/

Вестник ПСТГУ . Серия III: Филология

Вестник ПСТГУ III :5 (40)

ИССЛЕДОВАНИЯ

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна

«Повествование о делах армянских» (VII в.) и «Типик Григория Пакуриана» (XI в.): греческий язык армяно-халкидонитских памятников

Арутюнова-Фиданян В. А. «Повествование о делах армянских» (VII в.) и «Типик Григория Пакуриана» (XI в.): греческий язык армяно-халкидонитских памятников // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 9-21

DOI: 10.15382/sturIII201440.9-21
Языки соседних стран входили в армянский мир как средство политического и дипломатического общения. Догматические разногласия сделали греческий язык, как впоследствии и грузинский, еще и маркером конфессиональной принадлежности. Но эти языки, входя в употребление армян-халкидонитов, не вытесняли армянский и служили культурной, а не этнической трансформации. Источниковедческий анализ двух армяно-халкидонитских источников показывает, что армянский лингвистический субстрат проявляется и в произведении Анонима, жившего в VII в. в Армении, и в Типике ГригорияПакуриана для его монастыря на Балканах, построенного в XI в. Эти наблюдения могут заметно поколебать априорно принятое утверждение о денационализации представителей армяно-халкидонитской общины, в особенности на территории Византийской империи за пределами Армении.
Христианский Восток, армяно-халкидонитская община, этно-конфессиональное самосознание, взаимодействие языков культуры и конфессии, источниковедческий анализ, «Повествование о делах армянских» (VII), «Типик Григория Пакуриана» (XI).
1. Акинян Н. Симеон Плиндзаханеци и его переводы с грузинского. Вена, 1951 (на арм. яз.).
2. Аревшатян С. С. Формирование философской науки в древней Армении (V–VI вв.). Ереван, 1973.
3. Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на восточных границах Византийской империи (XI в.). Ереван, 1980.
4. Арутюнова-Фиданян В. А. Закавказское досье Константина Багрянородного. Информация и информаторы // Византийские очерки. СПб., 2006. С. 5–18.
5. Арутюнова-Фиданян В. А. К вопросу о двух редакциях Типика Пакуриана // Кавказ и Византия. Ереван, 1986. Вып. 6. С. 90–101.
6. Арутюнова-Фиданян В. А. К вопросу о существовании халкидонитской Церкви в Армении // Вестник ПСТГУ. Сер. III. Филология. М., 2010. Вып. 4 (22). С. 7–22.
7. Арутюнова-Фиданян В. А. «Повествование о делах армянских» (VII в.): Источник и время. М., 2004.
8. Бакрадзе А. Археологическое путешествие по Грузии и Адчаре. СПб., 1878.
9. Дагрон Ж. Формы и функции языкового плюрализма в Византии (IX–XII вв.) // Чужое: опыты преодоления / Р. М. Шукуров, ред. М., 1999. С. 160–193.
10. Марр Н. Я. Иоанн Петрицкий, грузинский неоплатоник XI–XII века // Марр Н. Я. Кавказский культурный мир и Армения. Ереван, 1995. С. 324–384.
11. Мирумян К. Культурная самобытность в контексте национального бытия. Ереван, 1994.
12. Мурадян П. М. Грузинская эпиграфика Армении. Ереван, 1977 (на арм. яз.).
13. Мурадян П. М. К вопросу о первичности греческой и грузинской редакций Типика Григора Пакуриана // Историко-филологический журнал АН Армянской ССР. Ереван, 1968. № 1. С. 111–120 (на арм. яз.).
14. Мурадян П. М. К предыстории литературного полиглоттизма в средневековой Армении // Кавказский культурный мир и Армения. Ереван, 2012. Вып. 2. С. 237–250.
15. Мурадян П. М. Новое в «Кавказском культурном мире» в XI–XIII вв. // Кавказ и Византия. Ереван, 1984. Вып. 4. С. 142–158.
16. Тер-Саркисянц А. Е. История и культура армянского народа. М., 2008.
17. Худобашев А. Армяно-русский словарь: В 2 т. М., 1838.
18. Шанидзе А. Г. Грузинский монастырь в Болгарии и его типик. Грузинская редакция типика. Тбилиси, 1971.
19. Finck F. N. 1907 “Geschichte der armenischen Literatur“, in Geschichte der christlichen Literaturen des Orients, Leipzig, 1907, pp. 75–130.
20. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon, Oxford, 1972.
21. Lemerle P. Cinq études sur le Xe siècle byzantine, Paris, 1977.
22. Terian A. 1982 “The Hellenizing School: Its Time, Place and Scope of Activities Reconsidered”, in Garsoïan N. G., Mathews Th. F., Thomson R. W. (eds.) East of Byzantium: Syria and Armenia in the formative Period. DO Symposium, Washington, 1982, pp. 175–186.
23. Thomson R. W. The Formation of the Armenian Literary Tradition.

Арутюнова-Фиданян Виада Артуровна

Гусарова Екатерина Валентиновна

Церковная иерархия в позднесредневековой Эфиопии

Гусарова Е. В. Церковная иерархия в позднесредневековой Эфиопии // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 22-32

DOI: 10.15382/sturIII201440.22-32
В настоящей статье рассмотрена история становления в Эфиопском государстве церковной, а отчасти и тесно связанной с ней светской иерархии, в позднесредневековый период на основе данных, содержащихся в хронике царя Такла Гиоргиса I. В тексте этого уникального источника достаточно подробно освещены отношения царя с различными деятелями Эфиопской Церкви, влиятельными придворными и другими сановниками. Через призму этих отношений просматривается структура церковной иерархии, значения соответствующих титулов и роль их обладателей в церковной и государственной жизни.
Эфиопская Церковь, история Эфиопии, церковная иерархия, царская власть в Эфиопии, позднесредневековая Эфиопия, «Эпоха судей», Эфиопия в период феодальной раздробленности, царь Такла Гиоргис I.
1. Болотов В. Несколько страниц из Церковной истории Эфиопии. II: Богословские споры в Эфиопской Церкви // Христианское чтение. СПб., 1888. № 7–8. С. 30–61; № 11–12. С. 774–832).
2. Бухарестская версия «Чуда Богородицы в Атрибе» / С. А. Французов, подгот., пер., коммент. // Вестник ПСТГУ. Сер. III. Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 133–142.
3. Тайбитская версия «Чуда Богородицы в Атрибе» / С. А. Французов, подгот., пер., коммент. // Там же. С. 143–160.
4. Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902.
5. Французов С. А. Аксумский собор Богоматери Сионской // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 414–415.
6. Французов С. А. Дэбтэра // Православная энциклопедия. 2007. Т. 16. С. 528.
7. Французов С. А. Евстафиане // Православная энциклопедия. 2008. Т. 17. С. 285–286.
8. Французов С. А. История эфиопской литературы на языке геэз // Литературы стран Азии и Африки. Начальный период развития / В. В. Емельянов, отв. ред. СПб., 2012. С. 213–244;
9. Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XVII веке. М., 1990.
10. Чернецов С. Б., Муравьёв А. В. Абуна // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 67.
11. Чернецов С. Б., Французов С. А. Аксумский собор Богоматери Сионской // Там же. С. 414–415.
12. Bosc-Tiessé C. 2007 “Iyasu I”, in Encyclopaedia Aethiopica, Wiesbaden, 2007, vol. 3, pp. 249–251.
13. Cerulli E. Il Libro Etiopico dei Miracoli di Maria e le Sue Fonti nelle Letterature del Medio Evo Latino, Roma, 1943 (Studi Orientali pubblicati a cura della scuola orientale; 1).
14. Chernetsov S. 2003 “Azmač”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2003, vol. 1, pp. 418–419.
15. Chernetsov S., Nosnitsin D. 2010 “Ṣäḥafe tə‘əzaz”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2010, vol. 4, pp. 460–461.
16. Derat M.-L. ̣2005 “Däbrä Mət maq”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2005, vol. 2, pp. 34–35.
17. T Dombrowski F. A. ̣ānāsee 106: Eine Chronik der Herrscher Äthiopiens, Wiesbaden, 1983 (Äthiopische Forschungen, vol. 12).
18. Donzel E., van. 2005 “Fasilədəs”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2005, vol. 2, pp. 499–502.
19. Getatchew Haile. 2005 “ččäge”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2005, vol. 2, pp. 212–213.
20. Kaplan S. 2003 “‘Aqqabe sä‘at”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2003, vol. 1, pp. 292–293.
21. Kaplan S. 2010 “Pаppas”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2010, vol. 4, pp. 113–114.
22. Mulatu Wubneh. 2003 “Azäzo”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2003, vol. 1, pp. 415–416.
23. Nosnitsin D. 2010 “Ras”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2010, vol. 4, pp. 330–331.
24. Tzadua Paulos (ed.) 2005 “FəthWa nägäsÔt”, in Encyclopaedia Aethiopica, 2005, vol. 2, pp. 534–535.
25. Wright W. Catalogue of the Ethiopic Manuscripts in the British Museum acquired since 1847, London, 1877.
26. Zotenberg H. Catalogue des manuscrits éthiopiens (gheez et amharique) de la Bibliothèque nationale, P., 1877.

Гусарова Екатерина Валентиновна

Заболотный Евгений Анатольевич

Христология Церкви Востока: основные направления развития в V - нач. VII в.

Заболотный Е. А. Христология Церкви Востока: основные направления развития в V - нач. VII в. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 33-44

DOI: 10.15382/sturIII201440.33-44
В статье рассматривается до сих пор не решенный вопрос о соотношении антиохийского богословия и христологии Церкви Востока. Особое внимание уделено влиянию богословских систем Феодора Мопсуестийского и Нестория на развитие христологической доктрины Восточно-сирийской Церкви в V — нач. VII в., т. е. в наиболее важную эпоху в истории формирования ее вероучения, и проблеме периодизации данной эпохи. Автор рассмотрел основные произведения восточно-сирийских богословов этого периода, а также постановления соборов Церкви Востока (от собора 486 г., официально принявшего «феодорианское» исповедание веры, до епископского собрания 612 г., ознаменовавшего принятие христологии двух ипостасей). В статье также предпринята попытка уточнить представление о магистральном направлении вероучительного развития Восточносирийской Церкви в данный период.
Антиохийская школа, Бавай Великий, Нарсай, Несторий, сирийское христианство, Феодор Мопсуестийский, христология, Церковь Востока
1. Брок С. Христология Церкви Востока / А. В. Муравьев, пер. // Вестник древней истории. М., 1995. Вып. 2 (213). С. 39–53.
2. Давыденков О., иерей. Христологическая система Севира Антиохийского: Догматический анализ. М., 2007.
3. Йевтич И., Муравьёв А. В. Бабай Великий // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 239–240.
4. Селезнев Н. Н. Имя Нестория как символ и вопрос его почитания в восточно-сирийской традиции христианства // Символ. Париж; М., 2009. Вып. 55. С. 257–286.
5. Селезнев Н. Н. Несторий и Церковь Востока. М., 2005.
6. Селезнев Н. Н. «Послание о единстве» багдадского мелькита в составе энциклопедического «Свода» арабоязычного копта XIII века // Селезнев Н. Н. Pax Christiana et Pax Islamica: Из истории межконфессиональных связей на средневековом Ближнем Востоке. М., 2014. С. 33–42.
7. Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М., 2002.
8. Шаненко И. Ф. Христологическая формула Нестория в богословии Бабая Великого // ΧΙ Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ: Материалы 2001 г. М., 2001. С. 13–24.
9. Янг Ф. М. От Никеи до Халкидона: Введение в греческую патристическую литературу и ее исторический контекст / П. Б. Михайлова и др., пер. с англ. М., 2013.
10. Lampe G. W. (ed.) A Patristic Greek Lexicon, Oxford, 1961.
11. Abramowski L. 1974 “Die Christologie Babais des Grossen”, in Orientalia Christiana Analecta, Roma, 1974, vol. 197, pp. 219–245.
12. Abramowski L. Untersuchungen zum Liber Heraclidis des Nestorius, Louvain, 1963 (Corpus scriptorum christianorum orientalium; vol. 242, Subs. 22).
13. Brock S. 1992 “The Christology of the Church of the East in the Synods of the Fifth to Early Seventh Centuries: Preliminary Considerations and Materials”, in Brock S. Studies in Syriac Christianity, Aldershot, 1992, pp. 125–142.
14. Chediath G. The Christology of Mar Babai the Great, Kottayam, 1982.
15. Chesnut R. A. 1978 “The Two Prosopa in Nestoius’ «Bazaar of Heracleides»”, in The Journal of Theological Studies, Oxford, 1978, vol. 29/2, pp. 392–409.
16. Grazianskyj M. Die Politik Kaiser Justinians I. gegenüber den Monophysiten: [Diss. zur Erlangung des akademisches Grades Dr. phil.], Jena, 2005.
17. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche, Freiburg, Basel, Wien, 1990, vol. 1; 1989, vol. 2/2.
18. Guillamount A. 1969/1970 “Justinien et l’église de Perse”, in Dumbarton Oaks Papers, Washington, Cambridge, 1969/1970, vol. 23/24, pp. 41–66.
19. Halleux A., de. 1994 “Nestorius: History and Doctrine”, in Syriac Dialogue 1: First Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition, Vienna, 1994, pp. 200–215.
20. Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318–381, Edinburgh, 1988.
21. Jansen T. Theodor von Mopsuestia. De Incarnatione, Berlin, New York, 2009.
22. Mar Aprem. 1995 “La théologie de l’Eglise de l’Orient est-elle nestorienne?“, in Istina, Paris, 1995, vol. 40, pp. 73–82.
23. McLeod F. G. 1981 “Man as the Image of God: Its Meaning and Theological Significance in Narsai”, in Theological Studies, Woodstock (Maryland), New York, Baltimore, 1981, vol. 42, pp. 458–467.
24. McLeod F. G. “Introduction”, in Narsai’s Metrical Homilies…, pp. 7–34.
25. McLeod F. G. The Role of Christ’s Humanity in Salvation: Insights from Theodore of Mopsuestia, Washington, 2005.
26. Ortiz de Urbina I. Patrologia Syriaca, Roma, 1958.
27. Sullivan F. A. The Christology of Theodore of Mopsuestia. Roma, 1956.
28. The Case Against Diodore and Theodore: Texts and their Contexts / J. Behr, ed., transl.
Oxford, 2011. (Oxford Early Christian Texts).
29. Vries W., de. 1951 “Die syrisch-nestorianische Haltung zu Chalkedon“, in Grillmeier A., Bacht H. (eds.) Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart, Würzburg, 1951, vol. 1, pp. 603–635.

Заболотный Евгений Анатольевич

Милакович Жанна Владимировна; Моисеева Софья Александровна

Забытый сирийский столпник Тимофей из Кахушты

Моисеева С. А. Забытый сирийский столпник Тимофей из Кахушты // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 45-54

DOI: 10.15382/sturIII201440.45-54
Статья посвящена малоизвестному сирийскому святому VIII — начала IX в. Тимофею из Кахушты. Дается общий обзор его агиографической традиции, включающей памятники на арабском и грузинском языках. На основе тщательного анализа арабского жития можно сделать уверенный вывод о том, что святой Тимофей был столпником и, таким образом, житие этого святого может служить источником сведений для изучения сирийского столпничества в мусульманскую эпоху и его отражения в агиографии. Тот факт, что в житии отсутствует акцент на столпничестве главного героя, согласуется с общей тенденцией развития византийской агиографии о столпниках. Значительное место в житии отведено прижизненным чудесам святого, благодаря чему создается яркая картина жизни христиан сирийской глубинки раннеаббасидского времени. В статье также анализируются два важных сюжета жития — один, свидетельствующий о монофелитском характере маронитского богословия рассматриваемого периода, и другой, повествующий о чудесном исцелении сына халифа Харуна ар-Рашида Антиохийским патриархом Феодоритом и имеющий параллель в хронике патриарха Евтихия Александрийского.
Тимофей из Кахушты, столпник, сирийское столпничество, Антиохийская Церковь, житие, чудеса, арабская мелькитская агиография, марониты, Антиохийский патриарх Феодорит, Харун ар-Рашид.
1. Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество: религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. М., 1913.
2. Габидзашвили Э. Переводные памятники древнегрузинской литературы: Библиогр. справ. Тбилиси, 2004. Т. 1: Агиография (на груз. яз.).
3. Кекелидзе К. С. Этюды по истории древнегрузинской литературы. Тбилиси, 1960. Т. 6 (на груз. яз.).
4. Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам: Прил. II (1). СПб., 1903. (Православный палестинский сборник; Т. 17. Вып 2(2)).
5. Мейендорф И., протопр. Византийские представления об исламе / Н. Поляков, Я. Тестелец, пер. с англ. // Альфа и Омега. М., 1996. № 2/3 (9/10). С. 131–140.
6. Моисеева С. А. Арабская мелькитская агиография IX–XI веков (в печати).
7. Родионов М. А. Марониты: Из этноконфессиональной истории Восточного Средиземноморья. М., 1982.
8. Тимофей Антиохийский, неизвестный сирийский деятель VIII в. / К. Кекелидзе, изд. // Моамбе (Вестник) / Институт языка, истории и материальной культуры имени Н. Я. Марра. Тбилиси, 1940. Вып. 7. С. 9–150 (на груз. яз.).
9. Blake R. 1965 “La littérature grecque en Palestine au VIII e siècle“, in Le Muséon, Louvain, 1965, vol. 78, pp. 367–380.
10. Brayk, Mīkhā’īl. Al-HWaḳā’iḳ al-wafi yyah fī tārīkh baṭārikat al-Kanīsah al-Anṭākiyyah, Bayrūt, 2006.
11. Caseau B., Fayant M.-Ch. Le renouveau du culte des stylites syriens au Xe et Xie siècles? La Vie abrégée de Syméon Stylite le Jeune (BHG 1691c) (in print).
12. Delehaye H. Les saints stylites, Bruxelles, Paris, 1923 (Subsidia hagiographica, vol. 14).
13. Karalevskу C. 1924 “Antioche”, in Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastiques, Paris, 1924, vol. 3, pp. 563–703.
14. Lamoreaux J. 2009 “The Life of Timothy of Kakhushta”, in Christian-Muslim Relations: A Bibliographical History, Leiden, 2009, vol. 1: 600–900, pp. 920–921.
16. Moosa M. The Maronites in History, Piscataway (N. J.), 2005.
19. Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’Eglise melchite du Ve au XXe siècles, Louvain, Рaris, 1999, vol. 2/2.
20. Peña I. et al. Les stylites syriens, Oxford, 1975.
21. Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit, Berlin, 1998–2009, vol. 1: 641–867.
22. Sansterre J.-M. 1989 “Les saints stylites du Ve au XIe siècle: Permanence et évolution d’un type de sainteté“, in Marx J. (ed.) Sainteté et martyre dans les religions du Livre, Bruxelles, 1989, pp. 33–45.
23. Sauget J.-M. Premières recherches sur l’origine et les caractéristiques des synaxaires melkites (XIe–XVIIe siècles), Bruxelles, 1969 (Subsidia hagiographica, vol. 45).
24. Schaсhner L. A. 1975 “The Archaeology of the Stylite”, in Religious Diversity in Late Antiquity, Leiden, 1975, pp. 329–400.
25. 1948 “St. Daniel the Stylite”, in Three Byzantine Saints: Contemporary Biographies of St. Daniel the Stylite, St. Theodore of Sykeon and St. John the Almsgiver, London, 1948.
26. Tarchnischvili M. Geschichte der kirchlichen georgischen Literatur, Città del Vaticano, 1955 (Studi e testi, vol. 185).
27. Tūmā Bīṭār, archim. Al-KWiddisūn al-mansiyyūn fī al-turāth al-anṭākī, Bayrūt, 1995.

Милакович Жанна Владимировна


Моисеева Софья Александровна

Муравьев Алексей Владимирович

Личные имена в восточно-сирийской литургической рукописи из Тайбэя

Муравьев А. В. Личные имена в восточно-сирийской литургической рукописи из Тайбэя // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 55-67

DOI: 10.15382/sturIII201440.55-67
В статье предложена систематизация и анализ имен собственных, встречающихся в сирийской рукописи из Тайбэя, случайно найденной в 1993 г., и до сих пор не введенной в научный оборот. Имена из этого манускрипта, представляющего литургический сборник, можно разделить на три группы: библейские, имена преподобных и мучеников и, наконец, имена песнописцев. Среди них самое загадочное и трудное для отождествления — Анания (Хнанья) Софолигос.
сирийский, несториане, восточно-сирийский мир, литургика, уйгуры, календарь, богослужебные книги, христианство в Китае.
1. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока: В 3 т. Владимир, 1901.
2. Слуцкий С. С. Семиреченские несторианские надписи // Древности восточные: Труды восточной комиссии Императорского Московского Археологического общества / М. В. Никольский, ред. М.., 1889. Т. 1. Вып. 1. С. 1–72
3. Brock S. 2011 “A West-Syriac Life of Mar Shabbay (Bar Shabba), Bishop of Merv”, in Bumazhnov D. et al. (eds.) Bibel, Byzanz und Christlicher Orient: Festschrift für Stephen Gerö zum 65. Geburtstag, Leuven, 2011, pp. 259–279 (Orientalia Lovaniensia Analecta, vol. 187).
4. Brock S. 1995 “Bar Shabba“, in Tamcke M. (ed.) Mar Shabbay, First Bishop of Merv, in Syrisches Christentum Weltweit: Festschrift W. Hage, Münster, 1995, pp. 190–201.
5. Chwolson D. 1886 “Die im Gebiete Semiretschie aufgefundene Syrische Grabinschriften: Ein Namenverzeichnis“, in Memuary Imperatorskoj Akademii nauk, Saint-Petersburg, 1886, vol. 34/4, pp. 132–137.
6. Costaz L. Dictionnaire syriaque-français. Syriac-English Dictionary, Beyrouth, 2002.
7. Desreumaux A. J. P. Répertoire des bibliothèques et des catalogues de manuscrits syriaques, Paris, 1991.
8. Falla T. C. A Key to the Peshitta Gospels, Leiden, Boston, Köln, 1991–2000, vol. 1–2.
9. Harvey S. A. 1988 “The Sense of a Stylite: Perspectives on Simeon the Elder”, in Vigiliae christianae, Amsterdam, 1988, vol. 42, pp. 376–394.
10. Harvey S. A., Brock S. Holy Women of the Syrian Orient, Berkeley, Los Angeles, London, 1998.
11. King D. 2009 “A Christian Qur’ān? A Study in the Syriac Background to the Language of the Qur’ān as Presented in the Work of Christoph Luxenberg”, in Journal of Late Antique Religion and Culture, Cardiff, 2009, vol. 3, pp. 44–71.
12. Duval R. (ed.) Lexicon syriacum auctore Hassano Bar Bahlule, Paris, 1886–1903, vol. 1–3.
13. Luxenberg C. The Syro-Aramaic Reading of the Koran: A Contribution to the Decoding of the Language of the Koran, Berlin, 2007.
14. Muraviev A. 2012 “The New Persian Marriage Contract in the Syriac Manuscript from Turfan”, in Proceedings of the First Turfan Symposim on the Ancient Languages and Cultures of the Silk Road, Turfan, 2012, pp. 212-222.
15. Rybazki V. 2004 “Nestorian Personal Names from Central Asia”, in Studia Orientalia Electronica, Helsinki, 2004, vol. 99, pp. 269–292.
16. Saeki Y. The Nestorian Documents and Relics in China, Tokyo, 1951.
17. Sims-Williams N. 1989 “Baršabbā”, in Encyclopaedia Iranica, London, Boston, 1989, vol. 3/8, p. 823.
18. Sokoloff M. A Syriac Lexicon: A Translation from the Latin, Correction, Expansion, and Update of C. Brockelmann’s Lexicon Syriacum. Winona Lake (Ind.), Piscataway (N. J.), 2009.
19. Taylor W. R. 1941 “Syriac Mss. Found in Peking, Ca. 1925”, in Journal of American Oriental Society, New Haven, 1941, vol. 61/2, pp. 91–97.
20. Payne Smith R. (ed.) Thesaurus Syriacus, Oxford, 1879, vol. 1.

Муравьев Алексей Владимирович

Панченко Константин Александрович

Мелькитское книгописание в Позднее Средневековье

Панченко К. А. Мелькитское книгописание в Позднее Средневековье // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 68-77

DOI: 10.15382/sturIII201440.68-77
Колофоны мелькитских рукописей XIII–XV вв. содержат ценную информацию для реконструкции социо-культурной жизни православной общины Ближнего Востока в самые «темные» века ее истории. Интенсивность книгописания позволяет делать выводы о масштабах интеллектуальной активности, механизмах воспроизводства культурной традиции, ее ареалах и динамике. Выделяются два главных центра копирования рукописей — монастырь св. Екатерины на Синае и районы компактного расселения христиан на плато Каламун и в Северном Ливане, тяготевшие к селению Кара. Сохранились лишь единичные рукописи, созданные за пределами этих зон — в Северной Сирии, Палестине, Заиорданье, Дамаске. Большая часть книг, происходящих из районов к северу от Дамаска, написаны на сирийском языке. Ученые не до конца осознают тот факт, что мелькитская культура Позднего Средневековья была двуязычной, сиро-арабской, при этом доля сирийских манускриптов достигала 40% в общей массе православной книжности. Динамика мелькитского книгописания демонстрирует резкий подъем в XIII в. и столь же быстрое затухание в последующие столетия. В статье сделана попытка установить причины этого упадка. Анализируются факторы социально-экономического развития Мамлюкского государства, религиозных гонений, пандемии чумы, внешних вторжений. При нынешнем состоянии источников вопрос о причинах угасания мелькитской книжности остается открытым, однако очевидно, что в XIII в. сиро-египетская православная культура переживала явный подъем, синхронный с такими же периодами расцвета большинства других культур Христианского Востока.
арабо-христианская культура; книгописание; мелькиты; Мамлюкское государство; сирийский язык; Сирия; Синай; Христианский Восток.
1. Аль-махтутат аль-арабийя фи мактаба батриркийа Анта кийа ва-саир аль-Машрик ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи библиотеки Православного Антиохийского Патриархата). Бейрут, 1988.
2. Батриаркийа аль-Антакийа ва-саир аль-Машрик ли-р-рум аль-уртудукс. Дейр Сейи-да Сайданайа аль-батриаркий. Васф ли-ль-кутуб ва-ль-махтутат (Православный Антиохийский и всего Востока Патриархат. Ставропигиальный монастырь Богородицы Сайданайа. Каталог книг и рукописей). Димашк, 1986.
3. Екатерины великомученицы монастырь на Синае. Рукописи на сирийском и других языках // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 18. С. 205–206.
4. Ибн Касир. Аль-бидайа ва-н-нихайа. Бейрут, 1982. Т. 7.
5. Махтутат абрашийат Хумс ва-Хама ва-ль-Лязикийа ли-р-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи православных епар хий Хомс, Хама и Латакия). Бейрут, 1994.
6. Морозов Д. А. Екатерины Великомученицы монастырь на Синае. Арабские рукописи // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 18. С. 203.
7. Панченко К. А. Екатерины Великомученицы монастырь на Синае. Исторический очерк // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 18. С. 170–184.
8. Панченко К. А. Православные врачи на Арабском Востоке // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 59–75.
9. Панченко К. А. Разорение селения Кара султаном Бейбарсом в 1266 г. Исторический контекст // Вестник ПСТГУ. Сер. III. Филология. 2012. Вып. 3 (29). С. 32–45.
10. Панченко К. А. Ритмы истории Христианского Востока // Вестник МГУ. Сер. 13. Востоковедение. 2012. № 4. С. 3–19.
11. Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1896. Т. 3.
12. Шейхо Л. Хазаин аль-кутуб фи Димашк ва-Сайданайа (Книгохранилища Дамаска и Сайданайи) // аль-Машрик. 1902. С. 97–106.
13. Atiya A. S. The Arabic Manuscripts of Mount Sinai, Baltimore, 1955.
14. Troupeau G. (ed.) Catalogue des manuscrits arabes, Paris, 1972, vol. 1: Manuscrits chrétiens.
15. Hunt L. The Mingana and Related Collections: A Survey of Illustrated Arabic, Greek, Eastern Christian, Persian and Turkish Manuscripts in the Selly Oak Colleges, Birmingham, Birmingham, [s. a.].
16. Immerzeel M. 2003 “Divine Cavalry: Mounted Saints in Middle Eastern Christian Art”, in Ciggaar K., Teule H. (eds.) East and West in the Crusader States: Context — Contacts — Confrontations, Leiden, 2003, vol. 3, pp. 265–286 (Orientalia Lovaniensia Analecta, vol. 125).
17. Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’Eglise melchite du Ve au XXe siècle, Louvain, Paris, 1981, vol. 3/2.
18. Catalogue of Syriac Manuscripts in the British Museum, London, 1870, vol. 1.

Панченко Константин Александрович

Рогожина Анна Алексеевна

Диоклетиан и Аполлон в Антиохийском цикле. Источники и методы коптских агиографов

Рогожина А. А. Диоклетиан и Аполлон в Антиохийском цикле. Источники и методы коптских агиографов // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 78-88

DOI: 10.15382/sturIII201440.78-88
В статье обсуждается одна из характерных особенностей коптского агиографического предания о Диоклетиане — его особая связь с Аполлоном. Анализ ее позволяет признать, что в основу этого представления легли два разных события, связанные со святилищем Аполлона в Дафне близ Антиохии. Во-первых, роль оракула в решении Диоклетиана начать гонения против христиан и, во-вторых, история перенесения мощей свщмч. Вавилы и пожара в этом святилище при Юлиане Отступнике. Этот факт расширяет круг источников, с которыми были знакомы и которые перерабатывали в своих целях коптские авторы, он позволяет включить в их число помимо церковных историков Евсевия, Лактанция и Иоанна Малалы, гомилии Иоанна Златоуста и Севира Антиохийского.
коптская агиография, циклы, историография, гомилетика, гимнография, Диоклетиан, Аполлон, Антиохия, Иоанн Златоуст, Севир Антиохийский.
1. Еланская А. И. Коптские рукописи Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. Л., 1969. (Палестинский сборник; Вып. 20 (83)).
2. Лурье В. М. Введение в критическую агиографию. СПб., 2009.
3. Allen P., Hayward C. T. R. Severus of Antioch, London, 2004.
4. Bagnall R. S., Worp K. A. 2004 “The Era of Diocletian and of the Martyrs”, in Chronological Systems of Byzantine Egypt, Leiden, 2004, pp. 66–87.
5. Baumeister Th. Martyr Invictus: der Martyrer als Sinnbild der Erlösung in der Legende und im Kult der frühen koptischen Kirche, Münster, 1972.
6. Berg-Onstwedder G., van den. 1990 “Diocletian in the Coptic Tradition”, in Bulletin de la Société d’Archéologie Copte, Cairo, 1990, vol. 29, pp. 87–122.
7. Hyvernat H. (ed.) Bibliothecae P. Morgan codices coptici photographice expressi, Rome, 1922, vol. 41, pp. 149–204.
8. Corcoran S. 2012 “Before Constantine”, in Lenski N. (ed.) The Cambridge Companion to the Age of Constantine, New York, 2012, pp. 35–58.
9. Crum W. E. 1902 “Eusebius and Coptic Church Histories”, in Proceedings of the Society of Biblical Archaeology, 1902, vol. 24, pp. 68–84.
10. Crum W. E. Theological Texts from Coptic Papyri, Oxford, 1913.
11. Downey G. A History of Antioch: From Seleucus to the Arab Conquest, Princeton, 1961.
12. Delehaye H. Cinq leçons sur la méthode hagiographique, Bruxelles, 1934.
13. Esbroek M., van. 1981 “Le saint comme symbole”, in Hackel S. (ed.) The Byzantine Saint: University of Birmingham, Fourteenth Spring Symposium of Byzantine Studies, London, 1981, pp. 128–140.
14. Fiey J. M. 1972/1973 “Coptes et Syriaques: Contacts et Échanges”, in Studia Orientalia Christiana Collectanea, Cairo, 1972/1973, vol. 15, pp. 295–365.
15. Frend W. H. C. 1991 “Diocletian”, in The Coptic Encyclopedia, New York, 1991, vol. 3, pp. 904–908.
16. Lemm O von. Koptische Fragmente zur Patriarchengeschichte Alexandriens, Saint-Petersburg, 1888.
17. Lieu S. N. C. The Emperor Julian: Panegyric and Polemic, Liverpool, 1989.
18. MacCoull L. S. B., Worp K. A. 1990 “The Era of the Martyrs”, in Miscellanea papyrologica in occasione del bicentenario dell’edizione della Charta Borgiana, Florence, 1990, vol. 2, pp. 375–408.
19. Malan S. C. The Calendar of the Coptic Church, London, 1873.
20. Mayer W., Allen P. The Churches of Syrian Antioch (300–638 CE), Leuven, 2012.
21. Munier H. 1918 “Les Actes du martyre de saint Isidore”, in Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale, Cairo, 1918, vol. 14, pp. 97–190.
22. Nixon C. E. V., Rodgers B. S. 1994 “Maximian and the Genesis of the Tetrarchy”, in Nixon C. E. V., Rodgers B. S. In Praise of Later Roman Emperors: The Panegyrici Latini. Introduction, Translation and Historical Commentary, Berkeley, 1994, pp. 44–51.
23. Orlandi T. 1991 “John Chrysostom, Saint”, in The Coptic Encylopedia, New York, 1991, vol. 5, pp. 1357–1359.
24. Orlandi T. 1985 “Nuovi frammenti della Historia Ecclesiastica Copta”, in Studi in onore di Edda Bresciani, Pisa, 1985, pp. 363–384.
25. Orlandi T. (ed.) Storia della Chiesa di Alessandria, Milan, Varese, 1968–1970.
26. Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides. L’apport des sources papyrologiques et épigraphiques grecques et coptes, Paris, 2001.
27. Papaconstantinou A. 2006 “Historiography, Hagiography, and the Making of the Coptic «Church of the Martyrs» in Early Islamic Egypt”, in Dumbarton Oaks Papers, Washington, Cambridge, 2006, vol. 60, pp. 65–86.
28. Potter D. S. The Roman Empire at Bay: AD 180–395, New York, 2005.
29. Williams S. Diocletian and the Roman Recovery, London, 1985.
30. Wüstenfeld H. F. Synaxarium, das ist Heiligen-Kalender der coptischen Christen, Gotha, 1879.
31. Youssef Y. N. 1989 “La genèse d’une légende copte sur l’enfance du roi Dioclétien“, in Bulletin de la Société d’Archéologie Copte, Cairo, 1989, vol. 28, pp. 107–109.

Рогожина Анна Алексеевна

Французов Сергей Алексеевич

Сказание о благочестивой израильтянке Хaасане в арабо-православной агиографической традиции

Французов С. А. Сказание о благочестивой израильтянке Хaасане в арабо-православной агиографической традиции // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 89-99

DOI: 10.15382/sturIII201440.89-99
В настоящей статье рассматриваются содержание, возможное происхождение и языковые особенности арабо-православной версии агиографического сказания об израильтянке Хaасане, благочестивой жене богатого купца, которая, сохраняя свою честь от домогательств грешников, не раз подвергалась смертельной опасности и закончила жизнь святой отшельницей, наделенной даром целительства. Показана возможная связь основной сюжетной линии сказания с античным романом и с радикально переосмысленной древнеегипетской «Сказкой о двух братьях». В результате лингвистического анализа данного памятника житийной литературы удалось обнаружить явное влияние сиропалестинского диалекта арабского языка. Перевод сказания дан в разделе публикаций и переводов данного выпуска, издание же самого текста планируется в следующем номере Вестника.
арабская агиография, православные арабы и их письменное наследие, сказание об израильтянке Хасане, античный и византийский роман, древнеегипетская «Повесть о двух братьях», особенности языка арабской агиографии
1. Банщикова А. А. Женские образы в художественных произведениях Древнего Египта. М., 2009.
2. Коробейникова Л. Н. Галактион и Епистимия // ПЭ. Т. Х. М., 2005. С. 291–292.
3. Франгулян Л. Р. Древнеегипетские рудименты в коптской литературе // Восток. Афроазиатские общества: история и современность. 2014. № 1. С. 90–96.
4. Французов С. А. Арабский православный агиографический сборник из Библиотеки Румынской академии и проблема происхождения завета святому // Вестник ПСТГУ. Сер. III. Филология. 2012. Вып. 3 (29). С. 57–72.
5. Французов С. А. «Чудо Богородицы в Атрибе»: текстологические особенности и специфика содержания // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 97–108.
6. Barthélemy A. Dictionnaire Arabe-Français. Dialectes de Syrie: Alep, Damas, Liban, Jérusalem, Paris, 1935–1964.
7. Cantineau J. Cours de phonétique arabe suivi de Notions générales de Phonétique et de Phonologie, Paris, 1960.
8. Findley C. V. 1993 “Mutassarrif”, in Encyclopédie de l’islam, Leiden, New York, Paris, 1993, vol. 7, pp. 776–777.
9. Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur, Città del Vaticano, 1944, 1947, vol. 1–2 (Studi e testi, vol. 118, 133).
10. Maspero G. Les contes populaires de l’Égypte ancienne, Paris, [s. a.].
11. Troupeau G. (ed.) Catalogue des manuscrits arabes, Paris, 1972, vol. 1: Manuscrits chrétiens.

Французов Сергей Алексеевич

Ченцова Вера Георгиевна

Еще раз о дате кончины Павла Алеппского

Ченцова В. Г. Еще раз о дате кончины Павла Алеппского // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 100-110

DOI: 10.15382/sturIII201440.100-110
Известная из русского перевода грамоты антиохийского патриарха Макария к А. С. Матвееву дата кончины в Тифлисе его сына, архидиакона Павла Алеппского, 30 февраля 1669 г., явно являлась ошибочной. Но следует ли перенести ее на месяц ранее, 30 января, как предложил сделать Б. Л. Фонкич? Из письма Макария московскому патриарху Иоасафу известно, что Павел умер на обратном пути из России в Сирию через месяц после приезда путешественников в Тифлис. А дату этого приезда, 1 января 1669 г., зафиксировали служащие Посольского приказа со слов посланца патриарха Макария, грека Яннакиса. Однако целый ряд других документов, как представляется, противоречит предположению о переносе даты кончины Павла на январь. Это, прежде всего, тот факт, что Яннакис привез в Москву грамоты патриарха, написанные 4 февраля 1669 г. В них ни слова не было сказано о кончине Павла. В то же время грамоты июля-августа того же года, присланные со следующими гонцами от Макария, сообщают о его глубоком горе, вызванном кончиной сына. Исследование всех имеющихся известий о пребывании Макария в Тифлисе в 1669 г. и его переписки с Москвой позволяет установить, что, скорее всего, Павел скончался в конце февраля 1669 г.
антиохийский патриарх Макарий ΙΙΙ аз-Заим, Павел Алеппский, Христианский Восток, Грузия, Тифлис (Тбилиси), Россия, Сирия, Восточная православная церковь, греческие грамоты, палеография.
1. Владимир (Филантропов), архим. Систематическое описание рукописей московской Синодальной (патриаршей) библиотеки. М., 1894. Ч. 1: Рукописи греческия.
2. Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1884. Т. 2.
3. Дмитриевский А. А. Приезд в Астрахань восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и связанное с ним учреждение здесь митрополии // Труды Киевской духовной академии. Киев, 1904. Кн. 3. C. 317–358.
4. Муркос Г. А. Предисловие переводчика к пятому выпуску // Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / Г. Муркос, пер. М., 2005. С. 547–549.
5. Панченко К. А. Православные арабы и Кавказ в середине XVII в. // Панченко К. А. Православные арабы. Путь через века: Сб. статей. М., 2013. С. 379–395.
6. Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. Первые три столетия: 1516–1831. М., 2012.
7. Рогожин Н. М. Артамон Сергеевич Матвеев // Око всей великой России: Об истории русской дипломатической службы XVI–XVII веков. М., 1989.
8. Фонкич Б. Л. Иоанн Сакулис. Страничка из истории участия греков в деле патриарха Никона // Греческие рукописи и документы в России в XIV — начале XVIII в. М., 2003. № 19. С. 323–332.
9. Фонкич Б. Л. О дате кончины Павла Алеппского // Очерки феодальной России. М.; СПб., 2009. Вып. 13. С. 289–292.
10. Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’Église Melchite du Ve au XXe siècle, Louvain, 1979, vol. 4/1: 1516–1724.
11. Radu V. Karalevsky C. 1930 “Istoria Patriarhilor din Antiohia de Atanasie Dabbas”, in Biserica ortodoxă română, 1930, vol. 48, pp. 851–864, 961–972, 1039–1050, 1136–1150; 1931; vol. 49/2–3/599–600, pp. 15–32, 140–160.
12. Tchentsova V. G. 2013 “Le patriarche d’Antioche Macaire III Ibn al-Zaʽîm et la chrétienté latine”, in Blanchet M.-H., Gabriel F. (eds.) Réduire le schisme? Ecclésiologies et politiques de l’Union entre Orient et Occident (XIIIe–XVIIIe siècles), Paris, 2013, pp. 313–335.
13. Tchentsova V. 2012 “Le premier voyage du patriarche d’Antioche Macaire III Ibn al-Zaʽîm à Moscou et dans les Pays roumains: 1652–1659”, in Feodorov I. (ed.) Relations entre les peuples de l’Europe Orientale et les chrétiens arabes au XVIIe siècle. Macaire III Ibn al-Zaʽîm et Paul d’Alep: Actes du Ier Colloque International, le 16 septembre 2011, Bucarest, Bucarest, 2012, pp. 69–122.
14. Tchentsova V. 2014 “Les artisans grecs des projets culturels du patriarche Macaire III d’Antioche”, in Revue des études sud-est européennes, 2014, vol. 52, pp. 315–346.
15. Walbiner C.-M. 1996 “Accounts on Georgia in the works of Makāriyūs ibn al-Zaʽīm”, in Parole de l’Orient, Kaslik, 1996, vol. 21, pp. 245–255.
16. Walbiner C.-M. 2001 “Die Beziehungen zwischen dem griechisch-orthodoxen Patriarchat von Antiochia und der Kirche von Georgien vom 14. bis zum 18. Jahrhundert“, in Le Muséon, Louvain, 2001, vol. 114/3–4, pp. 437–455.
17. Walbiner C.-M. 1998 “The second journey of Macarius Ibn az-Zaʽīm to Russia (1666–1668)”, in Rūsiyya wa ‘urthūdhuks al-šarq = La Russie et les Orthodoxes en Orient, Balamand, 1998, pp. 99–114.
18. [Chrysochoidis Kr.] Movasteriaka archeia. Eggrapha Agiou orous kai Patmou, Psephiopoiemenos sylloges. Programma Koinonia tes plerophorias. Ergo Pandektes. Psephiakos thesauros protogenon tekmerion Ellenekes istorias kai politismou, IERA, IBE INE kai EKT-EIE, Athena, 2007, pp. 1–31.
19. Chrysochoidis Kr., Gounarides P., Bambakas D. Katalogoi archeion. A’. Iera mone Karakallou. B’. Iera mone Simonos Petras. Athena, 1985, vol. 1.

Ченцова Вера Георгиевна

ПУБЛИКАЦИИ

Французов Сергей Алексеевич

Сказание о благочестивой израильтянке Хaасане. Перевод (пер. и коммент. С. А. Французов)

Французов С. А. Сказание о благочестивой израильтянке Хaасане. Перевод (пер. и коммент. С. А. Французов) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 113-123
PDF

Французов Сергей Алексеевич

Франгулян Лилия Рубеновна

Энкомий св. Виктору Феопемпа Антиохийского и коптские циклы. Энкомий св. Виктору Феопемпа Антиохийского (пер. и коммент. Л. Р. Франгулян)

Франгулян Л. Р. Энкомий св. Виктору Феопемпа Антиохийского и коптские циклы. Энкомий св. Виктору Феопемпа Антиохийского (пер. и коммент. Л. Р. Франгулян) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 124-134
PDF

Франгулян Лилия Рубеновна

РЕЦЕНЗИИ

Панченко Константин Александрович

Рец. на кн.: Treiger A. Unpublished Texts from the Arab Orthodox Tradition (1): On the Origin of the Term "Melkite" and on the Destruction of the Maryamiyya Cathedral in Damascus // Chronos: Revue d’Histoire de l’Université de Balamand. 2014. № 29.

Панченко К. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 137-144 — Рец. на кн.: Treiger A. Unpublished Texts from the Arab Orthodox Tradition (1): On the Origin of the Term "Melkite" and on the Destruction of the Maryamiyya Cathedral in Damascus // Chronos: Revue d’Histoire de l’Université de Balamand. 2014. № 29.
PDF

Панченко Константин Александрович