/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :65

ПЕДАГОГИКА

Забегайлова Ирина Валерьевна

Идеи нравственного развития личности в педагогическом наследии В. Я. Cтоюнина

Забегайлова И. В. Идеи нравственного развития личности в педагогическом наследии В. Я. Cтоюнина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 11-28

DOI: 10.15382/sturIV202265.11-28
Отечественные педагоги при рассмотрении проблем духовного-нравственного становления личности зачастую обращаются к теоретическому наследию ученых прошлого. Одним из выдающихся представителей отечественной педагогики пореформенной России второй половины XIX века был Владимир Яковлевич Стоюнин. На современном этапе развития педагогической науки особую значимость приобретают взгляды ученого на решение проблем поиска и формирования идеала духовно-нравственного развития личности, а также определения конкретного содержания нравственного воспитания ребенка.В статье представлен обзор педагогических взглядов В.Я. Стоюнина по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Показана актуальность идей ученого о составляющих нравственного воспитания личности через стремление к самосовершенствованию, нравственному идеалу. Определена и осмыслена роль христианского учения о вере в нравственном воспитании ребенка. Автор статьи акцентирует внимание на разработанной В.Я. Стоюниным развернутой характеристике качеств нравственной личности и условиях их возрастания.Цель статьи-изучение педагогических идей В.Я. Стоюнина о формировании идеала духовно-нравственного развития личности для выявления подходов к проблеме профессионального и личностного роста педагогов. В результате были проанализированы педагогические воззрения В.Я. Стоюнина на проблему духовно-нравственного воспитания детей в период дошкольного и младшего школьного детства, систематизированы педагогические рекомендации В.Я. Стоюнина по развитию положительных и нивелированию негативных личностных качеств воспитанников. Представлена позиция ученого по вопросу личностных качеств педагогов, оказывающих значимое влияние на развитие духовной сферы ребенка. Акцентировано внимание на понимании В.Я. Стоюниным личных моральных качеств как исполнении педагогами основных христианских этических норм-христианских заповедей.
В.Я. Стоюнин, духовно-нравственное развитие, нравственный идеал, христианское учение о вере, нравственные качества личности, содержания нравственного воспитания, христианские этические нормы
  1. Беленчук Л. Н. Национальное и общеевропейское в педагогическом творчестве В. Я. Стоюнина // Сборник научных трудов Всероссийской науч.-практ. конференции, посвященной 190-летию со дня рождения В. Я. Стоюнина. М., 2016. С. 46–62.
  2. Богуславский М. В. Идеал воспитания просвещенного человека и гражданина в концепции В. Я. Стоюнина // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6. С. 7–18.
  3. Богуславский М. В. Формирование аксиологических основ российского образования в педагогической деятельности В. Я. Стоюнина (к 190-летию со дня рождения) // Проблемы современного образования. 2016. № 5. С. 97–110.
  4. Стоюнин В. Я. Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома // В. Я. Стоюнин. Избранные педагогические сочинения / сост. Г. Г. Савенок. М., 1991. С. 104–110.
  5. Стоюнин В. Я. Заметки о русской школе // В. Я. Стоюнин. Избранные педагогические сочинения / сост. Г. Г. Савенок. М., 1991. С. 148–199.
  6. Стоюнин В. Я. О воспитании // В. Я. Стоюнин. Избранные педагогические сочинения / сост. Г. Г. Савенок. М., 1991. С. 111–137.
  7. Стоюнин В. Я. Педагогические заметки (в ответ разным лицам) // В. Я. Стоюнин. Избранные педагогические сочинения / сост. Г. Г. Савенок. М., 1991. С. 282–288.
  8. Шеховская Н. Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли: вторая половина XIX — первая половина XX вв.: дис. … д-ра пед. наук. Белгород, 2007.

Забегайлова Ирина Валерьевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Ученая степень: Alma Mater Professor;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет;
Должность: Аспират кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-9617-8502;
Электронный адрес: irina_butovo@mail.ru.
Данько Юрий Владимирович

Проблематика и особенности педагогического образования учителей в контексте Болонского процесса

Данько Ю. В. Проблематика и особенности педагогического образования учителей в контексте Болонского процесса // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 29-39

DOI: 10.15382/sturIV202265.29-39
В настоящей статье рассматривается организация подготовки будущих учителей для системы среднего образования в контексте Болонского процесса. Подписанная в 1999 году Болонская декларация ознаменовала начало нового этапа высшего образования в Европе,одной из важнейших целей которого стало введение многоуровневой системы образования, к 2005 году ставшей единым стандартом на большинстве программ подготовки, в том числе и педагогическом образовании. В контексте подготовки учителя нибольшую актуальность имеют уровни бакалавриата и магистратуры. Одним из важнейших вопросов в настоящее время является подготовка бакалавра педагического образования как достаточного уровня для начала педагогической деятельности, а также роль магистратуры в контексте педагогической практики.В рамках данного иссследования рассмотрены как теоретические вопросы обучения по двухуровневой модели в целом, так и её особенности на примере отдельных стран. Анализ предшествующих работ в данной области, нормативных документов показывает, что хотя Болонский процесс являетя общепринятым стандартом, но для начала профессиональной деятельности могут требоваться дополнительные условия. Определено, что в отдельных странах окончание бакалавриата является достаточным условием, а в других лишь является допуском к получению права на дальнейшую педагогическую подготовку.
Болонский процесс, высшее образование, компетенции, педагогическое образование, бакалавриат, магистратура, последипломное обучение, структура подготовки педагога
  1. Абазовик Е. В. Подготовка учителей в Великобритании и России в условиях Болонского процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук.. СПб., 2010. URL: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-podgotovka-uchiteley-v-velikobritanii-i-rossii-vusloviyah-bolonskogo-protsessa (дата обращения: 29.12.2021).
  2. Ананин Д. П. Особенности традиционной и современной моделей подготовки учителей в Федеративной Республике Германия // Образование и наука. 2010. № 1 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-traditsionnoy-i-sovremennoy-modeley-podgotovki-uchiteley-v-federativnoy-respublike-germaniya/viewer (дата обращения: 15.01.2022).
  3. Бурлакова И. И. Формы организации подготовки учителей в Великобритании // Британия: история, культура, образование: сб. статей по материалам Международной науч. конференции. Ярославль, 2018. С. 466–471.
  4. Виноградов В. Л. Теория и технология подготовки учителей в США: конспект лекций. Казань, 2013.
  5. Жидкова И. Е. Непрерывное образование учителей: российская и европейская модели // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-uchiteley-rossiyskaya-i-evropeyskaya-modeli/viewer (дата обращения: 03.01.2022).
  6. Лучкина Т. В., Грачева Е. Ю. Роль интернатуры в профессиональном становлении начинающего учителя в Германии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 9. С. 281–290.
  7. Мартынова О. В. Подготовка учителей в Германии в условиях создания европейского пространства высшего образования: дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2006. URL: https://www.dissercat.com/content/podgotovka-uchitelei-v-germanii-v-usloviyakh-sozdaniyaevropeiskogo-prostranstva-vysshego-ob (дата обращения: 16.01.2022).
  8. Нос Н. И., Гончарова А. Г. Модели профессиональной подготовки учителей в Германии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 9–1. С. 206–210.
  9. Орехова Е. Я., Полунина Л. Н. Подготовка учителей в магистратуре: европейский опыт // Современные проблемы науки и образования. 2014. №. 3. С. 213–221.
  10. Профессиональные стандарты. URL: https://inlnk.ru/WR30B (дата обращения: 16.01.2022).
  11. Ромаева Н. Б., Стрункина Ю. В. Педагогическое образование в Великобритании и России в контексте Болонского процесса // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 2. С. 33–39.
  12. Семенова Ю. И. Профессиональная педагогическая подготовка учителей во Франции // Высшее образование в России. 2009. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-pedagogicheskaya-podgotovka-uchiteley-vo-frantsii/viewer (дата обращения: 16.01.2022).
  13. Серякова С. Б. Принципы перехода высшего педагогического образования на уровневую подготовку в контексте Болонского процесса // Педагогическое образование и наука. 2011. № 8. С. 22–26.
  14. Сурина И. А. Особенности профессиональной подготовки учителей в польских вузах. [2011]. URL: https://scienceandeducation.pdpu.edu.ua (дата обращения 10.01.2022).
  15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.01.2022). URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 16.01.2022).
  16. EuroEducation.net. The European Education Directory. URL: https://www.euroeducation.net/prof/ (дата обращения: 01.01.2022).
  17. European Commission. Improving the Quality of Teacher Education. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament. Brussels, 2007.
  18. European Commission/EACEA/Eurydice, 2020. The European Higher Education Area in 2020: Bologna Process Implementation Report. Luxembourg: Publications Offi ce of the European Union. URL: https://eacea.ec.europa.eu/national-policies/eurydice/national-description_en
  19. FIT: Formazione Iniziale Tirocinio. URL: https://www.miuristruzione.com/fi t-formazioneiniziale-tirocinio/ (дата обращения: 03.01.2022).

Данько Юрий Владимирович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Севастопольский государственный университет; Россия, Севастополь;
ORCID: 0000-0001-5958-9866;
Электронный адрес: bonifacius-zs@yandex.ru.
Михалева Марина Владимировна

Герменевтическая воспитательная практика в малом городе

Михалева М. В. Герменевтическая воспитательная практика в малом городе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 40-48

DOI: 10.15382/sturIV202265.40-48
Авторы статьи исследуют воспитывающую роль реальной педагогической ситуации, поскольку человеческий поступок несет в себе возможное выражение понимания того или иного текста, его интерпретацию. Когда учащиеся вместе с учителем реконструируют ту или иную культурную норму, текст, полагая в них весь свой опыт. То в этом проявляется вариативность интерпретаций, благодаря которым реализуется герменевтический подход к воспитательной ситуации. В рамках этого подхода деятельность воспитателя осуществляется на основе глубинного понимания, проникновения в специфику мышления, чувств, переживаний ребенка (воспитанника). Решающую роль здесь играет обращение не столько к педагогическим фактам и явлениям, сколько к тому, что за ними стоит: субъективным смыслам, бессознательным мотивам поведения. Герменевтическая воспитательная практика строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями. Важными атрибутами воспитательного процесса становятся детские стихи, самодеятельные песни, эссе, автобиографические записки, дневники, письма. Эти продукты детского вербального творчества должны быть приняты воспитателем: не проанализированы и оценены, а признаны как личностная ценность взрослеющего человека, которому позволяется быть самим собой. Герменевтическое принятие ребенка невозможно без рефлексии самого воспитателя собственного детского опыта, своих детских переживаний, «проживания» воспоминаний из детства. Такой педагог не будет руководить ребенком, наставлять его, а сможет сотрудничать с ним как старший товарищ.
событийная насыщенность, воспитательная ситуация, герменевтика, вариативность интерпретаций, смысл, совесть, культура
  1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
  2. Кант И. Критика чистого разума. М., 1999.
  3. Краснов С. И. Проектирование интенциональной позиции подростка в организационно-деятельностной игре // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3. № 3. С. 44–65.
  4. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография. Волгоград, 1994.

Михалева Марина Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: профессор;
Место учёбы: МБОУ "Нюрбинский технический лицей им. А. Н. Чусовского";
Должность: заместитель директора по воспитательной работе;
ORCID: 0000-0002-0402-1269;
Электронный адрес: mia826@mail.ru.
Гусакова Виктория Олеговна

Понятия «идеал» и «жизненный путь» как концепты духовно-нравственного воспитания школьников на современном этапе

Гусакова В. О. Понятия «идеал» и «жизненный путь» как концепты духовно-нравственного воспитания школьников на современном этапе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 49-62

DOI: 10.15382/sturIV202265.49-62
В статье дано педагогическое обоснование целесообразности обращения к религиозно-философской мысли России как основам для комплектования содержания духовно-нравственного воспитания современных школьников. Актуальность такого содержания заключается в необходимости осмысления школьниками антропологического идеала и смысла жизненного пути человека в период плюрализма в выборе ценностей и поведенческих стереотипов.Возрастосообразное обращение к ценностям, хранящимся в традициях православной культуры и являющимися предметом религиозно-философской мысли, через изучение произведений русской литературы и искусства, позволяет школьникам усвоить идеал человечества Иисуса Христа и увидеть нравственные ориентиры в жизненном пути святых на четырех уровнях: буквальном (низшем, простейшем), семиотическом, моральном и высшем анагогическом.Обращение к религиозно-философской мысли православной культуры обусловлено наличием в православии явленного антропологического идеала – Богочеловека Иисуса Христа.Для эффективности такого усвоения рекомендуется интегрировать словесный и живописный или иконописный образ в дидактическую единицу. Особое место в статье уделено идее преображения человека, которая на буквальном и семиотическом уровнях присутствуют в сказках, и находит выражение на моральном и анагогическом уровнях в произведениях литературы, и теме красоты, подробно разрабатываемой в религиозно-философском наследии. Раскрытие темы красоты происходит на основе размышления над образом Иисуса Христа в трудах Ф. М. Достоевского и К. Д. Ушинского, а также на примере картины А. А. Иванова «Явление Христа народу». Чтобы знакомство школьников с религиозно-философской мыслью было органичным и полноценным необходимо их знакомить с традициями православной культуры средствами литературы и искусства и с ранних лет воспитывать эстетическое восприятие мира и ценностное отношение к его проявлениям.
духовно-нравственное воспитание, жизненный путь, антропологический идеал, школьник, идея, литература, искусство
  1. Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях / сост. И. Виноградов. М., 2001.
  2. Казин А. Л. Homo Russicus. СПб., 2014.
  3. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 2003.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М., 2009.
  5. Лепахин В. В. Икона и иконичность. СПб., 2002.
  6. Одоевский В. Ф. Русские ночи. М., 1913.
  7. Островский Н. Как закалялась сталь. М., 1982. URL: http://lib.ru/RUSSLIT/OSTROWSKIJ/kak_zakalyalas_stal.txt (дата обращения: 18.04.2020).
  8. Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» // Собрание сочинений Т. 10. М.; Л., 1950.

Гусакова Виктория Олеговна


Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище МО РФ»; Отдел религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии;
Должность: преподаватель, методист;
ORCID: 0000-0002-2924-6886;
Электронный адрес: victoryspb78@mail.ru.
Метлик Игорь Витальевич

Проблемное поле развития преподавания православной культуры в российской школе: подходы к исследованию

Метлик И. В. Проблемное поле развития преподавания православной культуры в российской школе: подходы к исследованию // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 63-77

DOI: 10.15382/sturIV202265.63-77
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к исследованию проблемы развития преподавания православной культуры (основ православной культуры) в российской общеобразовательной государственной и муниципальной школе в качестве самостоятельного учебного предмета (курса, модуля) по выбору семьи, родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников. Начавшееся с конца 1990-х годов формирование этой практики в системе образования Российской Федерации, в регионах, школах в последнее десятилетие стагнирует, не развивается до объёма и качества, необходимого для достижения её целей. Актуально исследование данной проблемы, поиск возможных путей её решения. В статье проведена первоначальная разметка проблемного поля, выделены основные аспекты рассмотрения проблемы: социокультурный, педагогический, социально-психологический. В их рамках обозначены и прокомментированы вопросы современного правового обеспечения этой практики и возможностей её совершенствования, отношений участников этого образования, включая организации Русской Православной Церкви, состояния педагогической базы (государственные и церковные образовательные документы и материалы, школьные учителя, преподающие православную культуру, их статус и подготовка, учебники и пособия по православной культуре, учебное и методическое обеспечение и т.д.). В педагогическом аспекте выделено принципиальное значение понимания целей преподавания православной культуры в общем образовании детей, их воспитании и обучении, ожидаемых результатов образования (личностных и предметных) и отражение этого понимания в основных образовательных документах по православной культуре, по предметным областям «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в системе образования.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, светская школа, преподавание православной культуры, духовно-нравственное образование, религиозное образование, церковно-государственные отношения, участники образовательных отношений, законодательство об образовании
  1. Актуальные проблемы методики преподавания православной культуры: коллективная монография. М., 2016.
  2. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учителями «Основ религиозных культур и светской этики» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России». 19 октября 2021 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5854223.html (дата обращения: 12.02.2022).
  3. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. 27 января 2020 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5582481.html (дата обращения: 12.02.2022).
  4. Заявление Синодального отдела религиозного образования и катехизации в связи с публикацией Министерством просвещения РФ новых проектов стандартов общего образования. 18 сентября 2019 г. URL: https://pravobraz.ru/zayavlenie-sinodalnogo-otdelareligioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-svyazi-s-publikaciej (дата обращения: 12.02.2022).
  5. Отношение родителей к преподаванию в общеобразовательных школах курса «Основы религиозных культур и светской этики»: материалы к слушаниям по итогам первого года апробации курса. М., 2010.
  6. Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях». URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/odnknr/normativno-pravovayadokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-19-01-2018-g-08-96-o-metodicheskikhrekomendatsiyakh-odnkr.html (дата обращения: 13.02.2022).
  7. Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ». URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-22-08-2012-g-08-250.html (дата обращения: 13.02.2022).
  8. Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009 Пр-2009 ВП-044-4632. URL: http://ermobrazovanie.ru/dokumenty/poruchenie-prezidenta-rossij skoj-federacziiot-2-avgusta-2009-goda-№pr-2009-vp-p44-4632/ (дата обращения: 23.01.2021).
  9. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 02.02.2022).
  10. Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 009 (Париж, 20 марта 1952 г.). URL: https://base.garant.ru/2540801/ (дата обращения: 23.01.2021).
  11. Социологические исследования хода апробации комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации «Основы религиозных культур и светской этики» (курс ОРКСЭ): материалы социологических исследований. М., 2010.
  12. Стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/4863 (дата обращения: 12.02.2022).
  13. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Педагогические сочинения: монография: в 6 т. М., 1988–1990. Т. 2. С. 358–363.
  14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.02.2022).

Метлик Игорь Витальевич


Электронный адрес: metlik@list.ru.
Седанкина Татьяна Евгеньевна

Теоцентрическая модель воспитания студента направления подготовки 48.04.01 «Теология»: теоретико-методологическое обоснование

Седанкина Т. Е. Теоцентрическая модель воспитания студента направления подготовки 48.04.01 «Теология»: теоретико-методологическое обоснование // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 78-99

DOI: 10.15382/sturIV202265.78-99
Цель. Осуществление теоретико-методологического обоснования теоцентрической модели воспитания студента направления подготовки 48.04.01 «Теология».Процедура и методы. В данной статье, являющейся вводной к блоку последующих, посвященных подробному осмыслению элементов теоцентрической модели, осуществлен анализ современных научных исследований, касающихся возможности привнесения элементов данной модели воспитания в педагогический процесс высшей школы. В процессе исследования использовались теоретический метод научного познания, общефилософский диалектический метод, а также абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, мысленное моделирование.Результаты. Для обоснования теоретико-методологической базы теоцентрической модели воспитания студента направления подготовки 48.04.01 «Теология» осуществлен анализ современных исследований, так или иначе связанных с заявленной тематикой, в результате которого выявлено либо полное отсутствие, либо недостаточная разработанность вопросов, связанных с рассмотрением возможностей теоцентрической модели воспитания, что указывает как на актуальность, так и на возможность взаимообогащения представлений как о педагогических методах и приемах воспитания, так и о методологи теологии. Также в статье представлена совокупность научных подходов, составляющих методологическое основание теоцентрической модели воспитания. Теоретическая и/или практическая значимость. Предложен методологический базис, представляющий собой взаимодействие системного, герменевтического, диалектического, феноменологического, философско-культурологического, аксиологического, экзистенциального и теологического подходов, способствующий всестороннему осмыслению теоцентрической модели воспитания, что может стать ступенью к дальнейшей разработке методологии теологии. Теоцентрическую модель можно рассматривать в качестве универсальной в связи с возможностью ее адаптации к другим религиозным традициям посредством наполнения компонентов модели определенной конфессиональной окрашенностью.
теология, теоцентрическая модель воспитания, структура теоцентрической модели, элементы модели воспитания, методологический базис, методология теологии, теолог-исследователь.
  1. Аннушкин Ю. В. Экзистенциальный подход в образовании // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2016. № 4. С. 164–171.
  2. Ануфриева Д. Ю. Основные подходы к герменевтической концепции смыслообразования в процессе обучения // Идеи и идеалы. 2010. № 2 (4). Т. 2. С. 93–98.
  3. Блауберг И. В., Юдин Э. П. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
  4. Буттаева А. М. Адаптация содержания и качества исламского образования к современным реалиям и потребностям гражданского общества // Вестник Социально-педагогического института. 2017. № 3 (23). С. 51–59.
  5. Вах И. Социология религии / пер. с англ. // Социология религии: классические подходы: хрестоматия. М., 1994.
  6. Даржинова С. В., Бай туманова З. Н., Бембиева Н. А. О герменевтическом подходе в современном образовании // Вестник Калмыцкого университета. 2018. № 40. С. 134–140.
  7. Дивногорцева С. Ю. Теология и педагогика в современном вузе: основы синергии // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 18–27.
  8. Закирова А. Ф. Концептуальные основания педагогической герменевтики // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. № 5. С. 8–18.
  9. Закирова А. Ф., Семенова Л. А. Формирование российской национальной идентичности студентов вуза: герменевтический подход // Образование и наука. 2015. № 7 (126). С. 165–180.
  10. Ибрагимов И. Дж. Поливариативный подход в стратегии современного религиозного образования // Современное педагогическое образование. 2020. № 10. С. 52–54.
  11. Кибалион // Сакральный мистицизм Запада. Герметическая философия. М., 2007.
  12. Козлова И. М. Морфология религии Иоахима Ваха // Миссия Конфессий . 2018. Т. 7. Ч. 4. С. 382–391.
  13. Колетвинова Н. Д., Бичурина С. У. Герменевтический подход как важная составляющая профессиональной подготовки студентов // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2019. № 1 (101). С. 137–145.
  14. Коначева С. А. Современная континентальная философская теология: феноменологическо-герменевтический подход // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 73. С. 106–119.
  15. Куликов С. Б. Феноменологический подход — ключ к пониманию причин трансформации философских образов науки // HORIZON. 2013. 2 (2). С. 61–74.
  16. Курыло О. В. Герменевтический подход к современному образованию // Территория науки. 2018. № 5. С. 18–23.
  17. Куценко Н. Ю. К вопросу о становлении экзистенциального подхода в психологии: вклад С. Кьеркегора // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». 2020. № 6. С. 5–9.
  18. Леонова О. Ю. Аксиологические модели образования и проблема его непрерывности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 4. С. 83–94.
  19. Лобанова Н. С. О системном подходе в современной науке // Обучение и воспитание: методика и практика. 2016. № 29. С. 7–12.
  20. Мамаев В. А. Аксиологический подход в воспитании студенчества // Вестник ЮУрГУ. 2012. № 41. С. 134–136.
  21. Медведева Е. Е. Межкультурное понимание: герменевтический подход // Вестник Тамбовского университета. 2018. Т. 4. № 14. С. 19–27.
  22. Моисеева А. П. Культура. Особенности научных подходов. Языки культуры. URL: http://ctl.tpu.ru/files/teoria1.htm http://ctl.tpu.ru/fi les/teoria1.htm (дата обращения: 13.08.2021).
  23. Никулина Н. Н., Девитян М. Г., Шевченко С. Н. Системный подход в педагогике как общеметодологический принцип науки // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-pedagogike-kak-obschemetodologicheskiy-printsip-nauki/viewer (дата обращения: 14.08.2021).
  24. Оселедчик М. Б. Феноменологический подход к знанию // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 4. С. 303–318.
  25. Пиляк С. А. Развитие герменевтического подхода в изучении феноменов культуры. Ч. 1 // Философская мысль. 2020. № 8. С. 30–38.
  26. Подлиняев О. Л. Экзистенциальный подход в психологии // Известия Иркутского государственного университета. 2012. Т. 1. № 1. С. 62–68.
  27. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 25 августа 2020 г. № 1108 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — магистратура по направлению подготовки 48.04.01 “Теология”». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/480401_M_3_14092020.pdf (дата обращения: 13.08.2021).
  28. Протопопов И. А. Диалектический метод и понятие отрицания в философии Гегеля // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2020. № 1. С. 25–32.
  29. Ситаров В. А. Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 47–57.
  30. Смирнов В. А., Астахов О. Ю., Шунков А. В. Актуализация культурного самосознания как условие развития теологического образования в вузах культуры // Вестник КемГУКИ. 2019. № 49. С. 168–175.
  31. Теория культуры. Ч. 1. Введение в теорию культуры: учеб. пособие. СПб., 2009.
  32. Фомичева И. Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. Новосибирск, 2004.
  33. Шибакова Е. А. Диалектический метод познания в философии // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. № 5–2 С. 114–117.
  34. Шмонин Д. В. Богословие образования: контекстный поиск // Христианское чтение 2014. № 5. С. 112–134.
  35. Шубаро О. В. Категория сакрального и феномен сакрального текста в истории и в современной культуре // Философско-культурологические исследования: сб. статей. Вып. 3. Минск, 2018. С. 261–295.
  36. Шутенко А. И. Социокультурные изменения педагогического процесса в высшей школе // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 249–251.
  37. Эленбергер Г. Клиническое введение в психиатрическую феноменологию и экзистенциальный анализ // Теория и практика экзистенциальной психологии. М., 2017. С. 206–249.

Седанкина Татьяна Евгеньевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ЧУВО "Российский исламский институт";
Должность: Заведующий кафедрой систематической теологии;
ORCID: 0000-0001-5241-6479;
Электронный адрес: tatiana-svetlaya@mail.ru.
Статья подготовлена при поддержке грантовой программы Института интеграции зна-ний IKI Academy (Institute of knowledge integration).
Муллер Ольга Юрьевна

Применение цифровых технологий в инклюзивном образовании в условиях вуза

Муллер О. Ю. Применение цифровых технологий в инклюзивном образовании в условиях вуза // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 100-110

DOI: 10.15382/sturIV202265.100-110
В статье анализируются теоретические и практические аспекты использования цифровых технологий в условиях вуза, отмечаются основные проблемы и возможности интеграции цифровых технологий в инклюзивное образование. На основании изученного материала автором составлена визуальная структура цифровой инклюзивной образовательной среды, демонстрирующая многоаспектность и сложность процесса цифровизации инклюзивного образования. Высокий уровень подготовки студентов с особыми образовательными потребностями в цифровой среде является актуальной задачей в системе образования, который может быть обеспечен благодаря реализации определенных педагогических условий. Цель статьи – подтверждение результативности реализации педагогических условий формирования информационной компетентности студентов с особыми образовательными потребностями средствами электронного обучения. В качестве обозначенных педагогических условий описываются: развитие электронной информационно-образовательной среды и разработка интерактивного образовательного контента средствами информационных технологий. Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы педагогические условия, способствующие результативному формированию информационной компетентности студентов с особыми образовательными потребностями средствами электронного обучения. Теоретическая значимость работы представлена результатами отбора и систематизации результатов научных исследований по изучаемой проблеме, что предоставляет объективный и всесторонний взгляд при оценке перспектив применения цифровых технологий в контексте инклюзивного образования в вузе. Практическая значимость работы представлена разработанными педагогическими условиями, которые могут быть применены в практике обучения вузов с целью повышения качества подготовки студентов с особыми образовательными потребностями. Методы, используемые при проведении исследования: обобщение, анализ и синтез информации, сравнение.
инклюзивное образование, цифровые технологии, студенты с особыми образовательными потребностями, педагогические условия, информационная компетентность, электронное обучение, ВУЗ
  1. Александрова Н. А., Гаврилова Е. А. Проект «Создание “говорящих” учебников для студентов с нарушениями зрения» как средство формирования инклюзивной образовательной среды вуза // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: VI Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию: сб. науч. трудов. Ч. II. Казань, 2020. С. 12–19.
  2. Ахметова Д. З. и др. Цифровизация и инклюзивное образование: точки соприкосновения // Высшее образование в России. 2020. № 2. С. 141–150.
  3. Галимов А. М., Хадиуллина Р. Р. Электронная информационно-образовательная среда вуза как инструмент повышения качества образовательного процесса // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 443. С. 241–254.
  4. Ермошкин Н. Н. Электронное обучение // Образовательные технологии. 2013. № 2. С. 51–56.
  5. Ломаско П. С. Роль интерактивного цифрового контента при реализации онлайн-обучения в современном университете // Современное образование. 2017. № 4. С. 143–151.
  6. Муллер О. Ю., Столбова А. С. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной компетентности будущих педагогов средствами электронного обучения // Ценности и смыслы. 2021. № 4 (74). С. 157–164.
  7. Рассказов Ф. Д., Муллер О. Ю., Ротова Н. А. Кластерный подход в инклюзивном образовании лиц с особыми образовательными потребностями // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов Международной науч.-практ. конференции. Орехово-Зуево, 2016. С. 247–253.
  8. Романенкова Д. Ф. Основные подходы к обеспечению доступности инклюзивного высшего образования средствами дистанционных технологий // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2021. № 1 (13). С. 27–32.
  9. Токарская Л. В., Быстрова Т. Ю. Применение цифровых технологий в процессе инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конференции с международным участием (19–21 ноября 2020 г.). Екатеринбург, 2020. С. 203–211.
  10. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 19.12.2021).
  11. Фокина М. С. Проблемы и перспективы инклюзивного образования в условиях цифровизации // Студенческий электронный журнал СТРИЖ. 2021. № 2–1 (37). С. 82–84.
  12. Шадчин И. В. Инклюзивное профессиональное образование в условиях его цифровизации // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 4 (28). С. 115–145.
  13. Freire C. et. al. The potential of distance education for the inclusion of students in higher education // Determining the Reliability of Online Assessment and Distance Learning. Handbook of Research. Hershey, PA, USA, 2020. Р. 379–401.
  14. Lazzari M. Digital Storytelling for Inclusive Education: An Experience in Initial Teacher Training / M. Lazzari // Proceedings of the 10th International Conference on e-Learning 2016. Funchal, Portugal, July 1–2. 2016. P. 199–203.

Муллер Ольга Юрьевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Сургутский государственный университет;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-8938-5386;
Электронный адрес: olga_megion@mail.ru.
Аллагулов Артур Минехатович; Сармутдинова Галия Бирикетовна

Отношение учителей к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности (сравнительный анализ сельских и городских школ)

Аллагулов А. М., Сармутдинова Г. Б. Отношение учителей к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности (сравнительный анализ сельских и городских школ) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 111-119

DOI: 10.15382/sturIV202265.111-119
Статья посвящена изучению проблемы отношения учителей к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности в контексте сравнительного анализа сельских и городских школ. Актуальность работы определена обязательностью комплексного анализа различных подходов к трудовому воспитанию младших школьников, возникающих в сельской и городской школе. Исследование процесса трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в различных социокультурных воспитательных пространствах позволит выявить насущные проблемы и на этой основе предложить пути их решения. Цель статьи – провести сравнительный анализ трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, на примере сельских и городских школ. Для изучения проблемы был проведен экспертный опрос учителей в период с сентября 2021 по январь 2022 г. с использованием сервиса Google Form. В качестве материалов исследования были использованы нормативные документы: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия развития молодежи Российской Федерации до 2025 года, Приказ № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 31.05.21 г.; методические рекомендации по вопросам организации воспитания, а также научные исследования по данной проблеме. В опросе приняли участие 183 учителя, из них из сельской школы (n = 83), школ города Оренбурга (n = 100). Участники эксперимента были ознакомлены с целью исследования и подтвердили свое согласие к сотрудничеству. В экспериментальной работе использовался метод анкетирования, который позволил определить проблемы организации трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности и предложить пути их решения.
трудовое воспитание, воспитание, младший школьник, внеурочная деятельность, отношение учителя, отношение к трудовому воспитанию, сельская школа, городская школа
  1. Григорьева Л. Г. Трудовое воспитание младших школьников в современной общеобразовательной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2014.
  2. Николаева Н. Е. Из опыта работы молодежного центра «Перспективапро» (г. Ижевск) по взаимодействию с семьей в процессе трудового воспитания подрастающего поколения // Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Опыт работы по семейному трудовому воспитанию на основе национальных традиций РФ: сб. науч. статей. М., 2017. C. 41–46.
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован 05.07.2021 № 64100). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 06.02.2022).

Аллагулов Артур Минехатович


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Оренбургский государственный педагогический университет; Россия, Оренбург;
ORCID: 0000-0001-5490-6818;
Электронный адрес: art_hist@bk.ru.

Сармутдинова Галия Бирикетовна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Оренбургский государственный педагогический университет; Россия, Оренбург;
ORCID: 0000-0002-5586-8996;
Электронный адрес: galia_biriketovna@mail.ru.
Тяглова Светлана Александровна; Колбаса Виктория Анатольевна

Развитие интереса к хоровому пению у детей в воскресной школе

Тяглова С. А., Колбаса В. А. Развитие интереса к хоровому пению у детей в воскресной школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 120-129

DOI: 10.15382/sturIV202265.120-129
В статье рассмотрены возможности решения задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения средствами хорового пения в воскресной школе. Именно хоровое пение и церковь изначально были неразрывны в истории русской культуры. Авторами рассматриваются причины недостаточного интереса к пению у детей в воскресных школах (малое количество времени для репетиций, разный возраст и уровень подготовки участников, и пр.), представлены пути решения данной проблемы. В статье рассмотрено понятие интереса и способы его развития в научно-методической литературе, история становления воскресных школ в России, возможности развития нравственности и духовности детей средствами хорового искусства. Представлены результаты анкетирования прихожан храмов Тобольско-Тюменской Епархии с целью выявления заинтересованности респондентов в развитии детского хорового пения в храме. Большинство прихожан считают необходимым профессиональную подготовку педагога церковного пения, а также регулярное активное участие педагога и родителей детей, занимающихся в воскресной школе в церковно-приходской жизни Храма. На основе полученных результатов, и опыта работы авторов в данной сфере, были разработаны методические рекомендации (организационный и содержательный этапы) по развитию интереса детей к совместному пению в условиях занятий в воскресной школе.
детский хор, хоровое пение, воскресная школа, русская хоровая музыка, интерес, искусство
  1. Асафьев Б. В. Избранные труды. URL: http://intoclassics.net/news/2017-07-17-43263 (дата обращения: 20.01.2022).
  2. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. URL: https://predanie.ru/book/69679-ekzistencialnaya-dialektika-bozhestvennogo-i-chelovecheskogo/ (дата обращения: 05.01.2022).
  3. Воскресные школы: полтора века истории и новые перспективы. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/294573.html (дата обращения: 18.05.2021).
  4. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1978.
  5. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 7–17.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.
  7. Стулова Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором: учеб. пособие. СПб., 2014.
  8. Чабанный В. Ф. Самодеятельный хоровой коллектив. М., 1986.
  9. Шамина Л. В. Работа с самодеятельным коллективом: учеб. пособие М., 1988.
  10. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.

Тяглова Светлана Александровна


Место работы: Тюменский индустриальный университет;
Должность: Старший преподаватель;
ORCID: 0000-0003-4010-3509;
Электронный адрес: st4182@mail.ru.

Колбаса Виктория Анатольевна


ORCID: 0000-0003-4010-3509;
Электронный адрес: viktoriak_86@mail.ru.

ПСИХОЛОГИЯ

Гостев Андрей Андреевич; Смирнова Елена Андреевна

Роль научного наследия С. Л. Франка в развитии психологического человекознания

Гостев А. А., Смирнова Е. А. Роль научного наследия С. Л. Франка в развитии психологического человекознания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 133-147

DOI: 10.15382/sturIV202265.133-147
Актуальность данной статьи определяется потребностью в научном исследовании психологических аспектов духовно-нравственной сферы человеческого бытия на фоне многопланового кризиса современной цивилизации. Проблема выявления психологического аспекта в человекознании решается через обращение к отечественной философско-психологической традиции дореволюционного периода. В частности, рассматривается философско-психологическое наследие С.Л. Франка, который являлся не только выдающимся христианским философом, но и психологом. Исследование психологических идей Франка опирается на историю психологии и на психологию духовно-нравственной сферы человеческого бытия. Рассматривается а) влияние научного наследия Франка на «психологизацию гносеологии», его вклад в б) макроописание человека; в этой связи рассмотрены понятия «душа», «душевная жизнь», «любовь», «сознание», «личность», «психологическое здоровье»), и в) понимание духовных основ общественной жизни. Проводятся параллели с пониманием другими учеными этих и других психологических категорий. Акцентируются ключевые теоретико-методологические положения творческого наследия Франка, важные для развития психологической науки. Обосновывается актуальность философско-психологического наследия Франка в свете информационно-психологических психоманипулятивных влияний на современного человека. Подчеркивается особая значимость наследия Франка для разработки целостностного подхода к психологии человеку. Философские размышления Франка сопоставляются с современными психологическими идеями о структуре и развитии личности, о духовно-нравственном фундаменте социальных отношений. Подчеркивается важность раскрытия духовных и нравственных основ межличностных отношений. Исходной точкой концепции названо представление об укорененности человеческого бытия в Боге. Намечены пути последующих исследований философско-психологического наследия Франка.
психологическая наука, история психологии, историческая психология, душа, духовность, нравственность, сознание, трансценденция, любовь, психологическое здоровье
  1. Гапоненков А. А., Цыганков А. С., Оболевич Т. «Личность и мир»: последний лекционный курс С. Л. Франка // Философский журнал. 2018. № 4. С. 153–159.
  2. Гостев А. А. Психологические и духовно-нравственные проблемы современного человека: риски — угрозы — вызовы // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 4 (20). С. 35–66.
  3. Гостев А. А., Борисова Н. В. Психологические идеи в творческом наследии И. А. Ильина: На путях создания психологии духовно-нравственной сферы человеческого бытия. М., 2012.
  4. Зинченко В. П., Щедрина Т. Г., Пружинин Б. И. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст. М., 2010.
  5. Мазилов В. А. De anima: предмет психологии и границы его постижения // Высшее образование сегодня. 2019. № 6. С. 70–80.
  6. Некрасова Е. Н. С. Л. Франк. М., 2000.
  7. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003. С. 447.
  8. Франк С. Л. Духовные основы общества: сборник. М., 1992.
  9. Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 2015.
  10. Франк С. Л. Материализм как мировоззрение // Христианство, атеизм и современность. Париж; Варшава, 1928.
  11. Франк С. Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания // Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.
  12. Франк С. Л. Реальность и человек. М., 1997.
  13. Франк С. Л. С нами Бог. Три размышления // Франк С. Л. С нами Бог. М., 2003.
  14. Франк С. Л. Непостижимое. М., 2007.
  15. Франк С. Л. Свет во тьме: Опыт христианской этики и социальной философии. Минск, 2011.
  16. Цыганков А. С., Оболевич Т. История семьи и творчества С. Л. Франка в переписке Л. Бинсвангeра и Т. С. Франк // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 2. № 2. С. 134–155.
  17. Цыганков А. С., Оболевич Т. Немецкий период философской биографии С. Л. Франка (новые материалы). М., 2019.
  18. Шадриков В. Д. Возвращение души: Теоретические основания и методология психологической науки. М., 2021.
  19. Шувалов А. В. Психологическое здоровье в свете христианского мировоззрения // Консультативная психология и психотерапия. 2009. Т. 17. № 3. С. 50–82.

Гостев Андрей Андреевич


Ученая степень: доктор психологических наук;
Место работы: Институт психологии Российской академии наук;
Должность: ведущий научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии;
ORCID: 0000-0002-8539-7312;
Электронный адрес: aagos06@rambler.ru.

Смирнова Елена Андреевна


Место работы: ГБУ "Кризисный центр помощи женщинам и детям";
Должность: психолог;
ORCID: 0000-0002-4634-2124;
Электронный адрес: enamirnova@gmail.com.
Работа выполнена по государственному заданию по теме «История психологии и историческая психологии в контексте актуальных проблем развития современного российского общества». Номер госзадания: 0138-2022-0001. Номер регистрации в ЕГИСУ НИОКТР: 121040100249-8.

ХРОНИКА

X Юбилейная Филолого-педагогическая неделя кафедры педагогики ПСТГУ

X Юбилейная Филолого-педагогическая неделя кафедры педагогики ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 151-164
PDF

Феликсов Сергей Владимирович


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2;
Должность: доцент кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-5928-3311;
Электронный адрес: svfeliksov@gmail.com.