/

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна

Контакты Древней Руси и Армении. Начало


Арутюнова-Фиданян В. А. Контакты Древней Руси и Армении. Начало // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 11-27.

DOI: 10.15382/sturIII201961.11-27

Аннотация

Источники, освещающие военные и торговые, информационные и культурные связи средневековой Армении и Киевской Руси, несмотря на их скупость, дают возможность понять представления армян о Руси. Армяне общались с Русью и русами через купцов, воинов и дипломатов на путях миграции, торговли и войны, через Византийскую империю, русские и армянские диаспоры. Прежде всего и ранее всего непосредственные контакты оборачивались военными столкновениями (битва в Партаве, сражения на Балканах). И в начале перед нами предстает образ «незнакомого и чуждого народа рузиков». Русские купцы-воины проникали далеко на Восток, особенно в период военных экспедиций в Прикаспийские регионы. С конца X в. русский корпус, посланный князем Владимиром Василию II, вошел в состав византийского войска, и в течение XI в. мы встречаем русскую дружину на службе империи в разных местах, «где только шли военные действия» (по выражению В. Г. Васильевского), в том числе и в Закавказье. Поворотным пунктом в эволюции образа «рузов» в Армении становится вхождение Руси в семью христианских народов. Духовная общность православных армян и православных русских проявляется в близости декора и иконографических программ храмов Северо-Восточной Руси и армяно-халкидонитских церквей. Самыми значительными феноменами конфессиональных контактов Армении и Руси стали почитание Григория Просветителя на Руси и почитание свв. Бориса и Глеба в Армении.

Ключевые слова

Древняя Русь, Средневековая Армения, образы рузов в армянской историографии, христианизация, духовная общность православных армян и русских, конфессиональные контакты, святой Григорий Просветитель, святой Борис, святой Глеб

Список литературы

  1. Абгарян Г. В. К проблеме предполагаемой греческой версии «Сказания о Борисе и Глебе» // Русская и армянская средневековые литературы. Л., 1982. С. 235–254.
  2. Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975.
  3. Авдалбекян М. Армянские прологи (синаксари) и их историко-литературное значение. Ереван, 1982 (на арм. яз.).
  4. Айвазян К. В. Культ Григория Армянского, «арменская вера» и «арменская ересь» в Новгороде (XIII–XVI вв.) // Русская и армянская средневековая литературы. Л., 1982. С. 255–332.
  5. Айвазян К. В. История отношений русской и армянской церквей в Средние века. Ереван, 1989.
  6. Акопян А. А. Албания — Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. Ереван, 1987.
  7. Акопян З. А. Особенности иконографии армяно-халкидонитских памятников (X–XIII вв.) // Историко-филологический журнал. Ереван, 2009. № 2–3. С. 167–185.
  8. Арутюнова-Фиданян В. А. Божество Куар и «северные племена» // Цивилизация и варварство. М., 2012. С. 266–296.
  9. Арутюнова-Фиданян В. А. Православные армяне в Северо-Восточной Руси // Древнейшие государства Восточной Европы. 1992–1993. М., 1995. С. 196–208.
  10. Арутюнова-Фиданян В. А., Щавелёв А. С. Очерк истории изучения легенд об основаниях городов в древнерусской «Повести временных лет» и армянской «Истории Тарона»: Кий и Куар // Древнейшие государства Восточной Европы. 2011. М., 2013. С. 7–33.
  11. Атаджанян И. А. Русское «Сказание о Борисе и Глебе» и армянские Четьи-Минеи. Ереван, 1969.
  12. Васильевский В. Г. Труды. Пг., 1915. Т. 3.
  13. Всеобщая история Степаноса Таронского Асолика по прозванию / пер. Н. О. Эмина. М., 1864.
  14. Григорьян К. Н. Из истории русско-армянских отношений // Известия АН Арм. ССР. 1954. № 4. С. 19–29.
  15. Дашкевич Я. Р. Древняя Русь и Армения в общественно-политических связях XI–XIII вв. (Источники исследования темы) // Древнейшие государства на территории СССР. 1982. М., 1984. С. 179–194.
  16. Каковкин А. Я. Об изображении Григория Просветителя на реликварии 1293 г. // Вестник общественных наук АН Арм. ССР. 1976. № 11 (37). С. 84–88.
  17. Крипякевич И. П. К вопросу о начале армянской колонии во Львове // Исторические связи и дружба украинского и армянского народов. Киев, 1965. С. 122–127.
  18. Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947.
  19. Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986.
  20. Лазарев В. Н. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси // История русского искусства. М., 1955. Т. 1. С. 396–441.
  21. Лелеков Л. А. Искусство Древней Руси в его связях с Востоком // Древнерусское искусство. М., 1973. С. 55–80.
  22. Марр Н. Я. Избранные работы. Л., 1935. Т. 1.
  23. Меликсет-Бек Л. М. Древняя Русь и Армения (Взаимоотношения и мифословотворческие связи) // Труды института им. Н. Я. Марра АН Арм. ССР. Ереван, 1946. Т. 1. С. 108–128.
  24. Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк / пер. с древнеарм., предисл. и коммент. Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984.
  25. Мурадян П. М. Кавказский культурный мир и культ Григория Просветителя // Кавказский культурный мир и Армения. Ереван, 2012. Вып. 2. С. 5–20.
  26. Орбели И. А. Избранные труды. Ереван, 1963.
  27. Повествование Аристакеса Ластивертци / крит. текст К. Н. Юзбашяна. Ереван, 1963 (на древнеарм. яз.).
  28. Повествование вардапета Аристакеса Ластивертци / пер. с древнеарм., вступ. ст., коммент. и прилож. К. Н. Юзбашяна. М., 1968.
  29. Половой Н. Я. О дате второго похода Игоря на греков и похода русских на Бердаа // Византийский временник. 1958. Т. 14. С. 138–147.
  30. Розов Н. Н. К изучению русско-армянских культурных связей древнейшего периода (Русский митрополит Иларион и католикос Нерсес) // Вестник Ереванского университета. 1970. № 2. С. 197–203.
  31. Халпахчьян О. Х. Армяно-русские культурные отношения и их отражение в архитектуре. Ереван, 1957.
  32. Халпахчьян О. Х. Культурные связи Владимиро-Суздальской Руси и Армении. М., 1977.
  33. Эмин Н. О. Переводы и статьи по духовной армянской литературе 1859–1882. М., 1897.
  34. Dachkevytch Ya. Les Arméniens à Kiev (jusqu’à 1240) // Revue des études arméniennes. 1973–1974. T. 10. P. 305–358; 1975–1976. T. 11. P. 327–375.
  35. Der-Nersessian S. La reliquaire de Skevra et l’orfèvrerie cilicienne aux XIIIe et XIVe siècles // Revue des études arméniennes. 1964. T. 1. P. 121–148.
  36. Histoire d’Arménie, comprenant la fi n du royaume d’Ani et le commencement de l’invasion des seldjoukides par Aristaguès de Lastiverd / Trad. Evariste Prud’homme. P., 1864.
  37. Lidov A. The Mural Painting of Akhtala. М., 1991.
  38. Oleš M. The Armenian Law in the Polish Kingdom (1356–1519). Roma, 1966.
  39. Peeters P. [Рец. на работу В. Н. Бенешевича «Армянский пролог о свв. Борисе и Глебе» // Analecta Bollandiana. 1911. T. 30. P. 374–75.

Данные об авторе

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: Институт мировой истории, Российская академия наук; Российская Федерация, 119334, г. Москва, Ленинский проспект, д. 32А;
ORCID: 0000-0003-4900-1736;
Электронный адрес: nikitatal@mail.ru.