В статье актуализируется проблема оформления в отдельную научную область методики преподавания основ православного вероучения и как ее составной части – методики работы с агиографической литературой. Целью предложенной статьи является обоснование педагогического аспекта работы с житийной литературой с его акцентом на смысловой, мировоззренческой канве жития для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся на уроках основ православного вероучения. Материалы и методы. Ведущими методами исследования стали анализ и синтез информации из современных научных статей, историко-педагогической литературы, нормативных документов в области образования, школьных учебников; сопоставление научных идей и концепций, педагогического опыта прошлого и современности. Результаты. В статье обосновано значение агиографической литературы для решения задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Авторы статьи исходят из того, что поставленная задача требует на первом этапе своего решения формирования ценностных представлений обучающихся, которые обладают высокой степенью абстрактности, неопределенностью в формулировках соответствующих понятий. Эти проблемы способна решить агиографическая литература, в наглядно-словесной форме иллюстрирующая духовно-нравственные качества личности, ценности, которые трудно точно определить, но проявления которых можно наблюдать через вдумчивое чтение и анализ житийной литературы. Авторы статьи предлагают вниманию читателей анализ дореволюционных изданий житийной литературы для детей, делают акцент на многообразии современных книг о житиях святых, а также особенностях современного изложения агиографического текста, что усложняет работу педагога и требует от него внимательного отбора книг в соответствии с поставленными задачами, возрастом, индивидуальными особенностями детей. Также авторами предложена последовательность и содержание этапов работы с житийной литературы на уроке с целью реализации знаниевого компонента, сделан акцент на актуальности и одновременно сложности работы по выведению нравственного вывода из прочитанного жития. Выводы. Предложенные идеи о значении житийной литературы для формирования представлений о духовно-нравственных качествах личности и ценностных оснований христианства может быть положена в разработку отдельной темы научного исследования, связанного с изучением агиографической литературы в педагогическом аспекте. Для этого необходимо, во-первых, исследовать нравственные смыслы, мировоззренческую канву житий святых, во-вторых, разработать методику работы с этими смыслами и мировоззренческими установками сообразно возрасту, социальному опыту детей и опыту их церковной жизни, установив межпредметные связи и рационально связав изучение житий с другими предметами школьной программы
агиографическая литература, методика преподавания основ православного вероучения, духовно-нравственное воспитание, идеал воспитания, святость, ценности,
- Богданова А. А. Методика преподавания Закона Божия: в помощь учителю церковной школы. Екатеринбург, 2014.
- Дивногорцева С. Ю. Агиографическая литература и христианское искусство в современном педагогическом пространстве // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2021. №1 (53). С. 28–36.
- Дивногорцева С. Ю. Агиографический текст как сценарий идентичности, или о педагогике житийной литературы // Феномен творческой личности в культуре: Фатющенковские чтения. Сборник статей и материалов VIII Международной научной конференции. М., 2019. С. 109–116.
- Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания религии как наука и учебная дисциплина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 50–63.
- Дивногорцева С. Ю. Совершенная личность для совершенствующегося человека, или о проблеме нравственного примера на уроках православной культуры // Девятые Пюхтицкие чтения. Аксиологический подход к совершенствованию личности на основе взаимодополняемости православной и светской культуры: Материалы Международной научно-практической конференции. Куремяэ, 2020. С. 156–161.
- Дорофеев Виктор, прот., Янушкявичене О. Л. Основы православной культуры: учеб. пособие для 2-го класса. М., 2018.
- Дорофеева Л. Г. Проблемы изучения русской агиографии // Слово.ру: балтийский акцент. 2017. Т. 8. № 1. С. 11–23.
- Живов В. М. Святость: краткий словарь агиографических терминов. М., 1994.
- Кравченко С. М., Болотова Е. А. Значение образа святых в формировании духовно-нравственного облика ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Психология. Педагогика. 2016. Вып. 3 (43). С. 36–37.
- Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник. ФГОС. М., 2022.
- Лихоманов Н. И. (Епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин), Макеева С. Г. Смысловые барьеры как причина трудностей младших школьников в чтении житийной литературы // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 102–105.
- Нечаев В. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849.
- Островский К., Вальдина Т. Жития святых, изложенные в сокращении по святителю Димитрию Ростовскому: Православное семейное чтение. М., 1999.
- Петрушевский П. Г. О религиозно-нравственной книге для народного и детского чтения. Киев, 1907.
- Погожев Е. Н. Святые дети русские и детские годы русских святых / Е. Поселянин (псевд.). СПб., 1909.
- Примерное тематическое планирование по примерной программе Основ православной веры для начальной и средней ступени // Перечень примерных рабочих программ
- Стандарта православного компонента общего образования. URL: https://pravobraz.ru/perechen-primernyx-rabochix-programm-standarta-pravoslavnogo-komponenta-obshhegoobrazovaniya/ (дата обращения: 05.12.2022).
- Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской
- Православной Церкви на территории Российской Федерации. URL: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-v-voskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkojpravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossij skoj-federacii/ (дата обращения: 05.12.2022).
- Становская Т. А. Преподавание житий святых в школах России // История и актуальные проблемы религиозного (христианского) образования в России и за рубежом: коллективная монография / науч. ред. С. Ю. Дивногорцева. М., 2022. С. 57–78.
- Указатель книг для детского и народного чтения с обозначением одобренных из них Святейшим Синодом, Министерством Народного Просвещения, детскими журналами и частными специально для рассмотрения народных и детских книг составлявшимися комиссиями: Полезное пособие родителям, воспитателям и заведующим народными школами всех ведомств и наименований. М., 1892.
- Федеральный перечень учебников. URL: https://fpu.edu.ru/ (дата обращения: 04.12.2022).
- Янушкявичене О. Л. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник. ФГОС / О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, прот. Виктор Дорофеев, О. Н. Яшина. М., 2022.
- Яхонтов А. Жития святых как образовательно-воспитательное средство и их значение для русской школы с древних времен. Симбирск, 1898.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.
Ивлянова Екатерина Александровна
Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Кафедра педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ;
Должность: Старший преподаватель;
ORCID: 0000-0001-7360-0187;
Электронный адрес: katenela@mail.ru.
Становская Татьяна Алексеевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: Преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0001-9667-6125;
Электронный адрес: taaldu@gmail.com.
Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ и Фонда развития науки, образования и семьи «Живая традиция» «Научно-методические основы построения курса “Методика изучения православного вероучения в школе”».