Муравьев Алексей Владимирович
Mṣalyanuṯā 6. Заметки к истории «мессалианской ереси»: загадка Лампета
Ссылка на статью:
Муравьев А. В.
Mṣalyanuṯā 6. Заметки к истории «мессалианской ереси»: загадка Лампета // Вестник ПСТГУ.
Серия III:
Филология. 2020.
Вып. 62. С. 31-57.
DOI:
10.15382/sturIII202062.31-57
Аннотация
В «Библиотеке» («Тысячекнижии») патр. Фотия в код. 52 содержится свидетельство об актах собора в Сиде, которые считаются одним из главных элементов «антимессалианского досье» в греческой церковной традиции. Был ли этот собор в действительности — достоверно неизвестно. Однако наличные сведения свидетельствуют о большой запутанности и, возможно, сфальсифицированности всей его истории. Главные герои с сирийской стороны выглядят как фиктивные. Из сравнения имен с сирийскими документами следует, что имя главного еретика — «Лампетия/Малпатия» вымышлено. За ним скрывается сириец Адельфий, ученик св. Юлиана Саббы. История «мессалианства» в свете нового взгляда на источники все более явственно предстает как большое недоразумение, вызванное конфликтом моделей аскетизма. В основе сирийской модели лежала евангельская идея «отсоединения от мира», которая спустя триста лет прочно укоренилась в византийской аскетике. Досье «мессалианской ереси» стало использоваться против «Макарьевского корпуса» и новых религиозных течений Средневековья (павликианство, богомильство). Исторические нестыковки в средневековой антиеретической литературе перестали смущать читателей, ибо вся история «мессалианства» превратилась в миф.
Ключевые слова
Фотий, Библиотека Фотия, поздняя античность, византийская литература, сирийская литература, мессалианство, Филоксен Маббугский, Адельфий, «Макарьевский корпус»
Список литературы
- Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
- Макарий Египетский, прп. Духовные слова и послания / А. Г. Дунаев, В. Депрэ, М. Бернацкий, С. Ким, изд. М., 2015.
- Муравьев А. В. «Мессалианский» миф IV–V вв. и споры об аскетике в иранской Церкви Востока VII в. н. э. // Вестник древней истории. 2010. № 4. С. 153–165.
- Муравьев А. В. Эфиопский Человек Божий. Заметки о сирийских влияниях в ранней эфиопской агиографии // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. Т. 5. С. 47–60.
- Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии. Л., 1990. (Палестинский Сборник № 30/93).
- Cameron A. How to read heresiology // The Cultural Turn in Late Antique Studies / D. B. Martin, P. C. Miller, eds. 2005. P. 193–212.
- Abouzayd S. Ihidayutha. A Study of the Life in Singleness in the Syrian Orient. From Ignatius of Antioch to Chalcedon 451 A. D. Oxford, 1993.
- Acta beati Abrahae Kidunaiæ / ܐܢܦܠܡ ܡܝܪܦܐ ܝܪܡ ܐܢܒܘܛܕ ܐܫܪ̈ܕܡܘ ܐܪ̈ܡܐܡ / Nau F., ed. Malines, 1902. P. 13–83. (= Bedjan AMS 1890, VI, 465–499).
- Acta conciliorum oecumenicorum. Vol. 1. Berlin, 1929 (19622).
- Allen P., Hayward C. R. Severus of Antioch. Routledge, 2004.
- Amand de Mendieta E. Le système cénobitique basilien comparé au système cénobitique pachômien // Revue de l’histoire des religions. 1957. Vol. 152. № 1. P. 31–80.
- Asceticism / Wimbush V. L., Valantasis R. New York: Oxford University Press, 1995.
- Baguenard J. M. Les moines acémètes. Vies des saints Alexandre, Marcel et Jean Calybite. Bégrolles-en-Mauges, 1988.
- Becker A. H. Fear of God and the Beginning of Wisdom: The School of Nisibis and the Development of Scholastic Culture in Late Antique Mesopotamia. Philadelphia, 2006.
- Bitton-Ashkelony, B. «Neither Beginning nor End»: The Messalian Imaginaire and Syriac Asceticism // Adamantius. 2013. Vol. 19. P. 222–239.
- Brockelmann C., Sokoloff M. A Syiac Lexicon. Winona Lake-Piscataway, 2009.
- Burns S. K. Pseudo-Macarius and the Messalians: The Use of time for the Common Good // Studies in Church History. 2002. Vol. 37. P. 1–12.
- Cain A. The Greek Historia monachorum in Aegypto: Monastic Hagiography in the Late Fourth Century. Oxford, 2016.
- Calder W. M. The epigraphy of the Anatolian heresies / W. M. Calder Buckler, eds. // Anatolian Studies presented to Sir W. M. Ramsay (1923). P. 59–91.
- Caner D. Wandering, begging monks: spiritual authority and the promotion of monasticism in late antiquity. University of California Press, 2002.
- Des heiligen Ephraem des syrers hymnen auf Abraham Kidunaya und Julianos Saba / E. Beck, ed. Louvain, 1972. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vol. 322/140, 323/141.
- Ephraem des Syrers. Sermones IV / E. Beck, ed. Louvain, 1972. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vol. 334; Scriptores Syri; t. 148.
- Epiphanius of Salamis. Adversus Haereses (Panarion) / K. Holl, ed. GCS 25, 31, 37. Leipzig, 1915–1933.
- Escolan Ph. Monachisme et église: le monachisme syrien du IVe au VIIe siècle: un ministère charismatique. Paris, 1999. P. 91–125. (Théologie historique. Vol. 109).
- Fitschen K. Messalianismus und Antimessalianismus: ein Beispiel ostkirchlicher Ketzergeschichte. Vandenhoeck & Ruprecht, 1998.
- Fitzmayer J. A. Essays on the Semitic Background of the New Testament. Chico, 1974.
- Gesenius W., Tregelles S. T. Gesenius’s Hebrew and Chaldee Lexicon to the Old Testament Scriptures. London, 1859.
- Grillmeier A., Hainthaler T. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Т. 3. Freiburg-Basel- Wien: Herder, 1993.
- Heresy and Identity in Late Antiquity / E. Iricinschi, H. M. Zellentin, eds. Tü bingen: Mohr Siebeck, 2008.
- Hogeterp A., Denau, F. Semitisms in Luke’s Greek: A Descriptive Analysis of Lexical and Syntactical Domains of Semitic Language Infl uence in Luke’s Gospel. Tü bingen: Mohr Siebeck, 2018.
- Horn C. B. Asceticism and Christological controversy in fi fth-century Palestine: the career of Peter the Iberian. Oxford, 2006.
- Humbertclaude P. La doctrine ascétique de saint Basile de Césarée. Paris, 1932.
- Justi F. Iranisches namenbuch. Elwert, 1895.
- Kessel G. Sinai Syr. 24 as an Important Witness to the Reception History of Some Syriac Ascetic Texts // Sur les pas des Araméens chrétiens, Mélanges off erts à A. Desreumeux / F. Briquel Chatonnet, M. Debié, éd. Paris, 2010. P. 207–218.
- Kosiński R. The Life of Nestorius as seen in Greek and Oriental sources // Electrium. 2007. Vol. 13. P. 155–170.
- La lettre à Patricius de Philoxène de Mabboug / A. R. Lavenant, ed. Paris, 1963. Patrología orientalis. Vol. 30. Fasc. 5. P. 725–894.
- Le Boulluec A. La notion d’hérésie dans la littérature grecque, Ile–IIIe siècles. Paris, 1985.
- Le Nain de Tillemont, L. S. Mémoires pour servir à l’histoire ecclésiastique des six premiers siècles. Justifi ez par les citations des auteurs originaux: avec des notes pour éclaircir les difficultez des faits et de la chronologie. Paris, 1640.
- Liber Graduum / Kmośko M., ed. Paris, 1926. Patrologia syriaca. Vol. 1/3.
- Lunn-Rockliffe S. The Invention and Demonisation of an Ascetic Heresiarch: Philoxenus of Mabbug on the ‘Messalian’ Adelphius // Journal of Ecclesiastical History. 2017. Vol. 68/3. № 3. P. 455–473.
- Menze V. L. Justinian and the making of the syrian Orthodox Church. Oxford, 2008.
- Mitchell S. Anatolia. Land, Men and Gods. Oxford, 1993.
- Monumenta Syriaca ex Romanis codicibus collecta. Vol. 1, 2 / G. Mösinger, G. Zingerle, eds. Paris; London, 1869.
- Orthodoxie, christianisme, histoire / S. Elm, E. Rebillard, A. Romano, eds. Rome, 2000.
- Outtier B. Orthodoxie et nationalisme dans la tradition de l’Orient Chrétien // Традиции и наследие Христианского Востока / Под ред. Д. Е. Афиногенова, А. В. Муравьева. М., 1996. С. 375–381.
- Payne-Smith R. Thesaurus Syriacus. 2 vols. Oxford, 1879–1901 (New York, 1981). [Payne-Smith, J. (Margoliouth) Supplement to the Thesaurus Syriacus. Oxford, 1927 (New York, 1981)].
- Photius. Bibliothèque (codd. 1–84) / R. Henry, ed. T. 1. Paris, 1959.
- Πιράρ M. ΑββÑ Ισαάκ τοÚ Σύρου Λόγοι ασκητικοί. Καρυές, Άγιον Όρος, 2012.
- Riedinger U. Pseudo-Dionysios Areopagites, Pseudo-Kaisarios und die Akoimeten // Byzantinische Zeitschrift. 1959. T. 52. P. 277–296.
- Rousseau Ph. Basil of Cesarea. Berkeley, London, 1994.
- Stewart O. S. B. «Working the Earth of the Heart»: The Messalian Controversy in History, Texts,and Language to AD 431. Oxford University Press, 1991.
- The Ancient Languages of Syria-Palestine and Arabia / R. D. Woodard, ed. Cambridge University Press, 2008.
- Theodoret. Kirchengeschichte / Hrsg. von L. Parmentier. Dritte, durchgesehene Aufl age von G. C. Hansen. Вerlin, 1988 (Die griechischen christlichen Schriftsteller der erstenJahrhunderte. Neue Folge. Bd. 5).
- Thonemann P. Amphilochius of Iconium and Lycaonian Asceticism // The Journal of Roman Studies. 2011. Vol. 101. P. 185–205.
- Vie d’Alexandre l’Acémète / E. Stoop de., ed. // Patrologia Orientalis. T. 6. Fasc. 5. Col. 645–657, 658–702. Paris, 1911.
- Wills L. M. Ascetic Theology Before Asceticism? Jewish Narratives and the Decentering of the Self // Journal of the American Academy of Religion. 2006. Vol. 74. Issue 4. P. 902–925.
Данные об авторе
Муравьев Алексей Владимирович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 105066, г. Москва, Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-2359-5567;
Электронный адрес: amuraviev2@hse.ru.