/

Рогожина Анна Алексеевна

Заклинание или молитва? Магические сборники в армянской христианской традиции: проблемы содержания и интерпретации


Рогожина А. А. Заклинание или молитва? Магические сборники в армянской христианской традиции: проблемы содержания и интерпретации // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2021. Вып. 69. С. 87-105.

DOI: 10.15382/sturIII202169.87-105

Аннотация

В статье рассматриваются основные типы магических сборников в армянской рукописной культуре, их содержание, эволюция и интерпретация в армянской христианской традиции и в науке XX-XXI вв. Несмотря на каноническую и богословскую «войну против магии», о которой свидетельствуют различные средневековые источники, начиная с V века и далее, искоренение магических практик среди армянских христиан на самом деле так и не произошло, о чем свидетельствует очень большое количество рукописей двух типов, которые называют «рукописными амулетами» или «магическими сборниками». Рукописные амулеты, hmayil, в виде богато украшенных изображениями свитков, предназначенные для личного пользования и путешествий, вошли в обиход в XV в. Они содержали молитвы, отрывки из Евангелия, изображения святых и библейских историй, а иногда ещё и магические формулы и знаки для защиты от сглаза и демонов. Другой тип сборников, обычно в форме кодекса, содержал астрологические трактаты и таблицы, смешанные с отрывками из Евангелий, молитвами, заклинаниями и изображениями демонов. Можно предположить, что Армянская Церковь в какой-то мере закрывала глаза на производство свитков из-за их относительной приемлемости для христианина, судя по содержанию и сопутствующим изображениям, в то время как второй тип сборников рассматривался как продолжение древней астрологической традиции, связанной с греко-римским наследием в армянской культуре.

Ключевые слова

магия, Армения, рукописные талисманы, axtarq, Kiprianos, магический сборник, рукописи, астрология, characteres, Иоанн Мандакуни

Список литературы

  1. Анасян А. Армянская библиология V–XVIII вв. Ереван, 1959. Т. 1 (на арм. яз.).
  2. Антонян Ю. Ю. Колдовской талисман в современной армянской народной культуре // Живая старина. 2006. № 4. С. 29–32.
  3. Армянские жития и мученичества V–XVII вв. / пер. с древнеарм., вступ. ст. и примеч. К. С. Тер-Давтян. Ереван, 1994.
  4. Артюхова Т. А., Королёв А. А. Киприан и Иустина // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2013. Т. 33. С. 716–728.
  5. Арутюнян С. Б. Армянские заговоры и народные молитвы. Ереван, 2006 (на арм. яз.).
  6. Гуревич Е. А. Тайна древнего талисмана. М., 1969.
  7. Казарян Д. Г. Художественное оформление амулетов в виде свитка (с 15-го века по 1659 год): автореф. дис. … канд. искусствоведения. Ереван, 2013 (на арм. яз.).
  8. Ован Мандакуни, св. Избранные речи / пер. с древнеарм. Л. Степанян. Эчмиадзин, 2008.
  9. Одабашян А. А. Народные верования армян (по материалам рукописных талисманов XV–XIX вв.) // Кавказский этнографический сборник / отв. ред. В. К. Гарданов. М., 1976. Вып. 6. С. 107–130.
  10. Тадевосян Т. В., Коцинян Ш. К. Армянские амулеты и заговоры против ала и тпхи и Сисиниева легенда // Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы / ред. А. Л. Топорков. М., 2017. С. 327–372.
  11. Юзбашян К. Н. Армянские рукописи в петербургских собраниях: каталог // Православный Палестинский cборник. СПб., 2005. Вып. 41 (104).
  12. A Coptic Handbook of Ritual Power / M. Choat, I. Gardner, eds. Turnhout: Brepols, 2013.
  13. Abeghyan M. Armenian Folk Beliefs / R. Bedrosian, transl. from Armenian. Long Branch, New Jersey, 2012.
  14. Balicka-Witakowska E., Phenix R. An Armenian Prayer Scroll in the Collection of the Uppsala University Library // Refl ections on Armenia and the Christian Orient: Studies in Honour of Vrej Nersessian / C. Esche-Ramshorn, ed. Yerevan, 2017. P. 48–78, pl. 1–7.
  15. Byzantine Magic / H. Maguire, ed. Washington, DC, 1995.
  16. Feydit F. Amulettes de l’Arménie chrétienne. Venise: Académie arménienne Saint-Lazare, 1986.
  17. Israelyan A. Armenian Amulets of XVIII–XX cc. Yerevan: History Museum of Armenia, 2012.
  18. La Porta S. Sorcerers, Witches, and Weasels: Armenian Defi nitions of the Magical Arts // Revue des études arméniennes. 2001. T. 28. P. 171–214.
  19. Meyer M. W., Smith R. Ancient Christian Magic: Coptic Texts of Ritual Power. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1999.
  20. Skemer D. C. Binding Words: Textual Amulets in the Middle Ages. University Park, Pennsylvania: Pennsylvania State University Press, 2006.
  21. Thomson R.W. “Let Now the Astrologers Stand up”: The Armenian Christian Reaction to Astrology and Divination // Dumbarton Oaks Papers. 1992. Vol. 46: Homo Byzantinus: Papers in Honor of Alexander Kazhdan. P. 305–312.
  22. Vardanyan E. Fragments de manuscrits conservés au Musée arménien de France Fondation Nourhan Fringhian: catalogue et édition // Revue des études arméniennes. 2012. Vol. 34. P. 289–332.
  23. Waller D. J. Curious Characters, Invented Scripts, and… Charlatans?: “Pseudo-Scripts” in the Mesopotamian Magic Bowls // Journal of Near Eastern Studies. 2019. Vol. 78. P. 119–139.
  24. Wingate J. S. The Scroll of Cyprian: An Armenian Family Amulet // Folklore. 1930. Vol. 41. № 2. P. 169–187.

Данные об авторе

Рогожина Анна Алексеевна


Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Школа востоковедения НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 119017, Москва, Старая Басманная, д. 21/4, стр. 5;
ORCID: 0000-0003-4311-5257;
Электронный адрес: anrogozh@gmail.com.

Благодарности

Публикация подготовлена в ходе проведения исследования (№ 20-04-028) в рамках Программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)» в 2021 г.