/

Вестник ПСТГУ . Серия III: Филология

Вестник ПСТГУ III :5 (45)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна

Богословская полемика в Армении VII-IX вв

Арутюнова-Фиданян В. А. Богословская полемика в Армении VII-IX вв // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 9-19

DOI: 10.15382/sturIII201545.9-19
Статья посвящена многовековой бескомпромиссной борьбе армяно-халкидонитской общины за Халкидонский орос. Автор «Повествования о делах армянских» (VII в.) излагает не «историю уний», а скорее историю единений и разрывов Армянской и Греческой Церквей. Автор «Повествования» и его персонажи были последовательными сторонниками православной Церкви. Одним из основных этапов защиты и утверждения Халкидонитской Церкви в Армении была жесткая полемика с юлианитством. На Каринском соборе (633) вся Армянская Церковь приняла Халкидонский символ веры, а позднее при католикосе Нерсесе III влиятельный монофиситский деятель, теолог и вардапет, Иоанн Майрагомеци был объявлен не только юлианитом, но даже актиститом, заклеймен и изгнан из Армении. На Маназкертском Соборе (726) было осуждено крайнее юлианитство, однако в символе веры, которого и поныне придерживается Армянская Церковь, исповедуется, что «тело Христово было нетленным от Рождения, что от Девы, вплоть до вечности, не по природе, но по неизреченному соединению». Со второй половины IX в. (с ослаблением Халифата и воссозданием Армянского царства) возобновляются не только межгосударственные контакты Византии и Армении, но и теологические споры. В конце IX в. предпринимается попытка выработать унию между монофиситами и халкидонитами. Некоторые арменоведы отмечают стремление монофиситов смягчить риторику и выработать общую с халкидонитами терминологию. Подготавливается соответствующий собор в Ширакаване, однако приходится констатировать, что Ширакаванский Собор так и остался в «Ширакаванском досье», поскольку соборы Всеармянской Церкви не могут не упоминаться в «Книге канонов», а Ширакаван там не упомянут. Иными словами, не случилось унии в конце IX в. между халкидонитами и монофиситами.
халкидонитство, нехалкидонитство (монофиситство), уния, юлианитство, актистизм, II Двинский Собор (555), Каринский Собор (633), «Шаракаванское досье» (кон. IX в.), католикос Езр (630–641), католикос Нерсес III Строитель (641–661), Иоанн Майрагомеци
1. Аннинский А. История Армянской Церкви. Кишинев, 1900.
2. Армянская Апостольская Церковь. Вероучение // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 340–347.
3. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяно-византийская контактная зона (X–XI вв.). Результаты взаимодействия культур. М., 1994.
4. Арутюнова-Фиданян В. А. «Повествование о делах армянских» (VII в.). Источник и время. М., 2004.
5. Давыденков О., свящ. Традиционная христология нехалкидонитов. М., 1998.
6. Давыденков О., свящ. Юлиан Галикарнасский. Догматические фрагменты // Богословский сборник. М., 2002. Вып. 9. С. 47–58.
7. Кипарян К. Иоанн Майраванеци, прозывавшийся также Майрагомеци. Ереван, 1973 (на арм. яз.).
8. Лурье В. М. Авва Георгий из Саглы и история юлианизма в Эфиопии // Христианский Восток. СПб.; М., 1999. Т. 1(7). С. 317–358.
9. Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах // Он же. Кавказский культурный мир и Армения. Ереван, 1996. С. 209–276.
10. Россейкин Ф. М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Сергиев Посад, 1915.
11. Тер-Минасянц Е. Взаимоотношения Армянской Церкви с сирийскими Церквями. Эчмиадзин, 1908 (на арм. яз.).
12. Тер-Минасянц Е. Из истории появления и расцвета средневековых ересей. Ереван, 1968.
13. Троицкий И. Изложения веры Церкви Армянския. СПб., 1875.
14. Юзбашян К. Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX–XI вв. М., 1988.
15. Dorfmann-Lazarev J. Arméniens et byzantins à l’époque de Photius: Deux débats théologiques après le triomphe de l’ortodoxie, Louvain, 2004 (Corpus scriptorium christianorum orientalium; 609, Subsidia; 117).
16. Esbroeck M., van. 1987 “Un court traité pseudo-basilien de mouvance aaronite conservé en arménien”, in Le Muséon, Louvain, 1987, vol. 100, pp. 385–395.
17. Frivold L. The Incarnation: A Study of the Doctrine of the Incarnation in the Armenian Church in the 5th and 6th Centuries according to the «Book of letters», Oslo, 1981.
18. Maksoudjan K. 1988/1989 “The Chalcedonian Issue and the Early Bagratids: The Council of Širakawan”, in Revue des études arméniennes, Paris, 1988/1989, vol. 21, pp. 333–344.
19. Meyendorff J. Christ in Eastern Christian Thought, Crestwood, New York, 1987.
20. Meyendorff J. 1992 “L’aphtharodocétisme en Arménie: un imbroglio doctrinal et politique”, in Revue des études arméniennes, Paris, 1992, vol. 23, pp. 27–37.
21. Samuel V. C. 1973 “The Christology of Severus of Antioch”, in Abba Salama, Athens, 1973, vol. 4, pp. 126–190.
22. Thomson R.W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 AD, Turnhout, 1995.

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна

Булах Мария Степановна

Христианская терминология в "Арабско-эфиопском Глоссарии"XIV в.

Булах М. С. Христианская терминология в "Арабско-эфиопском Глоссарии"XIV в. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 20-29

DOI: 10.15382/sturIII201545.20-29
«Арабско-эфиопский глоссарий» — уникальный лексический список, датируемый XIV в. и содержащий арабские слова из важнейших семантических групп, сопровожденные переводами на «эфиопский» язык — в реальности на различные, преимущественно эфиосемитские, языки Эфиопии. В данной работе рассматривается лексика Глоссария, связанная с христианской религией. Сюда входят названия для двух наиболее важных в эфиопском контексте христианских праздников (Пасхи и Дня Обретения Креста Господня), слово матэб (шелковый шнур, надеваемый на шею при крещении ― эфиопский аналог нательного креста), обозначения священника, монаха и, наконец, Бога. Наличие этой лексики свидетельствует об интересе составителя Глоссария к христианской Эфиопии.
эфиосемитские языки, тигре, тигринья, амхарский язык, харари, языки гураге, арабский язык, эфиопско-йеменские контакты, Расулидская династия, христианство в Эфиопии, арабская лексикография.
1. Bulakh M., Kogan L. 2013 “Towards a Comprehensive Edition of the Arabic-Ethiopic Glossary of al-Malik al-Afḍal”, in Aethiopica, Wiesbaden, 2013, vol. 16, pp. 138–148; 2014, vol. 17, pp. 151–168; 2015, vol. 18 (in print).
2. Cerulli E. Studi Etiopici, Roma, 1936, vol. 1: La lingua e la storia di Harar.
3. Girma A. Demeke. Amharic-Argobba Dictionary, S. l., 2013.
4. Kane Th. L. Amharic-English Dictionary, Wiesbaden, 1990.
5. Kane Th. L. Tigrinya-English Dictionary, Springfield, 2000.
6. Lane E. W. Arabic-English Lexicon, London, 1863–1893.
7. Leslau W. Comparative Dictionary of Ge’ez (Classical Ethiopic), Wiesbaden, 1987.
8. Leslau W. Ethiopic Documents: Argobba. Grammar and Dictionary, Wiesbaden, 1997.
9. Leslau W. Étude descriptive et comparative du Gafat (éthiopien méridional), Paris, 1956.
10. Leslau W. Etymological Dictionary of Gurage (Ethiopic), Wiesbaden, 1979, vol. 3: Etymological Section.
11. Leslau W. Etymological Dictionary of Harari, Berkeley, Los Angeles, 1963.
12. Littmann E. 1943 “Altamharisches Glossar: Der Wortschatz in den «Canzoni Geez-Amariña»”, in Rivista degli studi orientali, Roma, 1943, vol. 20, pp. 473–505.
13. Littmann E., Höfner M. Wörterbuch der Tigrē-Sprache: Tigrē-Deutsch-English, Wiesbaden, 1962.
14. Ludolf H. Lexicon Amharico-Latinum, cum Indice Latino copioso, Francofurti ad Moenum, 1698.
15. Muth F.-Ch. 2009–2010 “Frühe Zeugnisse des Amharischen und der Gurage-Sprachen in einer polyglotten Wortliste von Al-Malik Al-Afḍal (gest. 778/1377)”, in Folia Orientalia, Wroclaw, Warszawa, Krakôw, 2009–2010, vol. 45/46, pp. 87–109.
16. Piamenta M. A. Dictionary of Post-Classical Yemeni Arabic, Leiden, 1990.
17. Golden P. (ed.) The King’s Dictionary: The Rasûlid Hexaglot: Fourteenth Century Vocabularies in Arabic, Persian, Turkic, Greek, Armenian and Mongol, Leiden, Boston, Köln, 2000.
18. Varisco D. M., Smith G. R. (eds.) The Manuscript of al-Malik al-Afḍal al-Abbās b. ™Alī b. Dāʔūd b. Yūsuf b. ™Umar b. ™Alī Ibn Rasūl: A Medieval Arabic Anthology from the Yemen, Warminster, 1998.
19. Wagner E. Harari-Texte in arabischer Schrift mit Übersetzung und Kommentar, Wiesbaden, 1983.

Булах Мария Степановна

Гусарова Екатерина Валентиновна

Библейские цитаты в хронике царя Эфиопии Такла Гиоргиса I (конец XVIII в.)

Гусарова Е. В. Библейские цитаты в хронике царя Эфиопии Такла Гиоргиса I (конец XVIII в.) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 30-37

DOI: 10.15382/sturIII201545.30-37
В настоящей статье рассмотрены особенности обращения к библейским текстам царского историографа алаки Габру при составлении хроники Такла Гиоргиса I. Специфика повествования отражает личные качества автора хроники, а также его образовательный уровень, от которого напрямую зависят способы изложения событий придворной и государственной жизни. Кроме того, данному произведению присущи отличительные черты исторических хроник периода кризиса царской историографии, ставшего неизбежным следствием общего кризиса Гондарской монархии, который привел к невиданной прежде политической раздробленности Эфиопии. Примечателен тот факт, что в этой тяжелой для страны ситуации, когда царям приходилось бороться за власть с местными феодалами и зачастую довольствоваться ролью марионеток в их руках, царская историография не перестала существовать и продолжала следовать многовековой традиции эфиопской церковной книжности.
средневековая Эфиопия, история Эфиопии в конце XVIII в., феодальная раздробленность, эфиопская историография, царская хроника Такла Гиоргиса I, эфиопские книжники, традиционное образование в Эфиопии, библейские цитаты.
1. Болотов В. В. Несколько страниц из Церковной истории Эфиопии. II: Богословские споры в Эфиопской Церкви // Христианское чтение. СПб., 1888. № 7–8. С. 30–61; № 11–12. С. 774–832.
2. Платонов В. М., Чернецов С. Б. Эфиопская рукописная книга // Рукописная книга в культуре народов Востока. М., 1987. Кн. 1. С. 201–240. (Культура народов Востока: Материалы и исследования).
3. Французов С. А. История эфиопской литературы на языке геэз // Литературы стран Азии и Африки: Начальный период развития / В. В. Емельянов, отв. ред. СПб., 2012. С. 213–244.
4. Халидов А. Б. Книжная культура // Очерки истории арабской культуры V–XV вв. М., 1982. (Культура народов Востока: Материалы и исследования). С. 215–310.
5. Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII–XVI вв. М., 1982.
6. Balicka-Witakowska E. 2005 “Equestrian Saints”, in Encyclopaedia Aethiopica, Wiesbaden, 2005, vol. 2, pp. 347–351.
8. Wright W. Catalogue of the Ethiopic Manuscripts in the British Museum Acquired since 1847, London, 1877.
9. [Zotenberg H.] Catalogue des manuscrits éthiopiens (gheez et amharique) de la Bibliothèque nationale, Paris, 1877.

Гусарова Екатерина Валентиновна

Заболотный Евгений Анатольевич

Учение Диодора Тарсийского: христология воплощения или вочеловечения?

Заболотный Е. А. Учение Диодора Тарсийского: христология воплощения или вочеловечения? // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 38-46

DOI: 10.15382/sturIII201545.38-46
В статье исследуется учение Диодора Тарсийского († до 394) и особенности употребления им терминов, характерных для христологической схемы «Логос-плоть». Автор рассмотрел как аргументы А. Грилльмайера, сближавшего христологию Диодора с этой схемой, так и возражения, выдвинутые его оппонентами (прежде всего Ф. Салливаном и Р. Гриром). На основе анализа сохранившихся фрагментов из сочинений Диодора можно сделать уверенный вывод о том, что он учил о восприятии Богом Словом совершенного человека, а не только плоти. Таким образом, учение Диодора Тарсийского можно определить как классическую антиохийскую христологию, хотя, в отличие от Феодора Мопсуестийского († 428), Диодор проводил более четкое различие между Логосом и человеком Иисусом, не предложив убедительного решения вопроса о единстве во Христе.
аполлинаризм, Александрийская школа, Антиохийская школа, Грилльмайер, Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуестийский, христология
1. Пеликан Я. Христианская традиция: История развития вероучения. М., [2007]. Т. 1.
2. Фокин А. Р. Афанасий I Великий: Богословие // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 32–41.
3. Янг Ф. М. От Никеи до Халкидона: Введение в греческую патристическую литературу и ее исторический контекст / П. Б. Михайлов и др., пер. с англ. М., 2013.
4. Abramowski R. 1931 “Untersuchungen zu Diodor von Tarsus”, in Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älteren Kirche, Giessen, Berlin, 1931, vol. 30, pp. 234–262.
9. Devreesse R. Essai sur Théodore de Mopsueste, Città del Vaticano, 1948.
11. Gerber S. Theodor von Mopsuestia und das Nicänum: Studien zu den katechetischen Homilien, Leiden, 2000.
12. Greer R. A. 1966 “The Antiochene Christology of Diodore of Tarsus”, in Journal of Theological Studies, Oxford, 1966, vol. 17, pp. 327–341.
13. Greer R. Theodore of Mopsuestia: Exegete and Theologian, London, 1961.
14. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche, Freiburg, Basel, Wien, 1990, vol. 1.
15. Hanson R. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318–381, Edinburg, 1988.
16. Jansen T. Theodor von Mopsuestia: De Incarnatione, Berlin; New York, 2009.
17. Jugie M. 1949 “La doctrine christologique de Diodore de Tarse d’après les fragments de ses oeuvres”, in Euntes Docete, Roma, 1949, vol. 2, pp. 171–191.
18. Lietzmann H. Apollinaris von Laodicea und seine Schule, Tübingen, 1904.
19. McLeod F. G. The Role of Christ’s Humanity in Salvation: Insights from Theodore of Mopsuestia, Washington, 2005.
21. Richard M. 1943 “La Tradition des fragments du traité Peri tes enanthropeseos de Théodore de Mopsueste”, in Le Muséon, Louvain, 1943, vol. 56, pp. 55–75.
24. Sullivan F. A. The Christology of Theodore of Mopsuestia, Roma, 1956.
25. Behr J. (ed.) The Case against Diodore and Theodore: Texts and their Contexts, Oxford, 2011.

Заболотный Евгений Анатольевич

Муравьев Алексей Владимирович

Эфиопский Человек Божий. Заметки о сирийских влияниях в ранней эфиопской агиографии

Муравьев А. В. Эфиопский Человек Божий. Заметки о сирийских влияниях в ранней эфиопской агиографии // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 47-60

DOI: 10.15382/sturIII201545.47-60
Статья посвящена отражению в эфиопских житийных памятниках социальных практик сирийского иночества. Одной из важнейших была практика перемены имени и даже отказа от имени. В Аксуме эта практика отразилась в житии За-Микаэля Старца и Йе-Мата Либаноса. Несколько перемен имени в жизни каждого из этих житийных героев отражают аскетическую стратегию сирийцев, перенесенную в Аксум.
сирийский, эфиопский, монашество, социальные практики, агиография, Девять преподобных, Аксум
1. Дьяконов А. П. Иоанн Ефесский и его церковно-исторические труды. СПб., 1908.
2. Кобищанов Ю. М. Аксум. М., 1966.
3. Крюков А. М. Акимиты // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 393–394.
4. Муравьев А. В. Алексий Человек Божий: Истоки средневекового культа // Исторический вестник. Воронеж, 2000. № 3–4 (7–8). С. 7–12.
5. Муравьев А. В., Чернецов С. Б. Абуна // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 67.
6. Муравьев А. В. «Ромейские святые»: Сирийские проповедники Гарима, Йемата и Афцэ в эфиопском Аксуме // Вестник истории, литературы, искусства. М., 2006. Т. 3. С. 187–200.
7. Муравьев А. В. «Гедле цадкан» как агиографический и исторический источник по раннему Аксуму // Вестник ПСТГУ. Сер. Ш: Филология, 2008. Вып. 4(14). С. 35–39.
8. Муравьев А. В. Начало второй христианизации Аксума: «Gädlä Zadqan» и сирийские βοσκοί // Вестник древней истории. М., 2009. № 1(268). С. 181–197.
9. Муравьев А. В. Ономастика в эфиопском предании о сирийском Человеке Божием (Гебрэ Крыстосе) // Африканский сборник. СПб., 2015 (в печати).
10. Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902.
11. Baguenard J.-M. Les moines acémètes. Vies des saints Alexandre, Marcel et Jean Calybite, Bégrolles-en-Mauges, 1988.
12. Bowersock G. W. The Throne of Adulis: Red Sea Wars on the Eve of Islam, Oxford, 2013.
13. Brakmann H. To para tois barbarous ergon theion: Die Einwurzelung der Kirche im spätantiken Reich von Aksum, Bonn, 1994.
14. Brown P. R. L. The Making of Late Antiquity, Harvard, 1978.
15. Caner D. Wandering, Begging Monks: Spiritual Authority and the Promotion of Monasticism in Late Antiquity, Berkeley, 2002.
16. Fowden G. Empire to Commonwealth: Consequences of Monotheism in Late Antiquity, Princeton, 1993.
17. Getatchew Haile. 1991 “Ethiopian Monasticism”, in The Coptic Encyclopedia, New York, 1991, vol. 3, pp. 990–995.
18. Guidi I. 1895 “Il «Gadla ’Aragâwî»”, in Atti della Reale Accademia dei Lincei. Memorie della Classe di scienze morali, storiche e filologiche, Roma, 1895, vol. 5/2/1, pp. 54–96.
19. Hable Sellassie S. Ancient and Medieval Ethiopian History to 1270, Addis Ababa, 1972.
20. Harvey S. A. Asceticism and Society in Crisis: John of Ephesus and the «Lives of the Eastern Saints», Berkeley, 1990.
21. Herzfeld M. 1982 “When Exceptions Defi ne the Rules: Greek Baptismal Names and the Negotiation of Identity”, in Journal of Anthropological Research, Albuquerque, 1982, vol. 38/3, pp. 288–302.
22. Horsley G. H. R. 1987 “Name Change as an Indication of Religious Conversion in Antiquity”, in Numen, Leiden, 1987, vol. 34/1, pp. 1–17.
23. Kessel G., Pinggéra K. A Bibliography of Syriac Ascetic and Mystical Literature, Leuven etc., 2011.
24. Munro-Hay C. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity, Edinburgh, 1991.
30. Nosnitsin D. 2003 “Abunä”, in Encyclopaedia Aethiopica, Wiesbaden, 2003, vol. 1, p. 56.
31. Polotsky H. J. 1964 “Aramaic, Syriac, and Ge’ez”, in Journal of Semitic Studies, Oxford, 1964, vol. 9/1, pp. 1–10.
32. Witakowski W. 1989 “Syrian Influences in Ethiopian Culture”, in Orientalia Suecana, Uppsala, 1989, vol. 38, pp. 191–198.

Муравьев Алексей Владимирович

Панченко Константин Александрович

Булус аль-Хабис, коптский новомученик XIII в.: судьба на фоне эпохи

Панченко К. А. Булус аль-Хабис, коптский новомученик XIII в.: судьба на фоне эпохи // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 61-69

DOI: 10.15382/sturIII201545.61-69
Статья посвящена реконструкции биографии малоизвестного коптского подвижника Булуса аль-Хабиса († 1267/8). Найдя в пещере клад фатимидского халифа аль-Хакима, Булус употребил эти деньги на помощь бедным и выкуп христиан, подвергавшихся преследованиям в правление мамлюкского султана Бейбарса. В течение двух или трех лет он был окружен всенародным поклонением, но затем слава Булуса стала раздражать мусульманских духовных авторитетов. Бейбарс потребовал от монаха открыть источник его богатств, но Булус отказался, был посажен в тюрьму и умер под пытками. В статье делается попытка реконструировать биографию и понять мотивацию Булуса аль-Хабиса.
христианский Восток, копты, Мамлюкское государство, Бейбарс, христианско-мусульманские отношения.
1. Панченко К. А. Поджог Каира 1321 г. и проблема христианского терроризма в Мамлюкском государстве // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология, 2011. Вып. 4(26). С. 96–124.
2. Al-Ḏahabī, Šams al-Dīn Abū ‘Abdallah Muḥammad. Al-‘ibar fī ḫabar man ‘abar, Bayrūt, 1405/1985.
3. Ibn al-Furāt. Tārīḫ Ibn al-Furāt, Bayrūt, 1936, vol. 7.
4. Ibn al-‘Imād al-Imām Šaḥāb al-Dīn Abī-l-Fallaḥ ‘Abd al-Ḥayy ibn Aḥmad. Šaḏarāt al-ḏahab fī aḫbār man ḏahab, Dimašq, Bayrūt, 1407/1988, vol. 7.
5. Al-Kutubī, Muḥammad ibn Šākir. Fawāt al-wafayyāt, Bayrūt, s. a.
6. Al-Maqrīzī, Aḥmad ibn ‘Alī. Kitāb al-Sulūk, Al-Qāhira, 1936, vol. 1/2.
7. Al-Maqrīzī. Kitāb al-mawā’iẓ wa-l-i‘tibār fī ḏikr al-ḫiṭaṭ wa-l-āṯār, Al-Qāhira, 1853/4, vol. 2.
8. Al-Nuwayrī, Šihāb al-Dīn Aḥmad. Nihāyat al-arab fī funūn al-adab, Bayrūt, s. a, vol. 30.
9. Al-Ṣafadī, Ṣalāḥ al-Dīn Ḥalīl ibn Aybāk. Kitāb al-wāfi bi-l-wafayyāt, Bayrūt, 2000, vol. 10.
10. Al-Yāfi ‘ī, al-Imām Abī Muḥammad ‘Abdallah ibn As‘ad ibn ‘Alī ibn Sulaymān al-Yamanī alMakkī. Mir’āt al-ğinān wa ‘ibrat al-yaqẓān f ma‘arifat mā yu’tabar min ḥawādiṯ al-zamān, Bayrūt, 1997, vol. 4.
14. Al-Yininī, Kutb al-Dīn Abu-l-Fatḥ Mūsā ibn Muḥammad. Ḏayl mir’āt al-zamān, Ḥaydarābād, 1954.
15. Labib S. 1982 “Ein koptischer Märtyrer des 13. Jhdts.: al-Ḥabīs Būluṣ ar-Rāhib al-Qibṭ”, in Actes des premier congrès international d’études arabes chrétiennes, Roma, 1982, pp. 233–240.
16. Labib S. 1991 “Būlus al-Ḥabīs, Saint”, in The Coptic Encyclopedia, New York, 1991, vol. 2, pp. 424–425.

Панченко Константин Александрович

Фридман Иосиф Александрович

Староамхарский трактат "Виды творения"как одно из сочинений цикла "Красота творения"

Фридман И. А. Староамхарский трактат "Виды творения"как одно из сочинений цикла "Красота творения" // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 70-78

DOI: 10.15382/sturIII201545.70-78
Статья посвящена новооткрытому и до сих пор не опубликованному рукописному тексту на староамхарском языке. Текст, озаглавленный «Виды творения», вне всякого сомнения, принадлежит к имеющей довольно широкое распространение в эфиопской книжности традиции, объединяемой под общим названием «Красота творения». Тексты этой традиции, известные на двух языках — геэзе и амхарском, посвящены экзегезе библейского повествования о сотворении мира и первом поколении людей. Следуя в целом той же канве, что и уже опубликованные тексты из цикла «Красота творения», трактат «Виды творения» обнаруживает большое количество текстуальных расхождений с ними; большая их часть имеет отношение к разнице в степени детализации и в словесных формулировках, однако подчас эти расхождения носят вполне содержательный характер. Планируется критическое (с учетом разночтений между двумя известными ныне рукописями, содержащими текст) издание трактата и его комментированный перевод.
Эфиопия, рукописи, «Красота творения», библейская экзегеза, староамхарский язык, Гетачоу Хайле, Р. В. Каули
1. ˀAmməstu ˀaˁəmadä məśṭir, Addis Abäba, 1952 (1959/60 A.D.), 1979 (1986/87 A.D.).
2. Appleyard D. 2003 “An ‘Old Amharic’ Commentary on the Nicene Creed”, in Aethiopica, Wiesbaden, 2003, vol. 6, pp. 111–136.
3. Bausi A. (ed.) Comparative Oriental Manuscript Studies: An Introduction, Hamburg, 2015.
4. Cowley R. W. Ethiopian Biblical Interpretation: A Study in Exegetical Tradition and Hermeneutics, Cambridge, 1988.
5. Grébaut S. 1913 “Le sixième jour de l’hexaméron d’Épiphane de Chypre”, in Revue de l’Orient chrétien, Paris, 1913, vol. 18, pp. 432–441.
6. Grébaut S. 1911–1921 “Littérature éthiopienne pseudo-clémentine. III: Traduction du Qalê menṭos”, in Revue de l’Orient chrétien, Paris, 1911, vol. 16, pp. 72–84, 167–175, 225–233; 1912, vol. 17, pp. 16–31, 133–144, 244–252, 337–346; 1913, vol. 18, pp. 69–78; 1914, vol. 19, pp. 324–330; 1915–1917, vol. 20. pp. 33–37, 424–430; 1918–1919, vol. 21, pp. 246–252; 1920–1921, vol. 22, pp. 22–28, 113–117, 395–400; 1927–1928, vol. 26, pp. 22–31 [avec Roman А.].
7. Leslau W. Concise Dictionary of Ge’ez (Classical Ethiopic), Wiesbaden, 1989.
8. Mogäs ˁƎqubä Giyorgis. Mäṣḥafä śənä fəṭrät məslä ˀamməstu ˀaˁəmadä məśṭir, ˀAśmära, 1957
(1964/65 A.D.).
9. Täsfa Gäbrä Śllase. Täˀammərä ˀIyäsus bä-lessanä geˁez, Addis Abäba, 1986 (1993/94 A.D.).
17. ቀሌምንጦስ: Il Qalēmenṭos etiopico. La rivelazione di Pietro a Clemente. I libri 3–7 / A. Bausi,
trad. Napoli, 1992. (Studi africanistici. Serie Etiopica; 2).

Фридман Иосиф Александрович

ПУБЛИКАЦИИ

Французов Сергей Алексеевич

Новая арабская версия сказания о ниспосланной с небес Грамоте о почитании Дня Воскресного

Французов С. А. Новая арабская версия сказания о ниспосланной с небес Грамоте о почитании Дня Воскресного // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 81-94

DOI: 10.15382/sturIII201545.81-94
В данной статье впервые опубликована с переводом на русский язык новая арабо-христианская версия сказания о ниспосланной с небес Грамоте о почитании Воскресенья (вместо субботы). Благодаря тому что она входит в рукописный сборник православных житий на арабском языке, обнаруженный в Библиотеке Румынской академии в Бухаресте, автор предложил определить эту версию как арабо-православную. Было проведено ее сравнение с уже опубликованными М. Биттнером и Г. Графом другими арабскими версиями данного произведения, а также с его эфиопской версией, исследованы некоторые интересные особенности ее содержания и языка.
арабо-православная агиография, эфиопская агиография, Грамота о почитании Воскресенья, арабо-христианская текстология, устная религиозная традиция

Французов Сергей Алексеевич

ПЕРЕВОДЫ

Смагина Евгения Борисовна

Мистерии Иоанна, апостола и святого девственника (предисл., пер. и примеч.: Е. Б. Смагина)

Смагина Е. Б. Мистерии Иоанна, апостола и святого девственника (предисл., пер. и примеч.: Е. Б. Смагина) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 97-110
PDF

Смагина Евгения Борисовна

Давыденков Олег Викторович, протоиерей

Краткий трактат о христианских толках Афифа ибн аш-шейха аль-Макина аль-Муаммиля (предисл., пер. и примеч.: прот. Олег Давыденков)

Давыденков О. В. Краткий трактат о христианских толках Афифа ибн аш-шейха аль-Макина аль-Муаммиля (предисл., пер. и примеч.: прот. Олег Давыденков) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 111-126
PDF

Давыденков Олег Викторович, протоиерей

Пантелеев Сергей,; Калинин Максим Глебович

Послание Серапиона Тмуитского ученикам преподобного Антония (предисл., пер. и примеч.: дьяк. Сергей Пантелеев, М. Г. Калинин)

Калинин М. Г. Послание Серапиона Тмуитского ученикам преподобного Антония (предисл., пер. и примеч.: дьяк. Сергей Пантелеев, М. Г. Калинин) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 127-134
PDF

Пантелеев Сергей,


Калинин Максим Глебович

Петрова Юлия Ивановна

Из поэтического наследия патриарха Коптской Церкви Шенуды III (предисл., пер. и примеч.: Ю. И. Петрова)

Петрова Ю. И. Из поэтического наследия патриарха Коптской Церкви Шенуды III (предисл., пер. и примеч.: Ю. И. Петрова) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 135-141
PDF

Петрова Юлия Ивановна

ХРОНИКА

Моисеева Софья Александровна

III Сиро-арабский симпозиум (Университет Святого Духа, Каслик, Ливан)

Моисеева С. А. III Сиро-арабский симпозиум (Университет Святого Духа, Каслик, Ливан) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 145-146
PDF

Моисеева Софья Александровна

Моисеева Софья Александровна

Конференция "Arabica sunt, non leguntur... - Арабская Библия: Свидетельство рукописей" (Лёвенский католический университет, Бельгия)

Моисеева С. А. Конференция "Arabica sunt, non leguntur... - Арабская Библия: Свидетельство рукописей" (Лёвенский католический университет, Бельгия) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 147-148
PDF

Моисеева Софья Александровна