/

Толмачев Василий Михайлович

Как написана «Госпожа Бовари» (Флобер и его рассказчик) Часть 1


Толмачев В. М. Как написана «Госпожа Бовари» (Флобер и его рассказчик) Часть 1 // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2022. Вып. 70. С. 33-62.

DOI: 10.15382/sturIII202270.33-62

Аннотация

Статья написана в полемике с мифологией флобероведения ХХ в., в особенности российского (так называемые реализм или новый реализм Флобера; объективизм, имперсональность и рациональность манеры Флобера; отождествление автора, его приемов и нарративной техники в «Госпоже Бовари» и т. п.); в ней впервые системно анализируется фигура рассказчика в романе. Эта фигура, конкретное лицо и творец нарратива, соотносится как с Флобером на разных уровнях (биографическом, гендерном, психологическом, рационально творческом, интертекстуальном, подсознательном), так и с персонажами (включая рассказчика самого по себе, его саморефлексию, психологические комплексы, цели, методы, манеру повествования). Повествовательное «мы» флоберовского нарратива получает интерпретацию в виде как противоречивой суммы «я», «не я», «других я», теневых проекций «я», личностно невыразимого, так и сочетания сюжета и повествования без цели. В свете отношений Флобера с Л. Коле рассмотрена антиженская составляющая нарратива. Применительно к особой позиции рассказчика анализируются буржуазность, литературность социального сознания, романтизм, палимпсест нарратива, образности, двойная концовка, шекспиризмы, а также мотивы повествования и оправдания творчества. Символически центральными событиями мира рассказчика становятся смерть и утверждение себя в роли сочинителя весьма личной фикции («обмана»), истоки которой — в его школьном детстве. Рассказчик, одержимый страстью бесконечного улучшения текста, позиционирует себя в роли эстета и сочинителя записок безумца, которые не получат признания. Изучение поэтики повторов, зеркальных сцен, цвета (cиний, красный, зеленый), эротики, изображения природы, исторического колорита позволяет В. М. Толмачёву дать сравнительно новую интерпретацию творчества Флобера как романтического (частично барочного, частично классицизированного), романа как целого и его основных персонажей. В статье реконструированы четкие хронология действия, возраст персонажей, поставлен вопрос о сочинительстве Флобера, о смысле несоответствия в его романе фикциональных времени-пространства точным историческим деталям.

Ключевые слова

Флобер, «Госпожа Бовари», рассказчик в свете литературной биографии Флобера, личность и точка зрения рассказчика в нарративе, кругозор рассказчика, сознательное, литературное, бессознательное в нем, гендерные аспекты нарратива, рассказчик как сочинитель, писательство как обман и безумие, эротика, время, пространство, природа, цвета в нарративе

Список литературы

  1. Бахтин М. М. [О Флобере] // Бахтин М. М. Собрание сочинений. М.: ИМЛИ РАН, 1996. Т. 5: Работы 1940-х — начала 1960-х годов. С. 130–137.
  2. Венедиктова Т. Д. Литература как опыт, или «Буржуазный читатель» как культурный герой. М., 2018.
  3. Грифцов Б. А. Психология писателя. М., 1988.
  4. Женетт Ж. Моменты безмолвия у Флобера // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. / общ. ред. С. Н. Зенкина. М., 1998. Т. 1. С. 217–234.
  5. Зенкин С. «Госпожа Бовари» // Зенкин С. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999. С. 13–133.
  6. Золя Э. Собрание сочинений: в 26 т. М., 1966. Т. 25.
  7. Карельский А. В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. М.: РГГУ, 1998. Вып. 1: Французская литература XIX века / сост. О. Вайнштейн.
  8. Литвиненко Н. А. Роман Г. Флобера «Госпожа Бовари»: горизонты эстетических трансформаций // Литературоведческий журнал. 2021. № 3 (53). С. 30–48.
  9. Лукач Г. Роман как буржуазная эпопея // Литературная энциклопедия: в 11 т. / глав. ред. А. В. Луначарский. М., 1935. Т. 9. С. 795–832.
  10. Мопассан Г. де. Полное собрание сочинений: в 13 т. М., 1950. Т. 13.
  11. Набоков В. В. «Госпожа Бовари» // Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998. С. 183–238.
  12. Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. М., 1977.
  13. Старобинский Ж. Шкала температур: Язык тела в «Госпоже Бовари» // Старобинский Ж. Поэзия и знание: в 2 т. / сост. С. Н. Зенкина. М., 2002. Т. 1. С. 432–463.
  14. Флобер Г. Госпожа Бовари / пер. с фр. Н. Любимова // Флобер Г. Собрание сочинений: в 3 т. М., 1983. Т. 1. С. 29–332.
  15. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: письма, статьи: в 2 т. / сост. С. Лейбович. М., 1984. Т. 1.
  16. Флобер Г. Мемуары безумца: Автобиографическая проза / предисл., примеч. Г. Модиной. М., 2009.
  17. Фоконье Б. Флобер. М., 2015.
  18. Шефер Ж.-М. Что такое литературный жанр? М., 2010.
  19. Шмид В. Нарратология. 2-е. изд. М., 2008.
  20. Bloom H. Genius. N. Y., 2002.
  21. Flaubert G. Madame Bovary: Moeurs de province / Th. Laget, éd. P., 2001.
  22. James H. Gustave Flaubert [1902] // James H. Literary Criticism: French Writers. Other European Writers. The Prefaces to the New York Edition. N. Y., 1984. P. 314–346.

Данные об авторе

Толмачев Василий Михайлович


Ученая степень: доктор филологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, улица Ленинские горы, д. 1, стр. 51;
Должность: профессор-заведующий кафедрой;
ORCID: 0000-0003-1412-1084;
Электронный адрес: tolmatchoff@hotmail.com.