Структура византийских Миней, хотя и является самым устойчивым (по сравнению с месяцесловом и гимнографическим составом) их признаком, одинакова не во всех Минеях, и представление о ее эволюции может служить дополнительным критерием датировки памятников. В статье рассмотрена структура минейных последований в греческих гимнографических книгах, начиная с Тропология VIII–IX вв. и заканчивая Минеями XIV в., наиболее пристальное внимание уделено Минеям IX–XII вв. Исследование рукописных источников (преимущественно Синая и Гроттаферраты) привело к следующим выводам.
Службы Тропология VIII–IX вв. имели богослужебную структуру (стихиры на «Господи, воззвах» — канон — стихиры на «Хвалите»). Ей на смену в Минеях IX–XI вв. пришла жанровая компоновка (седален — стихиры на «Господи, воззвах» — канон). В XII в. в рукописях все чаще встречалась богослужебная схема, которая возобладала с ΧΙΙΙ–XIV вв. повсеместно по рациональным причинам удобства использования рукописи в богослужебной практике. Использование в структуре Миней «бдений», уставных указаний, ветхозаветных чтений на вечерне, седальнов на стихословиях утрени, синаксарей после шестой песни канона, евангельских и апостольских чтений, причастнов на литургии говорит о том, что рукопись датируется не ранее XIII–XIV вв.
византийская гимнография, Тропологий, Минея
Никифорова Александра Юрьевна