/

Перекатов Андрей Валерьевич

«Черные вороны»: конфликт духовенства и театрального сообщества (1907 г.)


Перекатов А. В. «Черные вороны»: конфликт духовенства и театрального сообщества (1907 г.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 60-73.

DOI: 10.15382/sturII202198.60-73

Аннотация

В статье на материалах публикаций дореволюционной периодики рассматриваются основные эпизоды борьбы видных представителей православного духовенства за запрещение в Российской империи постановки пьесы В. Протопопова «Черные вороны» (1907). Написанная популярным журналистом и драматургом Виктором Протопоповым (1866–1916) пьеса носила обличительный характер и, по утверждению самого автора, была направлена против полумошеннических групп, паразитировавших на всенародном почитании о. Иоанна Кронштадтского. На основании анализа текста пьесы и других источников в статье предпринимается попытка доказать, что ее обличительный пафос был направлен не столько против мошенников, сколько лично против кронштадтского пастыря и в целом против традиционной церковности. Аскетическая напряженность религиозной жизни о. Иоанна Сергиева и его последователей в сочетании с твердой приверженностью к сложившимся формам церковного обряда воспринималась некоторыми представителями образованного русского общества как проявление фанатизма и культурной отсталости. Бороться с этой «культурной отсталостью» многие считали своим гражданским долгом. В свою очередь почитатели кронштадтского пастыря пытались защитить всеми доступными средствами свои духовные ценности и религиозные чувства. Неосмотрительность в выборе средств и чрезмерная эмоциональность основных участников борьбы за запрещение постановки нанесли определенный репутационный урон и осложнили Русской Православной Церкви и без того непростые отношения с образованным обществом, что сыграло на руку ее непримиримым врагам (еще долго использовавшим инцидент с «Черными воронами» в пропагандистских целях). Рассмотрение конфликта духовенства и театра вокруг «Черных воронов» с анализом его причин и последствий представляется крайне актуальным в контексте сегодняшней публичной полемики по поводу использования на театральной сцене и в кинематографе символов и сюжетов, оскорбляющих (сознательно или случайно) чувства верующих.

Ключевые слова

«Черные вороны», В. В. Протопопов, Иоанн Кронштадтский, «иоанниты», епископ Гермоген (Долганев), протоиерей Иоанн Восторгов, толстовство

Список литературы

  1. Басинский П. В. Святой против Льва: Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды. М.: АСТ, 2013.
  2. Зимина Н. П. К вопросу об иоаннитском движе нии в Русской Православной Церкви и возникновении в конце 1920-х гг. автономного катакомбного течения «архиепископа» Агафангела (Садовскова) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2010. Вып. № 4 (37).
  3. Киценко Н. Б. Святой нашего времени: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ. М.: Новое литературное обозрение, 2006.
  4. Ореханов Г. Л. Лев Толстой. «Пророк без чести»: хроника катастрофы. М.: Воскресение; Эксмо, 2016.
  5. Степанов А. Д., Иванов А. А. Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 / сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов; отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2008.

Данные об авторе

Перекатов Андрей Валерьевич


Должность: Independent Researcher;
ORCID: 0000-0003-2094-5311;
Электронный адрес: avp1875@mail.ru.