Заболотный Евгений Анатольевич
Рецепция восточными сирийцами антиохийской традиции: монастыри vs школы
Ссылка на статью:
Заболотный Е. А.
Рецепция восточными сирийцами антиохийской традиции: монастыри vs школы // Вестник ПСТГУ.
Серия III:
Филология. 2019.
Вып. 61. С. 38-52.
DOI:
10.15382/sturIII201961.38-52
Аннотация
Как известно, в V — начале VII в. в Церкви Востока, существовавшей на территории Сасанидского Ирана, происходила рецепция христологического учения Антиохийской школы. Изучение сирийских и греческих источников дает возможность разделить указанный процесс на два этапа: усвоение христологии Феодора Мопсуестийского и рецепцию учения Нестория, которые были осуществлены соответственно Нарсаем († не ранее 502) и Бавваем Великим († между 628 и 630). В этой связи весьма важным представляется исследование проблемы институтов, способствовавших восприятию восточными сирийцами феодорианства и несторианства. Как показано в настоящей статье, вплоть до середины VI столетия рецепция антиохийской традиции осуществлялась посредством Эдесской и Нисибинской школ, а не через монастыри. Более того, в начале рассматриваемого периода влияние монашеской традиции внутри Церкви Востока не было столь сильным. Эту ситуацию начал менять еще католикос Мар Ава I (537/40–552), выдающийся ученый и аскет. Тем не менее определяющей стала деятельность Баввая Великого, который соединил в своем лице две традиции — школьную, восходящую к главам Нисибинской академии Нарсаю и его родственнику Аврааму Бет-Раббанскому, и монашескую, связанную с Авраамом Кашкарским, основателем Великого монастыря на горе Изла. Именно Баввай, третий настоятель этого монастыря, ставший впоследствии фактическим местоблюстителем престола Селевкии-Ктесифона, превратил восточно-сирийские обители в подлинные центры несторианизации Церкви Востока.
Ключевые слова
Эдесская и Нисибинская школы, сирийское христианство, восточно-сирийская традиция, несторианство, монашество, интеллектуальная жизнь, Церковь Востока, Персия, Византия, Сирия, Нарсай, Мар Ава I, Баввай Великий, Несторий, Феодор Мопсуестийский
Список литературы
- Брок С. Христология Церкви Востока / пер. А. В. Муравьева // Вестник древней истории. 1995. Вып. 2 (213). С. 39–53.
- Заболотный Е. А. История конфессионального разделения сирийского христианства и развитие христологии в IV–VIII вв.: дис. .. канд. истор. наук. М., 2016.
- Заболотный Е. А. Мар Аба I // Православная энциклопедия. 2016. Т. 43. С. 421–424.
- Заболотный Е. А. Мессалиане // Православная энциклопедия. 2017. Т. 45. С. 30–35.
- Заболотный Е. А. Нарсай, сирийский богослов // Православная энциклопедия. 2017. Т. 48. С. 402–412.
- Заболотный Е. А. Несторианство // Православная энциклопедия. 2018. Т. 49. С. 110–127.
- Заболотный Е. А. Христология Церкви Востока: основные направления развития в V — нач. VII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. № 5 (40). С. 33–44.
- Заболотный Е. А. Церковь Востока и религиозная политика императора Юстиниана // Византийский временник. М., 2015. Т. 74 (99). С. 47–60.
- Мишин Д. Е. Хосров I Ануширван (531–579), его эпоха и его жизнеописание и поучение в истории Мискавейха. М., 2014.
- Селезнев Н. Н. Несторий и Церковь Востока. М., 2005.
- Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М., 2002.
- Assemani J. S. Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana. Romae, 1725. T. 3. Pars 1: De scriptoribus Syris Nestorianis; 1728. Pars 2: De Syris Nestorianis.
- Babai Magni Liber de unione / A. Vaschalde, ed., trad. Parisiis, 1915. 2 vol. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 79–80. Syr.; 61–62).
- Barḥadbešabba ʻArbaia. Histoire ecclésiastique. Pt. 2 / F. Nau, éd. // Patrologia Orientalis. P., 1913. T. 9. Fasc. 5.
- Baum W., Winkler D. W. The Church of the East. L., 2003.
- Baumstark A. Geschichte der syrischen Literatur mit Ausschluss der christlich-palästinensischen Texte. Bonn, 1922.
- Becker A. H. Fear of God and the Beginnig of Wisdom: The School of Nisibis and Christian Scholastic Culture in Late Antique Mesopotamia. Philadelphia, 2006.
- Brock S. Babai the Great // Gorgias Encyclopedic Dictionary of the Syriac Heritage. Piscataway, 2011. P. 49–50.
- Brock S. The Christology of the Church of the East in the Synods of the 5th to Early 7th Centuries: Preliminary Considerations and Materials // Idem. Studies in Syriac Christianity: History, Literature and Theology. Aldershot; Brookfi eld, 1992. № 12. P. 125–142. (Variorum Collected Studies; 357).
- Chediath G. The Christology of Mar Babai the Great. Kottayam, 1982.
- Chialà S. Abramo di Kashkar e la sua comunità: La rinascita del monachesimo siro-orientale. Comunità di Bose (Magnano), 2005.
- Chronique de Séert. Pt. 2 (1) / A. Scher et al., éds. // Patrologia Orientalis. P., 1911. T. 7. Fasc. 2.
- Cosmas Indicopleustès. Topographie chrétienne / W. Wolska-Conus, éd., trad.; P. Lemerle, préf. P., 1968. T. 1. (Sources chrétiennes; 141).
- Early Christian Mystics / A. Mingana, ed., transl. Cambridge, 1934. (Woodbrook Studies; 8).
- Gero S. Barsauma of Nisibis and Persian Christianity in the 4th Century. Louvain, 1981. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 426. Subsidia; 63).
- Guillaumont A. Justinien et l’Eglise de Perse // Dumbarton Oaks Papers. 1969/1970. Vol. 23/24. P. 41–66.
- Histoire de Mar-Jabalaha, de trois autres patriarches, d’un prêtre et de deux laïques, nestoriens / P. Bedjan, éd. P.; Leipzig, 1895.
- Hutter M. Mār Abā and the Impact of Zoroastrianism on Christianity in the 6th Century // Religious Themes and Texts of Pre-Islamic Iran and Central Asia / C. G. Cereti et al., eds. Wiesbaden, 2003. P. 167–173.
- Le livre de la Chasteté composé par Jésudenah, évêque de Baçrah / J. B. Chabot, éd., trad. P., 1896.
- Mar Barhadbešabba ʻArabaya, évêque de Halwan. Cause de la fondation des écoles / A. Scher, éd., trad. // Patrologia Orientalis. P., 1908. T. 4. Fasc. 4.
- Narsai. Metrical Homilies on the Nativity, Epiphany, Passion, Resurrection and Ascension / F. G. McLeod, ed., transl. // Patrologia Orientalis. Turnhout, 1979. T. 40. Fasc. 1.
- Payne R. E. A State of Mixture: Christians, Zoroastrians, and Iranian Political Culture in Late Antiquity. Oakland, [2015]. P. 100–126.
- Sachau E. Syrische Rechtsbücher. Berlin, 1914. Bd. 3.
- Synodicon Orientale ou recueil de synodes nestoriens / J. B. Chabot, éd., trad. P., 1902.
- The «Historia Monastica» of Thomas, Bishop of Marga / E. A. Wallis Budge, ed., transl. L., 1893. 2 vol.
- Vööbus A. History of Asceticism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture. Louvain, 1958–1988. 3 vol. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 184, 197, 500. Subsidia; 14, 17, 81).
- Vööbus A. History of the School of Nisibis. Louvain, 1965. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 266. Subsidia; 26).
Данные об авторе
Заболотный Евгений Анатольевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991 г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000–0002–0629–747X;
Электронный адрес: e.zabolotnyj20@mail.ru.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19–29–07549.