Крылов Алексей Олегович
Что превращает человека в зверочеловека? Териантропия в богословии свт. Димитрия Ростовского
Ссылка на статью:
Крылов А. О.
Что превращает человека в зверочеловека? Териантропия в богословии свт. Димитрия Ростовского // Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви. 2018.
Вып. 84. С. 48-55.
DOI:
10.15382/sturII201884.48-55
Аннотация
Статья посвящена учению выдающегося проповедника и церковного писателя свт. Димитрия Ростовского (1651–1709) о том, что грех превращает грешника в зверочеловека. Автор показывает библейские истоки этой идеи святителя, его связь с воззрениями Ростовского митрополита на грех и его влияние на человека. Автор статьи также рассматривает образы «полулюдей, полузверей» из «Келейного летописца» св. Димитрия Ростовского. В статье доказывается, что эти образы рассматривались Ростовским митрополитом не как естественнонаучные курьезы, но как примеры разрушительного действия греха на человека, уподобляющего людей зверям. В статье показано, что суждения митрополита о людях-монстрах восходят к древней еврейской традиции, повествующей о судьбе строителей Вавилонской башни. Если человек имеет чистый разум, устремленный к Богу, то он остается человеком даже тогда, когда его внешность становится похожей на зверя. Это доказывают примеры из житий святых — великих подвижников, покрытых густыми волосами, и сатира из жития преподобного Павла Фивейского, который оказался благочестивее, чем развратные александрийцы. Автор приходит к выводу, что свт. Димитрий повествуя о териантропии, раскрывает свои взгляды на соотношение внешнего и внутреннего в человеке и на роль ума в духовной жизни.
Ключевые слова
Димитрий Ростовский, русское Православие, русская культура петровской эпохи, грех, зверочеловек, история проповеди, териантропия, Третья книга Варуха, апокриф
Список литературы
- Волков А. В. «Келейный летописец» Димитрия Ростовского и «Всемирная хроника»
- Иоанна Навклира // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. Вып. 3 (38). С. 51–68.
- Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. Киев, 1695. Т. 2.
- Зубов В. П. Русские проповедники. Очерки по истории русской проповеди. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
- Крылов А. О. Митрополит Дмитрий Ростовский в церковной и культурной жизни России во второй половине XVII — начале XVIII в.: Дис. … канд. ист. наук. М., 2015.
- Крылов А. О. Святитель Димитрий Ростовский и понимание греха в русском обществе рубежа XVII–XVIII вв. // История и культура Ростовской земли 2012. Ростов, 2013.
- Люстров М. Ю. Приключенческие повести // История древнерусской литературы: Аналитическое пособие / А. С. Демин, ред. М.: Языки славянских культур, 2008. С. 710–722.
- Нехлебаева Н. А. Творчество Димитрия Ростовского в контексте русских литературных представлений о внутреннем человеке конца XVII — начала XVIII столетия: Дис. … канд. филол. наук. Северодвинск, 2003.
- Рубцова М. Л. Святитель Димитрий Ростовский о внутреннем человеке и умной молитве // Православие и православная культура в эпоху Димитрия Ростовского. Ростов: Издательство Ростовского Свято-Яковлевского монастыря, 2018. С. 151–165.
- Kulik A. How the Devil Got His Hooves and Horns: The Origin of the Motif and the Implied Demonology of 3 Baruch. Numen 60 (2013). P. 195–229. DOI: 10.1163/15685276-12341263.
- Sherman Ph. M. Babel’s Tower translated: Genesis 11 and ancient Jewish Interpretation. Leiden-Boston: Brill, 2016.
- Wittkower Rudolf. Marvels of the East. A Study in the History of Monsters // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1942. Vol. 5. P. 159–197.
Данные об авторе
Крылов Алексей Олегович
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6; Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Российская Федерация. Москва, 105005, 2-я Бауманская ул., 5;
Должность: младший научный сотрудник; доцент кафедры;
Электронный адрес: dismal.enigma@gmail.com.
Благодарности
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-39-00099 мол_а.