Захаров Георгий Евгеньевич
Феномен церковного течения в корпусе писем свт. Василия Великого
Ссылка на статью:
Захаров Г. Е.
Феномен церковного течения в корпусе писем свт. Василия Великого // Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви. 2019.
Вып. 89. С. 9-26.
DOI:
10.15382/sturII201989.9-26
Аннотация
Настоящая статья посвящена представлениям свт. Василия Великого о таком значимом для церковной истории IV в. явлении, как церковное течение. Автор разделяет макротечения (обширные и гетерогенные с доктринальной и церковно-политической точек зрения группы епископов, объединенные приверженностью наследию одного из больших соборов) и микротечения (небольшие консолидированные союзы епископов-единомышленников). Свт. Василий относил себя к группе сторонников свт. Мелетия Антиохийского, для обозначения которой он использовал ряд понятий: «собор», «находящиеся в общении», «мы», «наша Церковь». Святитель добивался преодоления разномыслий между ортодоксальными сторонниками никейского макротечения и отсечения от него гетеродоксальных групп (маркеллиан, аполлинариан, евстафиан). Основанием для вероучительного консенсуса он считал исповедание никейской веры и отмежевание от представления о тварности Святого Духа. Кроме того, свт. Василий активно защищал учение о Трех Божественных Ипостасях. Св. Писание и никейскую веру он интерпретировал в свете литургической и патристической традиций, являя, таким образом, континуитет церковного Предания. Кесарийский епископ стремился к возвращению земной Церкви в ее первоначальное состояние всеобщего правоверия и взаимной любви, в каком-то смысле стремясь к интеграции всей ее полноты в своеобразное микротечение, если под последним понимать союз единомысленных друзей.
Ключевые слова
арианские споры, свт. Василий Великий, Антиохия, церковные течения, Предание, соборы, церковная организация
Список литературы
- Василий (Кривошеин), архиеп. Экклезиология свт. Василия Великого // Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды. Н. Новгород, 2011. С. 536–564.
- Захаров Г. Е. Внешняя коммуникация и богословская традиция Римской Церкви в эпоху арианских споров. М., 2019.
- Захаров Г. Е. Иллирийские Церкви в эпоху арианских споров (IV — начало V в.) М., 2014.
- Лёр В. Изменчивый образ инакомыслия: ересь в раннехристианский период // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 4 (59). С. 9–27.
- Флоровский Г., прот. Назначение Предания в Древней Церкви // Вестник РХГА. 2014. Т. 15. Вып. 1. С. 11–28.
- Amand de Mendieta D. Damase, Athanase, Pierre, Mélèce et Basile. Les rapports de communion ecclésiastique entre les Églises de Rome, dʼAlexandrie, dʼAntioche et de Césarée de Cappadoce (370–379) // 1054–1954: LʼÉglise et les Églises. Vol. I. Chevetogne, 1954. P. 261–277.
- Amand de Mendieta E. Basile de Cesarée et Damase de Rome: Les cause de l’échec de leurs négociations // Biblical and Patristic Studies: in Memory of R. P. Casey. Freiburg, 1963. P. 122–166.
- Amand de Mendieta E. The Pair Κήρυγμα and Δόγμα in the Theological Thought of St. Basil of Caesarea // The Journal of Theological Studies. NS. 1965. Vol. 16. No. 1. P. 129–142.
- Ayres L. Nicaea and its Legacy. An Approach to Fourth-Century Trinitarian Theology. Oxford; N. Y., 2004.
- Barnes M. R. The Fourth Century as Trinitarian Canon // Christian Origins: Theology, Rhetoric and Community / L. Ayres, G. Jones, ed. L.; N. Y., 1998. P. 47–67.
- Behr J. Formation of Christian Theology. Vol. II: The Nicene Faith. Crestwood, 2004. Pt. 1.
- Brennecke H. C. Introduction: Framing the Historical and Theological Problems // Arianism: Roman Heresy and Barbarian Creed / G. M. Berndt, R. Steinacher, ed. Farnham; Burlington, 2014. P. 1–19.
- Courtonne Y. Un témoin du IVe siècle oriental. Saint Basile et son temps dʼaprès sa correspondance. P., 1973.
- De Vries W. Die Obsorge des hl. Basilius um die Einheit der Kirche im Streit mit Papst Damasus // Orientalia Christiana Periodica. 1981. Bd. 47. S. 55–86.
- Fedwick P. J. The Church and the Charisma of Leadership in Basil of Caesarea. Toronto, 1979.
- Field L. L. On the Communion of Damasus and Meletius: Fourth-Century Synodal Formulae in the Codex Veronensis LX (with critical edition and translation). Toronto, 2004.
- Graumann Th. Die Kirche der Väter. Vätertheologie und Väterbeweis in den Kirchen des Ostens bis zum Konzil von Ephesus (431). Tübingen, 2002.
- Gribomont J. Rome et l’Orient: Invitations et reproches de S. Basile // Seminarium. 1975. Vol. 27. P. 336–354.
- Grumel V. Saint Basile et le Siège Apostolique // Échos d’Orient. 1922. Vol. 21. P. 280–292.
- Gwynn D. M. The Eusebians. The Polemic of Athanasius of Alexandria and the Construction of the “Arian Controversy”. Oxford, 2007.
- Hanson R. P. C. Basil’s Doctrine of Tradition in Relation to the Holy Spirit // Vigiliae Christianae. 1968. Vol. 22. No. 4. P. 241–255.
- Hauschild W.-D. Basilius von Cäsarea und die Beziehungen zwischen Ostkirche und Rom // Geist und Kirche. Festschrift für E. Lessing. Frankfurt am Main, 1995. S. 230–248.
- Lienhard J. T. The “Arian” Controversy: some Сategories reconsidered // Doctrines of God and Christ in the Early Church. N. Y.; L., 1993. P. 415–437 (87–109).
- Markschies Сh. Was ist lateinischer “Neunizänismus”? Ein Vorschlag für eine Antwort //
- Markschies Сh. Alta Trinità beata. Gesammelte Studien zur altkirchlichen Trinitätstheologie. Tübingen, 2000. S. 238–264.
- Martin A. Athanase d’Alexandrie et l’Église d’Egypte au IVe siècle (328–373). Rome, 1996.
- Métivier S. La Cappadoce (IVe–VIe siècle). Une histoire provinciale de l’Empire romain d’Orient. P., 2005.
- Parvis S. Was Ulfi la really a Homoian? // Arianism: Roman Heresy and Barbarian Creed / G. M. Berndt, R. Steinacher, ed. Farnham; Burlington, 2014. P. 49–65.
- Pietri Ch. Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Rome, 1976.
- Pouchet J.-R. Basile le Grand et son univers dʼamis dʼaprès sa correspondance. Une stratégie de communion. Rome, 1992.
- Reutter U. Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk. Tübingen, 2009.
- Rousseau Ph. Basil of Caesarea. Berkeley; Los Angeles; L., 1994.
- Sesboüé B. Saint Basile et la Trinité. Un acte théologique au IVe siècle. Le rôle de Basile de Césarée dans l’élaboration de la doctrine et du langage trinitaires. P., 1998.
- Simonetti M. Dal nicenismo al neonicenismo. Rassegna di alcune pubblicazioni recenti // Simonetti M. Studi di cristologia postnicena. Roma, 2006. P. 269–289.
- Taylor J. St. Basil the Great and Pope Damasus // Downside Review. 1973. Vol. 91. P. 186–203, 262–274.
- Williams D. H. Another Exception to Later Fourth-Century “Arian” Typologies: The Case of Germinius of Sirmium // Journal of Early Christian Studies. 1996. Vol. 4. P. 335–357.
Данные об авторе
Захаров Георгий Евгеньевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: заведующий кафедрой систематического богословиә и патрологии, доцент кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0002-3406-2088;
Электронный адрес: g.e.zakharov@gmail.com.
Благодарности
Статья подготовлена в рамках проекта «Статус первенствующих престолов в раннехристианской и византийской традиции», осуществляемого при поддержке Фонда развития ПСТГУ.