/

Феофанов Александр Михайлович

Воспроизводство элиты и Академическая гимназия 1724-1765 гг.


Феофанов А. М. Воспроизводство элиты и Академическая гимназия 1724-1765 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 59-67.

DOI: 10.15382/sturII201883.59-67

Аннотация

В статье на примере карьерных и образовательных траекторий воспитанников Академической гимназии исследуется образование как социальный лифт для понимания того, в какой мере воспитанники гимназии пополнилиобразованную элиту Российской империи. Вопрос о воспроизводстве элиты Российской империи XVIII в. связан с изучением межпоколенной социальной мобильности. Эта проблема рассмотрена в статье на примере изменения социального состава и карьерных стратегий учеников Академической гимназии. Всего известно около двух тысяч человек, поступивших в гимназию Академии наук с 1726 по 1765 г. У 424 человек из них установлено дворянское происхождение, что составляет 21% от общей численности гимназистов. Детей генералитета (I–V классов по Табели о рангах) и высшей знати среди общего числа дворян было 72 человека (17% от установленного числа учеников-дворян). Вероятность пополнить элитную верхушку Российской империи у рядового дворянства была в шесть раз меньше, чем у детей самой этой элиты, если речь идет о первых пяти классах Табели о рангах, и в семь раз менее — если о первых трех рангах. Шансы же недворян попасть в чиновную элиту составляли доли процента, при этом иногда именно деятельность в сфере науки и искусства открывала возможности для карьерного роста. Автор приходит к выводу, что для неродовитых и небогатых дворян гимназия Академии наук стала первой ступенькой на пути к получению высших чинов Российской империи. Полученные в ней образование, знание языков и усвоение общей культуры, без сомнения, послужили важным, если не ключевым, фактором социализации и стали залогом успешной карьеры.

Ключевые слова

образование, элита, генералитет, шляхетство, карьерные механизмы, социальная мобильность, гимназия Академии наук

Список литературы

  1. Костина Т. В. Подготовка элит Российской Империи в учебных заведениях Академии наук (1726–1805) // Актуальное прошлое: взаимодействие и баланс интересов Академии наук и российского государства в XVIII — начале XX в. Очерки истории: В 2 кн. / И. В. Тункина, сост., отв. ред. СПб., 2016. Кн. I. C. 207–302.
  2. Кусбер Ян. Какие знания нужны дворянину для жизни? Провинциальные и столичные воспитательные дискурсы второй половины XVIII и начала XIX века // Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 269–291.
  3. «Скаски» елизаветинской России: Опрос сановников, сотрудников госучреждений, придворных при дворе Елизаветы Петровны, 1754–1756 гг. // Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. М., 2007. Т. XV. С. 64–168.
  4. Степанов В. П. Козьмин // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. СПб., 1999. С. 102.
  5. Fedyukin I., Gabdrakhmanov S. Cultural capital in an early modern elite school: The Noble Cadet Corps in St Petersburg, 1732–1762 // Journal of Interdisciplinary History. 2016. Vol. 46. No. 4. P. 485–516.

Данные об авторе

Феофанов Александр Михайлович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, дом 23б; доцент кафедры истории России;
Должность: доцент кафедры историии России;
ORCID: 0000-0001-7180-0927;
Электронный адрес: aleksandr-feofanov@yandex.ru.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-31-01010 «Образование как социальный лифт в России XVIII века: межпоколенная социальная мобильность учащихся Академии наук».