/

Крылов Алексей Олегович

Что превращает человека в зверочеловека? Териантропия в богословии свт. Димитрия Ростовского


Крылов А. О. Что превращает человека в зверочеловека? Териантропия в богословии свт. Димитрия Ростовского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 48-55.

DOI: 10.15382/sturII201884.48-55

Аннотация

Статья посвящена учению выдающегося проповедника и церковного писателя свт. Димитрия Ростовского (1651–1709) о том, что грех превращает грешника в зверочеловека. Автор показывает библейские истоки этой идеи святителя, его связь с воззрениями Ростовского митрополита на грех и его влияние на человека. Автор статьи также рассматривает образы «полулюдей, полузверей» из «Келейного летописца» св. Димитрия Ростовского. В статье доказывается, что эти образы рассматривались Ростовским митрополитом не как естественнонаучные курьезы, но как примеры разрушительного действия греха на человека, уподобляющего людей зверям. В статье показано, что суждения митрополита о людях-монстрах восходят к древней еврейской традиции, повествующей о судьбе строителей Вавилонской башни. Если человек имеет чистый разум, устремленный к Богу, то он остается человеком даже тогда, когда его внешность становится похожей на зверя. Это доказывают примеры из житий святых — великих подвижников, покрытых густыми волосами, и сатира из жития преподобного Павла Фивейского, который оказался благочестивее, чем развратные александрийцы. Автор приходит к выводу, что свт. Димитрий повествуя о териантропии, раскрывает свои взгляды на соотношение внешнего и внутреннего в человеке и на роль ума в духовной жизни.

Ключевые слова

Димитрий Ростовский, русское Православие, русская культура петровской эпохи, грех, зверочеловек, история проповеди, териантропия, Третья книга Варуха, апокриф

Список литературы

  1. Волков А. В. «Келейный летописец» Димитрия Ростовского и «Всемирная хроника»
  2. Иоанна Навклира // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. Вып. 3 (38). С. 51–68.
  3. Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. Киев, 1695. Т. 2.
  4. Зубов В. П. Русские проповедники. Очерки по истории русской проповеди. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  5. Крылов А. О. Митрополит Дмитрий Ростовский в церковной и культурной жизни России во второй половине XVII — начале XVIII в.: Дис. … канд. ист. наук. М., 2015.
  6. Крылов А. О. Святитель Димитрий Ростовский и понимание греха в русском обществе рубежа XVII–XVIII вв. // История и культура Ростовской земли 2012. Ростов, 2013.
  7. Люстров М. Ю. Приключенческие повести // История древнерусской литературы: Аналитическое пособие / А. С. Демин, ред. М.: Языки славянских культур, 2008. С. 710–722.
  8. Нехлебаева Н. А. Творчество Димитрия Ростовского в контексте русских литературных представлений о внутреннем человеке конца XVII — начала XVIII столетия: Дис. … канд. филол. наук. Северодвинск, 2003.
  9. Рубцова М. Л. Святитель Димитрий Ростовский о внутреннем человеке и умной молитве // Православие и православная культура в эпоху Димитрия Ростовского. Ростов: Издательство Ростовского Свято-Яковлевского монастыря, 2018. С. 151–165.
  10. Kulik A. How the Devil Got His Hooves and Horns: The Origin of the Motif and the Implied Demonology of 3 Baruch. Numen 60 (2013). P. 195–229. DOI: 10.1163/15685276-12341263.
  11. Sherman Ph. M. Babel’s Tower translated: Genesis 11 and ancient Jewish Interpretation. Leiden-Boston: Brill, 2016.
  12. Wittkower Rudolf. Marvels of the East. A Study in the History of Monsters // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1942. Vol. 5. P. 159–197.

Данные об авторе

Крылов Алексей Олегович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6; Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Российская Федерация. Москва, 105005, 2-я Бауманская ул., 5;
Должность: младший научный сотрудник; доцент кафедры;
Электронный адрес: dismal.enigma@gmail.com.

Благодарности

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-39-00099 мол_а.