В статье на примере карьерных и образовательных траекторий воспитанников Академической гимназии исследуется образование как социальный лифт для понимания того, в какой мере воспитанники гимназии пополнилиобразованную элиту Российской империи. Вопрос о воспроизводстве элиты Российской империи XVIII в. связан с изучением межпоколенной социальной мобильности. Эта проблема рассмотрена в статье на примере изменения социального состава и карьерных стратегий учеников Академической гимназии. Всего известно около двух тысяч человек, поступивших в гимназию Академии наук с 1726 по 1765 г. У 424 человек из них установлено дворянское происхождение, что составляет 21% от общей численности гимназистов. Детей генералитета (I–V классов по Табели о рангах) и высшей знати среди общего числа дворян было 72 человека (17% от установленного числа учеников-дворян). Вероятность пополнить элитную верхушку Российской империи у рядового дворянства была в шесть раз меньше, чем у детей самой этой элиты, если речь идет о первых пяти классах Табели о рангах, и в семь раз менее — если о первых трех рангах. Шансы же недворян попасть в чиновную элиту составляли доли процента, при этом иногда именно деятельность в сфере науки и искусства открывала возможности для карьерного роста. Автор приходит к выводу, что для неродовитых и небогатых дворян гимназия Академии наук стала первой ступенькой на пути к получению высших чинов Российской империи. Полученные в ней образование, знание языков и усвоение общей культуры, без сомнения, послужили важным, если не ключевым, фактором социализации и стали залогом успешной карьеры.
образование, элита, генералитет, шляхетство, карьерные механизмы, социальная мобильность, гимназия Академии наук
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-31-01010 «Образование как социальный лифт в России XVIII века: межпоколенная социальная мобильность учащихся Академии наук».