/

Алексеев Анатолий Алексеевич

Из истории новозаветной терминологии. Греч. ΑΠΟΣΤΟΛΟΣ "апостол".


Алексеев А. А. Из истории новозаветной терминологии. Греч. ΑΠΟΣΤΟΛΟΣ "апостол". // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 3 (48). С. 9-21.

DOI: 10.15382/sturIII201648.9-21

Аннотация

У аттических авторов греческое слово Cπόστολος обозначает морской конвой, лишь в языке Септуагинты (3 Цар 14. 6) у него появилось значение «посланник» под влиянием арамейского причастия šaliah (šlh ‘посылать’). Значимость арамейского термина была велика в связи с историко-географическими условиями полукочевого существования пастухов. При отсутствии личных контактов посланник мог полноценно заменять отсутствующего участника правового процесса, выступать как его alter ego. Исключительное значение ангелов в Быт 18 и фигуры Моисея обусловлено их ролью посланников Бога. Евангелист Иоанн употребляет глаголы aποστέλλω и πέμπω ‘посылать’ около 70 раз, готов рассматривать самого Иисуса как апостола Бога (Ин 14. 9), но избегает употреблять термин aπόστολος. В христианской общине Иерусалима в конце первой половины I в. термин стал обозначением свидетелей Воскресения (Деян 1. 21–25, 15. 23), Павел усилил его миссионерское звучание. Такова в общих чертах история этого слова на пути из этнографии к сотериологии.

Ключевые слова

šaliah, апостол, гостеприимство, Евангелия, Септуагинта.

Список литературы

1. Алексеев А. А. Semeion и doxa в Евангелии от Иоанна // XLII Международная филологическая конференция. 11–16 марта 2013 года: Избранные труды. СПб., 2014. С. 6–36.
2. Лихачев Д. С. Русский посольский обычай XI–XIII вв. // Исторические записки. М., 1946. Т. 18. С. 42–55.
3. Мещерский Н. А. История «Иудейской войны» Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.; Л., 1958.
4. Покорны П., Геккель У. Введение в Новый Завет: Обзор литературы и богословия Нового Завета. М., 2012.
5. Beitzel B. J. 1992 “Travel and Communication”, in The Anchor Bible Dictionary, New York, 1992, vol. 6, pp. 644–648.
6. Ben Zvi E. 1990 “Who Wrote the Speech of Rabshakeh and When?”, in Journal of Biblical Literature, 1990, vol. 109, pp. 79–92.
7. Borgen P. 1968 “God’s Agent in the Fourth Gospel”, in Neusner J. (ed.) Religions in Antiquity: Essays in Memory of E. R. Goodenough, Leiden, 1968, pp. 137–148.
8. Borowski O. The Daily Life in Biblical Times, Atlanta, 2003.
9. Bühner J.-A. Der Gesandte und sein Weg im 4. Evangelium. Die kultur- und religionsgeschichtlichen Grundlagen der johannischen Sendungschristologie sowie ihre traditionsgeschichtlichen Entwicklung, Tübingen, 1977.
10. Burney C. F. The Aramaic Origin of the Fourth Gospel, Oxford, 1922.
11. Dodd C. H. The Interpretation of the Fourth Gospel, Cambridge, 1953.
12. Evans C. A. Word and Glory. On the Exegetical and Theological Background of John’s Prologue, Sheffield, 1993.
13. Haenchen E. 1962–63 “Der Vater, der mich gesandt hat“, in New Testament Studies, 1962–63, vol. 9, pp. 208–216.
14. Harnack A., von. Die Lehre der Zwolf Apostel, Berlin, 1884.
15. Heijne C. H., von. The Messenger of the Lord in Early Jewish Interpretations of Genesis, Berlin; New York, 2010.
16. Huber Vulliet F. 2011 “Letters as Correspondence, Letters as Literature”, in Radner K., Robson E. (eds.) The Oxford Handbook of Cuneiform Culture, Oxford, 2011, pp. 486–507.
17. Liddell H. G., Scott R. A Greek-English Lexicon, Oxford, 1996.
18. McGrath J. F. John’s Apologetic Christology. Legitimation and Development in Johannine Christology, Cambridge, 2001.
19. Mercer C. 1992 “Jesus the Apostle: «Sending» and the Theology of John”, in Journal of the Evangelical Theological Society, 1992, vol. 35, pp. 457–462.
20. Metzger B. M. A Textual Commentary on the Greek New Testament, Stuttgart, 1971.
21. Miranda J. P. Die Sendung Jesu im vierten Evangelium: Religions- und theologiegeschichtliche Untersuchungen zu den Sendungsformeln, Stuttgart, 1977.
22. Müller D. 1975 “Apostle”, in Brown C. (ed.) The New International Dictionary of New Testament Theology, Grand Rapids, 1975, vol. 1, pp. 128–135.
23. Rengstorf K.-H. 1933 “Apostolos“, in Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament, Stuttgart, 1933, vol. 1, pp. 406–448.
24. Robinson H. O. W. 1936 “The Hebrew Conception of Corporate Personality“, in Werden und Wesen des Alten Testaments: Vortrage gehalten auf der internationalen Tagung alttestamentlicher Forscher zu Göttingen vom 4.–10. September 1935, Berlin, 1936, pp. 49–62.
25. Schnackenberg R. 1970 “Apostles before and during Paul’s Time”, in Apostolic History and the Gospel. Biblical and Historical Essays Presented to F. F. Bruce, Exeter, 1970, pp. 287–303.
26. Schenker A. 2010 “The Septuagint in the Text History of 1–2 Kings”, in Lemaire A., Halpern B. (eds.) The Books of Kings: Sources, Composition, Historiography and Reception, Leiden, 2010, pp. 3–18.
27. Schweizer E. 1966 “Zum religionsgeschichtlichen Hintergrund der ‘Sendungsformel’“, in Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft, 1966, vol. 57, pp. 199–210.
28. Sweeney M. A. Isaiah 1–39. With an Introduction to Prophetic Literature, Grand Rapids, Michigan; Cambridge, 1996.
29. Swete H. B. An Introduction to the Old Testament in Greek, Cambridge, 1914.
30. Reiterer F. V., Nicklas T., Schöpflin K. (eds.) The Concept of Celestial Being — Origins, Development and Reception, New York, 2007.
31. Von Heijne C. H. The Messenger of the Lord in Early Jewish Interpretations of Genesis, Berlin; New York, 2010.
32. Weder H. 1992 “Disciple”, in The Anchor Bible Dictionary, New York, 1992, vol. 2, pp. 207–210.
33. Wiener A. The Prophet Elijah in the Development of Judaism. A Depth-Psychological Study, London, 1978.
34. Gall T. L., Farmington J. H. (eds.) Worldmark Encyclopedia of Cultures and Daily Life, Hills, MI, 2009, vol. 3: Asia & Oceania.
35. Wygoda M. 2006 “Agency”, in Encyclopaedia Judaica, New York, 2006, vol. 1, pp. 449–454.
36. Zuntz G. The Text of the Epistles: A Disquisition upon the Corpus Paulinum, London, 1946.

Данные об авторе

Алексеев Анатолий Алексеевич