/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :66

ПЕДАГОГИКА

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Проектирование логики и содержания подготовки будущих педагогов к преподаванию православного вероучения в школе

Дивногорцева С. Ю. Проектирование логики и содержания подготовки будущих педагогов к преподаванию православного вероучения в школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 13-24

DOI: 10.15382/sturIV202266.13-24
Введение. В работе зафиксированы два возможных направления подготовки учителей православного вероучения для воскресных и православных общеобразовательных школ современной России – теологическая подготовка с усилением педагогической составляющей и педагогическая с включением теологической компоненты. Целью предложенной статьи является обоснование логики и содержания подготовки учителя православного вероучения в рамках педагогического направления образования с включением богословской (теологической) составляющей. Материалы и методы. Ведущими методами исследования стали анализ и синтез информации из современных научных статей, сопоставление научных идей и концепций, педагогического опыта прошлого и современности, нормативных документов, сайтов православных образовательных учреждений, включенное наблюдение, моделирование. Результаты. В статье представлены выработанные логика и содержание подготовки учителей основ православного вероучения. В качестве исходной составляющей были взяты традиции и опыт подготовки учителей начальных классов, в содержание образовательной программы и учебного плана которых были включены новые элементы: основы православного богословия и культуры; христианская антропология как дисциплина, непосредственно связывающая богословие с педагогикой и раскрывающей для последней иные горизонты взгляда на личность, ее воспитание и развитие, а, значит, позволяющая формулировать иные принципы педагогической деятельности, применять свои особые методы образования личности; методика преподавания основ православного вероучения, знания, умения и опыт овладения которой расширяются и закрепляются в ходе прохождения обучающимися педагогической практики в воскресной и православной общеобразовательной школе, исследования ее отдельных аспектов в ходе подготовки обучающимися курсовых и выпускных квалификационных работ. Выводы. Предложенные логика и содержание подготовки преподавателя основ православного вероучения не требуют разработки отдельной образовательной программы подготовки в рамках бакалавриата, они вполне вписываются в структуру существующих образовательных программ, например, подготовки учителя начальных классов, при условии, что разработчики данных программ ставят своей целью включить в ряд формируемых у обучающихся профессиональных компетенций готовность к осуществлению образовательного процесса в православно-ориентированной школе. Допускаем, что предложенная модель (от изучения теологии к методике преподавания религии в школе) может быть распространена на подготовку учителя любой иной традиционной религии в школе при сохранении логики и изменении содержательного наполнения дисциплин.
подготовка учителя, основы православного вероучения, богословие (теология), христианская антропология, методика преподавания, православный вуз
  1. Беленок И.Л. Теоретические основы профессионально-методической подготовки учителя в педагогическом вузе (на примере подготовки учителя физики): дис. … докт.пед.наук, Новосибирск, 2000. 345 с.
  2. Дивногорцева С.Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России. М., 2011. 420 с.
  3. Исидор (Тупикин Р.В.), митр. Государственная аккредитация Смоленской православной духовной семинарии: задачи, опыт, перспективы // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2020. № 3 (12). С. 119–129.
  4. Кедров Н. И. Московская духовная семинария. М., 1889. 158 с.
  5. Компетентностный подход в процессе непрерывного профессионального педагогического образования студентов. Ярославль, 2011. 139 с.
  6. Официальный сайт Пензенской духовной семинарии https://seminariapenza.ru/sveden/files/ilovepdf_merged.pdf
  7. Официальный сайт Смоленской Православной Духовной Семинарии http://smolensk-seminaria.ru/sveden/files/Uchebnyy_plan_2021-2025(2).pdf
  8. Склярова Т.В. Теологическое образование и наука в России с 1993 по 2015 год: документы, события, факты// Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия Педагогика. Психология. 2021. Вып. 63. С. 11-17.
  9. Становская Т.А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX - начале XX вв.: дис. ... канд. пед. наук. М., 2017. 198 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf
  11. Шмонин Д.В. «Толедские принципы» и теология в школе / Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2017. №4. С. 72-88.

Дивногорцева Светлана Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.
Феликсов Сергей Владимирович

«Педагогическая риторика» и «Онтолингвистика» как учебные дисциплины кафедры педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Феликсов С. В. «Педагогическая риторика» и «Онтолингвистика» как учебные дисциплины кафедры педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 25-36

DOI: 10.15382/sturIV202266.25-36
Исследование находится в русле актуальной для современной педагогической науки проблемы, связанной с формированием у будущих учителей компетенций, необходимых для эффективной организации педагогического общения в различных учебно-речевых ситуациях. В связи с этим в работе отражен опыт преподавания таких учебных дисциплин, как «Педагогическая риторика» и «Онтолингвистика», которые впервые стали реализовываться в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви с 2015 года на кафедре педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ. При изложении материала дано обоснование актуальности включения в структуру образовательных программ педагогической направленности учебных дисциплин, нацеленных на формирование у обучающихся риторической и онтопсихолингвистической компетенций. Приведено описание реализующихся в рамках бакалавриата и магистратуры кафедры педагогики ПСТГУ учебных программ по дисциплинам «Педагогическая риторика» и «Онтолингвистика»: описаны их концепция и содержание, цель и планируемые результаты освоения, а также учебно-методическое обеспечение и формы промежуточной аттестации. Отмечено, что базовой теоретической установкой разработанных учебных программ является утверждение о том, что языковая способность есть универсальный и отличительный признак человека как образа Божьего, которую педагог призван постоянно совершенствовать вместе с духовно-нравственными качествами личности. Делается вывод, что презентуемые авторские учебные программы дисциплин «Педагогическая риторика» и «Онтолингвистика» являются в определенной мере новаторскими, их концепция и содержание обусловлены актуальными тенденциями развития современной гуманитарной науки (языкознания, педагогики, психологии), а также становлением междисциплинарного научного подхода, способствующего формированию «цельного знания» об изучаемых явлениях педагогической действительности.
педагогическая риторика, педагогическое речеведение, риторическая компетенция, онтолингвистика, лингвистика детской речи, онтопсихолингвистическая компетенция, педагогическое общение, кафедра педагогики ПСТГУ
  1. Горобец Л.Н.Риторические жанры педагогического дискурса // Известия Российскогогосударственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 62. С.219–225.
  2. Педагогическаяриторика / Под ред. Н. Д. Десяевой. М., 2013.
  3. Педагогическоеречеведение. Словарь-справочник. М., 1998.
  4. РезолюцияII Зимнейвсероссийской научно-практической школы-конференции смеждународнымучастием «ЯЗЫК – ЛИТЕРАТУРА – ПРАВОСЛАВИЕ» имени митрополитаГригория (Постникова) // Труды Перервинской Православной Духовной Семинарии.2022. № 22. С. 12–16.
  5. Сальникова О. А.Что включает в себя коммуникативная компетенция? // Начальная школа плюс до ипосле. 2012. № 7. С. 66–70.
  6. Сухомлинский В. А.Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания).Педагогическое наследие. М., 1990.
  7. Седов К. Ф. Общая иантропоцентрическая лингвистика. М. 2016.
  8. Феликсов С. В. X ЮбилейнаяФилолого-педагогическая неделя кафедры педагогики ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. СерияIV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 145–158.
  9. Цейтлин С. Н.Лингвистика детской речи как инновационная научная и учебная дисциплина //Бюллетень Ученого совета. 2006. № 9 (35). С. 63–65.
  10. Цейтлин С. Н.Онтолингвистика в пути // Известия Российского государственного педагогическогоуниверситета им. А. И. Герцена. 2018. № 189. С. 12–22.

Феликсов Сергей Владимирович


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2;
Должность: доцент кафедры педагогики;
ORCID: 0000-0002-5928-3311;
Электронный адрес: svfeliksov@gmail.com.
Ивлянова Екатерина Александровна

Школьная религиозно-учебная литература и ее изучение в рамках подготовки педагогов в ПСТГУ

Ивлянова Е. А. Школьная религиозно-учебная литература и ее изучение в рамках подготовки педагогов в ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 37-46

DOI: 10.15382/sturIV202266.37-46
Политические, экономические, социальные, духовные изменения, происходящие в России на рубеже XX – XXI веков, способствовали возрождению религиозного образования. Введение изучения религиозной культуры в учебных заведениях страны вызвало необходимость в подготовке соответствующих педагогических кадров. Открытие образовательной программы по заочной форме обучения «Религиозная культура, этика, просветительская и добровольческая деятельность в школе» в рамках направления подготовки бакалавров 44.03.01 «Педагогическое образование» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете стало одним из путей решения обозначенной проблемы.Статья посвящена рассмотрению основ проектирования авторского учебного курса, который в рамках подготовки педагогов по выше указанной программе помогает полноценно готовить учителя религиозной (православной) культуры и вероучения.Опираясь на цивилизационный, компаративистский, аксиологический, исторический подходы, а также категориальный компонент парадигмального подхода, лексический и контекстуальный анализ, автор статьи дает определение новой дефиниции «Школьная религиозно-учебная литература», характеризует периоды развития данной литературы, указывая на роль и ее значение в деле народного просвещения, показывает преемственность религиозной культуры от Византии и ее влияние на становление, развитие учебно-религиозной литературы в России. Кроме того, выделяет основные виды учебной литературы по религии, а также указывает на требования к содержанию и оформлению учебника по Закону Божию, сформулированные дореволюционными законоучителями-методистами. Далее автор дает обоснование введения курса «Школьная религиозно-учебная литература», разработанного для студентов заочной формы обучения, обучающихся по программе «Религиозная культура, этика, просветительская и добровольческая деятельность в школе» и его методическое описание.
Закон Божий, основы православной веры, основы православной культуры, православное образование, религиозно-учебная литература, учебная книга, подготовка педагогов
  1. Безрогов В.Г., Кошелева О.Е. Методологические аспекты сравнительныхисследований в изучении учебной литературы // Отечественная и зарубежнаяпедагогика. 2013. №4. С. 6-22.
  2. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии:Монография. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центрИЭТ, 2012. 434 с.
  3. Галагузова, М.А. Научные и нормативные понятия впедагогических исследованиях // Педагогические науки. 2016. С.4-7.
  4. Дивногорцева, С.Ю. Использование наследия русской православнойпедагогики в образовательном процессе современного вуза /С.Ю.Дивногорцева // Гуманитарное знание в современном информационномобществе: сб. матер. науч.-практ. конф.— Саров: СарФТИ, 2007.С.48–50
  5. Дивногорцева, С.Ю. Православная педагогическая культураРоссии // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. 2011. Вып.1 (20). С.71-80
  6. Занданова, Л.В. Кулакова, Я.В. Подготовка будущегоучителя к реализации регионального компонента при изучении истории в школе:опыт практической работы. / Л.В. Занданова, Я.В. Кулакова // Ученые запискиЗабГУ. 2019. Т. 14.№ 4. С. 68-75
  7. Ивлянова, Е.А. Религиозный минимум в содержании азбук ибукварей православного миссионерского общества для новокрещенных инородцев /Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т.1. №3 (76). С.153-170.
  8. Ивлянова, Е.А. Учебник по Закону Божию для начальнойшколы в начале XX века: функции, требования и критерии оценки / Е.А. Ивлянова// История и актуальные проблемы религиозного (христианского) образования вРоссии и за рубежом: Коллективная монография / науч. ред. С.Ю.Дивногорцева.– М.: Изд-во ПСТГУ, 2022. 268 с., С. 34-57.
  9. Ивлянова, Е.А. Ценности и ценностные ориентиры всодержании учебных книг по православной культуре (на примере учебника «Основыправославной культуры» протодиакона Андрея Кураева) / Е.А.Ивлянова// Образовательная среда организации: пространство для духовно-нравственного ипатриотического воспитания: материалы II Международной научно-практическойконференции (29 ноября 2019). – Ижевск: Управление информационных ресурсов ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2020. С. 44-52
  10. Склярова, Т.В. Содержание современного православногообразования в России: проблемы выявления, принципы конструирования и созданияучебной литературы// Богослужебные практики и культовые искусства всовременном мире: Сборник материалов международной научной конференции. Майкоп:Изд-во «Магарин О.Г.», 2017. С. 818-837.
  11. Смирнов, В.И. Учебная книга по педагогике: от прошлого кбудущему // Историко-педагогический журнал. Нижний Тагил, 2014. С.24 – 38

Ивлянова Екатерина Александровна


Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Кафедра педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ;
Должность: Старший преподаватель;
ORCID: 0000-0001-7360-0187;
Электронный адрес: katenela@mail.ru.
Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ и Фонда развития науки, образования и семьи «Живая традиция» «Научно-методические основы построения курса «Методика изучения православного вероучения в школе»»
Янушкявичене Ольга Леонидовна

К вопросу об обучении студентов преподаванию православной культуры

Янушкявичене О. Л. К вопросу об обучении студентов преподаванию православной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 47-55

DOI: 10.15382/sturIV202266.47-55
Статья посвящена исследованию вопроса обучения студентов преподаванию православной культуры. Рассмотрен вопрос целеполагания при преподавании православной культуры, а также вопрос содержательного наполнения урока православной культуры. Исследование показало, что ФГОС как одну из важнейших целей выделяет духовно-нравственное воспитание и формирование ценностно-смысловой сферы личности. Были проанализированы риски, которые могут возникнуть в ситуации формирования ценностно-смысловой сферы детей. Была подчеркнута недопустимость нарушения свободы ребенка и любого вида насилия в вопросах духовно-нравственного становления учащихся. Рассмотрена сущность культурологического подхода при преподавании православной культуры. Подчеркнуто, что сердцевиной культурологического подхода является цель обретения учащимися ценностно-смыслового стержня. Проанализировано соответствие содержания урока православной культуры возрастной специфике учащихся. Отмечено, что в 4-м классе мышление детей является наглядно-образным. Образ Бога не может быть антропоморфным, ребенок может воспринимать Бога лишь в Его проявлениях по отношению к человеку. Пятиклассники вступают в подростковый возраст и заново переосмысляют все. Вновь актуальными делаются темы о происхождении нашего мира, о сотворении человека, о бессмертной душе и тому подобные. Шестиклассники ищут идеал для подражания. Поэтому ученикам 6-го класса важно познакомиться с яркими нравственными личностями. Также в 6-м классе важно дать почувствовать учащимся православное понимание времени, которое характеризуется существованием Вечности. 7-ой класс - время формирование самосознания. В этом возрасте целесообразно дать курс, направленный на самого ученика, на его внутренние проблемы. Для 8-ого класса интересно содержание интегрированного характера: например, интеграция православной культуры и литературы. В 9-м классе начинается поиск своего жизненного пути, раздумья о профессии. Также важными для рассмотрения являются вопросы взаимоотношения между представителями различного пола и вопросы семьи.
ценностно-смысловая сфера личности, обучение будущих учителей, православная культура, цель урока, содержание урока, возрастные особенности, духовно-нравственное воспитание
  1. Дивногорцева С. Ю., Агеева А. В. «Методика преподавания курса «Основы православнойкультуры»: Учебное пособие / С. Ю. Дивногорцева, А. В. Агеева. – М.: Изд-воПСТГУ, 2017. – 176 с.
  2. Дивногорцева С. Ю.Методика преподавания православной культуры как новая область дидактическойнауки // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2015. Вып. 2 (37). С. 89–97.
  3. Примерная рабочая программа по предметной области «Основырелигиозных культур и светской этики».https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
  4. Серяпина Л.В., РомановаЕ.Ю. Значимость чтения в контексте формированияобразного мышления у подростков.https://cyberleninka.ru/article/n/znachimost-chteniya-v-kontekste-formirovaniya-obraznogo-myshleniya-u-podrostkov
  5. Склярова Т. В.Теория и методика преподавания православной культуры в школе // Вестник ПСТГУ.Сер. IV:Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7–12.
  6. Урбанович Л. Н. Преподавание православной культуры вконцепции культурологического подхода: от идейного замысла к практическойреализации // Вестник Русской христианскойгуманитарной академии. - Том 18. Выпуск 3, 2017
  7. Федеральный государственный стандарт начального общегообразования. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
  8. Янушкявичене О.Л. Овозрастных особенностях детей и методике преподавания основ православнойкультуры // Образование. - М, 2004. - № 9. - с. 9-17
  9. Янушкявичене О.Л. Ометодике преподавания православной культуры // Интеграция светского ирелигиозного образования в российской и международной практике в условияхразвития культурно-образовательной среды: Материалы международной научно-практическойконференции (15-16 мая 2014)/ под общ.ред. Л.Н. Урбанович.
  10. Янушкявичене О.Л. Особенностиметодики преподавания Православной культуры // Православное просвещение идуховно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практическийопыт. Смоленск, 2014 – С. 34-38.
  11. Янушкявичене О.Л. Методологияпреподавания Православной Культуры // Православное образование, 1 (11), 2015,стр. 56-63
  12. Янушкявичене О.Л. Проблемавыбора методов обучения на уроках курса «Основы православной культуры» //Актуальные проблемы методики преподавания православной культуры. Коллективнаямонография. - М., Изд. ПСТГУ, 2016
  13. Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С., протоирей ВикторДорофеев и др. Основы религиозныхкультур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 классаобщеобразовательных организаций. - М., «Русское слово», 2018, 160 с.

Янушкявичене Ольга Леонидовна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: доктор физико-математических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-5362-0073;
Электронный адрес: olgjan@mail.ru.
Абрамов Сергей Иванович

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях летнего детского лагеря: из опыта педагогической деятельности студентов кафедры педагогики ПСТГУ

Абрамов С. И. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях летнего детского лагеря: из опыта педагогической деятельности студентов кафедры педагогики ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 56-66

DOI: 10.15382/sturIV202266.56-66
В статье исследуется деятельность педагогического факультета Православ-ного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в сфере досуговой педагогики. Анализируются особенности этой деятельности в контексте ду-ховно-нравственного воспитания детей и делаются следующие выводы: Важной формой осуществления досуговой деятельности будущего православного педагога в контексте духовно-нравственного воспитания детей являются различные виды практик. Программы практик должны тщательно готовиться и включать в себя как традиционные, так и инновационные творческие педагогические подходы. К последним можно отнести создание инновационной программы «Душа обязана трудиться», реализация которой осуществлялась в условиях детского санаторного комплекса «Жемчужина России» города Анапы, являющегося базой летней практики педагогического факультета. Основным содержанием программы явилась система знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, направленных на формирование духовности, нравственности в сфере организации свободного времени детей. Содержание программы реализовывалось посредством созданной на базе педагогического факультета миссионерско-педагогической системы детского санаторного комплекса «Жемчужина России», включавшей в себя следующие функции: Пастырское окормление, Миссионерская деятельность, Научно-педагогическая деятельность. Данная система действовала на основе сово-купности воспитательных принципов, методов и средств светской и право-славно-ориентированной педагогики, основанных на факторе целостного подхода в формировании личности ребёнка, с учётом религиозных (духовно-нравственных), этических и патриотических ценностей. Одним из главных условий успешной реализации функций миссионерско-педагогической системы, являлось «взаимоединое действование» всех вышеозначенных методов, форм и средств, при обязательном соблюдении творческого неформального подхода, принципов природосообразности, сотрудничества, добровольности, вариативности и дополнительности.Миссионерско-педагогическая система детского санаторного комплекса «Жемчужина России» эффективно функционирует уже на протяжении более десяти лет, что определяет верно взятое направление деятельности педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в сфере досуговой педагогики.
Досуговая педагогика, миссионерско-педагогическаяой система, «взаимоединое действование», творческий неформальный педагогический подход, духовно-нравственное воспитание, детский санаторный комплекс, педагогическая практика
  1. Антология гуманнойпедагогики. Ушинский. Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 224 с.
  2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.Изд.пятое. Изд. «Радянська школа» Киев 1974. - 288 с.
  3. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. Ч.1. ПСТГУ. М.2004. – 195 с
  4. Дубровский А.А. Москва слезам не верит. Анапа-Новороссийск 2004. – 120 с
  5. Зеньковский В.В. К.Д. Ушинский // Педагогика.2001.№6. стр. 70.
  6. М.Н. Миронова, Войтенко Т. П., Котуранова Н.Н., Анохина Т. В., Романушкина Н. Б., Муравьева А. В., Абрамов С. И. Изменяющаяся Россия. Противодействиедеструктивным факторам, влияющим на процесс развития детей. Грант РГНФ иПравительства Калужской области № 05-06-59622а/Ц за 2005 г.
  7. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В8-ми т. Т. 4 — М.: Педагогика, 1984. —400 с., ил.
  8. У костра Изд. Крутицкого подворья. М. 2004. -— 92 с.

Абрамов Сергей Иванович


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ПСТГУ Свято-Тихоновский гуманитарный университет;
Должность: Доцент;
Электронный адрес: serganika@mail.ru.
Тихонова Елена Сергеевна

Метод проектов как ресурс профессионально-личностного становления будущего педагога

Тихонова Е. С. Метод проектов как ресурс профессионально-личностного становления будущего педагога // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 67-76

DOI: 10.15382/sturIV202266.67-76
Статья посвящена проблеме профессионально-личностного становления будущих педагогов. Современное общество нуждается в высокообразованных специалистах, готовых к вызовам времени. Педагог должен владеть не только предметными компетенциями, но высокой адаптивностью к обновлениям, восприимчивостью к педагогическим инновациям, динамичностью, гибкостью, мобильностью, цифровой грамотностью. Актуальные требования к учителю на фоне стремительных изменений в обществе определяют содержание его профессиональной подготовки, которая претерпевает преобразования на разных уровнях. Внимание сфокусировано на методе проектов как ресурсе развития профессиональных и личностных характеристик специалиста, обеспечивающих его востребованность на рынке труда. Метод проектов понимается как совместная поисково-познавательная, креативная, продуктивная деятельность преподавателя и студентов, направленная на поиск решения возникшей проблемы и завершающаяся практическим результатом. Представлен опыт успешно реализованного информационно-творческого проекта «А хорошо уметь читать?», который стал лауреатом Международного фестиваля «Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей», 2021. В проекте приняло участие более 200 человек. Среди них студенты педагогического направления подготовки ПСТГУ, дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители. Работа над проектом включала этапы прогнозирования, моделирования, конструирования, собственно проектирования, апробации и рефлексии. Итоговым продуктом проекта стал разработанный студентами интерактивный цифровой контент на платформе Microsoft Sway. В статье анализируются дидактические, развивающие, диагностические, воспитательные возможности метода проектов. Показана значимость проектной деятельности для развития профессиональной компетентности педагога. Представлены результаты анкетирования студентов о преимуществах и трудностях проектной деятельности в вузе. Результаты анализа успешного опыта проектной деятельности показывают ее потенциал в становлении будущего учителя с осознанной педагогической позицией и готовностью к активной и творческой деятельности. Сформулирован вывод о ресурсе метода проектов, способствующий выстраиванию конструктивного пути развития человека в профессии.
метод проектов, проектная деятельность, профессионально-личностное становление, профессиональная подготовка, творческий проект, ресурс, студенты педагогического направления
  1. АсмоловА.Г. Интервью А.Г.Асмолова И.М.Логвиновой: учитель – мастер порождения смысловв школе неопределенности // Отечественная и зарубежная психология. 2016. №4(31). С.8-13.
  2. ВыготскийЛ. С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996.
  3. ЗайцевВ.С. Метод проектов как современная технология обучения:историко-педагогический анализ // Вестник Южно-Уральского государственногогуманитарно-педагогического университета. 2017. №6. С.52-62.
  4. МитинаЛ.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски: монография.М.; СПб: Нестор-История, 2018.
  5. МихалкинаЕ. В. Организация проектной деятельности: учеб. пособие / Е. В. Михалкина, А.Ю. Никитаева, Н.А. Косолапова; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону:Издательство Южного федерального университета, 2016.
  6. Наука– образование – профессия: системный личностно-развивающий подход» / под общ.ред. Л.М. Митиной. М.: Издательство «Перо», 2019. [Электронное издание]. URL:https://www.pirao.ru/upload/iblock/0eb/SBORNIK_PI_RAO_2019_2.pdf/ (датаобращения: 30.04.2022).
  7. ПоповаТ.А. Проектная деятельность в образовательном пространстве // Вестник МГЛУ.Образование и педагогические науки. 2020. Вып.3(836). С.252-265.
  8. РубинштейнС.Л. Человек и мир. М., 1997.
  9. СлободчиковВ. И. Методология и экспертиза инновационных образовательных проектов //Экспертиза образовательных проектов: материалы Международной научно‐практическойконференции. Минск, 2007. С. 28–41.

Тихонова Елена Сергеевна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва,109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2; Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы; Российская Федерация, Москва, 129327, Ленская ул., д. 4;
Должность: доцент кафедры педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ; учитель-логопед ГППЦ ДОНМ;
Электронный адрес: et33@mail.ru.
Мумриков Олег Александрович, протоиерей

Экологическая культура в исследовательских работах студентов педагогического направления историко-филологического факультета ПСТГУ

Мумриков О. А. Экологическая культура в исследовательских работах студентов педагогического направления историко-филологического факультета ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 93-106

DOI: 10.15382/sturIV202266.93-106
Экологическая культура в настоящее время все глубже и глубже инкорпорируется в общекультурный и образовательный контекст жизни современного общества. Более того – она становится одним из гарантов существования нашей цивилизации в будущем. Являясь сложным феноменом, она включает в себя экологическое знание, экологическую ментальность (сознание), ценностное отношение к окружающей природе и экологическую деятельность. Для кафедры Педагогики Историко-филологического факультета ПСТГУ одним из приоритетных направлений являются исследования экологической культуры в контексте образования и духовно-нравственного воспитания. В данной статье предпринята попытка описать, проанализировать, классифицировать учебные и квалификационные работы студентов – бакалавров и магистров, посвященные феномену экологической культуры и смежным вопросам. Данный анализ позволяет выявить наиболее перспективные направления в исследованиях, а именно: экскурсионную деятельность как мотивацию и восполнение программ школьного курса, знакомство с основами экологии; инновационные подходы к формированию экологических знаний и культуры; конструирование систематических межпредметных связей между школьным курсом «Окружающий мир» и предметом «Основы православной культуры», а также вероучительными дисциплинами в воскресной школе; формирование экологической культуры посредством исследования зарубежного опыта; изучение религиозно-богословского аспекта экологической культуры как теоретически, так и в практической его реализации в современных условиях. Приведены примеры последовательной работы некоторых студентов над развитием одной из тем на протяжении нескольких лет, а также полный перечень учебных и квалификационных работ за последние семь лет, прошедших успешную защиту или аттестацию.
охрана окружающей среды, педагогика начальной школы, православная культура, экологическая культура, экологическое образование и воспитание, экологическое служение Русской Православной Церкви, экологическая этика
  1. Библия.Синодальный перевод. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета М., 2004.
  2. Баранова А.Е.Реализация предметных задач курса «Окружающий мир» во втором классе начальнойшколы средствами экскурсий на луг: курсовая работа. – М., ПСТГУ. На правахрукописи. – 2019.
  3. Бушухина С.Д.Экопарк как инновационное средство формирования экологической культуры младшегошкольника: выпускная квалификационная работа бакалавра. – М., ПСТГУ. На правахрукописи. – 2020.
  4. Глазачев, С.Н.Экологическая культура мира – приоритет безопасности планеты // Зеленый мир,2003. – №9-10. – С. 17-20.
  5. Грибова М.А.Формирование экологической культуры младшего школьника средствами проектнойдеятельности: магистерская диссертация. – М., ПСТГУ. На правах рукописи. –2020.
  6. Денисюк Е.О.Средства формирования экологической культуры младших школьников в контекстеправославной традиции: выпускная квалификационная работа бакалавра. – М., ПСТГУ.На правах рукописи. – 2015.
  7. Еремина К.С.Экологическая работа на приходе Русской Православной Церкви как средствокатехизации детей младшего школьного возраста: выпускная квалификационнаяработа бакалавра. – М., ПСТГУ. На правах рукописи. – 2022.
  8. Жданова В.И.Работа с текстами Священного Писания в воскресной школе как средствоформирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста:выпускная квалификационная работа бакалавра. – М., ПСТГУ. На правах рукописи. –2022.
  9. Кавтарадзе Д.Н.Основы экологического мировоззрения как задача образования для устойчивогоразвития / К.Н. Кавтарадзе, А.А. Брудный, предисл. А.Г. Асмолова. – Б.:Федеральный институт развития образования, 2018.
  10. Калашникова П.Г.Методы формирования экологической культуры младших школьников в современнойвоскресной школе: курсовая работа. – М., ПСТГУ. На правах рукописи. – 2018.
  11. Канидова Л.В.Краеведческие экскурсии в рамках предмета «Окружающий ми» как средствоформирования компетенции самостоятельности у младшего школьника: курсоваяработа. – М., ПСТГУ. На правах рукописи. – 2016.
  12. Каржанова А.С.Фольклор как средство экологического воспитания младших школьников: курсоваяработа. – М., ПСТГУ. На правах рукописи. – 2020.
  13. Кондаурова И.К.,Терновая Н.А. Система образования. – Режим доступа. URL: http://nto.immpu.sgu.ru/sites/default/files/3/__89748.pdf (Дата обращения12.05.2022).
  14. Константинова В.В. Формирование экологических знаний у детей младшегошкольного возраста посредством изучения сукцессии в дикой природе: курсоваяработа. – М., ПСТГУ. На правах рукописи. – 2022.
  15. Костюк Д.А.Педагогические условия и особенности проведения экскурсий в природу с детьмимладшего школьного возраста: курсовая работа. – М., ПСТГУ. На правах рукописи.– 2021.
  16. Красковский И.С.Инновационные формы экологического воспитания младших школьников: курсоваяработа. – М., ПСТГУ. На правах рукописи. – 2020.
  17. Комшина Т.И.Воспитательный компонент в документах Русской Православной Церкви, посвященныхэкологической проблематике: курсовая работа. – М., ПСТГУ. На правах рукописи. –2019.
  18. Комшина Т.И.Церковно-экологическая проблематика как средство построения межпредметныхсвязей между курсами «Окружающий мир» и «Основы православной культуры» в 4классе: курсовая работа. – М., ПСТГУ. На правах рукописи. – 2020.
  19. Комшина Т.И.Экологическая культура как средство построения межпредметных связей междукурсами «Окружающий мир» и «Основы православной культуры» в 4 классе: выпускнаяквалификационная работа бакалавра. – М., ПСТГУ. На правах рукописи. – 2021.
  20. Копылова А.В.Формирование экологической культуры младших школьников в образовательныхучреждениях России и Испании: магистерская диссертация. – М., ПСТГУ. На правахрукописи. – 2020.
  21. Кусткова О.А.Игровые технологии как средство формирования экологической культуры младшегошкольника: выпускная квалификационная работа бакалавра. – М., ПСТГУ. На правахрукописи. – 2018.
  22. Кустова Г.Д.Кейс-метод как средство формирования экологической культуры младших школьников:выпускная квалификационная работа бакалавра. – М., ПСТГУ. На правах рукописи. –2022.
  23. Липатова А.Г.Реализация предметных задач курса «Окружающий мир средствами экскурсий наводоем во втором классе начальной школы: курсовая работа. – М., ПСТГУ. Направах рукописи. – 2018.
  24. Никольский А.А.,Степанов Д.А. Эрнст Геккель – основоположник науки экологии // Вестник РУДН:сер. Экология и безопасность жизнедеятельности. – 2011. – № 1. – Режим доступа.URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ernst-gekkel-osnovopolozhnik-nauki-ekologii (Датаобращения: 14.05.2022).
  25. Павлов М.И.Экологический туризм как средство развития коммуникативных навыков младшихшкольников: магистерская диссертация. – М., ПСТГУ. На правах рукописи. - 2021.
  26. Сорвина М.И.Реализация предметных задач курса «Окружающий мир» во втором классе начальнойшколы средствами экскурсий в лесопарк: курсовая работа. – М., ПСТГУ. На правахрукописи. – 2016.
  27. Суравегина, И.Т.Экологическое образование в школе // Советская педагогика. – 1990. – №12. –С.47-49.
  28. Храпова О.А.Поэзия Псалтири как средство построения межпредметных связей курсов «Основыправославной культуры» и «Окружающий мир» в православной школе»: выпускнаяквалификационная работа бакалавра. – М., ПСТГУ. На правах рукописи. – 2017.
  29. Шахова М.С.Лабораторные эксперименты с биокуполом как средство формирования знаний округовороте воды в природе у младших школьников в рамках курса «Окружающиймир»: курсовая работа. – М., ПСТГУ. На правах рукописи. – 2022.
  30. Шишмарева А.В.Экзегеза Шестоднева как средство построения межпредметных связей между курсами«Окружающий мир» и «Основы православной культуры» в 4 классе: курсовая работа.– М., ПСТГУ. На правах рукописи. – 2020.
  31. Шишмарева А.В.Экзегеза библейского рассказа о сотворении человека как средство построениямежпредметных связей между курсами «Окружающий мир» и «Основы православнойкультуры» в 4-ом классе: выпускная квалификационная работа бакалавра. – М.,ПСТГУ. На правах рукописи. – 2021.
  32. Фомина(Бабушкина) Г.И. Проект «Экологическая тропа» как форма духовно-нравственноговоспитания младшего школьника: курсовая работа. – М., ПСТГУ. На правахрукописи. – 2017.
  33. Фомина(Бабушкина) Г.И. Проектный метод обучения как средство формированияэкологической культуры младшего школьника: выпускная квалификационная работабакалавра. – М., ПСТГУ. На правах рукописи. – 2018.
  34. Эльконин,Д.Б.Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. – Режим доступа. URL: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM#hid200 (Дата обращения05.05.2022).

Мумриков Олег Александрович, протоиерей


Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6/1;
Должность: доцент кафедры ПиМНО Педагогического факультета;
ORCID: 0000-0001-7252-5947;
Электронный адрес: omumrikov@yandex.ru.
Мумрикова Лариса Ивановна

Особенности преподавания Закона Божия младшим школьникам в исследовательских работах студентов кафедры педагогики ПСТГУ

Мумрикова Л. И. Особенности преподавания Закона Божия младшим школьникам в исследовательских работах студентов кафедры педагогики ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 107-116

DOI: 10.15382/sturIV202266.107-116
В данной статье показывается, что в системе современного православного религиозного образования Закон Божий как учебный предмет в воскресной школе продолжает свое дидактическое и методическое развитие. До сих пор ведутся поиски наиболее продуктивных способов обучения, воспитания, а также всестороннего развития учащихся в ходе изучения вероучительных дисциплин. Стандартом учебно-воспитательной деятельности задан ориентир реализации предмета, мотивирующий к воцерковлению и духовно-нравственному совершенствованию через системный подход, активные методы обучения и воспитания, использование нестандартных форм работы с учащимися. Активное участие в научно-педагогических исследованиях принимают студенты кафедры педагогики историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В связи с тем, что качество теоретических и методических разработок по Закону Божию в условиях современного православного образования является недостаточным и требует согласно Стандарту нового подхода, многие квалификационные работы являются актуальными научными исследованиями, посвященными поиску и апробации наилучших способов работы с детьми младшего школьного возраста на уроке. Поэтому целью данной статьи является анализ исследовательских работ студентов по методике изучения курса Закон Божий, обобщение актуальных педагогических проблем, выявление инновационных методических разработок, сравнение результатов экспериментальных исследований. В результате проведенного обзора выпускных квалификационных работ за последнее десятилетие автор статьи приходит к мысли о целесообразности выполнения студентами научных исследований, как для собственного профессионального становления, так и для развития методики преподавания Закона Божия.
Закон Божий, младший школьник, выпускная квалификационная работа, кафедра педагогики, формирование знаний, познавательная активность, познавательный интерес, педагогические технологии
  1. ГорожанкинаА. А. Проблемные ситуации как средство развития познавательного интересамладшего школьника на уроках Закона Божия в воскресной школе: выпускнаяквалификационная работа бакалавра. М., 2020.
  2. МацкевичЗ. А. Формирование вероучительных знаний у младших школьников в воскреснойшколе посредством использования опорно-знаковой системы В.Ф. Шаталова:выпускная квалификационная работа бакалавра. М., 2020.
  3. ПоповаД.С. Дидактическая игра как средство формирования знаний младших школьников науроках Закона Божия в воскресной школе: выпускная квалификационная работабакалавра. М., 2019.
  4. Стандарт учебно-воспитательной деятельности,реализуемой в воскресных школах (для детей) русской православной церкви натерритории Российской Федерации // Официальный сайт Московского Патриархата,2017. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru (Дата обращения: 13.05.2022)
  5. ТарасоваА. А. Самостоятельнаяработа как средство развития познавательной активности младших школьников науроках Закона Божия: выпускная квалификационная работа бакалавра. М., 2018.
  6. УрсоваА. Г. Житийная литература как средство формирования представлений младшегошкольника о милосердии на уроках Закона Божия: выпускная квалификационнаяработа бакалавра. М., 2021.
  7. Успенский Ф., архиепископ Тверской. О преподаванииЗакона Божия // Творения. Книга II. Записки по дидактике. СвященномученикФаддей Успенский. Тверь, 2003. С. 93–152.

Мумрикова Лариса Ивановна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, г. Москва, Лихов пер., д. 6 стр. 1;
Должность: старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-6517-7582;
Электронный адрес: lmumrikova@yandex.ru.
Фолиева Татьяна Александровна

«Спит ли Бог так, как и мы?»: дневники о детской религиозности

Фолиева Т. А. «Спит ли Бог так, как и мы?»: дневники о детской религиозности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 66. С. 117-128

DOI: 10.15382/sturIV202266.117-128
В статья рассматриваются дневники матерей, которые вели наблюдения за своими детьми по четкому плану, который разработал для них известный педагог и педолог Николай Александрович Рыбников (1880-1961). Он впервые в отечественной науке предположил, что наиболее эффективными является биографические исследования, которые должны быть лонгитюдными, а источниками для анализа должны служить документы личного происхождения. «Дневники» дают нам много информации – от описания прогрессивных женщин н. XX века до формирования личности ребенка. У педологии была своя целевая аудитория, на которую она опиралась – интеллигентские круги, которые были открыты новым веяниям науки. С другой стороны, мы видим, что такие круги были если не зажиточными, то достаточно хорошо обеспеченными. После Октябрьской революции педология потеряла свою социальную и экономическую базу, ее разгром был делом времени. Если мы коснемся непосредственно вопросов, связанных с истории психологии, то, несомненно перед нами уникальный документ. Такие наблюдения позволяют нам реконструировать развитие детей в начала XX века и проводит сравнительный анализ; он показывает нам отличия в оценке развития детей в ходе истории психологии и педагогики; он позволяет нам реконструировать религиозные представления детей в начале XX века и выявить насколько они отличаются от современных представленийВ статья рассматриваются дневники матерей, которые вели наблюдения за своими детьми по четкому плану, который разработал для них известный педагог и педолог Николай Александрович Рыбников (1880-1961). Он впервые в отечественной науке предположил, что наиболее эффективными является биографические исследования, которые должны быть лонгитюдными, а источниками для анализа должны служить документы личного происхождения. «Дневники» дают нам много информации – от описания прогрессивных женщин н. XX века до формирования личности ребенка. У педологии была своя целевая аудитория, на которую она опиралась – интеллигентские круги, которые были открыты новым веяниям науки. С другой стороны, мы видим, что такие круги были если не зажиточными, то достаточно хорошо обеспеченными. После Октябрьской революции педология потеряла свою социальную и экономическую базу, ее разгром был делом времени. Если мы коснемся непосредственно вопросов, связанных с истории психологии, то, несомненно перед нами уникальный документ. Такие наблюдения позволяют нам реконструировать развитие детей в начала XX века и проводит сравнительный анализ; он показывает нам отличия в оценке развития детей в ходе истории психологии и педагогики; он позволяет нам реконструировать религиозные представления детей в начале XX века и выявить насколько они отличаются от современных представлений
психология религии, история психологии религии, детская религиозность, религиозность, методы исследования, религиозная социализация
  1. Дневник матери: Запискио душев. развитии ребенка от рождения до семилетнего возраста / Н.И. Гавриловаи М.П. Стахорская; Под ред. [и с предисл.] К.Н. Корнилова и Н.А. Рыбникова. М.:Практические знания, 1916. 234 с.
  2. Залкинд А.Б.Педология в СССР // Всероссийский педологический съезд (1; 1927-1928; Москва).Основные проблемы педологии в СССР: (По тезисам Первого всерос. педологич.съезда 27/12-1927 г.). М.: Оргбюро Съезда, 1928.
  3. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. СПб.: тип. М.М.Стасюлевича, 1913. 123 с.
  4. Курек Н.С.История ликвидации педологии и психотехники. СПб.: Алетейя, 2004. 330 с.
  5. Лазурский А.Ф. Душевная жизнь детей: Очерки по пед. психологии. М.:Польза, 1910. 283 с.
  6. Лазурский А.Ф. О развитии воли и характера у детей. СПб.: тип. М.М.Стасюлевича, 1906. 62 с.
  7. Лекции по вопросу овыборе профессии / Пед. музей Учительского дома. М.: Б. и., 1917. 14 с.
  8. Мухина В.С. Близнецы. М.: Просвещение, 1969. 416 с.
  9. На распутьи: Сб. ст. овыборе профессии / Под ред. М.А. и Н.А. Рыбниковых. М.: Б. и., 1917. 332 с.
  10. Первые ласточки: Журн.гимназисток-восьмиклассниц / С предисл. Н.А. Рыбникова и со ст. М.А.Рыбниковой. М.: типо-лит. т/Д «И. Ефимов, Н. Желудкова и К°», 1917. 79 с.
  11. Психология религии вРоссии XIX — начала XXI века: коллективная монография / [Сост. К. М. Антонов].М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. 528 с.
  12. Рыбников Н.А. Бiографическиiй институтъ. М.: [скл. изд.: Педагог.музей учительск. дома в Москве], 1918. 14 с.
  13. Рыбников Н.А. Психологiя и выборъ профессiи. М.: Б. и.,1918. 56 с.
  14. Рыбников Н.А. Религiозная драма ребенка: (Психол. этюд) М.: Б.и.,1918.
  15. Рыбникова М.А. Кружки учащихся: Организация. Темы. М.: Б. и.,1918. 60с.
  16. Штерн, В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста:с использованием в качестве материала ненапечатанных дневников Клары Стерн /пер. М. А. Энгельгарт; Петроград: Изд-во газ. «Школа жизни», 1915. 309 с.
  17. Штерн, К. Воспоминание, показание и ложь в раннем детстве /Клара и Вильям Штерн; Авториз. пер. М.М. Штейнгауз. СПб.: О. Богданова, 1911.173 с.

Фолиева Татьяна Александровна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Университет Лиссабона, Cidade Universitária, Alameda da Universidade, 1649-004 Lisboa;
Должность: докторант;
ORCID: 0000-0001-6631-6022;
Электронный адрес: tatiana_folieva@yahoo.com.