/

Вестник ПСТГУ . Серия III: Филология

Вестник ПСТГУ III :65

ИССЛЕДОВАНИЯ

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна

Обмен идеологемами в межцивилизационном диалоге: армяно-византийская контактная зона

Арутюнова-Фиданян В. А. Обмен идеологемами в межцивилизационном диалоге: армяно-византийская контактная зона // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 65. С. 11-21

DOI: 10.15382/sturIII202065.11-21
Контактные зоны, возникающие между цивилизациями, — это уникальный геополитический и историко-культурный феномен с четкими концептуальными и понятийными характеристиками, они существуют на пересечении реального и ментального пространств. Сближение Армении и Византии проходило в два этапа; первый может быть обозначен как незавершенная модель контактной зоны VI–VII вв., в которой идеологическая составляющая не играла значительной роли; второй — как синтезная контактная зона X–XI вв., появление которой было подготовлено с сер. X в. активным обменом идеологемами контактирующих сторон. Комплекс идеологических представлений, сформированных к X–XI вв. в Византии, оказал серьезное влияние на общественно-политическую теорию армян: признание «семьи правителей и народов» во главе с византийским императором, концепция «порядка», политическая ортодоксия — симфония Церкви и государства, корреляция Царств небесного и земного, а также комплекс идейно-политических представлений (Константинополь — второй Рим, Романия — Восточно-Римская империя, ромеи — ее граждане). При этом в ткань повествования византийских историографов были введены армянские идеологемы: аксиома первенствующего положения Багратидов Ширака среди кавказских владетелей, признание сюзеренитета Византии и ее образ великой христианской державы — естественной союзницы Армении в борьбе с мусульманским миром. В период цивилизационного сближения произошло интегрирование династической идеи в систему верховной власти Византии, т. е. «семья» нашла изначально непредусмотренное для нее место в политической системе империи. Армянская знать, принадлежавшая к обществу династическому и вначале входившая в «комниновский клан», способствовала утверждению роли «семьи» в управлении империей.
армяно-византийская контактная зона (X–XI вв.), обмен византийскими и армянскими идеологемами, концепция «политической ортодоксии», корреляция небесного и земного царств, этно-политические представления Византии, империя — союзница христианской Армении, аристократизация общественной мысли Византии в XI в., идеал царя-рыцаря, династический принцип, династия Комнинов
  1. Анна Комнина. Алексиада / Пер., предисловие, коммент. Я. Н. Любарского. М., 1996.
  2. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X–XI вв.) // Результаты взаимодействия культур. М., 1994.
  3. Арутюнова-Фиданян В. А. «Повествование о делах армянских (VII в.)» // Источник и время. М., 2004.
  4. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-халкидонитская аристократия на службе империи: полководцы и дипломатические агенты Константина VII Багрянородного // Вестник ПСТГУ. Сер. III. № 3 (29). 2012. С. 7–17.
  5. Арутюнова-Фиданян В. А. Истоки генезиса армяно-византийской контактной зоны X–XI вв. «Кавказское досье» Константина Багрянородного // ВВ. 2014. Т. 73 (98). С. 13–52.
  6. Арутюнова-Фиданян В. А. Христианизация на цивилизационном пути Армении // Вестник ПСТГУ. Сер. III. № 4. 2016. С. 9–23.
  7. Гимон Г. В. К проблеме зарождения историописания в Древней Руси // Древнейшие государства Восточной Европы. М., 2016. С. 748–800.
  8. Дагрон Ж. Император и священник. Этюд о византийском «цезарепапизме». СПб., 2010.
  9. Иованнес Драсханакертци. История Армении / Пер. с древнеарм., вступ. статья и комм. М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1986.
  10. Каждан А. П. Византийская культура (X–XII вв.). М., 1968.
  11. Каждан А. П. Рецензия на кн. Joannis Sсylitzae Synopsis historiarum / Rec. I. Thurn. Berolini et Novi Eboraci, 1973 // ИФЖ. 1975. №1. С. 207–208.
  12. Кекавмен. Советы и рассказы. Поучение византийского полководца XI в. / Подг. текста, введение, перевод с греческого и комментарий Г. Г. Литаврина. СПб., 2003.
  13. Мирумян К. Культурная самобытность в контексте национального бытия. Ереван, 1994.
  14. Тойнби А. Вызовы и ответы. М., 2016.
  15. Хвостова К. В. Византийская цивилизация как историческая парадигма. СПб. 2009.
  16. Худобашев А. Армяно-русский словарь. М., 1838.
  17. Ahrweiler H. L’ideologie politique de l’Empire byzantin. Paris, 1975.
  18. Constantino Porfirogenito. De Thematibus / Introducione, testo critico, commento a cura di A. Partusi. Vatican, 1952.
  19. Constantine Porphyrogenitus. De ceremoniis aulae byzantinae I–II / E rec. J. Reiskii. Bonnae, 1829–1830.
  20. Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. Vol. I. Greek ed. by G. Moravcsik. English translation by R. J. H. Jenkins. Wash., 1967; Vol. 2. Commentary by F. Dvornik, R. J. H. Jenkins, B. Lewes, G. Moravcsik, D. Obolensky, St. Runciman / Ed. R. J. H. Lenkins. L., 1962
  21. Howard-Jonston J. The De administrando imperio: A Reexamination of the Text and a Re-evaluation about the Rus // Actes du Colloque International tenu au Collège de France en octobre 1997. Paris. 2000.
  22. Thomson R. W. The Armenian literary Tradition // East of Byzantium. DOP Symposium. Washington, 1982.

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Институт мировой истории, Российская академия наук; Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32А;
ORCID: 0000-0003-4900-1736;
Электронный адрес: asya1pobednaya25@gmail.com.
Гусарова Екатерина Валентиновна

Представление о Вселенской Церкви в средневековой Эфиопии (по данным судебника "Фэтха нагаст")

Гусарова Е. В. Представление о Вселенской Церкви в средневековой Эфиопии (по данным судебника "Фэтха нагаст") // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 65. С. 22-32

DOI: 10.15382/sturIII202065.22-32
Эфиопский судебник Фэтха нагаст был основным источником права (канонического, гражданского, семейного, уголовного и всякого другого) в средневековой Эфиопии вплоть до середины XX в. Он представляет собой перевод (местами точный, местами несколько вольный) Номоканона (коптского сборника церковных канонов и императорских указов) Абу-л-Фада’ила Ибн ал-‘Ассаля ас-Сафи, составленного в 1238 г., и потому представление о Вселенской Церкви с разделением ее на патриархаты, засвидетельствованное в этом памятнике, отражает позицию Коптской церкви. В эфиопской историографической традиции содержится достаточно информации, чтобы датировать Фэтха нагаст периодом не позднее XVI в. Каноническая для эфиопов тетрархия в нем открывается, разумеется, Римским патриархатом. За ним следует Александрийский патриархат, затем Эфесский, и лишь потом указано, что из Эфеса он перешел в столицу империи, Константинополь. Для монофизитов, коптов и эфиопов, халкидонский Константинопольский патриархат не был вселенским, и упоминать лишний раз в этой связи Константинополь им не хотелось. Специально рассмотрен вопрос о претензиях Багдадского католикоса, предстоятеля Церкви Востока, на руководство Антиохийской Церковью, и ряд других немаловажных вопросов, в частности тех, что касались Эфиопской митрополии.
Эфиопская Церковь, Коптская церковь, судебник Фэтха нагаст, средневековое право, Вселенские Соборы, автокефальные Церкви, канонические патриархаты
  1. Антология литературы православных арабов / Сост. К. А. Панченко. М., 2020. Т. 1: История.
  2. Панченко К. А. Забытая катастрофа: К реконструкции последствий Александрийского крестового похода 1365 г. на Христианском Востоке // Арабы-христиане в истории и литературе Ближнего Востока. М., 2013. С. 202–219.
  3. Порфирий (Успенский), еп. Список Антиохийских патриархов // Труды Киевской духовной академии. 1874. № 6. С. 346–457.
  4. Французов С. А. Метафизика стихий в раннемусульманском Йемене и допетровской Руси: общее и особенное // Международные чтения по теории, истории и философии культуры. СПб., 2003. Т. 15: Творение — творчество — репродукция: философский и религиозный опыт. С. 209–219.
  5. Эфиопские хроники XVII–XVIII веков / Введ. и заключение, пер. с эфиопск. и коммент. С. Б. Чернецова. М., 1989.
  6. Bausi A. Alcune considerazione sul “Sēnodos” etiopico // Rassegna dei Studi Etiopici. 1990 [1992]. Vol. 34. P. 5–73.
  7. Il “Fetha nagast” o “Legislazione dei re”: Codice ecclesiastico e civile di Abissina / I. Guidi, pubbl. Roma, 1897.
  8. Il “Fetha nagast” o “Legislazione dei re”: Codice ecclesiastico e civile di Abissina / I. Guidi, trad. e annot. Roma, 1899.
  9. The Fetha Nagast = The Law of the Kings / Abba Paulos Tzadua, transl.; P. L. Strauss, ed. Addis Ababa, 1968 (republished: Durham, 2009).
  10. Getatchew Haile. A Study of the Issues Raised in Two Homilies of Emperor Zärʼa Yaʽeqob of Ethiopia // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. 1981. Bd. 131. H. 1. S. 85–113.
  11. Kebra Nagast: Die Herrlichkeit der Könige / Nach den Handschriften in Berlin, London, Oxford und Paris zum ersten Mal im äthiopischen Urtext hrsg. und mit deutscher Übersetzung versehen von C. Bezold. München, 1905. (Abhandlungen der Königlichen Bayerlichen Akademie der Wissenschaften; Klasse 1. Bd. 23. Abt. 1.)
  12. Marrassini P. Kəbrä nägäśt // Encyclopaedia Aethiopica / S. Uhlig, ed. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2007. Vol. 3. P. 364–368.
  13. Nasrallah J. Chronologie des patriarches Melchites d’Antioche de 1250 à 1500. Jérusalem, 1968.
  14. Paulos Tzadua [ed.] Fətḥa nägäśt // Encyclopaedia Aethiopica / S. Uhlig, ed. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2005. Vol. 2. P. 534–535.
  15. Wright W. Catalogue of the Ethiopic manuscripts in the British Museum acquired since the year 1847. L., 1877.

Гусарова Екатерина Валентиновна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт вотсочных рукописей РАН; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб. д. 18;
Должность: младший научный сотрудник отдела Ближнего и Среднего Востока;
ORCID: 0000-0003-2170-024;
Электронный адрес: ekater-ina@mail.ru.
Даньшин Алексей Юрьевич

Арабские источники о войне халифата с Нубией и роли мирного договора 651/652 г. в политическом противостоянии Египта и Нубии.

Даньшин А. Ю. Арабские источники о войне халифата с Нубией и роли мирного договора 651/652 г. в политическом противостоянии Египта и Нубии. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 65. С. 33-47

DOI: 10.15382/sturIII202065.33-47
В конце VI в. христианство становится официальной религией трех нубийских царств — Нобадии, Мукурры и Алоа. А уже со второй трети VII в. начинается экспансия ислама на африканский континент. Завоевав Египет, исламские наместники дважды предпринимают попытку покорить Нубию — в 641/642 г. и в 651/652 г., но оба раза встречают достойное сопротивление и несут большие потери от нубийских лучников — «стрелков по зрачкам». В этих условиях подписывается уникальный для средневековой исламской экспансии договор о взаимном ненападении, торговле и дипломатических отношениях — бакт. Договор признавал обоюдные торговые интересы. Кроме того, нубийцы обязывались выдавать сбежавших от мусульман рабов, сохранять построенные на своей территории мечети и не препятствовать мусульманам посещать их, а также ежегодно поставлять в Египет 360 рабов.Утрата оригинального текста договора привела к различным его толкованиям. Одни из арабских историков (ал-Балазури и ат-Табари) пишут, что Нубия не только посылала рабов арабам, что символизировало бы ее подчинение Египту, но и сама получала от них на обмен соответствующее количество продовольствия и одежды, что ставило стороны в относительно равные условия. Другие историки (ал-Масуди, ал-Макризи) настаивают на том, что материальные обязательства по договору возлагались только на нубийцев. Такое упрощенное толкование бакта позволяло уходить от констатации поражения, понесенного арабской армией во время джихада.Само слово «бакт» имеет не арабское, а коптское происхождение, соответствующее латинскому слову «pactum», переводимому как договор или обмен обязательствами. Это указывает на возможную практику заключения соглашений типа «бакт» в период римско-нубийских связей. Возможно, бакт тогда представлял собой своеобразное соглашение о взаимных равноценных подарках. И в этой связи нубийцы, надеявшиеся получать от мусульман за передаваемых им рабов одежду и продовольствие, предложили понятную им форму договора.
Нубия, Нобадия, Мукурра, царь Калидурут, исламские завоевания, бакт, раннее христианство в Африке, история Судана
  1. ал-Бала̄з̱ури. Кита̄б футух̣ ал-булда̄н // Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М.; Л., 1960. [Т. 1]: Арабские источники VII–X вв. / Подгот. текста и пер. Л. Е. Куббеля и В. В. Матвеева. С. 22–29.
  2. Берзина С. Я. Мероэ и окружающий мир I–VIII вв. н. э. М., 1992.
  3. Гелиодор. Эфиопика. М., 1965.
  4. Ибн ʽАбд ал-Х̣акам. Кита̄б футух̣ Мис̣р ва-л-Магриб ва ах̮ба̄риха // Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. М.; Л., 1960. [Т. 1]:
  5. Арабские источники VII–X вв. / Подгот. текста и пер. Л. Е. Куббеля и В. В. Матвеева. С. 13–19.
  6. Кобищанов Ю. М. Восточный Судан в 1263–1333 гг. // Очерки истории исламской цивилизации / Ред. Ю. М. Кобищанов. М., 2008. Т. 2. С. 549–557.
  7. Кобищанов Ю. М. К вопросу о социально-экономических отношениях в средневековой Нубии // Социальные структуры доколониальной Африки. М., 1970. С. 92–132.
  8. Кобищанов Ю. М. Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире. М., 1980.
  9. Якут аль-Хамави. Алфавитный перечень стран // История Африки в древних и средневековых источниках: Хрестоматия / Ред. О. К. Дрейер. М., 1990. С. 315–323.
  10. ‘Abd al-Mun‘im Māǧid. Ẓuhūr al-ḫilāfa al-fāṭimiyya wa-suqūṭi-hā fī Miṣr. Al-Qāhira, 1971.
  11. Abû Ṣâliḥ, the Armenian. The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring Countries / B. T. A. Evetts, ed. Oxford, 1895.
  12. Burckhardt J. L. Travels in Nubia. L., 1819.
  13. Godlewski W. Dongola — ancient Tungul: Archaeological Guide. Warsaw, 2013.
  14. Ḥaydar Ibrāhīm ‘Alī. Sannār… tazyīf at-ta’rīḫ: Iḥtifāl bi 500 sana min ar-rukūd // Sudaress.com: интернет-издание, 2013. 06 дек. URL: https://www.sudaress.com/hurriyat/135344 (дата обращения: 15.04.2020).
  15. Ibn Ḫaldūn, ‘Abd ar-Raḥmān. At-ta’rīḫ al-musammā Dīwān al-mubtadaʼ wa-l-ḫabar fī taʼrīḫ al-ʻarab wa-l-barbar wa-man ʻāṣara-hum min ḏawī aš-šaʼn al-akbar. Bayrūt, 2000. Vol. 5.
  16. Shinnie P. L. Christian Nubia // The Cambridge History of Africa. Cambridge, 1975. Vol. 2: From c. 500 B. C. – A. D. 1050 / Fage J. D., ed. P. 556–588.
  17. Spaulding J. Medieval Christian Nubia and the Islamic World: A Reconsideration of the Baqt Treaty // The International Journal of African Historical Studies. 1995. Vol. 28. N 3. 1995. P. 577–594.

Даньшин Алексей Юрьевич


Ученая степень: кандидат экономических наук;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: сотрудник Международного Учебно-научного центра по изучению древних цивилизаций Египта и Судана им. В. С. Голенищева;
ORCID: 0000-0001-5489-8221;
Электронный адрес: adriston@mail.ru.
Пантелеев Сергей Александрович,

Петр Сюникский и проблема реконструкции богословия Армянской Церкви в VI веке

Пантелеев С. А. Петр Сюникский и проблема реконструкции богословия Армянской Церкви в VI веке // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 65. С. 58-69

DOI: 10.15382/sturIII202065.58-69
Становление в Армянской церкви собственной философской и богословской традиции, если не принимать во внимание самый ранний этап этого процесса, происходило одновременно с формированием в ней отрицательного отношения к христологии, выраженной в документах Халкидонского Собора. Отвержение наследия Халкидона требовало формулирования альтернативной доктрины, которая нашла свое выражение, если выйти за рамки Армянской церкви, в трудах, в первую очередь, Севира Антиохийского. Но этот «отец монофизитской христологии» на протяжении долгого времени был официально анафематствован в Армянской церкви. Как же в этих условиях развивалось армянское богословие, и кто может быть назван в числе его главных созидателей? Петр, епископ Сюникский, годы жизни которого приходятся на конец V — первую половину VI в., вполне может быть признан одним из них. Его труды охватывают различные области богословия, хотя тема христологии, пожалуй, может рассматриваться как центральная. Об этом свидетельствуют утраченные «Слово против халкидонитов», проповедь на Рождество Христово, сохранившиеся «Похвальное слово Пресвятой Богородице», фрагменты христологического содержания. В сочинении «О вере», в котором автор излагает историю соборов, также немалое внимание уделяется событиям активной фазы христологических споров второй четверти V в. Кроме того, под его именем сохранились ответы на вопросы правителя Кавказской Албании Вачагана о воплощении Сына Божия. Независимо от того, кому принадлежит этот опус, он является важным свидетельством осмысления в Армянской церкви тайны единения Божества и человечества во Христе. Подробный анализ творческого наследия епископа Петра выходит, однако, за рамки настоящей статьи, цель которой — вызвать интерес к этому, почти забытому, богослову Армянской церкви и дать краткое описание созданных им сочинений. Изучение его трудов, как представляется, должно быть продолжено, в противном случае не может идти речи об адекватной реконструкции армянского богословия в первые века после Халкидонского Собора.
почитание Богородицы, Двинский собор, Петр Сюникский, мученик Иезидбузид (Аствацатур), Севир Антиохийский, армянская литература, армянские классические авторы, христология, гомилии
  1. Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван: Изд-во АН АССР, 1948.
  2. Аревшатян С. С. Формирование философской науки в Древней Армении (V–VI вв.). Ереван: Лимуш, 2016.
  3. Пантелеев С., диак. Гладзорский монастырь — средневековый университет Армении // Церковный историк: Научный журнал Московской духовной академии. Сергиев Посад: Изд-во МДА, 2019. Т. 1. № 1. С. 57–67.
  4. Пантелеев С. А. Некоторые аспекты восприятия Халкидонского Собора Армянской церковью согласно «Книге посланий» // Современные проблемы изучения истории Церкви: сборник докладов международной конференции МГУ им. М. В. Ломоносова, 7–8 ноября 2011 г. М.: Паломник, 2014. С. 260–270.
  5. Lebon J. La christologie du monophysisme syrien // Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart / A. Grillmeier, H. Bacht, Hrsg. Würzburg: Echter, 1951. Bd. 1: Der Glaube von Chalkedon. S. 425–580.

Пантелеев Сергей Александрович,


Ученая степень: кандидат богословия;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московская духовная академия; Российская Федерация, 141300, Сергиев Посад;
ORCID: 0000-0003-0376-1270;
Электронный адрес: pantspinum@yandex.ru.
Панченко Константин Александрович

Православные арабы и лавра Св. Саввы в XVI — нач. XVII в. по данным арабо-христианских рукописей

Панченко К. А. Православные арабы и лавра Св. Саввы в XVI — нач. XVII в. по данным арабо-христианских рукописей // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 65. С. 70-88

DOI: 10.15382/sturIII202065.70-88
Статья посвящена анализу малоисследованных арабо-христианских рукописей XIII–XVII вв. из собрания Иерусалимского Православного патриархата, связанных с лаврой св. Саввы. Эта прославленная обитель Иудейской пустыни в XVI — нач. XVII в. выступала центром автономной монашеской «республики», полиэтничной по составу и включавшей, наряду с балканскими славянами и греками, некоторое число православных арабов (мелькитов). Для сиро-ливанских православных этот главный и последний из монастырей Иудейской пустыни оставался очагом высокой книжной культуры, важнейшим центром притяжения, местом диалога культур православных народов, во многом стимулировавшим духовный подъем мелькитов кон. XVI–XVII в. Контакты с лаврой св. Саввы Антиохийских патриархов, их окружения и простых паломников из сиро-палестинского региона, а также присутствие в стенах обители арабских монахов нашли отражение в приписках к целому ряду рукописей, подаренных лавре арабскими клириками и мирянами. Среди наиболее интересных персонажей, оставивших свои записи на полях этих книг, можно назвать патриархов Иоакима V ибн Джуму (1543–1576) и Михаила VI Саббага (1576–1581/4), монаха лавры Юханну ибн Ташляка (впоследствии митрополит Иоаким Вифлеемский), ученика патриарха Иоакима иеромонаха Мусу, Косму Даббаса (будущего Антиохийского патриарха под именем Кирилл III). Приписки содержат уникальную информацию о событийной истории Христианского Востока, духовных запросах, книгописании, хождении рукописей и культурных контактах в среде арабов-христиан XVI — нач. XVII в.
лавра св. Саввы (Мар Саба), Христианский Восток, Антиохийский патриархат, православные арабы, книгописание, арабо-христианские рукописи
  1. Антология литературы православных арабов. М., 2020. Т. 1: История.
  2. Красносельцев Н. Славянские рукописи патриаршей библиотеки в Иерусалиме // Православный собеседник. 1888. Дек. Прил. С. 1–32.
  3. Кузенков П. В., Панченко К. А. «Кривые Пасхи» и Благодатный огонь в исторической ретроспективе // Панченко К. А. Православные арабы: путь через века. М., 2013. С. 57–88.
  4. Максим Симский. История Иерусалимских патриархов со времен VI Вселенского собора до 1810 г. // Материалы для истории Иерусалимской патриархии XVI–XIX вв. СПб., 1904. Т. 2.
  5. Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством: Первые три столетия, 1516–1831. М., 2012.
  6. Панченко К. А. Когда и где начался Мелькитский ренессанс? Жизнь и труды вифлеемского митрополита Иоакима // Панченко К. А. Православные арабы: путь через века. М., 2013. С. 266–282.
  7. Панченко К. А. Саввы Освященного лавра: Исторический очерк // Православная энциклопедия (в печати).
  8. Панченко К. А. Североливанское православие на заре османской эпохи // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2017. Вып. 53. С. 56–77.
  9. Панченко К. А. «Темный век» палестинского монашества: упадок и возрождение ближневосточных монастырей на рубеже мамлюкской и османской эпох // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2018. Вып. 57. С. 58–87.
  10. Панченко К. А. Триполийское гнездо: Православная община г. Триполи в культурно-политической жизни Антиохийского патриархата XVI — первой половины XVII в. // Панченко К. А. Православные арабы: путь через века. М., 2013. С. 212–265.
  11. Панченко К. А., Фонкич Б. Л. Грамота 1594 г. антиохийского патриарха Иоакима VI царю Федору Ивановичу // Монфокон: Исследования по палеографии, кодикологии и дипломатике. М.; СПб., 2007. С. 166–184.
  12. Рассказ Неофита Кипрскаго о находящихся в Иерусалиме христианских вероисповеданиях и о ссорах их между собой по поводу мест поклонения // Материалы для истории Иерусалимской патриархии XVI–XIX века. СПб., 1901. Т. 1.
  13. Странствия Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885. Ч. 1.
  14. Трейгер А. С. «Умный рай» — мистико-аскетический трактат в арабском переводе // Символ. 2010. № 58. С. 297–318.
  15. Хождение Трифона Коробейникова, 1593–1594. СПб., 1889.
  16. Aṭiya, ʻAzīz. Al-Fahāris at-taḥlīliyya li-maḫṭūṭāt Ṭūr Sīnā al-ʻarabiyya. Al-Iskandariyya, 1970.
  17. Nasrallah J. Histoire du movement littéraire dans l’église melchite du Ve au XXe siècle. Louvain; P., 1979. T. 4 (1).
  18. Troupeau G. Catalogue des manuscripts Arabes. Pt. 1: Manuscrits Chrétiens. P., 1972. T. 1.
  19. Waṣf maḫṭūṭāt dayr Sayyidat Ḥamāṭūra Kūsbā [Описание рукописей монастыря Богородицы Хаматура Кусба] // Al-maḫṭūṭāt al-ʻarabiyya fī l-adyira al-urṯūḏuksiyya al-Anṭākiyya fī Lubnān. Lubnān, 1991. Ǧ. 1.

Панченко Константин Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стран Азии и Африки МГУ; Российская Федерация, 103911, г. Москва, Моховая, 11;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0003-4155-5187;
Электронный адрес: const969@gmail.com.
Франгулян Лилия Рубеновна

Художественное единство в коптском цикле Ариана

Франгулян Л. Р. Художественное единство в коптском цикле Ариана // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 65. С. 89-101

DOI: 10.15382/sturIII202065.89-101
В статье рассматривается коптский цикл, собранный вокруг имени гонителя Ариана и состоящий из трех разных мученичеств. Они дошли в составе одной рукописи. В ней произведения расположены в хронологическом порядке исходя из логики повествования. Исследуемые три памятника представляют собой единый нарратив, известный только в коптской традиции. Все мученичества объединены, во-первых, общим фоном событий — городом Антинополь, во-вторых, образом гонителя Ариана. В первых двух мученичествах этот персонаж выступает антагонистом, а в третьем памятнике — протагонистом. По замыслу создателя цикла прототипом этого персонажа выступает апостол Павел. Аллегорию на новозаветную историю Павла можно обнаружить в общем нарративе цикла, где каждый из трех текстов последовательно представляет собой пролог, завязку и развязку. С филологической точки зрения это художественное единство никогда не исследовалось, но именно такой анализ позволяет определить, какие художественные и внехудожественные методы использовал составитель цикла для объединения трех текстов.
коптская агиография, цикл, Ариан, Аскла, Филимон и Аполлоний, Диоклетиан, Антинополь
  1. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.
  2. История египетских монахов / Пер. с греч., коммент., предисл. Н. А. Кульковой. М.: ПСТГУ, 2001.
  3. Кадацкая Д. С. Термин «цикл» в отечественном литературоведении // Молодой ученый. 2017. № 22 (156). С. 473–478.
  4. Франгулян Л. Р. Агиографический мир мучеников в коптской литературе. М.: ИВ РАН, 2019.
  5. Яницкий Л. С. Циклизация как коммуникативная стратегия в современной культуре // Критика и семиотика. Новосибирск, 2000. Вып. 1–2. С. 170–174.
  6. Baumeister Th. Apollonius and Philemon, Saints // Coptic Encyclopedia / Aziz S. Atiya, ed. N. Y., 1991. Vol. 1. Р. 174–175.
  7. Baumeister Th. Martyr Invictus: der Martyrer als Sinnbild der Erlö sung in der Legende und im Kult der frü hen koptischen Kirche. Münster: Verlag, Regensberg, 1972.
  8. Cotton Nero E. I [рукопись], available at: http://www.bl.uk/manuscripts/FullDisplay.aspx?ref=Cotton_MS_Nero_E_I/1 (18.09.2020).
  9. Cyprianus Carthaginensis. De lapsis // Patrologia Latina. P., 1844. T. 4. Col. 463–494.
  10. De s. Ascla martyre, Antinoi in Thebaide // Acta Sanctorum. Ianuarii. Antverpiae, 1643. T. 2. P. 455–457.
  11. De ss. Philemone, Appolonio, Ariano // Acta Sanctorum. Martii. Antverpiae, 1668. T. 1. P. 887–890.
  12. De ss. Philemone, Appolonio, Ariano, Theotyho et sociis // Acta Sanctorum. Martii. Antverpiae, 1668. T. 1. P. 750–755.
  13. Delehaye H. Cinq leçons sur la methode hagiographique. Brussels: Société des Bollandistes, 1934.
  14. Delehaye H. Les Martyrs de l’Égypte // Analecta Bollandiana. Brussels, 1923. Vol. 40. P. 5–154.
  15. Four Martyrdoms from the Pierpont Morgan Coptic Codices / J. W. B. Barns, E. A. E. Reymonds, ed., transl., introd., comment. Oxford: Oxford University Press, 1973.
  16. Orlandi T. Coptic literature // The Roots of Egyptian Christianity. Philadelphia: Fortress Press, 1986. P. 51–81.
  17. Orlandi T. Cycle // Coptic Encyclopedia / Aziz S. Atiya, ed. N. Y., 1991. Vol. 3. Р. 666–668.
  18. Orlandi T. The Future of Studies in Coptic Biblical and Ecclesiastical Literature // The Future of Coptic Studies / R. McL. Wilson, ed. Leiden: Brill, 1978. P. 143–163.
  19. Papaconstantinou A. Hagiography in Coptic // Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography / S. Efthymiadis, ed. Farnham: Ashgate, 2011. Vol. 1: Periods and Places. P. 323–344.
  20. Petrus de Natalibus. Catalogus Sanctorum et gestorum eorum. Liber tertius. Cap. XV. Lugdunum, 1514, available at: https://reader.digitale-sammlungen.de/en/fs1/object/display/bsb10149025_00092.html?zoom=0.5 (18.09.2020)
  21. Rossi F. Un nuovo codice copto del Museo egizio di Torino contenente la vita di s. Epifanio ed i martiri di s. Pantoleone, di Ascla, di Apollonio, di Filemone, di Ariano e di Dios con versetti di vari capitoli del «Libro di Giobbe» // Atti della R. Accademia dei Lincei. Ser. 5. Roma: R. Accademia dei Lincei, 1893. Vol. 1.
  22. Symeon Metaphrastes. Martyrium sanctorum martyrum Thyrsi, Lucii, Callinici, Philemonis, Apollonii et reliquorum // Patrologia Graeca. P., 1864. T. 116. Col. 507–560.
  23. Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae // Propylaeum ad Acta Sanctorum Novebris / H. Delehaye, ed. 1902.

Франгулян Лилия Рубеновна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения РАН; Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, 12; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д.6, стр.1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6203-794X;
Электронный адрес: 8liya8@gmail.com.
Французов Сергей Алексеевич

Приписка к Арабской Библии о межконфессиональном конфликте в Палестине в конце XVII в.

Французов С. А. Приписка к Арабской Библии о межконфессиональном конфликте в Палестине в конце XVII в. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 65. С. 102-118

DOI: 10.15382/sturIII202065.102-118
В статье рассмотрена приписка на среднеарабском языке, обнаруженная перед Книгой Иова во 2-м томе старейшего списка полной Арабской Библии, хранящейся в собрании Института восточных рукописей РАН под шифром D 226. Речь в приписке, автор которой неизвестен, идет о захвате католиками Святых мест в Иерусалиме и Вифлееме, ранее принадлежавших православным, с согласия османских властей. Это событие, случившееся в 1690 г., в приписке ошибочно датировано двумя годами ранее. В 1922 г. текст приписки был издан архимандритом Илией из Александрии в сильно отредактированном в соответствии с правилами классической арабской грамматики виде по неточной копии 1908 г., снятой с вышеупомянутой рукописи арабской Библии, находившейся тогда в монастыре Баламанд под Триполи в Северном Ливане. В итоге содержание приписки местами было искажено, что сказалось на ее греческом и французском переводах. В настоящей статье впервые издан оригинальный текст приписки с русским переводом и комментарием, отождествлены все упомянутые в ней политические и церковные деятели, в том числе посол Франции, скрывавшийся под прозвищем Замария (по-видимому, искаженное ce marquis «сей маркиз»).
Иерусалим, Вифлеем, Святые места, католики в Святой Земле, Иерусалимский греко-православный патриархат, Палестина в Османской империи, султан Сулейман II, род Кёпрюлю
  1. Баранов Х. К. Арабско-русский словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 1977.
  2. Крымский А. Е. История новой арабской литературы (XIX – начало XX века) [/ Под ред. А. Б. Халидова]. 2-е изд. М., 2018. Ч. 1.
  3. Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством: Первые три столетия, 1516–1831 / Отв. ред. С. А. Кириллина. М., 2012.
  4. Пятницкий Ю. А. Антиохийский патриарх Григорий IV и Россия: 1909–1914 годы // Исследования по Аравии и исламу: Сборник статей в честь 70-летия Михаила Борисовича Пиотровского. М., 2014. С. 282–337.
  5. Сериков Н. И., Французов С. А. Арабографичный фонд. D226*1, 226*2, 226*3. Арабская Библия // Азиатский Музей – Институт восточных рукописей РАН: Путеводитель. М., 2018. С. 87–92.
  6. Французов С. А. Баламанд // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 281–283.
  7. Французов С. А. Полный список Библии на арабском языке в Санкт-Петербурге: Проблема датировки // Славянская Библия в эпоху раннего книгопечатания: К 510-летию создания Библейского сборника Матфея Десятого / Отв. ред. А. А. Алексеев. СПб., 2017. С. 110–123.
  8. Французов С. А. Приписки к арабской рукописной Библии (D 226) из собрания Института восточных рукописей РАН как исторический источник // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2009. Вып. 3 (17). С. 38–57.
  9. Французов С. А. Сказание о благочестивой израильтянке Хасане в арабо-православной агиографической традиции // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 89–99.
  10. Французов С. А. Хождение Зосимы к блаженным сынам Ионадава: к характеристике арабо-православной версии // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2018. Вып. 57. С. 124–130.
  11. Французов С. А. Хорошо забытое старое… (Как сирийские курды укрывались от преследований в христианском монастыре) // Христианский Восток. Новая серия. СПб., 2017. Т. 8 (14). С. 331–338.
  12. Чернецов С. Б. О «западных волках» — эфиопском прозвище католиков // Hyperboreus: Studia classica. Petropoli, 2001. Vol. 7. Fasc. 1–2: In memoriam A.I. Zaicev. С. 417–418.
  13. Biberstein-Kazimirski A. de. Dictionnaire arabe-français. P., 1846. T. 1.
  14. Cantemir D. Extracts from «The History of the Ottoman Empire» / A. Duţu, P. Cernovodeanu, eds. Bucharest, 1973.
  15. Dozy R. Supplément aux dictionnaires arabes. Leyde, 1881. T. 1.
  16. Petit L. Une bagarre au Saint-Sépulcre en 1698 // Revue de l’Orient Chrétien. 1903. 8ème année. P. 471–477.
  17. Piamenta M. Dictionary of Post-Classical Yemeni Arabic. Leiden; N.Y.; København; Köln, 1990. Pt. 1.
  18. Le Roman d’Alexandre à Tomboucou: Histoire du Bicornu: Le manuscrit interrompu / G. Bohas, A. Saguer, A. Sinno, trad. Barcelone, 2012. (Les manuscrits de Tombouctou).
  19. Voiron D. «Scènes de désordre» à Jérusalem et à Bethléem en 1690 // Échos d’Orient. 1924. T. 23. № 133. P. 86–92.

Французов Сергей Алексеевич


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт восточных рукописей РАН; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб. д. 18;
Должность: заведующий отделом Ближнего и Среднего Востока;
ORCID: 0000-0003-3945-8898;
Электронный адрес: serge.frantsouzoff@yahoo.fr.

ПУБЛИКАЦИИ

Петрова Юлия Ивановна

"Бейрутская церковная летопись": хроника событий ХІХ века

Петрова Ю. И. "Бейрутская церковная летопись": хроника событий ХІХ века // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 65. С. 121-137

DOI: 10.15382/sturIII202065.121-137
В настоящей публикации приводится перевод заключительного фрагмента «Бейрутской церковной летописи», составленного, согласно А. Е. Крымскому, переписчиком киевского списка Халилем Файйадом и охватывающего период 1820–1880-х гг. Этот текст представляет собой логическое продолжение основной части компилятивной хроники, составленной в православной среде Бейрута на протяжении XVIII–XIX вв. и известной под названием «Краткая история епископов, восходивших на высокую архиерейскую кафедру города Бейрута». Публикуемый фрагмент повествует о жизни православной общины Бейрута и важнейших событиях в Антиохийской Православной Церкви в период патриаршества Мефодия (1823–1850) и Иерофея (1850–1885). Как и в предыдущих частях хроники, основное внимание летописца приковано к распространению унии в пределах Антиохийской Церкви. Кроме того, особенностью этой части текста является повествование о внутренних противоречиях в среде православной общины, дающее представление об обострившемся к тому времени арабо-греческом конфликте в Антиохийском Патриархате. Перевод выполнен по киевскому списку из собрания Института рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского (ф. І, № 25709) с указанием разночтений по рукописи из библиотеки Антиохийской Патриархии, на которой основано критическое издание Н. Каидбей (2002).
арабо-православное летописание, Антиохийская Православная Церковь, Ливан, Бейрутская епархия, уния, греко-католики, греко-арабский конфликт в Православной Церкви
  1. Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М.; Иерусалим, 2007.
  2. Кобищанов Т. Ю. Дамасская резня // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 13. С. 699–700.
  3. Кобищанов Т. Ю. Друзско-маронитский конфликт // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 16. С. 286–287.
  4. Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVII — первая треть XIX века). М., 2003.
  5. Крымский А. Е. История новой арабской литературы: XIX — начало XX в. М., 1971.
  6. Лисовой Н. Н., Панченко К. А., Смирнова И. Ю. Иерофей // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 21. С. 380–383.
  7. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского / Под ред. П. В. Безобразова. СПб., 1910. Т. 1: Официальные документы; Т. 2: Переписка.
  8. Наджим Михаил, свящ. и др. Антиохийская Православная Церковь // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 501–529.
  9. Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством: Первые три столетия, 1516–1833. М., 2012.
  10. Панченко К. А., Моисеева С. А. Мелькитская католическая Церковь // Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 44. С. 642–656.
  11. Петрова Ю. И. Киевский список «Бейрутской церковной летописи»: обзор рукописи // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2019. Вып. 3 (61). С. 123–131.
  12. Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1894. Т. 1; 1896. Т. 3–4; 1902. Т. 8.
  13. Bin Ṭrād ‘A. Muḫtaṣar tārīḫ al-asāqifa al-lazīna raqū martabat ri’āsat al-kahanūt al-ğalīla fī madīnat Bayrūt / taḥqīq wa-taqdīm Nā’ila Qā’idbeyh. Bayrūt, 2002.
  14. Fawaz L. T. An Occasion for War: Civil Confl ict in Lebanon and Damascus in 1860. Berkeley; Los Angeles, 1994.
  15. Rustum A. Kanīsat madīnat Allāh Anṭākiyā al-‘uẓmā. Al-ğuz’ at-tālit: 1453–1928. Bayrūt, 1988.

Петрова Юлия Ивановна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения им. А. Е. Крымского Национальной академии наук Украины; Украина, г. Киев, 01001, ул. Грушевского, 4;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5130-232X;
Электронный адрес: j.arabic2011@gmail.com.
Салимовская Анастасия Романовна

Молитва Феодора Абу Курры, епископа Харранского, о халифе аль-Мамуне

Салимовская А. Р. Молитва Феодора Абу Курры, епископа Харранского, о халифе аль-Мамуне // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 65. С. 138-143

DOI: 10.15382/sturIII202065.138-143
В публикации представлен литературный перевод молитвы об аббасидском халифе аль-Мамуне (813–833), приписываемой арабо-православному Харранскому епископу Феодору Абу Курре (ок. 750 — ок. 830) и составленной с использованием рифмованной прозы (саджа). Хотя этот текст можно рассматривать как образец молитвы практически за любого правителя, некоторые формулировки свидетельствуют о том, что автор имел в виду именно историческую фигуру аль-Мамуна. Текст интересен как одно из свидетельств о популярности этого халифа у арабо-христианских авторов, пытавшихся создать его позитивный образ в произведениях разных жанров.
Феодор Абу Курра, халиф аль-Мамун, арабо-христианская литература, садж
  1. Арабские сочинения Феодора Абу Курры, епископа Харранского / Сост., коммент., предисл., пер. с араб. прот. О. Давыденкова. М., 2020.
  2. Давыденков О., прот. Богословие Феодора Абу Курры, епископа Харранского. М., 2020.
  3. Фильштинский И. М. История арабов и халифата (750–1517 гг.). М., 2001.
  4. Французов С. А. Бухарестская версия «Чуда Богородицы в Атрибе» (по рукописи B.A.R. Mss orientale 365 Библиотеки Румынской академии) // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 133–142.
  5. Французов С. А. Тайбитская версия «Чуда Богородицы в Атрибе» (по рукописям РНБ Араб. н. с. 266 и Араб. н. с. 91) // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 143–160.
  6. Французов С. А. Чудо Богородицы в Атрибе: текстологические особенности и специфика содержания // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 97–108.
  7. Atiya A. S. The Arabic Manuscripts of Mount Sinai: A Hand-List of the Arabic Manuscripts and Scrolls Microfi lmed at the Library of the Monastery of St Catherine, Mount Sinai. Baltimore, 1955.
  8. Bertaina D. An Arabic Account of Theodore Abu Qurra in Debate at the Court of Caliph al-Ma’mun: A Study in Early Christian and Muslim Literary Dialogues: Diss. Catholic University of America. Washington (D. C.), 2007.
  9. Lamoreaux J. C. Theodore Abū Qurra // Christian-Muslim Relations: A Bibliographical History / D. Thomas, B. Roggema, eds. Leiden; Boston, 2007. Vol. 1. Р. 439–491.
  10. Rekaya M. Al-Ma’mūn // The Encyclopaedia of Islam: New Edition. Leiden, 1991. Vol. 6. P. 331–339.
  11. Sourdel D. La politique religieuse du Calife ‘Abbaside al-Ma’mun // Revue des études islamiques. 1963. T. 30. P. 27–48.
  12. Swanson M. N. The Christian al-Ma’mūn Tradition // Christians at the Heart of Islamic Rule / D. Thomas, ed. Leiden; Boston, 2003. P. 63–92.
  13. Thomas D. The Caliph al-Ma’mūn // Christian-Muslim Relations: A Bibliographical History / D. Thomas, B. Roggema, eds. Leiden; Boston, 2007. Vol. 1. P. 582–584.
  14. Vasiliev A. The Life of St Theodore of Edessa // Byzantion. 1942–1943. Vol. 16. P. 165–225.

Салимовская Анастасия Романовна


Статус обучающегося: Магистрант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-4547-5400;
Электронный адрес: n.salik@live.com.
Выражаю глубокую благодарность моему научному руководителю С. А. Моисеевой за ценные рекомендации и содействие в подготовке настоящей публикации.

РЕЗЕНЦИИ

Головнина Наталья Геннадьевна

Рец. на кн.: The Syriac World / Ed. D. King. N. Y.: Routledge, 2018. 842 pp.

Головнина Н. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 65. С. 147-152 — Рец. на кн.: The Syriac World / Ed. D. King. N. Y.: Routledge, 2018. 842 pp.
PDF

Головнина Наталья Геннадьевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: ст. преподаватель, зам. зав кафедрой восточно-христианской филологии и истории восточных Церквей;
ORCID: 0000-0003-1754-5165;
Электронный адрес: n_golovnina@list.ru.
Головнина Наталья Геннадьевна

Рец. на кн.: Shoemaker S. J. The Apocalypse of Empire. Imperial Eschatology in Late Antiquity and Early Islam. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2018. 260 pp. (Divinations: Rereading Late Ancient Religion)

Головнина Н. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 65. С. 152-156 — Рец. на кн.: Shoemaker S. J. The Apocalypse of Empire. Imperial Eschatology in Late Antiquity and Early Islam. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2018. 260 pp. (Divinations: Rereading Late Ancient Religion)
PDF

Головнина Наталья Геннадьевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: ст. преподаватель, зам. зав кафедрой восточно-христианской филологии и истории восточных Церквей;
ORCID: 0000-0003-1754-5165;
Электронный адрес: n_golovnina@list.ru.
Головнина Наталья Геннадьевна

Рец. на кн.: Miller P. C. In the Eye of the Animal: Zoological Imagination in Ancient Christianity. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2018. 271 pp. (Divinations: Rereading Late Ancient Religion)

Головнина Н. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 65. С. 157-161 — Рец. на кн.: Miller P. C. In the Eye of the Animal: Zoological Imagination in Ancient Christianity. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2018. 271 pp. (Divinations: Rereading Late Ancient Religion)
PDF

Головнина Наталья Геннадьевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: ст. преподаватель, зам. зав кафедрой восточно-христианской филологии и истории восточных Церквей;
ORCID: 0000-0003-1754-5165;
Электронный адрес: n_golovnina@list.ru.