/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :98

ИССЛЕДОВАНИЯ

Постернак Андрей Владимирович, священник

Вдовы и диакониссы в иерархии Древней Церкви

Постернак А. В. Вдовы и диакониссы в иерархии Древней Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 11-27

DOI: 10.15382/sturII202198.11-27
В статье на широкой источниковой базе рассмотрен вопрос об институализации женских служений в Древней Церкви. Наиболее ранней организацией женщин в восточных и западных христианских общинах был чин вдов, в который включались, как правило, пожилые женщины, состоявшие в одном браке, хранившие целомудрие. Они не получали специального посвящения, молились за других членов общины, наставляли других женщин, помогали больным, получали материальную поддержку от Церкви и в силу этого занимали низшую ступень в клире. С III–IV вв. в Церкви распространяется служение диаконисс, которое, как и служение вдов, было связано с взаимодействием в церкви клириков-мужчин с женщинами. Неизвестно, каким образом служение диаконисс пришло на смену служению вдов, но поскольку функционал обоих женских институтов различался незначительно, этот вопрос следует признать несущественным. Уже в ранневизантийское время (V–VI вв.) статус диаконисс приравнивался к иподиаконскому и был высшим для женщины, посвятившей себя Богу. Диакониссы получали посвящение от епископа, носили диаконский орарь, однако были исключены из мужского клира и не выполняли никаких священнослужительных функций наподобие диаконских.
диакониссы, вдовы, Древняя Церковь, женское служение, церковная иерархия, церковные институты
  1. Ветринский И. Я. Памятники древней христианской Церкви. СПб., 1829. Т. 1. С. 182–191.
  2. Добронравов Н., прот. Диакониссы в древнем христианстве Сергиев Посад, 1912.
  3. Мышцын В. Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909. С. 244–246.
  4. Постернак А. В., свящ. Статус вдов в Первом послании апостола Павла к Тимофею (1 Тим 5. 3–16) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1 (29). С. 13–36. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10101.
  5. Служение женщин в Церкви: Источники / сост. свящ. А. В. Постернак. М., 2015.
  6. Троицкий С. В. Церковнослужительницы в Православной Церкви // Служение женщин в Церкви: Исследования / отв. ред. С. Н. Баконина. М., 2013. C. 25–156.
  7. Achelis H. Altkirchliche Diakonissen // Realencyclopädie für protestantische Theologie und Kirche / J. Herzog, A. Hauck, Hrsg. 3. Aufl . Leipzig, 1898. Bd. 4. S. 616–620.
  8. Augusti J. C. W. Denkwürdigkeiten aus der christlichen Archäologie. Leipzig, 1830. Bd. 11. S. 212–222.
  9. Back C. Die Witwen in der frühen Kirche. Frankfurt, 2015.
  10. Bassler J. The Widows’ Tale: a Fresh Look at 1 Tim 5: 3–16 // Journal of Biblical Literature. 1984. № 103. P. 23–41.
  11. Bingham J. Origines sive antiquitates ecclesiasticae. 2 ed. Halae Magdeburgicae, 1751. T. 1. Col. XXII. P. 351–368.
  12. Bremmer J. N. Maidens, Magic and Martyrs in Early Christianity. Collected Essays I. Tübingen, 2017 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 379).
  13. Colson J. La fonction diaconale aux origines de l’Église. P., 1960.
  14. Daniélou J. The Ministry of Women in the Early Church. L., 1974.
  15. Davies J. G. Deacons, Deaconesses and the Minor Orders in the Patristic Period // Journal of the Ecclesiastiсаl History. Саmbridge, 1963. T. 14. P. 1–15.
  16. Davies St. L. The Revolt of the Widows: The Social World of the Apocryphal Acts. Carbondale; L., 1980.
  17. Delling G. Paulus’ Stellung zu Frau und Ehe. Stuttgart, 1931.
  18. Dieckhoff A. W. Die Diakonissen der alten Kirche // Monatschrift für Diakonie und innere Mission. Hamburg, 1876–1877. Bd. 1. S. 289–309, 348–357, 394–408.
  19. Eisen U. Women Offi ceholders in Early Christianity: Epigraphical and Literary Studies. Collegeville, 2000.
  20. Kähler E. Die Frau in den paulinischen Briefen. Zürich, 1960.
  21. Kalsbach A. Die altkirchliche Einrichtung der Diakonissen bis zu ihrem Erlöschen // Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und für Kirchengeschichte. Freiburg am Breisgau, 1926. Bd. 22. Supplementheft.
  22. Leipoldt J. Die Frau in der antiken Welt und im Urchristentum. Leipzig, 1954. 2. Aufl . Leipzig, 1955.
  23. Lüdwig A. Weibliche Kleriker in der altchristlichen und frühmittelalterlichen Kirche. München, 1910 (Theologisch-praktische Monatschrift 20).
  24. MacDonald D. Virgins, Widows, and Paul in Second Century Asia Minor // Society of Biblical Literature. Seminar Papers / P. Achtemeier, ed. 1979. Vol. 1. P. 169–184.
  25. Macy G., Ditewig T., Zagano Ph. Women Deacons. Past, Present, Future. Mahwah (NJ), 2012.
  26. Martimort G. Deaconesses: An Historical Study. San Francisco, 1986.
  27. Morinus J. Commentarius de Sacris Ecclesiae ordinationibus, secundum antiquos et recentiores, latinos, grecos, syros et babylonios, in tres partes distinctus. P., 1655. P. 182–192.
  28. Pankowski A. J. C. De diaconissis. Commentatio archeologiса. Ratisbonae, 1866.
  29. Rosambert A. La veuve en droit саnonique jusqu’au ХIV siècle. P., 1923.
  30. Suicerus J. Thesaurus ecclesiasticus. Traiecti ad Rhenum. 3 ed. [Amsterdami], 1746. Vol. 1. Col. 864–869.
  31. Torjesen K. J. When Women Were Priests: Women’s Leadership in the Early Church and the Scandal of Their Subordination in the Rise of Christianity. San Francisco, 1993.
  32. Women and Ordination in the Christian Churches. International Perspectives / I. Jones, K. Thorpe, J. Wootton, eds. Norfolk, 2008.
  33. Women Can Be Priests. URL: http://www.womenpriests.org/deacons/deac_lists.asp (дата обращения: 03.12.2020).
  34. Women Deacons? Essays with Answers / Ph. Zagano, ed. Collegeville (MT), 2016.
  35. Zamfir K. Men and Women in the Household of God. A Contextual Approach to Roles and Ministries in the Pastoral Epistles. Göttingen, 2013 (Novum Testamentum et Orbis Antiquus / Studien zur Umwelt des Neuen Testaments 103).
  36. Zscharnack L. Der Dienst der Frau in den ersten Jahrhunderten der christlichen Kirche. Göttingen, 1902.

Постернак Андрей Владимирович, священник


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 109651, г. Москва, ул. Иловайская, 9, стр. 2, 5 этаж, комн. 511;
Должность: декан Исторического факультета;
ORCID: 0000-0003-1310-3503;
Электронный адрес: posternakav@inbox.ru.
Автор выражает признательность доценту ПСТГУ Г. Е. Захарову за предоставленную ссылку на источники и общие замечания, высказанные по данной статье.
Захаров Георгий Евгеньевич

Первенство в Древней Церкви (II – сер. V в.): опыт типологического исследования

Захаров Г. Е. Первенство в Древней Церкви (II – сер. V в.): опыт типологического исследования // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 28-46

DOI: 10.15382/sturII202198.28-46
Вопрос о реализации первенства в Древней Церкви изучался в основном с точки зрения экклезиологических и церковно-политических оснований данного феномена. В рамках данной статьи проблема первенства рассматривается в ином фокусе — основное внимание сосредоточено на его функциональном содержании. В интерпретации автора первенство / примат представляет собой важный инструмент конверсии диахронного единства Церкви, т. е. перманентной идентичности исторической Церкви первоначальной апостольской общине, в синхронное единство, осуществляющееся через общение членов Церкви между собой и со Христом. Анализ патристических и соборных текстов раннехристианского периода позволяет различать пять функций первенства (и, соответственно, функциональных моделей примата) с их особыми сферами осуществления и богословскими обоснованиями: (1) сакраментально-пастырское служение в локальной Церкви; (2) хранение и благовестие апостольской традиции; (3) демаркация Кафолической Церкви от схизматических сообществ; (4) региональная консолидация епископата; (5) вселенское попечение (интегральная функция). Несмотря на то что в византийской экклезиологической традиции не была воспринята римская моноцентрическая модель Церкви, идея вселенского попечения будет развиваться в рамках пентархической модели. В целом данное исследование показывает, что идея апостоличности не была лишь одним из возможных идеологических обоснований примата. Она являла собой его необходимое основание, поскольку синхронное единство Церкви немыслимо без диахронного. Этот вывод побуждает обратить особое внимание на апостоличность в современных экклезиологических дискуссиях.
раннее христианство, примат/первенство, Римская Церковь, пентархия, апостольское преемство, экклезиология, церковная организация
  1. Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 27–48.
  2. Дворник Ф. Идея апостольства в Византии и легенда об апостоле Андрее. СПб., 2007.
  3. Захаров Г. Е. Внешняя коммуникация и богословская традиция Римской Церкви в эпоху арианских споров. М., 2019.
  4. Захаров Г. Е. Идея апостольского преемства в послании свт. Фирмилиана Кесарийского к свмч. Киприану Карфагенскому // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 85. С. 11–30.
  5. Захаров Г. Е. Феномен церковного течения в корпусе писем свт. Василия Великого // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 9–26.
  6. Изотова О. Н. Пять патриархов в письмах прп. Феодора Студита // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 11–27.
  7. Маттеи П. Римский примат в восприятии африканских христиан: предыстория, содержание и исторические следствия // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 4(47). С. 40–61.
  8. Пашков Д., прот. Процедура Вселенских Соборов // Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи: Материалы международной научной конференции 13–16 ноября 2017 г. М., 2018. С. 27–39.
  9. Петр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских соборов. М., 2005.
  10. Basdevant-Gaudemet B. Les évêques de la chrétienté et l’évêque de Rome du milieu du IIIᵉ au milieu du Vᵉ siècle // Basdevant-Gaudemet B. Église et Autorités. Études d’histoire du droit canonique médiéval. Limoges, 2006. P. 25–49.
  11. Blaise A. Dictionnaire latin-français des auteurs chrétiens. Strasbourg, 1954.
  12. Blaudeau Ph. Entre tradition et innovation ecclésiologique: L’idée pentarchique de Justinien // Theologie zwischen Tradition und Innovation / La théologie entre tradition et innovation: Échanges interdisciplinaires / S. Loiero, F.-X. Amherdt, éd. Fribourg, 2019. P. 61–74.
  13. Darrouzès J. Le patriarche Méthode contre les Iconoclastes et les Stoudites // Revue des études byzantines. 1987. Vol. 45. P. 15–57.
  14. Dvornik F. Byzance et la primauté romaine. P., 1964.
  15. Gahbauer F. R. Die Pentarchietheorie: Ein Modell der Kirchenleitung von den Anfängen bis zur Gegenwart. Frankfurt am Main, 1993.
  16. Hess H. The Early Development of Canon Law and the Council of Serdica. Oxford, 2002.
  17. Merdinger J. E. Rome and the African Church in the Time of Augustine. New Haven; L., 1997.
  18. Meyendorff J. The Orthodox Church: Its Past and Its Role in the World Today. Crestwood, 1981.
  19. Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Rome, 1976.
  20. Powell D. L. The Schism of Hippolytus // Studia Patristica. Vol. 12. B., 1975. P. 449–456.
  21. Reutter U. Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk. Tübingen, 2009.
  22. Salaverri J. La sucesión apostólica en la Historia eclesiástica de Eusebio Cesariense // Gregorianum. 1933. Vol. 14(2). P. 219–247.
  23. Twomey V. Apostolikos Thronos: The Primacy of Rome as Refl ected in the Church History of Eusebius and the Historico-Apologetic Writings of Saint Athanasius the Great. Münster, 1982.
  24. Vogel C. Unité de l’Église et pluralité des forms historiques d’organisation ecclésiastique du IIIe au Ve siècle // L’épiscopat et l’Église universelle / Y. Congar, B.-D. Dupuy, éd. P., 1962. P. 591–636.

Захаров Георгий Евгеньевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: заведующий кафедрой систематического богословиә и патрологии, доцент кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0002-3406-2088;
Электронный адрес: g.e.zakharov@gmail.com.
Статья подготовлена в рамках проекта МК-1180.2019.6 «Христианские общины Балкан и Северного Причерноморья в системе межцерковной коммуникации конца IV – первой половины V вв.», осуществляемого при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки российских молодых ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации.
Харитонова Анастасия Викторовна

Представления врачей о служении сестер милосердия (середина XIX - начало XX века)

Харитонова А. В. Представления врачей о служении сестер милосердия (середина XIX - начало XX века) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 47-59

DOI: 10.15382/sturII202198.47-59
В центре исследования автора находятся архивные материалы, хранящиеся в Российском государственном военно-историческом архиве, которые появились в результате обращения в 1910 г. Главного управления Российского общества Красного Креста к врачам, работавшим с сестрами милосердия, с вопросом, какой должна быть сестра милосердия. Эти источники при сравнении их с высказываниями врачей предыдущего времени (с середины XIX в.) позволили рассмотреть представления докторов о необходимом профессиональном уровне и главном предназначении сестер милосердия середины XIX — начала XX в. Ответы были получены от врачей разных ведомств, имевших опыт работы с сестрами и в военное, и в мирное время. Сформулированные врачами требования к функционалу сестер позволили нам выделить три предпочтительных типа сестер милосердия: 1) сестра-служительница, главное предназначение которой заключается в бережном уходе и оказании нравственной поддержки больным и раненым, глубокие медицинские познания ей не нужны; 2) сестра с базовыми медицинскими знаниями, которые позволяют ей осуществлять сознательный уход за пациентами; 3) сестра-фельдшерица, по профессиональному уровню равная фельдшеру. При этом, как подчеркивалось всеми врачами, для этого медицинского персонала важно, чтобы они были воспитаны в духе любви к немощным, больным и раненым.
Российское общество Красного Креста, общины сестер милосердия, тип сестры милосердия, фельдшерицы, представление врачей, мнение врачей, взгляд врачей, средний медицинский персонал
  1. Бороева О. П. Гуманистическая направленность в профессиональной подготовке медиков среднего звена (второй половины XIX века) // Среднее профессиональное образование. 2013. № 4. С. 55–56.
  2. Ефимушкина Е. В. Община сестер милосердия в России в представлениях окружения великой княгини Елены Павловны // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. № 86. С. 97–109.
  3. Каспрук Л. И., Снасапова Д. М., Жакупова Д. Т. Историко-медицинские аспекты становления института сестер милосердия в России как развитие идей Н. И. Пирогова // Magistra vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2014. № 12 (341). С. 43–47.
  4. Ковтюх Г., Захарова И. Вклад медицинской профессуры в работу Российского общества Красного Креста // Полтора века милосердия. Российская империя: Материалы Международной научной конференции. М., 2018. С. 99–111.
  5. Общины сестер милосердия Российской империи в 1844–1917 гг.: Энциклопедический справочник / под общ. ред. свящ. А. В. Постернака. М.: Изд-во ПСТГУ, 2019.
  6. Постернак А. В. Общины сестер милосердия Российской империи в отечественной историографии // Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. 2019. № 29. С. 151–153.
  7. Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001.
  8. Правдиковская Е. Н. Движение сестер милосердия в России и его кризис в начале XX века // Наука и школа. 2012. № 2. С. 181–183.
  9. Сонголов Г. И., Галеева О. П., Зайцев А. П. По велению сердца и зову чести: Пирогов и Крестовоздвиженская община сестер милосердия на Крымской войне // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2012. Т. 115. № 8. С. 127–132.
  10. Суслов В. С. Пирогов и первые медицинские сестры (к 85-летию со дня смерти Н. И. Пирогова) // Медицинская сестра. 1969. № 6. 56–57.
  11. Ткачев С. Е. Н. И. Пирогов и первые сестры (к 70-летию со дня смерти Н. И. Пирогова) // Медицинская сестра. 1952. № 2. С. 3–5.
  12. Цвелев Ю. А., Абашин В. Г., Шмидт А. А. К 200-летию со дня рождения Н. И. Пирогова. Женский труд на войне. Сестры милосердия в Крымской (1853–1856 гг.) войне. Екатерина Бакунина. Даша Севастопольская (Михайлова) // Журнал акушерства и женских болезней. 2010. № 59(2). С. 100–108.

Харитонова Анастасия Викторовна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23Б;
ORCID: 0000-0002-9227-7415;
Электронный адрес: stassy171995@mail.ru.
Перекатов Андрей Валерьевич

«Черные вороны»: конфликт духовенства и театрального сообщества (1907 г.)

Перекатов А. В. «Черные вороны»: конфликт духовенства и театрального сообщества (1907 г.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 60-73

DOI: 10.15382/sturII202198.60-73
В статье на материалах публикаций дореволюционной периодики рассматриваются основные эпизоды борьбы видных представителей православного духовенства за запрещение в Российской империи постановки пьесы В. Протопопова «Черные вороны» (1907). Написанная популярным журналистом и драматургом Виктором Протопоповым (1866–1916) пьеса носила обличительный характер и, по утверждению самого автора, была направлена против полумошеннических групп, паразитировавших на всенародном почитании о. Иоанна Кронштадтского. На основании анализа текста пьесы и других источников в статье предпринимается попытка доказать, что ее обличительный пафос был направлен не столько против мошенников, сколько лично против кронштадтского пастыря и в целом против традиционной церковности. Аскетическая напряженность религиозной жизни о. Иоанна Сергиева и его последователей в сочетании с твердой приверженностью к сложившимся формам церковного обряда воспринималась некоторыми представителями образованного русского общества как проявление фанатизма и культурной отсталости. Бороться с этой «культурной отсталостью» многие считали своим гражданским долгом. В свою очередь почитатели кронштадтского пастыря пытались защитить всеми доступными средствами свои духовные ценности и религиозные чувства. Неосмотрительность в выборе средств и чрезмерная эмоциональность основных участников борьбы за запрещение постановки нанесли определенный репутационный урон и осложнили Русской Православной Церкви и без того непростые отношения с образованным обществом, что сыграло на руку ее непримиримым врагам (еще долго использовавшим инцидент с «Черными воронами» в пропагандистских целях). Рассмотрение конфликта духовенства и театра вокруг «Черных воронов» с анализом его причин и последствий представляется крайне актуальным в контексте сегодняшней публичной полемики по поводу использования на театральной сцене и в кинематографе символов и сюжетов, оскорбляющих (сознательно или случайно) чувства верующих.
«Черные вороны», В. В. Протопопов, Иоанн Кронштадтский, «иоанниты», епископ Гермоген (Долганев), протоиерей Иоанн Восторгов, толстовство
  1. Басинский П. В. Святой против Льва: Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды. М.: АСТ, 2013.
  2. Зимина Н. П. К вопросу об иоаннитском движе нии в Русской Православной Церкви и возникновении в конце 1920-х гг. автономного катакомбного течения «архиепископа» Агафангела (Садовскова) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2010. Вып. № 4 (37).
  3. Киценко Н. Б. Святой нашего времени: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ. М.: Новое литературное обозрение, 2006.
  4. Ореханов Г. Л. Лев Толстой. «Пророк без чести»: хроника катастрофы. М.: Воскресение; Эксмо, 2016.
  5. Степанов А. Д., Иванов А. А. Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 / сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов; отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2008.

Перекатов Андрей Валерьевич


Должность: Independent Researcher;
ORCID: 0000-0003-2094-5311;
Электронный адрес: avp1875@mail.ru.
Ладынин Иван Андреевич

Война, революция и египтология: переписка Эд. Навилля и В. С. Голенищева в 1916-1921 гг.

Ладынин И. А. Война, революция и египтология: переписка Эд. Навилля и В. С. Голенищева в 1916-1921 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 74-92

DOI: 10.15382/sturII202198.74-92
В статье анализируется переписка швейцарского египтолога Эд. Навилля и выдающегося русского египтолога, создателя коллекции египетских древностей, легшей в основу собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, В. С. Голенищева. Комплекс данных писем хранится в Архиве Владимира Голенищева в Париже. Как Навилль, так и Голенищев в 1910-е гг. считались представителями старшего поколения европейской египтологии, начинавшего еще в пору ее «героического века», когда в науке были сильны позиции французской египтологической школы. Однако с 1880-х гг. безусловное лидерство перешло к немецкой египтологии, представленной прежде всего «берлинской школой» (А. Эрман, К. Зетэ и др.): ее ученые подробно разработали вопросы филологии древнеегипетского языка, и их методологии следовали египтологи, вступавшие в науку в 1890-е гг. — первые десятилетия ХХ в. (в частности, друг Голенищева, британский ученый А. Х. Гардинер). Навилль и Голенищев не принимали ряда положений этой школы (прежде всего осмысление явлений древнеегипетского языка в семитологических категориях). В рассматриваемых письмах Навилль предлагает Голенищеву фактически начать наступление против позиций «берлинской школы», воспользовавшись ситуацией ожидаемого поражения Германии в Первой мировой войне и всеобщего в странах Антанты недовольства немцами. Голенищев отвечает на этот призыв с особенным энтузиазмом в конце 1918 г., когда события войны и разразившейся в России революции ударили по нему лично. Однако в итоге предполагаемое наступление на «берлинскую школу» так и не состоялось и в любом случае не имело шансов на успех. В переписке ученых затрагиваются и порой подробно обсуждаются события мировой войны и революции в России.
Эд. Навилль, В. С. Голенищев, египтология, «берлинская школа», Первая мировая война, русская революция, переписка
  1. Васильева О. А., Ладынин И. А. Накануне великой войны: переписка Алана Х. Гардинера и В. С. Голенищева 29–30 июля 1914 г. // Вестник древней истории. 2021 (в печати).
  2. Выдающийся русский востоковед В. С. Голенищев и история приобретения его коллекции в музей изящных искусств (1909‒1912) / ред. И. Е. Данилова. М.: Советский художник, 1987.
  3. Головин Н. Н. Военные усилия России в Мировой войне. Жуковский; М.: Кучково поле, 2001.
  4. Демидчик А. Е. Безымянная пирамида: Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб.: Алетейя, 2005.
  5. Емельянов В. В. Б. А. Тураев и борьба за шумерологию в русской науке начала XX века // Религиоведение. 2020. № 3. С. 13–14.
  6. Ильин-Томич А. А. Социальный переворот в Египте в трудах В. В. Струве // Вестник Университета Дмитрия Пожарского. 2016. № 2(4). С. 35–47.
  7. Ладынин И. А., Изосимов Д. А., Сенникова П. Д. Великий князь Константин Константинович и судьба коллекции египетских древностей В. С. Голенищева // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. № 92. С. 110–129.
  8. Томашевич О. В. Дешифровка Ж.-Ф. Шампольона и становление египтологии как научного направления в XIX–XX вв. Формирование египтологических школ // Историография истории древнего Востока: учеб. для вузов / ред. В. И. Кузищин. Ч. 1. М.: Высшая школа, 2008. С. 17–119.
  9. Уткин А. И. Первая мировая война. М.: Алгоритм, 2001.
  10. Berchem D. van. L’égyptologue genevois Edouard Naville: années d’études et premiers voyages en Egypte, 1862–1870. Genève: Journal de Genève et Georg Editeur, 1989.
  11. David É. Gaston Maspero 1846–1916. Le gentleman égyptologue. P.: Pygmalion, 1999.
  12. Erman A. Eine Revolutionszeit im alten Ägypten // Internationale Monatsschrift für Wissenschaft, Kunst und Technik. 1912. Nr 6. S. 19–30.
  13. Erman A. Die Mahnworte eines ägyptischen Propheten // Sitzungsberichte der Preussischen Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-historische Klasse. 1919. Jg. 42. S. 804–815.
  14. Gertzen Th. L. Henri Édouard Naville (1844–1926) — Ein Ägyptologe der ‘Alten Schule’ // Kemet. 2006. Bd. 15/4. S. 70–72.
  15. Gertzen T. L. École de Berlin und “Goldenes Zeitalter” (1882‒1914) der Ägyptologie als Wissenschaft. Das Lehrer-Schüler-Verhältnis von Ebers, Erman und Sethe. B.: De Gruyter, 2013.
  16. Golénischeff W. S. Le conte du naufragé. Le Caire: Imprimerie de l’IFAO, 1912 (Bibliothè que d’é tude; 2)
  17. Golénischeff W. S. Les papyrus hiératiques nos. 1115, 1116A et B de l’Ermitage imperial а St. Petersbourg. St. Pétersbourg: Manufacture des Papiers de l’État, 1913.
  18. Howard M. The Franco-Prussian War: The German Invasion of France 1870–1871. N. Y.: Routledge, 1991.
  19. Maspero G. Introduction а l’étude de la phonétique égyptienne // Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l’archéologie égyptiennes et assyriennes. 1915. Vol. 37. P. 147–202; 1916–1917. Vol. 38. P. 85–164.
  20. Naville Éd. Sir Gaston Maspero, K.C.M.G. // Journal of Egyptian Archaeology. 1916. Vol. 3. P. 227–234.
  21. Naville Éd. L’évolution de la langue égyptienne et les langues sémitiques: l’écriture, la grammaire, le démotique et l’araméen, le copte, l’hébreu. P.: Geuthner, 1920.
  22. Pitteloud J.-Fr. Marcel Naville // Historisches Lexikon der Schweitz (HLS). Version vom: 26.03.2009. URL: https://hls-dhs-dss.ch/de/articles/015206/2009-03-26/ (дата обращения: 16.11.2020).
  23. Vuilleumier S. Edouard Naville // Historisches Lexikon der Schweitz (HLS). Version vom: 25.10.2019. URL: https://hls-dhs-dss.ch/de/articles/042707/2019-10-25/ (дата обращения: 16.11.2020).
  24. Who Was Who in Egyptology / ed. M. L. Bierbrier. 5th revised edition. L.: Egypt Exploration Society, 2019.

Ладынин Иван Андреевич


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-8779-993X;
Электронный адрес: ladynin@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта РНФ 19-18-00369 «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)». Автор статьи глубоко благодарен участнику данного проекта, заведующему Отделом древнего Востока Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, к. и. н. О. А. Васильевой за возможность использовать в исследовании собранные ею архивные материалы.
Кравецкий Александр Геннадьевич

Неизвестный церковно-исторический проект иеромонаха Германа (Вейнберга), будущего епископа Алма-Атинского

Кравецкий А. Г. Неизвестный церковно-исторический проект иеромонаха Германа (Вейнберга), будущего епископа Алма-Атинского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 93-105

DOI: 10.15382/sturII202198.93-105
Статья посвящена научному наследию епископа Германа (Вейнберга), который подготовил справочник, содержащий сведения более чем о ста службах русским святым, составленным в XVIII — начале XX в. До настоящего времени о научной деятельности епископа Германа, погибшего в лагере в 1942 г., ничего не было известно. Некоторое время назад в Российской Национальной библиотеке были обнаружены рукопись его диссертации «Службы русским святым, появившиеся за синодальный период русской церковной жизни» и дополнительные материалы к этому труду. В настоящее время эти материалы готовятся к публикации. Ценность исследования епископа Германа заключается в том, что при подготовке истории служб он обратился к архивам Синода и цензурного ведомства. Согласно российским законам, утверждение богослужебного текста к печати сопровождалось большой бюрократической перепиской. Эта переписка является ценнейшим источником для воссоздания истории составления и редактирования церковных служб. В результате исследования были установлены имена авторов и редакторов огромного числа церковных служб. Работу епископа Германа следует рассматривать в общем контексте возрождения интереса к русским святым, которые мы наблюдаем в царствование Николая II. Поскольку о существовании этого исследования ничего не было известно, в XX в. были предприняты по крайней мере три попытки составить подобный справочник. В Хельсинки материалы для подобной работы собирал Борис Сове, в Париже Феодосий Спасский издал в 1951 г. историю служб русским святым, а в 1964–1965 гг. протоиерей Ростислав Лозинский представил в Московскую духовную академию диссертацию на эту тему. Однако ни один из этих авторов не обращался к архивным материалам, и исследование епископа Германа остается непревзойденным и актуальным. В настоящее время готовится издание материалов епископа Германа, дополненных сведениями о той редакторской правке, которой службы русским святым были подвергнуты в после революционную эпоху.
Церковнославянская гимнография, богослужение, литургика, святость, текстология, источниковедение, Синод, цензура, История Русской Церкви
  1. Горев М. Последний святой. Последние дни романовской церкви. М.; Л.: Типография «Красный пролетарий», 1928.
  2. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917–1956: Биографический справочник. Книга четвертая / ред. прот. В. Воробьев и др. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2017.
  3. Королева В. В. И стоять храму и звонить колоколам // Простор. 1995. № 6.
  4. Королева В. В. Герман (Вейнберг) // Православная энциклопедия. Т. 11. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006.
  5. Кравецкий А. Г. Борис Иванович Сове (Предисловие к публикации) // Ученые записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 2. М., 1996. С. 21–30.
  6. Кравецкий А. Г. Литургический самиздат ХХ века: языковые особенности и проблемы рецепции // Latopisy Akademii Supraskiej. Vol. 3. Język naszej modlitvy — dawnej I dziś. Pod redakcją Urszuli Pawluczuk. Białystok, 2012. P. 85–94.
  7. Кравецкий А. Г., Плетнева А. А. История церковнославянского языка в России (конец XIX–XX век). М., 2001.
  8. Крест на Красном обрыве: Святые новомученики Казахстана. М.: Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского, 2002.
  9. Лозинский Р. Р., прот. Русская литургическая письменность. Пути исторического развития и анализ богословского содержания. Т. 1–2. Кострома. 1964–1965. Тула, 2018.
  10. Минеи: образец гимнографической литературы и средство формирования мировоззрения православных / под ред. Елены Потехиной и Александра Кравецкого. Olsztyn: Centrum Badań Europy Wschodniej, 2013.
  11. Наумов А. Светите Методий и Кирил в църковнославянската химнография от Новото време (Служби) // Palaebulgarika/ Старобългаристика XLIII. 2019. № 3. С. 72–94.
  12. Прославление святителя Иоасафа Белгородского: Документы / сост. прот. Олег Кобец, А. Н. Крупенков. Белгород, 2011.
  13. Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. Париж: YMCA-PRESS, 1951.
  14. Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008.
  15. Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographie von Metropolit Manuil (Lemeševskij). Teil. II. Erlangen, 1981.

Кравецкий Александр Геннадьевич


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН; Российская Федерация, 119019, г. Москва, ул. Волхонка, 18/2;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-7046-0438;
Электронный адрес: krav62@mail.ru.
Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проект 17-29-09018.
Исаков Павел Сергеевич

Роль М. А. Рейснера в подготовке Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви

Исаков П. С. Роль М. А. Рейснера в подготовке Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 106-117

DOI: 10.15382/sturII202198.106-117
Данная статья посвящена одному из ключевых событий в истории государственно-конфессиональных отношений в России — подготовке Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет законодательно определил основные принципы и направления деятельности государства по отношению к Церкви. В настоящей статье показана роль М. А. Рейснера, виднейшего ученого-юриста, в подготовке Декрета, установлена его фактическая роль в процессе разработки документа. Вклад М. А. Рейснера в разработку Декрета определяется на основании документальных материалов и научных работ. Дана оценка исторической роли ученого в комиссии, занимавшейся подготовкой Декрета, а также влиянию его научно-мировоззренческих взглядов на формулировку конкретных статей Декрета. Основной вывод исследования состоит в том, что профессор Рейснер, будучи известным ученым-юристом, привлеченным к работе над Декретом, не был его реальным идеологом.
государственно-конфессиональные отношения, декреты советской власти, свобода совести, отношения государства и Церкви, вероисповедное законодательство, М. А. Рейснер
  1. Алпыспаева Г. А. Архивные источники о реализации Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в Казахстане в 1920-е годы (на материалах Акмолинского уезда) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 90. С. 39–54.
  2. Вопросы истории религии и атеизма: сб. статей / ред. Н. А. Смирнов. М., 1958. № 5.
  3. Вышкварцев В. В. Государственно-правовые и религиозные взгляды М. А. Рейснера на нравственность (конец XIX в.) // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 5. С. 32–43.
  4. Кашеваров А. Н. Разработка на Поместном соборе 1917–1918 гг. Официальной позиции Православной церкви в отношении Советской власти и ее религиозной политики // Вестник СПбГУ. Сер. 2: История. 2007. № 2. С. 48–60.
  5. Кириченко М. Государство и церковь. К истории ленинского декрета // Наука и религия. 1987. № 4. С. 2.
  6. Леонов С. В. Начало антицерковного террора в период Октябрьской революции // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 6 (73). С. 69–90.
  7. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917–1918 г.: сб. документов / отв. ред. прот. В. Воробьев, отв. сост. Л. Б. Милякова. М., 2016.
  8. Петров С. Г. Отношение Православной Российской Церкви к большевикам в 1917–1918 гг. в современной историографии // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 31–43.
  9. Сафонов А. А. Государство и конфессии в позднеимперской России: правовые аспекты взаимоотношений. М., 2017.
  10. Сипейкин А. В. Антирелигиозная и антицерковная политика советской власти: 1917–1920 годы. Вестник ТвГУ. Сер. «История». 2016. Вып. 4. С. 16–38.
  11. Скибина О. А. Государственно-правовые взгляды М. А. Рейснера: дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2016.
  12. Соколов А. В. Государство и Православная церковь в России, февраль 1917 — январь 1918 г.: дис. … д-ра ист. наук. СПб., 2014.
  13. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 4-е изд. М., 2010.

Исаков Павел Сергеевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Ученое звание: академик РАН;
Место учёбы: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики; Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
ORCID: 0000-0002-1405-5024;
Электронный адрес: ps.isakov@mail.ru.
Юрганова инна Игоревна

Якутский период служения епископа Софрония (Арефьева)

Юрганова и. И. Якутский период служения епископа Софрония (Арефьева) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 118-129

DOI: 10.15382/sturII202198.118-129
В статье на основе привлечения различных видов источников — эго-документов, материалов следственного дела и периодики — приведены неизвестные ранее сведения о пребывании на Якутской кафедре в 1919–1921 гг. епископа Софрония (Арефьева), свидетельствующие о значимости его деятельности, характеризуемой как «начало подъема» религиозного настроения верующих и возрождения епархиальной жизни. Судьба последнего епископа Якутского и Вилюйского Софрония отражает все перипетии истории России начала ХХ столетия, заложниками которых стали представители духовного сословия: перемещаемый с кафедры на кафедру, стремящийся выжить и сохранить духовный сан, он не избежал арестов, ссылок, временного отпадения в обновленчество и расстрела. Якутский период деятельности епископа кратковременен и составляет два года, это было сложное время в жизни епархии, прихожан и архипастыря. Отмечено, что за небольшой период времени ему удалось приобрести авторитет и уважение у якутян, что и стало катализатором его арестов и последующей высылки. В статье подчеркивается, что епископ в условиях первых лет советской власти предпринимал попытки возобновления церковной деятельности: совершал пастырские поездки, способствовал упорядочению монастырской жизни, организовывал благочиннические собрания, чтения, беседы, лекции в храмах и учебных заведениях; были организованы церковные песнопения, созданы хоры, проведено несколько церковных концертов. Представляет интерес информация о стремлении епархиального архиерея оказывать влияние на работу революционного трибунала и предположение автора дневниковых записей священника Ф. Г. Сивцева о том, что местные советские власти проводили расстрелы во время его отсутствия. Выявленные сведения должны дополнить и уточнить данные о епископе Софронии (Арефьеве) и в целом расширить информацию об архиереях Русской Православной Церкви, жертвах политических репрессий первой половины ХХ столетия.
Русская Православная Церковь, епископ Софроний (Арефьев), Якутская и Вилюйская епархия, Якутия, репрессии против духовенства, эго-документы, обновленческий раскол
  1. Кияшко Н. Архиепископ Софроний: «Еду туда, где всех сажают». URL: https://pravoslavie.ru/123844.html (дата обращения: 05.03.2020).
  2. Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2006.
  3. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996.
  4. Николаев А. П. «Многие лета, Благоверное временное правительство!» // Якутский архив. 2001. № 3. С. 108−111.
  5. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. URL: http: www.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs1.htm?ans (дата обращения: 23.04. 2020).
  6. Петров С. Г. Обновленческий церковный раскол в Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. 2014. № 4. С. 79–82.
  7. Симон (Истюков), иеромонах. Новосибирская епархия Русской Православной Церкви в 20-е годы XX века // Богословский сборник. Вып. 10. Новосибирская Православная ДC, 2015. С. 36–41.
  8. Софроний (Арефьев) // Древо. Открытая православная энциклопедия. URL: https://drevo-info.ru/articles/24791.html (дата обращения: 02.04.2020).
  9. Юрганова И. И. Епископы Якутии. Омск: ПЦ КАН, 2010.

Юрганова инна Игоревна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера ФИЦ «Якутский научный центр» СО РАН"; Российская Федерация, 143080, Московская область, Одинцовский район, Лесной городок, ул. Грибовская, 6-244;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-7751-8540;
Электронный адрес: inna.yurganova@mail.ru.
Кострюков Андрей Александрович

Позиция Русской Зарубежной Церкви по вопросу о благодатности Московской Патриархии при митрополите Филарете (Вознесенском)

Кострюков А. А. Позиция Русской Зарубежной Церкви по вопросу о благодатности Московской Патриархии при митрополите Филарете (Вознесенском) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 130-142

DOI: 10.15382/sturII202198.130-142
Статья посвящена отношению Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) к Московской Патриархии при митрополите Филарете (Вознесенском). В годы его управления Русской Зарубежной Церковью критика действий Московской Патриархии усилилась. Поводом для критики была вынужденная поддержка последней коммунистического государства, а также участие в экуменическом движении. Митрополит Филарет, поначалу высказывавшийся сдержанно, постепенно менял риторику. Отчасти резкость митрополита объясняется влиянием на него радикалов — протопресвитера Георгия Граббе (впоследствии епископа Григория) и архимандрита Пантелеимона (Метропулоса). Со стороны Соборов и Архиерейского Синода РПЦЗ также следовали резкие высказывания. В частности, говорилось о том, что Московская Патриархия не может считаться преемницей Святейшего Патриарха Тихона, а ее распоряжения — незаконны. Предпринимались попытки объявить Московскую Патриархию безблагодатной. Такое мнение высказывалось самим первоиерархом РПЦЗ митрополитом Филаретом (Вознесенским), а также секретарем Архиерейского Синода протопресвитером Георгием Граббе. Они считали, что благодать клирик Московской Патриархии может получить только в момент присоединения к Русской Зарубежной Церкви. Несмотря на такое мнение, официально Русская Православная Церковь заграницей не объявила Московскую Патриархию безблагодатной. Немалая часть РПЦЗ отзывалась о ней с уважением и была готова к диалогу.
Московская Патриархия, Русская Православная Церковь заграницей, Третий Всезарубежный Собор, благодать, таинства, митрополит Филарет (Вознесенский), архиепископ Аверкий (Таушев), архиепископ Антоний (Бартошевич), протопресвитер Георгий Граббе, архимандрит Пантелеимон (Метропулос), А. И. Солженицын
  1. Анашкин Д. К вопросу об особенностях богослужебной жизни Русской Зарубежной Церкви в 1946–2000 гг. // ХХVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. М., 2017. С. 164–172.
  2. Артемов Н., прот. Собеседования представителей клира двух германских епархий (МП и РПЦЗ) 1993–1997 гг. как начало восстановления единства Русской Церкви // XVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. М., 2008. Т. 1. С. 302–324.
  3. Борисов А., свящ. Побелевшие нивы. Размышления о Русской Православной Церкви. М., 1994.
  4. Бочков П., свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ–ХХI вв. Т. 1– 4. СПб., 2018.
  5. Корнилов А. Монах от Оптины до Платины. Жизнь епископа Сеаттлийского Нектария (Концевича). Н. Новгород, 2008.
  6. Маковецкий А., прот. Белая Церковь: Вдали от атеистического террора. СПб., 2009. Попов А. Российское православное зарубежье. М., 2005.
  7. Псарев А. Развитие мировоззрения Русской Зарубежной Церкви в отношении Поместных Церквей и инославия // Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей. М., 2012. С. 180–205.
  8. Русская Православная Церковь за границей: 1918–1968. Т. 1–2 / под ред. А. Соллогуба. Нью-Йорк, 1968.
  9. Слесарев А. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008). М., 2009.
  10. Столп огненный. Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Филарет (Вознесенский) и Русская Зарубежная Церковь (1964–1985) / сост. и коммент. монахини Кассии (Т. А. Сениной). СПб., 2007.

Кострюков Андрей Александрович


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.

ПУБЛИКАЦИИ

Иеромонах Ферапонт (Широков П. Ф.)

«Приветствую Вас, генерала из генералов в ученом мире…» Письма ректора Вологодской семинарии протоиерея Николая Малиновского Н. Н. Глубоковскому (1907-1910 гг.)

Широков П. Ф. «Приветствую Вас, генерала из генералов в ученом мире…» Письма ректора Вологодской семинарии протоиерея Николая Малиновского Н. Н. Глубоковскому (1907-1910 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 145-166

DOI: 10.15382/sturII202198.145-166
В настоящей публикации в научный оборот вводятся письма известного автора учебного пособия по догматическому богословию, ректора Вологодской духовой семинарии протоиерея Николая Малиновского. Письма адресованы знаменитому богослову, экзегету и церковному историку Николаю Никаноровичу Глубоковскому. Письма относятся ко времени педагогической деятельности Н. Н. Глубоковского в Санкт-Петербургской духовной академии, в которой он трудился с 1891 г. вплоть до закрытия духовной школы. Протоиерей Николай Малиновский и Н. Н. Глубоковский являются уроженцами Вологодской губернии и выпускниками Вологодской семинарии. Автор писем затрагивал различные аспекты и проблемы духовного образования. Письма ректора семинарии являются ценным источником по истории Вологодской духовной семинарии в непростой для нее период революционных волнений. Многие приведенные материалы проливают свет на те или иные события, происходившие в духовной школе Вологодской епархии. Отдельные документы посвящены одному из выпускников, а впоследствии преподавателю Вологодской семинарии епископу Саратовскому и Царицынскому Иоанну (Кратирову). В письмах открываются новые факты, дается оценка происходившим событиям, которую не всегда возможно получить путем изучения исторических документов. Публикуемые письма находятся в архивном фонде Н. Н. Глубоковского в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки.
протоиерей Николай Малиновский, Н. Н. Глубоковский, епископ Иоанн (Кратиров), Вологодская духовная семинария, среднее духовное образование, Учебный комитет, ректор
  1. Артёмкин Д., свящ. Малиновский // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 43. М., 2016. С. 207–209.
  2. Богданова Т., Клементьев А. Глубоковский // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т. 11. М., 2006. С. 601–610.
  3. Богданова Т. Н. Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. М.; СПб., 2010.
  4. Ферапонт (Широков), иером. Духовно-патриотическая деятельность воспитанников Вологодской духовной семинарии в годы Первой мировой войны // Церковь. Богословие. История: материалы VII Всероссийской научно-богословской конференции (Екатеринбург, 8–10 февраля 2019 г.). Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2019. С. 382–289.
  5. Ферапонт (Широков), иером. Обозрение епископом Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским) Вологодской епархии в период пребывания правящим архиереем (по материалам ежегодных отчетов епархиального архиерея) // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. Пенза, 2019. С. 71–76.
  6. Ферапонт (Широков), иером. Роль и значение начальствующих лиц духовных школ в противодействии революционным волнениям в семинариях в начале ХХ века (на примере Вологодской духовной семинарии) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1 (29). С. 151–173.

Иеромонах Ферапонт (Широков П. Ф.)


Место работы: Вологодская духовная семинария; Российская Федерация, 160901, г. Вологда, ул. Монастырская, 2;
Должность: проректор по воспитательной работе, преподаватель кафедры церковно-исторических дисциплин;
ORCID: 0000-0001-5514-9193;
Электронный адрес: ierom.ferapont@yandex.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Захаров Георгий Евгеньевич

Рец. на кн.: Ауров О. В. Испания в эпоху вестготов. Краткая история. СПб.: «Евразия», 2019. 224 с.

Захаров Г. Е. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 98. С. 169-172 — Рец. на кн.: Ауров О. В. Испания в эпоху вестготов. Краткая история. СПб.: «Евразия», 2019. 224 с.
PDF

Захаров Георгий Евгеньевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: заведующий кафедрой систематического богословиә и патрологии, доцент кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0002-3406-2088;
Электронный адрес: g.e.zakharov@gmail.com.