. Пути и достижения советской психологии (о сознании и деятельности человека) // Вестник Академии наук СССР. 1945. № 4. С. 67–84.
  27. Рубинштейн С. Л. Современное состояние и очередные задачи научной библиографии в СССР. М., 1930.
  28. Семенов И. Н. Психология рефлексии в научном творчестве С. Л. Рубинштейна // Психологический журнал РАН. 1989. № 4. С. 65–74.
  29. Семенов И. Н. Развитие научного творчества в системе коммуникативно-познавательных отношений, определяющих продуктивность культуро-созидающей деятельности // Известия Российской академии образования. 2022. № 1 (57). С. 112–128.
  30. Семенов И. Н. Типология экзистенциальных стратегий и иcследовательских программ в творчестве С. Л. Рубинштейна // Психологический журнал РАН. 2020. № 2. С. 105–113.
  31. Семенов И. Н., Волосевич Д. А. Сотрудничество С. Л. Рубинштейна и А. А. Смирнова в институциональной организации советской психологии середины ХХ в. // Индивидуальное, национальное и глобальное в сознании современного человека: новые идеи, проблемы, научные направления / отв. ред. Н. В. Борисова, М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев. М., 2020. С. 213–238.
  32. Семенов И. Н. Экзистенциально-культурологическая рефлексия психолого-педагогической деятельности К. А. Абульхановой // Известия Российской академии образования. 2022. № 2 (58). С. 191–204.
  33. Степанова М. А. Психологические аспекты педагогической практики в свете воззрений С. Л. Рубинштейна // Психология человека в современном мире / отв. ред. А. Л. Журавлев: в 6 т. Т. 3. М., 2009. С. 170–179.
  34. Шорохова Е. В. Проблемы общественной психологии / Е. В. Шорохова, Н. С. Мансуров, К. К. Платонов // Вопросы психологии. 1963. № 5. С. 73–82.
  35. Якиманская И. С. Значение трудов С. Л. Рубинштейна для психологии образования // Психология человека в современном мире. / отв. ред. А. Л. Журавлев и др.: в 6 т. М., 2009. Т. 2. С. 278–288.
  36. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М., 1980.

Семенов Игорь Никитович


Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученая степень: кандидат политических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 123022, Москва, пер. Сверчкова, д. 16, стр. 1;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-5823-2918;
Электронный адрес: i_samenov@mail.ru.

Ковалева Наталья Борисовна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский педагогический государственный университет, кафедра психологической антропологии;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-8186-1336;
Электронный адрес: nkovaig@mail.ru.

ХРОНИКА

О работе секций педагогического направления на XXXIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ

О работе секций педагогического направления на XXXIII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 68. С. 121-136
PDF

Дивногорцева Светлана Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.

Агеева Антонина Владимировна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 407;
Должность: доцент кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0001-7259-1821;
Электронный адрес: armusya@yandex.ru.

Макарова Елена Владимировна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-9622-5666;
Электронный адрес: makarovael@yandex.ru.