В статье рассматриваются три произведения, написанные в жанре утешения, или consolatio, средневековыми арабо-христианскими писателями Илией аль- Джаухари, Севиром ибн аль-Мукаффой и Илией бар Шинаей. Целью исследования является показать зависимость их творчества от предшествующей традиции, включая трактат арабо-мусульманского философа аль-Кинди, послуживший для них связующим звеном с античностью. На основе проведенного анализа делается вывод о частичном продолжении арабо-христианскими авторами традиции consolatio, с точки зрения литературной формы трактата-письма, и об их новаторстве в плане содержания. На смену преобладавшему ранее поджанру утешения по случаю смерти у арабоязычных писателей приходит общетеоретический трактат о борьбе со скорбью безотносительно причины ее возникновения. Все три автора в той или иной мере наполняют текст богословским содержанием, но выбирают для этого разные стратегии. Илия бар Шинайя выводит проблему на обобщенный этический уровень, рассматривая ее в контексте добродетелей и пороков и строя свое сочинение преимущественно как сборницитат. Илья аль-Джаухари и Севир ибн аль-Мукаффа пытаются соединить аргументацию античного consolatio с доводами, опирающимися на тексты, актуальные для христианского читателя, прежде всего библейские. При этом первый из них использует главным образом сюжеты Ветхого Завета, актуальные и для мусульманских читателей, а второй активно синтезирует античный и христианский материал, в результате чего можно говорить о возникновении общетеоретического трактата в жанре consolatio, впервые наполненного христианским содержанием. Данное явление, по мнению автора статьи, следует поставить в связь с мощным культурным импульсом, полученным арабоязычными авторами в период так называемого Аббасидского возрождения.
утешение, consolatio, философия, античная традиция, скорбь, печаль, арабо-христианская литература, Илия аль-Джаухари, Илия бар Шинайя Нисибинский, Севир ибн аль-Мукаффа, Абу Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди
Бородай Т. Ю. Утешение философией // Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т. 4. С. 151.
Звиревич В. Т. О содержании трактата Цицерона «Утешение» // Известия Уральского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. 2010. № 2(77). С. 155–162.
Игнатенко А. А. В поисках счастья: Общественно-политические воззрения арабоисламских философов средневековья. М., 1989.
Керасиди Н. Х. Жанр утешения в древнегреческой литературе // Проблемы исторической поэтики. 1990. Вып. 1. С. 128–136.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 8: Итоги тысячелетнего развития. Харьков; М., 2000. Кн. 1.
Моисеева С. А. Илия аль-Джаухари // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 22. С. 301–302.
Нахов И. М. Трагический катарсис и жанр утешения // Вопросы классической филологии: [Cб. статей]. М., 1984. Вып. 8: Разыскания = Dzetemata / [А. А. Тахо-Годи, И. М. Нахов, ред.]. C. 74–88.
Adamson P. Arabic Ethics and the Limits of Philosophical Consolation // Greek and Roman Consolations: Eight Studies of a Tradition and its Afterlife / H. Baltussen, ed. Swansea, 2013. P. 177–196.
Badawi A. La transmission de la philosophie grécque au monde arabe. Paris, 1968. (Études de philosophie médievale; 56).
Badawi A. Traités philosophiques par al-Kindī, al-Fārābī, ibn Bajjah, ibn ʽAdyy. Beirut, 1983.
Cassarino M. Traduzioni e traduttori arabi dell’VIII all’XI secolo. Roma, 1998.
Druart T.-A. Al-Kindī’s Ethics // Review of Metaphysics. 1993. Vol. 47. P. 329–357.
Elia di Nisibi. Il libro per scacciare la preoccupazione (Kitāb daf‘ al-hamm) / P. La Spisa, D. Righi, introd.; S. Kh. Samir, ed.; A. Pagnini, trad. Torino, 2007. 2 t. (Patrimonio Culturale Arabo Cristiano; 9–10).
Favez C. La Consolation latine chrétienne. Paris, 1937.
Gentry F. G. Consolation Literature // Brill’s Encyclopaedia of the Ancient World New Pauly / F. G. Gentry, еd. Leiden; Boston, 2006. Vol. 1. P. 1011–1015.
Gregg R. Consolation Philosophy: Greek and Christian Paideia in Basil and the Two Gregories. Cambridge (MA), 1975. (Patristic Monograph Series; 3).
Griffith S. H. The Muslim Philosopher al-Kindi and his Christian Readers: Three Arab Christian Texts on «The Dissipation of Sorrows» // Bulletin of the John Rylands Library. 1996. Vol. 78(3). P. 111–127.
Gutas D. Greek Thought, Arabic Culture, the Graeco-Arabic Translation Movement in Baghdad and Early ‘Abbasid Society (2nd–4th / 8th–10th Centuries). London; New York, 1998.
Holloway P. A. Consolation in Philippians: Philosophical Sources and Rhetorical Strategy. Cambridge, 2004. (Society for New Testament Studies Monograph Series; 112).
Jayyusi-Lehn G. The Epistle of Ya‘qub ibn Ishaq al-Kindi on the Device for Dispelling Sorrows // British Journal of Middle Eastern Studies. 2002. Vol. 29. P. 121–135.
Jean Chrysostome. Lettres à Olympias / A.-M. Malingrey, introd., trad. Paris, 1947. (Sources chrétiennes; 13).
Johann H.-T. Trauer und Trost: Eine quellen- und struckturanalytische Untersuchung der philosophischen Trostschriften über den Tod. München, 1968.
Kassel R. Untersuchungen zur griechischen und römischen Konsolationsliteratur. München, 1958. (Zetemata; 18).
Kierdorf W. Laudatio Funebris: Interpretation und Untersuchungen zur Entwicklung der römischen Leichenrede. Meisenheim am Glan, 1980.
Landron B. Chrétiens et Musulmans en Irak: Attitudes Nestoriennes vis-à-vis de l’Islam. Paris, 1994.
Lattimore R. Themes in Greek and Latin Epitaphs. Urbana, 1942.
Levi Della Vida G. Il Conforto delle Tristezze de Elia al-Gawharī (Vat. ar. 1492) // Mélanges Eugène Tisserant. Vatican, 1964. Vol. 2. P. 345–397.
Mestiri S., Dye G. Al-Kindi: Le moyen de chasser les tristesses et autres textes éthiques. Paris, 2004.
Plutarch’s Moralia: In Fifteen Volumes. Cambridge; London, 1959. Vol. 7 / P. H. De Lacy, B. Einarson, transl.
Riet S., van. Joi et bonheur dans le traité d’al-Kindī sur l’art de combattre la tristesse // Revue Philosophique de Louvain. 1963. Vol. 61. N 69. P. 13–23.
Ritter H., Walzer R. Uno scritto morale inedito di al-Kindī (Temistio Peri alupias?) // Atti della Accademia Nazionale dei Lincei: Memorie dell Classe di Scienze Morali, Storiche e Filologiche. Ser. 6. 1938. Vol. 16. P. 5–63.
Salama-Carr M. La traduction à l’époque abbaside: L’école de Hunayn ibn Ishāq et son importance pour la traduction. Paris, 1990.
Salazar C. F. Consolatio as Literary Genre // Brill’s Encyclopaedia of the Ancient World New Pauly / C. F. Salazar, еd. Leiden; Boston, 2003. Vol. 3. P. 704–706.
Samir Kh. S. Bibliographie du dialogue islamo-chrétien: Élie de Nisibe (Iliyyā al-Nāṣībī) (975–1046) // Islamochristiana. 1977. Vol. 3. P. 257–286.
Samir Kh. S. Ce que l’on sait de la «Medicina Moeroris et Curatio Doloris» de Sawīrus ibn al-Muqaff a (Xe siècle) // Le Muséon. 1976. Vol. 89. P. 339–352.
Samir Kh. S. Le «Daf‘ al-Hamm» d’Élie de Nisibe: Date et circonstances de sa rédaction // Orientalia Lovaniensa Periodica. 1987. Vol. 18. P. 99–119.
Samir Kh. S. The Role of Christians in the Abbasid Renaissance in Iraq and in Syria (750–1050) // Mélanges de l’Université Saint-Joseph. 2005. Vol. 58. P. 541–572.
Severus ibn al-Muqaff aʽ. Affl iction’s Physic and the Cure of Sorrow / R. Y. Ebied, M. J. L. Young, ed., transl. Louvain, 1978. 2 vol. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 396–397. Ser. Arab.; 34–35).
Моисеева Софья Александровна