/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :71

ПЕДАГОГИКА

Губарева Оксана Витальевна

Некоторые идеи органической критики Аполлона Григорьева в психолого-педагогической концепции этического искусствоведения 1970-х гг.

Губарева О. В. Некоторые идеи органической критики Аполлона Григорьева в психолого-педагогической концепции этического искусствоведения 1970-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 71. С. 9-20

DOI: 10.15382/sturIV202371.9-20
В конце 1960-х годов в СССР была выдвинута задача воспитания гармонической и всесторонне развитой личности в связи с переходом от социализма к коммунизму. В стране развернулся грандиозный государственный проект по воспитанию нового человека и развитию всеобщей эстетически-музейной грамотности, приведшей к музейному буму 60 –70-х годов. Научным результатом просветительской деятельности стало возникновение нового направления в искусствоведении, ориентированного на изъяснение изобразительного искусства неподготовленному зрителю. Автор статьи называет это направление «этическим», так как его отличительной чертой было утверждение этицизма искусства и науки о нем. Учеными была поставлена и разрешалась задача изучения различных социальных групп и выработки понятного для всех языка, обучающего восприятию и пониманию художественных произведений, развитие эстетического чувства и визуального интеллекта. Искусствоведами Русского музея была обоснована необходимость привлечения различных психологических методик для включения искусства в жизнь как можно большего числа людей, для чего в 1974 году был создан первый в СССР отдел социально-психологических исследований. При изучении концепции этического искусствоведения ярко высвечиваются параллели с идеями органической критики Аполлона Григорьева, которые рассматривается в статье. Возвращение к теме органической этики искусства, единства этического и эстетического на новом витке российской истории говорит о ее важности для русской культуры.
психология искусства, воспитание искусством, искусство и нравственность, экспланаторность, ФОП, музейный бум, органическая критика, советское искусствоведение
  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / сокращ. пер. с англ. В. Н. Самохина; общ. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова. М., 1974.
  2. Выготский Л. С. Психология искусства / предисл. А. Н. Леонтьева; коммент. Л. С. Выготского, Вяч. Вс. Иванова. М., 1968.
  3. Глебов В. Д. Вопросы реализма в историко-литературной концепции Аполлона Григорьева: автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1978.
  4. Григорьев А. А. Искусство и нравственность. Новые Grübeleien по поводу старого вопроса (Н. Н. Страхову) // Сочинения: в 2 т. Т. 2. Статьи. Письма. М., 1990. С. 246–260.
  5. Григорьев А. А. Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства. Посвящено А. Н. Майкову // Григорьев А. А. Апология почвенничества. М., 2008. С. 84–129.
  6. Григорьев А. А. Литературная критика / сост., вступ. ст. и примеч. Б. Ф. Егорова. М., 1967.
  7. Григорьев А. А. О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса. Письмо к А. С. Хомякову // Григорьев А. А. Апология почвенничества. М., 2008. С. 9–83.
  8. Григорьев А. А. Стихотворения и поэмы / вступ. ст., подготовка текста и примеч. Б. О. Костелянца. М.; Л., 1966.
  9. Григорьев А. А. Эстетика и критика / сост., вступ. cт. и примеч. А. И. Журавлевой. М., 1980.
  10. Губарев А. В. Из опыта изучения восприятия живописи в музее // Художественное восприятие / под ред. Б. С. Мейлаха. Л., 1971. С. 298–305.
  11. Губарев А. В. Особенности изучения психологии восприятия художественных произведений в музее школьниками пятых классов // Сообщения Государственного Русского музея. Вып. X. М.: Изобразительное искусство, 1974. С. 30–33.
  12. Иевлева Н. В., Потапова М. В. Музей и публика. СПб., 2014.
  13. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  14. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1962.
  15. Селиванов В. В. Нуждается ли эстетическое в нравственном обосновании? // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя: Материалы научной конференции. 26–27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб., 2000. C. 137–141.
  16. Этическое и эстетическое / отв. ред. М. С. Каган, В. Г. Иванов. Л., 1971.

Губарева Оксана Витальевна


Ученая степень: кандидат культурологии;
Место работы: Российский институт истории искусств; Санкт-Петербург, Россия;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6700-4714;
Электронный адрес: oxania@list.ru.
Донская Мария Дмитриевна

Вятские церковно-певческие курсы А. Н.Карасева 1903-1904 гг. как пример региональной музыкально-педагогической инициативы

Донская М. Д. Вятские церковно-певческие курсы А. Н.Карасева 1903-1904 гг. как пример региональной музыкально-педагогической инициативы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 71. С. 21-48

DOI: 10.15382/sturIV202371.21-48
Данная статья посвящена церковно-певческим курсам, проходившим в г. Вятке в 1903-1904 гг. Кратковременные певческие курсы – одна из форм музыкально-педагогического образования, широко распространенная в России на рубеже XIX-XX вв. Организаторами курсов и педагогами на них были известные музыкальные деятели. В 1903 году в Вятку для организации народно-певческого дела был приглашен выдающийся музыкальный педагог, регент и автор многочисленных пособий по церковному пению А.Н.Карасев. В течение 1903 и 1904 года им было организовано три потока певческих курсов, главными задачами которых была подготовка руководителей народных хоров для Вятской губернии и обучение учителей для преподавания церковного пения в школах. На курсы съезжались учителя и регенты из разных уездов. Начальный уровень слушателей был невысок. На курсах учащиеся изучали теорию музыки, учились петь по нотам, тренировались управлять хором, изучали лучшие образцы духовных и светских хоровых произведений, игре на скрипке. Теоретические занятия были тесно связаны с практикой. Всего на курсах было обучено около 300 человек. Учащиеся курсов за сравнительно небольшое время достигли значительных успехов, что подтверждаются результатами выпускных экзаменов, опросами об их последующей деятельности, свидетельствами духовенства, епархиальных и уездных наблюдателей. В статье подробно рассматриваются обстоятельства возникновения курсов, а также их некоторые организационно-педагогические особенности. Вятские певческие курсы являются примером региональной музыкально-педагогической инициативы, успешная реализация которой стала возможной благодаря разноплановой поддержке представителей государственных, церковных и образовательных учреждений, выработанной за много лет системе преподавания руководителя курсов и мотивации слушателей.
Церковное пение, хоровые курсы, хор, регент, учитель, церковно-приходская школа, народная школа, музыкальное образование, методика обучения пению, народный хор
  1. Адищев В. И. Из истории музыкального воспитания в Перми. Певческие курсы А. Д. Городцова // Музыкальное воспитание в школе. Т. 12. М., 1977. С. 62–74.
  2. Аникиенко С. В. Регентские курсы А. Н. Карасева в Екатеринодаре (1896): забытые страницы отечественной музыкальной педагогики // Российское общество и православная церковь: уроки истории. Материалы XIII Международных научно-образовательных Знаменских чтений / гл. ред. М. Л. Космовская. Курск, 2017. С. 157–161.
  3. Григорян В. Первый священномученик. Сто лет со дня убийства архиепископа Никона (Софийского) // «Вера» — «Эском». Христианская газета Севера России. 2008. № 559. С. 51–52.
  4. Ефремов И. В. Подвижник народной культуры А. Д. Городцов. Пермь, 1983.
  5. Лебедева-Емелина А. В. Хоровые курсы в России на рубеже XIX–XX веков // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII: А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века. Кн. 2: Хоровые съезды, общества, курсы / науч. ред. С. Г. Зверева. М., 2022. С. 620–636.
  6. Лебедева-Емелина А. В., Потемкина Н. А. Певческие и регентские курсы // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VIII: А. В. Никольский и хоровое движение в России в начале ХХ века. Кн. 2: Хоровые съезды, общества, курсы / науч. ред. С. Г. Зверева. М., 2022. С. 993–1054.
  7. Никулин В. Г. Церковно-певческие курсы учителей хорового пения Благовещенской духовной епархии конца XIX — начала XX века // Вестник Кемеровского государственного института искусств и культуры. 2015. № 31. С. 56–59.
  8. Никулин В. Г. Церковно-певческие курсы учителей хорового пения Иркутской духовной епархии конца XIX — начала XX века // Вестник Кемеровского государственного института искусств и культуры. 2015. № 29-2. С. 137–144.
  9. Никулин В. Г. Церковно-певческие курсы учителей хорового пения Якутской духовной епархии конца XIX — начала XX века // Вестник Кемеровского государственного института искусств и культуры. 2015. № 30. С. 176–179.
  10. Помелов В. Б. Видный деятель российского регионального образования А. И. Анастасиев // Историко-педагогический журнал. 2019. № 4. С. 152–169.
  11. Помелов В. Б. Видный российский педагог А. А. Красев // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования. 2021. Т. 85. № 2. С. 89–101.
  12. Сидорова М. П. Регентское образование в России: уроки истории (на примере Курской епархии) // Христианская нравственность как условие выживания человеческой цивилизации: сборник научных статей по итогам XIII Международной научно-практической конференции, XIV Международных научно-образовательных Знаменских чтений. Курск, 2018. С. 232–236.
  13. Шелудякова О. Е. Церковно-певческие курсы как модель современного духовного образования // Христианская педагогика в современном мире: сборник материалов II Международной научно-практической конференции (Пенза, 12–13 ноября 2018 г.). Пенза, 2018. С. 97–106.

Донская Мария Дмитриевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Москва, Россия;
Должность: преподаватель, методист;
ORCID: 0009-0002-1443-2392;
Электронный адрес: godl87@mail.ru.
Десятова Мария Юрьевна

Миссия преподавателя иностранного языка в изменяющемся мире

Десятова М. Ю. Миссия преподавателя иностранного языка в изменяющемся мире // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 71. С. 49-57

DOI: 10.15382/sturIV202371.49-57
В статье рассматриваются проблемы лингводидактики в условиях ограниченной учебной мобильности студентов, при которых необходим пересмотр стратегии преподавания иностранных языков и его целей. На первый план выходят задачи не только формирования навыков устной и письменной коммуникации на изучаемом языке, расширения горизонтов обучающихся за счет знакомства с новой культурой и развития общей эрудиции, но и формирования критического мышления, глубокого и всестороннего изучения родной культуры для достойной трансляции ее ценностей в мир. В статье анализируются итоге опроса студентов об их представлениях о том, каким должен быть идеальный преподаватель. Современный преподаватель не может ограничиваться задачами исключительно дидактического характера, но должен следить за развитием наук, изучающих деятельность мозга, чтобы в процессе изучения иностранных языков эффективно использовать методы и приемы, стимулирующие когнитивные процессы. Необходимо также учитывать изменения, затрагивающие мотивационные установки аудитории и ее способности к восприятию информации. Главным изменением стала значительно возросшая потребность студентов в психологической поддержке преподавателя, в более дружелюбной, открытой и эмоционально уравновешенной среде; опрос показал желание видеть преподавателя, не только увлеченного своим делом, но и способного заинтересовать студентов, которые далеко не всегда мотивированы и в значительной степени подвержены стрессу. В постоянно меняющемся мире неизменными и стабильными ценностями, способными расширить горизонты знаний и обеспечить прочные ориентиры для профессиональной деятельности, остаются сокровища родной культуры, трансляция которых в мир придает особый смысл изучению иностранных языков и выводит на качественно иной уровень миссию преподавателя.
лингводидактика, коммуникативный метод, нейронауки, когнитивные способности, межкультурная коммуникация, миссия преподавателя, изучение европейских языков
  1. Беляева Е. В. Миссия преподавателя в контексте миссии университета // Ведомости прикладной этики. 2018. № 51. C. 52–59.
  2. Иванова Л. Ф. Профессиональная компетентность учителя иностранного языка: интегративный подход // Интеграция образования. 2003. № 3. C. 90–97.
  3. Игнатьев В. П., Архангельская Е. А. Образ идеального преподавателя будущего по мнению студентов и преподавателей // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия». 2021. № 4 (24). С. 53–60.
  4. Казаренков В. И. Миссия педагога высшей школы как ученого, наставника, человека // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2008. № 3. С. 87–91.
  5. Казаренков В. И., Казаренкова Т. Б. Университетское образование: миссия педагога // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. № 1. С. 27–28.
  6. Капустина Л. В. Обучение иностранным языкам: между дидактическими принципами и прагматизмом // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сборник научных статей IX Всероссийской научно-практической конференции (15 марта 2020 года): в 2 ч. Самара, 2020. Ч. 1. С. 320–322.
  7. Крупченко А. К., Анзина Т. И. Формирование основ корпоративной культуры при обучении иностранному языку // Высшее образование в России. 2012. № 10. C. 154–157.
  8. Панфилова Е. А. Миссия преподавателя иностранного языка в образовательном пространстве современного вуза: вызовы современности // Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков: сб. научных трудов / отв. ред. Н. М. Мекеко. М., 2017. С. 110–117.
  9. Ростовская Т. К., Золотарева О. А. Тенденции академической мобильности в России: статистическая аналитика и прогностика // Интеграция образования. 2021. № 3 (104). С. 421–439.

Десятова Мария Юрьевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Москва, Россия;
Должность: Профессор кафедры романо-германской филологии;
ORCID: 0009-0005-3492-1769;
Электронный адрес: m-desyatova@yandex.ru.
Иванищева Надежда Александровна

Воспитание бережного отношения к природе средствами познавательных задач природоохранного содержания

Иванищева Н. А. Воспитание бережного отношения к природе средствами познавательных задач природоохранного содержания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 71. С. 58-67

DOI: 10.15382/sturIV202371.58-67
Согласно позиции автора статьи в современных условиях постиндустриального развития цивилизации процессы взаимодействия человека и окружающей среды обретают коэволюционный характер, направленный на реализацию новой стратегии воспитания бережного отношения школьников к природе. Цель настоящего исследования – осмысление и обоснование познавательных задач природоохранного содержания учебного предмета «География» для успешного воспитания бережного отношения школьников к природе. Уточняется сущность понятия «познавательная задача». Обосновывается актуальность педагогического поиска в проблемном поле воспитания бережного отношения к природе потенциала учебного предмета «География». Акцентируется внимание на освоении в курсе географии основной школы вопросов «сотворчества человека и природы для устойчивого развития общества» (Н.Н. Моисеев) средствами познавательных задач природоохранного содержания. Выделены четыре группы познавательных задач: определение значения природы, выявление способов использования природы человеком, усвоение направлений преобразования природы, реализация мероприятий по охране природы. Приводятся примеры задач по воспитанию эколого-ориентированных основ ценностного познания школьниками природы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что воспитание бережного отношения к природе средствами познавательных задач позволяет выстраивать стратегии в осознании своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
воспитание, учебный предмет «География», образование для устойчивого развития, окру-жающая среда, бережное отношение к природе, познавательные задачи, рациональное природопользование
  1. Артемьева С. С. Государственная политика ресурсосбережения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 141–153.
  2. Вержанский А. П. Особенности перехода к экономике замкнутых сырьевых циклов // Энергетическая политика. 2020. № 1 (143). С. 80–87.
  3. Иванищева Н. А. Формирование экологического мировоззрения обучающихся // Охрана природы и региональное развитие: гармония и конфликты (к Году экологии в России): материалы Международной научно-практической конференции и школы-семинара молодых ученых-степеведов: в 2 т. (01–05 окт. 2017 г.). Оренбург, 2017. Т. 1. С. 267–272.
  4. Козлова О. А., Волкова И. А. Тренды в развитии зеленого бизнеса: опыт стран ЕС и российская практика: монография. М., 2020.
  5. Косенкова С. В., Уланова И. А., Васильев А. К., Чурсина М. Е., Нагайцева Ю. М. Рециклинг: методология перевода отхода производства в продукт (сырье) // Отходы и ресурсы. 2020. № 1. URL: https://resources.today/PDF/13ECOR120.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
  6. Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Смирнов А. Я. Эффективность и культура природопользования: монография. М., 2018.
  7. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития. М., 1989.
  8. Моисеев Н. Н. Экология и образование. М., 1996.
  9. Мычка С. Ю., Шаталов М. А. Формирование системы глубокой переработки отходов промышленно-производственных подсистем АПК // Агротехника и энергообеспечение. 2015. № 3. С. 12–18.
  10. Об охране окружающей среды: Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (действ. ред., послед. изм. внесены 21.07.2014 г. № 219-ФЗ).
  11. Паспорт национального проекта «Экология» // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/ (дата обращения: 20.06.2023).
  12. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / под ред. И. Я. Лернера. М., 1972.
  13. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / под ред. Н. Н. Демидовой, Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород, 2019.
  14. Федеральная рабочая программа ООО. География (для 5–9-х классов образовательных организаций). URL: https://edsoo.ru/Rabochie_programmi_osnovn.htm (дата обращения: 21.06.2023).
  15. Booth D. Hooked on Growth: Economic Addictions and the Environment. N. Y., 2004.
  16. D’Alessandro S., Luzzati T., Morroni M. Energy Transition Towards Economic and Environmental Sustainability: Feasible Paths and Policy Implications // Journal of Cleaner Production. 2010. Vol. 18. Р. 291–298.
  17. Meadows D. H., Meadows D. L., Randers J., Behrens III W. W. The Limits to Growth. A Report for the Club of Rome’s Project on the Predicament of Mankind. N. Y., 1972.

Иванищева Надежда Александровна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Оренбургский государственный педагогический университет; Оренбург, Россия;
Должность: заведующий кафедрой географии и МПГД;
ORCID: 0000-0002-0537-9545;
Электронный адрес: Ivanicheva@list.ru.
Наделяева Екатерина Павловна

Методы формирования основ православного сознания у студентов технических вузов (на примере учебно-методического комплекса «Основы российской государственности»)

Наделяева Е. П. Методы формирования основ православного сознания у студентов технических вузов (на примере учебно-методического комплекса «Основы российской государственности») // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 71. С. 68-78

DOI: 10.15382/sturIV202371.68-78
В статье предпринят теоретический анализ возможностей включения элементов православной культуры и православных ценностей в предметное поле нового учебно-методического комплекса «Основы российской государственности», созданного для студентов естественно-научных и инженерно-технических специальностей. Разработка этого курса происходила в рамках Проекта «ДНК России», реализованного при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Значимым событием для преподавателей гуманитарных предметов в сентябре 2023 года стал выпуск учебников и методических пособий «Основы российской государственности». Курс содержательно и функционально отличается от общепринятого в высшей школе комплекса предметов гуманитарного направления. О его информационном наполнении до сих пор ведутся споры между философами, историками, политологами, экономистами, но все специалисты сходятся в признании необходимости обновления содержания и пересмотра принципов преподавания социально-гуманитарных дисциплин, которые читаются не только в гуманитарных, но и в технических ВУЗах. Вызовы текущего времени в сфере образования требуют адекватного ответа со стороны академического сообщества высшей школы - применения новых принципов осмысления фактического материала и организации познавательной деятельности студентов, наполнения существующих моделей преподавания новыми смыслами, включающими воспитательный духовно-патриотический потенциал. Целью настоящего исследования является осмысление перспектив формирования у студентов представлений о становлении российской государственности через призму христианских идеалов. Изучая материалы курса «Основы российской государственности», можно отметить, что его содержание уже в значительной степени базируется на православных ценностях, однако этот факт не исключает необходимости более детальной разработки данной темы.
основы православной веры, православная культура, предметы гуманитарного направления, методика преподавания, российская государственность, высшее образование, духовно-патриотическое воспитание.
  1. Балабейкина О. А. Развитие методики преподавания Закона Божия в Российской империи начала ХХ в. как направление деятельности православного духовенства: протоиерей Аполлоний Темномеров // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 31–40.
  2. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания религии как наука и учебная дисциплина // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 50–63.
  3. Дмитриев В. Г. Восхождение «...к низинам» о. Павла Флоренского. М., 2015.
  4. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 15. Л., 1975.
  5. Евлампиев И. И. Поиски «истинного христианства» в истории русской религиозной мысли // Соловьевские исследования. 2022. № 2 (74). С. 176–185.
  6. Задорин И. В., Хомякова А. П. Религиозная самоидентификация респондентов в массовых опросах: что стоит за декларациями // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2019. № 3 (94). С. 161–184.
  7. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения: 12.09.2023).
  8. Основы российской государственности: учеб. пособие для студентов естественно-научных и инженерно-технических специальностей. М., 2023.
  9. Перова Е. Ю. Тема защиты сакральных памятников в работах священника Павла Флоренского // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 8 (799). С. 295–303.
  10. Розин В. М. Религия вчера и сегодня и о преподавании духовных дисциплин // Философские науки. 2011. № 2. С. 7–25.
  11. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: дис. … канд. пед. наук. М., 2017.
  12. Тихонов И., свящ. Специфика пастырской деятельности военного духовенства // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2020. № 14. С. 192–200.

Наделяева Екатерина Павловна


Ученая степень: кандидат культурологии;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет); Россия, Московская область, г. Долгопрудный, Институтский переулок, д.9;
Должность: доцент;
ORCID: 0009-0005-8162-4206;
Электронный адрес: nadeliaeva.ep@mipt.ru.
Светоносова Любовь Геннадьевна; Корчагина-Мокеева Анна Геннадьевна; Беркулов Данияр Жомарт Улы

Требования к педагогу-наставнику в трудах К. Д. Ушинского и современных авторов: сравнительный анализ

Светоносова Л. Г., Корчагина-Мокеева А. Г., Беркулов Д. Ж. Требования к педагогу-наставнику в трудах К. Д. Ушинского и современных авторов: сравнительный анализ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 71. С. 79-88

DOI: 10.15382/sturIV202371.79-88
В данной статье описывается исследование, посвященное сравнительному анализу современных требований к педагогу-наставнику и требований к нему в трудах выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского. Цель исследования заключается в проведении анализа современных требований к педагогу-наставнику в сравнении с требованиями к нему К.Д. Ушинского. В статье раскрываются этапы исследования: анализ трудов К.Д. Ушинского «Руководство к преподаванию по «Родному слову», «Проект учительской семинарии», «Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии», «Родное слово. Книга для учащих», сравнительный анализ современных требований к педагогу-наставнику и требований к нему К.Д. Ушинского, обобщение результатов исследования и формулирование выводов. В статье анализируются педагогические сочинения К.Д. Ушинского и описываются его требования к наставнику как к учителю и воспитателю, раскрывается современное понимание наставничества авторами как профессиональное сопровождение молодого (начинающего) педагога более опытным коллегой-наставником. К.Д. Ушинский в «Руководстве к преподаванию по «Родному слову» предъявляет особые требования к наставнику – учителю начальных классов – сознательность усвоения родного языка, правильная, грамотная речь, обучение пониманию устной и письменной речи, обучение выражению учеников своих мыслей в письменной речи. В «Проекте учительской семинарии» К.Д. Ушинский указывает на то, что наставник должен обладать не только профессиональными знаниями, но и умениями, а также готовностью к осуществлению своих обязанностей. По мнению К.Д. Ушинского, педагог-наставник должен обладать терпением и специальными знаниями, а также педагогическими тактом и опытом. К.Д. Ушинский предъявляет высокие требования к педагогу-наставнику. Его педагогические идеи могут быть применены в современном профессиональном образовании будущих учителей и в наставнической деятельности начинающих учителей.
К.Д. Ушинский, требования, педагог, учитель, наставник, наставничество, ученики
  1. Батышев С. Я. Производственная педагогика. М., 1985.
  2. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18.
  3. Данильченко С. Л. Наставничество в практико-ориентированном педагогическом образовании: из опыта работы ГБОУ ПО «СПК им. П. К. Менькова» // Гуманитариум. 2018. № 1 (6). С. 20–28.
  4. Дипломатова З. Ю., Иванов В. Н., Александрова Г. А. Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2021. № 1 (110). С. 131–140.
  5. Игнатьева Е. В., Базарнова Н. Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. 2018. № 2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-v-sovremennoy-shkole-mif-ili-realnost (дата обращения: 22.08.2023).
  6. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2007.
  7. Лаврентьева М. А., Гришина О. С. Наставничество в сфере образовательной инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Международной научно-практической конференции, Саранск, 04 декабря 2018 года. Саранск, 2018. С. 478–485.
  8. Никитина В. В. Роль наставничества в современном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6 (15). С. 50–56.
  9. Поздеева С. И. Совместная деятельность и открытая профессионализация педагога как концептуальные основы наставничества // Научно-педагогическое обозрение Pedagogical Review. 2019. № 6 (28). С. 91–96.
  10. Проект профессионального стандарта педагога-наставника. URL: https://www.admrad.ru/wp-content/uploads/2019/11/Стандарт-Педагог-наставник.pdf (дата обращения: 01.08.2023).
  11. Ушинский К. Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» // К. Д. Ушинский. Избранные педагогические произведения. М., 1968. С. 351–382.
  12. Ушинский К. Д. Из статьи «Проект учительской семинарии» // К. Д. Ушинский. Избранные педагогические произведения. М., 1968. С. 339–345.
  13. Ушинский К. Д. Родное слово: книга для учащих // К. Д. Ушинский. Избранные педагогические произведения. М., 1968. С. 89–150.
  14. Ушинский К. Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» // К. Д. Ушинский. Избранные педагогические произведения. М., 1968. С. 151–185.
  15. Чернявская А. П., Данилова Л. Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 62–70.

Светоносова Любовь Геннадьевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Шадринский государственный педагогический университет; Шадринск, Россия;
Должность: доцент кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-6508-452X;
Электронный адрес: lubaswet@yandex.ru.

Корчагина-Мокеева Анна Геннадьевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: ГАПО ТО "Колледж цифровых иипедагогических технологий"; Тюмень, Россия;
Должность: руководитель учебно-методического отдела;
ORCID: 0009-0009-3427-0395;
Электронный адрес: nusya8@mail.ru.

Беркулов Данияр Жомарт Улы


Место работы: Шадринский Государственный Педагогический Университет; Шадринск, Россия;
ORCID: 0009-0002-6157-7324;
Электронный адрес: danik290704@mail.ru.

ПСИХОЛОГИЯ

Спирина Елизавета Сергеевна

Функции социального обмена эмоциями

Спирина Е. С. Функции социального обмена эмоциями // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 71. С. 91-106

DOI: 10.15382/sturIV202371.91-106
Статья посвящена социальному обмену эмоциями – феномену, изучаемому зарубежными исследователями 90-х годов XX века, и только недавно вызвавшему интерес российских ученых, систематизации накопленного о социальном обмене эмоциями материала. Социальный обмен эмоциями можно определить как выражение эмоций принятым в обществе способом – на социально разделяемом языке. Рассмотрев зарубежные исследования, посвященные данному феномену, мы выстроили модель социального обмена эмоциями, которая включила в себя фигуру адресата и адресанта(ов), механизм, причины, функции, виды, направленность, формы. Социальный обмен эмоциями осуществляется между двумя и более лицами в письменной, устной, вербальной, невербальной, аудиальной, визуальной, театральной форме, форме внутренней речи, выполняет социально-аффективные и когнитивные функции, имеет социально-аффективную или когнитивную направленность, подразделяется на первичный, вторичный, третичный. Обмен эмоциями возникает не только по причине возникновения самих эмоций, но и в связи с мыслями, мысленными образами, стремлением к снижению когнитивного диссонанса, к когнитивной интеграции. Механизм социального обмена эмоциями заключается в следующем: эмоции, возникшие в связи с событием, сохраняют свою интенсивность и продолжают влиять на человека, побуждая его делиться чувствами; разделение эмоций с другими снижает болезненность эмоционального опыта.
социальный обмен эмоциями, модель, эмоции, эмоциональная регуляция, социально-аффективные функции, когнитивные функции, механизм социального обмена эмоциями
  1. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва: опыт общепсихологического. исследования. М., 2005.
  2. Игнатова Е. С. Социальный обмен эмоциями как фактор эмоциональной безопасности // Психология сегодня: актуальные исследования и перспективы: материалы Всероссийского психологического форума: в 2 т. (Екатеринбург, 28–30 сентября 2022 года). Екатеринбург, 2022. Т. 1. C. 325–328.
  3. Трунов Д. Г. Индивидуальное психологическое консультирование. М., 2013.
  4. Chae S. W., Lee S. H. Sharing Emotion While Spectating Video Game Play: Exploring Twitch users Emotional Change after the Outbreak of the COVID-19 Pandemic // Computers in Human Behavior. 2022. Vol. 131. P. 1–11. URL: https://doi.org/10.1016/j.chb.2022.107211 (дата обращения: 12.08.2023).
  5. Harp N. R., Neta M. Tendency to Share Positive Emotions Buff ers Loneliness-Related Negativity in the Context of Shared Adversity // Journal of Research in Personality. 2023. Vol. 102. URL: https://psychology.unl.edu/can-lab/Harp%26Neta_JRP_2023.pdf (дата обращения: 13.04.2023).
  6. Luminet O., Bouts P., Delie F., Manstead A. S. R., Rimé B. Social Sharing of Emotion Following Exposure to a Negatively Valenced Situation // Cognition & Emotion. 2000. Vol. 14. № 5. P. 661–688.
  7. Ma G. W. S., Schöne J. P., Parkinson B. Social Sharing of Emotion During the Collective Crisis of COVID-19 // Psychiatry Research. 2022. Vol. 308. URL: 10.31219/osf.io/9p3wh (дата обращения: 17.08.2023).
  8. Rimé B. Emotion Elicits the Social Sharing of Emotion: Theory and Empirical Review // Emotion Review. 2009. Vol. 1. № 1. P. 60–85.
  9. Rimé B., Bouchat P., Paquot L., Giglio L. Intrapersonal, Interpersonal and Social Outcomes of the Social Sharing Of Emotion // Current Opinion in Psychology. 2020. Vol. 31. P. 127–134.
  10. Rimé B., Finkenauer C., Luminet O., Zech E., Philippot P. Social Sharing of Emotion: New Evidence and New Questions // European Review of Social Psychology. 1998. Vol. 9. № 1. P. 145–189.
  11. Rimé B., Philippot P., Boca S., Mesquita B. Longlasting Cognitive and Social Consequences of Emotion: Social Sharing and Rumination // European Review of Social Psychology. 1992. Vol. 3. № 1. P. 225–258.
  12. Rodríguez-Hidalgo C. T., Tan E. S. H., Verlegh P. W. J. The Social Sharing of Emotion (SSE) in Online Social Networks: A Case Study in Live Journal // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 52. P. 364–372.
  13. Zhang F., Markopoulos P., An P., Schüll M. Social Sharing of Task-Related Emotions in Design-Based Learning: Challenges and Opportunities // International Journal of Child-Computer Interaction. 2022. Vol. 31. P. 1–18. URL: https://doi.org/10.1016/j.ij cci.2021.100378 (дата обращения: 12.08.2023).

Спирина Елизавета Сергеевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Пермский государственный национальный исследовательский университет;
Должность: преподаватель кафедры социальной работы, аспирант 2-го года обучения по направлению «Психологические науки»;
Электронный адрес: spirina-liza@mail.ru.
Автор выражает благодарность своему научному руководителю кандидату психологических наук, доценту, заведующему кафедрой общей и клинической психологии ПГНИУ Е. С. Игнатовой.
Тихонова Елена Сергеевна

Влияние идей К. Д. Ушинского на современную практическую психологию

Тихонова Е. С. Влияние идей К. Д. Ушинского на современную практическую психологию // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 71. С. 107-120

DOI: 10.15382/sturIV202371.107-120
В статье предпринимается попытка проследить связь мировоззренческих позиций и установок Константина Дмитриевича Ушинского и современных научных представлений в области практической психологии. Отмечается, что новый виток интереса к идеям великого русского педагога обусловлен концептуальными изменениями отечественного образования, осмыслением проблем и приоритетов его развития, поиском новых моделей и стратегий педагогического взаимодействия. Объектом проведенного исследования выступают проблемы человека, диалога и художественного творчества в наследии К.Д.Ушинского и в современной психологической практике. Отмечается влияние идей К.Д.Ушинского как в ходе накопления и систематизации знаний о человеке, так и в процессе построения психологической антропологии. Рассматривается, каким образом проблема влияния одной личности на другую в наследии К.Д.Ушинского развивается в диалогическом подходе Т.А.Флоренской, основанном на утвердившихся в веках духовно-нравственных ориентирах и неразрывно связанном с традициями русской философской мысли. Особое внимание уделяется диалогу, который понимается как творческое духовно преобразующее общение. Рассматриваются конституирующие принципы и основные понятия духовно-ориентированного диалога. Обозначен вектор личностного развития человека в условиях внутреннего диалога и названы последствия в ситуации его деформации. Показано влияние идеи К.Д.Ушинского о роли художественного творчества на современную арт-терапевтическую практику, сочетающую различные виды искусства с терапевтическими, коррекционными и развивающими целями. Перечислены причины, по которым занятия художественным творчеством необходимы для полноценного личностного развития ребенка. Сделан вывод о том, что проблемы человека, диалога, художественного творчества, волновавшие великого русского педагога, остаются эпицентром в поле современных научно-практических исследований. Идеи великого мыслителя не копируются, а продолжают жить, развиваться, переосмысляться и творчески преобразовываться.
К.Д. Ушинский, педагогическая антропология, психологическая антропология, практическая психология, проблема человека, диалогический подход, духовно-ориентированный диалог, художественное творчество.
  1. Ананьев Б. Г. Педагогическая антропология Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии. 1969. № 2. С. 3–15.
  2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. М.; Воронеж, 1996.
  3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  4. Богоявленская Д. Б. Философские основы теории одаренности // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 14–21.
  5. Бодалев А. А. Личность и общение: избранные труды. М., 1983.
  6. Братусь Б. С., Василюк Ф. Е., Слободчиков В. И. Христианская психология в контексте научного мировоззрения. М., 2017.
  7. Вельский В. Ю. К. Д. Ушинский о национальном характере воспитания // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 6. С. 203–213.
  8. Водовозова Е. Н. На заре жизни. М., 1964.
  9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
  10. Днепров Э. Д. Ушинский и современность. М., 2007.
  11. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления: сборник переводов / под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965. С. 219–237.
  12. Дьяконов Г. В. Концепция диалога М. М. Бахтина как методология научно-гуманитарного мышления и мировоззрения // Феномен человека в психологических исследованиях и в социальной практике. Материалы Международной конференции (Смоленск, 23–25 октября 2003 г.) / под ред. В. А. Сонина. Смоленск, 2003. С. 22–27.
  13. Егоров С. Ф. Методологические идеи К. Д. Ушинского в процессе обретения педагогикой статуса науки // Педагогика. 1999. № 6. С. 75–83.
  14. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.
  15. Исаев Л. Н. К. Д. Ушинский — основатель русской дидактической и методической школы. М., 1999.
  16. Карпова T. B., Карпов B. B. Великий русский педагог К. Д. Ушинский. Ярославль, 1975.
  17. Колпакова М. Ю. К проблеме ценностного самоопределения. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 53–65.
  18. Копьев А. Ф. Взаимоотношение «Я»-«Другой» и его значение для практической психологии // Консультативная психология и психотерапия. 1999. Т. 7. № 2. С. 48–60.
  19. Копьев А. Ф. О диалогической природе психотерапевтического опыта // Культурно-историческая психология. 2007. Т. 3. № 1. С. 93–100.
  20. Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск, 1988.
  21. Лордкипанидзе Д. О. Классик русской педагогики К. Д. Ушинский. М., 1954.
  22. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Психология художественного творчества. М., 2022.
  23. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 2012.
  24. Никольская А. А. Психология обучения в трудах К. Д. Ушинского // Вопросы психологии. 1983. № 6. С. 92–104.
  25. Орелкин П. И., Ладыженский В. К. Д. Ушинский и «Родное слово». М., 1991.
  26. Петренко П. И. К. Д. Ушинский о религиозном воспитании // Страницы истории педагогики: материалы для студентов по изучению курса истории педагогики / под ред. В. В. Макаева. Вып. 8. Пятигорск, 1997. С. 71–84.
  27. Салов А. И. Гуманистический образ учителя в отечественной педагогике // Образование учителя: история, теория, практика: сб. науч. трудов и учеб.-метод. материалов. М., 2010. С. 16–33.
  28. Сластенин В. А. Опыт философско-антропологической рефлексии: к 180-летию со дня рождения К. Д. Ушинского // Научные труды МПГУ. М., 2004. C. 10–19.
  29. Слободчиков В. И. Православная психология — психология пути человека // Известия ВГПУ. 2016. № 2 (106). С. 66–78.
  30. Слободчиков В. И. Психологическая антропология: от истоков в будущее // Исследователь. 2018. 1–2 (21–22). С. 16–22.
  31. Смирнов А. А. К столетию «Педагогической антропологии» К. Д. Ушинского // Вопросы психологии. 1968. № 4. С. 3–18.
  32. Тихонова Е. С. Диалог в практике помощи детям с речевыми нарушениями. М., 2014.
  33. Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 108–120.
  34. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб., 2002.
  35. Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. М.; Л., 1950. Т. 10. С. 172.
  36. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / ред. колл.: С. Ф. Егоров, И. Д. Зверев и др. М., 1990. Т. 1. С. 214–215.
  37. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / ред. колл.: С. Ф. Егоров, И. Д. Зверев и др. Т. 5. М., 1990.
  38. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991. С. 14–21.
  39. Хараш А. У. Восприятие человека человеком как воздействие на его поведение // Психология межличностного познания. М., 1981. С. 25–42.
  40. Шевчук С. В. Народная и православная педагогика в научном наследии К. Д. Ушинского // Актуальные проблемы педагогики: Материалы Всероссийской конференции, посвященной 180-летию со дня рождения К. Д. Ушинского. Иваново, 2000. С. 12–18.
  41. Шеховская Н. Л. И. А. Ильин и К. Д. Ушинский: «диалог» о духовности // Педагогика. 2005. № 10. С. 68–72.
  42. Эльконин Д. Б. Психология развития. М., 2008.

Тихонова Елена Сергеевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва,109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2; Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы; Российская Федерация, Москва, 129327, Ленская ул., д. 4;
Должность: доцент кафедры педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ; учитель-логопед ГППЦ ДОНМ;
ORCID: 0009-0008-9351-6773;
Электронный адрес: et33@mail.ru.
Семёнов Игорь Никитович

Рефлексия как культурально-персонологический механизм становления научного творчества и духовного поиска в образовании (в связи с 65-летним юбилеем В. В. Умрихина)

Семёнов И. Н. Рефлексия как культурально-персонологический механизм становления научного творчества и духовного поиска в образовании (в связи с 65-летним юбилеем В. В. Умрихина) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2023. Вып. 71. С. 121-134

DOI: 10.15382/sturIV202371.121-134
Статья посвящена актуальному изучению факторов становления личности историка и методолога человекознания В.В. Умрихина, взаимодействие которых образует психологический механизм развития творчества современного ученого. Впервые разработана периодизация его жизнетворчества в социокультурных условиях взаимосвязи внешних институционально-профессиональных и внутренних коммуникативно-персонологических детерминант, определяющих формирование субъекта научной деятельности и продуктивность его самореализации в науковедческом изучении истории и в разработке комплексной методологии современного психологического познания. Показана взаимосвязь формальных и неформальных коммуникаций в формировании профессионального становления субъекта научного творчества. Формальные коммуникации осуществлялись в институциональном пространстве получения В.В. Умрихиным профессионального образования студентом (на факультете психологии Московского государственного университета – МГУ – имени М. В. Ломоносова) и аспирантом (в секторе социальной психологии науки, возглавляемом научным руководителем его дипломного и диссертацонного исследований ведущим отечественным историком психологии М.Г. Ярошевским) Института истории естествознания и техники (ИИЕиТ) АН СССР имени С. И. Вавилова, а также исследовательской деятельностью как в этом секторе, так и параллельно – преподаванием истории и теории человекознания на кафедрах общей психологии МГУ и Православного гуманитарного университета. Неформальные коммуникации В.В. Умрихина осуществлялись им со студентами МГУ и аспирантами ИИЕиТ, которые участвовали в системно-методологическом кружке по рефлексивной психологии творчества, руководимом в Научном студенческом обществе психологического факультета МГУ И. Н. Семеновым и во Всесоюзной секции «Психология творчества», работавшей под председательством Я. А. Пономарева на базе Институт психологии АН СССР. Показана системообразующая роль взаимодополнительности институционально-формальных и инициативно-неформальных коммуникаций как социально-психологических детерминант в формирования профессионального самосознания субъектов научного творчества в социокультурных условиях развития современной психологии.
научное творчество, субъект деятельности, научная школа, история науки, методология психологии, педагогика преподавания, духовность образования, Б. М. Теплов, В. В. Умрихин, М.Г. Ярошевский.
  1. Алексеев Н. Г., Зарецкий В. К., Семенов И. С. Методология рефлексии концептуальных схем поиска и принятия решения / под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1991.
  2. Алексеев Н. Г., Семенов И. Н., Умрихин В. В. Концептуально-методологический анализ дифференциально-психологических исследований психических состояний // Мысли о мыслях: в 3 т. / под ред. И. С. Ладенко, В. В. Давыдова, И. Н. Семенова и др. Новосибирск, 1996. Т. 1. Ч. 2. С. 77–79.
  3. Братусь Б. С., Умрихин В. В. Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев: личностные основания преемственности идей // Методология и история психологии. 2011. Т. 2. № 1. С. 5–17.
  4. Ладенко И. С., Семенов И. Н. Значение методологии Г. П. Щедровицкого для становления рефлексивной психологии и педагогики творчества // Интеллектуальные торпеды / отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1996. С. 37–47.
  5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология: учеб. пособие. М., 2001.
  6. Психология: Словарь / отв. ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Политиздат, 1990.
  7. Семенов И. Н. Методика исследования поведения личности в группе при коллективном решении творческих задач // Личность в психологическом эксперименте / под ред. А. В. Петровского. М., 1973. С. 94–114.
  8. Семенов И. Н. О некоторых аспектах отношений людей в малых группах // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов. [9–12 июля 1968 г. Киев] / М-во просвещения СССР. Акад. пед. наук СССР: в 5 т. Т. 3. Вып. 2. С. 27–35.
  9. Семенов И. Н. Персонология Михаила Григорьевича Ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развития личности и творчества в науке // Развитие личности. 2015. № 4. С. 19–52.
  10. Семенов И. Н. Субъектно-деятельностный подход // Научные подходы в современной отечественной психологии: коллективная монография / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская. М., 2023. С. 184–211.
  11. Семенов И. Н., Умрихин В. В., Шубаков А. Г. Группы социальные // Эргономика в определениях / под ред. В. М. Мунипова, В. П. Зинченко, И. Н. Семенова и др. М., 1980. С. 20–21.
  12. Умрихин В. В. «Вершинная психология» Выготского как основа неклассической психологии личности // Психология личности: культурно-исторический подход: Материалы XX Международных чтений памяти Л. С. Выготского / под ред. Г. Г. Кравцова: 2 т. М., 2019. Т. 2. С. 327–330.
  13. Умрихин В. В. «Храм психологической науки» в драмах российской истории // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 6. С. 3–15.
  14. Умрихин В. В. А. Ф. Лосев и новая психология мышления // Лосев А. Ф. Личность и Абсолют. М., 1999. С. 662–669.
  15. Умрихин В. В. Гуманитарная парадигма в судьбе психологической науки (К анализу одного исторического парадокса) // Методология и история психологии. 2005. Т. 2. № 4. С. 5–14.
  16. Умрихин В. В. Зарождение и исследовательская программа школы Б. М. Теплова // Актуальные проблемы истории психологии. Ереван, 1982. С. 91–100.
  17. Умрихин В. В. Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии // Методология и история психологии. 2007. № 4. С. 5–14.
  18. Умрихин В. В. Ленинградский период творчества С. Л. Рубинштейна: формирование исследовательской программы научной школы // Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989. С. 144–156.
  19. Умрихин В. В. Проблема методологической дихотомии в логике развития психологии последних столетий // Психология развития в образовательной, организационной и клинической практике: опыт научно-практической деятельности, перспективы развития. Сургут, 2014. С. 13–15.
  20. Умрихин В. В. Путь к функциональному пониманию психики как предпосылка психологии XX века // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 1 / под общ. ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М., 2002. С. 168–176.
  21. Умрихин В. В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии / отв. ред. М. Г. Ярошевский. М., 1987.
  22. Умрихин В. В. Психология неотторжима от этики // Братусь Б. С., Брушлинский А. В., Давыдов В. В. и др. Психология и этика. Опыт построения дискуссии: учеб. пособие по общей психологии и психологии личности. Самара, 1999. С. 84–86.
  23. Умрихин В. В., Ромащук А. Н. На переломе методологических платформ: от классической психологии к психологии ХХ века // Ананьевские чтения 2009: Современная психология: методология, парадигмы, теория. Т. 1. СПб., 2009. С. 109–114.
  24. Христианская психология в контексте научного мировоззрения / под ред. Б. С. Братуся. М., 2017.
  25. Чурсанов С. А. Богословское понятие личности в структуре методологической парадигмы православной психологии и педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. № 2. С. 63–80.
  26. Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке. М., 1977. С. 7–97.
  27. Ярошевский М. Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 40–53.
  28. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 14–18.
  29. Ярошевский М. Г., Карцев В. П. Социальная психология науки // Вопросы философии. 1975. № 10. С. 67–83.
  30. Ярошевский М. Г., Умрихин В. В. Формирование школы Б. М. Теплова как исследовательского коллектива // Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 87–101.

Семёнов Игорь Никитович


Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва, 123022, пер. Столярный, д. 16,;
Должность: профессор;
ORCID: 000-0002-5823-2918;
Электронный адрес: semenovin2023@bk.ru.