/

Вестник ПСТГУ . Серия III: Филология

Вестник ПСТГУ III :62

ИССЛЕДОВАНИЯ

Жаркая Варвара Юрьевна

Михаил Глика и трое венценосных убийц

Жаркая В. Ю. Михаил Глика и трое венценосных убийц // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 62. С. 11-30

DOI: 10.15382/sturIII202062.11-30
Михаил Глика известен прежде всего как автор пространной «Хроники», охватывающей исторические события с сотворения мира до кончины императора Алексея I Комнина (1118 г. по Р. Х.). Несмотря на популярность в Византии, это сочинение пользуется среди исследователей дурной славой из-за своей нечеткой композиции и множества некритических заимствований из более ранних источников, почти не подвергавшихся переработке и согласованию. Однако в другом произведении, так называемых «Богословских главах», Глика предстает искусным рассказчиком и выстраивает последовательное повествование, в котором риторическая отделка сочетается с мастерством в создании психологического портрета и умением создать драматическое напряжение. Различие двух методов работы становится особенно очевидно в тех случаях, когда в «Хронике» и «Богословских главах» затрагиваются одни и те же сюжеты. Статья представляет собой попытку сравнения трех историй о преступлениях императоров Феодосия I Великого, Маврикия и Иоанна I Цимисхия, рассказанных в 57-й «Богословской главе», с версиями этих же историй, представленными в «Хронике». Анализ показывает, что отказ выстраивать в «Хронике» последовательное повествование был для Глики осознанным выбором, связанным с его представлением о труде хрониста как о деятельности принципиально противоположной рассказыванию историй.
византийская литература, XII в., Михаил Глика, всемирная хроника, эпистолография, Феодосий I Великий, Маврикий, Иоанн I Цимисхий, Никифор II Фока, Комнины
  1. Авилушкина Л. Т. Из рукописной традиции «Хроники» Михаила Глики // Вспомогательные исторические дисциплины. 1991. Вып. 23. С. 127–133.
  2. Авилушкина Л. Т. К изучению предполагаемых источников первого издания греческого текста Хроники Михаила Глики: Берлинский кодекс Berolinensis gr. 235 // Вспомогательные исторические дисциплины. 2013. Т. 32. С. 331–336.
  3. Авилушкина Л. Т. Особенности и характер изданий «Хроники» Михаила Глики // Античная древность и Средние века. 2009. Вып. 39. С. 389–397.
  4. Бойцов М. А. Покаяние императора: Феодосий и Амвросий Медиоланский // Вестник древней истории. 2009. № 269 (2). С. 21–48.
  5. Васильевский В. Г. Рецензия на: Krumbacher K. Michael Glykas: Eine Skizze seiner Biographie und seiner Litterarischen Thätigkeit nebst einen unedierten Gedichte und Briefe desselben [Sitzungsberichte der philosophisch-philologischen und historischen Classe der Königliche Bayerischen Akademie der Wissenschaften. 1894. Bd. 3. S. 391–460] // Византийский временник. Т. 6. № 3–4. С. 524–537.
  6. Жаркая В. Ю. Специфика работы с источниками во «Всемирной хронике» Михаила Глики: дис. … канд. филол. наук. М.: МГУ, 2013.
  7. Черноглазов Д. А. О мировоззрении Иоанна Зонары и его современников // Византийские очерки. СПб., 2006. С. 187–204.
  8. Черноглазов Д. А. Римская история устами византийского хрониста XII в.: Еще раз о методе Зонары-историографа // Византийский временник. 2006. Т. 65 (90). С. 191–203.
  9. Bourbouhakis E. «Political» Personae: The Poem from Prison of Michael Glykas: Byzantine Literature between Fact and Fiction // Byzantine and Modern Greek Studies. 2007. Vol. 31. Issue 1. P. 53–75.
  10. Constantinus Manasses. Breviarium chronicum / O. Lampsidis, ed. Athenis, 1996.
  11. Dagron G. Empereur et prêtre: Étude sur le «césaropapisme» byzantine. P., 1996.
  12. Georgius Monachus. Chronicon / C. de Boor., P. Wirth, eds. Stuttgart, 1978. Vol. 2.
  13. Hinterberger M. Phthonos als treibende Kraft in Prodromos, Manasses und Bryennios // Medioevo Greco. 2011. Vol. 11. P. 83–106.
  14. Ioannes Scylitzes. Synopsis historiarum / I. Thurn, ed. Berlin; N. Y., 1973.
  15. Ioannes Zonara. Epitome historiarum / L. Dindorf, ed. Leipzig, 1870. Vol. 3.
  16. Kiapidou E.-S. Chapters, Epistolary Essays and Epistles: The Case of Michael Glykas’ Collection of Ninety-Five Texts in the 12th Century // Parekbolai: An electronic Journal for Byzantine Literature. 2013. Vol. 3. P. 45–64.
  17. Kiapidou E.-S. On the Epistolography of Michael Glykas // Βυζαντινά σύμμεικτα. 2011. Τ. 21. Σ. 169–193.
  18. Krumbacher K. Michael Glykas: Eine Skizze seiner Biographie und seiner Litterarischen Thätigkeit nebst einen unedierten Gedichte und Briefe desselben // Sitzungsberichte der philosophisch-philologischen und historischen Classe der Königliche Bayerischen Akademie der Wissenschaften. 1894. Bd. 3. S. 391–460.
  19. Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos, 1143–1180. Cambridge, 1993.
  20. Magdalino P. L’orthodoxie des astrologues: La science entre le dogme et la divination à Byzance (VIIe–XIVe siècle). P., 2006.
  21. Michael Glycas. Annales / I. Bekker, ed. Bonn, 1836.
  22. Neville L. Guide to Byzantine Historical Writing. Cambridge, 2018.
  23. Nilsson I. Narrating Images in Byzantine Literature: The Ekphraseis of Konstantinos Manasses // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 2005. Bd. 55. S. 121–146.
  24. Sozomenus. Kirchengeschichte / J. Bidez, G. C. Hansen, Hrsg. Berlin, 1995.
  25. Theodoret. Kirchengeschichte / L. Parmentier, Hrsg. Leipzig, 1911.
  26. Theophanes. Chronographia / C. de Boor. ed. Leipzig, 1883. Vol. 1.

Жаркая Варвара Юрьевна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Российская Федерация, 105066, г. Москва, ул. Старая Басманная, 21/4;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0705-7582;
Электронный адрес: vzharkaya@hse.ru.
Муравьев Алексей Владимирович

Mṣalyanuṯā 6. Заметки к истории «мессалианской ереси»: загадка Лампета

Муравьев А. В. Mṣalyanuṯā 6. Заметки к истории «мессалианской ереси»: загадка Лампета // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 62. С. 31-57

DOI: 10.15382/sturIII202062.31-57
В «Библиотеке» («Тысячекнижии») патр. Фотия в код. 52 содержится свидетельство об актах собора в Сиде, которые считаются одним из главных элементов «антимессалианского досье» в греческой церковной традиции. Был ли этот собор в действительности — достоверно неизвестно. Однако наличные сведения свидетельствуют о большой запутанности и, возможно, сфальсифицированности всей его истории. Главные герои с сирийской стороны выглядят как фиктивные. Из сравнения имен с сирийскими документами следует, что имя главного еретика — «Лампетия/Малпатия» вымышлено. За ним скрывается сириец Адельфий, ученик св. Юлиана Саббы. История «мессалианства» в свете нового взгляда на источники все более явственно предстает как большое недоразумение, вызванное конфликтом моделей аскетизма. В основе сирийской модели лежала евангельская идея «отсоединения от мира», которая спустя триста лет прочно укоренилась в византийской аскетике. Досье «мессалианской ереси» стало использоваться против «Макарьевского корпуса» и новых религиозных течений Средневековья (павликианство, богомильство). Исторические нестыковки в средневековой антиеретической литературе перестали смущать читателей, ибо вся история «мессалианства» превратилась в миф.
Фотий, Библиотека Фотия, поздняя античность, византийская литература, сирийская литература, мессалианство, Филоксен Маббугский, Адельфий, «Макарьевский корпус»
  1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
  2. Макарий Египетский, прп. Духовные слова и послания / А. Г. Дунаев, В. Депрэ, М. Бернацкий, С. Ким, изд. М., 2015.
  3. Муравьев А. В. «Мессалианский» миф IV–V вв. и споры об аскетике в иранской Церкви Востока VII в. н. э. // Вестник древней истории. 2010. № 4. С. 153–165.
  4. Муравьев А. В. Эфиопский Человек Божий. Заметки о сирийских влияниях в ранней эфиопской агиографии // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. Т. 5. С. 47–60.
  5. Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии. Л., 1990. (Палестинский Сборник № 30/93).
  6. Cameron A. How to read heresiology // The Cultural Turn in Late Antique Studies / D. B. Martin, P. C. Miller, eds. 2005. P. 193–212.
  7. Abouzayd S. Ihidayutha. A Study of the Life in Singleness in the Syrian Orient. From Ignatius of Antioch to Chalcedon 451 A. D. Oxford, 1993.
  8. Acta beati Abrahae Kidunaiæ / ܐܢܦܠܡ ܡܝܪܦܐ ܝܪܡ ܐܢܒܘܛܕ ܐܫܪ̈ܕܡܘ ܐܪ̈ܡܐܡ / Nau F., ed. Malines, 1902. P. 13–83. (= Bedjan AMS 1890, VI, 465–499).
  9. Acta conciliorum oecumenicorum. Vol. 1. Berlin, 1929 (19622).
  10. Allen P., Hayward C. R. Severus of Antioch. Routledge, 2004.
  11. Amand de Mendieta E. Le système cénobitique basilien comparé au système cénobitique pachômien // Revue de l’histoire des religions. 1957. Vol. 152. № 1. P. 31–80.
  12. Asceticism / Wimbush V. L., Valantasis R. New York: Oxford University Press, 1995.
  13. Baguenard J. M. Les moines acémètes. Vies des saints Alexandre, Marcel et Jean Calybite. Bégrolles-en-Mauges, 1988.
  14. Becker A. H. Fear of God and the Beginning of Wisdom: The School of Nisibis and the Development of Scholastic Culture in Late Antique Mesopotamia. Philadelphia, 2006.
  15. Bitton-Ashkelony, B. «Neither Beginning nor End»: The Messalian Imaginaire and Syriac Asceticism // Adamantius. 2013. Vol. 19. P. 222–239.
  16. Brockelmann C., Sokoloff M. A Syiac Lexicon. Winona Lake-Piscataway, 2009.
  17. Burns S. K. Pseudo-Macarius and the Messalians: The Use of time for the Common Good // Studies in Church History. 2002. Vol. 37. P. 1–12.
  18. Cain A. The Greek Historia monachorum in Aegypto: Monastic Hagiography in the Late Fourth Century. Oxford, 2016.
  19. Calder W. M. The epigraphy of the Anatolian heresies / W. M. Calder Buckler, eds. // Anatolian Studies presented to Sir W. M. Ramsay (1923). P. 59–91.
  20. Caner D. Wandering, begging monks: spiritual authority and the promotion of monasticism in late antiquity. University of California Press, 2002.
  21. Des heiligen Ephraem des syrers hymnen auf Abraham Kidunaya und Julianos Saba / E. Beck, ed. Louvain, 1972. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vol. 322/140, 323/141.
  22. Ephraem des Syrers. Sermones IV / E. Beck, ed. Louvain, 1972. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vol. 334; Scriptores Syri; t. 148.
  23. Epiphanius of Salamis. Adversus Haereses (Panarion) / K. Holl, ed. GCS 25, 31, 37. Leipzig, 1915–1933.
  24. Escolan Ph. Monachisme et église: le monachisme syrien du IVe au VIIe siècle: un ministère charismatique. Paris, 1999. P. 91–125. (Théologie historique. Vol. 109).
  25. Fitschen K. Messalianismus und Antimessalianismus: ein Beispiel ostkirchlicher Ketzergeschichte. Vandenhoeck & Ruprecht, 1998.
  26. Fitzmayer J. A. Essays on the Semitic Background of the New Testament. Chico, 1974.
  27. Gesenius W., Tregelles S. T. Gesenius’s Hebrew and Chaldee Lexicon to the Old Testament Scriptures. London, 1859.
  28. Grillmeier A., Hainthaler T. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Т. 3. Freiburg-Basel- Wien: Herder, 1993.
  29. Heresy and Identity in Late Antiquity / E. Iricinschi, H. M. Zellentin, eds. Tü bingen: Mohr Siebeck, 2008.
  30. Hogeterp A., Denau, F. Semitisms in Luke’s Greek: A Descriptive Analysis of Lexical and Syntactical Domains of Semitic Language Infl uence in Luke’s Gospel. Tü bingen: Mohr Siebeck, 2018.
  31. Horn C. B. Asceticism and Christological controversy in fi fth-century Palestine: the career of Peter the Iberian. Oxford, 2006.
  32. Humbertclaude P. La doctrine ascétique de saint Basile de Césarée. Paris, 1932.
  33. Justi F. Iranisches namenbuch. Elwert, 1895.
  34. Kessel G. Sinai Syr. 24 as an Important Witness to the Reception History of Some Syriac Ascetic Texts // Sur les pas des Araméens chrétiens, Mélanges off erts à A. Desreumeux / F. Briquel Chatonnet, M. Debié, éd. Paris, 2010. P. 207–218.
  35. Kosiński R. The Life of Nestorius as seen in Greek and Oriental sources // Electrium. 2007. Vol. 13. P. 155–170.
  36. La lettre à Patricius de Philoxène de Mabboug / A. R. Lavenant, ed. Paris, 1963. Patrología orientalis. Vol. 30. Fasc. 5. P. 725–894.
  37. Le Boulluec A. La notion d’hérésie dans la littérature grecque, Ile–IIIe siècles. Paris, 1985.
  38. Le Nain de Tillemont, L. S. Mémoires pour servir à l’histoire ecclésiastique des six premiers siècles. Justifi ez par les citations des auteurs originaux: avec des notes pour éclaircir les difficultez des faits et de la chronologie. Paris, 1640.
  39. Liber Graduum / Kmośko M., ed. Paris, 1926. Patrologia syriaca. Vol. 1/3.
  40. Lunn-Rockliffe S. The Invention and Demonisation of an Ascetic Heresiarch: Philoxenus of Mabbug on the ‘Messalian’ Adelphius // Journal of Ecclesiastical History. 2017. Vol. 68/3. № 3. P. 455–473.
  41. Menze V. L. Justinian and the making of the syrian Orthodox Church. Oxford, 2008.
  42. Mitchell S. Anatolia. Land, Men and Gods. Oxford, 1993.
  43. Monumenta Syriaca ex Romanis codicibus collecta. Vol. 1, 2 / G. Mösinger, G. Zingerle, eds. Paris; London, 1869.
  44. Orthodoxie, christianisme, histoire / S. Elm, E. Rebillard, A. Romano, eds. Rome, 2000.
  45. Outtier B. Orthodoxie et nationalisme dans la tradition de l’Orient Chrétien // Традиции и наследие Христианского Востока / Под ред. Д. Е. Афиногенова, А. В. Муравьева. М., 1996. С. 375–381.
  46. Payne-Smith R. Thesaurus Syriacus. 2 vols. Oxford, 1879–1901 (New York, 1981). [Payne-Smith, J. (Margoliouth) Supplement to the Thesaurus Syriacus. Oxford, 1927 (New York, 1981)].
  47. Photius. Bibliothèque (codd. 1–84) / R. Henry, ed. T. 1. Paris, 1959.
  48. Πιράρ M. ΑββÑ Ισαάκ τοÚ Σύρου Λόγοι ασκητικοί. Καρυές, Άγιον Όρος, 2012.
  49. Riedinger U. Pseudo-Dionysios Areopagites, Pseudo-Kaisarios und die Akoimeten // Byzantinische Zeitschrift. 1959. T. 52. P. 277–296.
  50. Rousseau Ph. Basil of Cesarea. Berkeley, London, 1994.
  51. Stewart O. S. B. «Working the Earth of the Heart»: The Messalian Controversy in History, Texts,and Language to AD 431. Oxford University Press, 1991.
  52. The Ancient Languages of Syria-Palestine and Arabia / R. D. Woodard, ed. Cambridge University Press, 2008.
  53. Theodoret. Kirchengeschichte / Hrsg. von L. Parmentier. Dritte, durchgesehene Aufl age von G. C. Hansen. Вerlin, 1988 (Die griechischen christlichen Schriftsteller der erstenJahrhunderte. Neue Folge. Bd. 5).
  54. Thonemann P. Amphilochius of Iconium and Lycaonian Asceticism // The Journal of Roman Studies. 2011. Vol. 101. P. 185–205.
  55. Vie d’Alexandre l’Acémète / E. Stoop de., ed. // Patrologia Orientalis. T. 6. Fasc. 5. Col. 645–657, 658–702. Paris, 1911.
  56. Wills L. M. Ascetic Theology Before Asceticism? Jewish Narratives and the Decentering of the Self // Journal of the American Academy of Religion. 2006. Vol. 74. Issue 4. P. 902–925.

Муравьев Алексей Владимирович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 105066, г. Москва, Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 5;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-2359-5567;
Электронный адрес: amuraviev2@hse.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Александрова Татьяна Львовна

Иоанн Газский. Экфрасис картины мироздания

Александрова Т. Л. Иоанн Газский. Экфрасис картины мироздания // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 62. С. 61-90

DOI: 10.15382/sturIII202062.61-90
Публикация представляет собой стихотворный перевод поэмы Иоан на Газского (1-я пол. VI в.) «Экфрасис картины мироздания». Поэма состоит из 732 стихов и содержит красочное описание более 50 аллегорических фигур, изображающих персонифицированные стихии. Это якобы описание реальной мозаики или фрески, находившейся, как сообщает примечание схолиаста, в зимних банях. Местоположение этих бань неизвестно. К отдельным фигурам находятся живописные аналоги, но до сих пор так и не установлено, что за произведение искусства послужило прототипом для «Экфрасиса». Возможно, что исходной картины и не было, а Иоанн просто воплощает собственное представление о мироздании, основывающееся на позднеантичных научных сведениях. Иоанн не является противником христианства: свое описание он начинает с молитвы Богу, а среди фигур первым описывает крест. Однако с библейской картиной мира представления Иоанна существенно расходятся. Как поэт Иоанн Газский принадлежит к школе Нонна, зависимость от которого не вызывает сомнений. В свою очередь, сам он повлиял на Павла Силенциария и его «Экфрасис св. Софии Константинопольской», который, если учитывать поэму Иоанна, начинает восприниматься как картина рукотворного образа мироздания, запечатленного в юстиниановской постройке.
Иоанн Газский, экфрасис, античная космология, сферическая земля, персонификация, Павел Силенциарий, Косма Индикоплов, позднеантичная литература, византийская литература
  1. Дионисий (Шленов), иером. Варсонофий Великий // Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 684–696.
  2. Орецкая И. А., Попов И. Н. Косма Индикоплов // Православная энциклопедия. Т. 38. М., 2015. С. 250–252.
  3. Agosti G. Greek poetry // The Oxford Handbook of Late Antiquity / Ed. S. Johnson. Oxford, 2012. P. 361–405.
  4. Cameron A. On the date of John de Gaza // Classical Quarterly. 1993. Vol. 43. P. 348–351.
  5. Downey G. John of Gaza and the Mosaic of Ge and Karpoi // Antioch-in-the-Orontes. II. The excavations of 1934–1936. Princeton; L.; La Hague, 1938. P. 205–212.
  6. Gigli-Piccardi D. Poetic inspiration in John of Gaza: Emotional Upheaval and Ecstasy in a Neoplatonic Poet // Nonnus of Panopolis in Context: Poetry and Cultural Milieu in Late Antiquity with a Section on Nonnus and the Modern World / Еd. K. Spanoudakis. De Gruyter, 2014. P. 403–420.
  7. Lauritzen D. Paule le Silentiaire lectuer de Jean de Gaza // Le voyage des légendes. Hommages à Pierre Chuvin / Еd. D. Lauritzen, M. Tardieu. P., 2013. P. 309–323.
  8. Lauritzen D., ed. Jean de Gaza. Description de tableau cosmique. P.: Les belles lettres, 2018.

Александрова Татьяна Львовна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-6963-2263;
Электронный адрес: tatianaalexandrova@yandex.ru.
Давыденкова Мария Эмильевна; Калужнина Надежда Викторовна; Стриевская Ольга Львовна; Мазурина Наталья Константиновна; Стриевская Мария Константиновна

Словарь речений из богослужебных книг прот. А. И. Невоструева (нравный – нѣчто; о – облиставаю)

Давыденкова М. Э., Калужнина Н. В., Стриевская О. Л., Мазурина Н. К., Стриевская М. К. Словарь речений из богослужебных книг прот. А. И. Невоструева (нравный – нѣчто; о – облиставаю) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 62. С. 91-107

DOI: 10.15382/sturIII202062.91-107
Предлагаемая вниманию читателей публикация содержит последнюю часть материала на букву «Н» и первую часть на букву «О». Особенности издания Словаря, перечень источников, списки сокращений и условных обозначений подробно описаны в предыдущих выпусках «Вестника ПСТГУ». Кроме того, все предыдущие публикации, а также отдельно список сокращений и перечень источников можно найти на сайте филологического факультета ПСТГУ по ссылке http://pstgu.ru/faculties/philological/science/slov_Nevostr/. Прочтение рукописного чернового текста Словаря на букву «Н» и его компьютерный набор осуществила М. Э. Давыденкова, на букву «О» — Н. В. Калужнина. Сверку ссылок и цитат по богослужебным книгам, в том числе, по изданиям XVII — нач. XIX в., их компьютерный набор и дальнейшее издательское комментирование и редактирование текста подготовили Н. В. Калужнина и М. Э. Давыденкова. Редактирование греческого текста и сверку ссылок по греческим источникам выполнили О. Л. Стриевская и М. К. Стриевская. Сверку ссылок по церковнославянскому тексту Священного Писания выполнила М. К. Стриевская. Сверку ссылок по Прологу (по изданию 2002 г.) и компьютерный набор цитат подготовила Н. К. Мазурина.
словарь церковнославянского языка, Невоструев, церковнославянский язык, богослужебные книги, греческие параллели, переводы Ветхого Завета
  1. Пролог (март-май). М.: Преображенская типография, 1910 (репринт с изд. МПД 1643 г.).
  2. Соборник из 71 слова. М.: Московский Печатный Двор, 1700. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/14-1?fnum=4 (дата обращения: 02.06.2019).
  3. Septuaginta / Rahlfs A., ed. Stuttgart, 1979.
  4. Septuaginta / Rahlfs A., Hanhart R., eds. Stuttgart, 2006.
  5. Μηναiον, T. 01-12. Βενετία, 1863. URL: http://analogion.gr/music/lb (дата обращения: 15.11.2018).

Давыденкова Мария Эмильевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-2999-0154;
Электронный адрес: mdavydenkova@yandex.ru.

Калужнина Надежда Викторовна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-5676-7345;
Электронный адрес: nkaluzhnina@yandex.ru.

Стриевская Ольга Львовна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-8355-6156;
Электронный адрес: okstr1966@gmail.com.

Мазурина Наталья Константиновна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: НОЧУ православная Свято-Георгиевская гимназия Московская обл.; Российская Федерация, 143406, г. Красногорск, ул. Райцентр, 4, стр. 2;
Должность: учитель;
ORCID: 0000-0002-5425-1847;
Электронный адрес: nat-mazurina07@yandex.ru.

Стриевская Мария Константиновна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: препод. кафедры древнехристианской письменности богословского факультета;
ORCID: 0000-0002-4840-873Х;
Электронный адрес: strievskaya_maria@mail.ru.
Маньков Александр Евгеньевич

Диалект села Старошведское: опыт составления словаря неизученного языка (lägge — mūär)

Маньков А. Е. Диалект села Старошведское: опыт составления словаря неизученного языка (lägge — mūär) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 62. С. 108-132

DOI: 10.15382/sturIII202062.108-132
В данной работе мы продолжаем публикацию материалов для словаря современного диалекта села Старошведское, который является единственным живым скандинавским языком на территории бывшего СССР. Современное состояние этого диалекта не описано в лингвистической литературе, в связи с чем единственный источник фактического материала, приведенного в работе, — устные интервью с носителями, записанные автором в ходе экспедиций в село в 2004‒2013 гг. Общая цель работы — максимально полно представить материал, зафиксированный в интервью, и таким образом попытаться показать реальное состояние диалектного словаря и морфологии. Словарные статьи состоят из следующих компонентов: указание на часть речи; тип словоизменения; перевод; словосочетания, предложения или небольшие тексты, иллюстрирующие словоупотребление (с указанием инициалов информанта). Во многих случаях приводятся парадигмы в виде таблиц, включающие в себя все фонетические и морфологические варианты, названные в интервью.
документирование языка, полевая лингвистика, неизученный язык, скандинавские языки, шведские диалекты, шведские диалекты Эстонии, Старошведское, диалектный словарь
  1. Маньков А. Е. Диалект села Старошведское: опыт составления словаря исчезающего языка (a — brist-bäin) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. № 3 (38). С. 91‒130.
  2. Маньков А. Е. Диалект села Старошведское: опыт составления словаря неизученного языка (laitär — lū) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 60. С. 104–125.

Маньков Александр Евгеньевич


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, Москва, Лихов пер., 6; НИУ «Высшая школа экономики»; Российская Федерация, 115054, Москва, Малая Пионерская, 12; Royal Society for Swedish Cultur e Abroad, Department of Swedish, Gothenburg University, Dicksonsgatan 6, Box 53066, 400 14 Gothenbur g, Sweden;
Должность: старший научный сотрудник Научно-административного центра ФФ;
ORCID: 0000-0002-5735-0955;
Электронный адрес: mankov2017@gmail.com.
Исследование выполнено в 2019 году в рамках проекта «Диалект села Старошведское: изучение лексики и составление словаря» при финансовой поддержке Фонда развития ПСТГУ. Выражаю глубокую благодарность директору Российско-шведского центра РГГУ Т. А. Тоштендаль-Салычевой, без чьего содействия данное исследование было бы невозможно.
Маркелова Ольга Александровна

Лирика Вильяма Хайнесена: сборник «Тёмное солнце» (1936)

Маркелова О. А. Лирика Вильяма Хайнесена: сборник «Тёмное солнце» (1936) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 62. С. 133-158

DOI: 10.15382/sturIII202062.133-158
Публикация представляет собой переводы на русский язык лирики фарерского поэта Вильяма Хайнесена (1900–1991), а именно его пятого сборника стихов «Темное солнце». Этот сборник является поворотным в его творчестве, поскольку и поэтические формы, и мировоззрение в нем отличаются от его ранней поэзии и определяют формальные и тематические аспекты его поздней поэзии и прозы. «Темное солнце» хорошо вписывается в картину датской модернистской поэзии 1930-х гг. с ее социальной вовлеченностью и реакцией на реальные события, но имеет очень мало общего с фарерской поэзией того же периода, где преобладают пейзаж и философские стихи.
Вильям Хайнесен, лирика 1930-х гг., фарерская поэзия, датская поэзия
  1. Маркелова О. А. Становление литературы Фарерских островов и формирование фарерского национального самосознания. Пушкино, 2006.
  2. Маркелова О. А. Ранняя лирика Вильяма Хайнесена // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2017. Вып. 51. С. 83‒95.
  3. Brostrøm T. Himmel og hav. William Heinesens lyrik // Úthavsdagar. Oceaniske dage. Tórshavn, 2000. S. 12‒34.
  4. Davidsen Mogens. William Heinesen. Danske digtere i den 20. århundrede. Bd. 1 / Anne-Marie Maj, ed. Gads Forlag, København, 2002. S. 238–247.
  5. Dansk litteraturhistorie. Bd. 7. Demokrati og kulturkamp 1901–45. Gyldendal, 1984.
  6. Glyn Jones W. Færø og kosmos. En indføring i William Heinesens forfatterskab. Gyldendal, 1974.
  7. Isaksen J. Færøsk litteratur. Introduktion og punktnedslag. Vindrosen, 1993.
  8. Storm Ole. William Heinesen // Danske digtere i den 20. århundrede / Frederik Nielsen og Ole Restrup, eds. Bd. 2. København, 1966. S. 625–656.
  9. Søholm Ejgil. William Heinesen // Danske digtere i den 20. århundrede. Bd. 2 / Torben Brostrøm, Mette Vinge, eds. Gads Forlag, 1981. S. 293–312.

Маркелова Ольга Александровна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: независимый исследователь;
ORCID: 0000-0003-3640-4886;
Электронный адрес: tysdagur@mail.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Небольсин Антал Гергей

Рец. на кн.: Tyconius. Exposition of the Apocalypse. Transl. by Francis X. Gumerlock. Intr. and Notes by David C. Robinson. Washington, D.C.: The Catholic University of America Press, 2017 (The Fathers of the Church. A New Translation; 134). Tyconius und Apringius. Zwei alte lateinische Kommentare zur Off enbarung des Johannes. Uebers. von Albrecht und Erika von Blumenthal. Berlin: Logos, 2018.

Небольсин А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 62. С. 161-165 — Рец. на кн.: Tyconius. Exposition of the Apocalypse. Transl. by Francis X. Gumerlock. Intr. and Notes by David C. Robinson. Washington, D.C.: The Catholic University of America Press, 2017 (The Fathers of the Church. A New Translation; 134). Tyconius und Apringius. Zwei alte lateinische Kommentare zur Off enbarung des Johannes. Uebers. von Albrecht und Erika von Blumenthal. Berlin: Logos, 2018.
PDF

Небольсин Антал Гергей


Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: профессор кафедры библеистики Богословского факультета;
ORCID: 0000-0002-0037-8674;
Электронный адрес: gyula@mail.ru.
Макаров Владимир Сергеевич

Рец. на кн.: Staged Normality in Shakespeare’s England / ed. R. Loughnane, E. Semple. New York: Palgrave Macmillan, 2019. 299 p.

Макаров В. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 62. С. 165-169 — Рец. на кн.: Staged Normality in Shakespeare’s England / ed. R. Loughnane, E. Semple. New York: Palgrave Macmillan, 2019. 299 p.
PDF

Макаров Владимир Сергеевич


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, 9, стр. 2;
Должность: доцент;
ORCID: 0004-0003-2011-0963;
Электронный адрес: mail@vmakarov.name.

Лучшие книги 2019 года о Шекспире и наиболее ожидаемые книги 2020

Лучшие книги 2019 года о Шекспире и наиболее ожидаемые книги 2020 // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2020. Вып. 62. С. 170-178
PDF

Макаров Владимир Сергеевич


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, 9, стр. 2;
Должность: доцент;
ORCID: 0004-0003-2011-0963;
Электронный адрес: mail@vmakarov.name.