/

Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви

Вестник ПСТГУ II :88

ИССЛЕДОВАНИЯ

Воронцова Ирина Владимировна

Тематика статей А. В. Карташева в газете «Страна» 1906–1907 гг. в свете программных аспектов движения религиозной интеллигенции за церковную реформу

Воронцова И. В. Тематика статей А. В. Карташева в газете «Страна» 1906–1907 гг. в свете программных аспектов движения религиозной интеллигенции за церковную реформу // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 88. С. 11-24

DOI: 10.15382/sturII201988.11-24
В 1906–1907 гг. благодаря своим статьям острой критической направленности в адрес Православной Церкви А. В. Карташев стал одним из лидеров движения за радикальную церковную реформу в России. Автор задается вопросом: как случилось, что А. В. Карташев принял доктринальное учение «неохристианства» о «святости плоти» и придерживался его свыше 10 лет? Тематика статей 1906–1907 гг. в газете «Страна» отразила этап личной эволюции А. В. Карташева от «ученичества» в «неохристианстве» — к самостоятельным выводам о том, каковы те акценты церковной реформы, которые необходимы стране после проведения конституционных реформ. На материале публицистики А. В. Карташева 1906–1907 гг. и понятийных формул «нового религиозного сознания» автор статьи показывает, что А. В. Карташев в эти годы отрицал возможность обновления Русской Церкви по многим параметрам, но при этом совмещал свой критицизм с любовью к христианству и верой в его социальные перспективы. В ходе рассмотрения главной темы освещаются отношения А. В. Карташева с представителями «левого крыла» церковно-реформаторского движения и причина критики последних «неохристианами».
Карташев Антон Владимирович, газета «Страна», «новое религиозное сознание», история Русской Церкви, церковная критика, церковные реформаторы, социально-религиозный поиск, теократия, Церковь и прогресс
  1. Антощенко А. В. «Евразия» или «Святая Русь»? Российские эмигранты «первой волны» в поисках исторического самосознания: дис. … д-ра ист. наук. СПб., 2004. Бычков С. П. Антон Владимирович Карташев. Годы становления личности ученого (1875–1906) // Вестник Омского университета. 1998. Вып. 1. С. 62–65.
  2. Воронцова И. В. Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века. М.: ПСТГУ, 2008.
  3. Воронцова И. В. Участие А. В. Карташева в религиозном движении «неохристиан» и эволюция его взглядов на «историческую» Церковь (по письмам 1906–1907 гг.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 20. С. 27–46.
  4. Егоров А. Н. Карташев Антон Владимирович // Российский либерализм середины XVIII — начала XX века / отв. ред. В. В. Шелохаев. М., 2010. С. 397–400.
  5. Сахаров А. Н. Апостол «Святой Руси» (Антон Владимирович Карташев) // Отечественная история. 1998. № 5. С. 89–107.
  6. Сухова Н. Ю. Антон Владимирович Карташев: попытка христианского осмысления истории // Церковь. Богословие. История. Материалы IV Международной научно-богословской конференции. Екатеринбург, 5–6 февраля. Екатеринбург, 2016. C. 322–330.

Воронцова Ирина Владимировна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, ком. 219;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-0272-6513;
Электронный адрес: irinavoronc@yandex.ru.
Статья подготовлена при поддержке РФФИ. Проект № 18-09-00172 «В поисках Святой Руси: биография А. В. Карташева (1875–1960)».
Хохлов Александр Анатольевич

Дело наместника Казанской Богородицкой Седмиозерной пустыни схиархимандрита Гавриила (Зырянова)

Хохлов А. А. Дело наместника Казанской Богородицкой Седмиозерной пустыни схиархимандрита Гавриила (Зырянова) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 88. С. 25-43

DOI: 10.15382/sturII201988.25-43
Статья посвящена событиям, происходившим в Казанской епархии в апреле–июле 1908 г. Их центральной фигурой выступает наместник Казанской Богородицкой Седмиозерной пустыни схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Обвинение отца Гавриила, к тому времени широко известного своим подвижничеством далеко за пределами Казанской епархии, а также его духовного чада — монастырского казначея иеромонаха Тихона (Бузова) — в нерадивом ведении монастырского хозяйства и накоплении значительных долгов вверенной им обители привело к отставке наместника и его дальнейшему преследованию со стороны правящего архиерея архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Каменского). Дело получило широкий резонанс в церковных кругах епархии того времени. Тем не менее исследователи не уделяли ему особого внимания, а материалы, хранящиеся в фондах Казанской духовной консистории, пристально не изучались на предмет реконструкции подлинных обстоятельств произошедших событий. Отсутствие внимательного анализа по ряду эпизодов привело к частичной мифологизации истории, путанице фактов, а главное — исключало возможность выявления всех действующих лиц конфликта, определения линии и специфики их поведения, целей и мотивов. Грядущая канонизация схиархимандрита Гавриила (Зырянова) в лике общероссийских святых требует восполнения имеющихся исторических лакун, в том числе в этико-антропологическом ключе. Настоящее исследование ставит своей целью решение обозначенной задачи. В статье в оборот вводится значительное количество ранее не публиковавшихся источников. Их основу составляют документы, хранящиеся в Государственном архиве Республики Татарстан и в библиотеке им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета.
Седмиозерная пустынь, схиархимандрит Гавриил (Зырянов), Казанская епархия, монастырь, растрата, следствие, отставка, архиепископ Никанор (Каменский), архимандрит Андроник (Богословский), архиерей, старец, подвижничество
  1. Алексеев И. Е. Русское национальное движение в Казанской губернии и Татарстане: конец XIX — начало XXI века. Казань: Мастер Лайн, 2004.
  2. Беглов А. Л. Святоотеческое сознание русского старчества (конец XIX — начало XX в.). // Русская патрология. Материалы Академической конференции. Сергиев Посад: Московская Православная духовная академия, 2009. С. 310–367.
  3. В Москве состоялась конференция, посвященная преподобному Гавриилу Седмиозерному // Интернет-портал Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: https://pravobraz.ru/v-moskve-sostoyalaskonferenciya-posvyashhennaya-prepodobnomu-gavriilu-sedmiezernomu/ (дата обращения: 1.12.2018).
  4. Гавриил (Седмиозерный), преподобный // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. Т. 10. С. 195–197.
  5. Ефремова О. Н. Проблемы монашествующих в Псковской епархии в 1903–1910 гг. и попытки их разрешения преосвященным Арсением (Стадницким) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2017. Вып. 76. С. 37–53.
  6. Конференция «Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской: свобода и ответственность в выборе жизненного пути и подвига» // Интернет-портал Высоко-Петровского мужского монастыря. URL: http://vpmon.ru/6-dekabrya-v-monastyre-sostoitsya-konferenciya/ (дата обращения: 1.12.2018).
  7. Липаков Е. В. Архипастыри Казанские 1555–2007. Казань: Центр информационных технологий, 2007.
  8. Попов Г. Г., Чибисова Е. И. Внешняя торговля и хлебные цены в Российской империи. За или против неоклассических теорем внешней торговли? // Terra economicus (научный журнал). Ростов н/Д, 2016. Т. 14. № 3. С. 87–100.
  9. Современные аспекты канонизации святых // Интернет-портал «Православие. RU». URL: http://www.pravoslavie.ru/29507.html (дата обращения: 1.12.2018).

Хохлов Александр Анатольевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт международных отношений Казанского федерального университета; Российская Федерация, 420111, г. Казань, ул. Кремлевская, 18;
Должность: доцент кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии;
ORCID: 0000-0003-2920-0287;
Электронный адрес: a_radiance@mail.ru.
Кащеев Андрей Владимирович

Сохранение приходов за приходским духовенством, включенным в состав действующей армии Российской империи в годы Первой мировой войны: к постановке проблемы

Кащеев А. В. Сохранение приходов за приходским духовенством, включенным в состав действующей армии Российской империи в годы Первой мировой войны: к постановке проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 88. С. 44-57

DOI: 10.15382/sturII201988.44-57
В статье рассматривается проблема сохранения приходов за православным приходским духовенством Российской империи, перешедшим в годы Первой мировой войны в действующую армию. Анализ историографии показал, что вопросы, связанные с комплектованием действующей армии Российской империи духовенством, практически не представлены, а имеющиеся работы зачастую содержат фрагментарную и неверифицируемую информацию, что связано с узкой источниковой базой исследований и отсутствием историографической традиции изучения истории военного духовенства в целом. Несмотря на то что в годы Первой мировой войны военное духовенство действующей армии было представлено православными, католическими, мусульманскими, евангелическо-лютеранскими, евангелическо-аугсбургскими, армяно-григорианскими и старообрядческими священнослужителями, вопрос сохранения приходов был наиболее актуальным для православных священников. Причины этого кроются как в положении приходского православного священника в целом (семейным, материальным и служебным), так и в его численности в действующей армии, ведь православное военное духовенство включалось в штат большинства воинских подразделений и учреждений. В решении вопроса о сохранении приходов за православными священниками ключевая роль была у Святейшего Синода, который не только принимал решения о командировании приходских священников в действующую армию, но и разбирал прошения о сохранении приходов. Многие священники отправлялись на фронт, не получив разрешения на сохранение приходов. В итоге к осени 1916 г. было определено, что приходы должны сохраняться только для священников, призванных по мобилизации либо специальными распоряжениями Святейшего Синода. А в начале 1917 г. в вопросе сохранения приходов была усилена роль епархиальных архиереев, которые определяли — сохраняется приход с доходами или без доходов. Во втором случае доходы передавались временно замещающему приходского священника.
приходы, приходское духовенство, военное духовенство, действующая армия, Первая мировая война, Российская империя
  1. Баимов А. Военное духовенство в Российской Империи: краткий историографический обзор // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7 (57). Ч. II. C. 18–21.
  2. Емельянов С. «Военная епархия» русской армии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 1. С. 29–37.
  3. Емельянов С. Новые вызовы и задачи: военное духовенство в годы Первой мировой и Гражданской войн // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 2. С. 51–60.
  4. Жукова Л. Благотворительная деятельность А. А. Желобовского // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2014. Вып. 4. С. 58–73.
  5. Жукова Л. Обеспечение отправления религиозных обрядов русскими военнопленными в Японии в 1904–1905 гг. // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. История России. 2006. № 3. С. 79–88.
  6. Кандидов Б. Религия в царской армии. М., 1929.
  7. Кандидов Б. Церковный фронт в годы мировой войны. Пенза, 1929.
  8. Капков К. Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX — начала XX веков: Справочные материалы. М., 2008.
  9. Капков, К. Очерки по истории военного и морского духовенства Российской империи XVIII — начала XX веков: Итоги к 1917 году. М., 2009.
  10. Карцева Н. Военное духовенство в национальных формированиях Русской армии в 1914-1917 годах // Вестник Пермского университета. 2014. № 3 (26). С. 143–148.
  11. Кащеев А. Конфессиональный фактор организации управления военного духовенства Российской империи накануне Первой мировой войны // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2016. № 2. С. 162–167.
  12. Кострюков А. О некоторых условиях служения военного духовенства в годы Первой мировой войны // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2005. Вып. 1. С. 24–44.
  13. Кострюков А. Подвиг русского военного духовенства в годы Первой мировой войны // Журнал Московской патриархии. 2014. № 7. С. 66–71.
  14. Котков В., Коткова Ю. Военное духовенство России. Страницы истории. СПб., 2005.
  15. Малишко С. Мобілізація православного військового і морського духівництва російської армії та флоту в 1914 р. Ресурс: http://oaji.net/articles/2014/1052-1417434480.pdf (дата обращения: 25.11.2018).
  16. Малишко, С. Пастирська діяльність російського православного військового духівництва в умовах Першої світової війни. // Ресурс: http://institute.cult.gov.ua/publ/naukovi_publikacij i_nashikh_vikladachiv/pastirska_dij alnist_rosij skogo_pravoslavnogo_vij skovogo_dukhivnictva_v_umovakh_pershoji_svitovoji_vij ni/4-1-0-13 (дата обращения: 22.11.2018).
  17. Матонин В. Записки Александра Анатольевича Турундаевского: вологодские священники на германском фронте (1914–1918 гг.). [Электорнный ресурс] // Язык и текст langpsy.ru. 2014. № 3. URL: http:// langpsy.ru/journal/2014/2/Matonin.phtml (дата обращения: 25.11.2018).
  18. Оржеховский И. Из истории военного духовенства. URL: http://exarchate.by/resource/Dir0056/Dir0083/Page0087.html (дата обращения: 20.11.2018).
  19. Сенин А. Армейское духовенство России в Первую мировую войну // Вопросы истории.1990. № 10. С. 159–165.
  20. Сидоров Д. Война и религия. М., 1961.
  21. Старостенко Э. Священники белорусских епархий в рядах военного духовенства Российской империи в годы Первой мировой войны // Религия и общество — 10 : сб. ст. Могилев, 2016. С. 82–85.
  22. Суглобов Г. Союз креста и меча (церковь и война). М., 1969.
  23. Фирсов С. Военное духовенство накануне и в годы Первой мировой войны // Новый часовой. 1995. № 3. С. 21–32.
  24. Фирсов С. Военное духовенство России (к вопросу о материальном положении священно- и церковнослужителей русской армии и флота последней четверти ХIX — начала ХХ ст.) // Новый часовой. 1994. № 2. С. 19–24.
  25. Циндренко Ю., Зеленина Т. Военное духовенство на фронтах Первой мировой. URL: http://gosuprav.ru/PDF/18OGP414.pdf (дата обращения: 10.11.2018).

Кащеев Андрей Владимирович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь; Республика Беларусь, 220026 Минск, ул. Грекова, 4, кв. 15;
Должность: ученый секретарь ученого совета;
ORCID: 0000-0002-2391-1961;
Электронный адрес: andreikashchei90@mail.ru.
Обозный Константин Петрович

Планы и перспективы объединения православных церквей на оккупированных территориях СССР и Центральной Европы под эгидой экзарха Сергия (Воскресенского) в 1941–1944 гг.

Обозный К. П. Планы и перспективы объединения православных церквей на оккупированных территориях СССР и Центральной Европы под эгидой экзарха Сергия (Воскресенского) в 1941–1944 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 88. С. 58-77

DOI: 10.15382/sturII201988.58-77
В статье показаны основные направления внешнецерковной политики митрополита Сергия (Воскресенского), который в период с апреля 1941 по май 1944 г. руководил деятельностью Прибалтийского экзархата Московской Патриархии. Основными источниками стали, во-первых, опубликованные материалы немецких оккупационных ведомств, курировавших церковные вопросы; во-вторых, документы из канцелярии Прибалтийского экзархата; в-третьих, дневниковые записи и воспоминания участников событий. При изучении этих материалов удалось установить, что контакты и переговоры с немецкими оккупационными властями и сохранение юрисдикционной общности с Московской Патриархией были важными составляющими церковной политики экзарха, направленной на объединение православных церквей под эгидой Московской Патриархии. Свою церковную власть, а значит и расширение канонических границ Московской Патриархии митрополит Сергий (Воскресенский) пытался распространить на всей территории рейхскомиссариата Остланд, на оккупированной территории Смоленской области, на территории Франции и Германии. В Центральной Европе сохранялись православные приходы юрисдикции Московской Патриархии и митрополита Евлогия (Георгиевского), которые испытывали серьезное давление немецких властей. Прибалтийский экзарх старался поддержать не только приходы Московской Патриархии, но и евлогианские общины, находившиеся в юрисдикции Константинопольского Патриарха, тем самым предлагая вернуться им в юрисдикцию Москвы. Планы экзарха по объединению православных церквей в единую структуру противоречили генеральной доктрине Третьего рейха, а потому были обречены на провал. Не стоит недооценивать изменения на фронтах Второй мировой войны и укрепление авторитета СССР, в том числе значение «нового курса» сталинской религиозной политики. Именно поэтому митрополит Евлогий в Париже после избрания Патриарха в Москве свои надежды на возвращение в Московский Патриархат перестал связывать с Прибалтийским экзархатом.
Прибалтийский экзархат, Московская Патриархия, западноевропейские приходы, митрополит Сергий (Воскресенский), религиозная политика Третьего рейха, немецкая оккупация, Псковская Православная миссия
  1. Алексеев В. И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // Русское Возрождение. 1981. № 14. С. 118–154.
  2. Балевиц З. Православная церковь Латвии под сенью свастики (1941–1944). Рига, 1967.
  3. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в 1943–1948 гг. М., 2001.
  4. Гаврилин А. В. Под покровом Тихвинской иконы. Архипастырский путь Иоанна (Гарклавса). СПб., 2009.
  5. Голиков Андрей, свящ., Фомин С. Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940–1955): Мартиролог православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 1940–1952 гг. М., 1999.
  6. Ковалев Б. Н. Нацистская оккупация и коллаборационизм в России 1941–1944. М., 2004.
  7. Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015.
  8. Лаукайтите Р. Литовская православная епархия под властью митрополита Сергия (Воскресенского) // Православие в Балтии. Рига. 2015. №3(12). С. 97–109.
  9. Миронович А. В. Православная Церковь на территории Белоруссии во время Второй мировой войны // Православие в Балтии. Рига. 2015. №3 (12). С. 62–75.
  10. Обозный К. П. Профессор Иван Давыдович Гримм. Штрихи к биографии // Православие в Балтии. 2015. № 3 (12). С. 76–96.
  11. Осуждение изменников вере и отечеству // Журнал Московской Патриархии. 1943. № 1. С. 1.
  12. Пасхальный свет на улице Дарю. Дневники Петра Евграфовича Ковалевского 1937–1948 годов / cост. Н. Росс. Н. Новгород, 2014.
  13. Петров И. В. Православная Балтия 1939–1953 годов. Период войн, репрессий и межнациональных противоречий. СПб., 2016.
  14. Приказ: архив уничтожить! Прибалтийский Экзархат и Псковская Православная Миссия в годы немецкой оккупации 1941–1944: cб. документов / авт.-сост. С. К. Бернев, А. И. Рупасов. СПб., 2016.
  15. Савва (Тутунов), иеромонах. Церковно-правовые основания существования “Парижской Митрополии” в 1921–1946 годах // Церковно-исторический вестник. М.: Изд. общества любителей церковной истории. 2005–2006. № 12–13. С. 104–113.
  16. Шкаровский М. В., Соловьев Илья, свящ. Церковь против большевизма (Митрополит Сергий (Воскресенский) и Экзархат Московской Патриархии в Прибалтике 1941–1944 гг.) М., 2013.
  17. Шкаровский М. В. Константинопольский Патриархат и Русская Православная Церковь первой половине XX века. М., 2014.
  18. Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935–1945 годов: cб. документов. М., 2003.

Обозный Константин Петрович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Свято-Филаретовский православно-христианский институт; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Покровка, д. 29;
Должность: зав. кафедрой церковно-исторических дисциплин;
ORCID: 0000-0002-5284-4884;
Электронный адрес: suhoput2006@yandex.ru.
Веденеев Дмитрий Валерьевич

Деятельность советских спецслужб по ликвидации Греко-Католической Церкви в Закарпатской Украине

Веденеев Д. В. Деятельность советских спецслужб по ликвидации Греко-Католической Церкви в Закарпатской Украине // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 88. С. 78-97

DOI: 10.15382/sturII201988.78-97
В статье на основе малоизвестных документов советских спецслужб освещаются оперативные мероприятия органов Министерства государственной безопасности СССР и Украинской ССР по сопровождению процесса ликвидации Греко-Католической Церкви (ГКЦ) в Закарпатской Украине в 1949 г. События в Закарпатье, где «самороспуск» Униатской церкви состоялся в 1948–1949 гг., не имеют полного и подробного описания. Вне внимания исследователей долгое время была деятельность спецслужб, во многом обеспечивавших воссоединение греко-католиков с Православной Церковью. Лишь в последние годы, по мере введения в научный оборот ранее секретных архивных документов, стало возможным обращение к данному аспекту. Рассматривается конфессиональная ситуация и общественно-религиозные настроения в регионе после вхождения его в состав Союза ССР в 1945 г., сопротивление клира и иерархов вхождению ГКЦ в состав Русской Православной Церкви. Исследуется механизм агентурно-оперативных и спецпропагандистских мероприятий спецслужбы по разложению местной общины греко-католиков, созданию позиций влияния среди клириков ГКЦ, подготовке акта по упразднению унии в Закарпатской Украине в соответствии с утвержденным 14 января 1948 г. министром госбезопасности УССР С. Р. Савченко «Планом агентурно-оперативных мероприятий по ликвидации униатской греко-католической церкви в Закарпатской области УССР». Впервые выявленные автором документы позволяют пролить свет на обстоятельства смерти лидера ГКЦ Закарпатья епископа Теодора Ромжи, вероятно ставшего жертвой теракта органов госбезопасности в силу его непримиримой позиции в вопросе упразднения унии в регионе. Вместе с тем выявленные документальные материалы позволяют усомниться в отдельных «сенсационных версиях» смерти иерарха, изложенных, в частности, П. А. Судоплатовым. Освещаются особенности ликвидации унии, последствия Мукачевского акта 1949 г. и дальнейшие мероприятия органов госбезопасности Украинской ССР.
Греко-Католическая Церковь, церковно-государственные отношения в СССР, преследования верующих, советские спецслужбы, Закарпатская Украина
  1. Бендас С., Бендас Д. Священики-мученики, сповідники вірності. Ужгород, 1999.
  2. Бендас Д. Репресії радянської влади проти греко-католицького духовенства на Закарпатті в 1944–1949 рр. // Ковчег: Науковий збірник із церковної історії. Львів, 2000. Вип. 2. С. 290–299.
  3. Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944–1953: Документы российских архивов. М., 2009. Т. 1. 1944–1948.
  4. Веденеев Д., Шевченко С. Товарищ Судоплатов преувеличивает… // Еженедельник «2000». 2000. 22 дек.
  5. Веденеев Д. В. «Решительный враг Ватикана и унии». Спецслужбы и протопресвитер Гавриил Костельник в контексте создания предпосылок к ликвидации унии в Западной Украине (1939–1944 гг.) // Вестник ПCТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 79. С. 85–105.
  6. Волокитина Т. В., Мурашко Г. П., Носкова А. Ф. Москва и Восточная Европа. Власть и церковь в период общественных трансформаций 40-50-х годов ХХ века: Очерки истории. М., 2008.
  7. Волошин Ю. Ліквідація Ужгородської унії // З архівів ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. 1999. № 1–2. С. 406–418.
  8. Дмитрук В. Ліквідація Української греко-католицької церкви на Закарпатті (друга половина 1940-х рр.) // Історія України: маловідомі імена, події, факти. 2010. Вип. 36. С. 283–293.
  9. Капітан Л. Ліквідація греко-католицької церкви у Закарпатті, 1945–1949 рр.: ідеологопропагандистська складова // Краєзнавство. 2012. № 3. С. 71–83.
  10. Пагиря О. Ліквідація радянськими органами державної безпекигреко-католицької церкви у Закарпатті (1945–1949 рр.) // З архівів ВУЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. 2014. № 2. С. 469–503.
  11. Пушкаш Л. Кир Теодор Ромжа: Життя і смерть єпископа. Львів, 2001.
  12. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 г.: сб. документов. М., 2009.
  13. Санников Г. Большая охота. Разгром вооруженного подполья в Западной Украине. М., 2002.
  14. Сборник КГБ СССР. 1990. № 152. С. 35–36.
  15. Судоплатов П. А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930–1950 годы. М., 1997.

Веденеев Дмитрий Валерьевич


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств; Украина, 01015, г. Киев, ул. Лаврская, 9;
Должность: Профессор кафедры гуманитарных наук;
ORCID: 0000 0002 8929 9875;
Электронный адрес: zastava67@i.ua.

ПУБЛИКАЦИИ

Косик Ольга Владимировна

Священник на войне Письмо игумена Нестора (Анисимова) Великой княгине Марии Павловне

Косик О. В. Священник на войне Письмо игумена Нестора (Анисимова) Великой княгине Марии Павловне // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 88. С. 101-115

DOI: 10.15382/sturII201988.101-115
Замечательный камчатский миссионер митрополит Нестор (Анисимов), оказавшись на фронте во время Первой мировой войны в сане игумена, проявил в полной мере неотъемлемые качества своей души: мужество, бодрость духа, богатство восприятия переживаемых событий и огромную сострадательную любовь к людям. Переписка игумена Нестора (Анисимова) с Великой княгиней Марией Павловной сохранила подробные и точные описания будней фронтового священника и начальника санитарного отряда «Первая помощь под огнем врага» лейб-гвардии Драгунского полка. Великая княгиня Мария Федоровна имела, как и многие члены царствующего дома, множество обязанностей, связанных с помощью сражающейся армии. Под ее руководством оказались и военно-санитарные части лейб-гвардии Драгунского полка. Письма и телеграммы игумена Нестора, несомненно, свидетельствуют о ее погруженности в дела полка и его ежедневные тяготы и подвиги. В письме предстают картины тяжелых человеческих страданий, непрестанной церковной и молитвенной работы игумена, который исполнял также обязанности вестового, санитара, носильщика. Он смог почувствовать и передать величие духа малоизвестных героев войны — своих близких друзей и однополчан. Для настоящей публикации выбрано самое объемное и содержательное письмо игумена, хотя в деле имеется большое количество телеграмм, фиксирующих те или иные моменты жизни полка. Некоторые из телеграмм приведены в цитатах.
Первая мировая война, митрополит Нестор (Анисимов), Великая княгиня Мария Павловна, летучие отряды «Первая помощь под огнем врага», Лейбгвардии Драгунский полк, военные действия в Августовских лесах, поручик М. Н. Мандражи, богослужения на войне, военно-санитарная служба
  1. Сорокин А. Династия Романовых и благотворительность. URL: http://legitimist.ru/sight/history/2013/dinastiya-romanovyix-i-blagotvorite_p3.html(дата обращения 7.03.2019).
  2. Лейб-драгуны дома и на войне. Вып. 1–4. [сборник]. Париж, [1929–1931].
  3. Ефремова О., Кривошеева Н. Новые архивные документы о преследовании властями Святителя Тихона в 1918–1923 гг. // Богословский сборник. Вып. 6. М., 2000.

Косик Ольга Владимировна


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-3968-1483;
Электронный адрес: olga_kosik@mail.ru.
Монахиня Евфросиния (Седова Г. В.)

«Календарь» священника-миссионера Псковской миссии Романа Берзиня 1942 г.

Седова Г. В. «Календарь» священника-миссионера Псковской миссии Романа Берзиня 1942 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 88. С. 116-137

DOI: 10.15382/sturII201988.116-137
Впервые публикуется богослужебный «Календарь» священника-миссионера Православной Псковской (Внешней) миссии Романа Берзиня. В годы Второй мировой войны он непродолжительное время служил на оккупированной территории Псковской области. Священник вел «Календарь» о богослужениях в церквах Псковского, Гдовского и Островского уездов как отчет, предназначенный митрополиту Сергию (Воскресенскому), экзарху Прибалтики. Из данного источника мы узнаем об открытии православных храмов и о богослужебной практике экзархата на оккупированной территории Северо-Запада России с февраля по май 1942 г. В сопроводительной записке представлены мнения прихожан по актуальным церковным вопросам. Публикуемый «Календарь» вошел в уголовное «дело» священника по обвинению в служении в Православной Псковской (Внешней) миссии как агента разведывательной структуры СД. Публикация основана на документах Клировых ведомостей и уголовного «дела» Романа Герардовича Берзиньша (1947), священника-миссионера.
богослужебный «Календарь», уголовное «дело», священник-миссионер Роман Берзинь, протодьякон Феодор Юдин, протоиерей Иоанн Легкий, Синод Латвийской Православной Церкви, Православная Псковская миссия, митрополит Сергий (Воскресенский), город Гдов, литургия, причастники, молебен
  1. Вечная память почившим! [Юдин Ф., протодиакон, Троице-Сергиева Лавра: некролог] // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 3. С. 3.
  2. История Псковской православной миссии в документах: [в 2 ч.] Ч. 1: Документы личного архива митрополита Сергия (Воскресенского) / cост. А. А. Кузнецова, иеромонах Платон (Рожков), С. Н. Романова и др. Калуга, 2017.
  3. Легкая И. Летающий архиерей. М., 2014.
  4. Ленинградский мартиролог, 1937–1938: Книга памяти жертв политических репрессий. Т. 4: 1937 год. СПб., 1999.
  5. Обозный К. П. История Псковской православной миссии 1941–1944 гг. М., 2008.
  6. Сахаров С. П. Православные церкви в Латгалии. Рига, 1939.
  7. Голиков А., свящ. Мартиролог православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 1940–1955 гг. М., 1999.
  8. Селиверстов Ю. Горькая «славян любовь» // Псковская губерния. № 43 (514). 3–9 ноября 2010.
  9. Православное духовенство в Латвии 1920–1940: сб. документов. Рига, 1962.
  10. Balevics Z. Pareizticīgo Baznīca Latvij ā. Riga, 1987.

Монахиня Евфросиния (Седова Г. В.)


Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: Даугавпилсский университет; Латвия, Даугавпилс, Виенибас, 13;
Должность: докторант кафедры истории;
ORCID: 0000-0003-0600-9543;
Электронный адрес: ort.loza@ gmail.com.
Маковецкий Аркадий Валентинович, священник

«Прошу Вас принять выражение моей глубокой преданности»: письма протоиерея Георгия Граббе великому князю Владимиру Кирилловичу (1948-1959 гг.)

Маковецкий А. В. «Прошу Вас принять выражение моей глубокой преданности»: письма протоиерея Георгия Граббе великому князю Владимиру Кирилловичу (1948-1959 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 88. С. 138-152

DOI: 10.15382/sturII201988.138-152
Публикация вводит в научный оборот письма многолетнего правителя дел Синодальной канцелярии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Георгия Граббе (впоследствии епископа Григория) (1902–1995). Письма адресованы Великому князю Владимиру Кирилловичу, в 1938 г. принявшему на себя обязанности главы Российского императорского дома. Руководству Русской Зарубежной Церкви была близка идея монархии, однако напрямую поддержать какую-либо из ветвей династии Романовых оно не решалось. В связи с этим переписка протоиерея Георгия, который был убежденным сторонником Владимира Кирилловича, представляет большой интерес. При этом нужно учитывать и предвзятость автора этих писем. Так, протоиерей Георгий по-своему объясняет причины, по которым Русская Зарубежная Церковь не ввела поминовения великого князя Кирилла Владимировича в храмах русской эмиграции. Протоиерей Георгий Граббе говорит также о причинах, по которым Русская Зарубежная Церковь не может взять на себя инициативу провозглашения Владимира Кирилловича императором. Содержатся важные сведения об отношении Русской Зарубежной Церкви к морганатическому браку Великого князя с Леонидой Георгиевной Багратион-Мухранской (Керби). Отдельные документы посвящены проблемам русского беженства после Второй мировой войны, проблемам паствы и приходов, которым Владимир Кириллович старался оказывать помощь. Письма содержат информацию, касающуюся переезда русских беженцев в Южную Америку. Многие из публикуемых материалов впервые проливают свет на события, которые не нашли отражения в официальных документах Русской Зарубежной Церкви.
Русская Православная Церковь Заграницей, Российский Императорский дом, Великий князь Владимир Кириллович, Архиерейский Синод РПЦЗ, Епископ Григорий (Граббе), монархисты легитимисты, Походная канцелярия Великого князя, морганатический брак, Закон о престолонаследии, каноническая территория, российские епархии РПЦЗ
  1. Граббе Г., протопр. Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом (по поводу книги С.В. Троицкого «О неправде карловацкого раскола»). Нью-Йорк, 1989.
  2. Григорий (Граббе), еп. К истории русских церковных разделений за границей. Джорданвилль, 1992.
  3. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1925–1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М., 2012.
  4. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015.
  5. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни патриарха Тихона. М., 2007.
  6. Серафим (Роуз), иером., Герман (Подмошенский), игум. Блаженный Иоанн Чудотворец. М., 1993.

Маковецкий Аркадий Валентинович, священник


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Владимирская духовная семинария; Российская Федерация, 600000, Владимир, Большая Московская, 68;
Должность: Преподаватель кафедры Истории;
ORCID: 0000-0001-7427-2891;
Электронный адрес: avm12091963@mail.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Лютько Евгений Игоревич,

Рец. на кн.: Michelson P. L. Beyond the Monastery Walls: The Ascetic Revolution in Russian Orthodox Thought, 1814–1914. Madison: University of Wisconsin Press, 2017. XII, 319 p.

Лютько Е. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 88. С. 155-159 — Рец. на кн.: Michelson P. L. Beyond the Monastery Walls: The Ascetic Revolution in Russian Orthodox Thought, 1814–1914. Madison: University of Wisconsin Press, 2017. XII, 319 p.
PDF

Лютько Евгений Игоревич,


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. д. 6;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-2859-3886;
Электронный адрес: e.i.lutjko@gmail.com.