/

Александрова Татьяна Львовна

Эпиграммы императрицы Евдокии в контексте ее первого паломничества в Иерусалим


Александрова Т. Л. Эпиграммы императрицы Евдокии в контексте ее первого паломничества в Иерусалим // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 3 (43). С. 9-31.

DOI: 10.15382/sturIII201543.9-31

Аннотация

В данной статье эпиграммы, атрибутируемые императрице Евдокии (ок. 401–460), рассматриваются в контексте ее биографии и событий эпохи, в тесной связи с сохранившимися источниками, прежде всего с «Житием св. Мелании», принадлежащим перу современника Евдокии, пресвитера Геронтия. Предпринимается попытка связать эпиграммы с первым паломничеством царицы в Иерусалим. Уточняются сроки и датировка самого паломничества. Наиболее вероятным временем его представляется весна 438 г. Особое внимание обращается на то, что сроки паломничества царицы, судя по дошедшим временным указаниям в «Житии Мелании», «Житии Петра Ивера» и эпиграмме из Евхаит, оказываются весьма сжатыми: апрель — июнь. Сопоставление содержания эпиграмм с другими источниками позволяет соотнести их с известными эпизодами биографии Евдокии. На основе этих сопоставлений гипотетически реконструируется маршрут, которым следовала императрица (возможно, что в Иерусалим она ехала путем, описанным в итинерарии «Бордосский путник», а из Иерусалима — другим, восточным, через Пальмиру, Самосату, Мелитину и Евхаиты). Подтверждается, что основной целью ее паломничества было благодарение Богу за брак дочери, Евдоксии, с императором Запада Валентинианом III, явившийся важнейшим достижением внешней политики Феодосия II, но, помимо этого, путешествие было приурочено к торжествам, проводимым иерусалимским епископом Ювеналием, о чем умалчивают Геронтий и другие авторы-антихалкидониты, для которых имя епископа Ювеналия стало одиозным. Отвергается предположение Э. Кларк о том, что Евдокия и Мелания соперничали из-за обладания мощами мч. Стефана. Ни один из сохранившихся источников (в том числе рассматриваемая эпиграмма Палатинской антологии) не свидетельствует о существовании в этот период наследника престола, Аркадия II, однако при датировке паломничества Евдокии 438 г. остается вероятность его появления на свет в конце 438 — начале 439 г. Аутентичная эпиграмма Евдокии из Хамат-Гадара могла быть написана в период первого паломничества. Ее текст, а также текст спорной эпиграммы из Евхаит, содержащей благодарение мч. Стефану, коррелирует с рассказом о травме, полученной Евдокией во время церемонии, как он изложен в греческой версии повествования Геронтия (а не в латинской и не в метафрастовском пересказе всей истории), и со сроками пребывания Евдокии в Палестине, поэтому данная эпиграмма может быть подлинной. Вторая, спорная, эпиграмма из Хамат-Гадара теоретически может принадлежать царице, но определенных доказательств нет. Высказывается предположение, что спорная эпиграмма из Пафлагонии, написанная в технике центона, может представлять собой фрагмент стихотворного жития мч. Полиевкта Мелитинского, в честь которого Евдокия впоследствии построила храм.

Ключевые слова

императрица Евдокия, эпиграммы, паломничество, авторство, датировка, Геронтий, Мелания, мч. Стефан, Феодосий II, Аркадий II, Ювеналий, епископ Иерусалимский, Хамат-Гадер, Пафлагония, позднеантичная литература, византийская литература, христианство

Список литературы

1. Benedum J. 1978 “Der Badearzt Asklepiades und seine bithynische Heimat“, in Gesnerus, 1978, vol. 35, pp. 20–43.
2. Broise H. 2003 “A propos des thermes de Hammat Gader”, in Syria, 2003, vol. 80, pp. 217–235.
3. Burman J. 1994 “The Athenian empress Eudocia”, in Post-Herulian Athens. Aspects of life and culture in Athens A. D. 267–529, Helsinki, 1994, pp. 63–87.
4. Cameron A. 1982 “The empress and the poet: Paganism and Politics at the Court of Theodosius II”, in Yale Classical Studies, 1982, vol. 27, pp. 217–289.
5. Clark E. 1982 “Claims on the Bones of Saint Stephen: the Partisans of Melania and Eudocia”, in Church History, 1982, vol. 51/2, pp. 141–156.
6. Devos P. 1987 “Ľ année de la dédicace de saint Ėtienne à Jérusalem: 439”, in Analecta bollandiana, 1987, vol. 105, pp. 265–279.
7. Di Segni L. 1997 “The Greek Inscriptions of Hammat-Gader:, in The Roman Thermae at Hammat-Gader, Jerusalem, 1997, pp. 228—233.
8. Fagan G. Bathing in Public in the Roman World, Ann Arbor, 2002.
9. Green J., Tsafir Y. 1982 “Greek inscriptions from Hammat Gader”, in Israel Exploration Journal, 1982, vol. 32, pp. 77–96.
10. Holum K. G. Theodosian Empresses: Women and Imperial Dominion in Late Antiquity, Los Angeles, 1982.
11. Hunt Е. D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire: AD 312–460, Oxford, 1982.
12. Janine R. Constantinople byzantine, Paris, 1950.
13. Klein K. 2014 “Do good in thy good pleasure unto Zion: the patronage of Aelia Eudokia in Jerusalem”, in Wiener Jahrbuch für Kunstgeschichte, 2014, vol. 60/6, pp. 85–95.
14. Livrea E. 1994 “Eudocianum”, in Paideia Cristiana, Roma, 1994, pp. 141–145.
15. Livrea E. 1996 “La slogatura di Eudocia in un̓inscrizione paflagone“, in Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik, 1996, vol. 119, pp. 43–49.
16. Livrea E. 1996 “La slogatura di Eudocia in un̓inscrizione paflagone“, in Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik, 1996, vol. 113, pp. 71–76.
17. Livrea E. 1997 “L’imperatrice Eudocia santa?“, in Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik, 1997, vol. 119, pp. 50–54.
18. Lurié B. 2005 “The Time of Poets or Praeparationes Areopagiticae. Dionysian Context in the Byzantine Holy Fool Conceptology”, in Amsterdam International Journal for Cultural Narratology, 2005, vol. 1, pp. 1–23.
19. Mango C. A. 2004 “Fake Inscription of the Empress Eudocia and Pulcheria’s Relic of Saint Stephen”, in Nea Rhome, 2004, vol. 1, pp. 23–34.
20. Martindale J. R. The Prosopography of the Later Roman Empire, Cambridge, 1980, vol. 2: A.D. 395–527.
21. Nau F. 1914 “Résumé de monografies syriaques“, in Revue de lʼOrient chrétien, 1914, vol. 19, pp. 113–134.
22. Nutton V. Ancient Medicine, Routledge, 2013.
23. Sharf R. 1990 “Die „Apfel-Affäre“ oder gab es einen Kaiser Arcadius II?“, in Byzantinische Zeitschrift, 1990, vol. 83, pp. 435–450.
24. Sironen E. 1990 “An Honorary Epigram for Empress Eudocia in the Athenian Agora”, in Hesperia, 1990, vol. 59, pp. 371–375.
25. Sowers B. P. Eudocia: The Making of a Homeric Christian, Cincinnati, 2008.
26. Kelly C. (ed.) Theodosius II: Rethinking the Roman Empire in Late Antiquity, Cambridge, 2013.
27. Vanderlingen S. 1946 “Revelatio Sancti Stephani”, in Revue des Etudes Byzantines, 1946, vol. 4, pp. 178—217.

Данные об авторе

Александрова Татьяна Львовна