Трейгер Александр Сергеевич, священник
Макарий Синаит «О посте на сырной седмице»
Ссылка на статью:
Трейгер А. С.
Макарий Синаит «О посте на сырной седмице» // Вестник ПСТГУ.
Серия III:
Филология. 2017.
Вып. 53. С. 103-134.
DOI:
10.15382/sturIII201753.103-134
Аннотация
В статье дается анализ и перевод неизданного арабского трактата Макария, архиепископа горы Синайской с 1230 г. или ранее по 1252 г., «О посте на сырной седмице». В данном трактате Макарий Синаит отвечает на вопрос арабоязычного православного христианина, вероятно мирянина из Египта, об уставе поста на сырной седмице — то есть маслянице, последней седмице перед началом Великого Поста. Согласно Макарию, на сырной седмице как для монашествующих, так и для мирян обязательно употребление сыра и яиц. Строгого поста на этой седмице, с исключением из рациона не только мяса, но и остальных животных продуктов, придерживаются только еретики, в частности египетские христиане-монофизиты, т.е. копты. Трактат Макария содержит также краткую историю «Ираклиева поста» — то есть строгого поста на последней седмице перед Великим Постом — и армянского поста «Арцивурия», по-армянски «Арачаворка», соблюдаемого на седмице мытаря и фарисея. Макарий ссылается на множество святоотеческих и церковно-канонических источников, с которыми он был знаком как в греческом оригинале, так и в средневековых арабских переводах. Среди цитируемых им источников Пандект прп. Антиоха Савваита, Пандект Никона Черногорца и «Синодик в неделю Православия».
Ключевые слова
арабо-христианская литература, мелькиты, Макарий Синаит, Великий Пост, сырная седмица, монастырь св. Екатерины на Синае, вселенские и поместные соборы, церковный устав, Синодик в неделю Православия, пост Ираклия, армяне, армяне-халкидониты
Список литературы
- Антиох Монах, прп. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний / Доброцветов П. К., перев., вступ. ст., прим. М., 2015.
- Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 326–329.
- Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты: Терминология // Вестник ПСТГУ. III: Филология. 2013. Т. 5 (35). С. 9–20.
- Арутюнова-Фиданян В. А. К вопросу о существовании халкидонитской Церкви в Армении // Вестник ПСТГУ. III: Филология. 2010. Т. 4 (22). С. 7–22.
- Арутюнова-Фиданян В. А. Повествование о делах армянских: VII век, источник и время. М., 2004.
- Вениамин, архиеп. Новая скрижаль, или пополнительное объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных, составленное Вениамином, архиепископом нижегородским и арзамазским. СПб., 1853.
- Григорий Богослов, свт. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. СПб., 1912.
- Давыденков О., свящ. Афтартодокетизм // Православная энциклопедия. M., 2002. Т. 4. С. 193–194.
- Деяния вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Казань, 1909.
- Желтов М. С., Лукашевич А. А., Ткаченко А. А. Великий пост // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7. С. 454–463.
- Киракос Гандзакеци. История Армении / Ханларян Л. А., перев. М., 1976.
- Лебедев А. П. История Константинопольских соборов IX в. / Морозов М. А., вступ. ст., комм. СПб., 2001.
- Лурье В. М. История византийской философии: формативный период. СПб., 2006.
- Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием (арабская версия) // Записки восточного отделения Императорского русского археологического общества. 1905. Т. 16. № 2–3. С. 65–211.
- Правила святых апостол, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отец с толкованиями: в 4 т. М., 1876–1884.
- Тер-Гевондян А. Н. Новонайденные арабские редакции «Истории Армении» Агафангела // Письменные памятники Востока: Историко-филологические исследования. М., 1981. С. 105–109.
- Тер-Гевондян А. Н. Новонайденный полный текст арабской версии Агафангела //
- Историко-филологический журнал. 1973. Т. 60. № 1. С. 209–237.
- Тер-Мовсесян М. История перевода Библии на армянский язык. СПб., 1902.
- Успенский П., архим. Второе путешествие архимандрита Порфирия Успенского в Синайский монастырь. СПб., 1856.
- Успенский Ф. Синодик в неделю Православия: сводный текст с приложениями. Одесса, 1893.
- Ширинян М., Э. П. Г. Закария Дзагеци // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 19. С. 537–538.
- Шлёнов Д., игумен. Традиция масленицы, или сырной седмицы, в Византии. URL: http:// www.bogoslov.ru/text/4446196.html
- Alexopoulos S. The Presanctifi ed Liturgy in the Byzantine Rite: A Comparative Analysis of Its Origins, Evolution, and Structural Components. Leuven, 2009.
- Allen P. Sophronius of Jerusalem and Seventh-Century Heresy: The Synodical Letter and Other Documents: Introduction, Texts, Translations, and Commentary. Oxford, 2009.
- Avni G. The Persian Conquest of Jerusalem (614 c. e.): An Archaeological Assessment // Bulletin of the American Schools of Oriental Research. 2010. Vol. 357. P. 35–48.
- Breydy M. Das Annalenwerk des Eutychios: Ausgewählte Geschichten und Legende kompiliert von Saʿīd ibn Baṭrīq um 935 A.D. Louvain, 1985. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 471–472; Scriptores Arabici; 44–45).
- Breydy M. Études sur Sa‘īd ibn Baṭrīq et ses sources. Louvain, 1983.
- Breydy M. Mamila ou Maqella? La prise de Jérusalem et ses conséquences (614 AD) selon la
- récension alexandrine des Annales d’Eutychès // Oriens Christianus. 1981. Vol. 65. P. 62–86.
- Darblade J. B. La collection canonique arabe des melkites (XIIIe–XVIIe siècles): Introduction. Harissa, 1946.
- Flusin B. Saint Anastase le perse et l’histoire de la Palestine au début du VIIe siècle. Paris, 1992.
- Garitte G. La Narratio de rebus Armeniae: Édition critique et commentaire. Louvain, 1952.
- Garitte G. Une version arabe de l’“Agathange” grec dans le Sin. ar. 395 // Le Muséon. 1950. Vol. 63. P. 231–247.
- Garitte G. Une vie arabe de saint Grégoire d’Arménie // Le Muséon. 1952. Vol. 65. P. 51–71.
- Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur. Città del Vaticano, 1944–1953.
- Graf G. Verzeichnis arabischer kirchlicher Termini. Louvain, 1954.
- Grumel V. La chronologie des patriarches grecs de Jérusalem au XIIIe siècle // Revue des études byzantines. 1962. Vol. 20. P. 197–201.
- Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites d’Asie antérieure au VIe siècle. Louvain, 1951.
- Jarawan E. La collection canonique arabe des melkites et sa physionomie propre d’après documents et textes en comparaison avec le droit byzantin. Roma, 1969.
- Kaufhold H. Sources of Canon Law in the Eastern Churches // History of Byzantine and Eastern Canon Law to 1500 / Hartmann W., Pennington K., ed. Washington, 2012. P. 215–342.
- Kratschkovsky I., Vasiliev A. Histoire de Yahya-ibn-Saʿïd d’Antioche, continuateur de Saʿïd-ibn-Bitriq. Fasc. 2. Paris, 1932. (Patrologia Orientalis; 23.3).
- Lamoreaux J. C. Theodore Abū Qurrah. Provo, 2005.
- Mango C. The Homilies of Photius, Patriarch of Constantinople. Cambridge, MA, 1958.
- Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’Église melchite du Ve au XXe siècle. Louvain, Paris, 1979–1989, Damascus, 1996.
- Sauget J.-M. Premières recherches sur l’origine et les caractéristiques des synaxaires melkites (XIe–XVIIe siècles). Bruxelles, 1969.
- Sāwīrus ibn al-Muqaff aʿ. Al-Durr al-thamīn fī īḍāḥ al-dīn li-l-qiddīs al-anbā Sāwīrus al-shahīr bi-ibn al-Muqaff aʿ usquf al-Ashmūnayn. Al-Qāhira, n. d. Stoyanov Y. Defenders and Enemies of the True Cross: The Sasanian Conquest of Jerusalem in 614 and Byzantine Ideology of Anti-Persian Warfare. Wien, 2011.
- Suermann H. Die Gründungsgeschichte der maronitischen Kirche. Wiesbaden, 1998.
- Tannous J. In Search of Monotheletism // Dumbarton Oaks Papers. 2014. Vol. 68. P. 29–67.
- Treiger A. Agathon of Homs // The Orthodox Church in the Arab World (700–1700): An Anthology of Sources / Noble S., Treiger A., ed. DeKalb, 2014. P. 201–215.
Данные об авторе
Трейгер Александр Сергеевич, священник
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Университет Дальхауси (Канада);
Должность: доцент;
Электронный адрес: atreiger@dal.ca.