/

Криницын Александр Борисович

Функция предыстории героя в романном построении Ф. М. Достоевского


Криницын А. Б. Функция предыстории героя в романном построении Ф. М. Достоевского // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 3 (48). С. 67-77.

DOI: 10.15382/sturIII201648.67-77

Аннотация

В подготовительных материалах к романам Достоевского мы находим множество стремительно развивающихся сюжетов, типично авантюрных по своему построению. В готовом же тексте романа их гораздо меньше, потому что большинство событий оказываются в предроманном прошлом — в предыстории. Выносить за пределы романного настоящего активные действия героев — явная тенденция в поэтике Достоевского. Предыстория может быть дана и как рассказ в рассказе, благодаря чему сближается с принципом подачи романного действия. Их отличие — лишь в детализированности. Становится невозможно отделить романный сюжет 1) от предыстории как начала развертывания, 2) от характера героя (в экспозиции). Сжатая предыстория становится характеристикой персонажа, а эта характеристика, в свою очередь, необходима как сюжетная потенция. Достоевский подробно продумывает биографию героя, однако скрывает ее от читателя. Это дает ему возможность сильно усложнить восприятие персонажа, заставляя читателя возможно дольше догадываться о существовании скрытых ключей к нему. Особенностью предыстории является ее недоговоренность и дискретность. Писатель применяет интересный поэтический прием: построить психологический роман на основании несостоявшегося, а только обещанного авантюрного. В результате в предысторию попадают важнейшие сюжетные блоки, разыгрываются целые романы в прошлом, причем не только побочные линии, но и предыстории главных героев, прямо подводящие к сюжетному действию. Ярчайшее проявление этот прием получает в романе «Бесы». В результате автору удается при минимуме активных событий постоянно поддерживать сюжетное напряжение, характерное для авантюрных романов.

Ключевые слова

романы Достоевского, авантюрный роман, сюжет, предыстория, идея.

Список литературы

1. Герштейн Э. Г. Неизданные заметки А. Ахматовой // Вопросы литературы. 1970. № 1. С. 158–206.
2. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л., 1979.
3. Давидович М. Г. Проблема занимательности в романах Ф. М. Достоевского // Творческий путь Ф. М. Достоевского. Л., 1924. С. 104–130.
4. Иванов В. И. Достоевский. Трагедия — миф — мистика // Лик и личины России: Эстетика и литературная теория. М., 1995. С. 351–458.
5. История русского романа. Т. 2. М.; Л., 1964.
6. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8. С. 74–87.
7. Лихачев Д. С. Предисловный рассказ Достоевского // Поэтика и стилистика русской литературы: памяти акад. Виктора Владимировича Виноградова. Л., 1971. С. 189–194.
8. Топоров В. Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995. С. 193–258.

Данные об авторе

Криницын Александр Борисович