/

Муравьев Алексей Владимирович

Mṣalyanuṯā 6. Заметки к истории «мессалианской ереси»: загадка Лампета


Муравьев А. В. Mṣalyanuṯā 6. Заметки к истории «мессалианской ереси»: загадка Лампета // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 62. С. 31-57.

DOI: 10.15382/sturIII202062.31-57

Аннотация

В «Библиотеке» («Тысячекнижии») патр. Фотия в код. 52 содержится свидетельство об актах собора в Сиде, которые считаются одним из главных элементов «антимессалианского досье» в греческой церковной традиции. Был ли этот собор в действительности — достоверно неизвестно. Однако наличные сведения свидетельствуют о большой запутанности и, возможно, сфальсифицированности всей его истории. Главные герои с сирийской стороны выглядят как фиктивные. Из сравнения имен с сирийскими документами следует, что имя главного еретика — «Лампетия/Малпатия» вымышлено. За ним скрывается сириец Адельфий, ученик св. Юлиана Саббы. История «мессалианства» в свете нового взгляда на источники все более явственно предстает как большое недоразумение, вызванное конфликтом моделей аскетизма. В основе сирийской модели лежала евангельская идея «отсоединения от мира», которая спустя триста лет прочно укоренилась в византийской аскетике. Досье «мессалианской ереси» стало использоваться против «Макарьевского корпуса» и новых религиозных течений Средневековья (павликианство, богомильство). Исторические нестыковки в средневековой антиеретической литературе перестали смущать читателей, ибо вся история «мессалианства» превратилась в миф.

Ключевые слова

Фотий, Библиотека Фотия, поздняя античность, византийская литература, сирийская литература, мессалианство, Филоксен Маббугский, Адельфий, «Макарьевский корпус»

Список литературы

  1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
  2. Макарий Египетский, прп. Духовные слова и послания / А. Г. Дунаев, В. Депрэ, М. Бернацкий, С. Ким, изд. М., 2015.
  3. Муравьев А. В. «Мессалианский» миф IV–V вв. и споры об аскетике в иранской Церкви Востока VII в. н. э. // Вестник древней истории. 2010. № 4. С. 153–165.
  4. Муравьев А. В. Эфиопский Человек Божий. Заметки о сирийских влияниях в ранней эфиопской агиографии // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. Т. 5. С. 47–60.
  5. Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии. Л., 1990. (Палестинский Сборник № 30/93).
  6. Cameron A. How to read heresiology // The Cultural Turn in Late Antique Studies / D. B. Martin, P. C. Miller, eds. 2005. P. 193–212.
  7. Abouzayd S. Ihidayutha. A Study of the Life in Singleness in the Syrian Orient. From Ignatius of Antioch to Chalcedon 451 A. D. Oxford, 1993.
  8. Acta beati Abrahae Kidunaiæ / ܐܢܦܠܡ ܡܝܪܦܐ ܝܪܡ ܐܢܒܘܛܕ ܐܫܪ̈ܕܡܘ ܐܪ̈ܡܐܡ / Nau F., ed. Malines, 1902. P. 13–83. (= Bedjan AMS 1890, VI, 465–499).
  9. Acta conciliorum oecumenicorum. Vol. 1. Berlin, 1929 (19622).
  10. Allen P., Hayward C. R. Severus of Antioch. Routledge, 2004.
  11. Amand de Mendieta E. Le système cénobitique basilien comparé au système cénobitique pachômien // Revue de l’histoire des religions. 1957. Vol. 152. № 1. P. 31–80.
  12. Asceticism / Wimbush V. L., Valantasis R. New York: Oxford University Press, 1995.
  13. Baguenard J. M. Les moines acémètes. Vies des saints Alexandre, Marcel et Jean Calybite. Bégrolles-en-Mauges, 1988.
  14. Becker A. H. Fear of God and the Beginning of Wisdom: The School of Nisibis and the Development of Scholastic Culture in Late Antique Mesopotamia. Philadelphia, 2006.
  15. Bitton-Ashkelony, B. «Neither Beginning nor End»: The Messalian Imaginaire and Syriac Asceticism // Adamantius. 2013. Vol. 19. P. 222–239.
  16. Brockelmann C., Sokoloff M. A Syiac Lexicon. Winona Lake-Piscataway, 2009.
  17. Burns S. K. Pseudo-Macarius and the Messalians: The Use of time for the Common Good // Studies in Church History. 2002. Vol. 37. P. 1–12.
  18. Cain A. The Greek Historia monachorum in Aegypto: Monastic Hagiography in the Late Fourth Century. Oxford, 2016.
  19. Calder W. M. The epigraphy of the Anatolian heresies / W. M. Calder Buckler, eds. // Anatolian Studies presented to Sir W. M. Ramsay (1923). P. 59–91.
  20. Caner D. Wandering, begging monks: spiritual authority and the promotion of monasticism in late antiquity. University of California Press, 2002.
  21. Des heiligen Ephraem des syrers hymnen auf Abraham Kidunaya und Julianos Saba / E. Beck, ed. Louvain, 1972. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vol. 322/140, 323/141.
  22. Ephraem des Syrers. Sermones IV / E. Beck, ed. Louvain, 1972. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vol. 334; Scriptores Syri; t. 148.
  23. Epiphanius of Salamis. Adversus Haereses (Panarion) / K. Holl, ed. GCS 25, 31, 37. Leipzig, 1915–1933.
  24. Escolan Ph. Monachisme et église: le monachisme syrien du IVe au VIIe siècle: un ministère charismatique. Paris, 1999. P. 91–125. (Théologie historique. Vol. 109).
  25. Fitschen K. Messalianismus und Antimessalianismus: ein Beispiel ostkirchlicher Ketzergeschichte. Vandenhoeck & Ruprecht, 1998.
  26. Fitzmayer J. A. Essays on the Semitic Background of the New Testament. Chico, 1974.
  27. Gesenius W., Tregelles S. T. Gesenius’s Hebrew and Chaldee Lexicon to the Old Testament Scriptures. London, 1859.
  28. Grillmeier A., Hainthaler T. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Т. 3. Freiburg-Basel- Wien: Herder, 1993.
  29. Heresy and Identity in Late Antiquity / E. Iricinschi, H. M. Zellentin, eds. Tü bingen: Mohr Siebeck, 2008.
  30. Hogeterp A., Denau, F. Semitisms in Luke’s Greek: A Descriptive Analysis of Lexical and Syntactical Domains of Semitic Language Infl uence in Luke’s Gospel. Tü bingen: Mohr Siebeck, 2018.
  31. Horn C. B. Asceticism and Christological controversy in fi fth-century Palestine: the career of Peter the Iberian. Oxford, 2006.
  32. Humbertclaude P. La doctrine ascétique de saint Basile de Césarée. Paris, 1932.
  33. Justi F. Iranisches namenbuch. Elwert, 1895.
  34. Kessel G. Sinai Syr. 24 as an Important Witness to the Reception History of Some Syriac Ascetic Texts // Sur les pas des Araméens chrétiens, Mélanges off erts à A. Desreumeux / F. Briquel Chatonnet, M. Debié, éd. Paris, 2010. P. 207–218.
  35. Kosiński R. The Life of Nestorius as seen in Greek and Oriental sources // Electrium. 2007. Vol. 13. P. 155–170.
  36. La lettre à Patricius de Philoxène de Mabboug / A. R. Lavenant, ed. Paris, 1963. Patrología orientalis. Vol. 30. Fasc. 5. P. 725–894.
  37. Le Boulluec A. La notion d’hérésie dans la littérature grecque, Ile–IIIe siècles. Paris, 1985.
  38. Le Nain de Tillemont, L. S. Mémoires pour servir à l’histoire ecclésiastique des six premiers siècles. Justifi ez par les citations des auteurs originaux: avec des notes pour éclaircir les difficultez des faits et de la chronologie. Paris, 1640.
  39. Liber Graduum / Kmośko M., ed. Paris, 1926. Patrologia syriaca. Vol. 1/3.
  40. Lunn-Rockliffe S. The Invention and Demonisation of an Ascetic Heresiarch: Philoxenus of Mabbug on the ‘Messalian’ Adelphius // Journal of Ecclesiastical History. 2017. Vol. 68/3. № 3. P. 455–473.
  41. Menze V. L. Justinian and the making of the syrian Orthodox Church. Oxford, 2008.
  42. Mitchell S. Anatolia. Land, Men and Gods. Oxford, 1993.
  43. Monumenta Syriaca ex Romanis codicibus collecta. Vol. 1, 2 / G. Mösinger, G. Zingerle, eds. Paris; London, 1869.
  44. Orthodoxie, christianisme, histoire / S. Elm, E. Rebillard, A. Romano, eds. Rome, 2000.
  45. Outtier B. Orthodoxie et nationalisme dans la tradition de l’Orient Chrétien // Традиции и наследие Христианского Востока / Под ред. Д. Е. Афиногенова, А. В. Муравьева. М., 1996. С. 375–381.
  46. Payne-Smith R. Thesaurus Syriacus. 2 vols. Oxford, 1879–1901 (New York, 1981). [Payne-Smith, J. (Margoliouth) Supplement to the Thesaurus Syriacus. Oxford, 1927 (New York, 1981)].
  47. Photius. Bibliothèque (codd. 1–84) / R. Henry, ed. T. 1. Paris, 1959.
  48. Πιράρ M. ΑββÑ Ισαάκ τοÚ Σύρου Λόγοι ασκητικοί. Καρυές, Άγιον Όρος, 2012.
  49. Riedinger U. Pseudo-Dionysios Areopagites, Pseudo-Kaisarios und die Akoimeten // Byzantinische Zeitschrift. 1959. T. 52. P. 277–296.
  50. Rousseau Ph. Basil of Cesarea. Berkeley, London, 1994.
  51. Stewart O. S. B. «Working the Earth of the Heart»: The Messalian Controversy in History, Texts,and Language to AD 431. Oxford University Press, 1991.
  52. The Ancient Languages of Syria-Palestine and Arabia / R. D. Woodard, ed. Cambridge University Press, 2008.
  53. Theodoret. Kirchengeschichte / Hrsg. von L. Parmentier. Dritte, durchgesehene Aufl age von G. C. Hansen. Вerlin, 1988 (Die griechischen christlichen Schriftsteller der erstenJahrhunderte. Neue Folge. Bd. 5).
  54. Thonemann P. Amphilochius of Iconium and Lycaonian Asceticism // The Journal of Roman Studies. 2011. Vol. 101. P. 185–205.
  55. Vie d’Alexandre l’Acémète / E. Stoop de., ed. // Patrologia Orientalis. T. 6. Fasc. 5. Col. 645–657, 658–702. Paris, 1911.
  56. Wills L. M. Ascetic Theology Before Asceticism? Jewish Narratives and the Decentering of the Self // Journal of the American Academy of Religion. 2006. Vol. 74. Issue 4. P. 902–925.

Данные об авторе

Муравьев Алексей Владимирович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 105066, г. Москва, Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-2359-5567;
Электронный адрес: amuraviev2@hse.ru.