/

Ермилов Павел Валерьевич, священник; Панченко Константин Александрович; Петрова Юлия Ивановна

Переписка Александрийского патриарха Герасима Паллады с Антиохийскими христианами: исторический и текстологический аспекты


Ермилов П. В., Панченко К. А., Петрова Ю. И. Переписка Александрийского патриарха Герасима Паллады с Антиохийскими христианами: исторический и текстологический аспекты // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2021. Вып. 69. С. 34-52.

DOI: 10.15382/sturIII202169.34-52

Аннотация

Несколько десятилетий, предшествующих расколу Антиохийской Церкви 1724 г. на православную и униатскую ветви, остаются крайне мало изученным периодом церковно-политической истории Православного Востока. Статья посвящена первым результатам коллективного проекта по изданию и комментированному переводу послания Александрийского патриарха Герасима Паллады православной общине города Триполи (сент. 1702 г.) и ответов патриарху от триполийских и халебских христиан. Переписка Герасима, лишь частично введенная в научный оборот, позволяет составить представление о духовных исканиях и идейно-политической борьбе в Антиохийском патриархате рубежа XVII–XVIII вв. В центре переписки стоит вызвавший большие споры вопрос о моменте преложения Святых Даров в таинстве Евхаристии, составлявший одну из традиционных тем полемики православных и католических богословов. Традиционная позиция Православной Церкви, изложенная патриархом Герасимом, вызвала резкие возражения со стороны христиан Халеба, за которыми по всей видимости стояли католические миссионеры. В статье рассмотрены исторические обстоятельства и контекст, в котором разворачивалась переписка, а также особенности рукописной традиции арабского текста послания Александрийского патриарха. В ходе сверки текста по доступным рукописям выделены две редакции перевода сочинения Герасима и установлены особенности стилистической переработки текста во второй редакции.

Ключевые слова

Христианский Восток, Антиохийский патриархат, Александрийский патриархат, арабы-христиане, католическая уния, антилатинская полемика, евхаристические споры, Герасим Паллада, арабо-христианские рукописи

Список литературы

  1. Александрийская патриархия: Сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской патриархии / сост. архим. Порфирий (Успенский). СПб., 1898. Т. 1.
  2. Арабские рукописи Института востоковедения: Краткий каталог / ред. А. Б. Халидов. М.: Наука, 1986. Ч. 1.
  3. Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVII — первая треть XIX в.). М.: Доброе слово, 2003.
  4. Описание греческих рукописей монастыря святой Екатерины на Синае / ред. В. Н. Бенешевич. СПб., 1911. Т. 1.
  5. Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством: Первые три столетия, 1516–1831. М.: Индрик, 2012.
  6. Панченко К. А. К истории Антиохийской Православной Церкви конца XVII в.: патриарший престол и клановая солидарность // Вестник церковной истории. 2016. № 1/2 (41/42). С. 159–196.
  7. Панченко К. А., Моисеева С. А. Мелькитская Католическая Церковь // Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 44. С. 642–656.
  8. Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 3. Отд. 2.
  9. Пятницкий Ю. А. Антиохийский патриарх Григорий IV и Россия: 1909–1914 годы // Исследования по Аравии и исламу: Сборник статей в честь 70-летия М. Б. Пиотровского / сост. и отв. ред. А. В. Седов. М., 2014. С. 282–337.
  10. Французов С. А. Приписки к арабской рукописной Библии (D226) из собрания Института восточных рукописей РАН как исторический источник // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2009. Вып. 3 (17). С. 38–57.
  11. Al-maḫṭūṭāt al-‘arabiyya fī abaršiyyāt Ḥumṣ wa-Ḥamāh wa-l-Lādiqiyya li-l-rūm al-urtūduks. Bayrūt, 1994.
  12. Al-maḫṭūṭāt al-ʻarabiyya fī al-adyira al-urṯūḏuksiyya al-Anṭākiyya fī Lubnān. Bayrūt, 1994. Ǧ. 1: Dayr Sayyidat al-Balamand.
  13. Bacel P. Abdallah Zakher et son imprimerie arabe // Échos d’Orient. 1908. T. 11. № 72. P. 281–287.
  14. Bacel P. Abdallah Zakher: Ses premiers travaux (1680–1722) // Échos d’Orient. 1908. T. 11. № 71. P. 218–226.
  15. Bacel P. Dernières années d’Abdallah Zakher // Échos d’Orient. 1908. T. 11. № 73. P. 363–372.
  16. Del Río Sánchez F. Catalogue des manuscrits de la Fondation Georges et Mathilde Salem (Alep, Syrie). Wiesbaden, 2008.
  17. Feodorov I. Christian Arabic Texts Printed with Help from the Romanian Principalities in the 18th Century — An Annotated Record // Istros. 2014. Vol. 20. P. 689–729.
  18. Ǧabbūr M., al-Ḫūrī Z. T. Waṯā’iq hāmma fī ḫidmat kanīsati-nā al-Anṭākiyya: Man ṣanaʻa alinfiṣāl sanat 1724? [S. l.], 2000.
  19. Ǧaq T. Al-Ruhbāniyya al-Bāsīliyya al-qānūniyya al-Ḥalabiyya al-Šuwayriyya // Al-Mašriq. 1906. T. 9. P. 891–899.
  20. Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur. Città del Vaticano, 1949. Bd. 3.
  21. Haddad R. On Melkite Passage to the Unia: the Case of Patriarch Cyril al-Zaʻim (1672–1720) // Christians and Jews in the Ottoman Empire / B. Braude, B. Lewis, eds. N. Y., 1982. Vol. 2. P. 67–90.
  22. Haddad R. Syrian Christians in Muslim Society: An Interpretation. Princeton, 1970.
  23. Karalevskij C. Antioche // Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastiques. Paris, 1924. T. 3. Col. 581–703.
  24. Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’Église Melchite du Ve au XXe siècle. Louvain; Paris, 1979. Vol. 4. T. 1; 1989. Vol. 4. T. 2.
  25. Philipp T. The Syrians in Egypt, 1725–1975. Stuttgart, 1985.
  26. Sbath P. Bibliothèque de manuscrits Paul Sbath, prêtre Syrien d’Alep: catalogue. Cairo, 1928. T. 1.
  27. Slim S. Balamand: Histoire et patrimoine. Beirut, 1995.
  28. Walbiner C.-M. The Split of the Greek Orthodox Patriarchate of Antioch (1724) and the Emergence of a New Identity in Bilâd al-Shâm as Refl ected by Some Melkite Historians of the 18th and Early 20th Centuries // Chronos. 2003. Vol. 7. P. 9–36.
  29. Wright Th. Early Travels in Palestine. N. Y., 1969.
  30. Αγίου Γερασίμου Παλλαδά Άπαντα / Ε. Χατζόγλου-Μπαλτά, έκδ. ΑθÌναι; òγιον Æρος, 2014. Τ. 1.
  31. Χατζόγλου-Μπαλτά Ε. Ηεπιστολιμαία διατριβή του Γερασίμου Παλλαδά περί του ακριβούς χρόνου καθαγιασμού των τιμίων δώρων // ìπετηρÎς íταιρείας ΒυζαντινÉν ΣπουδÉν. 2004/2006. Τ. 52. Σ. 251–322.

Данные об авторе

Ермилов Павел Валерьевич, священник


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: Заведующий Лабораторией исследований церковных институций;
ORCID: 0000-0003-0881-2866;
Электронный адрес: pavel_ermilov@mail.ru.

Панченко Константин Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стран Азии и Африки МГУ; Российская Федерация, 103911, г. Москва, Моховая, 11;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0003-4155-5187;
Электронный адрес: const969@gmail.com.

Петрова Юлия Ивановна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины; Украина, г. Киев, 01001, ул. Грушевского, 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5130-232X;
Электронный адрес: j.arabic2011@gmail.com.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках проекта «История евхаристических споров на Христианском Востоке: переписка Александрийского Патриарха Герасима Паллады с сирийскими христианами» при поддержке ПСТГУ и Фонда «Живая традиция».