/

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна

Богословская полемика в Армении VII-IX вв


Арутюнова-Фиданян В. А. Богословская полемика в Армении VII-IX вв // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 9-19.

DOI: 10.15382/sturIII201545.9-19

Аннотация

Статья посвящена многовековой бескомпромиссной борьбе армяно-халкидонитской общины за Халкидонский орос. Автор «Повествования о делах армянских» (VII в.) излагает не «историю уний», а скорее историю единений и разрывов Армянской и Греческой Церквей. Автор «Повествования» и его персонажи были последовательными сторонниками православной Церкви. Одним из основных этапов защиты и утверждения Халкидонитской Церкви в Армении была жесткая полемика с юлианитством. На Каринском соборе (633) вся Армянская Церковь приняла Халкидонский символ веры, а позднее при католикосе Нерсесе III влиятельный монофиситский деятель, теолог и вардапет, Иоанн Майрагомеци был объявлен не только юлианитом, но даже актиститом, заклеймен и изгнан из Армении. На Маназкертском Соборе (726) было осуждено крайнее юлианитство, однако в символе веры, которого и поныне придерживается Армянская Церковь, исповедуется, что «тело Христово было нетленным от Рождения, что от Девы, вплоть до вечности, не по природе, но по неизреченному соединению». Со второй половины IX в. (с ослаблением Халифата и воссозданием Армянского царства) возобновляются не только межгосударственные контакты Византии и Армении, но и теологические споры. В конце IX в. предпринимается попытка выработать унию между монофиситами и халкидонитами. Некоторые арменоведы отмечают стремление монофиситов смягчить риторику и выработать общую с халкидонитами терминологию. Подготавливается соответствующий собор в Ширакаване, однако приходится констатировать, что Ширакаванский Собор так и остался в «Ширакаванском досье», поскольку соборы Всеармянской Церкви не могут не упоминаться в «Книге канонов», а Ширакаван там не упомянут. Иными словами, не случилось унии в конце IX в. между халкидонитами и монофиситами.

Ключевые слова

халкидонитство, нехалкидонитство (монофиситство), уния, юлианитство, актистизм, II Двинский Собор (555), Каринский Собор (633), «Шаракаванское досье» (кон. IX в.), католикос Езр (630–641), католикос Нерсес III Строитель (641–661), Иоанн Майрагомеци

Список литературы

1. Аннинский А. История Армянской Церкви. Кишинев, 1900.
2. Армянская Апостольская Церковь. Вероучение // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 340–347.
3. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X–XI вв.). Результаты взаимодействия культур. М., 1994.
4. Арутюнова-Фиданян В. А. «Повествование о делах армянских» (VII в.). Источник и время. М., 2004.
5. Давыденков О., свящ. Традиционная христология нехалкидонитов. М., 1998.
6. Давыденков О., свящ. Юлиан Галикарнасский. Догматические фрагменты // Богословский сборник. М., 2002. Вып. 9. С. 47–58.
7. Кипарян К. Иоанн Майраванеци, прозывавшийся также Майрагомеци. Ереван, 1973 (на арм. яз.).
8. Лурье В. М. Авва Георгий из Саглы и история юлианизма в Эфиопии // Христианский Восток. СПб.; М., 1999. Т. 1(7). С. 317–358.
9. Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах // Он же. Кавказский культурный мир и Армения. Ереван, 1996. С. 209–276.
10. Россейкин Ф. М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Сергиев Посад, 1915.
11. Тер-Минасянц Е. Взаимоотношения Армянской Церкви с сирийскими Церквями. Эчмиадзин, 1908 (на арм. яз.).
12. Тер-Минасянц Е. Из истории появления и расцвета средневековых ересей. Ереван, 1968.
13. Троицкий И. Изложения веры Церкви Армянския. СПб., 1875.
14. Юзбашян К. Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX–XI вв. М., 1988.
15. Dorfmann-Lazarev J. Arméniens et byzantins à l’époque de Photius: Deux débats théologiques après le triomphe de l’ortodoxie, Louvain, 2004 (Corpus scriptorium christianorum orientalium; 609, Subsidia; 117).
16. Esbroeck M., van. 1987 “Un court traité pseudo-basilien de mouvance aaronite conservé en arménien”, in Le Muséon, Louvain, 1987, vol. 100, pp. 385–395.
17. Frivold L. The Incarnation: A Study of the Doctrine of the Incarnation in the Armenian Church in the 5th and 6th Centuries according to the «Book of letters», Oslo, 1981.
18. Maksoudjan K. 1988/1989 “The Chalcedonian Issue and the Early Bagratids: The Council of Širakawan”, in Revue des études arméniennes, Paris, 1988/1989, vol. 21, pp. 333–344.
19. Meyendorff J. Christ in Eastern Christian Thought, Crestwood, New York, 1987.
20. Meyendorff J. 1992 “L’aphtharodocétisme en Arménie: un imbroglio doctrinal et politique”, in Revue des études arméniennes, Paris, 1992, vol. 23, pp. 27–37.
21. Samuel V. C. 1973 “The Christology of Severus of Antioch”, in Abba Salama, Athens, 1973, vol. 4, pp. 126–190.
22. Thomson R.W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD, Turnhout, 1995.

Данные об авторе

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна