/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :59

ПЕДАГОГИКА

Склярова Татьяна Владимировна; Агеева Антонина Владимировна

Вопросы образования в документах Священного Синода Русской Православной Церкви в период 1991-2008 гг.

Склярова Т. В., Агеева А. В. Вопросы образования в документах Священного Синода Русской Православной Церкви в период 1991-2008 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 11-23

DOI: 10.15382/sturIV202059.11-23
В статье проведен анализ материалов заседаний Священного Синода РПЦ в период с 1991 по 2008 г., посвященных вопросам образования, определены приоритеты церковной образовательной деятельности в исследуемый период. Хронологические рамки обусловлены созданием в 1991 г. Отдела религиозного образования и катехизации и 2008 г., завершением срока патриаршества Святейшего Патриарха Алексия II, определявшего образовательную политику Церкви в тот период. Собраны и систематизированы данные об открытии и функционировании духовных учебных заведений; формировании новых отделов Патриархии, нацеленных на организацию воспитательной, образовательной, просветительской деятельности; подготовке концептуальных документов, отражающих позицию РПЦ в области образования, воспитания и просвещения; организации или участия в конференциях разного рода, на которых поднимались вопросы образования; издательской деятельности РПЦ в это время. Сделаны выводы о том, что руководство образовательной деятельностью Церкви в рассматриваемый период было нацелено на сбор информации и контроль за инициативным созданием духовных школ, реализацией богословского образования мирян на разных уровнях (в воскресных школах, православных гимназиях, богословских институтах и факультетах теологии в государственных вузах); научно-методическое сопровождение педагогической деятельности обеспечивалось преимущественно через организацию общецерковных и епархиальных образовательных чтений; члены Священного Синода определяли актуальную повестку проблем религиозного образования, а образовательные инициативы рассматривались на заседаниях Священного Синода по истечении достаточно продолжительного времени их существования, как, например появление стандарта по «теологии» и проведение Рождественских образовательных чтений. Вместе с тем именно эти направления развития образовательной деятельности РПЦ оказались в фокусе пристального внимания священноначалия в завершающий период рассмотрения — в 2007–2008 гг.
религиозное образование, духовное образование, история образования, образовательная деятельность РПЦ, система православного образования, Священный Синод РПЦ, история педагогики
  1. Доклад архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде, на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2020 г. URL: https://mospat.ru/archive/2000/08/s2000r25/ (дата обращения: 16.10.2020).
  2. Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. URL: http://www.rondtb.msk.ru/about/ru/about_ru.htm (дата обращения: 16.10.2020).
  3. Общие сведения о Синодальном ОРОиК. URL: https://pravobraz.ru/informaciya-ob-otdele/obshhaya-informaciya/ (дата обращения: 16.10.2020).
  4. Определение «О задачах Церкви в области религиозного образования». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/527249.html (дата обращения: 16.10.2020).
  5. Петровский сборник. Сборник воспоминаний и научных работ, посвященный памяти Александра Ивановича Петрова (1953–2000) / В. Б. Яшин, отв. ред. Омск, 2012.
  6. Хроника // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 8. С. 51.
  7. Хроника // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 9. С. XVI.

Склярова Татьяна Владимировна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 408;
Должность: декан педагогического факультета;
ORCID: 0000-0002-1169-5624;
Электронный адрес: tsklyarova@mail.ru.

Агеева Антонина Владимировна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 407;
Должность: доцент кафедры ПиМНО;
ORCID: 0000-0001-7259-1821;
Электронный адрес: armusya@yandex.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00228.
Комашинская Татьяна Сергеевна

О проблемах подготовки учителей: опыт Приморского края

Комашинская Т. С. О проблемах подготовки учителей: опыт Приморского края // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 24-35

DOI: 10.15382/sturIV202059.24-35
В статье рассматриваются проблемы современного образования в Приморском крае. На данный момент основными проблемами являются нехватка школ и учителей. Также обсуждается проблема низкой заработной платы, проблема неготовности системы образования края к увеличению детей школьного возраста, проблема «двойного негативного отбора». В статье дана статистика, подтверждающая, что без принятия специальных мер в ближайшем будущем ситуация будет только ухудшаться. Приводится краткое описание принятых в Приморском крае законопроектов, направленных на увеличение зарплаты и престижа профессии учителя. Выдвигается гипотеза о том, что разработанные меры позволят частично решить накопившиеся проблемы. Во второй части статьи обсуждается образ современного учителя. Автором публикуются результаты опроса студентов Школы педагогики Дальневосточного федерального университета. Студенты педагогических специальностей утверждают, что молодые специалисты готовы работать в сфере образования, но ожидают улучшения материальных и социальных условий труда. Студенты знают о проблемах системы образования и готовы участвовать в их решении. По мнению респондентов, в современной системе образования не хватает любви. Однако это понятие студенты не связывают с понятием веры. Основной вывод, который делает автор статьи, касается того, что необходимо усилить приток в образовательную сферу талантливой молодежи с педагогическим образованием. Для этого необходимо увеличивать набор абитуриентов в педагогические вузы, улучшать материально-техническое оснащение учебных заведений, поднимать общий уровень образования и воспитания, формировать традиционные духовно-нравственные ценности.
образование, воспитание, проблемы образования, педагогическая деятельность, педагогический вуз, школа, реформы
  1. Баранов А. Е. Стратегические ориентиры профессионального воспитания будущего педагога // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 45–50.
  2. Загвязинский В. И. О ценностно-ориентационных основаниях образовательной системы страны // Образование и наука. 2016. № 6. С. 11–22.
  3. Закон о предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам. URL: http://uss.dvfu.ru/fi les/documents/2018/Zakon_o_predostavlenii_mer_sots_podderzhki_pedagogam.pdf (дата обращения: 12.03.2019).
  4. Комашинская Т. С. О роли традиционных ценностей в формировании информационного общества // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/81PDMN218.pdf (дата обращения: 22.03.2019).
  5. Комашинская Т. С. Об отношении к информации в информационном обществе // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2018. № 1. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/09SCSK118.pdf (дата обращения: 28.09.2020).
  6. Лысенко О. В. Про «неуспешных» учителей: существует ли «двойной негативный отбор» в педагогике? // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2016. № 3–4. С. 26–39.
  7. Никон (Воробьев), игум. О началах жизни. М., 2014. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/o-nachalah-zhizni/ (дата обращения: 28.09.2020).
  8. Новости Владивостока на VL.Ru от 7 декабря 2018 г. URL: https://www.newsvl.ru/vlad/2018/12/07/176166/ (дата обращения: 27.02.2019).
  9. Официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 22.03.2019).
  10. Официальный сайт Законодательного собрания Приморского края. Закон № 389-КЗ от 23.11.2018. URL: http://monitoring.zspk.gov.ru/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD/1942661 (дата обращения: 12.03.2019).
  11. Постановление администрации Приморского края от 5 февраля 2019 года № 55-па «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Приморского края за IV квартал 2018 года». URL: https://rg.ru/2019/02/05/primorie-post55-reg-dok.html (дата обращения: 28.02.2019).
  12. Сайт Федеральной службы государственной статистики Росстата. Официальная статистика. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (дата обращения: 13.03.2019).
  13. Ткаченко Е. В., Коноплева Н. А. Теоретико-методологические подходы к анализу личности учителя: история и современность // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2012. № 1. С. 24–28.
  14. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Яковлева Н. О. Адаптационный этап процесса профессиональной социализации студентов педагогического вуза // Образование и наука. 2018. Т. 20 № 1. С. 75–95. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-75-95 (дата обращения: 11.03.2019).
  15. Чуркин К. А., Нуриева Л. М., Киселев С. Г. К вопросу о потребности в педагогических кадрах // Экономика образования. 2014. № 4. С. 11–21.

Комашинская Татьяна Сергеевна


Ученая степень: кандидат физико-математических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Дальневосточный федеральный университет, Филиал в г. Уссурийске (Школа педагогики); Российская Федерация, 692508, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Некрасова, д. 35;
Должность: доцент кафедры ИИТМО;
ORCID: 0000-0002-0628-8215;
Электронный адрес: tskom2010@mail.ru.
Урбанович Любовь Николаевна

К вопросу о своевременности наставничества в сфере духовно-нравственного образования

Урбанович Л. Н. К вопросу о своевременности наставничества в сфере духовно-нравственного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 36-47

DOI: 10.15382/sturIV202059.36-47
В статье предлагается рассмотрение насущного вопроса о введении в школьное образование наставничества как формы профессионального сопровождения и поддержки учителей, реализующих предметы духовно-нравственного цикла, в первую очередь, в рамках предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Осмысливаются современные проблемы в области духовнонравственного образования, которые и инициируют поиск оптимальных способов их решения. Проводится сравнительный анализ тьюторской и наставнической деятельности. Обращается внимание на своевременность возвращения в сферу духовно-нравственного образования забытого наставничества, которое имеет первоначальное смысловое отношение к духовному возрастанию и нравственному совершенствованию, а также является исторически сложившейся формой передачи педагогического опыта в отечественной системе образования. В статье указано, что данный способ повышения педагогического мастерства в преподавании духовно-нравственных дисциплин и совершенствования системы духовно-нравственного образования отражает современные тенденции — введение наставников в школьном образовании на уровне Министерства просвещения РФ. В результате проведенного анализа предложены авторские определения понятиям «наставник в сфере духовно-нравственного образования» и «наставничество в сфере духовно-нравственного образования», сформулированы цели и задачи. Отмечается, что наставничество в сфере духовно-нравственного образования ориентировано на достижение конкретных результатов, намечаются перспективные темы исследования в контексте заданной проблематики.
наставник, наставничество, тьютор, профессиональное сопровождение, преподавание духовно-нравственных дисциплин, специальные компетенции
  1. Беков Х. А., Широбоков С. В., Кирьянов И. И. и др. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: Словарь. М., 2001.
  2. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры. М., 2013.
  3. Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij _Djachenko/polnyj-tserkovnoslavjanskij -slovar14.html (дата обращения: 12.05.2019).
  4. Захарченко М. В. Система духовно-нравственного воспитания в образовании Калининградской области. Материалы исследования. Калининград, 2017.
  5. Змеев С. И. Основы андрагогики: учеб. пособ. для вузов. М., 1999.
  6. Зыбина Т. М. Святость в контексте русской культуры. Учебно-методическое пособие по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Смоленск, 2018.
  7. Клищ Н. Н., Январев В. А. Наставничество на государственной службе — новая технология профессионального развития государственных служащих (зарубежный и российский опыт наставничества на государственной службе). М., 2014.
  8. Неклюдова Л. В. Особенности организации непрерывной курсовой подготовки педагогов в системе повышения квалификации // Фундаментальные исследования. 2012. № 11. С. 1395–1399.
  9. О школе и учителе. Сборник постановлений и материалов. Л., 1938.
  10. Особенности тьюторского сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов в условиях постдипломного образования. Ч. 1. Учебно-методическое пособие / С. В. Кривых, Н. Н. Кузина, авт.-сост. СПб., 2014.
  11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»; приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”». URL: https://base.garant.ru/193313/ (дата обращения: 11.06.2019).
  12. Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”». URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-18102013-n-544n/ (дата обращения: 04.06.2019).
  13. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. №10н. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/ (дата обращения: 11.06.2019).
  14. Руководство по наставничеству молодых педагогов. URL: https://docplayer.ru/75851023-Rukovodstvo-po-nastavnichestvu-molodyh-pedagogov-respubliki-tatarstan.html (дата обращения: 15.05.2019).
  15. Толковый словарь Д. Н. Ушакова. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/876562 (дата обращения: 12.05.2019).
  16. Урбанович Л. Н. К дискуссии о месте и содержании духовно-нравственного воспитания в школьном образовании // Духовно-нравственное воспитание обучающихся в контексте вызовов времени: сб. научных статей и методических разработок / В. П. Вейдт, сост. Калининград, 2018. С. 30–37.
  17. Урбанович Л. Н. Компетентностная характеристика наставника в сфере духовно-нравственного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2019. № 3 (сентябрь). С. 30–39. URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo304/).
  18. Щербакова Т. Н., Щербакова Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб., 2015. С. 18–22. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9138/ (дата обращения: 11.06.2019).

Урбанович Любовь Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Смоленская Православная Духовная Семинария; Российская Федерация, 214000, г. Смоленск, ул. Тимирязева, 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7776-8745;
Электронный адрес: urbanus-l@yandex.ru.
Соколова Александра Владимировна

Содержание, направления и формы педагогического партнерства семьи и дошкольной образовательной организации в формировании основ музыкальной культуры детей

Соколова А. В. Содержание, направления и формы педагогического партнерства семьи и дошкольной образовательной организации в формировании основ музыкальной культуры детей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 48-65

DOI: 10.15382/sturIV202059.48-65
В статье рассматривается педагогическое партнерство детского сада и семьи в формировании основ музыкальной культуры детей. Отмечается, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования педагогическое взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений деятельности образовательной организации. Именно в семье закладываются основы для развития личности ребенка дошкольного возраста. Детский сад становится для родителей первой образовательной организацией, с которой они вступают во взаимодействие по вопросам образования, развития и воспитания детей. Для обеих сторон важным аспектом педагогического взаимодействия в достижении цели результативного и всестороннего развития ребенка является работа в системе «педагог — ребенок — семья», основанная на партнерских отношениях, в свою очередь строящихся на доверии и диалоге. Важно также отметить, что в системе «педагог — ребенок — семья» педагогическое взаимодействие происходит не только на уровнях «педагог-ребенок» и «педагог-семья», но и касается важной темы — поддержки родителями начинаний, интересов и успехов ребенка в ходе его обучения и воспитания, которая становится особенно значимой в процессе художественноэстетического и творческого развития детей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, музыкальная культура детей составляет область художественно-эстетического развития и является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в данной статье представлены направления и формы работы по педагогическому партнерству семьи и дошкольной образовательной организации в формировании основ музыкальной культуры детей.
семья, родители, педагог, ребенок, педагогическое взаимодействие, педагогическое партнерство, музыка, музыкальная культура, формы работы с семьей, ФГОС ДО
  1. Беляев С. Е. Музыкальное образование как социокультурный феномен // Музыка в системе культуры: сб. статей. Екатеринбург, 2005. Вып. 2. С. 3–11.
  2. Буртонова И. Б. Воспитательный потенциал семьи в системе социально-педагогической работы дошкольного учреждения // Вестник БГУ. 2012. Вып. 5. С. 176–185.
  3. Гришаева Н. П., Струкова Л. М. Педагогическая технология клубный час как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее: сб. науч. статей по материалам Межрегиональной дистанционной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского. М., 2016. С. 167–172.
  4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002.
  5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М., 2005.
  6. Каменская О. А., Прищепа С. С. Изучение уровня профессиональной компетентности музыкальных руководителей ДОО в вопросах педагогического взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Сер. «Реализуем ФГОС дошкольного образования». Липецк, 2018. С. 61–65.
  7. Каменская О. А., Прищепа С. С. Исторический аспект развития сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей дошкольного возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. М., 2019. № 2. С. 57–64.
  8. Кожурова О. Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
  9. Коробкова В. В. Закономерности развития воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном пространстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2015. № 1. С. 220–224.
  10. Коробкова В. В. Концепция развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве: монография. Пермь, 2013.
  11. Коробкова В. В., Метлякова Л. А. Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи в условиях информационного пространства школы // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. C. 84–86.
  12. Коробкова В. В., Шеина М. Б. Воспитательный потенциал семьи // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. C. 99–102.
  13. Костенко А. А., Терсакова А. А. Воспитательный потенциал семьи // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 2 (16). C. 163–166.
  14. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
  15. Крылова Н. М. Детский сад — Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М., 2015.
  16. Кузнецова Л. В., Буданцова А. А. Семья как воспитательная среда ребенка // Педагогическое образование и наука. 2010. № 12. C. 84–89.
  17. Лоскутова Р. Р. Взаимодействие детского сада и семьи в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. М., 2009. № 4 (40). С. 55–59.
  18. Лоскутова Р. Р. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в музыкальном воспитании детей: учебное пособие. Йошкар-Ола, 2009.
  19. Лоскутова Р. Р. Роль дошкольного образовательного учреждения и семьи в музыкальном воспитании детей // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2009. № 4. С. 105–107.
  20. Меличева М. В. Формирование культуры здоровья школьников в процессе сотрудничества педагогов и родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006.
  21. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В. Т. Кудрявцева. М., 2016.
  22. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, ред. М., 2014.
  23. Пригодич Е. О. Воспитательный потенциал семьи и учреждений предпрофессиональной подготовки в формировании личности юного музыканта // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сборник научных статей. Кемерово, 2016. Вып. 3. С. 118–121.
  24. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО». URL: http://mcko.ru/uploads/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17-oktyabrya-2013-g-n-1155-ob-utverzhdenii-fgos-do-f2d83556a0a5e042.pdf (дата обращения: 15.12.2019).
  25. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http://mcko.ru/uploads/poop_do_v-reestr-46bbc62e28676c7a.pdf (дата обращения: 15.12.2019).
  26. Прищепа С. С., Каменская О. А. К вопросу об оценке эффективности сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2019. С. 217–220.
  27. Прищепа С. С., Каменская О. А. Коллективное творческое дело как основа педагогической технологии сотрудничества ДОО и семьи в музыкальном развитии детей 6–7 лет // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей и материалов VI Международной научно-практической конференции. Коломна, 2019. С. 127–134.
  28. Симакова Т. П. Формирование субъектной позиции семьи на основе социально-образовательного партнерства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2012.
  29. Указ президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». URL: http://mcko.ru/uploads/ukaz-prezidentarossiyskoy-federatsii-o-natsionalnoy-strategii-deystviy-v-interesah-detey-na-2012-2017-gody-6da3d098bad0b723.pdf (дата обращения: 15.12.2019).
  30. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://mcko.ru/uploads/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-_-273-fzob-obrazovanii-v-rossiyskoy-federatsii-2ffbb7910c3ce5bf.pdf (дата обращения: 15.12.2019).
  31. Шеина М. Б. Развитие и реализация воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой: дис. ... канд. пед. наук. Уфа, 2013.

Соколова Александра Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2;
ORCID: 0000-0002-8097-3173;
Электронный адрес: rozova5@rambler.ru.
Никулина Елена Николаевна

Адольф Дистервег как христианский педагог: теория и методика начального религиозного образования в пособии для учителей «Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule»

Никулина Е. Н. Адольф Дистервег как христианский педагог: теория и методика начального религиозного образования в пособии для учителей «Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule» // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 66-78

DOI: 10.15382/sturIV202059.66-78
Статья затрагивает вопросы рецепции российской педагогикой наследия зарубежной педагогической мысли и посвящена малознакомому аспекту деятельности классика германской педагогики Фридриха Адольфа Дистервега, известного русскоязычному читателю своими дидактическими правилами, принципами культуросообразности и природосообразности обучения и воспитания. В отечественной историко-педагогической литературе Дистервег представлен как сторонник светского характера начальной народной школы, тогда как в Германии его причисляют к классикам религиозной педагогики. Эту характеристику подтверждает анализ оригинального текста одного из пособий А. Дистервега для учителей — «Der in der Klein-Kinder-Schule», в котором автор предстает как верующий человек и вдумчивый учитель религии, предлагающий методику первоначального христианского образования, умело приспособленную к особенностям детского возраста. Статья подводит итог предыдущим публикациям1 и представляет собой попытку выделения теоретических принципов и методологии начального религиозного образования в представлении А. Дистервега, а также частично продолжает тему «К. Д. Ушинский как переводчик».
Фридрих Адольф Дистервег, начальное образование, теория и методика начального религиозного образования, природосообразность воспитания и обучения, история религиозного образования, рецепция отечественной педагогикой наследия германской педагогической мысли, К. Д. Ушинский как переводчик
  1. Беленчук Л. Н., Янушкявичене О. Л. История зарубежной и русской педагогики. М., 2011.
  2. Демков М. И. Педагогика западно-европейская и русская: педагогическая хрестоматия. М., 1911.
  3. Дидактические правила Дистервега / пер. М. Р. Киев, 1870.
  4. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения: [1830–1836 гг.]. Т. 1. СПб., 1885.
  5. Дистервег А. Начатки детского школьного учения / пер. К. Д. Ушинского // Архив К. Д. Ушинского: в 4 т. / В. Я. Струминский, сост. М., 1959. Т. 2. С. 106–173.
  6. Дистервег А. Начатки детского школьного учения / пер. с нем. 2-е изд. СПб., 1867.
  7. Дистервег А. Начатки детского школьного учения / пер. с нем. 3-е изд. СПб., 1871.
  8. Дистервег А. Начатки детского школьного учения / пер. с нем. 4-е изд. СПб., 1875.
  9. Дистервег А. Начатки детского школьного учения / пер. с нем. СПб., 1861.
  10. Дистервег А. Руководство для немецких учителей / К. Ваккер, обраб. и предисл., А. Ф. Гретман, пер. с нем., Д. Н. Корольков, предисл. М., 1913.
  11. Дистервег А. Руководство к математической географии / пер. с нем. М., 1844.
  12. Дистервег Ф. А. В. Избранные педагогические сочинения / В. А. Ротенберг, сост. и вступ. ст. М., 1956.
  13. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений / А. И. Пискунов, ред. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.
  14. История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Н. Д. Никандров, ред. М., 2007.
  15. Медведков А. П. Краткая история педагогики в культурно-историческом освещении. СПб., 1912.
  16. Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен для педагогов и родителей (составлен по Шмидту, Раумеру и др.): в 3 вып. СПб., 1866–1867. Вып. 2.
  17. Никулина Е. Н. Адольф Дистервег о религиозном воспитании в начальной школе: по материалам пособия для учителей «Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule» // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 3 (51). С. 110–119.
  18. Никулина Е. Н. Гармония земного и небесного: к вопросу о концепции начального образования в книге для учителей Адольфа Дистервега «Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule» // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретации проблем и проблемы интерпретаций: сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции: Первые Международные историко-педагогические чтения Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» 20–21 сентября 2019 г. М., 2019. С. 308–313.
  19. Никулина Е. Н., Безрогов В. Г. Неизвестный Адольф Дистервег: к вопросу о переводе К. Д. Ушинским классика германской педагогики // Психолого-педагогический поиск. 2018. № 2 (46). С. 39–50.
  20. Педагогическая классика: А. Дистервег, Г. Спенсер: хрестоматия / Н. Б. Баранникова, сост. М., 2013.
  21. Редкин П. Г. Педагогическая летопись на 1827 г. А. Дистервега. Сочинения Дистервега; его педагогические и дидактические начала и общие правила обучения детей // Журнал для воспитания. 1857. № 2. С. 212‒248.
  22. Элементарная геометрия Дистервега: учеб. пособие для уезд. училищ и вообще для начинающих / В. Воленс, пер. с нем. и доп. СПб., 1862.
  23. Dienst К. Friedrich Adolph Wilhelm Diesterweg (1790–1866) // Schröer H., Zilleßen D. Klassiker der Religionspädagogik. Frankfurt am Main, 1989.
  24. Diesterweg A. Der Unterricht in der Klein-Kinder-Schule, oder die Anfange der Unterweisung und Bildung in der Volksschule. 5-te Aufl age. Bielеfeld, 1852.
  25. Horst F. Rupp. Religion und ihre Didaktik bei Fr. A.W. Diesterweg. Ein Kapitel einer Geschichte der Religionsdidaktik im 19. Jahrhundert. Weinheim, 1987.
  26. Horst F. Rupp. «Jeder Lehrer — ein Religionslehrer». Religion und ihre Didaktik bei Fr. A. W. Diesterweg. Ein Kapitel einer Geschichte der Religionsdidaktik im 19. Jahrhundert. 2., ergänzte Aufl age. Blaufelden, 2016.

Никулина Елена Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: доцент кафедры теологии;
ORCID: 0000-0001-9954-2501;
Электронный адрес: nikulina-e-n@yandex.ru.
Беленчук Лариса Николаевна

Развитие церковной дидактики в конце XIX – начале XX века

Беленчук Л. Н. Развитие церковной дидактики в конце XIX – начале XX века // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 79-90

DOI: 10.15382/sturIV202059.79-90
Статья посвящена теме развития дидактики двумя выдающимися церковными педагогами рубежа XIX–XX вв. — святым праведным Иоанном Кронштадтским и священномучеником Фаддеем (Успенским), архиепископом Тверским. Именно эти педагоги, постоянно занимаясь практическим преподаванием, первый — в школах разных ведомств, второй — в духовных семинариях, сформулировали основные положения и общей, и церковной дидактики. Христианский универсализм сделал их выводы доступными для любой школы, а специальные изыскания в области преподавания Закона Божия и церковнославянского языка позволили утвердить основные дидактические принципы и положения этих дисциплин. Источниками этой дидактики явились как творения отцов Церкви, начиная от первых и до современных авторам трудов святителя Феофана Затворника, так и произведения светских педагогов — К. Д. Ушинского, С. А. Рачинского, П. Ф. Каптерева. Синтезируя выводы двух педагогических школ, авторы приходят к собственным оригинальным и ценным выводам, главный из которых состоит в том, что дидактика не может быть исключительно наукой об обучении, но с необходимостью включает в себя и воспитательные темы. Обучение церковнославянскому языку имеет особый дидактический смысл: этот язык несет возвышенные понятия, на нем не существует обыденных или низких слов, к тому же изучение его и постоянное неизбежное сравнение с русским языком развивает у детей навыки сравнительного языкознания и понимания пути развития родного языка. При этом есть мнение, что дидактически несущественно, с какого языка начинать обучение ребенка — с русского или церковнославянского.
дидактика, школа, церковнославянский язык, святой праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, Закон Божий, христианский универсализм, образование
  1. Беленчук Л. Н. История отечественной педагогики. М., 2005.
  2. Дивногорцева С. Ю. Основы православной педагогической культуры. М., 2013.
  3. Иоанн Кронштадтский, св. прав. О воспитании детей. URL: http://www.orthedu.ru/roditeli/1539-svyatoj-pravednyj-ioann-kronshtadtskij -o.html (дата обращения: 14.12.2018).
  4. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Ответ Иоанна Кронштадтского Льву Толстому на его обращение к духовенству. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij /otvetioanna-kronshtadtskogo-lvu-tolstomu-na-ego-obrashenie-k-duhovenstvu/ (дата обращения: 14.12.2018).
  5. Педагогический словарь. URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/976/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 14.12.2018).
  6. Программа по предмету Закона Божия для начальных училищ разных наименований и ведомств. Объяснительная записка к программе элементарного курса по Закону Божию для начальных училищ // Томские епархиальные ведомости. 1881. № 4. С. 21–22.
  7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / В. В. Давыдов, ред. М., 1993–1999. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/05.php (дата обращения: 14.01.2019).
  8. Словарь-справочник по педагогике / В. А. Мижериков, авт.-сост. М., 2004.
  9. Спицын Е. Ю. Российская империя XVIII — начала XX в. Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. Кн. 2. М., 2015.
  10. Фаддей (Успенский), арх. Тверской, сщмч. Творения. Кн. II. Записки по дидактике. Тверь, 2004.

Беленчук Лариса Николаевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8859-3634;
Электронный адрес: ya.lbel@yandex.ru.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ) «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».
Бадма-Халгаева Ольга Юрьевна; Пичугина Виктория Константиновна

Героический эпос «Джангар» как антология калмыцкой мудрости: особенности русских переводов и педагогического содержания

Бадма-Халгаева О. Ю., Пичугина В. К. Героический эпос «Джангар» как антология калмыцкой мудрости: особенности русских переводов и педагогического содержания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 91-104

DOI: 10.15382/sturIV202059.91-104
Героический эпос «Джангар» является уникальным памятником фольклора ойратской группы народов и, преимущественно, калмыков. «Джангар» состоит из нескольких песен-поэм, в обобщенной художественной форме повествующих об истории, обычаях, быте и традициях народа. В рамках данной статьи рассмотрена история перевода «Джангара» на русский язык: от перевода А. А. Бобровникова 1854 г. до момента издания эпоса в 1940 г. в переводе С. И. Липкина. Проанализированы комментарии, обсуждения и научная полемика, имевшие место в связи с поэтапным изданием «Джангара» на русский язык и отражающие педагогическую ценность этого памятника фольклора, а также антологический характер его содержания. Указано, что «Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких народных школ», составленная А. М. Позднеевым в конце XIX — нач. XX в. и выдержавшая несколько изданий, стала первым опытом антологии, куда в учебных целях были помещены фрагменты из «Джангара». Охарактеризованы композиционные особенности «Джангара», позволяющие говорить о нем как о собрании текстов, объединенных сюжетной близостью и повествующих о воинской доблести богатырей, добродетельности их жен, а также особенностях обучения и воспитания нового поколения богатырей, которые должны приучиться уважать и любить свой край и его природу.
антология, эпос «Джангар», Джангариада, этнопедагогика, педагогическое содержание эпоса «Джангар», дидактическая ценность эпоса «Джангар», русские переводы эпоса «Джангар»
  1. Бергман В. Песнопение / Г. Кикеева, пер. с нем. // Джангар. Материалы исследования / В. З. Церенов, вступ. ст., сост. и примеч. М., 2004. С. 8–24.
  2. Биткеев Н. Ц. Калмыцкий героический эпос «Джангар». Проблемы типологии национальных версий. Элиста, 1990.
  3. Бобровников А. А. Джангар (народная калмыцкая сказка) // Вестник Императорского русского географического общества. 1854. Ч. XII. С. 99–128.
  4. Борджанова Т. Г. Магическая поэзия калмыков: исследование и материалы. Элиста, 1999.
  5. Босхамджиева С. Н. Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (на материале эпоса «Джангар»): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2001.
  6. Владимирцов Б. Я. Монголо-ойратский героический эпос // Джангар. Материалы исследования / В. З. Церенов, вступ. ст., сост. и примеч. М., 2004. С. 52–108.
  7. Городовиков О. И. Богатырская поэма калмыцкого народа // С. И. Липкин, пер., О. И. Городовиков, вступ. ст., Б. К. Пашков, предисл. Элиста, 1977. С. 5–8.
  8. Даваев С. А. Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материалах эпоса «Джангар» (идеал совершенного человека): дис. … канд. пед. наук. М., 2000. С. 94.
  9. «Джангар» и джангароведение: библиография / П. Э. Алексеев, сост. Элиста, 1988.
  10. Джангар. Калмыцкий народный эпос / С. Липкин, пер., В. А. Фаворский, худож. М., 1940.
  11. Джангар. Калмыцкий народный эпос: отрывки / С. Липкин, пер., Б. Басангов, вступ. статья и прим. М., 1940.
  12. Джангар: калм. нар. эпос / С. Липкин, пер., Е. С. Мозольков, ред. М., 1940.
  13. Джангар. Калмыцкий народный эпос / С. И. Липкин, пер., О. И. Городовиков, вступ. ст., Б. К. Пашков, предисл. Элиста, 1977.
  14. Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких народных школ / составленная А. Позднеевым, членом совета министра народнаго просвещения, профессором и директором курсов востоковедения при Обществе востоковедения. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1907.
  15. Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких народных школ / составленная А. Позднеевым; Имп. О-во востоковедения. 3-е изд., испр. и доп. Пг., 1915.
  16. Калмыцкий эпос «Джангар» / В. А. Закруткин, ред., вступ. ст. и прим., А. Е. Глуховцев, рис. Ростов н/Д, 1940.
  17. Каляева Э. С. «Джангр» или «Джангар»? К истории русского перевода // Литературное обозрение. 1997. № 2. С. 51–69. URL: http://www.elzabair.ru/cntnt/lmenu/biblioteka/lyubimye_s1/kalyaeva_e.html (дата обращения: 21.09.2020).
  18. Козин С. А. Джангариада / С. Гиляндикова, вступ. ст. Элиста, 1998.
  19. Котвич В. Л. Опыт грамматики калмыцкого разговорного языка. 2-е изд. Ржевнице у Праги, 1929. С. 415–416.
  20. Манджиева Б. Б. Мотив «триединство богатыря» в калмыцкой богатырской сказке и героическом эпосе «Джангар» // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2016. № 118. С. 177–179.
  21. О. Ф. О литературе Калмыкии // Революция и национальности. 1934. № 6. С. 43–45.
  22. Обзор литературы по вопросам культуры и просвещения народов СССР / Г. К. Ульянов, сост. М.; Л., 1930.
  23. Овалов Э. Б. Типология мотивов и сюжетов в эпосе монгольских народов. Научное издание. Элиста, 2004.
  24. От редакции // Детская литература. 1940. № 10. С. 26–29.
  25. Отчет о состоянии и деятельности Императорского С.-Петербургского университета за 1909 г. / А. И. Введенский, ред. СПб., 1910.
  26. Отчет о состоянии и деятельности Императорского С.-Петербургского университета за 1910 г. / Н. И. Веселовский, ред. СПб., 1911.
  27. Пашков Б. К. «Джангариада» — величественный калмыцкий эпос // Джангар. Калмыцкий народный эпос / С. И. Липкин, пер., О. И. Городовиков, вс. ст., Б. К. Пашков, предисл. Элиста, 1977. С. 9–16.
  28. Позднеев А. М. Новые учебники калмыцких начальных школ. СПб., 1912.
  29. Селеева Ц. Б. Специфическое и универсальное в образе героя калмыцкой богатырской сказки и эпоса «Джангар» // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. № 2. С. 151–155.
  30. Стасов В. Заметки о «русах» Ибн-Фадлана и других арабских писателей // Журнал Министерства народного просвещения. 1881. Ч. CCXVI. № 8. С. 281–315.
  31. Хабунова T. Э. Ритуальная поэтика героического эпоса «Джангар» // Мир Центральной Азии. Т. IV. Ч. II. Языки. Фольклор. Литература: материалы Международной научной конференции. Улан-Удэ, 2002. С. 147–152.
  32. Шведов Н. Предисловие // Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких народных школ, составленная А. Позднеевым, членом совета министра народнаго просвещения, профессором и директором курсов востоковедения при Обществе востоковедения. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1907. С. III.
  33. Шкловский В. Эпос — детям // Детская литература. 1940. № 10. С. 26–29.
  34. Bergmann B. Nomadische Streiferein unter den Kalmücken in den Jahren 1802 und 1803. Riga, 1804. Bd. I–II; 1805. Bd. IV. P. 181–214.

Бадма-Халгаева Ольга Юрьевна


Место работы: АНО ДО «Академия будущего “ПрофессориУм”»; Российская Федерация, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, улица Ю. Клыкова, д. 6;
Должность: президент;
ORCID: 0000-0002-2621-5865;
Электронный адрес: olya-bx@yandex.ru.

Пичугина Виктория Константиновна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Жуковского, 16;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-1195-725X;
Электронный адрес: Pichugina_V@mail.ru.
Выполнено в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2020 гг. № 27.8089.2017/БЧ «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».

ПСИХОЛОГИЯ

Воронин Сергей Владимирович,

Коммуникативные и личностные аспекты литургического служения в плоскости категориального каркаса психологического познания

Воронин С. В. Коммуникативные и личностные аспекты литургического служения в плоскости категориального каркаса психологического познания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 107-119

DOI: 10.15382/sturIV202059.107-119
Участие в литургии является самым важным условием христианской жизни. В данной статье, учитывая позиции различных авторов, исследователей Божественной литургии, а также опираясь на модель категориального каркаса психологического познания, предпринята попытка теоретического анализа коммуникативных и личностных аспектов литургического служения. Прежде всего обращается внимание на выделение в анализе литургического служения коммуникативного и личностного аспектов. Это задает общий вектор анализа. Тем не менее, помня о словах ап. Павла «все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3. 28), подчеркивается определенная условность подобного разделения. Целью предлагаемого в данной статье анализа становится не противопоставление соборности и индивидуальности в литургическом служении, но их отдельное рассмотрение, предполагающее своим результатом определенное понимание участника Божественной литургии. Понимания, при котором верующий — это отдельный человек, «Я», личность, участвующая вместе с тем в общественном богослужении, разделяющая ценность соборности и идентифицирующая себя с Церковью как общиной. В предлагаемой статье представлено определенное сочетание психологического и литургического анализа, что подчинено обозначенной выше цели исследования. В качестве теоретической основы для подобного анализа использована модель категориального каркаса психологического познания академиков РАО А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Автор статьи рассматривает литургическое служение на основе выделенных академиками РАО «условных вертикалей», состоящих из психологических категорий. Каждая из «условных вертикалей» содержательно отражает в себе личностный либо коммуникативный аспекты литургического служения и включает в себя четыре психологические категории разного уровня сложности (протопсихологические, базисные, метапсихологические, экстрапсихологические). В завершении статьи сформулированы выводы относительно степени самостоятельности и взаимосвязи исследуемых аспектов литургического служения.
различение, отношение, общение, соучаствование, организм, индивид, «Я», личность, готовность, установка, направленность
  1. Аверкий (Таушев), архиеп. Литургика. М., 2000.
  2. Великанов П., прот. Литургия: общее дело или частный бизнес // Фома. 2013. № 8 (124). С. 24.
  3. Воронин С. В. Исследование особенностей социальной рефлексии православного священнослужителя // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. № 50. С. 127–136.
  4. Гурболиков В. Христианская любовь… к себе // Фома. 2015. № 10 (150). С. 14–15.
  5. Дмитриевский И. И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 2010.
  6. Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. М., 2007.
  7. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб., 2003.
  8. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.
  9. Семенов И. Персонология Михаила Григорьевича Ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развития личности и творчества в науке // Развитие личности. 2015. № 4. С. 19–52.
  10. Уайбру Х. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2019.
  11. Филарет Московский, свт. Пространный православный катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 2013.
  12. Шмеман Александр, прот. Евхаристия. Таинство Царства. М., 2018.

Воронин Сергей Владимирович,


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Сочинский государственный университет; Российская Федерация, г. Сочи, 354000, ул. Пластунская 94;
Должность: доцент кафедры психологии и дефектологии;
ORCID: 0000-0002-3530-1001;
Электронный адрес: voronin.sochi@mail.ru.
Степанова Наталья Алексеевна

Проблема изучения духовных оснований внутренней свободы личности в отечественной психологии

Степанова Н. А. Проблема изучения духовных оснований внутренней свободы личности в отечественной психологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 120-135

DOI: 10.15382/sturIV202059.120-135
Внутренняя свобода понимается большинством современных отечественных авторов как достижение высокоорганизованной самоуправляемой успешной личности, но духовная составляющая внутренней свободы недостаточно изучена, что делает понимание феномена свободы в психологии односторонним и ограниченным. В статье представлен анализ наследия Л. С. Выготского и Л. И. Божович относительно видения авторами оснований и движущих сил феномена самоосвобождения. Л. С. Выготский считал всю психологию наукой о свободе. Суть и содержание процесса самоосвобождения человека он понимал как стремление к осознанному и осмысленному движению в жизненном пространстве для достижения общественного блага, основанное на силе разума, воли и мотивации. Идеи Л. С. Выготского о внутренней «свободе для», осмысленности жизни, самодистанцировании и самотрансцендентности, во многом тождественные идеям современных психологов-экзистенциалистов, нашли свое продолжение в концепции личности Л. И. Божович. Свободной она считает гармоническую, внутренне согласованную личность, устремленную к реализации общечеловеческих ценностей, а в качестве онтогенетических этапов развития внутренне свободной личности рассматривает сменяющие друг друга в кризисные периоды новообразования. В ее работах описаны этапы развития воли, наивысший из которых — постпроизвольность, предполагающая реализацию высших человеческих ценностей и смыслов без внутренней борьбы мотивов, что и составляет суть истинной духовной внутренней свободы. Идеи Л. И. Божович о развитой нравственности, приоритете общечеловеческих ценностей у гармонической, внутренне свободной личности, живущей во благо других, остались без должного внимания. Современные авторы, вслед за зарубежными коллегами, смещают акцент в исследовании свободы в сторону осознанности, субъектности и самодетерминации. Наиболее полно внутренняя свобода как проявление духовности представлена в подходе В. Франкла, но его идеи во многом комплементарны идеям Л. С. Выготского, Л. И. Божович и других оте чественных философов и психологов, подчеркивающих значимость духовной детерминации. На основании проведенного анализа в статье предложено авторское определение внутренней свободы и ее духовных оснований; показано, что духовность может выступать основным механизмом развития внутренней свободы, позволяющим реализовать истинно человеческое в человеке. Такой акцент в изучении феномена свободы позволит значительно обогатить методологическую базу психологической концепции внутренней свободы и сделать существенный шаг в направлении универсализации данного понятия.
психология свободы, внутренняя свобода, самоосвобождение, духовность, духовная детерминация свободы, общечеловеческие ценности, самотрансцендентность, самодистанцирование, осмысленность, личность
  1. Абдуназарова Д. К. Духовность человека как основание его свободы // Вестник современной науки. 2016. № 4–2 (16). С. 20–22.
  2. Андреев А. В. Историческая динамика психологии свободы в духовности советского человека: опыт 1940 — начала 1990 гг. XX века // Психолог. 2017. № 3. С. 16–34. doi: 10.7256/2409-8701.2017.3.22911.
  3. Асмолов А. Г., Кудрявцев В. Т. Культурно-историческая психология — «наука о свободе» // Вестник РГГУ. Сер.: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 1 (7). С. 18–37.
  4. Белоус Е. И. Психология духовности. Владивосток, 2014.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Д. И. Фельдштейн, ред. М., 2001.
  7. Болотова А. К., Пурецкий М. М. Развитие идей саморегуляции в исторической ретроспективе // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 64–74. DOI: 10.17759/chp.2015110306.
  8. Борисова Н. В. Отечественная психология как источник знаний о духовном потенциале человека // Институт психологии Российской Академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 1. С. 24–43.
  9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Проблема развития в структурной психологии (критическое исследование). М., 1982.
  10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М., 1982.
  11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М., 1983.
  12. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М., 1984.
  13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование. М., 1984.
  14. Горохова А. С., Черникова В. Е. Проблема свободы в философии // Электронный научный журнал. 2017. № 5-1 (20). С. 210–213.
  15. Завершнева Е. Ю. Проблема свободы как отличительной характеристики человека в работах Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 89–106.
  16. Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное / Е. Завершнева и Р. ван дер Веер, общ. ред. М., 2017.
  17. Кузьмина Е. И. Диалектическое единство свободы и ответственности // Мир образования — образование в Мире. 2015. № 1. С. 111–123.
  18. Леонтьев Д. А., Калитеевская Е. Р., Осин Е. Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / Д. А. Леонтьев, ред. М., 2011. С. 611–641.
  19. Лэнгле С. Терапевтические возможности методов логотерапии и экзистенциального анализа // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 22–31. DOI: 10.11621/npj.2018.0203.
  20. Мухаметзянова Ф. Г., Шабельников В. К., Осмина Е. В., Коржова Е. Ю., Рудыхина О. В. Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах. Казань, 2016.
  21. Степанова Н. А. Возрастные особенности психологической свободы личности // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2018. № 4. С. 74–91. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-74-91.
  22. Степанова Н. А. Проблема изучения свободы и ее духовных оснований в отечественной и зарубежной психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 4. С. 88–97.
  23. Толстых Н. Н. Возможность свободы // Культурно-историческая психология. 2007. № 1. С. 19–28.
  24. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник; пер. с англ. и нем. / Л. Я. Гозман и Д. А. Леонтьев, общ. ред. М., 1990.
  25. Холондович Е. Н. Духовные основы гениальности // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 135–146. DOI: 10.15382/sturIV201747.135-146.
  26. Grubbs J. B., Wilt J., Stauner N., Exline J. J., Pargament K. I. Self, struggle, and soul: Linking personality, self-concept, and religious/spiritual struggle // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 101. P. 144–152. DOI: 10.1016/S0191-8869(00)00229-4.
  27. Joshi C., Marszalek J. M., Hinshaw A. B. An Empirical Investigation of Viktor Frankl’s Logotherapeutic Model // Journal of Humanistic Psychology. 2014. Vol. 54 (2). Р. 227–253.
  28. Preston J. L., Shin F. Spiritual experiences evoke awe through the small self in both religious and non-religious individuals // Journal of Experimental Social Psychology. 2017. Vol. 70. P. 212–221. DOI: 10.1016/j.jesp.2016.11.006.
  29. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York, 2017.

Степанова Наталья Алексеевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: ГБОУ Школа №1360 г. Москвы; Российская Федерация, 107564, г. Москва, ул. Краснобогатырская, 21А;
Должность: педагог-психолог;
ORCID: 0000-0003-0976-996X;
Электронный адрес: natalia0663@yandex.ru.
Павленко Татьяна Андреевна; Кирсанова Вероника Геннадиевна

Индивидуально-психологические различия в переживании террористической угрозы студенческой молодежью

Павленко Т. А., Кирсанова В. Г. Индивидуально-психологические различия в переживании террористической угрозы студенческой молодежью // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 136-148

DOI: 10.15382/sturIV202059.136-148
В статье рассматривается проблема переживания террористической угрозы в юношеском возрасте. Переживание террористической угрозы определяется как субъективная оценка риска стать жертвой теракта. Согласно данным современных исследований, террористическая угроза является стрессором высокой интенсивности. Интенсивность ее переживания зависит от индивидуальнопсихологических особенностей человека. Установлено, что молодежь значительно сильнее, чем взрослое население, переживает террористическую угрозу. Изучение особенностей переживания террористической угрозы именно молодежью становится актуальной проблемой. В статье приводятся данные о специфике совладания с переживанием террористической угрозы в юношеском возрасте (студенческой молодежью) и ставится вопрос о взаимосвязи степени этого переживания и личностными особенностями, а именно способностью к адаптации, характером совладающего поведения и базовыми убеждениями. Также рассматривается взаимосвязь индекса переживания террористической угрозы с перечисленными индивидуально-психологическими особенностями в выборке юношей и девушек. Повышение уровня переживания террористической угрозы у юношей и девушек зависит от разных базовых убеждений. Делается вывод о необходимости дальнейшего исследования переживания террористической угрозы в юношеском возрасте и использовании полученных данных в практике кризисного консультирования, в организации эффективной психологической помощи в рамках работы психологической службы учебных заведений.
переживание террористической угрозы, студенческая молодежь, базовые убеждения личности, копинг-стратегии, стресс, стратегии совладания с трудностями, социально-психологическая адаптация, индивидуально-психологические особенности, убеждение в благосклонности и осмысленности мира
  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2010.
  2. Быховец Ю. В., Тарабрина Н. В. Психологическая оценка переживания террористической угрозы. М., 2010.
  3. Ениколопов С. Н., Мкртчян А. А. Психологические последствия терроризма и роль СМИ в процессе их формирования // Национальный психологический журнал. М., 2010. № 2. С. 41–46.
  4. Знаков В. В. Социально-демографические и психологические различия в понимании москвичами террористической угрозы // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова, отв. ред. М., 2016. С. 64–99.
  5. Знаков В. В., Турок Е. М. Понимание и переживание террористической угрозы // Вестник Московского университета. 2010. № 1. С. 58–69.
  6. Казымова Н. Н. Жизненная перспектива как фактор устойчивости человека к переживанию террористической угрозы // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова, отв. ред. М., 2016. С. 264–278.
  7. Кашкарова О. Е., Семенова Тян-Шанская М. В., Курпатов А. В., Бухарина М. В. Задачи кризисной службы в оказании помощи пострадавшим в случае террористического акта // Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора / М. М. Решетников, ред. СПб., 2018. С. 148–154.
  8. Клиническая психология / М. Перре, У. Бауман, ред. СПб., 2002.
  9. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия: учебник для студентов мед. вузов. М., 2006.
  10. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Л. Леви, ред. Л.: Медицина, 1970. С. 178–208.
  11. Нуркова В. В., Бернштейн Д. М., Лофтус Э. Ф. Эхо взрывов: сравнительный анализ воспоминаний москвичей о террористических актах 1999 г. (Москва) и 2001 г. (Нью-Йорк) // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 64–72.
  12. Падун М. А., Котельникова А. В. Психическая травма и картина мира. Теория, эмпирия, практика. М., 2012.
  13. Стрельцова И. П. Представления подростков и юношей о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них: дис. … канд. психол. наук. М., 2003.
  14. Тарабрина Н. В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. М., 2009.
  15. Тарабрина Н. В., Быховец Ю. В. Современное состояние психологических исследований террористической угрозы // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. № 5. URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 15.11.2019).
  16. Турок Е. М., Федерякин Д. А. Психологические различия понимания и переживания гражданами террористической угрозы // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности». Владивосток, 2014. С. 234–242.
  17. Харламенкова Н. Е., Тарабрина Н. В., Быховец Ю. В., Ворона О. А., Казымова Н. Н., Дымова Е. Н., Шаталова Н. Е. Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции. М., 2017.
  18. Хожуев И. С., Тарабрина Н. В. Социально-демографические факторы совладающего поведения лиц с опытом переживания стрессов высокой интенсивности // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Н. В. Тарабрина, Н. Е. Харламенкова, отв. ред. М., 2016. С. 456–469.
  19. Horowitz M. J. Stress Response Syndromes: A Review of Post Traumatic and Adjustment Disorders // International Handbook of Traumatic Stress Syndromes / Wilson J., Raphael B., eds. New York, 1993. P. 49–60.
  20. Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Applications on the schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7. № 2. P. 113–136.
  21. Simeon D., Greenberg J., Knutelska M., Schmeidler J., Hollander E. Peritraumatic reactions associated with the World Trade Center disaster // American Journal of Psychiatry. 2003. Vol. 160. № 9. Р. 1702–1705.

Павленко Татьяна Андреевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-6313-5576;
Электронный адрес: tatiana_pavlenco@mail.ru.

Кирсанова Вероника Геннадиевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ГБОУ ВО МО Академия социального управления; Российская Федерация, 129281, г. Москва, 2-й Староватутинский проезд, д. 8;
Должность: заведующий кафедрой методики воспитания и дополнительного образования;
ORCID: 0000-0001-5104-0641;
Электронный адрес: kirsanova.v@bk.ru.