/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :99
Хрулёва Ирина Юрьевна

«Образ идеального правителя» в контексте политической доктрины новоанглийского пуританизма XVII-XVIII вв.

Хрулёва И. Ю. «Образ идеального правителя» в контексте политической доктрины новоанглийского пуританизма XVII-XVIII вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 9-35

DOI: 10.15382/sturII202199.9-35
Статья посвящена эволюции представлений пуритан Новой Англии о происхождении института светской власти, полномочиях правителей, их ответственности перед народом и возможности восстания против тиранов. Руководствуясь концепцией национального ковенанта, основатели колонии Массачусетс провозгласили коллективную ответственность всех членов пуританской общины за неукоснительное следование Божественным предписаниям. Задачи руководителей колоний Новой Англии состояли, прежде всего, в контроле за соблюдением религиозных норм, и в пуританском политическом дискурсе первой половины XVII в. преобладала тема подчинения рядовых участников «пуританского эксперимента» мудрым и набожным правителям, заботящимся об «общем благе». В отличие от политических проповедей и памфлетов, вышедших из-под пера пуританских авторов в первой половине XVII в., полемическая литература периода «Славной революции» практически лишена религиозной аргументации. Задача светского правителя отныне состояла, прежде всего, в защите «исконных прав и привилегий» подданных английской короны, принципа равенства естественных прав людей, а не «истинной» пуританской веры. Естественноправовая аргументация пуританских проповедников была встроена в традиционный богословский дискурс, тем не менее их проповеди служили важнейшим каналом интеллектуального трансфера, создавая благоприятные условия для полноценного восприятия жителями Новой Англии концепций Просвещения, в том числе касающихся вопросов происхождения политической власти, предпочтительной модели государственного устройства, обязанностей правителей перед своими подданными, обоснованием прав и свобод колонистов и гарантий их соблюдения. Священники конгрегационалистских церквей Новой Англии сыграли особую роль в мобилизации патриотического лагеря в годы Войны за независимость. Активно включившись в обсуждение вопроса республиканской добродетели, пуританские проповедники придали процессу строительства нового государства в Северной Америке нравственное измерение.
Американская революция, новоанглийский пуританизм, история США, религия в США, политическая доктрина, демократическая культура
  1. Адамова Н. Э. Гражданская власть в представлении английских сепаратистов начала XVII в. // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. 2014. № 12. С. 14–25.
  2. Хрулева И. Ю. Влияние эпохи «Славной революции» на развитие политических институтов Британских колоний в Северной Америке // Исторический опыт Америки: взгляд российских и американских историков: Материалы международной научной конференции, посвященной 30-летию Фулбрайта в России. М., 2005. С. 4–17.
  3. Хрулева И. Ю. Складывание новой религиозной ситуации в британских колониях Северной Америки в результате «Великого пробуждения» 1730–1750-х гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2018. Т. 65. № 1. https://history.jes.su/s207987840001987-4-1/
  4. [Gale, Benjamin]. A Reply to a Pamphlet, Entitled, The Answer of the Friend in the West. New London (Conn.), 1755.
  5. [Mather M.]. America’s Appeal to the Impartial World. Hartford, 1775.
  6. Abstracts of Two Sermons by Rev. Thomas Hooker, From the Shorthand Notes of Mr. Henry Wolcott. Transcribed by J. Hammond Trumbull. Connecticut Historical Society. Collections. Vol. 1. Hartford, 1860.
  7. Albanese C. L. Sons of the Fathers: The Civil Religion of the American Revolution. Philadelphia, 1976.
  8. Allen J. Magistracy an Institution of Christ upon the Throne. Boston, 1744.
  9. Appleton N. The Great Blessing of Good Rulers, Depends Upon God’s Giving his Judgments & his Righteousness to Them. Boston, 1742.
  10. Arch St. C. The Glorious Revolution and the Rhetoric of Puritan History // Early American Literature. 1992. Vol. 27. № 1. P. 61–74.
  11. Avery D. The Lord is to be Praised for the Triumph of His Power. Norwich, 1777.
  12. Bailyn B. The Ideological Origins of the American Revolution. Cambridge (Mass.), 1967.
  13. Baldwin E. The Duty of Rejoicing under Calamities and Affl ictions. N. Y., I776.
  14. Berkovitch S. American Jeremiad. Madison (Wisc.), 1978.
  15. Bonomi P. Under the Cope of Heaven: Religion, Society, and Politics in Colonial America. N. Y., 2003.
  16. Breen T. H. The Character of the Good Ruler. Puritan Political Ideas in New England, 1630–1730. N. Y., 1974.
  17. Bremer F. In Defense of Regicide: John Cotton on the Execution of Charles I // William and Mary Quarterly. 3rd ser. 1980. Vol. 37. P. 103–124.
  18. Brockway Th. America Saved, or Divine Glory Displayed. Hartford, 1784.
  19. Bulkeley G. The Peoples Right to Election. Philadelphia, 1689.
  20. Bulkeley G. Will and Doom, or the Miseries of Connecticut by and under an Usurped and Arbitrary Power (1692)// Connecticut Historical Society Collections. Vol. 3. Hartford, 1895.
  21. Chauncy Сh. Civil Magistrates Must Be Just. Boston, 1747.
  22. Clark J. C. D. The Language of Liberty, 1660–1832: Political Discourse and Social Dynamics in the Anglo-American World. Cambridge, 1994.
  23. Colman B. The Religious Regards We Owe to Our Country. Boston, 1718.
  24. Cooke S. The Violent Destroyed: And Oppressed Delivered. Boston, 1777.
  25. Cotton J. The Bloody Tenent Washed. L., 1647.
  26. Cotton J. The Keys of the Kingdom of Heaven // John Cotton on the Churches of New England / L. Ziff, ed. Cambridge (Mass.), 1968.
  27. Dana J. A Sermon, Preached before the General Assembly of... Connecticut. Hartford, 1779.
  28. Devotion J. The Duty and Interest of a People to Sanctify the Lord of Hosts. Hartford, 1777.
  29. Dunbar S. True Faith Makes the Best Soldiers. Boston, 1748.
  30. Estabrook S. A Sermon Shewing that the Peace and Quietness of a People Is a Main Part of the Work of Civil Rulers, and That it is the Duty of All to Pray for Them. New London, 1718.
  31. Grasso Ch. A Speaking Aristocracy: Transforming Public Discourse in Eighteenth-Century Connecticut. Сhapel Hill; L., 1999.
  32. Hall M. G. The Last American Puritan: The Life of Increase Mather. Middletown (Conn.), 1988.
  33. Hall T. D. Contested Boundaries: Itinerancy and the Reshaping of the Colonial American Religious World. Durham (N. C.), 1994.
  34. Hatch N. The sacred cause of liberty: republican thought and the millennium in Revolutionary New England. New Haven, 1977.
  35. Heimert A. Religion and the American Mind from the Great Awakening to the Revolution. Cambridge (Mass.), 1966.
  36. Hubbard W. A Narrative of the Troubles with the Indians. Boston, 1677.
  37. Hubbard W. The Benefi t of a Well-Ordered Conversation. Boston, 1684.
  38. Hubbard W. The Happiness of a People in the Wisdom of Their Rulers. Boston, 1676.
  39. Keteltas A. God Arising and Pleading His People’s Cause. Newberryport, 1777.
  40. Lambert F. The Founding Fathers and the Place of Religion in America. Princeton, 2003.
  41. Lathrop J. A Sermon, Preached at the Ordination of William Bentley. Salem, 1783.
  42. Lee S. The Great Day of Judgement by Boston in New-England. L., 1692.
  43. Mather C. The Present State of New-England Considered in a Discourse on the Necessities and Advantages of a Public Spirit in Every Man. Boston, 1690.
  44. Mather C. The Serviceable Man. Boston, 1690.
  45. Mather C. The Wonderful Works of God Commemorated. Boston, 1690.
  46. Mather C. Work upon the Ark. Boston, 1689.
  47. Mather I. A Brief History of the War with the Indians in New England. Boston, 1676.
  48. Mather I. A Discourse Concerning the Danger of Apostasy. Boston, 1677.
  49. Mather I. A Narrative of the Miseries of New England, by Reason of an Arbitrary Government Erected There. L., 1688.
  50. Mather I. A Brief Relation of the State of New England, from the Beginning of that Plantation to This Present Year, 1689. L., 1689.
  51. Mather I. An Essay for the Recording of Illustrious Providences. Boston, 1684.
  52. Mather I. Ichabod or, A Discourse Shewing What Cause There Is to Fear That the Glory of the Lord Is Departing from New England. Boston, 1702.
  53. Mather I. Renewal of Covenant the Great Duty Incumbent on Decaying or Distressed Churches. Boston, 1677.
  54. Mather I. The Excellency of a Publick Spirit. Boston, 1702.
  55. Mather I. The Great Blessing of Primitive Counsellours Discoursed. Boston, 1691.
  56. Mayhew J. A Discourse Concerning Unlimited Submission and Non-Resistance to the Higher Powers: With Some Refl ections on the Resistance Made to King Charles I. Boston, 1750.
  57. Meigs J. An Oration Pronounced before a Public Assembly in New-Haven. New Haven, 1782.
  58. Morgan E. The Puritan Ethic and the American Revolution // William and Mary Quarterly, 3rd ser., 1967. Vol. 24. P. 3–43.
  59. Murray J. Nehemiah: Or the Struggle for Liberty Never in Vain. Newbury, 1779. Lyman J. A Sermon Preached at Hatfi eld. Boston, 1775.
  60. Noll M. A. The Rise of Evangelicalism: The Age of Edwards, Whitefi eld and the Wesleys. Leicester, 2004.
  61. Nowell S. Abraham in Arms. Boston, 1678.
  62. Osgood D. Reflections on the Goodness of God. Boston, 1784.
  63. Pahl J. Paradox Lost: Free Will and Political Liberty in American Culture, 1630–1760. Baltimore, 1992.
  64. Payson Ph. A Memorial of Lexington Battle. Boston, 1782.
  65. Pemberton E. The Divine Original and Dignity of Government. Boston, 1710.
  66. Porter E. A Sermon, Delivered to the First Religious Society in Roxbury. Boston, 1784.
  67. Puritan Political Ideas. 1558–1794 / E. Morgan, ed. N. Y., 1965.
  68. Records of the Governor and Company of Massachusetts Bay in New England. N. B. Shurtleff, ed. Boston, 1854.
  69. Religion in a Revolutionary Age / R. Hoff man, P. J. Albert, eds. Charlottesville, 1994.
  70. Sam[p]son E. A Sermon Preached at Roxbury-Camp, before Col. Cotton’s Regiment. Watertown, I775.
  71. Stanwood O. The Protestant Moment: Antipopery, the Revolution of 1688–1689, and the Making of an Anglo-American Empire // Journal of British Studies. 2007. Vol. 46. № 3. P. 481–508.
  72. Stoddard S. The Way for a People to Live Long in the Land That God Hath Given Them. Boston, 1703.
  73. Stout H. S. Religion, Communications, and the Ideological Origins of the American Revolution // William and Mary Quaterly. 3rdser.1977. Vol. 34. P. 519–541.
  74. The Complete Writings of Roger Williams. 7 vols. N. Y., 1963.
  75. The Declaration of the Gentlemen, Merchants, and Inhabitants of Boston, and the Countrey Adjacent. Boston, 1689.
  76. Waldman S. Founding Faith: Providence, Politics, and the Birth of Religious Freedom in America. N. Y., 2008.
  77. Walter N. The Character of a True Patriot. Boston, 1745.
  78. Webster S. A Sermon Preached before the Honorable Council... of the State of the Massachusetts-Bay. Boston, 1777.
  79. Whitman E. The Character and Qualifi cations of good Rulers and the Happiness of their Administration. New London, 1745.
  80. Whitney P. The Transgression of a Land Punished by a Multitude of Rulers. Boston, 1774.
  81. Willard J. A Thanksgiving Sermon. Boston, 1784.
  82. Willard S. The Character of a Good Ruler. Boston, 1694.
  83. Williams E. The essential Rights and Liberties of Protestants. A seasonable Plea for The Liberty of Conscience, and The Right of private Judgment, in Matters of Religion, without any Controul from human Authority. Boston, 1744.
  84. Williams N. A Sermon Preached in the Audience of the General Assembly. Hartford, 1780.
  85. Wise J. A Vindication of the Government of New England Churches. Boston, 1717.
  86. Worthington W. The Duty of Rulers. Boston, 1744.

Хрулёва Ирина Юрьевна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский пр., 27, корп. 4;
Должность: доцент кафедры новой и новейшей истории;
ORCID: 0000-0001-8888-9091;
Электронный адрес: irinakhruleva@mail.ru.
Цыганков Дмитрий Андреевич

Мировоззренческие основы профессорского служения С. М. Соловьева

Цыганков Д. А. Мировоззренческие основы профессорского служения С. М. Соловьева // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 36-49

DOI: 10.15382/sturII202199.36-49
Сергей Михайлович Соловьев, профессор русской истории и ректор Московского университета, был одним из немногих преподавателей середины XIX века, кто открыто декларировал в университетском пространстве свою приверженность ценностям христианского мировоззрения. Во многом такой взгляд был следствием размышлений ученого о положении религии в обществе Нового времени. Историк замечал, что под влиянием, например, революции во Франции, ценности веры вытесняются на периферию общественного сознания, создавая иллюзию того, что старая вера и новые общественные порядки противостоят друг другу. Однако такое положение дел Соловьев связывал не с ценностями самой веры, а с неумением ее миссионеров достучаться до сердца сограждан, транслированием в общественном дискурсе истин школьного богословия, отсутствием сердечности и теплоты в проповедях миссионеров христианства. Соловьев полагал, что в новых условиях истины веры должны преподаваться не только людьми Церкви, но и профессорами университета, оказывающими влияние на формирование общественной морали, по крайней мере во время обучения молодежи в университете. Как следствие, от профессора Соловьев требовал монашеского аскетизма в своей профессиональной работе в тиши кабинета и жертвенного служения, усилий по гармонизации отношений между представителями разных поколений общества во время чтения лекций. Определенным вызовом Соловьеву стало отсутствие консенсуса по этому вопросу в кругу профессоров и западников в середине 1840-х гг. Впрочем, ни радикальный духовный опыт русской интеллигенции, ни распространение материалистических идей поколением 1860-х гг. не заставили Соловьева пересмотреть отношение к вопросам веры. Под влиянием собственного религиозного опыта в пореформенных публицистических произведениях Соловьев отказывается от трактовки прогресса как вечного процесса положительных изменений (абсолютный прогресс), что было характерно для русских западников в эпоху Великих споров, и фактически ставит вопрос о зависимости прогресса в общественных отношениях от вечных истин веры.
С. М. Соловьев, вера, общественные изменения, либерализм, прогресс, профессорское служение
  1. Волкова И. В. Сергей Михайлович Соловьев. Очерки жизни и творчества // Соловьев С. М. Общедоступные чтения о русской истории. М., 1992. С. 24–186.
  2. Дубровский А. М., Кучурин В. В. «Феософия» С. М. Соловьева // Теоретическая культурология и проблемы истории отечественной культуры: сб. науч. тр. / отв. ред. Г. А. Невелев. Брянск, 1992. С. 98–107.
  3. Ивонина И. О. Время свободы. Проблема направленности истории в христианской исторической мысли России XIX — сер. XX в. Новосибирск, 2000.
  4. Иллерицкий В. Е. Сергей Михайлович Соловьев. М., 1980.
  5. Киселева Ю. А., Антощенко А. В. Эмоциональный мир автобиографии С. М. Соловьева // Отечественная культура и историческая мысль / под ред. А. М. Дубровского. Брянск, 2019. Вып. 5. С. 30–53.
  6. Кучурин В. В. Начало формирования научно-педагогических взглядов С. М. Соловьева // Вестник Брянского государственного университета. 2018. № 3. С. 96–101.
  7. Кучурин В. В. Религиозный мир С. М. Соловьева // Мир историка. Омск, 2007. Вып. 3. С. 107–136.
  8. Кучурин В. В. С. М. Соловьев: христианин и ученый. СПб., 2001.
  9. Лебедев А. П. В защиту Филарета, митрополита Московского, от историка С. М. Соловьева. М., 1907.
  10. Формозов А. А. Судьба «Записок» историка С. М. Соловьёва // Он же. Рассказы об ученых. 2011. Курск, 2004. С. 42–51.
  11. Цимбаев Н. И. Сергей Соловьев. М., 1990.
  12. Шаханов А. Н. Становление ученого // Соловьев С. М. Первые научные труды. Письма. М., 1996. С. 138–153.
  13. Шаханов А. Н. С. М. Соловьев и его семья // Мир историка: Историографический сборник. Томск, 2005. Вып. 1. С. 198–239.

Цыганков Дмитрий Андреевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23Б; МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4; Общецерковная аспирантура и докторантура им. св. равноап. Кирилла и Мефодия; Российская Федерация, 115035, г. Москва, Пятницкая ул., 4/2, стр. 5;
Должность: зав. кафедрой истории России; доцент кафедры истории России XIX века — начала XX века Исторического факультета; доцент кафедры церковной истории;
ORCID: 0000-0003-3005-503Х;
Электронный адрес: tsdm@yandex.ru.
Белоусов Сергей Степанович

Конфессиональный аспект в переселенческой политике на калмыцких землях (вторая половина XIX в.)

Белоусов С. С. Конфессиональный аспект в переселенческой политике на калмыцких землях (вторая половина XIX в.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 50-62

DOI: 10.15382/sturII202199.50-62
В статье исследуется конфессиональный аспект государственной переселенческой политики на калмыцких землях Астраханской губернии во второй половине XIX в. Автор проанализировал особенности религиозной политики в переселенческих селах на калмыцких землях и раскрыл ее влияние на процесс церковно-приходского строительства. Исследование позволяет сделать вывод, что главной религиозной составляющей переселенческой политики государства на калмыцких землях было содействие Русской Православной Церкви в формировании церковно-приходской системы для обслуживания духовных потребностей крестьян-переселенцев. Переселенческий проект предполагал решение прежде всего задач заселения дорог стратегического значения и перевода части калмыков на оседлый образ жизни. Христианизацию калмыков он непосредственно не затрагивал, однако в перспективе предполагалось, что новые поселения создадут более благоприятные условия для развертывания миссионерской деятельности. В этой связи государством был введен запрет на переселение на калмыцкие земли старообрядческого и сектантского населения и приняты меры, не допускающие усиления позиций буддийского духовенства в новых поселениях. Особое внимание в работе уделяется характеристике отношения властей и переселенцев к вопросу создания сети православных приходов; показаны источники финансирования церковноприходского строительства, трудности, которые встречались на данном пути, и результаты. Востребованность церковного прихода для крестьян была связана как с их религиозностью, так и с бытовыми потребностями их повседневной жизни. Отмечается, что несмотря на желание крестьян поскорее возвести церковь и открыть приход, темпы церковно-приходского строительства в поселениях были разными. На них влияли степень интенсивности притока переселенцев и их материальное положение, успехи в адаптации к условиям нового места жительства и налаживания хозяйственной деятельности. Проанализировав факты церковно-приходского строительства по каждому населенному пункту, автор приходит к выводу, что в целом оно было завершено к началу XX в. Работа написана на основе широкого круга документов одного центрального и двух региональных российских архивов, многие из которых вводятся в научный оборот впервые.
Русская Православная Церковь, переселенцы, религиозная политика, калмыцкие земли, Астраханская губерния
  1. Белоусов С. С. Православные приходы Калмыкии в XIX– начале XX в. Элиста, 2003.
  2. Белоусов С. С. Основано таврическими поселенцами. Село Садовое (1849–1917 гг.). Волгоград, 1999.
  3. Белоусов С. С. В Калмыцкой степи на границе Европы и Азии: История возникновения и становления села Приютного. Ставрополь, 2014.
  4. Борисенко И. В. Православие в Калмыкии. М., 1999.

Белоусов Сергей Степанович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: ФГБУН «Калмыцкий научный центр РАН»; Российская Федерация, Республика Калмыкия, 358009, г. Элиста, ул. Илишкина, 8;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-7614-3516;
Электронный адрес: sbelousovelista@mail.ru.
Исследование проведено при поддержке государственной субсидии: проект «Комплексное исследование процессов общественно-политического и культурного развития народов Юга России» (АААА-А-19-119011490038-5).
Полунов Александр Юрьевич

Земский собор, образ «Белого царя» и политика России по отношению к отдаленным народам в конце XIX – начале XX в.

Полунов А. Ю. Земский собор, образ «Белого царя» и политика России по отношению к отдаленным народам в конце XIX – начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 63-77

DOI: 10.15382/sturII202199.63-77
В статье анализируется взаимосвязь внутренней и внешней политики Российской империи в конце XIX — начале XX в., изменение отношения правительственных верхов и консервативных кругов общества к отдаленным народам, рассматривавшимся в качестве объектов покровительства России. Провал плана созыва национально-самобытного представительства (Земского собора) в начале 1880-х гг., выдвинутого Н. П. Игнатьевым и И. С. Аксаковым, стал симптомом заметных сдвигов в этой сфере. В качестве объекта попечения отныне рассматривались не столько этнические группы, обладавшие развитым национальным самосознанием, боровшиеся за гражданские права, стремившиеся к достижению политической автономии и национальной независимости, сколько «народы-дети», для которых главной задачей было физическое выживание, сохранение себя в качестве самостоятельных этнокультурных единиц. Важное место в ряду данных народов занимали православные арабы Сирии и Палестины, среди которых вело деятельность основанное в 1882 г. Православное Палестинское общество. В укладе и духовном облике православных арабов российских консерваторов привлекали такие качества, как простота, непосредственность, патриархальность быта и нравов, религиозность, почитание фигуры правителя России — «Белого царя», рассматривавшегося в качестве защитника униженных и гонимых этнических групп в разных странах мира. Схожим образом консерваторами воспринимались и многие другие отдаленные народы, попадавшие в сферу внимания российских верхов — эфиопы, ассирийцы, народы Дальнего Востока. Обращение данных этнических групп к России с просьбой о покровительстве укрепляло представления об особой миссии «империи царей». Удар по подобным воззрениям нанесла революция 1905–1907 гг. и русско-японская война, существенно подорвавшие авторитет Российской империи на международной арене.
Н. П. Игнатьев, Порфирий (Успенский), В. Н. Хитрово, Земский собор, образ «Белого царя», славяне, православные арабы, Императорское Православное Палестинское общество
  1. Айрапетов О. Р. История внешней политики России. 1801–1914 гг. Т. 3: Внешняя политика императоров Александра II и Александра III. М.: Кучково поле, 2018.
  2. Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Р. А. Фадеев, С. Ю. Витте и идеологические искания «охранителей» в 1881–1882 гг. // Исследования по социально-политической истории России. Л.: Наука, 1971. С. 299–328.
  3. Астанков В. А. Наследник цесаревич Александр Александрович в период восточного кризиса 1875–1878 гг. // Российская история. 2011. № 3. С. 128–141.
  4. Горинов М. М. Государственная и общественная деятельность графа Н. П. Игнатьева (1879–1882 гг.): дис. … канд. ист. наук. М., 2007.
  5. Дудзинская Е. А. Славянофилы в пореформенной России. М.: ИРИ РАН, 1994.
  6. Зайончковский П. А. Кризис самодержавия на рубеже 1870–1880-х гг. М.: Изд-во Московского ун-та, 1964.
  7. Кузнецов О. В. Р. А. Фадеев: генерал и публицист. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1998.
  8. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М.: Индрик, 2006.
  9. Маркс, Стивен Г. «Браво, храбрый тигр Востока!»: русско-японская война и подъем национализма в британском Египте и Индии // Русский сборник: Исследования по истории России. Т. IV. М.: Модест Колеров, 2007. С. 89–107.
  10. Межуев Б. В. Моделирование понятия «национальный интерес» на примере дальневосточной политики России конца XIX — начала XX в. // Полис. 1999. № 1. С. 26–39.
  11. Мельникова Л. В. Православный фактор русской политики на Балканах в конце 1850-х — 1870-х гг. // Российская история. 2018. № 6. С. 147–161.
  12. Панченко К. А. Православные арабы: путь через века. М.: ПСТГУ, 2013.
  13. Панченко К. А. Кризис православия на арабском Востоке в восприятии российской общественности (конец XIX в.) // Вестник Московского ун-та. Сер. 13: Востоковедение. 1994. № 4. С. 17–28.
  14. Суворов В. В. Восточничество: Культурно-историческая концепция и имперская идеология. Саратов: Изд-во Саратовского гос. мед. ун-та, 2015.
  15. Схиммельпеннинк ван дер Ойе. Навстречу Восходящему солнцу: Как имперское мифотворчество привело Россию к войне с Японией. М.: НЛО, 2009.
  16. Тесля А. А. Последний из «отцов»: Биография И. С. Аксакова. СПб.: Русская мысль, 2014.
  17. Хевролина В. М. Николай Павлович Игнатьев: Российский дипломат. М.: Квадрига, 2009.
  18. Христофоров И. «В высшей степени душевная ошибка»: Русская элита в поисках патриархальных крестьян // Родина. 2015. № 2. С. 103–105.
  19. Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843–1914. Oxford: Clarendon Press, 1969.
  20. Vovchenko D. Creating Arab Nationalism? Russia and Greece in Ottoman Syria and Palestine (1840–1909) // Middle Eastern Studies. Vol. 49. N. 6. P. 901–918.

Полунов Александр Юрьевич


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, Москва, Ломоносовский пр., 27, корп. 4;
Должность: профессор, зав. кафедрой управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления;
ORCID: 0000-0002-4484-6003;
Электронный адрес: polunov@spa.msu.ru.
Раковский Дмитрий Олегович

Императорский Эрмитаж в формировании культурной памяти (вторая половина XIX – начало XX вв.)

Раковский Д. О. Императорский Эрмитаж в формировании культурной памяти (вторая половина XIX – начало XX вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 78-97

DOI: 10.15382/sturII202199.78-97
Статья посвящена рассмотрению экспозиций Императорского Эрмитажа второй половины XIX — начала ХХ в. с точки зрения их влияния на формирование культурной памяти и исторических представлений российского общества. В рамках исследования экспонаты были отобраны и распределены по сюжетам к различным историческим эпохам. Все выделенные картины внесены в таблицы, куда добавлялась информация по основным изображенным на них героям и событиям. После этого данные объединялись в сводные таблицы, в которых подсчитывалось число повторений каждого отдельно взятого персонажа и исторического события. Это позволило выделить ряд наиболее популярных героев и событий всемирной истории, отраженных на экспозициях Императорского Эрмитажа, определить долю каждой эпохи в информационном пространстве картинной галереи и проследить их изменения на протяжении более чем полувекового периода. Были отобраны и рассмотрены образы самых часто встречающихся на экспозициях Императорского Эрмитажа исторических личностей различных эпох — Античности, Средневековья, Нового времени. Также была изучена трансформация этих образов в ходе изменения состава картинного собрания Эрмитажа. Проанализировав полученную информацию, автор попытался сделать выводы о том образе всемирной истории, который транслировался Императорским Эрмитажем через картинную галерею, и сопоставить их с результатами своих исследований относительно образа истории России, отраженном в экспозициях Русского музея той же эпохи.
историческая память, культурная память, мемориальные исследования, мемориальная политика, всеобщая история, музеи второй половины XIX — начала XX в., Эрмитаж, музейная экспозиция, memory studies
  1. Божченко О. А. Музеи в формировании исторической памяти: автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.03. СПб., 2012.
  2. Болашенкова Е. А. Представления о Двурогом Искандаре: Александр Македонский в исторической памяти таджиков // Лавровский сборник: Материалы XXXVIII и XXXIX Среднеазиатско-Кавказских чтений 2014–2015 гг. «Этнология, история, археология, культурология». СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 413–417.
  3. Васильев А. В. Сципион Африканский как политический и военный лидер нового типа // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. Сер. 2. Вып. 2. С. 109–116.
  4. Гервиц М. В. Лео фон Кленце и Новый Эрмитаж в контексте европейского музейного строительства. СПб.: АРС, 2003.
  5. Григорович Д. В. Прогулка по Эрмитажу. СПб.: Тип. В. Н. Майкова, 1865.
  6. Грин П. Александр Македонский: Царь четырех сторон света. М.: Центрполиграф, 2010.
  7. Деларов П. В. Картинная галерея Императорского Эрмитажа. СПб.: Т-во М. О. Вольф, 1902.
  8. Каганэ Л. Л. История Картинной галереи. 1764–1917 // Эрмитаж. История и современность. М.: Искусство, 1990. С. 83–97.
  9. Керр А. К. Императорский Эрмитаж в С.-Петербурге: Очерк А. К. Керра. [Ч. 1–2]. Киев; Харьков: Южно-русское книгоиздательство Ф. А. Иогансона, 1899.
  10. Левинсон-Лессинг В. Ф. История Картинной галереи Эрмитажа (1764–1917). Л.: Искусство. Ленингр. отд., 1985.
  11. Леус В. А. «Легенда о Сципионе»: исторический деятель Римской республики в восприятии современников и потомков (конец III — конец I в. до н. э.): автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.03. Саратов, 2010.
  12. Лиддел Харт Б. Сципион Африканский: Победитель Ганнибала. М.: Центрполиграф, 2003.
  13. Макаренко Н. Е. Художественные сокровища Императорского Эрмитажа: Краткий путеводитель. Пг.: Община св. Евгении, 1916.
  14. Малиновский К. В. Происхождение и датировка поступления картин в Эрмитаж по материалам Якоба Штелина // История Эрмитажа и его коллекций: сб. науч. трудов. Л.: Государственный Эрмитаж, 1989. С. 14–21.
  15. Непомнящий Н. Н. 100 великих сокровищ России. М.: Вече, 2008.
  16. Неустроев А. А. Картинная галерея Эрмитажа (с автотипич. репродукциями, исполненными в цинкографич. заведении Лемана с фотогр. снимков Н. А. Неустроева). СПб.: Тип. И. Ефрона, 1898.
  17. Никогосян М. Н. «История Антония и Клеопатры» Тьеполо из собрания князя Н. Б. Юсупова: Cюжет, источники и смысловая интерпретация // Искусствознание. 2012. № 1–2. С. 389–409.
  18. Пиотровский М. Б. Мой Эрмитаж. СПб.: Арка, 2015.
  19. Прилежаева-Барская Б. М. По залам Эрмитажа. Л.: Изд-во Ленингр. сов. профсоюзов, 1928.
  20. Раковский Д. О. Музеи в контексте memory studies // Клио. 2020. № 4(160). С. 148–156.
  21. Раковский Д. О. Русский музей императора Александра III как место памяти // Вопросы истории. 2020. № 11(1). С. 132–147.
  22. Ростовцев Е. А., Сидорчук И. В. Музей и историческая память в современной России // Вопросы музеологии. 2014. № 2(10). С. 16–21.
  23. Суслов А. В. Эрмитаж: Краткий исторический очерк; Гос. Эрмитаж. Л.: Ком. популяризации худож. изд. при Гос. акад. истории материальной культуры, 1927.
  24. Суслов А. В. Зимний дворец. (1754–1927 гг.): Исторический очерк; Гос. Эрмитаж. Л.: Ком. популяризации худож. изд. при Гос. акад. истории материальной культуры, 1928.
  25. Шифман И. Ш. Александр Македонский. Л.: Наука, 1988.

Раковский Дмитрий Олегович


Место работы: Государственный Русский музей; Российская Федерация, 191186, г. Санкт-Петербург, Инженерная ул., 2;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-4810-6977;
Электронный адрес: dimioniss@mail.ru.
Саралидзе Мераб Григорьевич, священник

Состояние российского общества второй половины XIX – начала XX в. в оценке епископа Гурия (Буртасовского)

Саралидзе М. Г. Состояние российского общества второй половины XIX – начала XX в. в оценке епископа Гурия (Буртасовского) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 98-109

DOI: 10.15382/sturII202199.98-109
В статье предпринимается попытка выявления гражданской позиции и взглядов известного архиерея Русской Православной Церкви епископа Гурия (Буртасовского) по отношению к состоянию российского общества в период обусловленных модернизацией изменений политической и общественной жизни. Проводится краткий анализ светского мировоззрения, положения Церкви и священнослужителей во второй половине XIX — начале XX в., устанавливается связь сословной реструктуризации с зарождением и развитием российского парламентаризма. Предлагаются отчеты, резолюции и заметки епископа Гурия, хранящиеся в государственных архивах, его размышления о положении иноверцев и каторжников, о назначении тюрем, о требованиях, предъявляемых к священнослужителям, о женском образовании и роли женщины в семье в период кризиса данного социального института; даются опирающиеся на труды историков и социологов оценки этим размышлениям. В заключение делаются выводы об объективности понимания преосвященным сложившейся исторической ситуации и о его прогрессивно-эгалитарной миссионерской позиции, не вступающей в противоречие с консервативными политическими взглядами.
модернизация, секуляризация сознания, религиозная картина мира, рационализм, епископ Гурий (Буртасовский), православная миссия, просвещение инородцев, исправление заключенных, сословная маргинальность, патриархально-авторитарная модель семьи, женское образование
  1. Алёшкин А. М., Калмыков А. Г. Думы Таврического дворца: Государственная Дума России. 1906–2006. М., 2006.
  2. Бежанидзе Г. В. О епархиальном отчете митрополита Филарета (Дроздова) за 1863 г. // Филаретовский альманах. 2014. № 10. С. 7–25.
  3. Бежанидзе Г. В., Фирсов А. Г. «Повинен сидеть в Синоде и смотреть накрепко». Инструкция обер-прокурору Святейшего Синода. 1722 г. // Исторический архив. 2017. № 2. С. 178–184.
  4. Бобровников В. О. Что вышло из проекта создания в России инородцев? (ответ Джону Слокуму из мусульманских окраин империи) // «Понятия о России»: К исторической семантике имперского периода. М., 2012. Т. II. С. 259–291.
  5. Джераси Р. Окно на Восток: Империя, ориентализм, нация и религия в России. М., 2013.
  6. Дьячков В. Л. О женской доле, мужской роли и нашем месте под солнцем, или О том, что бывает за неправильное и несознательное демографическое поведение // Социальная история: ежегодник, 2000 / отв. ред. Л. И. Бородкин. М., 2000. С. 219–229.
  7. Кулешов С. В., Волобуев О. В., Пивовар Е. И. и др. Наше Отечество: Опыт политической истории. М., 1991. Т. I.
  8. Липаков Е. В. Гурий // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. ХIII. С. 472–473.
  9. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.): в 2 т. СПб., 2003.
  10. Оленич Т. С. Трансформация русского религиозного сектантства в контексте современного философско-культурологического знания. Ростов н/Д, 2004.
  11. Слёзкин Ю. Арктические зеркала: Россия и малые народы Севера. М., 2008.
  12. Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х — 1918 г.). М., 2002.

Саралидзе Мераб Григорьевич, священник


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0002-3381-687X;
Электронный адрес: saralidze.m@gmail.com.
Дашевская Зоя Михайловна

Становление историко-литургического направления в русской академической науке конца XIX — начала XX вв.: исследования церковных таинств

Дашевская З. М. Становление историко-литургического направления в русской академической науке конца XIX — начала XX вв.: исследования церковных таинств // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 110-133

DOI: 10.15382/sturII202199.110-133
В русской академической науке второй половины XIX в., вплоть до закрытия духовных школ, историко-литургические исследования занимают особое место. Рассматривая их в комплексе, можно наблюдать формирование самостоятельного направления, в рамках которого развивалась целая отрасль исторической науки. Плодом этого развития стали формирующееся литургическое источниковедение и становление исследовательской методологии, показавшей свою плодотворность и в последующее время, в ХХ в. Работы представителей русской школы, в том числе А. А. Дмитриевского, А. И. Алмазова, И. А. Карабинова, архиепископа Венедикта (Алентова), использовали в своих разработках известные специалисты Папского восточного института, последователи так называемой «Школы Матеоса». Историко-литургический анализ последований церковных таинств составлял важнейшее направление в этих работах. Подходы русских ученых к изучению историко-литургических аспектов церковных таинств и их научная методология являются предметом данной статьи. Исследования литургической стороны чинопоследований в работах литургистов не конфликтовали с догматическим содержанием церковных таинств, поскольку их авторы увязывали развитие богослужения (в том числе таинств и обрядов) с церковной и общественной историей, как и с развитием богословских идей и концепций. Плоды трудов представителей историко-литургического направления свидетельствуют о формирующейся историко-литургической научной школе в России в пореформенное время. Русские литургисты, несмотря на разные позиции в отношении литургической истории и даже взаимную критику, привнесли в историческую науку историко-критический и сравнительногенетический методы изучения литургических памятников; их работы стали вкладом в интеллектуальную историю России, а исследовательские подходы и сегодня сохраняют свою актуальность. Разработка историко-литургического направления в русской духовной школе стимулировала дальнейшие исторические исследования; ученые, оставаясь в рамках науки, продолжали критически рассматривать и анализировать исторические свидетельства в их взаимосвязи. Их работы дают возможность выстроить целостную историю развития богослужения византийского обряда.
литургика, церковные таинства, богослужение, византийский обряд, А. А. Дмитриевский, И. А. Карабинов, А. И. Алмазов, архиепископ Венедикт (Алентов)
  1. Бухингер Х. Крещение и миропомазание в сирийской традиции III–IV вв. // Православное учение о церковных таинствах: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» (Москва, 13–16 ноября 2007 г.). М., 2007. Т. 1. С. 220–233.
  2. Венедикт (Алентов), архиеп. К истории православного богослужения: Историко-литургическое и археологическое исследование о чине таинства Елеосвящения. Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2004.
  3. Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 2002.
  4. Готц Р. Таинства в истории отношений между Востоком и Западом / пер. с нем.; науч. ред. П. Д. Сахаров. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014.
  5. Джонсон М. Крещение и Миропомазание в египетской традиции III–IV вв. // Православное учение о церковных таинствах: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» (Москва, 13–16 ноября 2007 г.). М., 2007. Т. 1. С. 234–256.
  6. Дмитриевский А. А. Лекции по литургике. Ч. 1: Курсы лекций, прочитанные студентам Казанской духовной академии в 1882–1884 гг. Екатеринбург, 2017.
  7. Дмитриевский А. А. Наука о православном богослужении: Курс лекций, читанный на Петроградских Богословских курсах. 1923–1928.
  8. Желтов Михаил, диак. Историко-литургические аспекты сакраментологии // Православное учение о церковных таинствах. Т. I: Синодальная библейско-богословская комиссия. М., 2009. С. 124–133.
  9. Желтов М., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца ХХ века. // Сайт «Богослов.ru». URL: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html (дата обращения 17.09.2011).
  10. Желтов М. С., К. А. М. А. И. Алмазов // Православная энциклопедия. Т. 2. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2001. С. 38–39.
  11. Катанский А. Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и писателей церкви до Оригена включительно. Историко-догматическое исследование. М.: Паломник, 2003.: Репринт с издания 1877 г.
  12. Корогодина М. В. Исповедь в России в XIV–XIX вв.: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.
  13. Меррас М. Некоторые важнейшие аспекты Крещения и Миропомазания в ранневизантийской традиции // Православное учение о церковных таинствах: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» (Москва, 13–16 ноября 2007 г.). М., 2007. Т. 1. С. 280–294.
  14. Пентковский А. М. Покаянная практика христианской Церкви во второй половине первого тысячелетия по Р. Х. // Православное учение о церковных таинствах: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» (Москва, 1316 ноября 2007 г.). М., 2007. Т. 3. С. 203–215.
  15. Санюк Глеб, свящ. Литургические исследования профессора СПбДА А. Л. Катанского // Христианское Чтение. 2015. № 2. С. 178–187.
  16. Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.
  17. Сухова Н. Ю. Вертоград наук духовный: сб. статей по истории высшего духовного образования в России XIX — начала XX века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.
  18. Сухова Н. Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX — начале XX в. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009.
  19. Сухова Н. Ю. Формирование литургики как академической дисциплины // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2017. Вып. 2(18). С. 88–116.
  20. Тафт Роберт, архим. Литургическое дело 25 лет спустя после Александра Шмемана (1921–1983): человек и его наследие // Он же. Статьи. Т. II. Омск, 2011.
  21. Тафт Р. Ф. Как растут литургии // Матеос Х., Тафт Р. Ф. Развитие византийской литургии. Киев: Quo Vadis, 2009.
  22. Ткаченко А. А. Исповедь // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2011. Т. 27. С. 624–634.
  23. Ткаченко А. А., Реморов Иоанн, диак. Елеосвящение // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2008. Т. 18. С. 325–337.
  24. Христофоров В. С. Венедикт // Православная энциклопедия. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2004. Т. 7. С. 576–577.
  25. Getcha Job. Les études liturgiques russes au XIXe — XXe siècles et leur impact sur la pratique // Les mouvements liturgiques. Corrélations entre pratiques et recherches. Roma, 2004. P. 279–290.
  26. Meyendorff P. The Anointing of the Sick. Orthodox Liturgy Series 1. Crestwood, N. Y.: SVS Press, 2009.
  27. Sauget Joseph-Marie. Bibliographie des liturgies orientales, 1900–1960. Pont. Institutum Orientalium Studiorum, 1962. P. 57–59.
  28. The Church at Prayer: Vol. III: The Sacraments. The Liturgical Press: Collegeville, Minnesota, 1987.
  29. The Study of Liturgy (Revised Edition). Edited by Cheslyn Jones, Edward Yarnold, SJ, Geoffrey Wainwright, and Paul Bradshaw. Oxford university press, 1992.

Дашевская Зоя Михайловна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Свято-Филаретовский православно-христианский институт; МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Покровка, 29, нежилое помещение 2;
Должность: старший преподаватель богословского факультета, соискатель кафедры Истории Церкви;
ORCID: 0000-0002-2193-3382;
Электронный адрес: dean@sfi.ru.
Кияшко Никита Витальевич

«Враждебные попы не нужны»: эволюция религиозной политики советской власти в 1922 г. В свете деятельности органов ВЧК-ГПУ на Кубани

Кияшко Н. В. «Враждебные попы не нужны»: эволюция религиозной политики советской власти в 1922 г. В свете деятельности органов ВЧК-ГПУ на Кубани // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 134-149

DOI: 10.15382/sturII202199.134-149
Настоящая статья посвящена анализу эволюции религиозной политики советской власти в 1922 г. и роли органов ВЧК-ГПУ в реализации нового курса отношений с Церковью. Кампания по изъятию церковных ценностей не была стратегическим результатом высшей власти, а лишь инструментом ленинского наступления на Церковь, в процессе которого стала очевидной более важная задача — институционального обеспечения дифференциации духовенства и разделения ее административного аппарата. Осуществление замыслов на практике привело к формированию нового механизма — партийно-чекистской системы управления религиозной политикой. В рамках новой модели органы ГПУ получили официальную санкцию на управление внутренними церковными процессами с помощью специальных методов оперативной работы, а на местах были назначены ответственные лица по контролю за церковной политикой со стороны ГПУ. Реализуя свои полномочия по децентрализации церковного управления, органы госбезопасности на местах перешли к использованию агентурно-осведомительной сети из духовенства, благодаря которой был установлен контроль за управлением епархиями. Первым шагом системной работы стало выделение «церковных» сведений в отдельную информационную сводку и утверждение ее структуры, ведение которой было поручено VI отделению Секретного отдела ГПУ.
религиозная политика, изъятие церковных ценностей, Русская Православная Церковь, Кубанская епархия, духовенство, ВЧК-ОГПУ, шифротелеграммы ГПУ
  1. Архивы Кремля: в 2 кн. Кн. 1: Политбюро и церковь. 1922–1925 гг. М.; Новосибирск, 1997; Кн. 2: Политбюро и церковь. 1922–1925 гг. / сост. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. М.; Новосибирск, 1998.
  2. Бабич А. В. К вопросу об изъятии церковных ценностей на Кубани в 1922 году // Кубань — Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия. Вып. 6. Краснодар, 2012. С. 319–331.
  3. Иванов С. Н. Финансы и политика в реализации изъятых в 1922 г. церковных ценностей // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 36–60.
  4. Иванов С. Н. Церковное серебро в денежной реформе 1922–1924 гг. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 38–63.
  5. Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 году: cб. документов из фондов Реввоенсовета Республики / сост.: диакон Александр Мазырин, В. А. Гончаров, И. В. Успенский. М., 2006.
  6. Кияшко Н. В. Церковь и советская власть на юге в 1920-е гг.: взаимоотношения на местах в контексте государственной политики // Церковь. Богословие. История: Материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8–10 февраля 2019 г.). Екатеринбург, 2019. С. 66–72.
  7. Кияшко Н. В. ВЧК и проблема поиска модели религиозной политики Советского государства в 1921–1922 гг. // Церковь. Богословие. История. 2020. № 1. С. 119–128.
  8. Кияшко Н. В. «Арест его был вызван тактическими соображениями»: Секретный отдел ВЧК и политический контроль над православным духовенством (1920–1921 гг.) // Отрадненские историко-краеведческие чтения. Вып. VIII: Материалы Межрегиональной научной конференции / ред.-сост. С. Г. Немченко. Армавир, 2020. С. 68–74.
  9. Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922–1925 гг.: Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997.
  10. Курляндский И. А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике Советского государства в 1922–1953 гг. М., 2011.
  11. Одинцов М. И. Русские Патриархи XX века: Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 1999.
  12. Петров С. Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской Церкви (1922–1925 гг.). М., 2004.
  13. Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б)-ВКП(б) (Антирелигиозной комиссии). 1922–1929 гг. / сост. В. В. Лобанов. М., 2014.
  14. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы / сост. О. Ю. Васильева. М., 1996.
  15. Следственное дело Патриарха Тихона: cб. док. по материалам Центр. архива ФСБ РФ / cост. прот. В. Воробьев (гл. ред.) [и др.] М., 2000.

Кияшко Никита Витальевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ имени М.В. Ломоносова; Российская Федерация, 107031, Москва, ул. Б. Лубянка, 19;
ORCID: 0000-0001-7415-2603;
Электронный адрес: kiyashkonv@gmail.com.
Автор выражает благодарность д.и.н. Сергею Викторовичу Девятову за содействие при проведении исследования.
Доля Евгений Владимирович, священник

Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Американской митрополии в 50-х гг. XX века в свете документов Государственного архива Российской Федерации

Доля Е. В. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и Американской митрополии в 50-х гг. XX века в свете документов Государственного архива Российской Федерации // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 150-162

DOI: 10.15382/sturII202199.150-162
В статье рассматриваются взаимоотношения Русской Православной Церкви и отколовшейся от нее Американской митрополии в 1950-е гг. Этот период остается наименее исследованным в сравнении с другими десятилетиями конфронтации Североамериканской митрополии с Московской Патриархией. Документальной основой работы стал фонд Р-6991 (Совета по делам религий при Совете Министров СССР) Государственного архива Российской Федерации. Материалы показывают, что 50-е гг. характеризуются практически полным прекращением двустороннего диалога. Сменивший в декабре 1950 г. почившего митрополита Феофила (Пашковского) митрополит Леонтий (Туркевич) взял курс на отдаление Американской митрополии от Патриархии. Патриарха Алексия перестают признавать «духовным главой» митрополичьего округа, а его имя прекращают поминать за богослужением. К середине 1950-х гг. внутри митрополии начали рассматривать возможность канонического подчинения Вселенскому патриарху. Уже глава не Русской, а Константинопольской Церкви виделся как источник церковной легализации. Более того, пользуясь поддержкой греков, ряд видных деятелей Американской митрополии стал декларировать идею создания автокефальной Православной Церкви в США, где ведущую роль заняли бы представители Константинополя. Московская Патриархия не могла допустить ослабления своих позиций в Штатах и со своей стороны сделала несколько попыток сближения с руководством митрополии, однако они были либо отвергнуты, либо совсем проигнорированы. Архивные документы, впервые вводимые в научный оборот, во-первых, показывают реакцию представителей Патриархии и государственных структур СССР на те или иные процессы в Соединенных Штатах Америки, а во-вторых, позволяют определить ряд причин, которые не давали Американской митрополии пойти на контакт с Патриархией.
Всеамериканский собор, Североамериканская митрополия, автокефалия, Американский экзархат, Московская Патриархия, архиепископ Борис (Вик), протопресвитер Александр Шмеман
  1. Ведерников А. Грех против Матери-Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1950. № 7. С. 68–78.
  2. Иванов А. Православие в Америке (Окончание) // Журнал Московской Патриархии. 1955. № С. 69–76.
  3. Кострюков А. А. Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке в свете документов церковных архивов // Вестник ПСТГУ. 2016. Вып. 3 (70). С. 93–103.
  4. Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг.: Административное устройство и отношение с Церковью в Отечестве. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.
  5. Русская Православная Церковь в Северной Америке: Историческая справка. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1955.
  6. Просветов Р. Ю. Митрополит Вениамин (Федченков): Cлужение в Америке (1933–1947). М.: Отчий дом, 2016.
  7. Ювеналий, митр. Человек Церкви. М.: Раритет, 1998.
  8. Orthodox America 1794–1976: Development of the Orthodox Church in America / Constance J. Tarasar and John H. Erikson, eds. Syosset, N.Y.: The Orthodox Church in America (OCA), Dep. of History and Archives, 1976.
  9. Serafim (Surrency), archimandrite. The Quest for Orthodox Church Unity in America: A History of the Orthodox Church in North America in the Twentieth Century / Archimandrite Serafi m. N. Y.: Saints Boris and Gleb Press, 1973.

Доля Евгений Владимирович, священник


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, 125993, г. Москва, Миусская пл., 6;
ORCID: 0000-0002-7977-7968;
Электронный адрес: vosdol@yandex.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Кострюков Андрей Александрович

Капля в океане скорби — Рец. на кн.: Пученков А., Калиновский В. Духовный форпост России. Православное духовенство Крыма в 1914–1920 годах. СПб.: Владимир Даль, 2020.

Кострюков А. А. Капля в океане скорби // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 99. С. 165-168 — Рец. на кн.: Пученков А., Калиновский В. Духовный форпост России. Православное духовенство Крыма в 1914–1920 годах. СПб.: Владимир Даль, 2020.
PDF

Кострюков Андрей Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.