Ванькова Анна Борисовна
«Двойные», смешанные или монастыри-побратимы? O статусе так называемых двойных монастырей в Византии VIII–XV вв.
Ссылка на статью:
Ванькова А. Б.
«Двойные», смешанные или монастыри-побратимы? O статусе так называемых двойных монастырей в Византии VIII–XV вв. // Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви. 2019.
Вып. 86. С. 25-39.
DOI:
10.15382/sturII201986.25-39
Аннотация
Уже в ранний период Византийской империи (IV–VI вв.) помимо мужских и женских монастырей были и различные варианты сосуществования мужских и женских общин: двойные, смешанные и монастыри-побратимы. Эти институции перешли в средневизантийский период (VIII–XII вв.), а затем и в поздний (XIII–XV вв.). Цель этой работы — проанализировать данные источников и понять, что скрывалось под термином dipla monasteria, равнозначен ли этот концепт термину «двойные монастыри» современной историографии, а также ввести в оборот понятие «монастыри-побратимы» (twin-monasteries). Также ставится вопрос об эффективности мер, предпринятых патриархом Никифором против совместных общин мужчин и женщин. Анализируется характер общин постникифоровского времени. Источниковой базой исследования послужил широкий круг памятников — законы Юстиниана I, каноны церковных соборов, памятники агиографии, типиконы. В результате анализа источников был сделан ряд выводов. Под διπλ¢ μοναστήρια канонов имелись в виду смешанные монастыри.. Однако ими не исчерпывалось все многообразие вариантов сосуществования мужских и женских групп подвижников. В источниках содержится информация о двойных монастырях и монастырях-побратимах. Наибольшее распространение двойных и смешанных монастырей происходило на первом этапе иконоборчества, но в целом преобладали другие формы монашества. Меры, предпринятые патриархом Никифором, не уничтожили всецело «двойные» монастыри.
Ключевые слова
Византия, мужские монастыри, женские монастыри, смешанные монастыри, «двойные» монастыри, монастыри-побратимы, законодательство
Список литературы
- Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII в. (842–1204). М., 2003.
- Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. / F. Miklosich, J. Müller, eds. Vindobonae, 1860. Vol. II.
- Byzantine Monastic Foundation documents. A complete translations of the Surviving Founders’ Typica and Testaments / J. Thomas, A. C. Hero, eds. Washington, 2000.
- Corpus Juris civilis. Vol. 2. Codex Justinianus / P. Krueger, ed. Berolini, 1906. Р. 29–30.
- Corpus Juris civilis. Vol. 3: Novellae Constitutiones / R. Schoell, G. Kroll, eds. Berolini, 1954.
- Gautier P. Le typicon de la Théotokos Kécharitôménè // Revue des études byzantines. 1985. Vol. 43. P. 5–167.
- Georgii Pachymeris de Michaele et Andronico Palaeologis libri tredecim / I. Bekker, ed. Bonn. 1835. Vol. 2 (Corpus scriptorium historiae Byzantinae).
- Gribomont J. Monastery double // New Catholic encyclopedia. 2003. T. 9. P. 784–785.
- Janin R. Le monachisme byzantine au Moyen age. Commende et typical (X–XIV siècle) // Revue des études byzantines. 1964. Vol. 22. P. 5–44.
- Janin R. Les monastères du Christ Philanthrope à Constantinople // Revue des études byzantines. 1946. Vol. 4. P. 135–162.
- Konidaris I. M. Die Novelle 123 Justinians und das Problem der Doppelklöster // Ζητήματα βυζαντινο¬ κα· ¸κκλησιαστίκου δικαίου. ’Αθ½να, 1990. Τ. 1. Σ. 257–269.
- Külzer A. Ostthrakien // Tabula imperii byzantine / J. Koder, Hrsg. T. 12. Wien, 2008. P. 375.
- Laurent V. Les Regestes des actes du patriarchat de Constantinople. Les regestes 1208–1309. P., 1971. Vol. 1. Fasc. 4.
- Laurent V. Une princesse byzantine au cloître. Irène-Eulogie Choumnos Paléologine, fondatrice du couvent de femmes το¬ΦιλανθρõπουΣωτ½ρος // Échos d’Orient. 1930. Vol. 29. No. 157. P. 29–60.
- Leclercq J. Feminine Monasticism in the Twelfth and Thirteenth Centuries // The Continuing Quest for God: Monastic Spirituality in Traditio and Transition / W. Skudlarek, ed. Collegeville, 1982.
- Les Regestes des actes du patriarcat de Constantinople / J. Darrouzès, éd. Vol. 1. Fasc. VI. Les regestes 1377–1410. P., 1979.
- Mango C. St. Anthusa of Mantineon and the family of Constantine V // Analecta bollandiana. 1982. Vol. 100. P. 401–411.
- Meester de P. De monachico statu juxta disciplinam Byzantinam. Roma, 1948.
- Meyer Ph. Bruchstücke zweier τυπικË κτητορικά // Byzantinische Zeitschrift. 1895. Bd. 4. S. 45–59.
- Mitsiou E. Das Doppelkloster des Patriarchen Athanasios I. in Konstantinopel Historischprosopographische und wirtschaftliche Beobachtungen // Jahrbuch der Österreichischen byzantinistik. 2008. Bd. 58. S. 87–107.
- Mitsiou E. Frauen als Gründerinnen von Doppelklöstern im byzantinischen Reich // Female founders in Byzantium and beyond / L. Theis, M. Mullet, M. Grünbart, eds. Wien, 2014. Р. 333–345.
- Nicephori arch. Constantinopolitani opuscula historica / C. Boor, ed. Lipsiae, 1880.
- Nissen W. Regelung des Klosterwesens in Rhomäerreiche bis zum Ende des 9. Jahrhunderts. Hamburg, 1897.
- Pargoire J. Les monastères doubles chez les Byzantins // Échos d’Orient. 1906. T. 9. № 56. P. 21–25.
- Peeters P. S. Romain le Neomartyr (+1 mai 780) d’apres un document georgien // Analecta Bollandiana. 1911. Vol. 30. P. 393–427.
- Rigo A. Il monte Ganos e isuoi monasteri // Orientalia Christiana periodica. 1995. Vol. 61. P. 235–248.
- Stramara D. F. Double Monasticism in the Greek East, IV–VIII c. // Journal of Early Christian Studies. 1998. Vol. 6. No 2. P. 269–312
- Stramara D. Double monasticism in the Greek East, VIII–XV c. // The Greek Orthodox theological Review. 1998. P. 185–202.
- Talbot A. M. Monasteries, double // The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991. P. 1392.
- Talbot A. M. A Comparison of the Monastic Experience of Byzantine Men and Women // The Greek Orthodox Theological Review. 1985. Vol. 30. No. 1. P. 1–20.
- Phioleptos of Philadelpheia. The Monastic discourses. Critical editions, translation and study by R. Sinkewicz (Pontifi cal Institute of Medieval studies). Toronto, 1992.
- Tsiknopoullos I. Kypriaka Typika. Nicosia, 1969. P. 3–68.
Данные об авторе
Ванькова Анна Борисовна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт всеобщей истории РАН, Российская Федерация; 119334, г. Москва, Ленинский пр., 32 а;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3948-9427;
Электронный адрес: avankova@mail.ru.
Благодарности
Работа выполнена по гранту РФФИ 16-01-00134 «Византийское монашество IV–XV вв.: традиции и новаторство».