Биркин Михаил Юрьевич
Принципы формирования идентичности клира в трактате «О церковных службах» Исидора Севильского
Ссылка на статью:
Биркин М. Ю.
Принципы формирования идентичности клира в трактате «О церковных службах» Исидора Севильского // Вестник ПСТГУ.
Серия II:
История. История Русской Православной Церкви. 2018.
Вып. 83. С. 26-47.
DOI:
10.15382/sturII201883.26-47
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые представления Исидора Севильского (ок. 560–636) о клире. Основным источником послужило сочинение «О церковных службах», которое до этого не привлекалось для этих целей. Анализируются символическое значение тонзуры, которая получила свое место в каноническом праве усилиями епископа Севильи, и трактовка понятия clerus. Далее в ходе интертекстуального и сравнительно-исторического анализа выделяются конституирующие элементы этоса клира: его соотношение с раннехристианскими общинами и девство, не соотносимое в полной мере с целибатом. Отправными текстами послужили «Октавий» Минуция Феликса и «О святом девстве» Августина Блаженного соответственно. Среди сущностных характеристик клира Исидор особенно выделяет грамотность и образование. Автор приходит к выводу, что все перечисленные элементы объединяло представление о сакральном статусе клира, что являлось залогом успешного служения Богу и наставления паствы.
Ключевые слова
клир, девство, сакральность, этос, Исидор Севильский, «О церковных службах», Толедское королевство, раннее Средневековье, поздняя Античность
Список литературы
- Аверинцев С. С. Символика раннего Средневековья (К постановке вопроса) // Семиотика и художественное творчество. М., 1977. С. 323–334.
- Альбрехт М., фон. История римской литературы: от Андроника до Боэция и ее влияние на позднейшие эпохи. М., 2005. Т. 3.
- Ауров О. В. “Alço la mano, a la barba se tomo”: Из истории испанской средневековой правовой символики // Кентавр/Centaurus. Studia classica et mediaevalia. Вып. 1. М., 2004. С. 125–160.
- Афанасьев Н., протопр. Церковь Духа Святого. Париж, 1971.
- Афанасьев Н., протопр. Экклезиология вступления в клир. Киев, 1997.
- Биркин М. Ю. От гражданина к священнику: vita activa et contemplativa oт Августина Блаженного до Исидора Севильского // Вестник древней истории. 2017. № 1 (77). С. 126–139.
- Буркхардт Я. Размышления о всемирной истории. М.; СПб. 2013.
- Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995.
- Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
- Гуревич А. Я. Народная культура раннего Средневековья в зеркале «покаянных книг» // Средние века. 1973. № 37. С. 38–39.
- История чтения в западном мире от Античности до наших дней / Г. Кавалло, Р. Шартье, ред.-сост. М., 2008.
- Керов В., Сахаров П. Тонзура // Католическая энциклопедия. М., 2011. Т. 4. Ст. 1407–1408.
- Лебедев А. П. Духовенство Древней Вселенской Церкви (от времен апостольских до IX века): Исторические очерки. М., 1905.
- Лучицкая С. И. Введение // Одиссей: человек в истории. 2008: Script / Oralia: взаимодействие устной и письменной традиций в Средние века и раннее Новое время. М., 2008. С. 7–13.
- Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. СПб., 1885.
- Марей Е. С. Sapientiam sine eloquentia prodesse non est dubium: взаимосвязь мудрости и красноречия в произведениях Исидора Севильского // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2013. Вып. 1 (45). С. 7–19.
- Марей Е. С. Sacerdos vs. Episcopus. Использование трактата «О семи церковных чинах» Исидором Севильским (источниковедческий аспект) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып.76. С. 11–22.
- Нахов И. М. Физиогномика как отражение способа типизации в античной литературе // Живое наследие античности. Вопросы классической филологии. Вып. IX. М., 1987. С. 69–89.
- Сахаров С. А. Особенности правового статуса духовенства в поздней Римской империи (по данным «Кодекса Феодосия») // Христианское чтение. 2011. № 5 (40). С. 158–170.
- Тэрнер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура // Он же. Символ и ритуал. М., 1983. С. 104–263.
- Barrow J. The Clergy in the Medieval World: Secular Clerics, Their Families and Careers in North-Western Europe c. 800 — с. 1200. Cambridge, 2015.
- Bömer F. Pompa // Realencyclopädie der Classischen Altertumswissenschaft. Bd. XXI.2. Stuttgart, 1952. Sp. 1878–1994.
- Cazier P. Isidore de Séville et la naissance de l’Espagne catholique. P., 1994.
- Crouch J. The Judicial Punishment of Decalvatio in Visigothic Spain: a Proposed Solution based on Isidore of Sevilla and the Lex Visigothorum // The Mediterranean Review. 2010. Vol. 3. № 1. P. 59–81.
- Dagron G. Christliche Ökonomie und christliche Gesellschaft (8–10 Jh.) // Die Geschichte des Christentums. Religion, Politik, Kultur — Mittelalter. Bd. 1: Bischöfe, Mönche und Kaiser (642–1054) / G. Dagron, P. Riche, A. Vauchez, hrsg.; Dt. Ausg. bearb. u. hrsg. von E. Boshof. Freiburg;Basel;Wien, 2007. S. 256–313.
- Davidson I. J. Introduction // Ambrose. De Offi ciis / I. J. Davidson, ed., intr., transl., comment. 2 vols. Oxford, 2002. P. 1–112.
- L’Europe héritière de l’Espagne wisigothique / J. Fontaine, C. Pellistrandi, eds. Madrid, 1992.
- Faivre A. Clerc/laïc: histoire d’une frontière // Revue des Sciences Religieuses. 1983. T. 57. Fasc. 3. P. 195–220.
- Faivre A. Naissance d’une hiérarchie: Les premières étapes du cursus clérical. P., 1977.
- Fernandez Alonso J. La cura pastoral en la Espana visigoda. Roma, 1955.
- Finn T. M. It Happened One Saturday Night: Ritual and Conversion in Augustine’s North Africa // Journal of the American Academy of Religion. 1990. Vol. 58. № 4. P. 589–616.
- García Paredes J. C. R. Teología fundamental de los sacramentos. Madrid, 1991.
- Greenslade S. L. Ordo // Scottish Journal of Theology. 1956. Vol. 9. № 2. P. 161–174.
- Gryson R. Les origines du célibat ecclésiastique: Du premier au septième siècle. Gembloux, 1970.
- Harris W. V. Ancient literacy. Cambridge–Harvard, 1989.
- Hübner S. Der Klerus in der Gesellschaft des spätantiken Kleinasiens. Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Dr. phil. Jena, 2005
- James E. Bede and the Tonsure Question // Peritia. 1984. № 3. P. 85–98.
- Lawson A. C. The Sources of the De ecclesiasticis offi ciis of S. Isidore of Seville // Revue Bénédictine. 1938. № 50. P. 26–36.
- Lawson C. M. Introduction // Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis offi ciis / C.M. Lawson, ed. Turnhout, 1989. P. 1–163.
- Le «Líber Ordinum» en usage dans l’Église wisigoíhiqutet mozárabe d’Espagne du Ve au IXe sièle / par M. Fé rotin. P., 1904.
- Le «Liber mozarabicus sacramentorum» et les manuscrits mozarabes / par M. Fé rotin. P., 1912.
- Markus R. A. The Sacred and the Secular: From Augustine to Gregory the Great // The journal of theological studies. 1985. № 1(36). P. 84–96.
- Mazza E. Mystagogy: A Theology of Liturgy in the Patristic Age. N. Y., 1989.
- McCormick M. Byzantium’s Role in the Formation of Early Medieval Civilization: Approaches and Problems // Illinois Classical Studies. 1987. № 2 (12). P. 207–220.
- McGowan A. Ancient Christian Worship: Early Church Practices in Social, Historical, and Theological Perspective. Michigan, 2014.
- Mills R. The Signifi cation of the Tonsure // Holiness and Masculinity in the Middle Ages / P. H. Cullum, K. J. Lewis, eds. Cardiff , 2004.
- Mills R. Ascetic Eucharists: Food and Drink in Early Christian Ritual Meals. Oxford, 1999.
- Nicolau M. Ministros de Cristo: sacerdocio y sacramento del orden. Madrid, 1971.
- Oexle O. G. Stand, Klasse (Antike und Mittelalter) // Geschichtliche Grundbegriff e. Bd. 6 / R. Koselleck, Hrsg. Stuttgart, 1990. S. 156–200.
- Orlandis J., Ramos-Lisson D. História de los concilios de la España romana y visigoda. Pamplona, 1986.
- Pellegrini P. Militia Clericatus Monachici Ordines: Istituzioni Ecclesiastiche e Società in Gregorio Magno. Catania, 2008.
- Rhijn C, van. Manuscripts for local priests and the Carolingian reforms // Men in the Middle: Local Priests in Early Medieval Europe / C. Rhij n, S. Patzold, eds. B.; Boston, 2016. P. 177–198.
- Sánchez Prieto A. B. Rabano Mauro, Sobre la educación de los clérigos (De institutione clericorum): Alcance y penetración de la escuela carolingia. Tesis doctoral. Madrid, 2014.
- Schmitt J.-C. La notion de sacré et son application a l’histoire du christianisme médiéval // Les Cahiers du Centre de Recherches Historiques. 1992. № 9. P. 19–29.
- Scholliers P. Meals, Food Narratives, and Sentiments of Belonging in Past and Present // Food, Drink and Identity: Cooking, Eating and Drinking in Europe Since the Middle Ages / P. Scholliers, ed. Oxford; N. Y., 2001. P. 3–22.
- Slyke D. G, van. The Devil and His Pomps in Fifth-Century Carthage: Renouncing Spectacula with Spectacular Imagery // Dumbarton Oaks Papers. 2005. Vol. 59. P. 53–72.
- Smith D. E. From Symposium to Eucharist: The Banquet in the Early Christian World. Minneapolis, 2003.
- Sotomayor Muro M. La Iglesia en la España romana // Historia de la Iglesia en España. Vol. I: La Iglesia en la España romana y visigoda: (s. I–VIII) / R. García-Villoslada, dir., Madrid, 1979. P. 7–400.
- Vilanou C. Literatura Cristiana i metafores esportives // Revista Catalana de Teologia. 2003. Vol. 28. № 3. P. 457–470.
- Waszink J. H. Pompa diaboli // Vigiliae Christianae. 1947. Vol. 1. № 1. P. 13–41.
Данные об авторе
Биркин Михаил Юрьевич
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9224-7585;
Электронный адрес: mbirkin@gmail.com.
Благодарности
Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ (проект №17-33-01155 «Трактат Исидора Севильского “О церковных службах”: перевод, комментарий, исследование»).