/

Орлов Максим Александрович

Участие монастырей и монашествующих в православной миссии на Вятке в XVIII веке


Орлов М. А. Участие монастырей и монашествующих в православной миссии на Вятке в XVIII веке // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 96. С. 29-43.

DOI: 10.15382/sturII202096.29-43

Аннотация

В статье анализируется малоизученный вопрос о влиянии монастырей на процесс христианизации нерусского населения Вятской и Великопермской епархии в XVIII в. В рассматриваемый период как в среде гражданской, так и духовной власти отсутствовала идея наделения монастырей специальными миссионерскими полномочиями. Указы российских монархов и постановления Св. Синода, касавшиеся православной миссии, чаще всего определяли лишь образ поведения миссионеров, не разделяя их на представителей черного и белого духовенства. В законодательных и иных ведомственных актах XVIII в. акцент ставился на полномочия миссионера, а также конечную цель, которую он должен достигнуть, — утверждение новокрещеных в христианской вере. Однако такая постановка еще не означала полного смешения различных по своему образу жизни представителей двух отраслей священства — черного и белого. В реальной практике синодальное и епархиальное руководство использовало духовный и материальный потенциал монастырей с целью лучшей постановки православной миссии. На монашествующих нередко возлагались обязанности ведения непосредственной миссионерской деятельности, дальнейшая катехизация и утверждение новокрещеных в христианской вере, организация деятельности приходского духовенства, контроль за состоянием веры новокрещеных. Кроме того, монастырь рассматривался как место исправления тех новокрещеных, которые уклонялись от норм христианской веры. Еще одной стороной деятельности монастырей стал прием в стены обители тех новокрещеных, которые сами желали больше утвердиться в православной вере. Даже в тех случаях, когда монастыри напрямую не принимали участия в распростра-нении христианства, просматривается их косвенное влияние на близлежащие нерусские поселения. Также стоит учитывать, что монастыри владели землями в разных частях Вятской епархии, в том числе в местах проживания язычников. Через русское (православное) население, проживавшее в вотчинах монастырей, происходило знакомство представителей нехристианских религий с православной верой.

Ключевые слова

миссионерство, новокрещеные, монастырь, игумен, архимандрит, Вятская епархия, проповедники

Список литературы

  1. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М., 2007.
  2. Киценко Н. Святой нашего времени: отец Иоанн Кронштадтский и русский народ. М., 2006.
  3. Орлов М.А. Грамота Ивана Грозного сырьянским удмуртам // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. № 3 (73). С. 28–33.
  4. Тихомиров М. Н. Белое и черное духовенство // Религия и церковь в истории России (Советские историки о православной церкви в России). М., 1975. С. 64–80.
  5. Флоровский Г. Восточные Отцы Церкви. М., 2005.
  6. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. М., 2009.
  7. Чурина И. О. Культ православного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятского как историко-культурный феномен: автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2008.

Данные об авторе

Орлов Максим Александрович


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ФГБОУ ВО “Вятский государственный университет”; кафедра истории и политических наук;
ORCID: 0000-0003-4663-9443;
Электронный адрес: orlov.m.a.87@yandex.ru.