/

Биркин Михаил Юрьевич

Принципы формирования идентичности клира в трактате «О церковных службах» Исидора Севильского


Биркин М. Ю. Принципы формирования идентичности клира в трактате «О церковных службах» Исидора Севильского // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 26-47.

DOI: 10.15382/sturII201883.26-47

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые представления Исидора Севильского (ок. 560–636) о клире. Основным источником послужило сочинение «О церковных службах», которое до этого не привлекалось для этих целей. Анализируются символическое значение тонзуры, которая получила свое место в каноническом праве усилиями епископа Севильи, и трактовка понятия clerus. Далее в ходе интертекстуального и сравнительно-исторического анализа выделяются конституирующие элементы этоса клира: его соотношение с раннехристианскими общинами и девство, не соотносимое в полной мере с целибатом. Отправными текстами послужили «Октавий» Минуция Феликса и «О святом девстве» Августина Блаженного соответственно. Среди сущностных характеристик клира Исидор особенно выделяет грамотность и образование. Автор приходит к выводу, что все перечисленные элементы объединяло представление о сакральном статусе клира, что являлось залогом успешного служения Богу и наставления паствы.

Ключевые слова

клир, девство, сакральность, этос, Исидор Севильский, «О церковных службах», Толедское королевство, раннее Средневековье, поздняя Античность

Список литературы

  1. Аверинцев С. С. Символика раннего Средневековья (К постановке вопроса) // Семиотика и художественное творчество. М., 1977. С. 323–334.
  2. Альбрехт М., фон. История римской литературы: от Андроника до Боэция и ее влияние на позднейшие эпохи. М., 2005. Т. 3.
  3. Ауров О. В. “Alço la mano, a la barba se tomo”: Из истории испанской средневековой правовой символики // Кентавр/Centaurus. Studia classica et mediaevalia. Вып. 1. М., 2004. С. 125–160.
  4. Афанасьев Н., протопр. Церковь Духа Святого. Париж, 1971.
  5. Афанасьев Н., протопр. Экклезиология вступления в клир. Киев, 1997.
  6. Биркин М. Ю. От гражданина к священнику: vita activa et contemplativa oт Августина Блаженного до Исидора Севильского // Вестник древней истории. 2017. № 1 (77). С. 126–139.
  7. Буркхардт Я. Размышления о всемирной истории. М.; СПб. 2013.
  8. Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995.
  9. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
  10. Гуревич А. Я. Народная культура раннего Средневековья в зеркале «покаянных книг» // Средние века. 1973. № 37. С. 38–39.
  11. История чтения в западном мире от Античности до наших дней / Г. Кавалло, Р. Шартье, ред.-сост. М., 2008.
  12. Керов В., Сахаров П. Тонзура // Католическая энциклопедия. М., 2011. Т. 4. Ст. 1407–1408.
  13. Лебедев А. П. Духовенство Древней Вселенской Церкви (от времен апостольских до IX века): Исторические очерки. М., 1905.
  14. Лучицкая С. И. Введение // Одиссей: человек в истории. 2008: Script / Oralia: взаимодействие устной и письменной традиций в Средние века и раннее Новое время. М., 2008. С. 7–13.
  15. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. СПб., 1885.
  16. Марей Е. С. Sapientiam sine eloquentia prodesse non est dubium: взаимосвязь мудрости и красноречия в произведениях Исидора Севильского // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2013. Вып. 1 (45). С. 7–19.
  17. Марей Е. С. Sacerdos vs. Episcopus. Использование трактата «О семи церковных чинах» Исидором Севильским (источниковедческий аспект) // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып.76. С. 11–22.
  18. Нахов И. М. Физиогномика как отражение способа типизации в античной литературе // Живое наследие античности. Вопросы классической филологии. Вып. IX. М., 1987. С. 69–89.
  19. Сахаров С. А. Особенности правового статуса духовенства в поздней Римской империи (по данным «Кодекса Феодосия») // Христианское чтение. 2011. № 5 (40). С. 158–170.
  20. Тэрнер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура // Он же. Символ и ритуал. М., 1983. С. 104–263.
  21. Barrow J. The Clergy in the Medieval World: Secular Clerics, Their Families and Careers in North-Western Europe c. 800 — с. 1200. Cambridge, 2015.
  22. Bömer F. Pompa // Realencyclopädie der Classischen Altertumswissenschaft. Bd. XXI.2. Stuttgart, 1952. Sp. 1878–1994.
  23. Cazier P. Isidore de Séville et la naissance de l’Espagne catholique. P., 1994.
  24. Crouch J. The Judicial Punishment of Decalvatio in Visigothic Spain: a Proposed Solution based on Isidore of Sevilla and the Lex Visigothorum // The Mediterranean Review. 2010. Vol. 3. № 1. P. 59–81.
  25. Dagron G. Christliche Ökonomie und christliche Gesellschaft (8–10 Jh.) // Die Geschichte des Christentums. Religion, Politik, Kultur — Mittelalter. Bd. 1: Bischöfe, Mönche und Kaiser (642–1054) / G. Dagron, P. Riche, A. Vauchez, hrsg.; Dt. Ausg. bearb. u. hrsg. von E. Boshof. Freiburg;Basel;Wien, 2007. S. 256–313.
  26. Davidson I. J. Introduction // Ambrose. De Offi ciis / I. J. Davidson, ed., intr., transl., comment. 2 vols. Oxford, 2002. P. 1–112.
  27. L’Europe héritière de l’Espagne wisigothique / J. Fontaine, C. Pellistrandi, eds. Madrid, 1992.
  28. Faivre A. Clerc/laïc: histoire d’une frontière // Revue des Sciences Religieuses. 1983. T. 57. Fasc. 3. P. 195–220.
  29. Faivre A. Naissance d’une hiérarchie: Les premières étapes du cursus clérical. P., 1977.
  30. Fernandez Alonso J. La cura pastoral en la Espana visigoda. Roma, 1955.
  31. Finn T. M. It Happened One Saturday Night: Ritual and Conversion in Augustine’s North Africa // Journal of the American Academy of Religion. 1990. Vol. 58. № 4. P. 589–616.
  32. García Paredes J. C. R. Teología fundamental de los sacramentos. Madrid, 1991.
  33. Greenslade S. L. Ordo // Scottish Journal of Theology. 1956. Vol. 9. № 2. P. 161–174.
  34. Gryson R. Les origines du célibat ecclésiastique: Du premier au septième siècle. Gembloux, 1970.
  35. Harris W. V. Ancient literacy. Cambridge–Harvard, 1989.
  36. Hübner S. Der Klerus in der Gesellschaft des spätantiken Kleinasiens. Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Dr. phil. Jena, 2005
  37. James E. Bede and the Tonsure Question // Peritia. 1984. № 3. P. 85–98.
  38. Lawson A. C. The Sources of the De ecclesiasticis offi ciis of S. Isidore of Seville // Revue Bénédictine. 1938. № 50. P. 26–36.
  39. Lawson C. M. Introduction // Isidorus Hispalensis. De ecclesiasticis offi ciis / C.M. Lawson, ed. Turnhout, 1989. P. 1–163.
  40. Le «Líber Ordinum» en usage dans l’Église wisigoíhiqutet mozárabe d’Espagne du Ve au IXe sièle / par M. Fé rotin. P., 1904.
  41. Le «Liber mozarabicus sacramentorum» et les manuscrits mozarabes / par M. Fé rotin. P., 1912.
  42. Markus R. A. The Sacred and the Secular: From Augustine to Gregory the Great // The journal of theological studies. 1985. № 1(36). P. 84–96.
  43. Mazza E. Mystagogy: A Theology of Liturgy in the Patristic Age. N. Y., 1989.
  44. McCormick M. Byzantium’s Role in the Formation of Early Medieval Civilization: Approaches and Problems // Illinois Classical Studies. 1987. № 2 (12). P. 207–220.
  45. McGowan A. Ancient Christian Worship: Early Church Practices in Social, Historical, and Theological Perspective. Michigan, 2014.
  46. Mills R. The Signifi cation of the Tonsure // Holiness and Masculinity in the Middle Ages / P. H. Cullum, K. J. Lewis, eds. Cardiff , 2004.
  47. Mills R. Ascetic Eucharists: Food and Drink in Early Christian Ritual Meals. Oxford, 1999.
  48. Nicolau M. Ministros de Cristo: sacerdocio y sacramento del orden. Madrid, 1971.
  49. Oexle O. G. Stand, Klasse (Antike und Mittelalter) // Geschichtliche Grundbegriff e. Bd. 6 / R. Koselleck, Hrsg. Stuttgart, 1990. S. 156–200.
  50. Orlandis J., Ramos-Lisson D. História de los concilios de la España romana y visigoda. Pamplona, 1986.
  51. Pellegrini P. Militia Clericatus Monachici Ordines: Istituzioni Ecclesiastiche e Società in Gregorio Magno. Catania, 2008.
  52. Rhijn C, van. Manuscripts for local priests and the Carolingian reforms // Men in the Middle: Local Priests in Early Medieval Europe / C. Rhij n, S. Patzold, eds. B.; Boston, 2016. P. 177–198.
  53. Sánchez Prieto A. B. Rabano Mauro, Sobre la educación de los clérigos (De institutione clericorum): Alcance y penetración de la escuela carolingia. Tesis doctoral. Madrid, 2014.
  54. Schmitt J.-C. La notion de sacré et son application a l’histoire du christianisme médiéval // Les Cahiers du Centre de Recherches Historiques. 1992. № 9. P. 19–29.
  55. Scholliers P. Meals, Food Narratives, and Sentiments of Belonging in Past and Present // Food, Drink and Identity: Cooking, Eating and Drinking in Europe Since the Middle Ages / P. Scholliers, ed. Oxford; N. Y., 2001. P. 3–22.
  56. Slyke D. G, van. The Devil and His Pomps in Fifth-Century Carthage: Renouncing Spectacula with Spectacular Imagery // Dumbarton Oaks Papers. 2005. Vol. 59. P. 53–72.
  57. Smith D. E. From Symposium to Eucharist: The Banquet in the Early Christian World. Minneapolis, 2003.
  58. Sotomayor Muro M. La Iglesia en la España romana // Historia de la Iglesia en España. Vol. I: La Iglesia en la España romana y visigoda: (s. I–VIII) / R. García-Villoslada, dir., Madrid, 1979. P. 7–400.
  59. Vilanou C. Literatura Cristiana i metafores esportives // Revista Catalana de Teologia. 2003. Vol. 28. № 3. P. 457–470.
  60. Waszink J. H. Pompa diaboli // Vigiliae Christianae. 1947. Vol. 1. № 1. P. 13–41.

Данные об авторе

Биркин Михаил Юрьевич


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9224-7585;
Электронный адрес: mbirkin@gmail.com.

Благодарности

Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ (проект №17-33-01155 «Трактат Исидора Севильского “О церковных службах”: перевод, комментарий, исследование»).