Становление в Армянской церкви собственной философской и богословской традиции, если не принимать во внимание самый ранний этап этого процесса, происходило одновременно с формированием в ней отрицательного отношения к христологии, выраженной в документах Халкидонского Собора. Отвержение наследия Халкидона требовало формулирования альтернативной доктрины, которая нашла свое выражение, если выйти за рамки Армянской церкви, в трудах, в первую очередь, Севира Антиохийского. Но этот «отец монофизитской христологии» на протяжении долгого времени был официально анафематствован в Армянской церкви. Как же в этих условиях развивалось армянское богословие, и кто может быть назван в числе его главных созидателей? Петр, епископ Сюникский, годы жизни которого приходятся на конец V — первую половину VI в., вполне может быть признан одним из них. Его труды охватывают различные области богословия, хотя тема христологии, пожалуй, может рассматриваться как центральная. Об этом свидетельствуют утраченные «Слово против халкидонитов», проповедь на Рождество Христово, сохранившиеся «Похвальное слово Пресвятой Богородице», фрагменты христологического содержания. В сочинении «О вере», в котором автор излагает историю соборов, также немалое внимание уделяется событиям активной фазы христологических споров второй четверти V в. Кроме того, под его именем сохранились ответы на вопросы правителя Кавказской Албании Вачагана о воплощении Сына Божия. Независимо от того, кому принадлежит этот опус, он является важным свидетельством осмысления в Армянской церкви тайны единения Божества и человечества во Христе. Подробный анализ творческого наследия епископа Петра выходит, однако, за рамки настоящей статьи, цель которой — вызвать интерес к этому, почти забытому, богослову Армянской церкви и дать краткое описание созданных им сочинений. Изучение его трудов, как представляется, должно быть продолжено, в противном случае не может идти речи об адекватной реконструкции армянского богословия в первые века после Халкидонского Собора.
почитание Богородицы, Двинский собор, Петр Сюникский, мученик Иезидбузид (Аствацатур), Севир Антиохийский, армянская литература, армянские классические авторы, христология, гомилии
- Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван: Изд-во АН АССР, 1948.
- Аревшатян С. С. Формирование философской науки в Древней Армении (V–VI вв.). Ереван: Лимуш, 2016.
- Пантелеев С., диак. Гладзорский монастырь — средневековый университет Армении // Церковный историк: Научный журнал Московской духовной академии. Сергиев Посад: Изд-во МДА, 2019. Т. 1. № 1. С. 57–67.
- Пантелеев С. А. Некоторые аспекты восприятия Халкидонского Собора Армянской церковью согласно «Книге посланий» // Современные проблемы изучения истории Церкви: сборник докладов международной конференции МГУ им. М. В. Ломоносова, 7–8 ноября 2011 г. М.: Паломник, 2014. С. 260–270.
- Lebon J. La christologie du monophysisme syrien // Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart / A. Grillmeier, H. Bacht, Hrsg. Würzburg: Echter, 1951. Bd. 1: Der Glaube von Chalkedon. S. 425–580.
Пантелеев Сергей Александрович,
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская духовная академия; Российская Федерация, 141300, Сергиев Посад;
ORCID: 0000-0003-0376-1270;
Электронный адрес: pantspinum@yandex.ru.