/

Шевченко Полина Васильевна

Средние военно-учебные заведения России первой половины XIX века глазами их воспитанников


Шевченко П. В. Средние военно-учебные заведения России первой половины XIX века глазами их воспитанников // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 89. С. 83-96.

DOI: 10.15382/sturII201989.83-96

Аннотация

Исследователи в целом характеризуют русские военно-учебные заведения 1-й половины XIX в. как воплощение худших черт николаевской военной системы с ее муштрой и шагистикой. Редкие положительные оценки имеют в виду вклад, внесенный кадетскими корпусами в развитие дворянского образования в России. Мало где можно встретить мнение, что в военно-учебных заведениях, несмотря ни на что, воспитанникам прививался настоящий воинский дух. Повседневная жизнь воспитанников кадетских корпусов проходила в атмосфере строго определенного порядка, который требовалось четко выполнять. Весь день был детально регламентирован: время пробуждения, прием пищи, урочное время, фронтовые упражнения, время приготовления уроков и отдыха. Непосредственный контроль над воспитанниками военно-учебных заведений осуществлялся офицерами-воспитателями. Одни ротные офицеры пользовались любовью и уважением кадетов, других, напротив, не любили и боялись. К сожалению, воспитатели не всегда оказывались на высоте понимания своей задачи, и зачастую их усилия сводились к поддержанию чисто внешнего порядка. Но недостатки в корпусном воспитании нередко являлись следствием еще невысокого уровня развития педагогики того времени. Отношение к учителям в корпусах было аналогичным. Если учитель умел преподать свой предмет и увлечь им слушателей, то он также пользовался уважением и признательностью кадетов. Воспоминания воспитанников показывают, что их восприятие образования в кадетских корпусах было скорее положительным. Приобретенные там свойства и навыки служили им опорой в будущей службе в качестве офицеров русской армии. При реформе 1860-х гг., упразднившей кадетские корпуса, опыт и мнение их выпускников не были приняты во внимание.

Ключевые слова

военное образование, 1-я половина XIX века, история повседневности, кадетские корпуса

Список литературы

  1. Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа (из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России). М., 1958.
  2. Аурова Н. Н. Система военного образования в России: кадетские корпуса во второй половине XVIII — первой половине XIX века. М., 2003.
  3. Власов Н. А. Гельмут фон Мольтке. Отец современной войны. СПб., 2018.
  4. Волков С. В. Русский офицерский корпус. М., 1993.
  5. Зайончковский П. А. Военные реформы 1860–1870-х гг. в России. М., 1952.
  6. Керсновский А. А. История русской армии. Т. 2. М., 1993; Т. 3. М., 1994.
  7. Кочаков Б. М. Педагогическое кадры военно-учебных заведений в царской России // Труды Высшего военно-педагогического института имени М.И. Калинина. Т. 2. Л., 1947. С. 154–189.

Данные об авторе

Шевченко Полина Васильевна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М.В. Ломоносова; Российская Федерация, 119192, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
ORCID: 0000-0001-9976-3857;
Электронный адрес: scharlotte@inbox.ru.