/

Панченко Константин Александрович

Православные арабы и лавра Св. Саввы в XVI — нач. XVII в. по данным арабо-христианских рукописей


Панченко К. А. Православные арабы и лавра Св. Саввы в XVI — нач. XVII в. по данным арабо-христианских рукописей // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 65. С. 70-88.

DOI: 10.15382/sturIII202065.70-88

Аннотация

Статья посвящена анализу малоисследованных арабо-христианских рукописей XIII–XVII вв. из собрания Иерусалимского Православного патриархата, связанных с лаврой св. Саввы. Эта прославленная обитель Иудейской пустыни в XVI — нач. XVII в. выступала центром автономной монашеской «республики», полиэтничной по составу и включавшей, наряду с балканскими славянами и греками, некоторое число православных арабов (мелькитов). Для сиро-ливанских православных этот главный и последний из монастырей Иудейской пустыни оставался очагом высокой книжной культуры, важнейшим центром притяжения, местом диалога культур православных народов, во многом стимулировавшим духовный подъем мелькитов кон. XVI–XVII в. Контакты с лаврой св. Саввы Антиохийских патриархов, их окружения и простых паломников из сиро-палестинского региона, а также присутствие в стенах обители арабских монахов нашли отражение в приписках к целому ряду рукописей, подаренных лавре арабскими клириками и мирянами. Среди наиболее интересных персонажей, оставивших свои записи на полях этих книг, можно назвать патриархов Иоакима V ибн Джуму (1543–1576) и Михаила VI Саббага (1576–1581/4), монаха лавры Юханну ибн Ташляка (впоследствии митрополит Иоаким Вифлеемский), ученика патриарха Иоакима иеромонаха Мусу, Косму Даббаса (будущего Антиохийского патриарха под именем Кирилл III). Приписки содержат уникальную информацию о событийной истории Христианского Востока, духовных запросах, книгописании, хождении рукописей и культурных контактах в среде арабов-христиан XVI — нач. XVII в.

Ключевые слова

лавра св. Саввы (Мар Саба), Христианский Восток, Антиохийский патриархат, православные арабы, книгописание, арабо-христианские рукописи

Список литературы

  1. Антология литературы православных арабов. М., 2020. Т. 1: История.
  2. Красносельцев Н. Славянские рукописи патриаршей библиотеки в Иерусалиме // Православный собеседник. 1888. Дек. Прил. С. 1–32.
  3. Кузенков П. В., Панченко К. А. «Кривые Пасхи» и Благодатный огонь в исторической ретроспективе // Панченко К. А. Православные арабы: путь через века. М., 2013. С. 57–88.
  4. Максим Симский. История Иерусалимских патриархов со времен VI Вселенского собора до 1810 г. // Материалы для истории Иерусалимской патриархии XVI–XIX вв. СПб., 1904. Т. 2.
  5. Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством: Первые три столетия, 1516–1831. М., 2012.
  6. Панченко К. А. Когда и где начался Мелькитский ренессанс? Жизнь и труды вифлеемского митрополита Иоакима // Панченко К. А. Православные арабы: путь через века. М., 2013. С. 266–282.
  7. Панченко К. А. Саввы Освященного лавра: Исторический очерк // Православная энциклопедия (в печати).
  8. Панченко К. А. Североливанское православие на заре османской эпохи // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2017. Вып. 53. С. 56–77.
  9. Панченко К. А. «Темный век» палестинского монашества: упадок и возрождение ближневосточных монастырей на рубеже мамлюкской и османской эпох // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2018. Вып. 57. С. 58–87.
  10. Панченко К. А. Триполийское гнездо: Православная община г. Триполи в культурно-политической жизни Антиохийского патриархата XVI — первой половины XVII в. // Панченко К. А. Православные арабы: путь через века. М., 2013. С. 212–265.
  11. Панченко К. А., Фонкич Б. Л. Грамота 1594 г. антиохийского патриарха Иоакима VI царю Федору Ивановичу // Монфокон: Исследования по палеографии, кодикологии и дипломатике. М.; СПб., 2007. С. 166–184.
  12. Рассказ Неофита Кипрскаго о находящихся в Иерусалиме христианских вероисповеданиях и о ссорах их между собой по поводу мест поклонения // Материалы для истории Иерусалимской патриархии XVI–XIX века. СПб., 1901. Т. 1.
  13. Странствия Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1.
  14. Трейгер А. С. «Умный рай» — мистико-аскетический трактат в арабском переводе // Символ. 2010. № 58. С. 297–318.
  15. Хождение Трифона Коробейникова, 1593–1594. СПб., 1889.
  16. Aṭiya, ʻAzīz. Al-Fahāris at-taḥlīliyya li-maḫṭūṭāt Ṭūr Sīnā al-ʻarabiyya. Al-Iskandariyya, 1970.
  17. Nasrallah J. Histoire du movement littéraire dans l’église melchite du Ve au XXe siècle. Louvain; P., 1979. T. 4 (1).
  18. Troupeau G. Catalogue des manuscripts Arabes. Pt. 1: Manuscrits Chrétiens. P., 1972. T. 1.
  19. Waṣf maḫṭūṭāt dayr Sayyidat Ḥamāṭūra Kūsbā [Описание рукописей монастыря Богородицы Хаматура Кусба] // Al-maḫṭūṭāt al-ʻarabiyya fī l-adyira al-urṯūḏuksiyya al-Anṭākiyya fī Lubnān. Lubnān, 1991. Ǧ. 1.

Данные об авторе

Панченко Константин Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стран Азии и Африки МГУ; Российская Федерация, 103911, г. Москва, Моховая, 11;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0003-4155-5187;
Электронный адрес: const969@gmail.com.