Период 1961–1987 гг. для Финляндской Православной Церкви — это целая эпоха, характеризуемая крупными изменениями в ее внутренней жизни. Огромную роль в этих процессах сыграл архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел (Олмари), объявивший курс на создание национальной Церкви в пользу адаптации традиций Древней Церкви к современным условиям и идейного переосмысления периода вхождения Финляндии в состав Российской империи. Это привело к большим изменениям в литургической жизни: произошло так называемое евхаристическое возрождение, возросла роль мирян в богослужении, были введены новые богослужебные последования. Наряду с установлением активных контактов с Поместными Православными Церквами и инославными деноминациями архиепископ Павел перенимал и положительный опыт их богослужебных традиций, приспосабливая его к условиям Финляндской Православной Церкви. Будучи пострижеником Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, он был хорошо знаком с особенностями богослужения Русской Православной Церкви; с 1960-х гг. он ввел в употребление и некоторые моменты из литургической жизни грекоязычных Православных Церквей, например отмену обязательной исповеди перед Причастием, служение литургии апостола Иакова, изменение покроя богослужебных облачений и формы внебогослужебных одеяний священнослужителей. Архиепископ Павел сам занимался гимнографией и составлением нотного сопровождения церковных песнопений, трудился над переводами с греческого языка богослужебных чинопоследований. Плоды его богослужебных изменений и поныне составляют одну из особенностей Финляндской Православной Церкви.
епископ Емилиан (Тимиадис), епископ Александр (Карпин), митрополит Иоанн (Ринне), архиепископ Павел (Олмари), архиепискоа Герман (Аав), архиепископ Киприан (Зернов), Финляндская Православная Церковь, богослужение, богослужебное пение, гимнография