/

Гречушкин Дмитрий Владимирович, священник

Духовное образование в годы великих реформ на примере Воронежского женского епархиального училища


Гречушкин Д. В. Духовное образование в годы великих реформ на примере Воронежского женского епархиального училища // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 47-60.

DOI: 10.15382/sturII201991.47-60

Аннотация

Вопрос о необходимости улучшения образования представителей духовного сословия к середине XIX столетия поднимался не только в государственных и синодальных ведомствах, но и живо обсуждался в светской и церковной печати. Великие реформы, предпринятые императором Александром II, предполагали качественные изменения в системе образования духовенства и их детей. Принятие нового устава духовных семинарий и училищ 1867 г. крайне положительно оценивалось духовенством и преподавателями по ряду причин, главная из которых — увеличение финансирования учебных заведений. Однако, несмотря на попытки государства укрепить и модернизировать духовное образование, семинарии и училища остро нуждались в достаточном материальном обеспечении, чего государство в сложившихся условиях дать не могло. В данной статье автором предпринята попытка показать на примере женского Воронежского епархиального училища, как развивалось духовное образование в период внутриполитических преобразований страны. Рассматривается деятельность священнослужителей и мирян Воронежской епархии по организации женского епархиального училища в 1865 г., а также образовательная деятельность и особенности быта первого епархиального учебного заведения для дочерей священно- и церковнослужителей в 60–70-х гг. XIX столетия. На основе архивных данных, сведений периодической печати и опубликованных источников приводится информация об успеваемости воспитанниц, правилах внутреннего распорядка, особенностях их религиозно-нравственного состояния. Ярким событием, указывающим на положительные материальные изменения в жизни женского училища, явилось строительство и освящение домового храма с приобретением всей необходимой утвари. Автор приходит к выводу, что произведенные в ходе реформ изменения в духовном образовании имеют несомненные положительные достоинства, но либеральный характер преобразований создал основу для дальнейших системных проблем.

Ключевые слова

Православная Российская Церковь, Российская империя, Великие реформы, Воронежская и Задонская епархия, женское епархиальное училище, духовное образование

Список литературы

  1. Вессель Н. Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России / cост. В. Я. Струминский. М., 1959.
  2. Вопрос о воспитательной деятельности женских открытых учебных заведений // Журнал Министерства народного просвещения. 1863. № 2.
  3. Днепров Э. Д., Усачева Р. Ф. Женское образование в России. М., 2009.
  4. Иконников С. А. Приходское духовенство Воронежской епархии (вторая половина XIX — начало XX века). Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014.
  5. Малицкий П. Народное образование и женские епархиальные училища в царствование Александра II. Тула, 1880.
  6. Мраморнов А. И. Духовная семинария России начала XX века: кризис и возможности его преодоления (на саратовских материалах). Саратов, 2007.
  7. Никольский П. В. История Воронежской духовной семинарии. Воронеж, 2011.
  8. Никулин М. В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х — конец 1870-х гг.): дис. … канд. ист. наук. М.: РГГУ, 1996.
  9. Пантелеевский Н. Н. Очерки прошлого Воронежской губернской гимназии. Пятидесятые годы (1850–1853). Дисциплина в гимназии первой половины пятидесятых годов (1851–1856) // Памятная книжка Воронежской губернии на 1914 г. Воронеж, 1914.
  10. Письмо митрополита Филарета к обер-прокурору Святейшего Синода Д. А. Толстому, с приложением двух записок под заглавием: а) «Некоторые сомнения при чтении проекта устава духовных семинарий» и б) «Нечто к проекту устава духовных училищ» // Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. М., 1888. Т. 5. Ч. 2.
  11. Пыльнев Ю. В., Рогачев С. А. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII — начало XX века. Воронеж, 1999.
  12. Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. Церковные реформы в России 1860–1870-х годов. М.: Крутицкое Патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории, 1999.
  13. Рункевич С. Г. Русская церковь в XIX. СПб.: Типография А. П. Лопухина, 1901.
  14. Смирнов В. З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в. М., 1954.
  15. Скрябин И., свящ. Отчет по Бирюченскому духовному училищу, читанный 3-го сентября 1870-го года в собрании о.о. депутатов одним из членов от духовенства // Воронежские епархиальные ведомости. 1870. № 20.
  16. Сушко А. В. Духовные семинарии в пореформенной России. СПб., 2010.
  17. Указатель важнейших сочинений по женскому вопросу. М., 1907.

Данные об авторе

Гречушкин Дмитрий Владимирович, священник


Статус обучающегося: Аспирант;
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; Российская Федерация, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-3724-926X;
Электронный адрес: dmitry-ministr@rambler.ru.