/

Полунов Александр Юрьевич

Земский собор, образ «Белого царя» и политика России по отношению к отдаленным народам в конце XIX – начале XX в.


Полунов А. Ю. Земский собор, образ «Белого царя» и политика России по отношению к отдаленным народам в конце XIX – начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 63-77.

DOI: 10.15382/sturII202199.63-77

Аннотация

В статье анализируется взаимосвязь внутренней и внешней политики Российской империи в конце XIX — начале XX в., изменение отношения правительственных верхов и консервативных кругов общества к отдаленным народам, рассматривавшимся в качестве объектов покровительства России. Провал плана созыва национально-самобытного представительства (Земского собора) в начале 1880-х гг., выдвинутого Н. П. Игнатьевым и И. С. Аксаковым, стал симптомом заметных сдвигов в этой сфере. В качестве объекта попечения отныне рассматривались не столько этнические группы, обладавшие развитым национальным самосознанием, боровшиеся за гражданские права, стремившиеся к достижению политической автономии и национальной независимости, сколько «народы-дети», для которых главной задачей было физическое выживание, сохранение себя в качестве самостоятельных этнокультурных единиц. Важное место в ряду данных народов занимали православные арабы Сирии и Палестины, среди которых вело деятельность основанное в 1882 г. Православное Палестинское общество. В укладе и духовном облике православных арабов российских консерваторов привлекали такие качества, как простота, непосредственность, патриархальность быта и нравов, религиозность, почитание фигуры правителя России — «Белого царя», рассматривавшегося в качестве защитника униженных и гонимых этнических групп в разных странах мира. Схожим образом консерваторами воспринимались и многие другие отдаленные народы, попадавшие в сферу внимания российских верхов — эфиопы, ассирийцы, народы Дальнего Востока. Обращение данных этнических групп к России с просьбой о покровительстве укрепляло представления об особой миссии «империи царей». Удар по подобным воззрениям нанесла революция 1905–1907 гг. и русско-японская война, существенно подорвавшие авторитет Российской империи на международной арене.

Ключевые слова

Н. П. Игнатьев, Порфирий (Успенский), В. Н. Хитрово, Земский собор, образ «Белого царя», славяне, православные арабы, Императорское Православное Палестинское общество

Список литературы

  1. Айрапетов О. Р. История внешней политики России. 1801–1914 гг. Т. 3: Внешняя политика императоров Александра II и Александра III. М.: Кучково поле, 2018.
  2. Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Р. А. Фадеев, С. Ю. Витте и идеологические искания «охранителей» в 1881–1882 гг. // Исследования по социально-политической истории России. Л.: Наука, 1971. С. 299–328.
  3. Астанков В. А. Наследник цесаревич Александр Александрович в период восточного кризиса 1875–1878 гг. // Российская история. 2011. № 3. С. 128–141.
  4. Горинов М. М. Государственная и общественная деятельность графа Н. П. Игнатьева (1879–1882 гг.): дис. … канд. ист. наук. М., 2007.
  5. Дудзинская Е. А. Славянофилы в пореформенной России. М.: ИРИ РАН, 1994.
  6. Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870–1880-х гг. М.: Изд-во Московского ун-та, 1964.
  7. Кузнецов О. В. Р. А. Фадеев: генерал и публицист. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1998.
  8. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М.: Индрик, 2006.
  9. Маркс, Стивен Г. «Браво, храбрый тигр Востока!»: русско-японская война и подъем национализма в британском Египте и Индии // Русский сборник: Исследования по истории России. Т. IV. М.: Модест Колеров, 2007. С. 89–107.
  10. Межуев Б. В. Моделирование понятия «национальный интерес» на примере дальневосточной политики России конца XIX — начала XX в. // Полис. 1999. № 1. С. 26–39.
  11. Мельникова Л. В. Православный фактор русской политики на Балканах в конце 1850-х — 1870-х гг. // Российская история. 2018. № 6. С. 147–161.
  12. Панченко К. А. Православные арабы: путь через века. М.: ПСТГУ, 2013.
  13. Панченко К. А. Кризис православия на арабском Востоке в восприятии российской общественности (конец XIX в.) // Вестник Московского ун-та. Сер. 13: Востоковедение. 1994. № 4. С. 17–28.
  14. Суворов В. В. Восточничество: Культурно-историческая концепция и имперская идеология. Саратов: Изд-во Саратовского гос. мед. ун-та, 2015.
  15. Схиммельпеннинк ван дер Ойе. Навстречу Восходящему солнцу: Как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией. М.: НЛО, 2009.
  16. Тесля А. А. Последний из «отцов»: Биография И. С. Аксакова. СПб.: Русская мысль, 2014.
  17. Хевролина В. М. Николай Павлович Игнатьев: Российский дипломат. М.: Квадрига, 2009.
  18. Христофоров И. «В высшей степени душевная ошибка»: Русская элита в поисках патриархальных крестьян // Родина. 2015. № 2. С. 103–105.
  19. Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843–1914. Oxford: Clarendon Press, 1969.
  20. Vovchenko D. Creating Arab Nationalism? Russia and Greece in Ottoman Syria and Palestine (1840–1909) // Middle Eastern Studies. Vol. 49. N. 6. P. 901–918.

Данные об авторе

Полунов Александр Юрьевич


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, Москва, Ломоносовский пр., 27, корп. 4;
Должность: профессор, зав. кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления;
ORCID: 0000-0002-4484-6003;
Электронный адрес: polunov@spa.msu.ru.