Инокиня Екатерина (Копыл Е. В.)
Рецепция взглядов свт. Григория Нисского и блж. Иеронима на святые места Палестины: Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара
Ссылка на статью:
Копыл Е. В.
Рецепция взглядов свт. Григория Нисского и блж. Иеронима на святые места Палестины: Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара // Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви. 2018.
Вып. 84. С. 56-76.
DOI:
10.15382/sturII201884.56-76
Аннотация
В статье представлены основные взгляды свт. Григория Нисского и блж. Иеронима Стридонского на святые места Палестины и паломничество к ним в историческом контексте, показана противоречивость их высказываний, которая в XVI–XVII вв. в Европе легла в основу протестантско-католической полемики по вопросу паломнических путешествий. Далее проанализированы взгляды выдающегося деятеля эпохи греческого Просвещения Иерусалимского патриарха Хрисанфа Нотары (1707–1731) на противоречия во мнениях обоих авторов в свете его попытки систематизации богословия святых мест, которая, будучи отголоском богословских споров сторонников Реформации и Контрреформации, представила отчасти самобытный и критический подход к теме с позиции православного Предания, а отчасти усвоила тезисы, сформулированные ранее в католической среде. В вопросе святых мест Хрисанф, в частности, прибегает к методологическому принципу разделения мнений, носящих вероучительный характер (считая, что путешествия в Иерусалим не являются необходимой и существенной частью веры), и слов, которые, не будучи вероучительными, носят характер частного поучения и должны рассматриваться в контексте церковной «икономии».
Ключевые слова
cвятые места Палестины, богословие святых мест, паломничество, свт. Григорий Нисский, блж. Иероним Стридонский, рецепция патристических взглядов, протестантско-католическая полемика XVI–XVII вв., патриарх Хрисанф Нотара, греческое богословие XVIII в.
Список литературы
- Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты в Православной Церкви // Богословские труды / Александр Мусин, диакон, сост., биографические вступления. Н. Новгород, 2011. С. 430–481.
- Каптерев Н. Ф. Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707). М., 1891.
- Рамазанова Д. Н. Переводы сочинений иерусалимского патриарха Хрисанфа Нотары в русских списках XVIII в. // Специальные исторические дисциплины: Сб. ст. М., 2014. Вып. 1. С. 317–347.
- Она же. Экземпляры сочинений иерусалимского патриарха Хрисанфа Нотары в собрании Музея книги РГБ // Библиофика: История книги и изучение книжных памятников. Вып. 2. М., 2011. С. 166–186.
- Фокин А. Р. Блаженный Иероним Стридонский. Библеист, экзегет, теолог. М., 2010.
- Maraval P. Jérusalem, cité sainte? Les hésitations des Pères du IVe siècle // La Cité de Dieu. Die Stadt Gottes. 3. Symposium Strasbourg, Tübingen, Uppsala 19.–23. September 1998 in Tübingen / M. Hengel, S. Mittmann, A. M. Schwemer, ét. Tübingen, 2000. P. 351–363.
- Idem. Une querelle sur les pèlerinages autour d’un texte patristique (Grégoire de Nysse, Lettre 2) // Revue d’histoire et de philosophie religieuses. 1986. Vol. 66. P. 131–146.
- Prawer J. Christian Attitudes towards Jerusalem in the Early Middle Ages // The History of Jerusalem: The Early Muslim Period, 638–1099 / J. Prawer, H. Ben-Shammai, eds. Jerusalem, 1996. P. 311–348.
- Στθη Π. Χρσανθος Νοταρς πατριρχης εροσολμων. Πρδρομος τοÖ ΝεοελληνικοÖ ΔιαφωτισμοÖ. ÿθνα, 1999.
- Χρυσόστομος Παπαδόπουλος, Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος. Ιστορία της Εκκλησίας των Ιεροσολύμων. Αθήνα, 2010.
Данные об авторе
Инокиня Екатерина (Копыл Е. В.)
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Горненский женский монастырь, Русская Духовная Миссия Московского Патриархата в Иерусалиме; Израиль, Иерусалим, 9100902, ул. Хешин, д. 6, P.O.B. 1042;
Должность: заведующая юридическим отделом РДМ;
ORCID: 0000-0002-5174-3598;
Электронный адрес: ekopyl@mail.ru.