/

Алексеев Анатолий Алексеевич

Притчи Иисуса: Иоанн против Синоптиков


Алексеев А. А. Притчи Иисуса: Иоанн против Синоптиков // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 1 (46). С. 48-66.

DOI: 10.15382/sturIII201646.48-66

Аннотация

Статья отвечает на вопрос, почему в Евангелии от Иоанна опущены притчи. В ее первой части после краткого обзора материала сделан вывод о том, что притчи действительно отражают проповедь Иисуса. В них органично соединяется ежедневный жизненный опыт простолюдинов с предельно высокими этическими требованиями, что согласуется с обликом «исторического Иисуса», как он предстает речением «Не пришел призвать праведных, но грешных» (Мк 2. 17). Во второй части после семантического анализа слов μονή ‘обитель’ (14. 2, 23), τόπος ‘место’ (11. 48), oδός ‘путь’ (14.4), Eργάζεται ‘работать’ (5. 17), lργον ‘работа’ (6. 29) и других, особенно в контексте сцен Очищения Храма (2. 13–23) и Умовения ног (13. 2–5), делается вывод о том, что словоупотребление евангелиста немотивировано в достаточной мере контекстом и лишено при этом необходимых разъяснений со стороны автора, поэтому оно может быть частью привычного для автора философского языка. Через сравнение с раввинской письменностью эти факты позволяют отождествить словоупотребление автора с языком философии хейхалы и апокалиптическими тенденциями еврейской литературы эпохи Второго храма. В центре евангелиста, таким образом, находилась религиозная гносеология, но не этика.

Ключевые слова

Евангелие, притчи, храм, хейхала, гнозис, апокалиптика

Список литературы

1. Алексеев А. А. Коммуникативный конфликт как стилистический прием в Евангелии от Иоанна // Христианский Восток. Т. 6 (XII). СПб.; М., 2013. C. 327–336.
2. Алексеев А. А. Притча o соли (Мф 5.13) и некоторые другие // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 9–12.
3. Алексеев А. А. Semeion и doxa в Евангелии от Иоанна // XLII Международная филологическая конференция. 11–16 марта 2013 г. Избранные труды. СПбГУ. Филологический факультет. СПб., 2014. С. 6–34.
4. Бломберг К. Интерпретация притчей. М., 2005.
5. Луц У. Нагорная проповедь (Мф 5–7). М., 2014.
6. Навтанович Л. М. Книга Еноха // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 т. Т. 3. СПб., 1999. С. 204–241, 387–392.
7. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Москва; Иерусалим, 2004.
8. Barcklay W. The Parables of Jesus, Louisville, 1970.
9. Brown R. The Gospel According to John, New York, 1985.
10. Bryan S M. 2005 “The Eschatological Temple in John 14”, in Bulletin for Biblical Research, 2005, vol. 15/2, pp. 187–198.
11. Bultmann R. Das Evangelium des Johannes, Göttingen, 1941.
12. Bultmann R. 1954 “Pisteuo“ (Believe), in Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament, Stuttgart, 1954, vol. 6, pp. 193–230.
13. Charlesworth J. 2014 “Jesus and the Temple”, in Charlesworth J. (ed.) Jesus and Temple. Textual and Archaeological Explorations, Minneapolis, 2014, pp. 145–182.
14. Congar Y. M.-J. The Mystery of the Temple or The Manner of God’s Presence to His Creatures from Genesis to the Apocalypse, Westminster, Maryland, 1962.
15. Davis E. F. Swallowing the Scroll. Textuality and the Dynamics of Discourse in Ezekiel’s Prophecy, Sheffield, 1989.
16. DeConick A. D. Voices of the Mystics. Early Christian Discourse in the Gospels of John and Thomas and Other Ancient Christian Literature, Sheffield, 2001.
17. DeConick A. D. 2001 “What is Early Jewish and Christian Mysticism?”, in Society of Biblical Literature. Seminar Papers, 2001, vol. 40, pp. 278–304.
18. Dodd C. H. The Parables of the Kingdom, London, 1935.
19. Davila J. R. Hekhalot Literature in Translation. Major Texts of Merkavah Mysticism, Leiden, Boston, 2013.
20. Díez Macho M. Neophyti 1. Targum palestinense. Ms de la Biblioteca Vaticana, Madrid, Barcelona, 1970, vol. 2: Exodo.
21. Elgvin T. 2004 “Temple Mysticism and the Temple of Men”, in Hempel C. (ed.) The Dead Sea Scrolls: Texts and Context, Leiden, 2004, pp. 227–242.
22. Elior R. 2006 “Early forms of Jewish mysticism”, in Katz S. T. (ed.) The Cambridge History of Judaism, Cambridge, 2006, vol. 4: The Late Roman-Rabbinic Period, pp. 749–791.
23. Evans C. A. 2000 “Parables in Early Judaism”, in Longenecker R. N. (ed.) The Challenge of Jesus’ Parables, Grand Rapids, Cambridge, 2000, pp. 51–75.
24. Freed E. D. Old Testament Quotations in the Gospel of John, Leiden, 1965.
25. Friebel K. G. Jeremiah’s and Ezekiel’s Sign-Acts, Sheffield, 1999.
26. Gieschen C. A. 2006 “Baptismal Praxis and Mystical Experience in the Book of Revelation”, in DeConick A. D. (ed.) Paradise Now. Essays on Early Jewish and Christian Mysticism, Atlanta, 2006, pp. 341–354.
27. Grözinger K. E. 1987 “The Names of God and the Сelestial Powers: Their Function and Meaning in the Hekhalot Literature”, in Jerusalem Studies in Jewish Thought, 1987, vol. 6, pp. 53–69.
28. Hengel M. Judaism and Hellenism. Studies in their Encounter in Palestine during the Early Hellenistic Period, Philadelphia, 1981.
29. Hengel M. The Johannine Question, London, 1989.
30. Hirshman M. 2006 “Aggadic Midrash”, in The Literature of the Sages. Second Part: Midrash and Targum, Liturgy, Poetry, Mysticism, Assen, 2006, pp. 107–131.
31. Ireland D. J. Stewardship and the Kingdom of God: An Historical, Exegetical, and Contextual Study of the Parable of the Unjust Steward in Luke 16:1–13, Leiden, 1992.
32. Isaac E. I. 1983 “Enoch”, in Charlesworth J. H. (ed.) The Old Testament Pseudepigrapha, New York et al, 1983, vol. 1, pp. 5–89.
33. Jastrow M. Dictionary of the Targumim, New York, 1903.
34. Jeremias J. The Parables of Jesus, New York, 1963.
35. Jülicher A. Die Gleichnisreden Jesu, Tübingen, 1888–1889.
36. Keener C. S. The Gospel of John. A Commentary, Grand Rapids, 2003.
37. Koester H. 1969 “Topos” (Place), in Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament, Stuttgart, 1969, vol. 8, pp. 186–201.
38. Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon, Oxford, 1961.
39. Lidzbarski M. Ginzā: Der Schatz oder Das grosse Buch der Mandäer, Berlin, 1925.
40. Lieber L. 2005 “Piyyut”, in Neusner J., Avery-Peck A. J., Green W. S. (eds.) The Encyclopaedia of Judaism, Leiden, Boston, 2005, vol. 3, pp. 2000–2019.
41. Mathewson D. L. 1995 “The Parable of the Unjust Steward (Luke 16:1-13): A Reexamination of the Traditional View in Light of Recent Challenges”, in Journal of Evangelical Theological Society, 1995, vol. 38/1, pp. 29–39.
42. McCaffrey J. The House with Many Rooms: The Temple Theme of Jn. 14, 2–3, Rome, 1988.
43. McNamara M. Targum and New Testament. Collected Essays, Tübingen, 2011.
44. McNamara M. Targum and Testament Revisited. Aramaic Paraphrases of the Hebrew Bible: A Light on the New Testament, Grand Rapids; Cambridge, 2010.
45. Michel O. 1975 “Faith”, in Brown C. (ed.) The New International Dictionary of New Testament Theology, Grand Rapids, 1975, pp. 593–606.
46. Morray-Jones C. R. A. 1993 “Paradise Revisited (2 Cor 12.1–12): Vol. 1. The Jewish Mystical Background of Paul’s Apostolate. Part 1: The Jewish Sources. Part 2: Paul’s Heavenly Ascent and Its Significance”, in Harvard Theological Review, 1993, vol. 86, pp. 177–217, 265–292.
47. Neusner J. 2002 “Contexts of Comparison: Reciprocally Reading Gospels’ and Rabbis’ Parables”, in Chilton B., Evans C. A. and Neusner J. (ed.) The Missing Jesus. Rabbinic Judaism and the New Testament, Boston, Leiden, 2002, pp. 45–68.
48. Odeberg H. The Fourth Gospel Interpreted in its Relation to Contemporaneous Religious Currents in Palestine and the Hellenistic-Oriental World, Uppsala, 1929.
49. Pelican J. 2005 “Faith”, in Encyclopedia of Religion, 2005, vol. 5, pp. 2948–2959.
50. Rand M. 2005 “The Seder Beriyot in Byzantine-Era Piyyut”, in Jewish Quarterly Review, 2005, vol. 95, pp. 667–683.
51. Rowland C., Morray-Jones C. R. A. The Mystery of God. Early Jewish Mysticism and the New Testament, Leiden, 2009.
52. Ronning J. The Jewish Targums and John’s Logos Theology, Peabody, 2009.
53. Rowland C. “The Temple in the New Testament”, in Day J. (ed.) Temple Worship in Biblical Israel, London, 2007, pp. 469–483.
54. Safrai S. 1987 “Halakha”, in Safrai S. (ed.) The Literature of the Sages, Philadelphia, 1987, vol. 1: Oral Tora, Halakha, Mishna, Tosefta,Talmud, External Tractates, pp. 121–210.
55. Schäfer P. 1984 “New Testament and Hekhalot Literature: The Journey into Heaven in Paul and in Merkavah Mysticism”, in Journal of Jewish Studies, 1984, vol. 35, pp. 19–35.
56. Schäfer P. The Origins of Jewish Mysticism, Tübingen, 2009.
57. Scholem G. Jewish Gnosticism, Merkabah Mysticism, and Talmudic Tradition, New York, 1965.
58. Schwartz Е. 1907–1908 “Aporien im vierten Evangelium“, in Nachrichten von der königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philologisch-historische Klasse, 1907, pp. 342–372; 1908, pp. 115–148, 149–188, 497–560.
59. Strack H. L., Billerbeck P. Kommentar zum Neuen Testament aus Talmud und Midrasch, München, vol. 6, 1922–1961.
60. Swartz M. D. 2011 “Piyut and Heikhalot: Recent Research and its Implications for the History of Ancient Jewish Liturgy and Mysticism”, in Blank D. R. (ed.) The Experience of Jewish Liturgy. Studies Dedicated to M. Schmelzer, Leiden, Boston, 2011, pp. 263–283.
61. Swartz M. D., Yahalom J. Avodah: Ancient Poems for Yom Kippur, Pennsylvania State University Press, 2005.
62. Wahlde U. C. von. The Gospel and Letters of John, Grand Rapids, 2010.
63. Wahlde U. C. von. 2010 “The Johannine Literature and Gnosticism: New Light on their Relationship?”, in Walters P. (ed.) From Judaism to Christianity: Tradition and Transition. A Festschrift for T. H. Tobin on the Occasion of His 65th Birthday, Leiden, Boston, 2010, pp. 221–254.
64. Wald S. G. 2007 “Joshua ben Hananiah”, in Encyclopedia Judaica, 2007, vol. 11, pp. 450–452.
65. Wierzbicka A. What Did Jesus Mean? Explaining the Sermon on the Mount and the Parables in Simple and Universal Human Concepts, Oxford, 2001.

Данные об авторе

Алексеев Анатолий Алексеевич