Никифорова Александра Юрьевна
Древний иерусалимский чин умовения ног в тропологии Sin. Gr. МГ/ΝЕ 56+5
Ссылка на статью:
Никифорова А. Ю.
Древний иерусалимский чин умовения ног в тропологии Sin. Gr. МГ/ΝЕ 56+5 // Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви. 2018.
Вып. 84. С. 9-34.
DOI:
10.15382/sturII201884.9-34
Аннотация
В статье впервые издан и изучен древний иерусалимский чин умовения ног из греческого тропология IX в. из Египта Sin. gr. ΝΕ/ΜΓ 56+5. Чин типологически близок последованиям в иадгари и Грузинском Лекционарии и может быть датирован до VII–VIII вв. Рассмотренный вместе с ними, он дополняет картину бытования церемонии на христианском Востоке. Умовение ног совершалось в Великий Четверг после Евхаристии, в городах и монастырях идентично. Ядро чина составляли прокимен, чтение из 13-й главы Евангелия от Иоанна, ектения, молитва, умовение. От грузинских памятников чин в тропологии отличало чтение Евангелия (Ин 13. 3–17) по завершении умовения, а не перед ним, иной по составу и способу исполнения — с припевами стихов из 118-го и 50-го псалмов — гимнографический формуляр. В архаичных тропарях нашли отражение ранние святоотеческие интерпретации умовения ног как очищения от грехов, получения единой части со Христом, образа смирения. Эти тексты ненадолго задержались в богослужении (в Sin. gr. 734–735, X в., EBE 788, XII в., Stavrou 43, 1122 г., Vatop. gr. 1488, XIII в.), тогда как структурный каркас (Евангелие — ектения — молитва — умовение), местоположение чина после литургии и связь с ранними патристическими толкованиями остались по сей день. Древний чин использовался еще в X в., когда появились сложные чины, с многострофными композициями VII–VIII вв., и драматизированные, делавшие акцент не на процессе умовения, а на воспоминании исторического события, в котором каждый участник играл свою роль — Христа или одного из апостолов.
Ключевые слова
иерусалимское богослужение, чин умовения ног, новые находки в монастыре св. Екатерины на Синае, тропологий
Список литературы
- Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX–X вв. Казань, 1894. С. 109–125.
- Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. I — 1. Τυπικά. Киев, 1895. С. 547–549.
- Древнейший Иадгари / Изд. Е. Н. Метревели, Ц. А. Чанкиева, Л. М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980.
- Евхологий Барберини 336 / Е. Велковская, С. Паренти, изд., предисл., примеч. Омск, 2011. С. 52–63, 70, 199–201.
- Никифорова А. Египетский след в иерусалимском тропологии Sin. gr. ΝΕ / ΜΓ 56+5 // Вестник СПбГУ. СПб., 2016. Т. 4. С. 40–54.
- Aphraates. Demonstratio XII, 10. De Paschate // Patrologia Syriaca. T. I. / D. Ioannes Parisot, ed. P., 1894.
- Baldwin B. Moschos, John // Oxford Dictionary of Byzantium. N. Y.; Oxford: Oxford University Press, 1991. Vol. II. P. 1415.
- Beatrice P. F. La lavanda dei piedi. Contributo alla storia delle antiche liturgie cristiane. R., 1983.
- Burmester O. H. E. The Egyptian or Coptic Church. Le Caire, 1967.
- Burmester O. H. E. Le lectionnaire de la semaine sainte. P., 1939 [PO XXV–2].
- Carp A. W., Kazhdan A. Washing of the Feet // Oxford Dictionary of Byzantium. N. Y.; Oxford: Oxford University Press, 1991. Vol. III. P. 2190–2191.
- Chronz T., Nikiforova A. Beobachtungen zum ältesten Tropologion-Codex Sinaiticus graecus 56+5 // Σύναξις καθολική. Beiträge zu Gottesdienst und Geschichte der fünf altkirchlichen Patriarchate für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag (orientalia — patristica — oecumenica 6) / D. Atanassova, T. Chronz, eds. Bonn, 2014. P. 147–174.
- Egasse C. Le lavement des pieds. Recherche sur une pratique négligée. Genève, 2015.
- Gautier P. Le typikon de la Theotokos Kecharitomene // Revue des études byzantines. Vol. 43. P., 1985.
- Géhin P.- Frøyshov S. Nouvelles découvertes sinaїtiques: à propos de la parution de l’inventaire des manuscripts grecs // Revue des études byzantines. Vol. 58. P., 2000. P. 178–179.
- Giess H. Die Darstellung der Fusswaschung Christi in den Kunstwerken des 4.–12. Jahrhunderts. R., 1962.
- Goar J. Εὐχολόγιον. P., 1647. P. 745–753.
- Kötting B. Fusswaschung // Reallexikon für Antike und Christentum. Stuttgart, 1972. B. 8. S. 743–777.
- La Règle de Saint Benoît / A. de Vogüé, trad. et notes; J. Neufville, texte et concord. T. II. P., 1972 [SC 182].
- La Règle du Maître / A. de Vogüé, texte, trad. et notes. T. II. P., 1964 [SC 106].
- Leclercq H. Lavement // Dictionnaire d’archéologie chrétienne et de liturgie. P., 1929. Vol. 8. P. 2002–2009.
- Leeb H. Die Gesänge im Gemeindegottesdienst von Jerusalem (vom 5. bis 8. Jahrhundert). Wien, 1970.
- Lefort L. Th. La Règle de S. Pachôme // Le Muséon. Vol. 37. Leuven: Peeters, 1924.
- Les apophtegmes des Pères. Collection systématique. T. 2. P., 2003 [SC 474].
- Les apophtegmes des Pères. Collection systématique. T. 3. P., 2005 [SC 498].
- Longo A. Il testo integrale della Narrazione degli abati Giovanni e Sofronio attraverso le EΡΜΗΝΕΙΑΙ di Nicone // Rivista di studi bizantini e neoellenici. Vol. 12–13. R., 1965– 1966. P. 223–267.
- Lossky A. La cérémonie du lavement des pieds: un essai d’étude comparée // Acts of the International Congress Comparative Liturgy: fi fty years after Anton Baumstark (1872–1948). R., 2001 [OCA 265]. P. 809–832.
- Maas-Ewerd Th. Fusswashung // Lexikon für Theologie und Kirche. Freiburg im Breisgau: Verlag Herder, 1995. Vol. 4. S. 253–254.
- Mansi G. D. Sacrorum conciliorum nova, et amplissima collectio. T. 2. P.; Leipzig, 1901.
- Mateos J. Le Typicon de la Grande Eglise: Ms. Sainte-Croix n° 40 Xe siècle. T. I. R., 1962. [OCA 165].
- Migne J.-P. Patrologiae Cursus Completus. Series Graecae, 1–161. P., 1857–1866.
- Migne J.-P. Patrologiae Cursus Completus. Series Latina, 1–221. P., 1844–1865.
- Morosovich M. Holy Thursday in the Jerusalem and Constantinopolitan Traditions. The Liturgical Celebrations from the Fourth to the Fourteenth Centuries. Excerpta ex Diss. ad Doct. R., 2002.
- Mouhanna A. Le rite du Lavement des pieds dans l’Église maronite // Parole d’Orient. Vol. II –1. Kaslik (Lebanon), 1971. P. 31–69.
- Nikiforova А. The Oldest Greek Tropologion Sin.Gr. ΜΓ 56+5: A New Witness to the Liturgy of Jerusalem from outside Jerusalem with First Edition of the Text // Oriens Christianus. T. 98. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2015. S. 138–173.
- Origenes Werke / W. A. Baehrens, Hrs. B. 7. Leipzig, 1921 [GCS 30].
- Origenes Werke / W. A. Baehrens, Hrs. B. 8. Leipzig, 1925 [GCS 33].
- Palladius. Historia Lausiaca. Geschichten aus dem frühen Mönchtum / A. Hübner, übersetzt und komm. [Fontes Christiani 67] Freiburg; Basel; Wien, 2016.
- Palladio. La storia lausiaca / Chr. Mohrmann, G. J. M. Bartelink, M. Barchiesi, eds. Verona, 1974.
- Papadakis A. Sophronios // Oxford Dictionary of Byzantium. N. Y.; Oxford: Oxford University Press, 1991. Vol. III. P. 1928–1929.
- Pétridès S. Le lavement des pieds le jeudi-saint dans l’église grecque // Échos d’Orient. Vol. IV. P., 1889–1900. P. 321–326.
- Pétridès S. La ceremonie du lavement des pieds a Jérusalem // Échos d’Orient. Vol. XIV. P., 1911. P. 89–99.
- Quinlan A. J. Sin. Gr. 734–735 Triodion. Excerpta ex Diss. ad Doct. PIO. Newberry Springs, 2004.
- Renoux A. Le codex arménien Jérusalem 121. T. II. Edition comparée du texte et de deux autres manuscrits. Turnhout, 1971. [PO. T. XXXVI. Fask. 2. № 168].
- Renoux C. L’Hymnaire de Saint-Sabas (V–VIII siècle): Le manuscrit géorgien H 2123. I. Du Samedi de Lazare à la Pentecôte [PO 50/ 3. № 224]. Turnhout, 2008. P. 355–357.
- Ribon L. Christianisation et hygiene dans le monde byzantin (IVe–Xe siècle). Sorbonne, 2013.
- Rituale armenorum / F. C. Conybeare, ed. Oxford, 1905. P. 213–214.
- Rubenson S. The Formation and Re-formations of the Sayings of the Desert Fathers // Papers Presented At the Sixteenth International Conference on Patristic Studies held in Oxford 2011. Vol. 3: Early Monasticism and Classical Paideia [Studia Patristica 55]. Leuven: Peeters, 2013. P. 5–22.
- S. Ambrosii opera. De Spiritu Sancto libri tres. De incarnationis Dominicae sacramento / Otto Faller. Wien, 1964 [CSEL 79].
- Sancti Aurelii Augustini. Enarrationes in psalmos LI-C. Turnhout: Brepols, 1956 [CCSL 39].
- Sancti Cypriani Episcopi epistularum / G. F. Diercks, ed. Turnhout: Brepols, 1994 [CCSL: 3B].
- Schäffer Th. Die Fusswaschung im Monastischen Brauchtum und in der lateinischen liturgie. Liturgiegeschichtliche Untersuchung. Beuron in Hohenzollern, 1956.
- Shurgaia G. Formazione della struttura dell’uffi cio del sabato di Lazzaro nella tradizione cattedrale di Gerusalemme // Annali di Ca’ Foscari. Vol. 36: 3. Venezia, 1997. P. 147–168.
- Sozomène. Histoire ecclésiastique. I. 11, 10 / A.-J. Festugière, trad. [SC 306]. P., 1983.
- Suplice Sévèr. Vie de Saint Martin. T. I / J. Fontaine, texte et trad. P., 1967 [SC 133, 310].
- Taft R. In the Bridegroom’s Absence. The Paschal Triduum in the Byzantine Church, La celebrazione del Triduo pasquale: anamnesis e mimesis // Atti del III Congresso Internazionale di Liturgia. Rome, Pontifi cio Istituto Liturgico, 9–13 maggio 1988 [=“Studia Anselmiana” 102]. R., 1990. P. 71–97.
- Taft R. The Liturgy of the Hours in East and West. The Origins of the Divine Offi ce and Its Meaning for Today. Collegeville, Minnesota, 1993.
- Tarchnischvili M. Le Grande Lectionnaire de l’Église Jérusalem (Ve–VIIIe). Louvain, 1959–1960 [=CSCO 189–189, 204–205, Scriptores Iberici 9–10, 13–14]. T. I. Р. 92–93; T. II. P. 100–101.
- Triodium Athoum / E. Follieri, O. Strunk, eds. (Codex Monasterii Vatopedii 1488 phototypice depictus, pars suppletoria). Hauniae, 1975 [MMB IX].
- Tronzo W. Mimesis in Byzantium: Notes toward a History of the Function of the Image // RES: Antropology and Aesthetics.Vol. 25. Chicago: The University of Chicago Press, 1994. P. 61–76.
- Verhelst S. Le lectionnaire de Jérusalem. Ses traditions judéo-chrétiennes et son histoire suivant l’index des péricopes évangeliques, conclu par le sanctoral du Sin. géo. 58 novus [=Spicilegii Friburgensis Subsidia 24]. Freiburg, 2012.
- Ἀνάλεκτα Ἱεροσολυμιτικῆς Σταχυολογίας / Α. Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. Τ. Β´. Ἐν Πετρουπόλει, 1894.
- Τὰ νέα εὑρήματα τοῦ Σινᾶ. Ἀθῆναι, 1998.
Данные об авторе
Никифорова Александра Юрьевна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0001-8453-7179;
Электронный адрес: sashunja@yandex.ru.
Благодарности
Я благодарю монастырь Шеветонь (Бельгия), где была написана статья, за гостеприимство и разрешение работать в фондах его библиотеки. Особую признательность за помощь в исследовании я выражаю о. Антонию (Ламбрехтсу), а также о. Уго Занетти, А. В. Курбанову, Л. В. Спиридоновой.