/

Панченко Константин Александрович

Североливанское православие на заре османской эпохи


Панченко К. А. Североливанское православие на заре османской эпохи // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 53. С. 56-77.

DOI: 10.15382/sturIII201753.56-77

Аннотация

В статье реконструируется малоизвестная событийная история Православной Антиохийской Церкви первых десятилетий османского владычества (30–40-е гг. XVI в.). Крайняя ограниченность нарративных источников по истории мелькитов той эпохи может быть отчасти компенсирована привлечением информации, содержащейся в колофонах рукописей, до сих пор не введенных должным образом в научный оборот. Такими источниками в данной работе выступают приписки на листах арабо-христианских манускриптов XV–XVI вв. из собраний Института восточных рукописей С.-Петербурга и Баламандского монастыря (Ливан), относящиеся к церковно-политической истории Антиохийского патриархата. В центре исследования — христианская элита северного Ливана, православный триполийский магнат шейх ʻИса и связанный с ним круг иерархов Антиохийской и Иерусалимской Церквей. В этом ряду выделяется амбициозный митрополит Макарий Хиляль, занимавший сразу несколько епископских кафедр на плато Каламун и в Ливанских горах. Он пребывал в явном конфликте с антиохийским патриархом Михаилом IV ибн аль-Маварди (1523–1540), однако тесно сотрудничал с его преемником Дорофеем III (1540–1543). Именно с подачи североливанской мелькитской элиты, таких людей как Макарий Хиляль и шейх ʻИса, Дорофей III пошел на беспрецедентное соглашение об унии с Маронитской Церковью. В XVI в. между православной и маронитской общинами существовало тесное взаимодействие — от совместного использования храмов до участия в межклановых войнах на ливанском высокогорье. Чтобы облегчить межобщинные контакты мелькитский и маронитский патриархи договорились о взаимном признании церковных Таинств и смешанных браков при сохранении в неизменном виде вероучения двух Церквей. Маронитское священноначалие постаралось скрыть факт этой унии от Рима. В православных же кругах действия Дорофея были расценены как нарушение канонов, вслед за чем собор трех патриархов низложил предстоятеля Антиохийской Церкви и поставил на его место Иоакима IV ибн Джуму (1543–1576). Макарий Хиляль, считавший себя наследником Дорофея III, заявил собственные претензии на патриарший престол, что привело к расколу Антиохийской Церкви в 1543–1550 гг.

Ключевые слова

Антиохийская Церковь, Османская империя, мелькиты, марониты, Ливан, Триполи, арабо-христианские рукописи, колофоны

Список литературы

  1. ʻАтийя, ʻАзŒз Сурйāн. Аль-Фахāрис ат-тахлилиййа ли махòтñутñāт Тур Сóна аль-ʻарабиййа (Аналитические каталоги арабских рукописей Синайского монастыря). Аль- Искандариййа, 1970.
  2. Васñф махòтñутñāт дейр аль-кñаддóс Юхñанна аль-Ма‘мадāн Дõма (Описание рукописей монастыря св. Иоаннна Крестителя Дума) / Аль-махòтñутñāт аль-ʻарабийя фи-ль-адйира аль-урт÷уд÷уксийя аль-антñāкийя фи Любнāн. Аль-джуз аль-авваль (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 1). Ливан (б. м.), 1991.
  3. Досифей. История епископии горы Синая // Материалы для истории архиепископии Синайской горы. Т. 2. СПб., 1909.
  4. Кузенков П. В., Панченко К. А. «Кривые Пасхи» и Благодатный огонь в исторической ретроспективе // Панченко К. А. Православные арабы: путь через века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 57–88.
  5. Малышевский И. И. Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской Церкви. Киев,1872.
  6. МŒхòāŒл Брейк. Аль-Хñакñāикñ аль-вафийя фи тāрóхò батñāрика аль-канóса аль-Антñāкийя (Полная истина об истории патриархов Антиохийской церкви). Байрут, 2006.
  7. [Михаил Брейк ад-Димашки]. Список Антиохийских патриархов // Труды Киевской Духовной Академии. 1874. № 6.
  8. Морозов Д. А. Краткий каталог арабских рукописей РГАДА. М., 1996.
  9. Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. Первые три столетия. М., 2012.
  10. Панченко К. А. Дорофей II, патриарх Антиохийский // Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2007. С. 29.
  11. Панченко К. А. Дорофей III, патриарх Антиохийский // Православная энциклопедия. Т. 16. М., 2007. С. 29.
  12. Панченко К. А. Иоаким I, патриарх Александрийский // Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 160–163.
  13. Панченко К. А. Иоаким IV, патриарх Антиохийский // Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 164–165.
  14. Панченко К. А. Испить смертное зелье: Александрийский патриарх Иоаким между эпосом и историей // Исторический вестник (в печати).
  15. Панченко К. А. Митрополиты и епархии православной Антиохийской Церкви в описании Патриарха Макария III аз-За’има (1665 г.) // Вестник церковной истории. 2012. № 1–2 (25–26).
  16. Панченко К. А. Триполийское гнездо. Православная община г. Триполи в культурно-политической жизни Антиохийского патриархата XVI — первой половины XVII в. // Панченко К. А. Православные арабы: путь через века. М., 2013. С. 212–265.
  17. Патриаршие документы (1592–1735) // Материалы для истории архиепископии Синайской горы. Т. 2. СПб., 1909.
  18. Российский Государственный архив древних актов. Ф. 1608. № 129.
  19. Рукоп. Института восточных рукописей РАН В 1227.
  20. Рукоп. Института восточных рукописей РАН С 263.
  21. Смелова Н. С., Липатов-Чичерин Н. А. Георгий, архиепископ Дамасский: самозванческая интрига в истории отношений Маронитской Церкви и Святого Престола в середине XVI в. // Христианский Восток. Т. 6 (12). 2013. С. 244–311.
  22. Французов С. А. Приписки к арабской рукописной Библии (D 226) из собрания Института восточных рукописей РАН как исторический источник // Вестник ПСТГУ. Сер.: III. Филология. 2009. Вып. 3 (17). С. 38–57.
  23. Хождение гостя Василия. СПб., 1884.
  24. Bibliotheque Nationale. Catalogue des manuscripts Arabes. Premiere partie. Manuscrits Chretiens, T. 1. Par Gerard Troupeau. Paris, 1972.
  25. Catalogue raisonne des manuscrits de la bibliotheque de la residence patriarchale Maronite (Bkerke). Mgr. Francis Baissari. Bayrouth, 1999.
  26. A Descriptive Catalogue of the Christian Arab Manuscripts Preserved in the St.-Petersburg Branch of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. Compiled by Val. Polosin, Vl. Polosin, N. Serikoff , S. Frantsouzoff / Ed. N. Serikoff (in print).
  27. Dodd Erica C. On double churches in the Lebanon // Parole de l’Orient. 2014. Vol. 39. P. 313–337.
  28. Nasrallah J. Chronologie des patriarches melkites d’Antioche de 1500 a 1634. Jerusalem, 1959.
  29. Nasrallah J. Chronologue des patriarches melchites d`Antioche de 1250 a 1500. Jerusalem, 1968.
  30. Nasrallah J. Histoire du mouvement litteraire dans l’eglise melchite du Ve au XXe siecle. T. 3 (2).
  31. Nutton V., Serikoff N. A Greek Fragment of Galen’s Commentary on the Hippocratic Aphorisms from a Christian Arabic Manuscript // Transmission e ecdotica dei testi medici Greci. Atti del IV Convegno Internazionale. Parigi 17-19 maggio 2001. Naples, 2003. P. 385–396.
  32. Salibi K. The Muqaddams of Bšarri: Maronite Chieftains of the Northern Lebanon 1382–1621 // Arabica. 15. P. 63–86.

Данные об авторе

Панченко Константин Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт стран Азии и Африки МГУ; Российская Федерация, 103911, г. Москва, Моховая, 11;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0003-4155-5187;
Электронный адрес: const969@gmail.com.