/

Вдовиченко Андрей Викторович

Соотношение когнитивного процесса и семиотического действия в языковой и коммуникативной моделях: эксперимент «запись последовательности символов по памяти»


Вдовиченко А. В. Соотношение когнитивного процесса и семиотического действия в языковой и коммуникативной моделях: эксперимент «запись последовательности символов по памяти» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 60. С. 29-42.

DOI: 10.15382/sturIII201960.29-42

Аннотация

В статье приводится описание эксперимента «Запись последовательности знаков по памяти», проведенного с целью обозначить соотношение когнитивного процесса и семиотического действия с точки зрения различных теоретических моделей — коммуникативной и языковой. На основании полученных данных можно утверждать, что в деятельности сознания не участвует вербальный компонент (что прямо противоречит языковой модели говорения/письма). Акты запоминания, планирования, выбора стратегий, решения задач, внутреннего хронометрирования при запоминании и предъявлении результатов запоминания совершаются без участия слов какого-либо языка. Любые знаки, в том числе слова, относятся к сфере семиотического действия. Ввиду того что семиотическое действие направлено на изменение внешнего когнитивного состояния адресата, смыслообразование в семиотическом (коммуникативном) действии имеет акциональную (совершительную, воздействующую) природу и немыслимо вне когнитивного состояния автора действия. Если знак не вовлечен в конкретное коммуникативное действие, его значение невозможно установить. Ввиду этого значение элементов языка (а в языке нет коммуниканта и коммуникативного действия) не могут обладать понимаемым значением (смыслом). Наоборот, несуществующие в языке единицы могут становиться знаками в коммуникативном действии благодаря тому, что производится и понимается семиотическое действие коммуниканта, или сам коммуникант, занятый опосредованным воздействием на постороннее сознание.

Ключевые слова

когнитивный процесс, семиотическое воздействие, коммуникативное действие, эксперимент, знаки, коммуникативная модель, языковая модель, смыслообразование, когнитивное состояние

Список литературы

  1. Вдовиченко А. В. Акциональное смыслообразование: что порождается и понимается в естественном коммуникативном процессе // Вопросы психолингвистики. 2018. № 3 (37) С. 112–125.
  2. Вдовиченко А. В. О несамотождественности языкового знака. Причины и следствия «лингвистического имяславия» // Вопросы философии. 2016. № 6. С. 164–175.
  3. Вдовиченко А. В. Расставание с «языком»: Критическая ретроспектива лингвистического знания. М., 2008.
  4. Вдовиченко А. В. Факт сознания и коммуникативное действие: краткий эксперимент // Вопросы психолингвистики. 2019. Вып. 2 (36). С. 30–40.
  5. Вдовиченко А. В., Тарасов Е. Ф. Вербальные данные в составе коммуникативного действия: язык, текст, автор, интерпретатор // Вопросы психолингвистики. 2017. Вып. 4 (34). С. 22–39.
  6. Вепрева И. Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. М., 2005.
  7. Журавлев И. В., Журавлева Ю. В. Слово и объект (возможна ли бессловесная мысль) // Вопросы психолингвистики. 2018. 2 (36). С. 42–57.
  8. Кибрик А. А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 126–139.
  9. Chafe W. The Pear Stories: Cognitive, Cultural, and Linguistic Aspects of Narrative Production. Norwood,1980.
  10. Mazur I., Chmiel A. Towards common European audio description guidelines: Results of the Pear Tree Project, Perspectives // Studies in Translatology. 2012. Vol. 20 (1). P. 5–23.

Данные об авторе

Вдовиченко Андрей Викторович


Ученая степень: доктор филологических наук;
Место работы: ИЯз РАН; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Большой Кисловский пер. 1 стр. 1; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; г. Москва, ул. Иловайская, д. 9;
Должность: ведущий научный сотрудник, профессор;
ORCID: 0000-0003-4814-9042;
Электронный адрес: an1vdo@mail.ru.

Благодарности

Статья подготовлена при поддержке РНФ, грант № 17-18-01642 «Разработка коммуникативной модели вербального процесса в условиях кризиса языковой модели», в Институте языкознания РАН.