В статье исследуется жизнь и служение православного исповедника протоиерея Александра Макова (1881–1985), пережившего революцию и Гражданскую войну, обновленческий раскол, гонения на веру, репрессии и катакомбное служение в СССР. В 1920-е гг. в г. Екатеринодаре (Краснодаре) он был единственным православным священником, оставшимся верным Патриарху Тихону, тогда как остальные клирики города во главе с правящим архиереем отпали в обновленческий раскол. Не имея в городе ни одного «тихоновского» православного храма, он в 1922–1923 гг. впервые перешел на катакомбное положение и стал совершать богослужения на дому. Получив от Патриарха Тихона особое благословение, он принимал через покаяние из обновленчества в православие священников на Кубани. Неоднократно арестовывался и преследовался советской властью. После длительного срока в концлагерях и ссылках ему было запрещено проживание на Кубани и в крупных городах СССР. Скрываясь от гонителей, он переехал в г. Чернигов, где организовал катакомбную общину и нелегально совершал богослужения на дому вплоть до своей кончины в 1985 г. Поскольку после переезда в Чернигов и перехода на нелегальное служение о нем не было больше достоверных сведений, принято было считать, что он окончил жизнь в период массовых сталинских репрессий. На основании этого мнения сведения о нем, заимствованные из книги протопресвитера Михаила Польского, были внесены в списки новомучеников и исповедников Российских, поданные на прославление Собором РПЦЗ в 1981 г. На тот момент о. Александру Макову должно было быть ровно 100 лет, и надежд, что он мог выжить в горниле гонений до таких преклонных лет, ни у кого уже не было. Однако на самом деле он в 1981 г. был еще жив, продолжая нести свое исповедническое служение на катакомбном положении. Умер он в 1985 г. Подобный прецедент с прижизненной канонизацией не имеет аналогов в истории Церкви.
протоиерей Александр Маков, Патриарх Тихон, митрополит Анастасий (Грибановский), патриарх Сергий (Страгородский), патриарх Алексий (Симанский), епископ Фотий (Пурлевский), Русская Православная Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей, обновленчество, гонения на Церковь, катакомбы, новомученики, исповедники, канонизация
- Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1999. Кн.3. С. 389–390.
- Каневская (Пурлевская) М. А. Жизнь, посвященная Богу. Епископ Фотий (Пурлевский) // Умолкнувшие колокола: Новомученики Российские. Жизнеописание. М., 2002. С. 344–353.
- Кияшко Н. В. Из истории возникновения и развития обновленческого раскола на Кубани в первой половине XX века // Северный Кавказ: проблемы и перспективы развития этноконфессиональных отношений: материалы II Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конференции (г. Славянск-на-Кубани, 30 окт. — 1 нояб. 2015 г.) / под. ред. Т. Г. Письменной, А. Н. Рябикова, Е. В. Манузина. Славянск-на-Кубани, 2015. С. 50–58.
- Кияшко Н. В. Репрессии как инструмент борьбы против православного духовенства и мирян в 1920-е гг. // Церковь. Богословие. История: материалы V Международной научно-богословской конференции. Екатеринбург, 2–4 февраля 2017 г. Екатеринбург, 2017. С. 73–79.
- Кияшко Н. В. Обновленческий раскол в ракурсе исторической памяти: к постановке вопроса // Государство, общество, церковь в истории России XX–XXI веков: материалы XVII Международной научной конференции. Иваново, 28–29 марта 2018 г. Иваново, 2018. С. 77–83.
- Козак Владимир, прот. Воспоминания о жизни протоиерея Александра Макова // Православный голос Кубани. 1997. № 11 (83). С. 6.
- Косик О. В. Голоса из России: Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР (1920-е — начало 1930-х годов). М., 2011.
- Л[опушанская] Е. Епископы Исповедники. Сан-Франциско, 1971. С. 10–25.
- Новые мученики Российские: собрание материалов / сост. протопр. М. Польский. Jordanville, 1949. Т. I.
- Новые мученики Российские: собрание материалов / сост. протопр. М. Польский. Jordanville, 1957. Т. II.
- Послание братьев-архиепископов Пахомия и Аверкия (Кедровых) об отношении к политике митрополита Сергия (Страгородского) / публ., вступ. ст. иерея А. Мазырина // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 4 (25). С. 137–167.
- Слесарев А. В. Основатель «серафимо-геннадиевской» ветви Катакомбной церкви «схимитрополит» Геннадий (Секач) // Сектоведение: альманах. Жировичи, 2012. Т. II. С. 112–147.
- Осипова И. Сквозь огнь мучений и воды слез… Судьба движения «Истинно-Православная Церковь». М., 1998.
- Шліхта Н. Церква тих, хто вижив. Радянська Україна, середина 1940-х початок 1970-х рр. Харків, 2011. С. 230–244.
- Шумило С. В. В катакомбах. Православное подполье в СССР. Луцк, 2011.
Шумило Сергей Викторович
Место работы: Международный институт афонского наследия; Украина, Киев, 03150, ул. Великая Васильковская, 126, оф. 1;
Должность: Директор;
ORCID: 0000-0001-7041-7766;
Электронный адрес: athosgreec@gmail.com.