/

Ванькова Анна Борисовна

К вопросу о статусе так называемых «двойных монастырей» в Византии IV-VI вв.


Ванькова А. Б. К вопросу о статусе так называемых «двойных монастырей» в Византии IV-VI вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 11-25.

DOI: 10.15382/sturII201883.11-25

Аннотация

Уже в ранний период Византийской империи (IV–VI вв.) помимо мужских и женских монастырей наличествовали и различные варианты сосуществования мужских и женских общин. Цель представленной статьи — проанализировать данные источников и понять, что скрывалось под термином dipla monasteria, равнозначен ли он понятию «двойные монастыри» современной историографии, а также ввести в оборот понятие монастыри-побратимы (twin-monasteries). Также в статье ставится вопрос, происходили ли изменения в численности таких монастырей, зависела ли она от географического положения общины. Источниковой базой исследования послужил широкий круг памятников — законы Юстиниана I, каноны церковных соборов, сочинения отцов Церкви (Григория Нисского, Григория Назианзина, Василия Великого), памятники агиографии. В результате анализа источников сделаны следующие выводы: под dipla monasteria законов имелись в виду смешанные монастыри. Однако ими не исчерпывалось все многообразие вариантов сосуществования мужских и женских групп подвижников. В источниках содержится информация о двойных монастырях и монастырях-побратимах. Наибольшее распространение двойные и смешанные монастыри получили в Малой Азии IV в., в целом же в Византии преобладали другие формы монашества.

Ключевые слова

Византия, мужские монастыри, женские монастыри, смешанные монастыри, «двойные» монастыри, монастыри-побратимы, законодательство

Список литературы

  1. Григорий Нисский. Послание о жизни святой Макрины / Т. Л. Александрова, пер. М., 2002.
  2. Фокин А. Р. Иероним Стридонский // Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2011. С. 336–375.
  3. Хосроев А. Л. Пахомий Великий (Из ранней истории общежительного монашества в Египте). СПб., 2004.
  4. A Monument to Saint Jerome / F. X. Murphy, ed. N. Y., 1952.
  5. Basilius Magnus. Asceticon magnum sive Regulae brevius tractatae // PG. Т. 31.
  6. Basilius Magnus. Asceticon magnum sive Regulae fusius tractatae // PG. Т. 31.
  7. Cain A. Jerome’s Epitaphium Paulae: Hagiography, Pilgrimage, and the Cult of Saint Paula // Journal of Early Christian Studies. 2010. Vol. 18. P. 105–139.
  8. Clarke W. K. L. The ascetic works of the st. Basil, translation into English. L., 1925.
  9. Corpus Juris civilis. Vol. 2. Codex Justinianus / P. Krueger, ed. Berolini, 1906. Р. 29–30
  10. Corpus Juris civilis. Vol. 3: Novellae Constitutiones / R. Schoell, G. Kroll, eds. Berolini, 1954.
  11. Del Ton G. S. Paolo romana. Milano, 1950.
  12. Diehl Ch. Justinien et la civilisation byzantine au VI° siècle. P.,1901.
  13. Elm S.‘Virgins of God’: The Making of Asceticism in Late Antiquity. Oxford, 1994.
  14. Égérie. Journal de voyage (itinéraire) / Introduction, texte critique, traduction par P. Maraval. P., 1982 (Sources chrétiennes. 296).
  15. Grégoire de Nysse. Traité de la Virginité / M. Aubineau, éd. P., 1966. (Sources chrétiennes. 119).
  16. Grégoire de Nysse. Vie de sainte Macrine / P. Maraval, éd. P., 1971. (Sources chrétiennes. 178).
  17. Gribomont J. Les Règles épistolaires de saint Basile, Lettres 173 et 22. // Saint Basile. Évangile et Église. Mélanges. T. 1. Abbaye de Bellefontaine, 1984. P. 157–192.
  18. Gribomont J. Monastery double // New Catholic encyclopedia. Washington, D.C.: The Catholic University of America, 2003. T. 9. P. 784–785.
  19. John of Ephesus. Lives of the Eastern Saints (II) / E. W. Brooks, ed., transl. // Patrologia Orientalis. 18, fasc. 4. P.,1924. P. 513–698.
  20. Kelly J. N. D. Jerome: His Life, Writings and Controversies. L., 1975.
  21. Lagrance F. Histoire de sainte Paule (8th éd.). P.,1931.
  22. Les saints stylites / H. Delehaye, éd. Bruxelles; P., 1923.
  23. Meester de P. De monachico statu juxta disciplinam Byzantinam. Roma, 1948.
  24. Murphy F. X. St Paula // New catholic encyclopedia. Washington, D. C. The Catholic University of America. 2003. Vol. 11, P. 37.
  25. Nissen W. Regelung des Klosterwesens in Rhomäerreiche bis zum Ende des 9. Jahrhunderts. Hamburg, 1897.
  26. Pargoire J. Les monastères doubles chez les Byzantins // Échos d’Orient. 1906. T. 9. № 56. P. 21–25.
  27. Pitra I. B. Iuris ecclesiastici graecorum histroia et monumenta. Romae, 1868. T. II.
  28. Stramara D. F. Adelphotes: Two Frequently Overlooked Meanings // Vigiliae Christianae. 1997. Vol. 51. P. 316–320.
  29. Stramara D. F. Double Monasticism in the Greek East, IV–VIII c. // Journal of Early Christian Studies. 1998. Vol. 6. N. 2. P. 269–312.
  30. Talbot A. M. Monasteries, double // The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991. P. 1392.
  31. Whiting M. Asceticism and Hospitality as Patronage in the Late Antique Holy Land: the Examples of Paula and Melania the Elder // Female Founders in Byzantium and Beyond. / Wiener jahrbuch für Kunstgeschichte. Wien; Köln; Weimar, 2011/2012. Bd. 60–61. 74–83.

Данные об авторе

Ванькова Анна Борисовна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт всеобщей истории РАН, Российская Федерация; 119334, г. Москва, Ленинский пр., 32 а;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3948-9427;
Электронный адрес: avankova@mail.ru.

Благодарности

Работа выполнена по гранту РФФИ 16-01-00134 «Византийское монашество IV–XV вв.: традиции и новаторство».