В некоторых русских говорах, расположенных главным образом в восточной части европейской территории России, представлен так называемый семифонемный ударный вокализм: наряду с фонемами /а/, /у/, /и/ (в некоторых говорах также /ы/) в них имеются /е/, /ѣ/, /о/, /ω/. акое положение является результатом консервации древнерусского вокализма. В подобных диалектах фонемы верхне-среднего подъема /ѣ/ и /ω/ могут реализоваться дифтонгами [ие] и [уо], у которых изменение тембра происходит за счет понижения подъема гласного: л[ие]с, к[уо]т или монофтонгами верхне-среднего подъема. Эти диалектные фонемы, как и их звуковые реализации, называются е закрытым и о закрытым. Они противопоставлены фонемам средне-нижнего подъема /е/ и /о/, реализациями которых в говорах бывают монофтонги средне-нижнего подъема либо дифтонги типа [еи], [оу]; фонемы /е/ и /о/, как и их реализации, принято называть открытыми е и о. В статье проанализировано звуковое поведение целого ряда слов, которые функционируют в севернорусских и среднерусских говорах с семифонемным вокализмом, и рассмотрены принципы выбора е, о того или иного тембра при огласовке ударного слога в неисконных (заимствованных) лексемах.
Тер-Аванесова Александра Валерьевна