/

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна

Обмен идеологемами в межцивилизационном диалоге: армяно-византийская контактная зона


Арутюнова-Фиданян В. А. Обмен идеологемами в межцивилизационном диалоге: армяно-византийская контактная зона // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 65. С. 11-21.

DOI: 10.15382/sturIII202065.11-21

Аннотация

Контактные зоны, возникающие между цивилизациями, — это уникальный геополитический и историко-культурный феномен с четкими концептуальными и понятийными характеристиками, они существуют на пересечении реального и ментального пространств. Сближение Армении и Византии проходило в два этапа; первый может быть обозначен как незавершенная модель контактной зоны VI–VII вв., в которой идеологическая составляющая не играла значительной роли; второй — как синтезная контактная зона X–XI вв., появление которой было подготовлено с сер. X в. активным обменом идеологемами контактирующих сторон. Комплекс идеологических представлений, сформированных к X–XI вв. в Византии, оказал серьезное влияние на общественно-политическую теорию армян: признание «семьи правителей и народов» во главе с византийским императором, концепция «порядка», политическая ортодоксия — симфония Церкви и государства, корреляция Царств небесного и земного, а также комплекс идейно-политических представлений (Константинополь — второй Рим, Романия — Восточно-Римская империя, ромеи — ее граждане). При этом в ткань повествования византийских историографов были введены армянские идеологемы: аксиома первенствующего положения Багратидов Ширака среди кавказских владетелей, признание сюзеренитета Византии и ее образ великой христианской державы — естественной союзницы Армении в борьбе с мусульманским миром. В период цивилизационного сближения произошло интегрирование династической идеи в систему верховной власти Византии, т. е. «семья» нашла изначально непредусмотренное для нее место в политической системе империи. Армянская знать, принадлежавшая к обществу династическому и вначале входившая в «комниновский клан», способствовала утверждению роли «семьи» в управлении империей.

Ключевые слова

армяно-византийская контактная зона (X–XI вв.), обмен византийскими и армянскими идеологемами, концепция «политической ортодоксии», корреляция небесного и земного царств, этно-политические представления Византии, империя — союзница христианской Армении, аристократизация общественной мысли Византии в XI в., идеал царя-рыцаря, династический принцип, династия Комнинов

Список литературы

  1. Анна Комнина. Алексиада / Пер., предисловие, коммент. Я. Н. Любарского. М., 1996.
  2. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X–XI вв.) // Результаты взаимодействия культур. М., 1994.
  3. Арутюнова-Фиданян В. А. «Повествование о делах армянских (VII в.)» // Источник и время. М., 2004.
  4. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-халкидонитская аристократия на службе империи: полководцы и дипломатические агенты Константина VII Багрянородного // Вестник ПСТГУ. Сер. III. № 3 (29). 2012. С. 7–17.
  5. Арутюнова-Фиданян В. А. Истоки генезиса армяно-византийской контактной зоны X–XI вв. «Кавказское досье» Константина Багрянородного // ВВ. 2014. Т. 73 (98). С. 13–52.
  6. Арутюнова-Фиданян В. А. Христианизация на цивилизационном пути Армении // Вестник ПСТГУ. Сер. III. № 4. 2016. С. 9–23.
  7. Гимон Г. В. К проблеме зарождения историописания в Древней Руси // Древнейшие государства Восточной Европы. М., 2016. С. 748–800.
  8. Дагрон Ж. Император и священник. Этюд о византийском «цезарепапизме». СПб., 2010.
  9. Иованнес Драсханакертци. История Армении / Пер. с древнеарм., вступ. статья и комм. М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986.
  10. Каждан А. П. Византийская культура (X–XII вв.). М., 1968.
  11. Каждан А. П. Рецензия на кн. Joannis Sсylitzae Synopsis historiarum / Rec. I. Thurn. Berolini et Novi Eboraci, 1973 // ИФЖ. 1975. №1. С. 207–208.
  12. Кекавмен. Советы и рассказы. Поучение византийского полководца XI в. / Подг. текста, введение, перевод с греческого и комментарий Г. Г. Литаврина. СПб., 2003.
  13. Мирумян К. Культурная самобытность в контексте национального бытия. Ереван, 1994.
  14. Тойнби А. Вызовы и ответы. М., 2016.
  15. Хвостова К. В. Византийская цивилизация как историческая парадигма. СПб. 2009.
  16. Худобашев А. Армяно-русский словарь. М., 1838.
  17. Ahrweiler H. L’ideologie politique de l’Empire byzantin. Paris, 1975.
  18. Constantino Porfirogenito. De Thematibus / Introducione, testo critico, commento a cura di A. Partusi. Vatican, 1952.
  19. Constantine Porphyrogenitus. De ceremoniis aulae byzantinae I–II / E rec. J. Reiskii. Bonnae, 1829–1830.
  20. Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. Vol. I. Greek ed. by G. Moravcsik. English translation by R. J. H. Jenkins. Wash., 1967; Vol. 2. Commentary by F. Dvornik, R. J. H. Jenkins, B. Lewes, G. Moravcsik, D. Obolensky, St. Runciman / Ed. R. J. H. Lenkins. L., 1962
  21. Howard-Jonston J. The De administrando imperio: A Reexamination of the Text and a Re-evaluation about the Rus // Actes du Colloque International tenu au Collège de France en octobre 1997. Paris. 2000.
  22. Thomson R. W. The Armenian literary Tradition // East of Byzantium. DOP Symposium. Washington, 1982.

Данные об авторе

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Институт мировой истории, Российская академия наук; Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32А;
ORCID: 0000-0003-4900-1736;
Электронный адрес: asya1pobednaya25@gmail.com.