/

Муравьев Алексей Владимирович

Эфиопский Человек Божий. Заметки о сирийских влияниях в ранней эфиопской агиографии


Муравьев А. В. Эфиопский Человек Божий. Заметки о сирийских влияниях в ранней эфиопской агиографии // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 47-60.

DOI: 10.15382/sturIII201545.47-60

Аннотация

Статья посвящена отражению в эфиопских житийных памятниках социальных практик сирийского иночества. Одной из важнейших была практика перемены имени и даже отказа от имени. В Аксуме эта практика отразилась в житии За-Микаэля Старца и Йе-Мата Либаноса. Несколько перемен имени в жизни каждого из этих житийных героев отражают аскетическую стратегию сирийцев, перенесенную в Аксум.

Ключевые слова

сирийский, эфиопский, монашество, социальные практики, агиография, Девять преподобных, Аксум

Список литературы

1. Дьяконов А. П. Иоанн Ефесский и его церковно-исторические труды. СПб., 1908.
2. Кобищанов Ю. М. Аксум. М., 1966.
3. Крюков А. М. Акимиты // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 393–394.
4. Муравьев А. В. Алексий Человек Божий: Истоки средневекового культа // Исторический вестник. Воронеж, 2000. № 3–4 (7–8). С. 7–12.
5. Муравьев А. В., Чернецов С. Б. Абуна // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 67.
6. Муравьев А. В. «Ромейские святые»: Сирийские проповедники Гарима, Йемата и Афцэ в эфиопском Аксуме // Вестник истории, литературы, искусства. М., 2006. Т. 3. С. 187–200.
7. Муравьев А. В. «Гедле цадкан» как агиографический и исторический источник по раннему Аксуму // Вестник ПСТГУ. Сер. Ш: Филология, 2008. Вып. 4(14). С. 35–39.
8. Муравьев А. В. Начало второй христианизации Аксума: «Gädlä Zadqan» и сирийские βοσκοί // Вестник древней истории. М., 2009. № 1(268). С. 181–197.
9. Муравьев А. В. Ономастика в эфиопском предании о сирийском Человеке Божием (Гебрэ Крыстосе) // Африканский сборник. СПб., 2015 (в печати).
10. Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902.
11. Baguenard J.-M. Les moines acémètes. Vies des saints Alexandre, Marcel et Jean Calybite, Bégrolles-en-Mauges, 1988.
12. Bowersock G. W. The Throne of Adulis: Red Sea Wars on the Eve of Islam, Oxford, 2013.
13. Brakmann H. To para tois barbarous ergon theion: Die Einwurzelung der Kirche im spätantiken Reich von Aksum, Bonn, 1994.
14. Brown P. R. L. The Making of Late Antiquity, Harvard, 1978.
15. Caner D. Wandering, Begging Monks: Spiritual Authority and the Promotion of Monasticism in Late Antiquity, Berkeley, 2002.
16. Fowden G. Empire to Commonwealth: Consequences of Monotheism in Late Antiquity, Princeton, 1993.
17. Getatchew Haile. 1991 “Ethiopian Monasticism”, in The Coptic Encyclopedia, New York, 1991, vol. 3, pp. 990–995.
18. Guidi I. 1895 “Il «Gadla ’Aragâwî»”, in Atti della Reale Accademia dei Lincei. Memorie della Classe di scienze morali, storiche e filologiche, Roma, 1895, vol. 5/2/1, pp. 54–96.
19. Hable Sellassie S. Ancient and Medieval Ethiopian History to 1270, Addis Ababa, 1972.
20. Harvey S. A. Asceticism and Society in Crisis: John of Ephesus and the «Lives of the Eastern Saints», Berkeley, 1990.
21. Herzfeld M. 1982 “When Exceptions Defi ne the Rules: Greek Baptismal Names and the Negotiation of Identity”, in Journal of Anthropological Research, Albuquerque, 1982, vol. 38/3, pp. 288–302.
22. Horsley G. H. R. 1987 “Name Change as an Indication of Religious Conversion in Antiquity”, in Numen, Leiden, 1987, vol. 34/1, pp. 1–17.
23. Kessel G., Pinggéra K. A Bibliography of Syriac Ascetic and Mystical Literature, Leuven etc., 2011.
24. Munro-Hay C. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity, Edinburgh, 1991.
30. Nosnitsin D. 2003 “Abunä”, in Encyclopaedia Aethiopica, Wiesbaden, 2003, vol. 1, p. 56.
31. Polotsky H. J. 1964 “Aramaic, Syriac, and Ge’ez”, in Journal of Semitic Studies, Oxford, 1964, vol. 9/1, pp. 1–10.
32. Witakowski W. 1989 “Syrian Influences in Ethiopian Culture”, in Orientalia Suecana, Uppsala, 1989, vol. 38, pp. 191–198.

Данные об авторе

Муравьев Алексей Владимирович