/

Захаров Георгий Евгеньевич

Феномен церковного течения в корпусе писем свт. Василия Великого


Захаров Г. Е. Феномен церковного течения в корпусе писем свт. Василия Великого // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 9-26.

DOI: 10.15382/sturII201989.9-26

Аннотация

Настоящая статья посвящена представлениям свт. Василия Великого о таком значимом для церковной истории IV в. явлении, как церковное течение. Автор разделяет макротечения (обширные и гетерогенные с доктринальной и церковно-политической точек зрения группы епископов, объединенные приверженностью наследию одного из больших соборов) и микротечения (небольшие консолидированные союзы епископов-единомышленников). Свт. Василий относил себя к группе сторонников свт. Мелетия Антиохийского, для обозначения которой он использовал ряд понятий: «собор», «находящиеся в общении», «мы», «наша Церковь». Святитель добивался преодоления разномыслий между ортодоксальными сторонниками никейского макротечения и отсечения от него гетеродоксальных групп (маркеллиан, аполлинариан, евстафиан). Основанием для вероучительного консенсуса он считал исповедание никейской веры и отмежевание от представления о тварности Святого Духа. Кроме того, свт. Василий активно защищал учение о Трех Божественных Ипостасях. Св. Писание и никейскую веру он интерпретировал в свете литургической и патристической традиций, являя, таким образом, континуитет церковного Предания. Кесарийский епископ стремился к возвращению земной Церкви в ее первоначальное состояние всеобщего правоверия и взаимной любви, в каком-то смысле стремясь к интеграции всей ее полноты в своеобразное микротечение, если под последним понимать союз единомысленных друзей.

Ключевые слова

арианские споры, свт. Василий Великий, Антиохия, церковные течения, Предание, соборы, церковная организация

Список литературы

  1. Василий (Кривошеин), архиеп. Экклезиология свт. Василия Великого // Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды. Н. Новгород, 2011. С. 536–564.
  2. Захаров Г. Е. Внешняя коммуникация и богословская традиция Римской Церкви в эпоху арианских споров. М., 2019.
  3. Захаров Г. Е. Иллирийские Церкви в эпоху арианских споров (IV — начало V в.) М., 2014.
  4. Лёр В. Изменчивый образ инакомыслия: ересь в раннехристианский период // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 4 (59). С. 9–27.
  5. Флоровский Г., прот. Назначение Предания в Древней Церкви // Вестник РХГА. 2014. Т. 15. Вып. 1. С. 11–28.
  6. Amand de Mendieta D. Damase, Athanase, Pierre, Mélèce et Basile. Les rapports de communion ecclésiastique entre les Églises de Rome, dʼAlexandrie, dʼAntioche et de Césarée de Cappadoce (370–379) // 1054–1954: LʼÉglise et les Églises. Vol. I. Chevetogne, 1954. P. 261–277.
  7. Amand de Mendieta E. Basile de Cesarée et Damase de Rome: Les cause de l’échec de leurs négociations // Biblical and Patristic Studies: in Memory of R. P. Casey. Freiburg, 1963. P. 122–166.
  8. Amand de Mendieta E. The Pair Κήρυγμα and Δόγμα in the Theological Thought of St. Basil of Caesarea // The Journal of Theological Studies. NS. 1965. Vol. 16. No. 1. P. 129–142.
  9. Ayres L. Nicaea and its Legacy. An Approach to Fourth-Century Trinitarian Theology. Oxford; N. Y., 2004.
  10. Barnes M. R. The Fourth Century as Trinitarian Canon // Christian Origins: Theology, Rhetoric and Community / L. Ayres, G. Jones, ed. L.; N. Y., 1998. P. 47–67.
  11. Behr J. Formation of Christian Theology. Vol. II: The Nicene Faith. Crestwood, 2004. Pt. 1.
  12. Brennecke H. C. Introduction: Framing the Historical and Theological Problems // Arianism: Roman Heresy and Barbarian Creed / G. M. Berndt, R. Steinacher, ed. Farnham; Burlington, 2014. P. 1–19.
  13. Courtonne Y. Un témoin du IVe siècle oriental. Saint Basile et son temps dʼaprès sa correspondance. P., 1973.
  14. De Vries W. Die Obsorge des hl. Basilius um die Einheit der Kirche im Streit mit Papst Damasus // Orientalia Christiana Periodica. 1981. Bd. 47. S. 55–86.
  15. Fedwick P. J. The Church and the Charisma of Leadership in Basil of Caesarea. Toronto, 1979.
  16. Field L. L. On the Communion of Damasus and Meletius: Fourth-Century Synodal Formulae in the Codex Veronensis LX (with critical edition and translation). Toronto, 2004.
  17. Graumann Th. Die Kirche der Väter. Vätertheologie und Väterbeweis in den Kirchen des Ostens bis zum Konzil von Ephesus (431). Tübingen, 2002.
  18. Gribomont J. Rome et l’Orient: Invitations et reproches de S. Basile // Seminarium. 1975. Vol. 27. P. 336–354.
  19. Grumel V. Saint Basile et le Siège Apostolique // Échos d’Orient. 1922. Vol. 21. P. 280–292.
  20. Gwynn D. M. The Eusebians. The Polemic of Athanasius of Alexandria and the Construction of the “Arian Controversy”. Oxford, 2007.
  21. Hanson R. P. C. Basil’s Doctrine of Tradition in Relation to the Holy Spirit // Vigiliae Christianae. 1968. Vol. 22. No. 4. P. 241–255.
  22. Hauschild W.-D. Basilius von Cäsarea und die Beziehungen zwischen Ostkirche und Rom // Geist und Kirche. Festschrift für E. Lessing. Frankfurt am Main, 1995. S. 230–248.
  23. Lienhard J. T. The “Arian” Controversy: some Сategories reconsidered // Doctrines of God and Christ in the Early Church. N. Y.; L., 1993. P. 415–437 (87–109).
  24. Markschies Сh. Was ist lateinischer “Neunizänismus”? Ein Vorschlag für eine Antwort //
  25. Markschies Сh. Alta Trinità beata. Gesammelte Studien zur altkirchlichen Trinitätstheologie. Tübingen, 2000. S. 238–264.
  26. Martin A. Athanase d’Alexandrie et l’Église d’Egypte au IVe siècle (328–373). Rome, 1996.
  27. Métivier S. La Cappadoce (IVe–VIe siècle). Une histoire provinciale de l’Empire romain d’Orient. P., 2005.
  28. Parvis S. Was Ulfi la really a Homoian? // Arianism: Roman Heresy and Barbarian Creed / G. M. Berndt, R. Steinacher, ed. Farnham; Burlington, 2014. P. 49–65.
  29. Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Rome, 1976.
  30. Pouchet J.-R. Basile le Grand et son univers dʼamis dʼaprès sa correspondance. Une stratégie de communion. Rome, 1992.
  31. Reutter U. Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk. Tübingen, 2009.
  32. Rousseau Ph. Basil of Caesarea. Berkeley; Los Angeles; L., 1994.
  33. Sesboüé B. Saint Basile et la Trinité. Un acte théologique au IVe siècle. Le rôle de Basile de Césarée dans l’élaboration de la doctrine et du langage trinitaires. P., 1998.
  34. Simonetti M. Dal nicenismo al neonicenismo. Rassegna di alcune pubblicazioni recenti // Simonetti M. Studi di cristologia postnicena. Roma, 2006. P. 269–289.
  35. Taylor J. St. Basil the Great and Pope Damasus // Downside Review. 1973. Vol. 91. P. 186–203, 262–274.
  36. Williams D. H. Another Exception to Later Fourth-Century “Arian” Typologies: The Case of Germinius of Sirmium // Journal of Early Christian Studies. 1996. Vol. 4. P. 335–357.

Данные об авторе

Захаров Георгий Евгеньевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: заведующий кафедрой систематического богословиә и патрологии, доцент кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0002-3406-2088;
Электронный адрес: g.e.zakharov@gmail.com.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках проекта «Статус первенствующих престолов в раннехристианской и византийской традиции», осуществляемого при поддержке Фонда развития ПСТГУ.