/

Грацианский Михаил Вячеславович

Акты 531 г. как обрамление «Фессалоникского собрания»: экклесиологические и канонические аспекты дела Стефана Ларисского


Грацианский М. В. Акты 531 г. как обрамление «Фессалоникского собрания»: экклесиологические и канонические аспекты дела Стефана Ларисского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 92. С. 19-38.

DOI: 10.15382/sturII202092.19-38

Аннотация

Статья посвящена исследованию актов сессии клира Римской Церкви, состоявшейся в декабре 531 г. под председательством папы Бонифация II (530–532), которые сохранились в качестве вводной части к так называемому Фессалоникскому собранию (Collectio Thessalonicensis). «Собрание» представляет собой подборку папских посланий, адресованных иллирийским епископам, прежде всего Фессалоникскому, и зачитанных в ходе указанной сессии. В статье анализируются обстоятельства низложения константинопольским патриархом митрополита Ларисского Стефана, предстоятеля Церквей Фессалии — провинции Римской империи, находящейся в префектуре Иллирик. Представители Стефана в ходе сессии подали папе челобитные в связи с этим делом, а также, согласно данным актов, привезли с собой и само «Собрание». В статье анализируется содержание челобитных Стефана и его товарищей, а также высказывания, содержащиеся в актах, с целью продемонстрировать восприятие суффраганами Стефана римской экклезиологии, фундаментом которой является учение о властных прерогативах римского епископа, а также их взгляд на якобы предусмотренные канонами права папы как верховной судебной инстанции в Церкви. В результате проведенного анализа автор приходит к выводу, что те пассажи челобитных, в которых говорится об исключительных правах юрисдикции римского епископа во всех Церквах, включая иллирийские, а также реплика епископа Эхинского Феодора, предваряющая представление «Фессалоникского собрания», являются, по всей видимости, интерполированными. Автором проводится критическое рассмотрение существующих в науке мнений по поводу происхождения «Собрания» из Фессалоники. В результате он приходит к выводу о невозможности происхождения представленных в ходе заседаний 531 г. Феодором Эхинским материалов как из Иллирика вообще, так и из Фессалоники в частности. Автор постулирует их римское происхождение, а также обосновывает тезис об искусственной компиляции актов 531 г. и «Собрания», осуществленной предположительно в понтификат Николая I (858–867).

Ключевые слова

Фессалоникское собрание, Иллирик, Фессалия, папа Бонифаций II, Стефан Ларисский, Феодор Эхинский, римская экклезиология, папский примат, апелляция в Рим

Список литературы

  1. Грацианский М. В. Haeres Petri sive vicarius Petri: Обоснование исключительных властных прерогатив римского епископа папой Львом Великим // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 26–48.
  2. Лепорский П. И. История Фессалоникского экзархата до времени присоединения к Константинопольскому патриархату. СПб., 1901.
  3. Россейкин Ф. М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915.
  4. Anastos M. V. The Transfer of Illyricum, Calabria and Sicily to the Jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople in 732–33 // Anastos M. V. Studies in Byzantine Intellectual History. L., 1979. IX. P. 14–31.
  5. Betti M. The Making of Christian Moravia (858–882). Papal Power and Political Reality. Leiden; Boston: Brill, 2014.
  6. Blaudeau Ph. Le Siège de Rome et l’Orient (448–536). Étude géo-ecclésiologique. (Collection de l’École française de Rome. 460). Rome: École française de Rome, 2012.
  7. Brandes W. Das Schweigen des Liber Pontifi calis. Die “Enteignung“ der päpstlichen Patrimonien Siziliens und Unteritaliens in den 50er Jahren des 8. Jahrhunderts // Fontes Minores XII / W. Brandes, L. M. Hoff mann, K. Maksimovič, Hrsg. Frankfurt-am-Main: Löwenklau-Gesellschaft E. V., 2014. S. 97–204.
  8. Brandes W., Leppin H. Die Collectio Thessalonicensis — ein Forschungsdesiderat // Rechtsgeschichte — Legal History. 2011. № 18. S. 263–266.
  9. Duchesne L. Églises séparées. 2ème éd. P.: Albert Fontemoing, 1905.
  10. Duchesne L. L’Illyricum ecclésiastique // Byzantinische Zeitschrift. 1892. Bd. 1. S. 532–550.
  11. Friedrich J. Über die Sammlung der Kirche von Thessalonich und das päpstliche Vikariat für Illyricum // Sitzungsberichte der philosophisch-philologischen und historischen Classe der königlichen bayerischen Akademie der Wissenschaften zu München. Jahrgang 1891. München: Verlag der Königlichen Akademie, 1892.
  12. Greenslade S. L. The Illyrian Churches and the Vicariate of Thessalonica, 378–95 // The Journal of Theological Studies. 1945. Vol. 46. No. 181/182. P. 17–30.
  13. Grumel V. Le Vicariat de Thessalonique et le premier rattachement de l’Illyricum oriental au patriarcat de Constantinople // Annuaire de l’École des Législations Religieuses, 1950–1951. P., 1952. P. 49–63.
  14. Grumel V. L’annexion de l’Illyricum oriental, de la Sicile et de la Calabre au patriarcat de Constantinople // Recherches de Science Religieuse. 1951–1952. T. 40 (Mélanges Jules Lebretton II). P. 191–200.
  15. Haller J. Das Papsttum. Idee und Wirklichkeit. Bd. 1. Urach; Stuttgart: Port Verlag, 1950.
  16. Jasper D., Fuhrmann H. Papal Letters in the Early Middle Ages. Washington DC: The Catholic University of America Press, 2001.
  17. Kéry L. Canonical Collections of the Early Middle Ages (ca. 400–1140). A Bibliographical Guide to the Manuscripts and Literature. Washington DC: The Catholic University of America Press, 1999.
  18. Koder J., Hild F. Tabula Imperii Byzantini. Bd. I (Hellas und Thessalia). Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1976.
  19. Lotter F., Bratož R., Castritius H. Völkerverschiebungen im Ostalpen-Mitteldonau-Raum zwischen Antike und Mittelalter (375–600). B.; N. Y.: Walter de Gruyter, 2003.
  20. Maassen F. Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Ausgange des Mittelalters. Bd. 1. Gratz; Paris; Turin; Oxford, 1870.
  21. Macdonald J. Who Instituted the Papal Vicariate of Thessalonica? // Studia Patristica. 1961. Т. 4. P. 478–482.
  22. Mommsen Th. Nachricht 47 // Neues Archiv der Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde. Beförderung einer Gesammtausgabe der Quellenschriften deutscher Geschichten des Mittelalters. Bd. 18. Hannover; Leipzig: Hahn’sche Buchhandlung, 1893. S. 357–358.
  23. Moreau D. The Papal Appeal Court in the Sixth Century. The Example of the Roman Synod of 531 // Recht haben und Recht bekommen im Imperium Romanum. Das Gerichtswesen der römischen Kaiserzeit und seine dokumentarische Evidenz. Ausgewählte Beiträge einer Serie von drei Konferenzen an der Villa Vigoni in den Jahren 2010 bis 2012 / R. Haensch, Hrsg. Warschau, 2016. P. 365–403.
  24. Moreau D. La partitio imperii et la géographie des Balkans: entre géopolitique et géoecclésiologie // Costellazioni geo-ecclesiali da Costantino a Giustiniano: Dalle chiese ‘principali’ alle chiese patriarcali. XLIII Incontro di Studiosi dell’ Antichità Cristiana (Roma, 7–9 maggio 2015) (Studia Ephemeridis Augustinianum. 149). Roma: Institutum Patristicum Augustinianum, 2017. P. 255–285.
  25. Nostitz-Rieneck R. Die päpstlichen Urkunden für Thessalonike und deren Kritik durch Prof. Friedrich // Zeitschrift für katholische Theologie. 1897. Bd. 21. S. 1–50.
  26. Pietri Ch. La géographie de l’Illyricum ecclésiastique et ses relations avec l’Église de Rome (Ve–VIe siècles) // Villes et peuplement dans l’Illyricum protobyzantin. Actes du colloque de Rome (12–14 mai 1982) (Publications de l’École française de Rome. 77). Rome: École Française de Rome, 1984. P. 21–62.
  27. Powell D. Haeres Petri: Leo I and Church Order // International Journal for the Study of the Christian Church. 2008. Vol. 8. № 3. P. 203–210.
  28. Rauschen G. Jahrbücher der christlichen Kirche unter Kaiser Theodosius dem Großen. Versuch einer Erneuerung der Annales Ecclesiastici des Baronius für die Jahre 378–395. Freiburg im Breisgau, 1897.
  29. Schwartz E. Die sogenannte Sammlung der Kirche von Thessalonich // Festschrift Richard Reitzenstein zum 2. April 1931 dargebracht von Ed. Fraenkel [und anderen]. Leipzig; B.: Teubner, 1931. S. 137–159.
  30. Stein E. Der Verzicht der Galla Placidia auf die Präfektur Illyricum // Wiener Studien. 1914. Bd. 36. S. 344–347.
  31. Streichhan F. Die Anfänge des Vikariates von Thessalonich // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1922. Bd. 12. № 1. S. 330–384.
  32. Streichhan F. Nochmals die Anfänge des Vikariats von Thessalonich // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung. 1928. Bd. 17. № 1. S. 538–548.
  33. Ullmann W. Gelasius I. (492–496). Das Papsttum an der Wende der Spätantike zum Mittelalter (Päpste und Papsttum. 18). Stuttgart: Anton Hiersemann, 1981.
  34. Ullmann W. Leo I and the Theme of Papal Primacy // Journal of Theological Studies. 1960. Vol. 11. P. 25–51.
  35. Ullmann W. The Growth of Papal Government in the Middle Ages. A Study in the Ideological Relation of Clerical to Lay Power. L.: Methuen & Co. LTD, 1970.
  36. Völker W. Studien zur päpstlichen Vikariatspolitik im 5. Jh., 2: Der Streit um die Echtheit der Collectio Thessalonicensis // Zeitschrift für Kirchengeschichte. 1928. Bd. 46. S. 355–380.
  37. Zeiller J. Une ébauche de vicariat pontifi cal sous le pape Zosime // Revue Historique. 1927. T. 155. Fasc. 2. P. 326–332.

Данные об авторе

Грацианский Михаил Вячеславович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: доктор философии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 4а, комната 408;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6981-3216;
Электронный адрес: gratsianskiy@mail.ru.