/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :63

ПЕДАГОГИКА

Склярова Татьяна Владимировна

Теологическое образование и наука в России с 1993 по 2015 год: документы, события, факты

Склярова Т. В. Теологическое образование и наука в России с 1993 по 2015 год: документы, события, факты // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 11-27

DOI: 10.15382/sturIV202163.11-27
В данной статье охарактеризованы процессы развития теологического образования и науки в России от появления в 1993 г. первого государственного стандарта по образовательной области «Теология» до введения в 2015 г. паспорта научной специальности «Теология» в классификатор Высшей аттестационной комиссии (ВАК) РФ. В работе зафиксирована хронология введения четырех поколений образовательных стандартов по теологии, охарактеризованы основные документы, иллюстрирующие динамику развития теологии в сфере образования и науки, названы ключевые факты, свидетельствующие о специфике этого явления в ландшафте современного российского образования. Работа выполнена в продолжение исследования образовательной деятельности Русской Православной Церкви (РПЦ) в период 1990–2015 гг. и нацелена на отражение совокупности процессов религиозного образования, образовательных инициатив, организационно-педагогических условий и административно-управленческих решений, реализованных представителями РПЦ в сфере науки и высшего образования в рассматриваемый период. К области реализации религиозного образования РПЦ в данном исследовании отнесены опыт создания и деятельности духовных семинарий и академий, православных институтов и университетов, а также кафедр теологии и-или иных структурных подразделений государственных и частных вузов, реализующих образовательные программы по теологии. В качестве образовательных инициатив РПЦ рассмотрены предложения официальных представителей церковного сообщества в отношении теологии в высшей школе и научном сообществе. Организационно-педагогические условия реализации теологического образования и науки сопоставлены с образовательными инициативами Церкви и в соответствии с государственными нормативно-правовыми документами. Административно-управленческие решения РПЦ рассмотрены в контексте принятых Святейшим Патриархом и Священным Синодом документов о развитии системы духовного образования и теологического образования и науки. На основе анализа образовательных стандартов, приказов Минобрнауки и резолюций научных конференций были рассмотрены конкретные факты: открытие кафедр теологии, деятельность учебно-методическое объединение (УМО) по теологии, официальные обращения сторонников и противников теологии, издание учебников по теологии в изучаемый период, процессы лицензирования и аккредитации учебных заведений по направлению «теология», открытия диссертационных советов и учреждения экспертного совета ВАК по теологии.
религиозное образование, теологическое образование, теология, история образования, образовательные инициативы, образовательная деятельность РПЦ
  1. Архив стандартов ГОС ВПО 1993–1999 гг. URL: http://fgosvo.ru/archivegosvpo/156/155/2/19 (дата обращения: 26.09.2021).
  2. Возможно, уже в апреле в номенклатуре Высшей аттестационной комиссии появится новая научная специальность — теология. URL: http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=e1cfcd54-eedb-42d2-bf77-e607c3fbe748&print=1 (дата обращения: 26.09.2021).
  3. Воробьев В., прот. Вступительное слово на открытии конференции «Проблемы развития религиозного образования в высшей школе в свете ее реформирования» // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 7–19.
  4. Воробьев В., прот. О значимости теологического образования в Российской Федерации // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 7–19.
  5. Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании Ученого совета РГГУ. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/963037.html (дата обращения: 26.09.2021).
  6. Из постановлений Священного Синода от 21 августа 2007 г., журнал № 43. URL: https://mosmit.ru/library/vedomosti/27/349/ (дата обращения 26.09.2021).
  7. Издательский дом «Познание»: проект подготовки корпуса учебных пособий «Учебник бакалавра теологии». URL: http://poznaniye.ru/uchebnik/about/ (дата обращения: 26.09.2021).
  8. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Выступление на совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества». URL: https://pravobraz.ru/vystuplenie-svyatejshego-patriarxa-kirilla-na-soveshhanii-teologiya-v-vuzax-vzaimodejstvie-cerkvi-gosudarstva-i-obshhestva/ (дата обращения: 26.09.2021).
  9. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Духовное образование Русской Православной Церкви на современном историческом этапе. Проблемы, задачи и перспективы // Выступление на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. М., 2009. URL: http://www.doctorantura.ru/ru/news/520-4den (дата обращения: 26.09.2021).
  10. Межрелигиозный совет России. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3456392.html (дата обращения: 26.09.2021).
  11. Минобрнауки РФ не планирует вносить теологию в список научных специальностей. URL: http://www.interfax-religion.ru/dialog/?act=news&div=28919 (дата обращения: 26.09.2021).
  12. Назаров В. Н. Введение в теологию: учебное пособие. М., 2004.
  13. Обращение 1700 ученых к президенту РФ по поводу введения православия в школах и теологии в вузах. URL: http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=62834 (дата обращения: 26.09.2021).
  14. Обращение 227 докторов и кандидатов наук к президенту РФ в связи с введением ученых степеней по теологии и преподаванием в школах дисциплин о религиях. URL: http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/?act=documents&div=716 (дата обращения: 26.09.2021).
  15. Открытое письмо президенту Российской Федерации В. В. Путину академиков Российской академии наук. URL: https://scepsis.net/library/id_1346.html (дата обращения: 26.09.2021).
  16. Перечень духовных учебных заведений Русской Православной Церкви с указанием реализуемых ими образовательных программ. URL: http://www.uchkom.info/uchebnyykomitet/uchebnye-zavedeniya/ (дата обращения: 26.09.2021).
  17. Петров А. И., Мельников Б. В. Теологическое образование — новый тип гуманитарного образования в России // Петровский сборник. Сборник воспоминаний и научных работ, посвященный памяти Александра Ивановича Петрова (1953–2000) / В. Б. Яшин, отв. ред. Омск, 2012.
  18. Православные богословы просят министра образования России выделить теологию как самостоятельную группу специальностей. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=52065 (дата обращения: 26.09.2021).
  19. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 апреля 2014 года № 317 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 48.06.01 Теология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/fgosvoasp/480601_Teologia.pdf (дата обращения: 26.09.2021).
  20. Теология в России. URL: https://pstgu.ru/theology/ (дата обращения: 26.09.2021).
  21. Теология пришла в аспирантуру. URL: https://www.rbc.ru/society/29/10/2013/56c05bd49a7947299f72daed (дата обращения: 26.09.2021).
  22. Теология: Учебно-методические материалы по программе профессиональной переподготовки. М., 2016.
  23. Шохин В. К. Теология. Введение в богословские дисциплины: учебно-методическое пособие. М., 2002.

Склярова Татьяна Владимировна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2 комн. 408;
Должность: профессор кафедры педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ;
ORCID: 0000-0002-1169-5624;
Электронный адрес: tsklyarova@mail.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00228.
Вачкова Светлана Николаевна; Каган Эдуард Михайлович; Козин Святослав Владимирович

Большие данные для педагогических исследований: возможности, проблемы, ограничения

Вачкова С. Н., Каган Э. М., Козин С. В. Большие данные для педагогических исследований: возможности, проблемы, ограничения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 28-39

DOI: 10.15382/sturIV202163.28-39
Современные образовательные информационные системы собирают и хранят огромное количество данных о треках обучения школьников и студентов в течении учебного года, а также действия педагогического состава. Эти данные позволяют делать анализ цифровых следов пользователей, изучать различные траектории обучения, исследовать учебные материалы и их влияние на образовательную среду, выявлять информационные пробелы в образовании, сопоставлять результаты контроля знаний с условиями для их получения и т. д. Тем не менее сбор и анализ таких данных связаны с большим количеством сложностей: неконсистентные данные, поиск данных в исходных базах, объем трансферных данных, шлюзы данных для внешних потребителей, производительность инфраструктуры, визуализация и интерпретация данных. В статье рассмотрены несколько кейсов применения анализа больших данных в целях педагогических исследований: анализ наполненности дерева дидактических единиц тематического каркаса библиотеки Московской электронной школы (МЭШ) образовательными материалами, аналитика динамики состава домашних заданий по типам, выявление учителей и учеников, наиболее активных пользователей МЭШ и анализ взаимосвязей этой активности с другими параметрами. Кроме того, описываются проблемы, с которыми столкнулись авторы на этапе трансфера и анализа данных и способы их решения. Основными результатами являются: обобщение опыта работы с большими данными МЭШ, определение возможностей, проблем и ограничений больших данных для реализации педагогических исследований. Возможности — анализ цифровых следов пользователей, изучение траекторий обучения, исследование учебных материалов и их влияния на образовательную среду, выявление информационных пробелов в образовании, сопоставление результаты контроля знаний с условиями для их получения и т.д. Проблемы — поиск данных в исходных недокументированных базах, неконсистентность данных, визуализация данных, большой объем данных, интерпретация данных. Ограничения — шлюзы данных, инфраструктурная производительность, персональные данные.
большие данные, анализ данных, Московская электронная школа, МЭШ, цифровой след, визуализация данных, педагогические исследования, образовательные данные, домашние задания, цифровая активность
  1. Баранников К. А., Лесин С. М. Методология анализа больших данных в образовании. Системно-методологический подход, основанный на анализе образовательных данных, поиска стратегии принятия управленческих и организационно-педагогических исследований // Народное образование. 2020. № 2. С. 81–89.
  2. Вачкова С. Н., Обыденкова В. К., Заславский А. А., Кац С. В. О причинах востребованности сценариев уроков «Московской электронной школы». 2020 // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. 2020. № 1 (51). С. 8–24.
  3. Патаракин Е. Д., Вачкова С. Н. Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. 2019. № 4 (50). С. 101–112.
  4. Петряева Е. Ю., Вачкова С. Н. Цифровой профиль автора сценариев уроков МЭШ // Большие данные в образовании: сб. статей по итогам международной конференции. 2020. С. 79–94.
  5. Levin I. Cyber-physical Systems as a Cultural Phenomenon // International Journal of Design Sciences and Technology. 2016. № 22 (1). URL: https://www.tau.ac.il/~ilia1/levin_i_cyberphysical_syst.pdf (дата обращения: 16.06.2021).
  6. Schleicher А. Building a learning culture for the digital world: lessons from Moscow 23 September 2019. URL: https://oecdedutoday.com/learning-digital-world-technology-educationmoscow/ (дата обращения: 01.07.2021).
  7. Vachkova S. N., Patarakin E. D., Petryaeva E. Yu. Content Quality of Lesson Scenarios in Moscow E-School 19 August 2020 // SHS Web of Conferences Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks. 2020. Vol. 79. URL: https://doi.org/10.1051/shsconf/20207901017 (дата обращения: 20.06.2021).
  8. Vachkova S. N., Petryaeva E. Y., Kupriyanov R. B., Suleymanov R. S. School in Digital Age: How Big Data Help to Transform the Curriculum. Information. 2021, 12 (1), 33. URL: https://www.mdpi.com/2078-2489/12/1/33 (дата обращения: 17.06.2021).
  9. Вarannikov K. A., Lesin S. M., Vachkova S. N., Suleimanov R. S., Kupriyanov R. B. Application of educational data analysis methods in the evaluation of lesson scenarios in the moscow electronic school // Revista inclusiones. 2020. Т. 7. № S3-3. С. 1–8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43143873/ (дата обращения: 21.06.2021).

Вачкова Светлана Николаевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ГАОУ ВО МГПУ; Российская Федерация, 119261, г. Москва, ул. Панферова, д. 14;
Должность: директор НИИ урбанистики и глобального образования;
ORCID: 0000-0002-3136-3336;
Электронный адрес: svachkova@gmail.com.

Каган Эдуард Михайлович


Место работы: ГАОУ ВО МГПУ; Российская Федерация, 119261, г. Москва, ул. Панферова, д. 14;
Должность: научный сотрудник центра аналитических исследований и моделирования в образовании;
ORCID: 0000-0002-4317-2123;
Электронный адрес: kaganem@mgpu.ru.

Козин Святослав Владимирович


Место работы: ГАОУ ВО МГПУ; Российская Федерация, 119261, г. Москва, ул. Панферова, д. 14;
Должность: специалист Центра аналитических исследований и моделирования в образовании НИИ урбанистики и глобального образования;
ORCID: 0000-0002-7936-5795;
Электронный адрес: kozyyy@yandex.ru.
Петряева Елена Елена Петряева; Мария Федоровская Николаевна

Исследование содержания домашних заданий в школах г. Москвы в период дистанционного обучения

Петряева Е. Е., Мария Ф. Н. Исследование содержания домашних заданий в школах г. Москвы в период дистанционного обучения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 40-49

DOI: 10.15382/sturIV202163.40-49
Содержание и формы домашних заданий - дискуссионная проблема мирового уровня. Сегодня нет единого мнения о роли домашних заданий в достижении образовательных результатов. Очевидный факт - школьники перегружены домашними заданиями. В этой связи в разных государствах предпринимаются меры для регулирования объема домашних заданий и нагрузки школьников. Цифровая трансформация обострила проблематику домашних заданий, самоизоляция и переход на дистанционное обучение усилили негативные реакции относительно домашних заданий со стороны родителей. Педагогическое сообщество трансформирует процесс обучения в новых реалиях, составляя регламенты выдачи, сбора, проверки и оценки домашних заданий. В Московской электронной школе (МЭШ) введено цифровое домашнее задание, которое предназначено для самостоятельной работы во внеурочное время, содержит оцифрованный образовательный материал из Библиотеки МЭШ, сервисов партнеров и других источников и носит рекомендательный характер. В данной статье представлены результаты исследования, целью которого являлся анализ содержания домашних заданий для отслеживания изменений их роли в учебном процессе школ Москвы в период дистанционного обучения. Исследование основано на данных МЭШ по 18 предметам основного общего образования. Анализ содержания домашних заданий осуществлялся экспертами на основе специально разработанной экспертной карты. В статье представлены результаты анализа домашних заданий по следующим направлениям: способ выполнения, повторение материала и подготовка к проверочным работам, репродуктивные задания или задания, предполагающие творческое решение, источники информации в домашних заданиях, индивидуальные задания. Анализ данных позволил зафиксировать, что большинство заданий школьники выполняют письменно. Однако в период дистанционного обучения домашние задания в большей степени направлены на работу с новым материалом, решение заданий и отработку навыков, полученных на уроке, чем на повторение. Доля домашних заданий, содержащих тестовые задания не превалируют в общей базе заданий. Учебник не является единственным источником информации, с которым работают школьники, однако остается доминирующим. Школьники получают больше заданий по работе со сторонними ресурсами, чем с МЭШ. В данных виден слабый тренд на индивидуальные задания и дифференцированные задания для групп учащихся.
Московская электронная школа, МЭШ, домашнее задание, образовательные данные, дистанционное обучение, анализ данных
  1. Васильева выступила против многочасовых домашних заданий от 24.12.2019. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e01c8ea9a7947ce02c3286f (дата обращения: 25.03.2021).
  2. Домашнее задание не влияет на достижения школьников. URL: https://lancmanschool.com/domashnee-zadanie/ (дата обращения: 25.03.2021).
  3. Домашние задания — за и против от 30.03.2021. URL: https://externat.foxford.ru/poleznoznat/homework-2 (дата обращения: 25.03.2021).
  4. Домашняя работа школьников: пути совершенствования: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 19 ноября 2020 года) [Электронный ресурс] / И. М. Осмоловская, И. В. Ускова, ред.; Н. В. Мунина, сост. М., 2020.
  5. Исследование проекта «Mail.ru Дети» от 03.03.2020. URL: https://sn.ria.ru/20181204/1541428480.html (дата обращения: 25.03.2021).
  6. Культ домашней работы: так ли полезно школьникам домашнее задание от 08.04.2019. URL: https://rb.ru/story/homework-cult/ (дата обращения: 25.03.2021).
  7. Нужно ли домашнее задание школьникам от 24.12.2018. URL: https://activityedu.ru/Blogs/interesting/statya-nuzhno-li-domashnee-zadanie/ (дата обращения: 25.03.2021).
  8. О необходимости и качестве домашних заданий от 12.03.2021. URL: https://lingvo.sredaobuchenia.ru/needandquality (дата обращения: 25.03.2021).
  9. Онлайн-школа без домашних заданий от 09.08.2020. URL: https://a-edu.ru/novosti-stati/stati/wow-onlajn-shkola-bez-domashnikh-zadanij (дата обращения: 25.03.2021).
  10. Памятка педагогу по организации обучения в дистанционном режиме. URL: https://egechita.ru/data/fi les/korp_doc/2020/5e6e6d5d_0424.pdf (дата обращения: 25.03.2021).
  11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.
  12. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821–10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.
  13. Филоненко Л. А. Учебные исследования в домашних заданиях по математике как средство развития творческой самостоятельности учащихся 5–6-х классов: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2004. URL: https://www.dissercat.com/content/uchebnye-issledovaniyav-domashnikh-zadaniyakh-po-matematike-kak-sredstvo-razvitiya-tvorches/read (дата обращения: 25.03.2021).
  14. Цифровое домашнее задание. URL: https://uchebnik.mos.ru/help/stats/homework-2020/ (дата обращения: 25.03.2021).
  15. Эффективность домашних заданий. URL: http://blendedlearning.pro/new-school/johnhattie/effect-of-homework/ (дата обращения: 25.03.2021).
  16. Якименко Т. А. Цифровое домашнее задание // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. 2019. № 2 (48). С. 94–99.
  17. TIMSS — 2015: первые результаты от 08.12.2016. URL: https://ioe.hse.ru/news/198195486.html (дата обращения: 25.03.2021).

Петряева Елена Елена Петряева


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: ГАОУ ВО МГПУ; Российская Федерация, 119261, г. Москва, ул. Панферова, д. 14;
Должность: директор центра аналитических исследований;
ORCID: 0000-0002-2817-135X;
Электронный адрес: petryaeva.elena@gmail.com.

Мария Федоровская Николаевна


Место работы: ГАОУ ВО МГПУ; Российская Федерация, 119261, г. Москва, ул. Панферова, д. 14;
Должность: эксперт центра аналитических исследований;
ORCID: 0000-0002-8274-1931;
Электронный адрес: masha19832@gmail.com.
Дивногорцева Светлана Юрьевна

Методика преподавания религии как наука и учебная дисциплина

Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания религии как наука и учебная дисциплина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 50-63

DOI: 10.15382/sturIV202163.50-63
В системе современного российского образования вновь существует и развивается процесс обучения религии. Однако до сих пор в отечественной педагогике отсутствуют работы, посвященные научному анализу, обобщению и выработке экспериментально подтвержденных методических рекомендаций по осуществлению эффективного процесса религиозного образования личности. Цель статьи – анализ проблематики научно-педагогических исследований, посвященных проблеме религиозного образования, выявление и обозначение тех задач, решение которых будет способствовать становлению и развитию новой отрасли знания и учебной дисциплины вуза – методике преподавания религии. Материалы и методы. Ведущими методами исследования стал поиск и анализ проблематики научно-педагогических исследований, посвященных обозначенной проблеме, синтез, обобщение и сравнение материала по общим и частным дидактическим исследованиям. Результаты. Поиск и анализ научных работ, выполненных в Российской Федерации, по методике преподавания религии привели автора статьи к констатации факта об отсутствии педагогических исследований прежде всего в области преподавания религии в конфессионально-ориентированных образовательных учреждениях. Вместе с тем закрепившаяся практика религиозного обучения в России требует ее глубокого научного анализа и обобщения, с одной стороны, а, с другой – разработки концептуальных позиций, подходов к преподаванию религии. Они могут быть разными в зависимости от тех задач, которые ученые будут видеть приоритетными в обучении религии, от возрастных особенностей обучающихся, от типов образовательных учреждений, реализующих процесс религиозного образования обучающихся. Выводы. Автор статьи предлагает считать приоритетным в разработке стратегии религиозного обучения школьников в конфессионально-ориентированных образовательных учреждениях задачу религиозно-нравственного развития и воспитания личности, обозначает возможные принципы, методы и технологии обучения, направленные на ее решение.
религиозное образование, методика преподавания, религии, методика преподавания православного вероучения, дидактика, принципы обучения, методы и технологии обучения
  1. Алексеев В. Ю. Трудности преподавания религии в России // Наука и образование третьего тысячелетия. М., 2018. С. 131–132.
  2. Алфеев Г. В. Теология и преподавание религии в школе // Церковь и время. 2018. № 1 (82). С. 19–28.
  3. Балабейкина О. А. Развитие методики преподавания Закона Божия в Российской империи начала ХХ в. как направление деятельности православного духовенства: протоиерей Аполлоний Темномеров // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2021. № 1 (6). С. 31–40.
  4. Балакина Е. И., Сидоренко Н. В. Система духовного образования детей в практике воскресной школы // Полипарадигмальность современного образования: подходы и направления: материалы научно-практической конференции. Барнаул, 2016. С. 162–164.
  5. Барабанов В. В., Григоренко А. Ю. К вопросу о преподавании «Основ религиозных культур и светской этики» в школах // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 2. С. 92–102.
  6. Бигнова М. Р. Религиозное образование как социальный феномен: философский анализ: автореф. дис. … канд. философ. наук. Уфа, 2015.
  7. Блинкова А. О. Образование в области религии в школе в России и странах Европейского союза: сравнительный анализ: автореф. дис. … канд. философ. наук. СПб., 2018.
  8. Богомилова Н. Модели и «философия» преподавания религии в современной Европе // Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования. 2015. Т. 1. № 1 (3). С. 27–31.
  9. Бокова О. А., Карандашов В. Д. О некоторых вопросах преподавания дисциплины «Современная философия религии» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 3. С. 212–220.
  10. Борецкая В. К. Преподавание курса о религии в ситуации современного поликонфессионального польского общества // Религия и общество. Могилев, 2016. С. 284–286.
  11. Демидов Г. В. Религиозное образование в постсекулярном обществе: автореф. дис. … канд. философ. наук. М., 2018.
  12. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. № 2 (37). С. 89–97.
  13. Евсеев Н. Н. Особенности преподавания курса «История религий» в рамках теологического образования // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2019. № 4-2. С. 37–38.
  14. Ермошин А. В. Религиозное обучение в светских средних учебных заведениях Казанского учебного округа в 1864–1918 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Казань, 2014.
  15. Зайцева О. Р. Религиозное воспитание учащихся в современной школе Германии: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005.
  16. Зеньковский В. В. Педагогика. М.; Париж, 1996.
  17. Иванов И. А. К вопросу о методологии преподавания истории нехристианских религий в духовных школах // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2020. № 1 (5). С. 64–72.
  18. Кабанова Х. А. Опыт преподавания религии в Греции // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. М., 2018. С. 48–53.
  19. Козырев Ф. Н. Методологические ресурсы повышения качества преподавания религии в средней школе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 6. № 14. С. 191–204.
  20. Козырев Ф. Н. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2006.
  21. Колодин А. В. Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации: автореф. дис. … канд. философ. наук. М., 2007.
  22. Конвисер В. Л. Преподавание религии в школах Германии // Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 8. С. 58–62.
  23. Корскова А. В. «Должен ли быть в школе отдельный урок о религии?». Преподавание «Основ православной культуры» на примере муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 21» города Тамбова // Геродот Science. 2018. № 1. С. 67–70.
  24. Левин В. И. Проблема преподавания религии в государственной школе РФ // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 833–836.
  25. Метлик И. В. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы: дис. … д-ра пед. наук. М., 2005.
  26. Розин В. М. Религия вчера и сегодня и о преподавании духовных дисциплин // Философские науки. 2011. № 2. С. 7–25.
  27. Синельников С. П. Православное религиозное образование в РСФСР в 1918–1929 гг.: на материалах Царицынской, Саратовской губерний и Донской области: автореф. дис. … канд. ист. наук. Волгоград, 2011.
  28. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7–12.
  29. Становская Т. А. Изучение православного богослужения в школах России: история и современность // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 57–71.
  30. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале ХХ в.: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2017.
  31. Урбанович Л. Н. Евангельские притчи в межпредметной интеграции школьного образования // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. № 4. С. 222–232.
  32. Чичерина А. И. Концептуальные положения священномученика Фаддея (Успенского) о методике преподавания дисциплины «Закон Божий» // Вестник Науки и Творчества. 2018. № 5 (29). С. 27–31.
  33. Чумаков М. В., Чумакова Д. М. Психология религии в университете: особенности преподавания // Стратегические ориентиры современного образования. Екатеринбург, 2020. С. 251–253.
  34. Янушкявичене О. Л. Постижение смыслов и тишина на уроке православной культуры // Христианство и педагогика: история и современность. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2018. С. 113–120.

Дивногорцева Светлана Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.
Димяненко Анна Андреевна

«Примите сии два рубля от любезной вашей дочери и сберегите их на старость вашу»: управление деньгами в детской литературе 1800-1830-х гг.

Димяненко А. А. «Примите сии два рубля от любезной вашей дочери и сберегите их на старость вашу»: управление деньгами в детской литературе 1800-1830-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 64-75

DOI: 10.15382/sturIV202163.64-75
В статье представлены результаты анализа детской литературы, вышедшей в период с 1800 по 1830-е гг., где изображаются герои, вовлеченные в экономические отношения: получение наследства и распоряжение деньгами, заработок и накопление денежных средств, покупки и благотворительное пожертвование, помощь бедным. Литература традиционно порицает преступное тяготение человека к деньгам, т.к. богатство противопоставляется духовности, однако анализ детской художественной литературы XIX в. показывает, что в произведениях авторы часто высказывают благосклонное отношение к деньгам. При анализе были выявлены 43 текста, в которых дети управляют собственными деньгами или семейными деньгами, являются владельцами наследства или размышляют о богатстве и бедности с позиции материальной выгоды. Распоряжение деньгами и экономическое планирование в произведениях для детей демонстрирует социальное положения героя, предписанные модели женского и мужского монетарного поведения. Описательные характеристики детей в повестях 1800-1830-х гг., в отличие от предшествующего периода, усложняются и приобретают более выраженную гендерную принадлежность: у героев появляются имена, возраст, социальный статус, отношения в семье и т.д. В выводах рассматривается соотношение возраста и пола главного героя в контексте монетарного поведения и социально-экономических отношений, оценивается распоряжение деньгами: разумное и неразумное использование денег, последствия неразумного использования и факторы, влияющие на экономическую социализацию мальчиков и девочек.
детская литература первой половины XIX века, гендер в детской литературе, экономическая социализация, герой детской литературы, монетарное поведение, благотворительность
  1. Белокурая коса // Детский рассказчик, или Собрание повестей, сказок, рассказов и театральных пьесок. Ч. 1 / сочиненных Виктором Бурьяновым [псевд.] и Владимиром Бурнашевым. СПб., 1836. С. 1–28.
  2. Благодарный сын // Детский друг: Книга для чтения поселянам. Ч. 1–2. СПб., 1807. С. 43–45.
  3. Благотворительность // Новый детский собеседник: [Рассказы и стихи рус. и иностр. авторов]. Ч. 1–6. СПб., 1830. Ч. 1. С. 123–154.
  4. Брат и сестра // Новый детский собеседник: [Рассказы и стихи рус. и иностр. авторов]. Ч. 1–6. СПб., 1830. Ч. 1. С. 52–53.
  5. Гессен В. Ю. Труд детей и подростков в России с XVII века до Октябрьской революции. Т. 1. М.; Л., 1927.
  6. Дашинька и Наташа // Новый детский собеседник: [Рассказы и стихи рус. и иностр. авторов]. Ч. 1–6. СПб., 1830. Ч. 1. С.63.
  7. Дюкре-Дюминиль Ф. Г. Яшенька и Жоржетта, или Приключения двух младенцов, обитавших на горе / Изданныя в свет сочинителем Лолотты и Фанфана, Алексиса, или Домика в лесу. М., 1804. 4 т.
  8. Маленькая лотерея, или первый урок в благотворительности // Новый детский собеседник: [Рассказы и стихи рус. и иностр. авторов]. Ч. 1–6. СПб., 1830. Ч. 1. С. 79–99.
  9. Маленькие путешественники, или Испытания молодости / пер. с фр. М., 1834.
  10. О пользе чтения и письма // Детский друг: Книга для чтения поселянам. Ч. 1–2. СПб., 1807. С. 61–63.
  11. Овечка // Повести и сказки для детей / [Соч.] Анны Зонтаг, издательницы повестей для детей первого и второго возрастов. Ч. [2]. СПб., 1833. С. 182–288.
  12. Одоевский В. Ф. Серебряный рубль // Сказки дедушки Иринея. 1838. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8C_(%D0%9E%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9) (дата обращения: 01.10.2021).
  13. Олинька и бабушка ее Назарьевна // Повести и сказки для детей / [Соч.] Анны Зонтаг, издательницы повестей для детей первого и второго возрастов. Ч. [1]. СПб., 1832. С. 87–130.
  14. Павлуша Штыков и Ваня Баклушин // Детский рассказчик, или Собрание повестей, сказок, рассказов и театральных пьесок. Ч. 1 / сочиненных Виктором Бурьяновым [псевд.] и Владимиром Бурнашевым. СПб., 1836. С. 116–143.
  15. Письма // Детский друг: Книга для чтения поселянам. Ч. 1–2. СПб., 1807. С. 116–120. Прогулка в карете: [рассказ]. 3-е изд. СПб., 1839.
  16. Синова И. В. Правовое положение, труд и повседневная жизнь детей во второй половине XIX — начале XX века. М., 2019.
  17. Трудолюбивый Николаша // Детский рассказчик, или Собрание повестей, сказок, рассказов и театральных пьесок. Ч. 2 / сочиненных Виктором Бурьяновым [псевд.] и Владимиром Бурнашевым. СПб., 1836. С. 110–132.
  18. Чтение // Заря / [Картинки рисовал на камне Осокин]. СПб., 1831. С. 1–34.

Димяненко Анна Андреевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт русской литературы (ИРЛИ (Пушкинский дом)) РАН; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 4;
Должность: мл. науч. сотрудник центра исследований детской литературы;
ORCID: 0000-0002-7378-0613;
Электронный адрес: ann.dimyanenko@gmail.com.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-013-00381 «Педагогические концепции гендерной социализации в русской детской литературе».
Лучкина Ольга Александровна

Что читать любящей Мари: сюжетная игра с читательской адресацией в сборнике биографий «Юность знаменитых людей» Эжена Мюллера

Лучкина О. А. Что читать любящей Мари: сюжетная игра с читательской адресацией в сборнике биографий «Юность знаменитых людей» Эжена Мюллера // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 76-84

DOI: 10.15382/sturIV202163.76-84
Биография известного лица используется писателями и педагогами для демонстрации детям лучших качеств и поступков и задает социально-ролевые модели поведения. В статье рассматривается сборник биографий «Юность знаменитых людей» Эжена Мюллера с точки зрения гендерных стереотипов, анализируются типы героев нарративов, предлагаемых писателем в связи с задаваемой им читательской адресацией. Основная задача работы - установить, какой герой был предписан Э. Мюллером читателю-девочке, в чем своеобразие подбираемых для нее типов героев биограмм. К биографиям известных личностей Э. Мюллер обращается, пересказывая для детей истории жизни Л. ван Бетховена, Й. Гайдна, Г. Галилея, Горация, Ж.-Б. Мольера, В.А. Моцарта, Н. Паганини, Х. Колумба, Наполеона I Бонапарта, П.П. Рубенса, Э.М. Фальконе. В сборнике «Юность знаменитых людей» автор в течении нескольких вечеров рассказывает детям истории о героях, призванных воспитать человека с образцовым характером. Мюллер, используя сюжетную игру с читательской адресацией, предпринял попытку показать разные типы читателей-детей, которым соответствует определенный биографический материал. В издании 1897 г. (перевод В.Д. Владимирова) собрано сто десять биографических эпизодов, а в издании 1912 г. (перевод Н.С. Кутейникова) количество биографий увеличилось за счет дополнения русским материалом (Митрополит Платон, М.В. Ломоносов, М.С. Щепкин, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, Н.М. Карамзин, А.В. Суворов). В гендерном отношении среди биографических нарративов наблюдается неравномерность. Среди ста десяти биографий пять раскрывали образы женщин: Софи Жермен, Анна Лефевр, Вероника Малегуцци, Мария Аньези, Дельфина де Жирарден.
биография, детское чтение, «Юность знаменитых людей», Эжен Мюллер, читательская адресация, гендер, non-fiction, биограмма, биографический нарратив, биографическая история, карьерная биография
  1. Детство знаменитых людей. М., 1847.
  2. Лучкина О. А. «Искры Божьи»: отбор биографий в реестр для детского чтения (на материале педагогической критики детской литературы) // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2018. № 2. С. 141–153.
  3. Мещеркина Е. Ю. Введение // Биографический метод в социологии. История, методология и практика. М., 1994. С. 5–10.
  4. Мюллер Э. Юность знаменитых людей. СПб., 1870.
  5. Мюллер Э. Юность знаменитых людей. СПб., 1896.
  6. Мюллер Э. Юность знаменитых людей. СПб., 1912.
  7. Попова Т. Н. Биоисториописание в контексте научных традиций: концепты и модели // Диалог со временем. 2015. № 53. С. 34–35.

Лучкина Ольга Александровна


Место работы: ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 4;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8184-5309;
Электронный адрес: olyalukoie@gmail.com.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-013-00381 «Педагогические концепции гендерной социализации в русской детской литературе».
Маслинская Светлана Геннадьевна

Что я видел: ребенок-наблюдатель в советской детской литературе

Маслинская С. Г. Что я видел: ребенок-наблюдатель в советской детской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 85-94

DOI: 10.15382/sturIV202163.85-94
На материале советской детской литературы прослежена взаимосвязь репрезентации мобильности ребенка и его точки зрения. Ребенок-путешественник может быть представлен в произведениях различных жанров и стилей: приключенческая проза и поэзия, реалистическая повесть и рассказ, травелог. Изображение пути ребенка находится в прямой зависимости от нарративного устройства произведения: в травелоге путь становится основным содержанием произведения, в приключенческой повести – условием развития фабулы, но не сюжета. Принимая во внимание жанровую специфику произведения, в статье представлены результаты изучения литературных репрезентаций перемещений детей в достоверном реалистическом пространстве в творчестве С. Розанова, А. Гайдара и Б. Житкова. Модернистская и авангардистская концепция ребенка как активного субъекта познания мира обусловила появление произведений, в которых ребенку принадлежит активная роль наблюдателя. В отличие от предшествующей традиции литературы путешествий, ребенок в произведениях С. Розанова, А. Гайдара и Б. Житкова представлен как носитель визуальных навыков, обусловленных возрастной физиологией и психологией. Ракурс, масштаб, охват зрения наблюдателя определены ростом, рецептивными навыками, когнитивными особенностями ребенка дошкольного возраста. Это обуславливает отсутствие географических, этнографических и пр. сведений о пространстве и наличие конкретных предметных образов (вещи, ландшафтные объекты, люди), наблюдаемых ребенком. Перспектива детского восприятия, с одной стороны, определила избирательность представленного в произведениях пространства, с другой – позволила писателям создать убедительные репрезентации визуального опыта человека 4-6 лет. Гендерная специфика визуального восприятия пространства не может быть выявлена: все изображенные наблюдатели – мальчики, девочек-наблюдательниц в изучаемый период в детской литературе нет.
советская детская литература, мобильность, точка зрения, нарратор, ребенок-наблюдатель, гендер, С. Розанов, А. Гайдар, Б. Житков
  1. Васильев А., Теплухин В. Москва — Экватор — Москва // Кругосвет. М., 1925. С. 14–32.
  2. Гайдар А. Чук и Гек. М., 1939.
  3. Димяненко А. А. Дети-путешественники в детской литературе первой половины XIX в.: герои и маршруты // Сюжетология и сюжетография. 2019. № 2. С. 127–139.
  4. Каверин В. Советский школьник [и задачи детской литературы] // Литературная газета. 1939. №. 61 (840). 7 ноября.
  5. Козловская А., Козлова А. Детская агентность как предмет теоретической дискуссии и практическая проблема (антропологический комментарий) // Антропологический форум. 2020. № 45. С. 11–25.
  6. Кон Л. Последняя книга Житкова (Б. С. Житков «Что я видел») // Детская литература. 1938. № 18–19. С. 133–134.
  7. Лекманов Ф. «Я шел неготовыми дорогами»: к вопросу о жанре «Что я видел» Бориса Житкова // Русская филология. 25. Сборник научных работ молодых филологов. Тарту, 2014. С. 243–253.
  8. Маслинская С. Г. Право на мобильность: траектории перемещения героев детской литературы 1920-х годов // Сюжетология и сюжетография. 2019. № 2. С. 140–150.
  9. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.
  10. Перцов В. О лучшем // Литературная газета. 1939. 26 июля.
  11. Розанов С. Г. Приключения Травки. М., 1928.
  12. Шкловский В. Борис Житков // Детская литература. 1938. № 18–19. С. 132–133.

Маслинская Светлана Геннадьевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова д. 4;
Должность: ст. науч. сотрудник Центра исследований детской литературы;
ORCID: 0000-0001-7911-4323;
Электронный адрес: braunknopf@gmail.com.
Работа поддержана грантом РФФИ 19-013-00381-ОГН.

ПСИХОЛОГИЯ

Егоров Илья Владимирович; Тулуш Анастасия Васильевна

Взаимосвязь академической успешности и представлений студентов различных форм обучения о личности преподавателя вуза

Егоров И. В., Тулуш А. В. Взаимосвязь академической успешности и представлений студентов различных форм обучения о личности преподавателя вуза // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 97-113

DOI: 10.15382/sturIV202163.97-113
В статье анализируются результаты исследования взаимосвязи восприятия студентами личностных особенностей преподавателя ВУЗа и академической успешности студентов очной и дистанционной форм обучения. В ходе теоретического анализа показаны достоинства и недостатки каждой формы обучения, с точки зрения причин, вызывающих снижение или повышение академической успешности обучения, а также перспективы использования каждой из форм обучения в высшем образовании в будущем. Среди наиболее распространенных причин снижения академической успешности студентов и очной и дистанционной формы обучения являются: организационные трудности; психологические трудности. Специфическими трудностями для студентов дистанционной формы обучения являются: проблемы «новичков» (низкая компьютерная грамотность); технические трудности (работа в разных программах); психологические трудности (отсутствие живого взаимодействия со всеми членами образовательного процесса, чувство одиночества). Целью исследования стало выявления взаимосвязи представлений студентов о личности преподавателя вуза и академической успеваемостью студентов дистанционной формы обучения в сравнении со студентами, обучающимися по очной форме обучения. Для достижения цели исследования авторы опирались на методологические подходы А. А. Бодалева, А. А. Реана, Я. Л. Коломинского о социально-перцептивной стороне общения в образовательном процессе. В эмпирической части исследования использовались методы: опросник Т. Лири, анализ учебной документации, методы описательной и индуктивной статистики, метод корреляционных плеяд. Результаты эмпирического исследования показали, статистически значимые, прямые взаимосвязи между академической успешностью студентов обеих форм обучения (очной и дистанционной) и авторитарными личностными особенностями преподавателя. Но, при этом, у студентов очной формы обучения обнаружена прямая связь между академической успеваемостью и эгоцентричностью, дистантностью и соперничеством преподавателя. А у студентов, дистанционной формы обучения, обнаружена статистически значимая связь между академической успешностью и недоверчиво-скептическим отношением преподавателя к другим людям в его чертах характера. Вместе с тем, у студентов очной формы обучения была обнаружена статистически значимая обратная взаимосвязь академической успешности и зависимостью от других, готовностью прислушиваться к мнению окружающих.
очная форма обучения, дистанционная форма обучения, академическая успешность, представления студентов о преподавателе ВУЗа, личностные качества, реальный образ, корреляционный анализ
  1. Анциферова А. Г. Взаимодействие преподавателя и студента как фактор воздействия на личностный и профессиональный рост обучающегося // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 3 (6). С. 144–147. URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/vyp-rus/2106-rus/3-6-rus (дата обращения: 30.06.2021).
  2. Ашырбекова А. С. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости и неуспеваемости студентов в процессе становления специалистами // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 42–60.
  3. Бостанов Р. А., Гербеков Х. А., Халкечева И. Т. Возможности дистанционных образовательных технологий для повышения качества и доступности обучения // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017. № 3. С. 365–370.
  4. Вайндорф-Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения. Учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, общ. ред. М., 2017.
  5. Водолад С. Н., Зайковская М. П., Ковалева Т. В., Савельева Г. В. Дистанционное обучение в вузе // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 1 (13). С. 129–138. URL: http://scientifi c-notes.ru/#newnumber?id=13 (дата обращения: 30.06.2021).
  6. Гужва И. В., Побокин П. А. Образ преподавателя в представлении современных студентов в условиях учебно-воспитательного процесса // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 139–145. doi: 10.20323/1813-145X-2020-6-117-139-145.
  7. Егоров И. В. Динамика взаимосвязи самооценки и социально-психологических качеств личности студентов педагогического вуза: дис. … канд. психол. наук. М., 2005.
  8. Егоров И. В. Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического вуза // Вестник ПСТГУ. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2013. № 4 (31). С. 123–134.
  9. Лапшова А. В. Влияние личности преподавателя на качество профессиональной подготовки студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Вып. 60. Ч. 3. С. 198–200.
  10. Минева С. С. Дистанционное университетское образование: между академической традицией и цифровой деменцией // Ноосферные исследования. 2021. Вып. 1. С. 99–105. doi: 10.46726/NOOS.2021.1.99-105.
  11. Переслегин С. Б., Королев А. А., Курашова С. А. Дистанционное образование. Принципиальные проблемы. Опыт апробации в техническом университете // Современное педагогическое образование. 2019. № 3. С. 24–30.
  12. Рудых Л. Г. Дистанционное обучение в вузе: проблемы и перспективы // Молодежный вестник ИрГТУ. Гуманитарные науки. 2020. Т. 10. № 2. С. 158–162.
  13. Шишлянникова Л. М. Применение корреляционного анализа в психологии // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14. № 1. С. 98–107.
  14. Eyong B. K., Schniederjans M. J. The role of personality in web-based distance education courses // Communications of the ACM. 2004. Vol. 47. Issue 3. P. 95–98.

Егоров Илья Владимирович


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.

Тулуш Анастасия Васильевна


Статус обучающегося: Graduate student;
Место учёбы: НИУ “Московский институт электронной техники” (НИУ МИЭТ); Российская Федерация, 124498, г. Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, 1;
ORCID: 0000-0001-5804-0193;
Электронный адрес: anastacia.tulush@yandex.ru.
Шустова Инна Юрьевна

Общение со сверстниками: решение проблемы негативного статуса школьника

Шустова И. Ю. Общение со сверстниками: решение проблемы негативного статуса школьника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 114-130

DOI: 10.15382/sturIV202163.114-130
В статье описывается исследование трудностей учащихся, обусловленных негативным статусом подростка в учебном коллективе. Данные представлены на основании опроса для учащихся и учителей основной школы. В опросе участвовало 314 педагогов, 203 школьника 6-8 классов. Вопросы касались негативного статуса школьника, условий формирования благоприятных отношений между школьниками, самочувствие школьника в школьном классе, его роль там, трудности с которыми сталкиваются школьники, что может создать ситуацию отторжения ребенка в школьном коллективе, что может помочь ему преодолеть данную ситуацию, педагогические действия необходимые для поддержки ребенка с негативным статусом и пр. На основании анализа сделан ряд выводов: основной причиной негативного статуса ребенка в коллективе рассматриваются прежде всего его личностные особенности и характер его взаимодействия с одноклассниками; негативный статус влияет на успешность в обучении; для поддержки ребенка с низким статусом необходимо создавать условия для совместной деятельности детей, их общения; школьники считают, что однокласснику, наладить отношения в классе могут помочь общие интересные дела и проявление дружеских чувств; самое ценное для современных подростков это доброжелательное общение с одноклассниками; педагоги отмечают что отношения между одноклассниками зависят, прежде всего от учителя; педагоги отмечают следующие трудности современных подростков в общении: неумение справляться с конфликтной ситуацией, уступать, неумение взаимодействовать с другими. В заключении статьи даются методические рекомендации по формированию детско-взрослой общности во взаимодействии со школьниками
негативный статус, дружеское общение, взаимодействие, совместная деятельность, детско-взрослая общность, школьник, трудности школьника, учебный коллектив
  1. Александрова Е. А., Кузнецова К. С. Как формировать эмоциональный интеллект школьника. М., 2018. (Библиотека журнала «Директор школы». Педагогика, № 4).
  2. Детская общность как объект и субъект воспитания: монография / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М., 2012.
  3. Караковский В. А. Воспитание для всех. М., 2008.
  4. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. Челябинск, 1988.
  5. Морено Я. М. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2001.
  6. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. (Вопросы теории). М., 1978.
  7. Поляков С. Д. От прошлого к будущему. Психолого-педагогические очерки о социокультурном контексте развития отечественной школы. М., 2016.
  8. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М., 2010.
  9. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. М., 1981.
  10. Шустова И. Ю. Воспитание в детско-взрослой общности: монография. М., 2018.

Шустова Инна Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ФГБНУ ;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-4418-9218;
Электронный адрес: innashustova@yandex.ru.
Воронин Сергей Владимирович,

Акцентуации характера как фактор отношения юношей и девушек к основным христианским добродетелям

Воронин С. В. Акцентуации характера как фактор отношения юношей и девушек к основным христианским добродетелям // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 131-147

DOI: 10.15382/sturIV202163.131-147
В условиях современного общества не теряет актуальности проблема духовно-нравственного становления и развития молодежи. Безусловно, в процессе достижения этой цели важной задачей является воцерковление молодежи, приведение ее в лоно Церкви. Однако воцерковление молодежи невозможно без принятия ею основных ценностей православной веры. Одной из главных форм существования этих ценностей является христианская добродетель. В статье на основе анализа апостольских посланий и научной литературы по проблеме исследования проводится анализ основных христианских добродетелей. В эмпирической части работы исследуется отношение юношей и девушек с различными акцентуациями характера к основным христианским добродетелям. Отношение к добродетели рассматривается как своего рода эмоциональный компонент ее освоения, наряду с когнитивным (знание о ней) и поведенческим (стремление к ее освоению) компонентами. Этот эмоциональный компонент является промежуточным звеном в освоении добродетели. Именно он часто заключает в себе тот разрыв между знанием человека о различных добродетелях и желанием развития их в себе. Важно отметить, что понятие акцентуации в исследовании понимается в согласии с трактовкой Карла Леонгарда. При таком подходе акцентуация рассматривается как вариант нормы с некоторым усилением тех или иных черт, определяющих своеобразие, уникальность личности и в некоторой мере задающих вектор ее личностного и духовного роста. В процессе эмпирического исследования установлен целый ряд интересных закономерностей, касающихся отношения к христианским добродетелям у юношей и девушек с различными акцентуациями характера. В исследовании проанализированы результаты, полученные на выборке юношей и девушек отдельно, а также приведены данные сравнительного анализа результатов между указанными выборками.
акцентуация характера, черта, добродетель, духовно-нравственное развитие, отношение, личность, атрибут, норма
  1. Безруких О. В., прот. Классификация добродетелей // Материалы ХIII Международного форума: Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения. 2018. С. 62–64.
  2. Гущина А. В. Воспитание добродетелей как веление времени // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 44. С. 7–11.
  3. Гущина А. В. Воспитание добродетелей как педагогическая проблема // Поволжский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 40–46.
  4. Гущина А. В. О «воспитании во мне добродетелей» // Материалы двенадцатой международной научно-практической конференции: Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2017. С. 85–89.
  5. Дьяченко Григорий, прот. Полный церковно-славянский словарь. М., 2007.
  6. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005.
  7. Лазутин Д. Христианские добродетели в свете учения святого апостола Павла // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2015. № 9. С. 85–124.
  8. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону, 2000.
  9. Литвина С. А., Богомаз С. А. Гендерные стереотипы молодежи в оценках значимости и выраженности личностных добродетелей человека // Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: Категория социального в современной педагогике и психологии. 2015. С. 211–215.
  10. Литвина С. А., Богомаз С. А. Индивидуальные достоинства как предикторы удовлетворенности человека своей жизнью // Сибирский психологический журнал. 2014. № 54. С. 211–221.
  11. Лопухин А. П. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 11. СПб., 1913.
  12. Марьина Л. П., Гришанина М. Ю. Феноменологические особенности акцентуаций характера: технология изучения // 21 век: фундаментальная наука и технологии. Материалы XIX международной научно-практической конференции 2019. Т. 2. С. 45–48.
  13. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. СПб., 2003.
  14. Назаренко С., Леонова Л. А. Психология характера и христианское учение о добродетелях // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2017. № 11. С. 336–362.
  15. Орлова А. А. Добродетель как качество личности // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции: Наука, образование, инновации: апробация результатов исследования. 2017. С. 581–593.
  16. Петровский А. В. Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1999.
  17. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2002.
  18. Феофан Затворник, свт. Толкование послания апостола Павла к Коринфянам. М., 2006.
  19. Фромм Э. Искусство любить. М., 2011.
  20. Шеховцова Л. Ф., Гришина Е. Н., Легостаева М. В. Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами. М., 2014.

Воронин Сергей Владимирович,


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Сочинский государственный университет; Российская Федерация, г. Сочи, 354000, ул. Пластунская 94;
Должность: доцент кафедры психологии и дефектологии;
ORCID: 0000-0002-3530-1001;
Электронный адрес: voronin.sochi@mail.ru.