Кормышева Элеонора Евфимовна
Древнеегипетские корни образа пантеры в александрийском «Физиологе»
Ссылка на статью:
Кормышева Э. Е.
Древнеегипетские корни образа пантеры в александрийском «Физиологе» // Вестник ПСТГУ.
Серия III:
Филология. 2019.
Вып. 61. С. 67-79.
DOI:
10.15382/sturIII201961.67-79
Аннотация
Цель данного исследования — проследить древнеегипетские корни образа Пантеры, символизирующей Спасителя в зоологической мистерии «Физиолог», созданной в египетской Александрии. С учетом высказанного в литературе мнения об утрате Пантерой черт хищника и превращения ее в «Физиологе» в бесполый образ, в статье на основании анализа текстового и изобразительного материала древнего Египта прослежены черты, характерные для Пантеры древнеегипетской мифологии, которые остались присущими ее образу в «Физиологе». Для осуществления поставленной задачи были выделены следующие особенности ее образа, которые, по мнению автора, восходят к древнеегипетской традиции. Это изначальное единство Пантеры и Змеи, которое прослеживается на ранних памятниках древнеегипетской культуры — палетках раннединастического периода из Иераконполя, где наблюдается комбинированный образ, показывающий единение обоих зверей. По сохранившимся источникам их разрыв и враждебность, а также превращение Пантеры в защитника Солнечного бога фиксируются в Текстах Пирамид эпохи Древнего царства (III тыс. до н. э.), где действует самка пантеры, Мафдет, которая убивает змея как врага Солнечного бога. Исследуются также египетские корни представлений о многоцветности Пантеры, отразившиеся в «Физиологе». В статье приводятся данные, связанные с отношением египтян к шкуре пантеры как персонифицированной модели космоса. Примером служат одеяния жрецов и умершего перед жертвенным столом, а также голова пантеры на различных предметах, одежде, магических жезлах. По мнению автора, на становление образа Пантеры как зоологической персонификации Спасителя повлияла также ее роль перевозчика душ умерших в потустороннем мире. В качестве доказательства этого тезиса рассматриваются магические жезлы эпохи Среднего царства, на которых показаны мифические образы крылатой Пантеры с головой сокола — перевозчика головы умершего, а также фигуры Тутанхамона на черной пантере, найденные в его гробнице. Представляется, что присущие Пантере черты защитника Солнечного бога и трансформатора душ потустороннего мира привели к ее персонификации в образе Христа.
Ключевые слова
Древний Египет, Пантера, Тутанхамон, Змей, Мафдет, Солнечное божество, «Физиолог», Тексты Пирамид, Бени Хасан, Хор, Исида
Список литературы
- Кормышева Э. Е. Голова как самостоятельная часть тела в потустороннем мире // Эпиграфика Востока. 2019. Вып. 34 (в печати).
- Ходжаш С. И. Жезл и туалетный сосуд с изображением сцены магической защиты // Древний Египет. Сборник статей. M., 1960. C. 242–260.
- Юрченко А. Г. Александрийский Физиолог. Зоологическая мистерия. СПб., 2001.
- Allen J. The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Atlanta, 2015.
- Ciałowicz K. M. Les palettes égyptiennes aux motifs zoomorphes et sans décoration: Études de l’art prédynastique. Kraków, 1991.
- Davies N. de G. Paintings from the Tomb of Rekh-Mi-Re at Thebes. N. Y., 1935.
- Edel E. Zu den Inschriften auf den Jahreszeitenreliefs der “Weltkammer” aus dem Sonnenheiligtum des Niuserre // Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. Philologisch-Historische Klasse. 1961. Bd. 8. S. 209–255.
- Hawass Z. Le Trésor de Toutankhamon. P., 2008.
- Hsu Shih-Wei. The “Griffi n” as a Visual and Written Image for the King // Göttinger Miszellen. 2011. Bd. 231. S. 45–56.
- Jéquier G. La Panthère dans l’ancienne Égypte // Revue d’éthnographie et de sociologie. P., 1913. Vol. 4. P. 535–373.
- Kammerzell F. Panther, Löwe und Sprachentwicklung im Neolithikum. Göttingen, 1994.
- Kamrin J. The Cosmos of Khnumhotep II at Beni Hasan. L.; N. Y., 1999.
- Kanawati N., Evans L. Beni Hassan. Oxford, 2014. Vol. 1: The Tomb of Khnumhotep II; 2018. Vol. 4: The Tomb of Baqet III.
- Leibovitch J. Le griffon (Trois communications faites à l’institut d’Egypte). Le Caire, 1946.
- Legge F. The Magic Ivories of the Middle Empire // Proceedings of the Society of Biblical Archaeology. 1905. T. 27. Р. 130–152, 297–303.
- Mauric-Barberio F. Unzahlige neue Wand-, Pfeiler-und Deckenfragmente aus dem Grab Sethos’ I // Scanning Sethos. Die Wiedergeburt eines Pharaonengrabes. Basel, 2018. S. 118–129.
- Petrie W. M. F. Medum. L., 1892.
- Petrie W. M. F. Objects of Daily Use. L., 1927.
- Sethe K. Urkunden des Alten Reichs. Leipzig, 1932. Bd. 1.
- Shorter A. W. A Magical Ivory // Journal of Egyptian Archaeology. 1932. Vol. 18. P. 1–2.
- Quibell J. E. Hierakonpolis. L., 1900. Pt. 1.
- Quibell J. E., Green F. W. Hierakonpolis. L., 1902. Pt. 2.
- Virey Ph. Le tombeau de Rekhmara, préfet de Thèbes sous la XVIII Dynastie. P., 1889.
- Westendorf W. Beitrage aus und zu den medizinischen Texten // Zeitschrift für ägyptische
- Sprache. 1966. Bd. 92. S. 129–132.
- Westendorf W. Panther // Lexikon der Ägyptologie. Lieferung 5. Wiesbaden, 1982. Bd. 4. S. 664–665.
Данные об авторе
Кормышева Элеонора Евфимовна
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Институт востоковедения РАН; Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, 12;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000 0002 9274 5661;
Электронный адрес: elena3430@mail.ru.