/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :61

ПЕДАГОГИКА

Егоров Илья Владимирович; Мартьянова Галина Юрьевна

Семья как ресурс социально-адаптивного поведения подростков в период пандемии: постановка проблемы

Егоров И. В., Мартьянова Г. Ю. Семья как ресурс социально-адаптивного поведения подростков в период пандемии: постановка проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 11-25

DOI: 10.15382/sturIV202161.11-25
В статье приведены результаты пилотажного исследования психологического состояния подростков в период пандемии COVID-19. Анализируются данные общего эмоционального фона, субъективного ощущения социальной изолированности и склонности к девиантным формам поведения у испытуемых 12–15 лет. Авторы проверяют гипотезу о том, что в семьях, успешно совладающих с напряжением пандемии, у подростков показатели социально-психологической адаптации оптимальны. Для участия в исследовании были выбраны жители московского региона (родители и подростки). Этот российский регион оказался в зоне наибольшей опасности заражения коронавирусной инфекцией и беспрецедентных мер по ограничению распространения COVID-19. Исследование проводилось в декабре 2020 г. — январе 2021 г., во вторую волну дистанционного обучения, непосредственно перед снятием основных ограничений. Поскольку пандемия оказывает воздействие на эмоциональное состояние, усиливая негативные переживания, а связанные с ней ограничительные меры провоцируют депривационные синдромы, данные опроса родителей дополнялись информацией о субъективном ощущении подростками эмоционального и социального благополучия — неблагополучия. Для этого применялись: «Шкала субъективного ощущения одиночества» и российская версия методики PANAS. Учитывая мнение о том, что длительное влияние пандемии вызывает отклонения в поведении подростков, была проведена диагностика склонности к девиантному поведению. Показано, что в зависимости от степени удовлетворенности родителей способами совладания с трудностями пандемии, подростки характеризуются позитивными тенденциями адаптации: наличием положительных эмоциональных переживаний, актуализированной потребностью в общении, отсутствием сформированных моделей девиантного поведения. Эпизодически встречающиеся отклонения объясняются напряжением самой ситуации неопределенности и ее новизной. Отсутствие семейного и индивидуального опыта совладания с такими ситуациями и определяет отдельные нарушения в поведении и переживании. Полученные данные определяют возможность проведения последующего исследования о детерминации способов адаптации подростков к трудным ситуациям семейными факторами: экономическим и социокультурным статусами родителей, материальным положением семьи, ее полнотой, степенью реализации каждого члена семьи, спецификой супружеского совладания и другими.
адаптация, совладание, подростки, семья, пандемия, самоизоляция, девиантное поведение
  1. Бонкало Т. И., Маринова Т. Ю., Феоктистова С. В., Шмелева С. В. Диадические копинг-стратегии супругов как фактор латентных дисфункциональных отношений в семье: опыт эмпирического исследования в условиях пандемии // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 3. C. 35–50. doi:10.17759/sps.2020110303.
  2. Герасимова А. А., Холмогорова А. Б. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. C. 31–40. doi:10.17759/pse.2020250603.
  3. Егоров И. В., Конышева Н. М., Бадулина О. И., Зверева М. В., Горбаткина И. М., Романенко Н. Л., Муртазина Н. А., Бочарникова М. А., Прохорова А. В., Семенюк Н. М. Эмоциональное благополучие и поддержание здоровья детей в системе предшкольного и начального образования // Начальная школа. 2012. № 3. С. 43–71.
  4. Мартьянова Г. Ю. Самодетерминация субъекта напряженной ситуации: антропо-психологический подход // Психология и психотехника. 2016. № 10. С. 829–833. doi: 10.7256/2454-0722.2016.10.22070.
  5. Опекина Т. П., Шипова Н. С. Семья в период самоизоляции: стрессы, риски и возможности совладания // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 3. С. 121–128. doi:10.34216/2073-1426-2020- 26-3-121-128.
  6. Шнейдер Л. Б. Семейная проблематика в эмпирических исследованиях. М., 2009.
  7. Ezpeleta L., Navarro J. B., de la Osa N., Trepat E., Penelo E. Life conditions during COVID-19 lockdown and mental health in Spanish adolescent // Int. J. Environ. Res. Public. Health. 2020. Vol. 17. № 19. P. 7327. URL: https ://doi.org/10.3390/ij erph1719732727.
  8. Fontanesi L., Marchetti D., Mazza C., Di Giandomenico S., Roma P., Verrocchio M. C. The effect of the COVID-19 lockdown on parents: A call to adopt urgent measures // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2020. Vol. 12. P. 79–81. URL: http://dx.doi.org/10.1037/tra0000672.
  9. Garcia de Avila M. A., Hamamoto Filho P. T., Jacob F., Alcantara L. R. S., Berghammer M., Jenholt Nolbris M., Olaya-Contreras P., Nilsson S. Children’s anxiety and factors related to the COVID-19 pandemic: an exploratory study using the children’s anxiety questionnaire and the numerical rating scale // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2020. Vol. 17. № 16. P. 5757. URL: https://doi.org/10.3390/ij erph17165757.
  10. Hawes M. T., Szenczy A. K., Klein D. N., Hajcak G., Nelson B. D. Increases in depression and anxiety symptoms in adolescents and young adults during the COVID-19 pandemic // Psychological Medicine. 2021. Vol. 52. № 1. P. 1–9. URL: https://doi.org/10.1017/S0033291720005358
  11. Janssen L. H. C., Kullberg M-L. J., Verkuil B., van Zwieten N., Wever M. C. M., van Houtum L., et al. Does the COVID-19 pandemic impact parents’ and adolescents’ well-being? An EMAstudy on daily affect and parenting // PLoS ONE. 2020. № 15 (10). e0240962. URL: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0240962.
  12. Jiao W. Y., Wang L. N., Liu J., Fang S. F., Jiao F. Y., Pettoello-Mantovani M., Somekh E. Behavioral and emotional disorders in children during the COVID-19 epidemic // The Journal of Pediatrics. 2020. № 221. P. 264–266. URL: https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2020.03.013.
  13. Reiss F., Meyrose A. K., Otto C., Lampert T., Klasen F., Ravens-Sieberer U. Socioeconomic status, stressful life situations and mental health problems in children and adolescents: Results of the German BELLA cohort-study // PLoS ONE. 2019. № 14 (3). e0213700. URL: https ://doi.org/10.1371/journal.pone.0213700. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7829493/ — CR21
  14. Saurabh K., Ranjan S. Compliance and psychological impact of quarantine in children and adolescents due to COVID-19 pandemic // Indian J. Pediatr. 2020. Vol. 87. № 7. P. 532–536.

Егоров Илья Владимирович


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.

Мартьянова Галина Юрьевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1;
Должность: доцент Института педагогики и психологии образования;
ORCID: 0000-0003-4841-5355;
Электронный адрес: g.martyanova@mail.ru.
Яремчук Светлана Владимировна; Бакина Анна Владимировна

Изменение жизненного мира верующей и неверующей молодежи в период пандемии COVID-2019

Яремчук С. В., Бакина А. В. Изменение жизненного мира верующей и неверующей молодежи в период пандемии COVID-2019 // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 26-43

DOI: 10.15382/sturIV202161.26-43
Статья посвящена результатам изучения жизненного мира молодежи в период пандемии. В выборку исследования вошли 402 человека в возрасте от 18 до 24 лет. Сбор данных проходил за год до начала пандемии COVID-19 и в период введения режима самоизоляции в России. В работе сравниваются две группы людей: верующие и неверующие. Жизненный мир измерялся по критериям сложности (дифференцированность внутреннего мира) и трудности (удаленность и трудность достижения значимых объектов). В результате исследования обнаружено, что как для верующей, так и для неверующей молодежи в период пандемии характерно значимое увеличение сложности восприятия жизненного пространства, при котором внутренний жизненный мир становится более дифференцированным, включающим большее число жизненно важных объектов и явлений. Этот феномен проявляется у верующих в большей степени, чем у неверующих. Жизненный мир молодежи в период пандемии воспринимается ими как более трудный и препятствующий реализации жизненных ценностей. Обеим группам молодежи присуще сокращение дистанции по отношению к смысловым социальным группам: людям, не утратившим веру в будущее и делающим свою судьбу сами. Для верующей молодежи характерно дистанцирование от реальных «повседневных» групп (сверстники, однокурсники), а для неверующей — субъективное сокращение дистанции по отношению к профессиональной (коллеги и начальство) и этнической группам, а также к группе «дети». Полученные результаты могут быть интерпретированы через призму обращения к религии как стратегии совладания с сложной жизненной ситуацией, в которой человек обретает систему ценностных ориентиров, позволяющих в период кризисных событий осмыслить собственную жизнь и найти оптимальный способ жизнедеятельности.
молодежь, динамика, жизненный мир, верующие, COVID-19, пандемия, ценностные ориентиры
  1. COVID-19: психологические эффекты эпидемии. Чем помочь медикам? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. № 2. С. 190–196.
  2. Бинсвангер Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли // Экзистенциальная психология / Р. Мэй, ред. М., 2001. С. 308–332.
  3. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
  4. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.
  5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
  6. Ениколопов С. Н. и соавт. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 2. C. 108–126.
  7. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Психологическое и социально-психологическое пространство личности: теоретические основания исследования // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 10–18.
  8. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР: в 2 т. М., 1966. Т. 2. С. 187–207.
  9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2007.
  10. Похилько А. Д., Шабашова Н. М. Изменения общественного сознания под влиянием современной пандемии // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 2. С. 75–81.
  11. Рассказова Е. И. и соавт. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 90–108.
  12. Рыбин Д. Н. Ценностно-смысловая детерминация феномена дереализации. Барнаул, 2005.
  13. Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. M., 1989.
  14. Сидячева Н. В., Зотова Л. Э. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 5. С. 218–225.
  15. Соловьев М. М. Религия как структурная составляющая функционирования современного общества // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3. С. 33.
  16. Соловьев М. М. Толерантность в православии как фактор стабилизации социальных отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 3. С. 235–238.
  17. Сучкова О. В. Психологическая функция религии — обеспечение безопасности для верующей молодежи // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=745 (дата обращения: 11.09.2020).
  18. Фанталова Е. Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии // Клиническая и специальная психология. 2013. № 2 (1). URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n1/58926.shtml (дата обращения: 11.09.2020).
  19. Холодова Ю. Б. Особенности переживания тревоги в период пандемии COVID-19 представителями разных возрастных групп // International Journal of Medicine and Psychology. 2020. № 2 (3). С. 114–117.
  20. Шукова Г. В. Особенности социально-психологического пространства молодых специалистов — практических психологов // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 33. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n33/938-shukova33.html (дата обращения: 11.09.2020).
  21. Яремчук С. В., Новгородова Е. Ф. Саморазвитие и субъективное благополучие современной молодежи. М., 2014.
  22. Bentzen J. S. In crisis, we pray: religiosity and the COVID-19 pandemic // Covid economics. Vetted and real-time papers. 2020. Vol. 20. P. 52–79.
  23. Gecewicz C. Few Americans say their house of worship is open, but a quarter say their faith has grown amid pandemic // Pew Research Center. 2020. April 30th. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/04/30/few-americans-say-their-house-of-worship-isopen-but-a-quarter-say-their-religious-faith-has-grown-amid-pandemic/ (дата обращения: 13.02.2021).
  24. Kar S. at al. Religion and behaviour: relevance during the current COVID-19 pandemic // Journal of Geriatric Care and Research. 2020. Vol. 7. P. 140–142.
  25. Molteni F. at al. Searching for comfort in religion: insecurity and religious behaviour during the COVID-19 pandemic in Italy // European Societies. 2021. Vol. 23. Issue 1. P. 704–720. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/14616696.2020.1836383 (дата обращения: 01.04.2021).
  26. Oviedo L., Lumbreras S. What will happen to religion after COVID pandemic. 2020. URL: https://osf.io/preprints/socarxiv/chktm/. doi: 10.31235/osf.io/chktm (дата обращения: 13.02.2021).

Яремчук Светлана Владимировна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет; Российская Федерация, 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д. 17/2;
Должность: доцент кафедры психологии образования;
ORCID: 0000-0003-1036-6826;
Электронный адрес: svj@rambler.ru.

Бакина Анна Владимировна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет; Российская Федерация, 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, д. 17/2;
Должность: доцент афедры психологии образования;
ORCID: 0000-0002-6772-3743;
Электронный адрес: bakina_anna@mail.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Хабаровского края, проект № 57C/2020 «Социально-психологическое пространство молодежи Дальнего Востока в условиях пандемии».
Янушкявичене Ольга Леонидовна; Смекалина Наталья Владимировна

Влияние дистанционного образования на развитие коммуникативных умений младших школьников

Янушкявичене О. Л., Смекалина Н. В. Влияние дистанционного образования на развитие коммуникативных умений младших школьников // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 44-56

DOI: 10.15382/sturIV202161.44-56
Статья посвящена изучению влияния дистанционного обучения на развитие коммуникативных умений детей. Проведенное теоретическое исследование позволило выявить, что большинство авторов связывают этот процесс с «общением», «пониманием другого», «невербальным взаимодействием», «диалогом» и «текстом». Так как при дистанционном обучении невербальные каналы взаимодействия практически не работают, было сделано предположение, что вырабатывание коммуникативных умений в этом случае осложняется. Также была выдвинута гипотеза о том, что эффективность коммуникации при дистанционном обучении может достигаться через работу с текстом, и проанализирована ситуация с пониманием смысла текста в современной школе. Было проведено экспериментальное исследование в виде опроса учителей и родителей детей. Результаты проведенного анкетирования позволили сделать некоторые выводы о взаимосвязи дистанционного обучения и развития коммуникативных умений учащихся: при дистанционном обучении теряется навык невербального общения (больше используется символика, например, смайлики); упрощается письменная и устная речь; больше используются аббревиатуры, мысль излагается простыми предложениями, становится меньше сложных речевых оборотов, упрощаются сравнения; теряются навыки письма, орфографии; умение выслушивать и уступать другим утрачивается; появляется зависимость от «лайков»; толерантность зависит от того дистанционного социума, в котором пребывает учащийся; снижаются навыки нахождения нужной информации из различных источников, кроме интернета; коллектив распадается на группы по интересам, которые иногда находятся в параллельном дистанционном пространстве; снижается уровень самоконтроля из-за отвлекающих «всплывающих ярких окон».
дистанционное обучение, коммуникативные умения, общение, понимание другого, невербальные взаимодействия, диалог, текст
  1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособ. М., 2007.
  2. Асмолов А. Г. Как проектировать УУД в начальной школе. М., 2008.
  3. Болотова А. К. Время и невербальные взаимодействия в коммуникативном диалоге (кросс-культурный аспект) // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2019. Vol. 4. Issue 2. P. 48–55.
  4. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 1998.
  5. Воскобойников А. Э. Монолог о Диалоге и Понимании // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 22–27.
  6. Гладченко В. Е. Коммуникативные умения: подходы и классификации // Культурная жизнь Юга России. 2013. № 2 (49). C. 84–85.
  7. Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных умений учебных действий у младших школьников. Волгоград, 2013.
  8. Золотарев Д. А., Белико Т. В. Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Вып. 2 (1). T. 13. С. 215–220.
  9. Конюхов Д., Янушкявичене О. Л. Обретение смыслов // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 80–87.
  10. Мкртчян М. А. Идеологические основы коллективного способа обучения // Теория и технология коллективных учебных занятий. Начальный курс: дистанционное учебное пособие. Красноярск, 2005.
  11. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.
  12. Образование в Америке. URL: http://hellishamerica.ru/obrazovanie.html (дата обращения: 17.01.2021).
  13. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.
  14. Сомкова О. Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие. СПб., 2017.
  15. Uhls Т. Y., Michikyan M., Morris J., Garcia D., Small G. W., Zgourou E., Greenfield P. M. Five days at outdoor education camp without screens improves preteen skills with nonverbal emotion cues // Computers in Human Behavior. October 2014. Vol. 39. P. 387–392.

Янушкявичене Ольга Леонидовна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: доктор физико-математических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-5362-0073;
Электронный адрес: olgjan@mail.ru.

Смекалина Наталья Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-5483-4084;
Электронный адрес: festival-nata@mail.ru.
Куприянов Борис Викторович

Детская шалость дошкольника: перспективы исследовательской повестки

Куприянов Б. В. Детская шалость дошкольника: перспективы исследовательской повестки // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 57-70

DOI: 10.15382/sturIV202161.57-70
В статье обосновывается допустимость рассмотрения в качестве воспитательного со-бытия ребенка и взрослого специфических обстоятельств детской шалости. В результате исследований 2017–2020 гг. обозначены грани детской шалости: как разновидности детско-взрослого диалога, скрытой трансакции, драматургического социального действия, культурной практики, разрушающей ограничения повседневности, формы самоутверждения и способа преодоления ограничений и давления, как воспитательное со-бытие ребенка и взрослого, экспериментально-поисковое поведение ребенка по определению границ допустимого, сигнал о наличии у дошкольника проблемы, несогласия с существующим порядком вещей. Определены состав участников, основные фазы и воспитательный потенциал детской шалости. В заключении делается вывод о том, что перспективы использования детской шалости в воспитании дошкольников связаны с разработкой методического протокола педагогически целесообразного реагирования для работников дошкольных образовательных организаций.
социально-педагогическая антропология детства, воспитание дошкольников, общение взрослых и детей, поведение ребенка, междисциплинарные исследования детства
  1. Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатногтипа (Из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). М., 1958.
  2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя. М., 1983.
  3. Асмолов А. Г. Николай Поддьяков как Льюис Кэрролл нашего времени, или Психология неопределенности мира детства: Предисловие к книге «Развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты». URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/12/25/psychology/16084-nikolay_poddyakov_kak_lyuis_kerroll_nashego_vremeni__ili__psihologiya_neopredelyonnosti_mira_detstva (дата обращения: 27.03.2021).
  4. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. Проблемы поэтики Достоевского, 1963. Работы 1960-х — 1970-х гг. Калуга, 2002.
  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. М., 2017.
  6. Берштейн А. А. Педагогика на кончиках пальцев: введение в специальность. СПб., 2012.
  7. Ганичева А. Н., Демидова Н. И., Дубровская Е. А. и соавт. Социализация личности ребенка от рождения до школы в современных культурно-исторических условиях: монография. М., 2017.
  8. Дугин И. М., Луговой А. А. О противоречиях процесса нравственного воспитания в федеральных государственных общеобразовательных организациях, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2017. № 2 (35). С. 43–50.
  9. Калугина З. И. От среднего класса — к креативному // ЭКО. 2007. № 10 (400). С. 93–105.
  10. Кудряшев А. В. Детские шалости советских подростков на городском транспорте // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 39–44.
  11. Куприянов Б. В. Адреналин детской шалости // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 4 (20). С. 2–14.
  12. Куприянов Б. В. Детско-взрослые конвенции советского прошлого (по материалам современных воспоминаний о пионерском лагере 60–80 гг. ХХ в.) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 41–56.
  13. Куприянов Б. В., Лебедев Р. С., Смирнова И. Э. Теоретическая идентификация детской шалости в рамках конструкта «девиантное поведение» // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сб. материалов II Международной научно-практ. конф. Симферополь, 2020. С. 365–374.
  14. Куприянов Б. В., Миновская О. В., Подобин А. Е. и соавт. Организация досуговых мероприятий: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / Б. В. Куприянов, ред. М., 2014.
  15. Лебедев Р. С., Мощенская Я. Ю. Детская шалость в повседневности ребенка // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (281). С. 88–91.
  16. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 2013.
  17. Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971.
  18. Людтке А. История повседневности в Германии: новые подходы к изучению труда, войны и власти. М., 2010.
  19. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учеб. для студентов вузов. М., 2001.
  20. Николаи Ф. В., Хазина А. В. История эмоций и «аффективный поворот»: проблемы диалога // Диалог со временем. 2015. № 50. С. 97–115.
  21. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. СПб.; М., 2013.
  22. Рожков М. И., Набатова М. А. Как помочь ребенку преодолеть обиду. Ярославль, 2006.
  23. Сiткар В. I. Психологічні особливості виникнення і прояву дитячих пустощів: автореф. дис. … канд. псих. наук. Київ, 1996.
  24. Савенков А. И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1. С. 30–38.
  25. Савенков А. И., Савенкова Т. Д. Диагностика базовых параметров эмоционального интеллекта и социальной компетентности дошкольников // Детский сад от А до Я. 2017. № 3 (87). С. 39–44.
  26. Сидоркин А. М. Я-для-Тебя: критика диалога // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы международ. научно-практ. конф. Новосибирск, 2020. С. 29–39.
  27. Смирнова И. Э. «Не пойду в “музыкалку!”»: проделки и шалости учащихся музыкальной школы второй половины XX в. // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сб. статей по материалам междунар. научно-практ. конф. Симферополь, 2019. С. 199–207.
  28. Фельдштейн Д. И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 20–29.
  29. Inkeles A. National character: a psycho-social perspective. New Brunswick; London, 2015.
  30. Kupriyanov B. V. The Adrenaline Rush of Children’s Pranks // Russian Education & Society. 2018. Vol. 60. P. 238–256.

Куприянов Борис Викторович


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 123022, г. Москва, Столярный переулок, д. 16, стр. 1;
Должность: профессор департамента педагогики Института педагогики и психоологии образования;
ORCID: 0000-0002-1041-6056;
Электронный адрес: boriskuprianoff2012@yandex.ru.
Посвящается Бэлле Нисоновне Русиной заведующей детским садом № 242 г. Саратова. Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00890. Выражаем благодарность организаторам конференции по вопросам социального развития дошкольников и лично А. Ш. Шахмановой за возможность представить результаты исследований, коллегам Р. С. Лебедеву и И. Э. Смирновой принимавших участие в разработке проблемы. Отдельная признательность А. Г. Асмолову горячо поддержавшему идею изучения детской шалости.
Ромашина Екатерина Юрьевна

«Читаемый город»: функции городского пространства в учебных текстах

Ромашина Е. Ю. «Читаемый город»: функции городского пространства в учебных текстах // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 71-81

DOI: 10.15382/sturIV202161.71-81
В статье представлен обзорный анализ пособий для обучения грамоте с периода Поздней Античности до начала XX в. Анализ сфокусирован на теме «город», поскольку в этот период школьный учебник (и шире — учебный текст) представлял собой преимущественно городское явление: пособия для обучения грамоте сочинялись, иллюстрировались, изготавливались, распространялись в основном горожанами и для горожан. Однако репрезентация городского пространства в них в разные исторические эпохи решала разные дидактические задачи. Автор ищет ответ на вопрос, зачем город включался автором/составителем/художником в образовательный дискурс учебного пособия, какую фукнцию(и) в нем выполнял. Отправной точкой исследования послужило словосочетание «legibility of the cityscape» из классического труда Кевина Линча The Image of the City (1960), позволившее сформулировать проблему: что делает город «читаемым», понятным и знакомым ребенку пространством? В статье подробно рассмотрены пособия Яна Амоса Коменского, Карла Лаукхарда, К. Д. Ушинского, Е. Е. Соловьевой. Выделены и описаны функции и роли, которые город играл и играет в азбуках, букварях, книгах для чтения разных стран и эпох: единство пространства и социума, активная среда развития, воспитания и учения ребенка; «имя» одного из явлений широкого мира, «картинка», осваиваемая через называние ее составных частей; «проживаемое» окружение, включающее ребенка в бесчисленное множество специфических сюжетов городской жизни, отличной от сельского быта и занятий людей; символ, олицетворение какой-либо идеи — имперской, национальной, социально-экономической и проч., сцена важнейших исторических событий; city — превращение города в большой город, предполагающий формирование навыков ориентировки, особенно для неофита.
город, учебник, азбука, букварь, книга для чтения, Коменский, Ушинский, Соловьева
  1. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: fi gura Urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110–127.
  2. Иоанна Амоса Комения Видимый мир на латинском, российском, немецком, италианском и французском языках. М., 1788.
  3. Иоанна Амоса Комения Видимый свет на латинском, российском, немецком, италианском и французском языках. [Москва], 1768.
  4. Коменский Я. А. Зрелище вселенныя: на фр., российском и немецком языках. СПб., 1793.
  5. Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу»: книга для учащих. СПб., 1881.
  6. Линч К. Образ города. М., 1982.
  7. Петров М. К. Системный подход и человекоразмерность теоретического мышления // Социология науки и технологий. 2012. Т. 3. № 3. С. 97–111.
  8. Пичугина В. К., Безрогов В. Г. Антология педагогического наследия Древней Греции и Древнего Рима. М., 2019.
  9. Смирнов С. А. Город-воспитатель: пространство города как репертуар антропопрактик развития // Визуальная антропология. Город-университет: жизненное пространство и визуальная среда. В. Новгород, 2020. С. 20–36.
  10. Смирнов С. А. Человекоразмерность города // ΠΡΑΣΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 2 (20). С. 13–32.
  11. Соловьева Е. Е., Ционглинская Е. П. Развитие речи. М.; Пг., 1923. Вып. 1–4.
  12. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Корф и Город: fi gura Urbis capitis в учебной литературе для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 84–105.
  13. Ушинский К. Д. Детский мир и хрестоматия: кн. для клас. чтения. СПб., 1861. Ч. 2.
  14. Bezrogov V. “Homo veste indutus duplici”, or Homogeneity in a Heterogeneous Context: Orbis sensualium pictus (1653–1703) // Heterogeneity and Educational Media / B. Aamotsbakken, E. Matthes, S. Schütze, eds. Bad Heilbrunnt, 2017. P. 113–120.
  15. Johannes Amos Comenius. Orbis sensualium pictus. Noribergae, 1658.
  16. Lauckhard C. F. Orbis pictus. Bilderbuch zur Anschauung und Belehrung. Bd. 1. 1857.
  17. Lynch K. The image of the city. Cambridge, 1960.

Ромашина Екатерина Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00246.
Симора Виталий Анатольевич, священник

Пастырское служение в образовательных организациях России во второй половине XIX — начале XX в.

Симора В. А. Пастырское служение в образовательных организациях России во второй половине XIX — начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 82-92

DOI: 10.15382/sturIV202161.82-92
В статье раскрывается содержание пастырского служения и его предназначение в деле духовного становления детей в рамках учебного процесса образовательных организаций России в дореволюционный период. Автором показано, какие личностные и профессиональные требования предъявлялись к священнослужителям, занимавшимся народным образованием, а также те изменения, которые претерпевала система народного образования в обозначенный период. Прослеживается отношение народа к деятельности священнослужителей в деле духовного окормления и просвещения детей и взрослых в XIX в. Автором анализируется роль Церкви и духовенства в 60-е гг. XIX в. в ведении всеобщего начального обучения, духовно-нравственного воспитания и утверждения в народе религиозных и нравственных понятий в церковно-приходских школах. На примере Тверской губернии продемонстрированы меры, предпринимаемые светской и церковной властью для улучшения качества преподавательской деятельности и подготовки священнослужителей к преподаванию Закона Божия, прежде всего, основание Братства законоучителей и совершенствование на его основе работы пастырей в учреждениях образования. В ходе написания статьи использовались методы исследования, характерные для историко-педагогических работ: источниковедческий анализ, конкретноисторический метод, позволивший последовательно изложить конкретные, строго выверенные факты, касающиеся истории отечественного образования, а также общенаучные методы сравнения и обобщения.
пастырское служение, Закон Божий, законоучитель, учитель, религиозное образование, воспитание, церковно-приходская школа, братство
  1. Беседа о священстве // Христианское чтение. 1847. С. 110–260.
  2. Беседа о священстве // Христианское чтение. 1848. С. 95–146.
  3. Благовидов Ф. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование Императора Александра II. Казань, 1891.
  4. Борис (Плотников), архим. Записки по пастырскому богословию. Вып. I. Ч. 29. Киев, 1891.
  5. Веселовский Б. История земств. СПб., 1911. Т. III.
  6. Заботы московского земства о преподавании Закона Божьего в народных школах // Тверские епархиальные ведомости. 1879. № 24. Часть неоф. Год 3. С. 550–551.
  7. Комаров Л., свящ. Предварительное совещание законоучителей начальных школ Тверской губернии // Тверские епархиальные ведомости. 1914. № 15. Часть неоф. Год 38. С. 274–280.
  8. Наставление законоучителю, священнику Бежецкого уезда села Сукромен Ивану Мореву // Тверские епархиальные ведомости. 1877. № 19. Часть неоф. Год 1. С. 363–368.
  9. Невский П., прот. Открытие братства законоучителей светских учебных заведений города Твери // Тверские епархиальные ведомости. 1910. № 49. Часть неоф. Год 34. С. 1008.
  10. Нечаев П. Практическое руководство для священнослужителей. 6-е изд. СПб., 1895.
  11. Никольский П. О христианском воспитании в школе (Из бесед с слушателями педагогических курсов в г. Воронеже). Воронеж, 1910.
  12. Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861–1917 гг.): учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». М., 1982.
  13. Отчет Братства отцов законоучителей г. Твери (с 28 ноября 1910 г. и до 1 января 1913 г.) // Тверские епархиальные ведомости. 1913. № 13. Часть неоф. Год 37. С. 19–21.
  14. Очерки истории школы в педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М., 1976.
  15. Парфений (Сопковский), еп. Смоленский; Георгий (Конисский), архиеп. Могилевский. Книга о должностях пресвитеров приходских. М., 1777.
  16. Пастырское богословие в России за XIX век / Иером. Иннокентий. [Сергиев Посад], 1899.
  17. Правила о церковноприходских школах. СПб., 1885.
  18. Речь, произнесенная Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Антонием, при открытии в г. Твери Братства отцов законоучителей светских учебных заведений 28-го ноября 1910 // Тверские епархиальные ведомости. 1910. № 49. Часть неоф. Год 34. С. 1005–1008.
  19. Саблер В. К. О пастырском служении // Новгородские епархиальные ведомости. 1897. № 22. С. 1403–1404.
  20. Церковная школа. СПб., 1885. № 1.
  21. Церковноприходская школа. Киев, 1889. № 2.

Симора Виталий Анатольевич, священник


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Епархиальное управление Тверской и Кашинской епархии; 170000, Тверь, ул. Советская 10; Институт педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета; 170000, г. Тверь, ул. Желябова 33; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Москва, 127051, Лихов пер. д. 6;;
Должность: Председатель Отдела религиозного образования и катехизации; доцент кафедры теологии; аспирант;
ORCID: 0000-0002-7317-9772;
Электронный адрес: vitalijsimora@yandex.ru.
Беленчук Лариса Николаевна

Просвещение в деятельности и научных трудах Л. П. Карсавина

Беленчук Л. Н. Просвещение в деятельности и научных трудах Л. П. Карсавина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 93-106

DOI: 10.15382/sturIV202161.93-106
Лев Платонович Карсавин — выдающийся русский мыслитель, евразиец, философ и историк, жил в непростую эпоху войн и революций, занимался различными научными областями знания. Статья посвящена его педагогической деятельности и размышлениям, связанным с просвещением.Просвещенческая работа стала основным делом ученого, занимавшегося как преподавательской работой в высших учебных заведениях четырех государств (России, Германии, Франции и Литвы), так и просветительской деятельностью в различных общественных организациях, на семинарах и курсах. Последней его работой стал курс лекций по философии и культуре, прочитанный им для заключенных лагеря, где он отбывал тюремный срок. Преподавательский его опыт включал разные сферы: философию и богословие, культурологию и исторические дисциплины. Везде он демонстрировал широчайшую эрудицию и глубокий подход, основанный на христианском мировоззрении.Идейной основой педагогической деятельности Л. П. Карсавина стало евразийство, теория, популярная в послереволюционные годы среди философов, историков и богословов русского зарубежья. Евразийство выделяло русскую культуру и просвещение, как стоящую особняком, имеющую общие христианские корни с западноевропейской культурой, но разное понимание Церкви и церковных догматов. Л. П. Карсавин принадлежал к той группе евразийцев, которая делала упор не только на географическую и этническую характеристики русской культуры, но и на восточнохристианскую традицию в качестве ее основы.Темами культурно-просветительской концепции Карсавина стали также идея всеединства, в которой он раскрывал особую миссию человека во Вселенной и его ответственность за все происходящее в мировом пространстве; учение о личности, основанное на представлении о трехсоставности природы человека; что имеется ввиду взаимоотношение веры и науки, последнюю из которых он считал следствием в конечном итоге религиозных представлений.
Л. П. Карсавин, просвещение, культура, преподавание, всеединство, евразийство, личность, вера, наука
  1. Вебер Д. И. Исследование религиозной культуры в трудах Л. П. Карсавина // Религиоведение. Благовещенск, 2017. Т. 1. С. 109–116.
  2. Глазьев С. Ю., Щипков А. В. Экономика и общество: монография. М., 2020.
  3. Евлампиев И. И. Антропологическая тема в русской философии. URL: http://anthropology.ru/ru/text/evlampiev-ii/antropologicheskaya-tema-v-russkoy-fi losofi i (дата обращения: 01.12.2019).
  4. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 2. Ростов-на-Дону, 1999.
  5. Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея. URL: https://unixone.ru/?p=1937 (дата обращения: 10.12.2019).
  6. Карсавин Л. П. Ответ на статью Бердяева об евразийцах. URL: http://www.odinblago.ru/path/2/10 (дата обращения: 02.12.2019).
  7. Карсавин Л. П. Пролегомены к учению о личности. URL: http://www.odinblago.ru/path/12/2/ (дата обращения: 01.12.2019).
  8. Карташев А. В. Лев Платонович Карсавин. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/lev-platonovich-karsavin/ (дата обращения: 01.12.2019).
  9. Катасонов В. Ю. Метафизика истории. М., 2017.
  10. Клементьев А. К. Педагогическая и общественно-церковная деятельность Л. П. Карсавина в годы жизни в Германии и Франции (1922–1926) // Исторические записки. 2008. № 11. С. 386–421.
  11. Ласинскас П. Лев Карсавин. Универсальная личность в контекстах европейской культуры. М., 2011.
  12. Лосский Н. О. История русской философии. М., 2007.
  13. Мелих Ю. Б. Персонализм Л. П. Карсавина и европейская философия. М., 2003.
  14. Тростников В. Н. Бог в русской истории. М., 2008.
  15. Хомяков А. С. Всемирная задача России. М., 2008.
  16. Хоружий С. С. Жизнь и учение Льва Карсавина // Хоружий C. C. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 131–187.
  17. Ястребицкая А. Л. Историк-медиевист Лев Платонович Карсавин (1882–1952). М., 1991.

Беленчук Лариса Николаевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8859-3634;
Электронный адрес: ya.lbel@yandex.ru.
Бусаров Иван Владимирович

Первый «военный» учебный год в московских школах по материалам газет «Вечерняя Москва» и «Московский большевик»

Бусаров И. В. Первый «военный» учебный год в московских школах по материалам газет «Вечерняя Москва» и «Московский большевик» // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 107-115

DOI: 10.15382/sturIV202161.107-115
В данной работе предпринята попытка сбора (метод контентанализа) и временнóй систематизации разрозненных фактов о московском среднем образовании и жизни школьников в учебном 1941/42 гг. по материалам официальных печатных органов МК и МГК ВКП(б), Московского областного и городского Советов депутатов трудящихся газет «Вечерняя Москва» и «Московский большевик». Выбор данного периода обусловлен не только началом Великой Отечественной войны, но и введением в Москве осенью 1941 г. осадного положения в связи с возможным захватом города. На основании статей официальной периодической печати можно не только делать выводы о городской жизни, отношении государства к такой социально значимой структуре, как школа, но и фиксировать малоизвестные до сегодняшнего дня факты из жизни московских школьников — не только всем известные сельскохозяйственные работы, но также и благотворительность в разных ее видах, шефская работа, участие школьников в МПВО и т. д. Подобранные факты доказывают нам и то, что несмотря на прекращение классно-урочной системы и переход к обучению с помощью прикрепления к консультационным пунктам, в городе не прекращалась работа форпостов, пионерских, комсомольских и других общественных организаций, а также не иссякала инициатива самих учащихся. В связи с направленностью темы — первого года войны, она является уникальной, так как обширного анализа материалов периодики по тематике школьного образования того времени еще нет.
война, московское образование, гороно, битва за Москву, форпост, МПВО, эвакуация, пионерия, консультационные пункты, история образования в СССР, периодические печатные издания как историко-педагогический источник, газета «Московский большевик», газета «Вечерняя Москва»
  1. Вечерняя Москва. 1941. № 131 от 05.06.1941, № 133 от 07.06.1941; № 134 (682) от 10.06.1941; № 139 от 14.06.1941; № 141 (689) от 18.06.1941; № 153 от 01.07.1941; № 152 (700) от 01.07.1941; № 154 от 02.07.1941; № 156 от 04.07.1941; № 157 от 05.07.1941; № 158 от 07.07.1941; № 172 от 23.07.1941; № 173 от 24.07.1941; № 174 от 26.07.1941; № 176 от 28.07.1941; № 177 от 29.07.1941; № 180 от 01.08.1941; № 181 от 02.08.1941; № 184 от 06.08.1941; № 185 от 07.08.1941; № 189 от 12.08.1941; № 190 от 13.08.1941; № 195 от 19.08.1941; № 203 от 28.08.1941; № 218 от 15.09.1941; № 229 от 27.09.1941; № 240 от 10.10.1941; № 265 от 10.11.1941; № 272 от 18.11.1941; № 293 от 12.12.1941; № 299 от 19.12.1941; № 308 от 29.12.1941.
  2. Вечерняя Москва. 1942. № 1 от 02.01.1942; № 2 от 03.01.1942; № 3 от 05.01.1942; № 4 от 06.01.1942; № 6 от 08.01.1942; № 8 от 10.01.1942; № 10 от 13.01.1942; № 13 от 16.01.1942; № 15 от 19.01.1942; № 19 от 24.01.1942; № 20 от 26.01.1942; № 21 от 27.01.1942; № 22 от 28.01.1942; № 23 от 29.01.1942; № 24 от 30.01.1942; № 25 от 31.01.1942; № 28 от 04.02.1942; № 29 от 05.02.1942; № 30 от 06.02.1942; № 33 от 10.02.1942; № 36 от 13.02.1942; № 92 от 20.04. 1942; № 98 от 27.04.1942.
  3. Московский большевик. 1942. № 103 (961) от 05.05.1942; № 106 (964) от 08.05.1942; № 107 (965) от 09.05.1942; № 111 (969) от 14.05.1942; № 112 (970) от 15.05.1942; № 114 (972) от 17.05.1942; № 120 (668) от 24.05.1942; № 124 (672) от 29.05.1942; № 128 (676) от 03.06.1942; № 130 (678) от 05.06.1942; № 132 (680) от 07.06.1942; № 134 (682) от 10.06.1942; № 138 (686) от 14.06.1942; № 145 (693) от 22.06.1942.

Бусаров Иван Владимирович


Статус обучающегося: Магистрант;
Место учёбы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4;
ORCID: 0000-0001-8692-8931;
Электронный адрес: Busarovivan@yandex.ru.

ПСИХОЛОГИЯ

Семенов Игорь Никитович

Философско-психологическая и организационно-преподавательская деятельность С. Л. Рубинштейна в академической науке и университетском образовании

Семенов И. Н. Философско-психологическая и организационно-преподавательская деятельность С. Л. Рубинштейна в академической науке и университетском образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 119-144

DOI: 10.15382/sturIV202161.119-144
В статье анализируется в институционально-персонологическом плане жизнетворчество и профессиональная деятельность лидера советской психологии середины ХХ в., директора Института психологии АПН РСФСР, создателя кафедры психологии Московского университета им. М. В. Ломоносова философа-психолога С. Л. Рубинштейна, 130-летний юбилей которого недавно отмечался научной общественностью. В социокультурном контексте интерпретируются новые грани его жизненного пути и впервые рефлексируется их причинное воздействие на его интеллектуальные поиски в философии, психологии и педагогике. Характеризуются основные периоды развития и расцвета научной, организационной, преподавательской и общественной деятельности С. Л. Рубинштейна, а также показано фундаментальное значение его личных достижений и основанной им научной школы для дальнейшего развития психологической науки и современного человекознания.
С. Л. Рубинштейн, философия, психология, персонология, педагогика, методология, деятельность, развитие, индивидуальность, мышление, рефлексия, психика, сознание, научное творчество, научные институты, научная школа, А. Н. Леонтьев, Б. Л. Пастернак, Б. М. Теплов, М. Г. Ярошевский
  1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
  2. Абульханова К. А., Петровский В. А., Семенов И. Н. и др. Психология индивидуальности: новые модели и подходы / Под ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова. М.: МПСИ, 2009.
  3. Абульханова К. А., Славская А. Н. Сергей Леонидович Рубинштейн: Детство. Юность. Молодость. М.; Воронеж: МОДЭК, 2009.
  4. Андреева Г. М., Ждан А. Н., Семенов И. Н. и др. Прогресс в психологии: критерии и признаки / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Д. Марцинковской, А. В. Юревича. М.: ИП РАН, 2009.
  5. Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 130–160.
  6. Басов М. Я. Развитие человека как активного деятеля в окружающей среде // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975. С. 209–399.
  7. Брушлинский А. В. Философия и психология: С. Л. Рубинштейн и С. Л. Франк // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 6. С. 6–12.
  8. Брушлинский А. В., Тихомиров О. К. О тенденциях современной психологии мышления // Национальный психологический журнал. 2013. № 2. С. 10–16.
  9. Дюков В. М., Семенов И. Н., Шайхутдинова Р. В. Рефлексивно-деятельностная педагогика: учитель для новой школы. Красноярск: Красноярский писатель, 2010. 320 с.
  10. Кропоткин П. А. Труд ручной и умственный. Пг., 1919.
  11. Лекторский В. А. Немецкая философия и русская мысль: С. Л. Рубинштейн и Г. Г. Шпет // Философия и история философии. Актуальные проблемы. М.: Канон+, 2004. С. 365–381.
  12. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление психофизиологических функций после ранений. М., 1945.
  13. Маркелов Т. И. Личность как культурно-историческое явление. СПб., 1912. 240 с.
  14. Наторп П. Философия как основа педагогики / Предисл. Густава Шпета // Наторп П. Избранные работы (пер. с нем.) / Сост. В. А. Куренной. М.: Территория будущего, 2006.
  15. Некрасов П. А. Философия и логика науки о массовых проявлениях человеческой деятельности. М., 1902. 138 с.
  16. Пастернак Б. Л. Избранные соч. М., 2002. С. 483–484.
  17. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. М., 2003.
  18. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. Экспериментальное исследование / Отв. ред. С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1960.
  19. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание [1957]; Принципы и пути развития психологии [1959] // Избранные философско-психологические труды (Основы онтологии, логики и психологии). М.: Наука, 1997. С. 3–212; C. 214–425.
  20. Рубинштейн С. Л. Вопросы психологии в трудах Карла Маркса // Советская психотехника. 1934. Т. VII. № 1. С. 3–21; То же // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 8–24.
  21. Рубинштейн С. Л. Научно-исследовательская работа кафедры психологии Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Л., 1939. Т. 18. С. 141–144. (Рец.: Смирнов А. А. // Советская педагогика. 1939. № 10. С. 129–135).
  22. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Наука, 1958.
  23. Рубинштейн С. Л. О философской системе Г. Когена // Историко-философский ежегодник-92. М.: Наука, 1994. С. 230–259.
  24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [1940, 1946]. Т. 1, 2 / Отв. ред. и авт. коммент. К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. М.: Педагогика, 1989; То же: СПб.: Питер, 2002.
  25. Рубинштейн С. Л. Предисловие. Вопросы педагогической психологии // Труды научно-исследовательского ин-та психологии Акад. пед. наук / Отв. ред. С. Л. Рубинштейн. М., 1945. С. 3–6.
  26. Рубинштейн С. Л. Предисловие редактора перевода // Бине А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности. Харьков, 1923.
  27. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (Философские основы педагогики) // Ученые записки высшей школы Одессы. 1922. Т. 2. С. 148–154; Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101–107; Вопросы философии. 1989. № 4. С. 89–95.
  28. Рубинштейн С. Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии // Психология. Движение и деятельность. Ученые записки МГУ. Вып. 90 / Отв. ред. С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во МГУ, 1945. С. 6–23.
  29. Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии восприятия (вместо предисловия) // Исследования по психологии восприятия / Отв. ред. С. Л. Рубинштейн М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. (Рец.: Теплов Б. М. // Советская книга. 1949. № 5. C. 103–107).
  30. Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 5–11.
  31. Рубинштейн С. Л. Психология и проблема восстановления функций после ранения // Ученые записки МГУ. 1947. Т. 2. Вып. III / Отв. ред. С. Л. Рубинштейн. С. 5–8.
  32. Рубинштейн С. Л. Современное состояние и очередные задачи научной библиографии в СССР. М.: Гос. центр. книжная палата РСФСР, 1930.
  33. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Вопросы психологии. 1957. № 3. С. 30–38; То же: Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1976. С. 47–66.
  34. Рубинштейн С. Л. Физиология и психология в научной деятельности И. М. Сеченова // Физиологический журнал СССР. 1946. № 1. С. 149–156.
  35. Рубинштейн С. Л. Учение И. П. Павлова и некоторые проблемы перестройки психологии // Вопросы философии. 1952. № 3. С. 197–210.
  36. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова, авт. коммент. К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. С. 253–409; То же: Рубинштейн С. Л. Человек и мир. 3-е изд. М.: Наука, 1997; 4-е изд. в кн.: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. М.; СПб.: Питер, 2003. С. 281–426.
  37. Рубинштейн С. Л., Свадковский И. Ф., Раскина С. Л. Против педологических извращений в педагогике. Л.; М.: Учпедгиз, 1937.
  38. Семенов И. Н. Акмеологические аспекты психологии творчества и дифференциальной психофизиологии выдающихся личностей в наследии Б. М. Теплова // Акмеология. 2016. № 4. С. 8–22.
  39. Семенов И. Н. Вехи, методология и направления исследований рефлексии в Психологическом институте на Моховой // Мир психологии. 2012. № 4. С. 262–275.
  40. Семенов И. Н. Взаимодействие московской и петербургской научных школ психологии творчества и рефлексии // Психология перед вызовом будущего. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. С. 61–64.
  41. Семенов И. Н. Вклад А. Н. Леонтьева в развитие психологии мышления, инженерной психологии и эргономики // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 3. С. 3–20.
  42. Семенов И. Н. Кафедра общей психологии МГУ как колыбель университетского профессионального образования психологов и изучения рефлексии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012. № 5–6. С. 112–133.
  43. Семенов И. Н. Панорама развития философско-психологической системы С. Л. Рубинштейна в современном человекознании // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 3. С. 106–116.
  44. Семенов И. Н. Первопроходческая роль Е. А. Будиловой в реализации исследовательских программ С. Л. Рубинштейна и методологические проблемы периодизации российской (дореволюционной/советской/постсоветской) психологии // Историческая преемственность в отечественной психологии (Серия: Методология, история и история психологии) / отв. ред. А. Л. Журавлев и др. М.: ИП РАН, 2019. С. 47–67.
  45. Семенов И. Н. Персонологическая рефлексия жизнетворчества П. Я. Гальперина и его психолого-педагогической и историко-методологической деятельности в Московском университете // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 2. С. 3–28.
  46. Семенов И. Н. Персонология Михаила Григорьевича Ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развития личности и творчества в науке // Развитие личности. 2015. № 4. С. 19–52.
  47. Семенов И. Н. С. Л. Рубинштейн известный и неизвестный: историко-культуральная рефлексия жизнетворчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 3. С. 63–89.
  48. Семенов И. Н. Системодеятельностная методология и рефлексивная психология мышления: монография. Ногинск: Аналитика Родис, 2014.
  49. Семенов И. Н. Социокультурная рефлексия столетнего развития российской психологической науки: К 100-летию советской психологии (1918—2018) // Вестник МГУ им. М. В. Ломоносова. Серия 14: Психология. 2018. № 4. С. 4–31.
  50. Семенов И. Н. Типология психологических школ Б. М. Теплова и рефлексивная персонология развития его одаренной личности // Б. М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: Материалы межд. юбилейной конференции к 120-летию со дня рождения Б. М. Теплова. М.: Изд-во «Перо», 2017. С. 87–101.
  51. Семенов И. Н. Типология экзистенциальных стратегий и исследовательских программ в творчестве С. Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 2020. № 2. С. 105–113.
  52. Семенов И. Н. Экзистенциально-культуральная рефлексия во взаимодействии художественного и научного творчества в Серебряном веке // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2011. С. 606–624.
  53. Семенов И. Н., Ларионова Л. И. Направления экстремальной психологии развития в период Великой Отечественной войны // Мир психологии. 2020. № 1. С. 237–256.
  54. Семенов И. Н., Ссорин Ю. А. Энциклопедизм: вчера, сегодня, завтра // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012. № 5–6. С. 7–46.
  55. Сергей Леонидович Рубинштейн / Под ред. К. А. Абульхановой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. 447 с. (Философия России второй половины XX века).
  56. Сироткина И. Е. Наука о человеке в исторической перспективе: диалог между Россией и западом вокруг работ М. М. Бахтина, Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 2. С. 183–186.
  57. Теплов Б. М. Психологическая характеристика деятельности // Советская педагогика. 1944. № 11–12. С. 44–53.
  58. Теплов Б. М. Ум полководца [1945]. М., 1990.
  59. Форверг М. Индивидуализация личности // Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М.: Наука, 1989. С. 176–191.
  60. Ярошевский М. Г. О развитии психологических взглядов И. М. Сеченова // И. М. Сеченов и материалистическая мысль / Под ред. С. Л. Рубинштейна. М.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 31–94.
  61. Mattshaus W. Sowjetische Psychologie des Denkens. Frankfurt а. M., 1988.
  62. Payne T. R. S. S. L. Rubinshtein and philosophical foundation of Soviet Psychology. Dordrecht. Holland, 1968.
  63. Rubinstein S. Eine Studie zum Problem der Metode. Marburg, 1914.
  64. Rubinstein aujourd'hui. Nouvelles figures de l'activité humaine // Anthologie de textes choisis et edites par Nosulenko V. et Rabordel P. Toulouse; Paris: Octores de la Maison des Sciences de I'Homme, 2007.
  65. Semenov I. N. The psychology of reflexion in the scientifi c work of S. L. Rubinshtein // The Psychology J. 1989. № 4. P. 67–74.

Семенов Игорь Никитович


Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученая степень: кандидат политических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 123022, Москва, пер. Сверчкова, д. 16, стр. 1;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-5823-2918;
Электронный адрес: i_samenov@mail.ru.
Стебенев Александр Станиславович, священник

Деятельность Студенческого психологического общества Санкт-Петербургской духовной академии по публикациям журнала «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма»

Стебенев А. С. Деятельность Студенческого психологического общества Санкт-Петербургской духовной академии по публикациям журнала «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 145-156

DOI: 10.15382/sturIV202161.145-156
Статья посвящена малоизученной теме в истории отечественной психологии: деятельности Студенческого психологического общества (СПО) Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА) и его публикациям в журнале «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». Во введении к статье кратко представлена история создания и развития Общества. Сделан акцент на студенческой инициативе, предшествовавшей организации СПО. Уделено внимание некоторым аспектам создания первого научного психологического петербургского журнала, а также отмечено участие преподавателя психологии СПбДА и председателя Общества профессора В. С. Серебреникова в организации издания «Вестника», на протяжении длительного времени осуществлявшего общую редакцию журнала вместе с академиком В. М. Бехтеревым. Автором проанализированы публикации «Вестника», касающиеся деятельности СПО в 1904–1906 гг.: от выхода в свет первого журнала до закрытия Общества. Уникальность данных, полученных в результате исследования, состоит в возможности реконструировать деятельность психологического студенческого объединения, что позволит получить представление о специфике в преподавании психологии в СПбДА в начале XX в., а также о степени внимания и поддержке данной инициативы со стороны профессорско-преподавательской корпорации Академии. Основное внимание уделено содержанию отчетов заседаний Общества, опубликованных в издании. Изложение сохраняет хронологический характер публикаций, что дает возможность представить развитие деятельности СПО, его основные научные интересы в области психологии. Отмечена актуальность тем докладов интересам психологии того времени. В заключение выражена мысль о возможности использования положительного опыта деятельности СПО в преподавании психологии в современных духовных учебных заведениях с учетом представленных исторических данных.
Студенческое психологическое общество, Санкт-Петербургская духовная академия, «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма», профессор В. С. Серебреников, профессор В. М. Бехтерев, история психологии
  1. Алексеевский А. Студенческое психологическое общество при СПб. духовной академии // Христианское чтение. 1903. № 5. С. 811–815.
  2. Великанов П., прот., Домусчи С., свящ. Православное пастырство — это живая традиция. URL: https://pravoslavie.ru/131732.html (дата обращения: 16.02.2021).
  3. Двадцатипятилетие ученой и учебной деятельности проф. В. С. Серебреникова // Церковный вестник. 1912. № 39. С. 1221–1226.
  4. Карпук Д. А. История Санкт-Петербургской духовной академии (1889–1918 гг.): дис. … канд. богословия. СПб., 2008.
  5. Леонов В., прот. Православное пастырство и попытки его обновления. URL: https://pravoslavie.ru/131595.html (дата обращения: 16.02.2021).
  6. Нектарий (Морозов), игумен. Нужна ли Церкви психология? URL: https://pravoslavie.ru/92541.html (дата обращения: 16.02.21).
  7. Отчет о заседании Студенческого психологического общества при С.-Петербургской духовной академии // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. № 1. С. 85.
  8. Отчет о заседаниях Студенческого психологического общества при С.-Петербургской духовной академии // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. № 2. С. 89–91.
  9. Отчет о заседаниях Студенческого психологического общества при С.-Петербургской духовной академии // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. № 4. С. 267–268.
  10. Отчет о заседаниях Студенческого психологического общества при С.-Петербургской духовной академии // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. № 5. С. 267–268.
  11. Отчеты о заседаниях Студенческого психологического общества при С.-Петербургской духовной академии // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. № 6. С. 268–269.
  12. Отчет о заседании Студенческого психологического общества при С.-Петербургской духовной академии // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1905. № 1. С. 94.
  13. Отчеты о заседаниях Студенческого психологического общества при С.-Петербургской духовной академии // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1905. № 4. С. 346–347.
  14. Серебреников В. С. Учение Лейбница о бессознательной душевной жизни // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. № 2. С. 17–32.
  15. Серебреников В. С. Учение Лейбница о нравственной свободе человека // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1906. № 8–9. С. 443–454.
  16. Сидорчук И. В. Социологические сюжеты в «Вестнике психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» (1904–1919) // Социологический журнал. 2016. Т. 22. № 4. С. 139–156.
  17. Сидорчук И. В., Долгова Е. А. Из истории одной инициативы: к 110-летию издания «Вестника психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 128–137.
  18. Стебенев А., свящ. Психология для священника: польза или вред? URL: https://bogoslov.ru/article/6165315 (дата обращения: 16.02.2021).
  19. Сухова Н. Ю. Студенческие кружки в высшей школе (на примере православных духовных академий в России в 1890–1900-е гг.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». 2010. № 13 (84). Вып. 15. С. 152–159.
  20. Феофилов П. И. Студенческое психологическое общество // Церковный вестник. 1904. № 16. С. 507–510.

Стебенев Александр Станиславович, священник


Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Института психологии РГПУ им. А. И. Герцена; Российская Федерация, 197349, г. Санкт-Петербург, пр. Королева, д. 7;
ORCID: 0000-0002-2938-8032;
Электронный адрес: stebenev@inbox.ru.