/

Хрулёва Ирина Юрьевна

«Образ идеального правителя» в контексте политической доктрины новоанглийского пуританизма XVII-XVIII вв.


Хрулёва И. Ю. «Образ идеального правителя» в контексте политической доктрины новоанглийского пуританизма XVII-XVIII вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 9-35.

DOI: 10.15382/sturII202199.9-35

Аннотация

Статья посвящена эволюции представлений пуритан Новой Англии о происхождении института светской власти, полномочиях правителей, их ответственности перед народом и возможности восстания против тиранов. Руководствуясь концепцией национального ковенанта, основатели колонии Массачусетс провозгласили коллективную ответственность всех членов пуританской общины за неукоснительное следование Божественным предписаниям. Задачи руководителей колоний Новой Англии состояли, прежде всего, в контроле за соблюдением религиозных норм, и в пуританском политическом дискурсе первой половины XVII в. преобладала тема подчинения рядовых участников «пуританского эксперимента» мудрым и набожным правителям, заботящимся об «общем благе». В отличие от политических проповедей и памфлетов, вышедших из-под пера пуританских авторов в первой половине XVII в., полемическая литература периода «Славной революции» практически лишена религиозной аргументации. Задача светского правителя отныне состояла, прежде всего, в защите «исконных прав и привилегий» подданных английской короны, принципа равенства естественных прав людей, а не «истинной» пуританской веры. Естественноправовая аргументация пуританских проповедников была встроена в традиционный богословский дискурс, тем не менее их проповеди служили важнейшим каналом интеллектуального трансфера, создавая благоприятные условия для полноценного восприятия жителями Новой Англии концепций Просвещения, в том числе касающихся вопросов происхождения политической власти, предпочтительной модели государственного устройства, обязанностей правителей перед своими подданными, обоснованием прав и свобод колонистов и гарантий их соблюдения. Священники конгрегационалистских церквей Новой Англии сыграли особую роль в мобилизации патриотического лагеря в годы Войны за независимость. Активно включившись в обсуждение вопроса республиканской добродетели, пуританские проповедники придали процессу строительства нового государства в Северной Америке нравственное измерение.

Ключевые слова

Американская революция, новоанглийский пуританизм, история США, религия в США, политическая доктрина, демократическая культура

Список литературы

  1. Адамова Н. Э. Гражданская власть в представлении английских сепаратистов начала XVII в. // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2014. № 12. С. 14–25.
  2. Хрулева И. Ю. Влияние эпохи «Славной революции» на развитие политических институтов Британских колоний в Северной Америке // Исторический опыт Америки: взгляд российских и американских историков: Материалы международной научной конференции, посвященной 30-летию Фулбрайта в России. М., 2005. С. 4–17.
  3. Хрулева И. Ю. Складывание новой религиозной ситуации в британских колониях Северной Америки в результате «Великого пробуждения» 1730–1750-х гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. Т. 65. № 1. https://history.jes.su/s207987840001987-4-1/
  4. [Gale, Benjamin]. A Reply to a Pamphlet, Entitled, The Answer of the Friend in the West. New London (Conn.), 1755.
  5. [Mather M.]. America’s Appeal to the Impartial World. Hartford, 1775.
  6. Abstracts of Two Sermons by Rev. Thomas Hooker, From the Shorthand Notes of Mr. Henry Wolcott. Transcribed by J. Hammond Trumbull. Connecticut Historical Society. Collections. Vol. 1. Hartford, 1860.
  7. Albanese C. L. Sons of the Fathers: The Civil Religion of the American Revolution. Philadelphia, 1976.
  8. Allen J. Magistracy an Institution of Christ upon the Throne. Boston, 1744.
  9. Appleton N. The Great Blessing of Good Rulers, Depends Upon God’s Giving his Judgments & his Righteousness to Them. Boston, 1742.
  10. Arch St. C. The Glorious Revolution and the Rhetoric of Puritan History // Early American Literature. 1992. Vol. 27. № 1. P. 61–74.
  11. Avery D. The Lord is to be Praised for the Triumph of His Power. Norwich, 1777.
  12. Bailyn B. The Ideological Origins of the American Revolution. Cambridge (Mass.), 1967.
  13. Baldwin E. The Duty of Rejoicing under Calamities and Affl ictions. N. Y., I776.
  14. Berkovitch S. American Jeremiad. Madison (Wisc.), 1978.
  15. Bonomi P. Under the Cope of Heaven: Religion, Society, and Politics in Colonial America. N. Y., 2003.
  16. Breen T. H. The Character of the Good Ruler. Puritan Political Ideas in New England, 1630–1730. N. Y., 1974.
  17. Bremer F. In Defense of Regicide: John Cotton on the Execution of Charles I // William and Mary Quarterly. 3rd ser. 1980. Vol. 37. P. 103–124.
  18. Brockway Th. America Saved, or Divine Glory Displayed. Hartford, 1784.
  19. Bulkeley G. The Peoples Right to Election. Philadelphia, 1689.
  20. Bulkeley G. Will and Doom, or the Miseries of Connecticut by and under an Usurped and Arbitrary Power (1692)// Connecticut Historical Society Collections. Vol. 3. Hartford, 1895.
  21. Chauncy Сh. Civil Magistrates Must Be Just. Boston, 1747.
  22. Clark J. C. D. The Language of Liberty, 1660–1832: Political Discourse and Social Dynamics in the Anglo-American World. Cambridge, 1994.
  23. Colman B. The Religious Regards We Owe to Our Country. Boston, 1718.
  24. Cooke S. The Violent Destroyed: And Oppressed Delivered. Boston, 1777.
  25. Cotton J. The Bloody Tenent Washed. L., 1647.
  26. Cotton J. The Keys of the Kingdom of Heaven // John Cotton on the Churches of New England / L. Ziff, ed. Cambridge (Mass.), 1968.
  27. Dana J. A Sermon, Preached before the General Assembly of... Connecticut. Hartford, 1779.
  28. Devotion J. The Duty and Interest of a People to Sanctify the Lord of Hosts. Hartford, 1777.
  29. Dunbar S. True Faith Makes the Best Soldiers. Boston, 1748.
  30. Estabrook S. A Sermon Shewing that the Peace and Quietness of a People Is a Main Part of the Work of Civil Rulers, and That it is the Duty of All to Pray for Them. New London, 1718.
  31. Grasso Ch. A Speaking Aristocracy: Transforming Public Discourse in Eighteenth-Century Connecticut. Сhapel Hill; L., 1999.
  32. Hall M. G. The Last American Puritan: The Life of Increase Mather. Middletown (Conn.), 1988.
  33. Hall T. D. Contested Boundaries: Itinerancy and the Reshaping of the Colonial American Religious World. Durham (N. C.), 1994.
  34. Hatch N. The sacred cause of liberty: republican thought and the millennium in Revolutionary New England. New Haven, 1977.
  35. Heimert A. Religion and the American Mind from the Great Awakening to the Revolution. Cambridge (Mass.), 1966.
  36. Hubbard W. A Narrative of the Troubles with the Indians. Boston, 1677.
  37. Hubbard W. The Benefi t of a Well-Ordered Conversation. Boston, 1684.
  38. Hubbard W. The Happiness of a People in the Wisdom of Their Rulers. Boston, 1676.
  39. Keteltas A. God Arising and Pleading His People’s Cause. Newberryport, 1777.
  40. Lambert F. The Founding Fathers and the Place of Religion in America. Princeton, 2003.
  41. Lathrop J. A Sermon, Preached at the Ordination of William Bentley. Salem, 1783.
  42. Lee S. The Great Day of Judgement by Boston in New-England. L., 1692.
  43. Mather C. The Present State of New-England Considered in a Discourse on the Necessities and Advantages of a Public Spirit in Every Man. Boston, 1690.
  44. Mather C. The Serviceable Man. Boston, 1690.
  45. Mather C. The Wonderful Works of God Commemorated. Boston, 1690.
  46. Mather C. Work upon the Ark. Boston, 1689.
  47. Mather I. A Brief History of the War with the Indians in New England. Boston, 1676.
  48. Mather I. A Discourse Concerning the Danger of Apostasy. Boston, 1677.
  49. Mather I. A Narrative of the Miseries of New England, by Reason of an Arbitrary Government Erected There. L., 1688.
  50. Mather I. A Brief Relation of the State of New England, from the Beginning of that Plantation to This Present Year, 1689. L., 1689.
  51. Mather I. An Essay for the Recording of Illustrious Providences. Boston, 1684.
  52. Mather I. Ichabod or, A Discourse Shewing What Cause There Is to Fear That the Glory of the Lord Is Departing from New England. Boston, 1702.
  53. Mather I. Renewal of Covenant the Great Duty Incumbent on Decaying or Distressed Churches. Boston, 1677.
  54. Mather I. The Excellency of a Publick Spirit. Boston, 1702.
  55. Mather I. The Great Blessing of Primitive Counsellours Discoursed. Boston, 1691.
  56. Mayhew J. A Discourse Concerning Unlimited Submission and Non-Resistance to the Higher Powers: With Some Refl ections on the Resistance Made to King Charles I. Boston, 1750.
  57. Meigs J. An Oration Pronounced before a Public Assembly in New-Haven. New Haven, 1782.
  58. Morgan E. The Puritan Ethic and the American Revolution // William and Mary Quarterly, 3rd ser., 1967. Vol. 24. P. 3–43.
  59. Murray J. Nehemiah: Or the Struggle for Liberty Never in Vain. Newbury, 1779. Lyman J. A Sermon Preached at Hatfi eld. Boston, 1775.
  60. Noll M. A. The Rise of Evangelicalism: The Age of Edwards, Whitefi eld and the Wesleys. Leicester, 2004.
  61. Nowell S. Abraham in Arms. Boston, 1678.
  62. Osgood D. Reflections on the Goodness of God. Boston, 1784.
  63. Pahl J. Paradox Lost: Free Will and Political Liberty in American Culture, 1630–1760. Baltimore, 1992.
  64. Payson Ph. A Memorial of Lexington Battle. Boston, 1782.
  65. Pemberton E. The Divine Original and Dignity of Government. Boston, 1710.
  66. Porter E. A Sermon, Delivered to the First Religious Society in Roxbury. Boston, 1784.
  67. Puritan Political Ideas. 1558–1794 / E. Morgan, ed. N. Y., 1965.
  68. Records of the Governor and Company of Massachusetts Bay in New England. N. B. Shurtleff, ed. Boston, 1854.
  69. Religion in a Revolutionary Age / R. Hoff man, P. J. Albert, eds. Charlottesville, 1994.
  70. Sam[p]son E. A Sermon Preached at Roxbury-Camp, before Col. Cotton’s Regiment. Watertown, I775.
  71. Stanwood O. The Protestant Moment: Antipopery, the Revolution of 1688–1689, and the Making of an Anglo-American Empire // Journal of British Studies. 2007. Vol. 46. № 3. P. 481–508.
  72. Stoddard S. The Way for a People to Live Long in the Land That God Hath Given Them. Boston, 1703.
  73. Stout H. S. Religion, Communications, and the Ideological Origins of the American Revolution // William and Mary Quaterly. 3rdser.1977. Vol. 34. P. 519–541.
  74. The Complete Writings of Roger Williams. 7 vols. N. Y., 1963.
  75. The Declaration of the Gentlemen, Merchants, and Inhabitants of Boston, and the Countrey Adjacent. Boston, 1689.
  76. Waldman S. Founding Faith: Providence, Politics, and the Birth of Religious Freedom in America. N. Y., 2008.
  77. Walter N. The Character of a True Patriot. Boston, 1745.
  78. Webster S. A Sermon Preached before the Honorable Council... of the State of the Massachusetts-Bay. Boston, 1777.
  79. Whitman E. The Character and Qualifi cations of good Rulers and the Happiness of their Administration. New London, 1745.
  80. Whitney P. The Transgression of a Land Punished by a Multitude of Rulers. Boston, 1774.
  81. Willard J. A Thanksgiving Sermon. Boston, 1784.
  82. Willard S. The Character of a Good Ruler. Boston, 1694.
  83. Williams E. The essential Rights and Liberties of Protestants. A seasonable Plea for The Liberty of Conscience, and The Right of private Judgment, in Matters of Religion, without any Controul from human Authority. Boston, 1744.
  84. Williams N. A Sermon Preached in the Audience of the General Assembly. Hartford, 1780.
  85. Wise J. A Vindication of the Government of New England Churches. Boston, 1717.
  86. Worthington W. The Duty of Rulers. Boston, 1744.

Данные об авторе

Хрулёва Ирина Юрьевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский пр., 27, корп. 4;
Должность: доцент кафедры новой и новейшей истории;
ORCID: 0000-0001-8888-9091;
Электронный адрес: irinakhruleva@mail.ru.